2:18,19. Греческие философы часто говорили, насколько опасно потворствовать плотским страстям; этот образ может быть распространен и на тех, кто использовал эти страсти как профессию (проституция). Потерпевшие поражение в сражении и захваченные в плен становились рабами. Большинство философов говорили о свободе от страстей, а не о вседозволенности; Евангелие говорит о свободе от греха, а не о свободе греха. 2:20,21. В еврейских текстах говорится о «пути правды»; см. коммент. ко 2:15. 2:22. Одна из пословиц, которую приводит здесь Петр, взята из Библии ( Прит. 26:11 , о том, что глупый повторяет свою глупость); другая пословица заимствована из внебиблейского источника (из древней истории об Ахикаре), но в ней просматривается знакомый образ. И собаки, и свиньи считались нечистыми животными (ср.: Мф. 7:6 ), и еврейские читатели испытывали к ним чувство гадливости; они вызывали также и другие схожие ассоциации. 3:1–7 Непреложность грядущего суда Подобно многим эллинизированным евреям (эллинистам), а также поздним гностикам, лжеучителя принижали роль грядущего суда, тем самым подвергая людей опасности греха, который был свойствен и лжепророкам прошлого (гл. 2; см. коммент ко 2:1). Теперь автор обращается непосредственно к истокам их безнравственных по ступков; подобно многим иудейским учителям, он признает, что недооценка или отсутствие веры в грядущий суд обычно приводит к аморальному поведению или даже моральному релятивизму (см. также коммент. к Иуд. 3, 4 ). Некоторые комментаторы рассматривают гл. 3 как другое послание, которое отличается от гл. 1 и 2, но в этом нет необходимости: здесь есть вполне естественный переход, особенно если учесть, что Петр в данном случае не связан с По сланием Иуды. 3:1,2. Некоторые философы говорили о «чистом разуме», который не затронули эмоции; Петр имеет в виду идеи лжеучителей (2:20). О «напоминании» см. в коммент. к 1:12. О заповеди Иисуса здесь ср. с Мф. 24:42–44 (особенно для 2Пет. 3:9 ). 3:3 . В значительной части произведений еврейской литературы те, кто отрицает наступление грядущего века, рассматриваются как лишенные нравственного фундамента (ср., напр., обвинение фарисеев против саддукеев). Насмешки над праведным всегда характеризовали поведение нечестиво го; в 1 Енох, говорится о грешниках, которые насмехаются над Богом, отрицая Его откровение; в Свитках Мертвого моря порицаются те, кто высмеивает праведного учителя своей общины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Однако началом истолкования его (рая) является, конечно, весьма полезное размышление – ходатай помощи для уже преуспевающих в созерцании и добавка более совершенного ведения для испытывающих глубины Духа. Давайте, таким образом, начнем с самого начала. 5. Именно после того, как завистью диавола и обольщением женщины отпали от того бессмертного образа жизни, мы и были изгнаны из рая наслаждения из-за прегрешения прародителей и отброшены в эту землю, чтобы возделывать ее, и осуждены в поте и трудах есть свои хлеб от нее, приносящей по большей части нам «терние и волчцы» ( Быт.3:18 ), нежели семена. И вот, словно во второй иной рай вступившие, на самом деле в этот видимый мир, давайте рассмотрим, насколько возможно, все, сообразно с его творениями, чтобы ведение божественных и человеческих дел 18 было возможно нам, освещаемым Духом, ибо даже и от красоты сущего мы возводимся, по Божественному Писанию ( Рим.1:20 ; Прем.13:5 ), ко Творцу. Давайте, таким образом, конечно, разумом и мудростью по Божией благодати мы не только вступим в умопостигаемый рай и будем тщательно исследовать природы, движения и логосы всего (находящегося) в нем, но и полностью насладимся от его цветов и благочестиво 19 обработаем пашню бессмертных 20 . 6. Двойным же является и сам (рай), опять же установленный соответственно с нами, составлеными из двух природ; каков же он? Все видимое творение и, я утверждаю, то в нас, что сокрыто; об этих именно (видимом и сокрытом) и божественный Павел говорит вместе с пророком Давидом: «Ибо невидимое Его... от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:20 ) 21 , и Давид: «Дивно для меня (из меня) ведение Твое,... – не могу постигнуть его» ( Пс.138:6 ) 22 , то есть из моего устройства и строения; это самое (ведение) и стало в то время опасным недавно сотворенному Адаму, который (был) еще не в состоянии прийти к созерцанию и пониманию его. 7. Однако, если угодно, давайте сначала скажем об этом видимом и чувственно воспринимаемом рае, в который после изгнания Адама из рая мы, род его, Богом помещены обитать, как сказано. Затем давайте также рассмотрим по силам и умопостигаемый (рай) – ничто ведь нам, таким образом благочестиво рассуждающим о рае, не станет препятствием, ибо мы должны всякую мысль пленять в послушание Христу, по божественному апостолу ( 2Кор.10:5 ), и духовно, получать все от Божественного Писания, согласно Соломону, так говорящему: «Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою; И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен» ( Прит.23:1–2 ) 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Бог не только определил через кого давать своё Откровение, но и время, а главное, способ передачи. Текст Священного Писания Ветхого Завета говорит о том, что Бог открывается людям посредством как слов, так и действий. Например, Бог объявил Ною: «И вот, Я наведу на землю потоп водный» ( Быт.6:17 ) и велел ему построить ковчег для спасения. Моисею и Аарону Бог дал власть творить знамения, чтобы Израиль поверил, что Господь явился Моисею и повелел ему вывести израильтян из Египта ( Исх.4:1–9,27–31 ). В другой раз Бог использовал сильную бурю на море и чрево огромной рыбы, чтобы подтолкнуть убегающего пророка к выполнению порученной Им миссии ( Иона 1:4–3:3 ) 79 . Подобные Божественные деяния почти всегда связаны с поясняющими Откровениями, которые могли даваться до, непосредственно или после этих событий. Священное Писание называет те способы, с помощью которых божественное Откровение было возвещено: Жребий. К жребию иногда обращались, чтобы узнать волю Бога ( Прит.16:33 ; Деян.1:21–26 ). Урим и туммим впервые упоминаются в книге Исход: «На наперсник судный возложи урим и туммим» ( Исх.28:30 ). Наперсник носил иудейский первосвященник. Это квадратный кусок материи, сложенный вдвое. Он был украшен двенадцатью драгоценными камнями, на которых были выгравированы имена двенадцати колен Израилевых. Урим и туммим, скорее всего – два драгоценных камня, помещённые в карман; они использовались, наподобие жребия, для познания воли Божьей. ( Числ.27:21 ; Втор.33:8 ; 1Цар.28:6 ; 1Ездр.2:63 ). Сны. Бог в ветхозаветные времена давал откровения в вещих снах ( Быт.20:3,6; 31:11 .–13,24; Числ.12:6 ; Дан.7:1 ). Перед вторым пришествием Христа, согласно пророчеству Иоиля, Господь снова будет посылать своё откровения во снах ( Иоил.2:28 ). Также сны часто использовались в откровениях к неизраильтянам ( Быт.20:3–6; 31:24; 40:5; 41:1–7 ; Суд.7:13 ). Чудеса. Согласно Священному Писанию , Бог также являет Себя в чудесах. Чудеса, описанные в Библии, часто предназначены для наказания падших и для помощи людям, идущим к Господу ( Суд.6:37 ; Ион.2 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В Вавилоне «седьмые» дни (т.е. седьмой, четырнадцатый, девятнадцатый, двадцать первый и двадцать восьмой дни месяца) имели характер деис нефастус (вав. уму лимну), и к ним нужно было подходить с особенной тщательностью, в частности, царь должен был соблюдать различные меры предосторожности (например, не взбираться на колесницу, не приносить жертвы и т.д.). Об общей приостановке работы не содержится никакого упоминания. Только на пятнадцатый день в Вавилоне приостанавливалась работа, но далеко не потому, что этот день носил радостный, праздничный характер; очевидно, это было вызвано совершенно другими мотивами, а именно, что в этот конкретный день не должно было везти, а также необходимо было умиротворить богов (откуда и название ум пух либби – " день усмирения сердца) и смягчить их гнев посредством дня раскаяния и молитвы» 97 . Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою». Читатель Библии, возможно, ожидал здесь встретить «повинуйся твоему отцу и матери». Но повиноваться легче, чем почитать. Можно ненавидеть, но подчиняться. Но нельзя ненавидеть и почитать. Серьезность заповеди усиливается выбором глагола почитать. Он используется несколько раз, а в качестве объекта действия выступает Бог ( 1Цар.2:30 ; Пс.49:23 ; Прит.3:9 ; Ис.29:13; 43:20:23 ). И Бог, и родители достойны почитания. Это древнееврейское слово иногда переводится как «прославлять» и описывает, как нужно прославлять Бога ( Пс.21:24; 49:15; 85:9, 12 ; Ис. 24:15 ). Это не значит, что родители достойны поклонения. Иисус цитировал и одобрял пятую заповедь ( Мф.15:4 ; Мк.7:10 ; также Павел в Ефес.6:2 ). Но Он также сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» ( Мф.10:37 ). Родители превращаются в ничтожных богов, если их сделать теми «другими богами» перед Ним. Шестая заповедь: «Не убивай». Некоторые богословы переводят этот глагол как «не совершай умышленное убийство». То есть, запрещены не все формы убийства (такие как смертная казнь за определенные преступления или участие в войне), а лишь ненужное убийство в порыве гнева или жадности. Время от времени этот глагол описывает не заслуживающее наказания убийство ( Числ.35:11 ; Втор.4:42 ; Иис. Нав.20:3:5 ), о чем говорят определения вроде «непреднамеренное» либо «по незнанию или нечаянно». Другой пример можно найти в Книге Чисел (35:27) – мститель за кровь невиновен, если он убивает человекоубийцу, который бродил за пределами города убежища.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Тогда, то есть только после того как грешники покаются (18, 19), попросят защиты и охраны у Господа (20), их религиозные обряды будут благоугодны Господу, а их жертвы станут жертвами правды. Псалом 51. Дерево без корней и цветущее дерево Доик идумеянин ( 1Цар. 21 – 22 ) после своего подлого предательства, совершив, по сути, злодейский поступок, имеет наглость еще хвалиться этим. Обличая коварство и злодейство Доика, Давид утверждает, что никакие злодеяния против него не смогут отрешить от него милость Божью. В псалме как бы перекликаются эти темы: злодейству (3) противостоит благо (11); непреходящей «милости Божьей» (3б) – Его милость во веки веков (10). Главная весть псалма состоит в том, что милость Божья противостоит даже воинствующей наглости, она не подвластна давлению «злодейства» (3) и вовеки неизменна (10). А 1 (3) Два типа безопасности Б 1 (4–6) Язык погибели В (7) Вмешательство Бога Б 2 (8–9) Язык победы А 2 (10–11) Истинная безопасность 3 (А 1 ) Два типа безопасности: человеческая сила и милость Божья. Хвалишься – подразумевается самоуверенность и самонадеянность. 4–6 (Б 1 ) Язык погибели. Язык – речь человека всегда отражает его характер, говорит о его нравственных ценностях и критериях. 6 Гибельные (ср.: ст. 4) – намеренно вводящие в заблуждение. Доик сказал правду только для того, чтобы совершить большое зло. 7 (В) Вмешательство Бога. За то… вконец, то есть Божье возмездие коснется конкретного человека (тебя), его домашнего очага (жилище) и всего его земного существования (земля живых). 8–9 (Б 2 ) Язык победы. Посмеются – речь не о злорадстве ( Иов. 31:29 ; Прит. 24:17 ), но о ликовании при торжестве Божественной справедливости (8, убоятся) и очевидности того, что только Бог предоставляет надежную защиту для человека (крепость, 9). 10–11 (А 2 ) Истинная безопасность. В отличие от дерева, вырванного с корнем (7, «исторгнет»), цветущее дерево («зеленеющая маслина») растет в присутствии Божьем, под Его благодатью и милостью (10); оно призвано прославить Бога (11, ср.: ст. 3,4), постоянно уповая на Него (имя Твое), принося свидетельство о Нем пред святыми Его, которых Господь любит и которые отвечают Ему взаимностью. Псалом 52. Пусть развеются страхи Хотя этот псалом практически идентичен Пс. 13 , но в ст. 6 здесь несколько иной акцент. В Пс. 13:5 подчеркивается страх, который охватывает врагов народа Божьего, когда они осознают, что Господь в роде праведных ( Пс. 13:5 ). А в ст. 6 данного псалма заключен призыв к народу Божьему не бояться врагов, которые ополчаются против него, поскольку Бог рассыплет кости их. Таким образом, два псалма отражают разные стороны одной и той же ситуации: когда народу Божьему угрожает опасность, страшиться должны его враги, а Его народу нечего бояться. Более детальные объяснения см. в коммент. к Пс. 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Многие евреи считали, что Верховный суд Израиля действует на основании полномочий, предоставленных ему Божьим небесным трибуналом, и ратифицирует его постановления. «Связано» и «разрешено» (также 18:18) – термины, которыми обозначалось право раввинов на истолкование Писания («запрещено» и «разрешено»), а потому они могли применяться и в сфере судопроизводства. 16:20. О мессианской тайне см. во введении в коммент. к Евангелию от Марка. 16:21–28 Новое определение мессианства Несмотря на то что Петр открыл тайну Иисуса (16:16), его понимание смысла и назначения мессианства оставалось неверным. 16:21. Даже большинство пророков Ветхого Завета стремились избежать, насколько это возможно, стези мученичества и сокрушались по поводу своих страданий ( 3Цар. 19:3,4 ; Иер.20:7–18 ). Хотя мученичество почти всегда было уделом пророков, не в этом заключалась их цель; но здесь, по-видимому, Иисус говорит о мученичестве как о Своей цели (ср. особенно: 20:28). 16:22. В еврейских преданиях того периода Мессия изображался как победитель; очевидно, лишь спустя столетие после Иисуса еврейские богословы начали признавать учение не только о победоносном, но и острадающем Мессии. Одно из непреложных правил древнего ученичества (с редкими, но знаменательными исключениями) гласило: «Никогда не прекословить учителю, особенно публично». Здесь Петр нарушает это правило даже с точки зрения укоренившихся культурных обычаев. 16:23. Выражение «камень преткновения», т. е. препятствие, стало нарицательным: так обозначают все, что ведет людей к греху или к сомнениям в вере. Иисус называет Петра сатаной, потому что тот предлагает ему то же искушение: Царство без креста (4:9,10). Раввины иногда позволяли себе обыгрывать имена учеников; здесь " камень» (16:18) превращается в «камень преткновения». 16:25,26. Жизнь человека стоит дороже любых сокровищ, ибо они утратят ценность, если не станет человека, который мог бы ими наслаждаться ( Пс. 48:7,8 ; Исх. 30:12 ). 16:27,28. Опираясь на Дан. 7:13,14 , Иисус говорит о Себе тем же языком, каким в Вет-хом Завете обычно изображается Бог как судья ( Пс. 61:12 ; Прит. 24:12 ; Иер. 17:10; 32:19 ; Иез. 18:30 ). Упоминание ангелов, вероятно, связано с Зах. 14:5 , хотя этот образ соответствует и контексту Дан. 7:13,14 . «Вкусить смерти» – идиоматическое выражение, означающее «умереть». Ст. 28 служит связующим звеном, предваряющим откровение о Царстве в 17:1–8.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

—31— знает нравственный закон, но и частные действия человека поставляет в надлежащее к нему отношение; или: b) ложная, заблуждающаяся, когда она неверно понимает нравственный закон и не верно прилагает его к частным действиям и таким образом ложное считает истинным и наоборот. Есть путь, говорит премудрый, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно ада ( Прит.14:12 ). Приидет час, говорит Иисус Христос ученикам своим, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу ( Ин.16:2 ; 1Тим.4:2–4 ; 1Пет.2:12 ) и т.п. В том и другом случае заблуждение не извинительно, когда оно произошло от нашей вины, напр., от невнимания закону (примеры: Ирод Мф.14:9; фарисей Мф.15:3–6). в) По свойству суда, который произносит совесть о поступках наших, она бывает б) ясная, несомненная, когда твердо и решительно говорит, что известное действие хорошо или худо. Не можем, говорили Апостолы, убежденные в истине своего благовествования, не можем, яже видехом и слышахом, не глаголати ( Деян.4:20 ); повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (5:29; Рим.14:22 ; 2Мак.7:20–28 ) б) вероятная, когда только с вероятностью судить о достоинстве поступка; с) сомневающаяся, когда колеблется в своих суждениях о том или другом действии ( Гал.2:11–14 ; 1Кор.8:10 ). По степени своей силы в самой деятельности человека совесть называется нежною, живою, бдящею. Тем же, аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего ( 1Кор.8:13 ; Рим.14:26 ; Мф.26:15; 27:24 ); или, напротив, грубою, дремлющею ( Деян.24:25 ), оскверненною ( Тит.1:15 ), лукавою ( Евр.10:22 ) и сожженною ( 1Тим.4:2 ; ср. Мф.23:25 ). У иных людей она всегда и касательно всех действий обнаруживает свою чувствительность ( Евр.13:18 ), а у других бывает не чувствительна и к самым важным проступкам, так что, иногда кажется, будто они вовсе не имеют совести. —32— г) Совесть по отношению ко времени, в которое совершается нравственное действие, бывает: а) предыдущая, которая еще до совершения поступка говорит, что его должно исполнить, или нет; b) сопутствующая, которая подает свой голос во время самого исполнения или нарушения закона, сопровождает наше действие ясным сознанием его справедливости, или, напротив, сопровождает скорбью, беспокойством, страхом; с) последующая, которая пробуждается в душе человека после совершения какого-либо нравственного действия ( Мф.26:4:5; 27:3 и т.д.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кол.3:3). Итак, истинное намерение, с которым внушается и исполняется милосердие, состоит в том чтобы, спасая тело от трудов и болезней, содействовать духу в достижении вечного спасения. Апостол, обращаясь от этого намерения к величию, которое содержат в себе и малые даяния, возвестил нам: «Блаженнее есть давать, нежели принимать» (Деян.20:35) и засвидетельствовал учениками своими, что «ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал, нуждам моим послужили руки мои» (Деян.20:33) удовлетворяя «всякому требованию» . Но суетные желания наши, изобретая излишние нужды и не имея собственных сил к удовлетворению, превращают эту истину и находят более выгод в принятии даров, нежели в раздаянии. Но да просветится тьма эта истиною вечною и безрассудность человеческая судом Божиим! Пусть многие ныне заграждают слух от слов вечной Истины. Они услышат тайну эту тогда, когда последний суд засвидетельствует правду Божию перед небом и землею. Господь, явившись на суде, скажет во услышание всех земнородных: В лице человеков алчущих «Я алкал, и дали Мне есть» (Мф.25:35), в лице жаждущих «Я жаждал, и напоили Меня» , с не имущими крова Я странствовал, «и приняли Меня» ; с болящими Я «болен был, и посетили Меня. Так как Вы сделали это одному из братии Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). Открытием этой тайны будущего суда Он изображает то, что до сих пор ходатайствует у каждого человека, часто немилосердного и жестокого, о милосердии к человеку же; иногда ходатайствует и о чаше студеной воды для жаждущего. Вечно ходатайствуя о нас у Отца небесного, непрерывно продолжает и земное ходатайство о милосердии, совершая его то заповедью: «Будьте милосердны» (Лк.6:36), то изъяснением Своего хотения: «Милости хочу» (Мф.9:13), то указанием на Свое милосердие к человеку: «Образ дал вам» (Ин. 13:15), то советами: «иди и раздай нищим» (Лк. 18:22), то обещанием небесных даров Своих: «будешь иметь сокровища на небесах» . То угрозами на жестокосердие: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому жестокосердому войти в царствие Божие» (Лк.18:25), то обильным даянием, то отнятием даров земных; и, по-видимому, применяясь к воле каждого человека, всеобщим проповеданием Своего нисхождения: «Благотворящий нищему дает взаймы Богу» (Прит.19:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3229...

Книга Притчей 6:1719 утверждает, что существует семь вещей, ненавистных Господу: «заносчивый взгляд, лживый язык, руки, проливающие невинную кровь, сердце, что замышляет злодейство, ноги, спешно бегущие ко злу, лжесвидетель, дышащий ложью, и тот, кто сеет раздоры между братьями». Из перечисленных случаев, три подразумевают злоупотребление словами. Слова, которые мы произносим, важны для Господа! Еврейское (ивр.) (ракил) означающее в переводе «клеветник», встречается в Ветхом Завете шесть раз. Бог выказывает недовольство действиями клеветника во всех частях Ветхого Завета – и в Законе, и в Пророках и в Писаниях. В Законе, в книге Левит 19:16 читаем: «Не распространяй клеветы в народе своем». В Пророках, в контексте суда, в книге Иезекииля 22:9 читаем: «Клеветники находятся в тебе [Иерусалим], чтобы проливать кровь» (ср. Иер.6:28, 9:4 ). В Писаниях, в книге Притчей 11:13 читаем: «Сплетник раскрывает чужие секреты, а верный человек и словом не обмолвится». Здесь же, в книге Притчей 20:19 добавляется: «Кто распускает сплетни, тот и секреты выдаст, так что не связывайся с болтуном». Клевещущий язык способен даже убить. Эту силу следует сначала обуздать, а потом и вовсе удалить. Язык также обладает способностью давать жизнь. «Жизнь и смерть во власти языка, и кто с ним дружен, плоды его вкусит» ( Прит.18:21 ). Болтовня может ранить как меч, а слова мудрецов исцеляют» (12:18). «Беспокойство изнуряет человека, а доброе слово веселит» (12:25). «Умиротворяющая речь – древо жизни, а речь обманчивая сокрушает дух» (15:4, ср. 10:11). «Радостно, если можешь ответить, и как хорошо уместное слово» (15:23). «Ласковая речь – что медовые соты: душе услаждение, телу исцеление» (16:24). «Золотые яблоки на серебряном узоре – таково слово, сказанное ко времени» (25:11; ср. 10:20, 32; 25:12). Руководство к служению Ветхий Завет, как руководство к служению/миссионерской деятельности, являет нам Бога, заинтересованного в распространении Благой Вести. При заключении завета, Бог явил свою заботу о погибающем человечестве. Призывая Аврама, Он обещает, что «все племена земные благословятся» через патриарха и его семью ( Быт.12 :ЗЬ). Обращаясь к Израилю у горы Синай, Бог призывает свой народ быть «царством священников, народом святым» ( Исх.19:6 ). Предполагалось, что как «царство священников» Израиль станет являть присутствие Божье окружающим народам. Вот почему Израиль назван начатком его урожая ( Иер.2:3 ). Начаток, подразумевает, что настанет время и поздней жатвы. Этим урожаем должны были стать другие народы! В книге Исайи 55:3–7 пророк размышляет о миссионерской направленности завета, заключенного с Давидом (2 Царств 7):

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Однако ж, это право возмездия Законодатель отнюдь не возводить в само- —5— цель и в фатально-необходимое отмщение за преступление против ближнего своего. Он только пользуется этим jus talionis, как и дозволением развода, без точно определенных границ, по жестокосердию Иудеев и для возведения их к высшему нравственному сознанию той истины, что не должно желать и делать ближнему своему то, чего не желаешь себе самому, или: должно любить ближнего своего, как самого себя. Этот нравственный идеал Моисеева закона ясно открывается, во-1-х, в ограничении этого jus talionis денежною пенею ( Исх.21:29–31 ), – во-2-х, в прямом указании нравственно-воспитательного значения этого закона, при изложении его во ( Втор.19:19–20 ): истреби зло из среды тебя, и прочие услышат и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя, – в-3-х, наконец, положительным воспрещением мщения и прямым повелением любить ближнего своего как себя самого в ( Лев.19:18 ), – т.е. закон желал опытно довести жестокосердого Иудея до сознания и чувства того, что он причиняет своему ближнему, чрез испытание этого на себе самом, – и таким путем возвысить его до любви ближнего как себя самого. Уже в ( Прит.20:22; 24:29 ) 1054 этот нравственный идеал сознан в отрицательной форме не-любо-мстительности, не-злорадства, терпения и предоставления наказания Богу. Но Господь возвышает этот идеал до раскрытия и положительной его стороны: препобеждения зла добром и любви ко врагам. Первое – препобеждение зла добром – сначала высказывается в виде заповеди или завета: Я же говорю (заповедую, завещаю) вам не противостать злу (или лукавству, если мыслить зло отвлеченно, как общее начало в силу злых деяний и проявлений лукавства в людях и диаволу) или злому (или лукавому, т.е. человеку и диаволу, если представлять зло в его частных проявлениях). Иначе: не так должно жить и действовать в царстве Христовом, чтобы глаз или зуб стоял за глаз и зуб, – против, вместо, взамен глаза или зуба, как это в приведенной заповеди Моисеева Закона, – но так, чтобы зло не стояло за

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010