Но сами правила, по которым ведется игра, сомнительны. Фундаменталистский подход рассматривает Библию примерно так же, как мусульмане рассматривают Коран, который считается прямой речью Всевышнего, а Муххамед – передатчиком, но никак не автором. В отношении Библии это, однако, не так. Она не является от начала и до конца прямой речью Бога. Непогрешимость относится к тому, чему Библия , как целостное послание, учит. Она не означает, что в Писании не может быть ошибочных утверждений, – они там самым очевидным образом есть. Например, в Библии написано, что Бога нет. Является ли это утверждение безошибочным? Разумеется, нет. В псалме оно приписывается «безумцу»: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» ( Пс.13:1 ). В Библии содержатся призывы к совершению грабежей и убийств: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас» ( Прит.1:11–14 ). В контексте понятно, что это слова «грешников», против которых отец предостерегает сына. Евангелие, несомненно, содержит и лживые слова – это слова сатаны, искушающего Господа ( Матф.4:3–10 ), лжесвидетелей, обвиняющих Христа на суде ( Матф.26:61 ), противников Христа вообще. Понимание того, чему Библия безошибочно учит, предполагает восприятие того или иного фрагмента в контексте библейского Откровения вообще. Писание имеет вполне определенную цель: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Иоан.20:31 ). Словом Божьим в абсолютном смысле является не текст, а Личность – Господь наш Иисус Христос . Библия – это боговдохновенное свидетельство о Христе, Который должен явиться (Ветхий Завет), и уже пришедшем (Новый). Это свидетельство возвещают нам люди, избранные для этой цели Богом, – пророки и апостолы, движимые Святым Духом. Святой Дух выступает гарантом того, что все истины, которые нужны для нашего спасения, передаются Писанием верно и со всей необходимой полнотой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

от Бога, то вы не можете разрушить его» ( Деян. 5:38–39 ). Следовательно, похоже, что вступлению в монашество должно предшествовать тщательное исследование. Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано: «Веди тяжбу с другом твоим» 920 ( Прит. 25:9 ). Но дело представляется так, что особой человеческой тяжбой является та, которая касается изменения: в состоянии его жизни. Следовательно, похоже, что не должно вступать в монашество без обсуждения этого с друзьями. Возражение 3. Далее, Господь в одной из [Своих] аналогий говорит о человеке, желающем построить башню, и замечает, что если он «не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её», то подвергнется осмеянию со стороны тех, кто станет говорить: «Этот человек начал строить – и не мог окончить!» ( Лк. 14:28–30 ). Но совершение башни, по словам Августина, есть не что иное, как «необходимость отказаться от всего своего имения». Однако подчас случается так, что некоторые не способны ни на это, ни на соблюдение других монашеских обычаев, что обозначено словами [Писания] о том, что Давид не мог ходить в броне Саула, поскольку «не привык» ( 1Цар. 17:39 ). Следовательно, похоже, что нельзя вступать в монашество без длительного обдумывания и предварительного обсуждения этого с другими. Этому противоречит сказанное о том, что, услышав призыв Господа, Пётр и Андрей «тотчас, оставив сети, последовали за Ним» ( Мф. 4:20 ). В связи с этим Златоуст говорит: «Христос желает от нас такого послушания, чтобы мы ни на малейшее время не откладывали» 921 . Отвечаю: как говорит философ, потребность в длительном обдумывании и совете возникает тогда, когда имеются большие сомнения, в то время как в отношении несомненного и постоянного совет не нужен 922 . Затем, в отношении вступления в монашество можно рассматривать три вещи. Во-первых, само вступление в монашество как таковое; в указанном смысле можно со всей определённостью утверждать, что вступление в монашество является великим благом, и усомниться в этом – значит пренебречь давшим этот совет Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Если бы возможно было, – говорит А. Шопенгауэр, – все мировое горе положить на одну чашку весов, а все грехи мира на другую, то стрелка наверное стала бы неподвижно» 735 . Следы этого воззрения сохранились и в Библии . Представителями его являются, например, престарелые друзья Иова, Елифаз, Вилдад и Софар, которые выражают непоколебимую уверенность в том, что причиной страданий Иова служат какие-либо тайные его тяжкие грехи ( Иов. 20:5  и дал.) «Знаю, Господи, – говорит св. Давид, – что по справедливости Ты наказал меня» ( Пс. 118:75 ). Впрочем, взгляд на страдания как на действия Божественного правосудия более свойствен Ветхому Завету, чем Новому, который, не отвергая, конечно, этого взгляда, лишь восполняет его указанием в предмете новой стороны. Однако же уже Ветхому Завету не чуждо было воззрение на страдания как на выражение отеческой любви Бога к людям. К такому именно воззрению на страдания приближается точка зрения молодого друга Иова, Елиуя ( Иов. 33:9–10, 14–20, 26 . Ср. Прит. 2:11–12 ). Полного же разрешения проблемы страданий Ветхий Завет ожидал от Мессии, Который должен был «исцелить сокрушенных сердцем, проповедывать лето Господне благоприятное, утешить всех сетующих» и т.п. ( Ис. 61:1–3 ). Это лето Господне благоприятное действительно возвестил нам Христос, провозгласив в самом же начале Своего общественного служения: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф. 5:4 . Ср. Лк. 6:21 ). Что христианин в страданиях должен слышать не голос только карающей правды, а и голос отеческой любви Божией к нам, «выводящей нас на свободу» ( Пс. 65:12 ,), это с особенной ясностью открывается из послания ап. Павла к Евреям. Он приводит слова Премудрого: «Сын мой! не пренебрегай наказания (что тоже – страдание) Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает», – и продолжает: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр. 12:5–8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Братия! не следовало бы нам быть такими дерзкими в отношении ко Христу – Спасителю и Богу нашему. Но если уж мы так несмысленны, так неверны, так непокорны Господу Богу, что не хотим послушаться слов Его и увериться в их справедливости прежде, нежели не постигнем истины Господней своим лжеименным разумом, то послушайте, – Господь вам как бы так говорит: что больше, душа ли, которую Бог вам дал, или кусок хлеба? Тело ли, или одежда для тела, что дороже? Так, если дал вам Бог большее, то неужели не даст меньшее? Если даровал вам такое прекрасное тело и вложил в него бессмертную душу, то может ли быть, чтоб отказал вам в пище и одежде, без которых вам жить нельзя? – Так, брат мой возлюбленный, так! – Буди, уповая всем сердцем на Бога ( Прит.3:5 ). Возверзи на Господа печаль твою и Той тя препитает; не даст во век молвы праведнику ( Пс.54:23 ), не допустит Он любящему правду Его погрузиться в молве житейских попечений. Неправедные же возволнуются, – сказано, – и одни только ненавидящие Божию правду, – и почити не возмогут ( Ис.57:20 ). Кажется, сего вразумления и довольно бы с нас, чтобы мы могли жить в беспечалии насчет временных благ и заботиться об одной душе – вещи бессмертной; но посмотрите еще, братия, что мы делаем? Послушайте еще, как Господь убеждает нас, чтобы мы, имея пищу и одежду, достаточно на сегодняшний день, и были сими довольны ( 1Тим.6:8 ). Вот Он что для сего говорит: взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. А вы не гораздо ли лучше их?.. И об одежде что печетесь? Посмотрите на полевые цветки, как они растут? А сами не трудятся и не прядут; но и Соломон во всей славе своей, я вас уверяю, не одевался так, как самый лучший из них. Если же травку в поле, которая растет сегодня и завтра, а там будет потоптана или брошена в печь, Бог так великолепно одевает: то не тем ли более вас, о маловеры! ( Лк.6:26–30 ) – И вот при всем таком убедительном учении, мы – маловеры, – посмотрите, что делаем? У иного из нас собрано благ достаточно на многие года; а он больше других хлопочет еще, и все о том, о чем не велит Господь и заботиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

1.1. Те, кто выше, всегда принимают на себя грехи и ошибки тех, кто ниже. Ибо и Апостол говорит: «Вы, сильные, должны сносить немощи бессильных» ( Рим.15:1 ). Если израильтянин, то есть мирянин, согрешит, то сам он не может снять с себя грех – ему нужен левит, ему требуется священник, вернее, он взыскует чего-то более высокого – чтобы получить прощение грехов, ему необходим первосвященник. Если же проступок совершит священник или первосвященник, он сам может очистить свой грех, но только если он не согрешил против Бога; ибо прощения такого рода грехов, как читаем мы в букве закона, добиться не так легко. 1.2. Все это мы сказали в отношении того, что сегодня читалось нам: «И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех святых» ( Чис.18:1 ). Этот отрывок можно истолковать так: «ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех святых» свидетельствует о том, что первосвященник жертвует за грех каждого и очищает того, за кого он принес жертву. При этом мне не кажется избыточным упоминание о грехах святых, ибо это слово повторяется во многих местах Писания. И потому должно спросить, как получается, что святыми названы те, чьи грехи записаны. 1.3. Некоторые думают, что как только кто-то становится святым, то больше уже не может грешить и считается безгрешным. Это не так, ибо если бы святые не грешили, то не было бы написано: «Понесете на себе грех святых». Если бы святые были без греха, Господь не сказал бы через пророка Иезекииля ангелам, посланным покарать грешников: «Начните со святых Моих 23 ». Если святые безгрешны, как же тогда они первыми претерпевают наказания за грехи? Если бы святые были без греха, в Писании не было бы сказано: «Праведный в начале слов становится своим обвинителем» ( Прит.18:17 ). Если бы святые были без греха, апостол Павел не сказал бы, когда писал римлянам: «Ради пищи не разрушай дела Божия» ( Рим.14:20 ), тем людям, которым в начале послания он написал: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» ( Рим.1:7 ). И опять же Апостол, обращаясь к коринфянам, говорит: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа» ( 1Кор.1:1 ), и немного ниже: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым» ( 1Кор.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но зло не служит возражением против совершенства творения рук Божиих, потому что, во-первых, оно не присуще миру, а вошло в мир чрез злоупотребление разумных существ дарованной им свободой; во-вторых, хотя Бог попустил злу войти в мир и распространяться в нем в различных видах, однако, Он не попускает и не попустит ему разрушить прекрасное дело рук Своих и предопределил время, когда мир очистится от всякого зла ( 1Кор. 15:26–28 ), наконец, временное состояние несовершенства, видимого в мире не закрывает для нас следов премудрости и благости Божией в окружающей нас природе, равно как растление человека не лишает его возможности сознавать, каков он был и каким он должен быть: природа не перестает возвещатъ нам славу Божию, хотя мы и глухи бываем к ее вещанию; в себе самом человек также всегда может находить остатки образа Божия, как бы ни глубоко было его нравственное ниспадение; так и «самый растленный человек любит жизнь, хотя по невежеству – не бес- смертную,–любит истину, хотя только умозрительную, – ненавидит неправду, хотя лишь в других, – любит похвалу, хотя без заслуги, – завидует добродетелям и славе других, – боится и уважает (невольно) мудрейших и добродетельнейших» (Из Запис. на кн. Быт. стр. 37, издан. 1819 года). IV. Последняя цель всего сотворенного есть слава Божия. Другой высшей цели сотворенного не может быть, так как нет ничего выше Бога. И слово Божие говорит, что вся соделал Господь Себе ради ( Прит. 16:14 ), и как все от Бога, так все и для Бога ( Евр. 2:10 ). Действительно, высшие в мире существа, Ангелы Божии, непрестанно славят и благословляют Господа: ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель ( Откр.4:8 , Ср. Ис. 6:1–3 ). Вся природа также представляется славящей Бога ( Пс. 18 ), или призывается к Его прославлению: хвалите Господа солнце, луна, звезды... горы, холмы, бури... звери и все скоты, пресмыкающаяся животные и крылатые птицы... Всякое дыхание да хвалиь Господа ( Пс. 148 и 150). Людям заповедуется прославлять Бога и телом и душей и все делать во славу Божию: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор. 6:20 ); едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию (10, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

2 . Меня, однако, волнует сказанное о том, что не могли они изгнать иевусеев, то есть тех, которые означают «попрание». Поэтому рассмотрим, кто есть «попирающие» в Церкви. Это, без сомнения, те, о которых Господь в Евангелии сказал: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф.7:6 ). Вот каковы иевусеи, попирающие, те, которые недостойно слушают слово Божье, а послушав, не удаляются от него, как неверные, и не остаются с ним, как верные, но, получив основные понятия о тайнах нашего учения и узнав секреты нашей веры, после обращаются и нападают на нас и терзают наши сердца своими возражениями, попирая жемчужины Божественного слова и оскверняя сокровище веры. Именно о них сказано, что не смогли сыны Иуды изгнать иевусеев из Иерусалима до сего дня. Нечто сходное написано и о Ефремлянах; в Писании сказано: «Но Ефремляне не изгнали Хананеев, живших в Газере; посему Хананеи жили среди Ефремлян до сего дня» ( Нав.16:10 ). «Ефрем» означает «плодоношение». Поэтому тот, кто приносит плоды и утвержден в вере, не может изгнать хананеев – род зловредный, род злословящий, род непостоянный и вечно колеблющийся; ибо это и означает слово «хананей». Очевидно, что хананей всегда живет с тем, кто приносит плоды и кто верует; потому что волнение соблазнов никогда его не оставляет. Но ты, если поистине приносишь плоды в Боге и видишь, что кто-то живет в беспорядке, смятении и суете, знай, что он – хананей. И если не можешь извергнуть его из Церкви, ибо не смогли сыны Ефремовы изгнать хананеев, исполни то, что завещает Апостол, говоря: «Удаляйтесь от всякого брата, поступающего бесчинно» ( 2Фес.3:6 ). Наряду с тем, что мы сказали, Соломон призывает трижды записать в глубину сердца своего то, что мы читаем (ср. Прит.22:20 ). То, что представляется сердцу моему, я предам вашему слуху; вы же поступайте согласно тому, что написано: один говорит, «а прочие пусть рассуждают» ( 1Кор.14:29 ). Итак, когда я говорю, что думаю, вы рассуждаете и исследуете, верно это или неверно.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Как и Соломон говорит: Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой ( Прит.14:10 ). Поскольку человеческий разум знает горечь души своей, то вместе с пламенным желанием вечного отечества он в рыданиях познает горечь своего путешествия; но чужой не вмешается в его радость, потому что тот, кто теперь чужд покаянной скорби, тогда не будет причастен к радости утешения. Как и в Евангелии Истина говорит: Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет ( Иоан.16:20 ). И снова: Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Иоан.16:22 ). Итак, Господь говорит, что сетующих вознесет во спасение, потому что временно отверженных ради Него, Он утешит истинным спасением. Однако, ничто не препятствует в этой жизни, что воспринимается как Божие избрание. Конечно, униженные поставляются на высоту, потому что, когда они смиренно подчиняются, то рассуждением возвышенного ума минуют все временное; и, когда они себя во всем считают недостойными, то суждением здравого рассудка превосходящие, они попирают славу этого мира. Давайте посмотрим на смиренного Павла. Вот он говорит ученикам: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Христа ( 2Кор.4:5 ). Рассмотрим этого смиренного, уже поставленного на высоту. Он говорит: Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские ( 1Кор.6:3 )? И снова: Воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе ( Еф.2:6 ). Возможно, внешне его тогда связывала цепь, однако, он был поставлен на высоту умом, который уже тогда уверенностью своей надежды находился на небесах. Итак, святые мужи, презираемые извне словно недостойные, все терпят. Но, полагающие себя достойными местопребывания небесного, с уверенностью ожидают вечной славы, и, когда они страдают от непримиримого гонения извне, то ищут убежища в защищенной крепости ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

12 . «Во святилище, которое создали руки Твои» ( Исх.15:17 ). Сказано, что святилище Бога есть Его скиния, или храм, так как оно освящает тех, кто входит в него, – «не в рукотворенное святилище» ( Евр.9:24 ), но «которое создали руки» Бога ( Исх.15:17 ). Почему? Потому что Бог насаждает и созидает нас, Он соделывается виноградарем и строителем, чтобы ты ни в чем не нуждался. Послушай Павла: «Вы Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3:9 ). Что же тогда есть «святилище», не «рукотворенное», но «которое создали руки» Бога? Послушай, что сказано в книге Притч: «Премудрость построила себе дом» ( Прит.9:1 ). Думаю, однако, что правильнее это понимать через воплощение Господа. Ибо храм Его тела – нерукотворный, образован в Деве не человеком, но, как предвозвестил пророк Даниил: «Камень оторвался от горы без содействия рук» и «сделался великою горою» ( Дан.2:34–35 ). Иными словами, «святилище» тела было взято и оторвалось от горы человеческой природы и вещества плоти «без содействия рук», то есть без участия человека. 13 . «Господь будет царствовать во веки и в веки и еще» ( Исх.15:18 ) 6 . Когда говорится «во веки», указывается период времени, имеющий конец. Если сказано «в будущем веке», то, несомненно, подразумевается больший временной интервал, который также кончается. Когда говорится «во веки веков», полагается предел, хотя, возможно, нам не известный, но, тем не менее, установленный Богом. Но в этом стихе добавлено «и еще». И уже не остается никакого ощущения конца или предела. Ибо о каком бы времени ты не подумал как о конце, пророческое слово всегда говорит: «И еще»; как будто обращаясь к тебе, оно возвещает: «Ты думаешь, что Господь будет царствовать во веки и в веки?» «И еще». «Ты думаешь, что Он будет царствовать во веки веков?» «И еще». И что бы ты ни сказал о продолжительности Его царствования, пророк всегда говорит тебе: «И еще». 14 . «Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря» ( Исх. 15:19 ). Если вы – «сыны Израилевы», то можете пройти «по суше среди моря». Если окажетесь «среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни», может так случиться, что когда вы будете проходить среди грешников, их воды не обрушатся на вас; возможно, когда будете идти по миру, всплески похоти не забрызгают вас, и волны страстей не накроют вас. Египтяне же, следующие за фараоном, потонут в водах порока. Но для того, кто следует за Христом и идет, как шел, «воды» становятся «стеною по правую и по левую сторону» ( Исх.14:22 ), а сам он идет посередине, «по суше», не уклоняясь «ни направо, ни налево» ( Втор.17:20 ), пока не выйдет на свободу и не воспоет победный гимн Господу, восклицая: «Пою Богу, ибо Он высоко превознесся» ( Исх.15:1 ), через Иисуса Христа Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VII. О горькой воде Мерры

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Эта добродетель прилепляется к мудрому и верующему человеку и крепко держится его, даже к тому мудрецу, что сказал о мудрости: «Пожелал взять ее в невесту себе» ( Прем.8:2 ). Поэтому Бог говорит Аврааму: «Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» ( Быт.21:12 ). Тем не менее, эти слова не относятся к физическому браку, так как в известном Божественном утверждении, открытом женщине о мужчине, сказано: «В нем найдешь убежище», «и он будет господствовать над тобою» ( Быт.3:16 ). Если сказано, что муж – господин своей жены, то как же тогда сказано мужчине: «Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» ( Быт.21:12 )? Если кто-то принял добродетель в супруги, пусть слушает голоса жены своей во всем, что она ему посоветует. Итак, Авраам не хочет называть добродетель своей женой. Ибо пока добродетель называется его женой, она принадлежит только ему и никому другому. И пока мы не достигли совершенства, добродетель души должна быть внутри нас и принадлежать только нам. Когда же достигнем совершенства и сможем наставлять других, не будем уже запирать добродетель в сердце, как жену, но пусть она, словно сестра, единится с другими, с теми, кому она нужна. Ибо совершенным Божественное слово говорит: «Скажи мудрости: “ты сестра моя!”» ( Прит.7:4 ). В этом смысле Авраам сказал, что Сарра – его сестра. Он, будучи совершенным, позволил иметь добродетель всем, кто пожелает. 2 . Когда-то Сару хотел взять и фараон ( Быт. 12:15 ), однако желание его было не от чистого сердца, а добродетель может соединиться только с чистотой сердца. Поэтому в Писании говорится, что «Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его» ( Быт.12:17 ). Ибо добродетель не может пребывать с губителем – именно это означает слово «фараон» на нашем языке. Но давайте посмотрим, что Авимелех сказал Господу. «Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих» ( Быт.20:5 ). Как видим, Авимелех поступает совсем не так, как фараон. Он не такой невежественный и подлый и знает, что для добродетели он должен подготовить чистое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010