259. Что бы ни делал ты, если враг во время дела наводит на тебя уныние, в противодействие сему супостату укажи на какое либо ремесло подобное (прибавляя: «видишь, как трудятся ради временнаго? Чего же ради не хочешь трудиться ради вечнаго?»). И что бы ты ни производил делом, имей свидетелем совесть свою, что совершаемое тобою делается по Богу, — и спасешься (от уныния). ж. О борьбе с тщеславием. (Ч. I, 150—600). 260. Разумей, монах, что говорю: да не будет у нас с тобою вне — благоговение, а в келлии — безпечная распущенность; чтоб не быть подобными гробам повапленным (Мф. 23, 27). Ибо на всяком месте один и тот же Бог, Коему слава во веки! Аминь. 261. Монах, который хвалится своею крепостию, первый безумец; стыд и укоризна монаху — хвалиться собственною своею силою: хваляйся о Господе да хвалится (1 Кор. 1, 31). 262. Хочешь ли приобрести доброе имя? В кротости дела твоя препровождай (Сир. 3, 17). 263. Это еще не добродетель — быть обезчещену и не чувствовать сего; но вот добродетель — чувствовать сие и переносить ради благочестия. Ибо сказано: поносимь ленивый не усрамляется (Прит. 20, 4). 264. Славолюбие — душевный недуг, лукавая страсть. 265. Написано: да хвалит тя искренний, а не твоя уста, — чуждий, а не твои устне (Прит. 27, 2), И еще: искушение сребру и злату раздежение: и человек искушается усты хвалящих его (—21). 266. Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести себе, и обретешь благодать у Господа. 267. Никогда да не приводит тебя в удивление человекоугодник, старающийся угодить многим, но не для Господа. 268. Втайне, возлюбленный, исполняй заповеди Господни, и Господь воздаст тебе явно. 269. Если видишь, что человек на земле достиг великаго достоинства, не дивись сему; но дивись тому, кто возненавидел земную славу. 270. Смотри, чтоб желая себе излишней чести, не навлечь тебе на себя безчестия, в подлинном смысле честь человеку — делать все по Богу: великое же безчестие — преступать заповеди. 271. Не старайся показывать себя искусным во всяком деле, чтоб не впасть тебе в тщеславие, которое приводит к славолюбию, гневу и печали. Более всего старайся сделать себя простым и во всем ровным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Сознательное сокращение собственной жизни и нанесение вреда здоровью ( Еф.5:29 ) Самоубийство и доведение до него другого человека ( Исх.20:13 ) Превышение пределов при необходимой обороне ( Исх.20:13 ) Вооруженная агрессия ( Исх.20:13 ) Жестокое отношение к пленным и мирному населению противника во время войны, особенно детям, женщинам, старикам ( Сир. 8:8 ; ОСК РПЦ. VIII.3). Криминальное насилие ( Исх.20:13 ) Все формы физического, духовного, психологического и эмоционального насилия ( Мф.22:39 ) Совершение духовного убийства или соблазн ( Мф.18:6 ) (пропаганда неверия, ложных учений, пороков, призывы к церковному расколу, демонстративно греховное поведение, подталкивание других людей к совершению тяжкого греха) Изобретение новых способов и видов зла ( Рим.1:30 ) Злонамеренное сокрытие от непросвещенных людей истин веры, сознательное лишение их возможности принять Таинство Крещения (присоединиться к Православной Церкви) ( Лк.11:52 ) – грех против Святого Духа Презрение – 1) чувство крайнего неуважения; 2) горделивое чувство превосходства; 3) пренебрежительное отношение к человеку ( Мф.18:10 ). Осмеяние человека, движимое желанием унизить его ( 1Кор.6:10 ) Издевательство над людьми ( Лев.19:14 ; 1Кор.6:10 ) Притеснение, ущемление в правах бедных людей, вдов и сирот ( Пс.9:38-39 ; Мал. 3:5 ) ( данный грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника ) Разногласие ( Гал.5:20 ; Прит.6:19 ) – преднамеренное разрушение согласия людей в добре. Бесчинство ( 2Кор.12:20 ) – подстрекательство к разногласиям, разобщенности и беспорядкам в обществе и участие в осуществлении этого на деле. Светский аналог церковных расколов. В отличие от разногласия, бесчинство всегда направлено против общественного блага и затрагивает большие группы людей (город, страна). Использование человеческих эмбрионов в медицине (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. III.3) VII. Не прелюбодействуй Блуд – половые отношения между свободными мужчиной и женщиной, не состоящими в законном браке ( 1Кор.6:9 ). Сюда же относятся любые добрачные половые связи.

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

3:8 . Философам также часто приходилось разъяснять свое учение, если оно неверно понималось. 3:9–18 Доказательства из Писания «Нанизывание» текстов («жемчужная нить») – обычный прием в начале синагогальных проповедей, встречающийся также в Свитках Мертвого моря. 3:9. Следующее возражение воображаемого оппонента позволяет Павлу вернуться к своему утверждению, что иудеи и язычники одинаково нуждаются в спасении. Быть «под грехом» – идиоматическое выражение, означающее «быть подверженным его власти». 3:10–12. Здесь Павел цитирует Пс. 13:1–3 (­ Пс. 52:4 ; ср.: 3Цар. 8:46 ; Пс. 129:3; 142:2 ; Прит. 20:9 ; Еккл. 7:20 ). 3:13–18. Принцип объединения этих доказательных текстов аналогичен раввинско-му принципу gezerah shavah (связыванию ветхозаветных текстов на основании ключевого слова). Во всех этих стихах упоминаются части тела: гортань, язык, губы и уста (3:13,14; соответственно, Пс. 5:9; 139:3; 9:28 ); ноги ( Рим. 3:15–17 ; Ис. 59:7,8 ) и глаза ( Рим. 3:18 ; Пс. 35:2 ). Еврейские учителя утверждали, что греховные побуждения (см. коммент. к Рим. 7:10,11 ) управляют всеми частями тела (по позднейшим подсчетам, в теле было 248 частей). Особое внимание, уделенное грехам, связанным с органами речи, вероятно, не случайно, посколькуримские христиане жаловались друг на друга (см. гл. 14). 3:19–31 Закон и праведность 3:19. Иудеи находились «под законом» (см. коммент. к ст. 9); в «закон» иногда включались Псалтирь и Пророки (оставшаяся часть Ветхого Завета), как в 3:10–18. В суде люди молчали, когда им нечего было сказать в свою защиту (ср.: Пс. 106:42 ; Иов. 39:34,35; 42:6 ). 3:20. Большинство иудеев также признавали, что все люди грешили когда-либо и нуждаются в Божьей благодати; хотя некоторые иудеи полагали, что бывают исключения, они находили их чрезвычайно редко. Павел здесь побуждает своих читателей признать, что язычники буду спасены на тех же основаниях, что и евреи. Этот стих перекликается с Пс. 142 – псалмом, прославляющим праведность и верность Бога. «Всякая плоть» – характерное еврейское выражение, обозначающее людей (или, в некоторых контекстах, «все сотворенное»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

17:18. Ручательство. См. коммент. к 6:1. 18:18. Жребий прекращает споры. См. коммент. к 1Цар. 14:40–43 и Нав. 7:14–18 об использовании жребия для определения истины в какой-то конкретной ситуации. С одной стороны, жребии использовались, когда требовалось выбрать случайное решение (как в случае подбрасывания монеты). С другой стороны, вопреки этому считалось, что Бог контролирует бросание жребия (см.: 16:33). 19:12. Сравнение царя со львом. В аккадской литературе уже в 3-м тыс. до н. э. царь (Саргон) уподобляется рыкающему льву. 20:8. Роль царя. Одной из главных обязанностей царя было вершить справедливость с высоты своего престола (ср.: 2Цар. 15:2–6 , где говорится о проблемах, возникших из-за нежелания Давида заниматься этим делом, и 3Цар. 3:16–28 , где говорится о мудром правлении Соломона). Несмотря на постоянно повторяющееся в «Наставлениях Аменемопе» утверждение, что справедливость – это «дар богов», за этим скрывается мысль, что царь как представитель богов является выразителем их воли. Вот почему Ахикар, ассирийский мудрец, утверждает, что «язык правителя мягок, но он может сокрушить кости дракона». 20:16. Залог. Закон о принятии одежды в залог содержится в Исх. 22:26,27 и Втор. 24:10–13 (см. соответствующие коммент.). Осуждение небрежного отношения к одежде, взятой в залог, выражено в Ам. 2и в надписи из Yavneh Yam. Эта притча касается тех, чья репутация либо неизвестна, либо сомнительна. По существу, это предупреждение кредитору не быть излишне мягким, иначе он рискует потерять свои средства (ср.: Прит. 27:13 ). 20:23. Гири и весы. См. коммент. к 11:1. 20:26. Колесо. См. коммент. к Ис. 28о молотильных санях с колесами. Этот тип саней (драп " agalah) без камней и металлических зубьев, характерных для morag (плоских саней), не повреждал зерно так сильно, поэтому после молотьбы требовалось отделять мякину от зерна посредством веяния. 21:2. Господь взвешивает сердца. Согласно религиозным верованиям египтян, мертвый должен был предстать перед окончательным судом богов. Тот, бог, ведавший записями, фиксировал ответы тех, чье дело исследовалось, в то время как сердце умершего взвешивалось на весах с помощью пера, которое символизировало истину. Если ответы были правильными и сердце не перевешивало пера, тогда душа допускалась в обитель Осириса и жила там вечно. В противном случае ей угрожало истребление, поскольку бог Себек, чудовище с головой крокодила, пожирал душу. «Тексты пирамид» и «Книга мертвых» содержат заклинания и перечень правильных ответов, которые должны даваться в ходе «последнего разбирательства». В израильском мышлении тоже присутствуют подобного рода образы: Бог изображается как взвешивающий «сердце» – вместилище разума, определяющего склонность человека к добру или к злу (см.: Еккл. 3:17 ; Иер. 20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    2:17. «Безводные источники» были хуже всего; они обманывали надежды на получение воды, что было особенно тяжело в климатических условиях Востока. Ад иногда описывался как «мрак вечной тьмы».     2:18,19. Греческие философы часто говорили, насколько опасно потворствовать плот ским страстям; этот образ может быть распространен и на тех, кто использовал эти страсти как профессию (проституция). Потерпевшие поражение в сражении и захваченные в плен становились рабами. Большинство философов говорили о свободе от страстей, а не о вседозволенности; Евангелие говорит о свободе от греха, а не о сво боде греха.     2:20,21. В еврейских текстах говорится о «пути правды»; см. коммент. ко 2:15. 2:22. Одна из пословиц, которую приводит здесь Петр, взята из Библии (Прит. 26:11, о том, что глупый повторяет свою глупость);другая пословица заимствована из внебиблейского источника (из древней истории об Ахикаре), но в ней просматривается знакомый образ. И собаки, и свиньи считались нечистыми животными (ср.: Мф. 7:6), и еврейские читатели испытывали к ним чувство гадливости; они вызывали также и другие схожие ассоциации.     3:1—7 Непреложность грядущего суда    Подобно многим эллинизированным евреям (эллинистам), а также поздним гностикам, лжеучителя принижали роль грядущего суда, тем самым подвергая людей опасности греха, который был свойствен и лжепророкам прошлого (гл. 2; см. коммент ко 2:1). Теперь автор обращается непосредственно к истокам их безнравственных по ступков; подобно многим иудейским учителям, он признает, что недооценка или отсутствие веры в грядущий суд обычно приводит к аморальному поведению или даже моральному релятивизму (см. также коммент. к Иуд. 3:4). Некоторые комментаторы рассматривают гл. 3 как другое послание, которое отличается от гл. 1 и 2, но в этом нет необходимости: здесь есть вполне естественный переход, особенно если учесть, что Петр в данном случае не связан с По сланием Иуды.     3:1,2. Некоторые философы говорили о «чистом разуме», который не затронули эмоции; Петр имеет в виду идеи лжеучи телей (2:20). О «напоминании» см. в коммент. к 1:12. О заповеди Иисуса здесь ср. с Мф. 24:42—44 (особенно для 2 Пет. 3:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2797...

Глава 13   Свидетельства такой твердой нашей веры встречаются во всем Писании. Из многих я по возможности предложу немногия, чтоб и в настоящем случае не оставить учение о Духе без свидетельств. Прежде всего Отец говорит о пришествии Сына: «положу Дух мой нань, и суд языком возвестит» (Ис.42:1). Сими словами Он проповедует Духа Святаго истинным Богом всем верным во спасение. Единородный, присовокупивши к томуже свидетельству, говорит: «Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя» (Ис.61:1). Сим свидетельством Христа о плотском Его пришествии, утвержденном и Духом Святым и возвещаемом верным, ясно исповедано, что Дух не чужд Бога. И еще Господь говорит о Духе: «Дух Отца моего глаголяй в вас» (Мф.10:20). И опять, дабы показать, что Дух не чужд Божественности Бога, Господь дунул в лице учеников и сказал: «приимите Дух Свят» (Ин.20:22). И еще, дабы показать равенство Свое и единосущие со Святым Духом Своим и Отчим, говорит: «аще любите мя, заповеди моя соблюдите, Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам» (Ин.14:15—16); как бы Сам Господь есть Утешитель и Дух Святый подобным образом есть Со-утешитель. Апостолы, показывая, что Дух не есть раб, но одного и того же Божества, указывают на его самостоятельное владычество, говоря: «рече Дух Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах» и т. д. (Деян.13:2). А Апостол ясно говорит о Нем: «Господь же Дух есть, а идеже Дух Господень, ту свобода» (2Кор. 3:17); и еще: «вы храм Божий есте, и Дух Господень живет в вас» (1Кор.3:16). Итак, если мы называемся храмом Божиим по причине обитания в нем Духа Святаго, то кто осмелится отвергать Духа и отчуждать Его от существа Божия, когда Апостол ясно говорит, что мы соделались храмом Божиим по причине обитающаго в достойных Духа Святаго? Каким же образом будет чужд Бога Дух, испытующий глубины Божии? Не говори мне: «испытует» (1Кор. 2:10), но еще не знает, как некоторые дерзают хулить и губить себя. Поелику они то же должны сказать и об Отце, что и о Нем написано, именно что Он «испытает тайная утробы» (Прит. 20:27). Если ты будешь нечестиво мыслить, потому что о Духе к слову «испытывать» не прибавлено слово «знать», то ты нечестиво стал бы мыслить и об Отце, будучи принужден произносить и о Нем то же мнение, потому что по отношению к Отцу, испытующему «тайная утробы», не присоединено, что Он знает. И не нужно было этого говорить, когда ясно показывается предведение Божие, и заключается совершенный смысл в слове «испытывать». Таким образом и Духу и Сыну и Отцу следует приписывать единое знание и предведение, так как Святая Троица очевидно имеет совершенство и тождество.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

2) В частности же духовный отец должен поучать юношей и девиц а) чтобы они любили родителей, от которых имеют жизнь, и которым после Бога одолжены всем, что имеют; чтобы были благодарны, тщательно избегали того, что может им не понравиться и делали все то, что может им нравиться, радовать и утешать их, чтобы внутренне и внешне оказывали им детское почтение, которое столько раз внушает Бог: «Чти отца твоего и матерь твою, и да долголетен будеши на земли блазе, юже Господь Бог твой дает тебе» ( Исх.20:12 ; ср. Тов.4:3,4 ). Важнейшие их обязанности суть, – родителям, удрученным страстию, слабостию и подпавшим какому-нибудь несчастию, оказывать сострадание, утешение и готовую помощь, по писанному: «сын мой! прими своего отца в его старости и не огорчай его, доколе он жив. Если он становится слаб умом, то имей снисхождение и не презирай его в полноте твоей силы, и милость, оказанная отцу, не будет забыта» ( Сир.3:12–14 ), (в Русск. перев. 1859. Спб.). Дети даже по смерти не должны расторгать священного союза с родителями, но воспоминать о них, исполнять наставления и последнюю волю их и молиться об упокоении души их. б) Чтобы помнили слова Соломона: «помяни сотворшаго тя во днех юности твоея, дóндеже не приидут дние злобы твоея, и приспеют лета, в них же речеши: несть ми в них хотения» ( Еккл.12:1 ), и таким образом вместе с младшим Товитом от юности научились бояться Бога ( Тов.1:12,4:4 ); в) чтобы, по примеру Иисуса Христа, старались преспевать не только летами, но и премудростию (или познаниями полезными для остальной жизни) и благодатию пред Богом и человеками; г) чтобы для сей цели охотно внимали учению родителей и наставников своих ( Кол.3:20 ; Прит.1:8,4:1 ; Еф.6:1–4 ; Кол.3:4 ), как опять научил Своим примером Иисус Христос, Который соизволил, чтобы о Нем с 12 лет Его жизни и до 30 было написано, что Он повиновался и преспевал премудростию и благодатию, как бы желая показать тем, что повиновение есть особенное средство для юношей к достижению вожделенного успеха в различных искусствах, науках и добродетелях. Святой Амвросий так изображает обязанности юношей: добрые юноши должны иметь страх Божий, почитать родителей, уважать старших, сохранять чистоту, не отвращаться уничижения, иметь тихость и скромность, которые служат украшением юного возраста; ибо, как в старцах важность, в молодых людях бодрость, так в юношах скромность составляют как бы необходимые дары природы (De offic. Lib. 1. с. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

О судах и судьях Рим.2:1 . Здесь апостол запрещает судить человеку (пересуждать, сплетничать), который сам виновен в том же, в чем осуждаемый; в гражданских же судах судят люди невиновные в тех преступлениях, в которых обвиняются подсудимые. Если кто скажет: каждый человек в чем либо виновен, на это ответим вопросом: как же по слову апост. святые будут судить мир: 1Кор.6:2 ; а ведь, конечно, и они в чем либо виновны пред Богом: 1Ин.1:10 ? Да и ап. Петр сам говорил Христу, что он грешен: Лк.5:8 ; а между тем и ему завещано судить двенадцать колен Израилевых: Лк.22:30 . О молитве за умерших О церковном учительстве О возрождении О вере и делах О разделениях О законе христианском Об искуплении Об оправдании О вере и добрых делах Об оправдании О вере и добрых делах Рим.4:3 . Вера Авраама выразилась в самоотверженном деле возложения на жертвенник Исаака, сына своего: Иак.2:21 ; конечно, блажен человек, которому Бог вменяет праведность не зависимо от дел (ст. 6–7), но это не значит, чтобы добрые дела в деле спасения не нужны были; напротив, делами вера достигает совершенства: Иак.2:22 . О законе христианском Об обетованиях Божиих Рим.4:16 . Иудеи ближе нас были к Аврааму по потомству и прямо говорили, что «отец наш есть Ав раам»: Ин.8:39 ; но как дел Авраамовых не делали, то получили строгий и заслуженный ими приговор: «и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам»: Мф.3:9–10 ; при том из следующего 17 ст. видно, что Авраам поставлен Богом отцом многих народов: «как много звезд на небе», – это те, которые умерли в вере... и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле: Евр.11:12–13 . Тоже и о пытливости Рим.4:20–21 . Праведный Авраам, приемля обетование из рук Божиих, не на плоть свою умерщвленную и не на мертвенность Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога: Лк.1:37 , и как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего из камней воздвигнуть чад: Мф.3:9 , то не изнемог верою, он сразу поверил, как только услышал слово обетования (ст.20). Чем же укреплен Авраам? Тем, что все предоставил вере, а не разуму: ст.18. Отсюда св. Златоуст выводит: «итак, не быть пытливым – значит славить Бога; а быть пытливым – значит грешить против Бога»; Прит.3:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

61, 1). Симъ свидетельствомъ Христа о плотскомъ Его пришествіи, утвержденномъ и Духомъ Святымъ и возвещаемомъ вернымъ, ясно исповедано, что Духъ не чуждъ Бога. И еще Господь говоритъ о Духе: Духъ Отца моего глаголяй въ васъ (Матф. 10, 20). И опять, дабы показать, что Духъ не чуждъ Божественности Бога, Господь дунулъ въ лице учениковъ и сказалъ: пріимите Духъ Святъ (Іоан. 20, 22). И еще, дабы показать равенство Свое и единосущіе со Святымъ Духомъ Своимъ и Отчимъ, говоритъ: аще любите мя, заповеди моя соблюдитее, Азъ умолю Отца и иного Утешителя дастъ вамъ (Іоан. 14, 15–16); какъ бы Самъ Господь есть Утешитель и Духъ Святый подобнымъ образомъ есть Со–утешитель. Апостолы, показывая, что Духъ не есть рабъ, но одного и тогоже Божества, указываютъ на его самостоятельное владычество, говоря: и рече Духъ Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвахъ и т. д. (Деян. 13, 2). А Апостолъ ясно говоритъ о Немъ: Господъ же Духъ есть, а идеже Духъ Господень, ту свобода (2 Кор. 3, 17); и еще: вы храмъ Божій есте и Духъ Господень живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16). Итакъ, если мы называемся храмомъ Божіимъ по причине обитанія въ немъ Духа Святаго, то кто осмелится отвергать Духа и отчуждать Его отъ существа Божія, когда Апостолъ ясно говоритъ, что мы соделались храмомъ Божіимъ по причине обитающаго въ достойныхъ Духа Святаго? Какимъ же образомъ будетъ чуждъ Бога Духъ, испытующій глубины Божіи? Не говори мне: испытуетъ (1 Кор. 2, 10), но еще не знаетъ, какъ некоторые дерзаютъ хулить и губить себя. Поелику они тоже должны сказать и объ Отце, что и о Немъ написано, именно что Онъ испытаетъ тайная утробы (Прит. 20, 27). Если ты будешь нечестиво мыслить, потому что о Духе къ слову: испытывать не прибавлено слово: знать, то ты нечестиво сталъ бы мыслить и объ Отце, будучи принужденъ произносить и о Немъ тоже мненіе, потому что по отношенію къ Отцу, испытующему тайная утробы, не присоединено, что Онъ знаетъ. И не нужно было этого говорить, когда ясно показывается предведеніе Божіе, и заключается совершенный смыслъ въ слове: испытывать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Зло мира не полагает нарекания на промысл Божий. Нет сомнения, что значительное число зол – дело недальновидности и малодушия людей. Сколько же верно и то, что зло – не «одно отрицание добра. Если творение восстанет против Творца, нарушает порядок, не подчиняется воле Верховного: тут не отрицание добра, а зло положительное, как противоположение себя Богу. Если бы зло было только отрицанием добра: то а) не было бы различия между грехами, князь тьмы был бы только ничтожеством; тогда созревший в грехе не творил бы грехов более тяжких, чем неискусившийся во зле и князь тьмы был бы равен человеку; б) пусть уверяют голодного, будто не голоден он: голодный считает это увещание несовестливою глупостию. Так зло не есть одно отрицание добра. И однако оно не унижает собою Промыслителя. Физическое зло есть следствие злоупотребления свободы: суете тварь повинуся неволею, но за повинувшего ю ( Рим. 8:20 ). И в отношении к нему деятельность Промыслителя является в поразительным величии. Тогда, как разрушительные силы природы грозят уничтожить не только порядок, но самое существование вещественного мира, не зримая сила направляет грозные перевороты к лучшему существованию. Какая мощная сила, какая необъятная мудрость нужны для того, чтобы постоянную борьбу стихий обращать в пользу лучшего порядка! По распоряжениям Промыслителя Физическое зло является лекарством для нравственных существ. Им Он призывает грешника к покаянию (2 Парал. 33:12, 13; 3Цар. 9:9 ), очищает грехи ( Прит. 17:3 ) и усовершает в добродетели ( Рим. 3:3 , 2Сол. 1:4 , Иак. 1:2–4 ). «Провидением Божиим управляется все и что считалось за наказание, оказывается врачевством», писал блажен. Иероним 377 . Нравственное зло – дело свободы созданной. Промыслитель попускает это зло, так как возможность греха но отделима от свободы созданной и не исключает распоряжений Промышлителя. Бог не желает греха, но свобода его не стесняется им в ее планах 378 . С другой стороны Промыслитель употребляет все, чтобы удержать созданную свободу от греха: воспрещает грех законом, обуздывает наказаниями и умеряет последствия зла. Революции, потрясающие быт народов, сопровождаемые смертями, грабежами, истреблением властей, по последствиям оказываются полезными для народов. Тоже видно и в других случаях злоупотребления свободы. Вы совещаете на мя злая. Бог же совеща о мне во благая, говорил Иосиф братьям ( Быт. 50:20 , Тоже Исаии 10:3–7, Деян. 3:11–18; 12:16 ; Мф. 2:13 ). Иегова говорит царю ассирийскому: «поскольку дерзость твоя против Меня и гордость твоя дошли до ушей Моих: то вот Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удиля Мои в рот твой и возвращу тебя по той же дороге, по которой ты и пришел» ( Пс. 37:29 ). Давид опытом дознал участь грешных: «на скользком месте поставил ты их и низвергаешь их в пропасть» ( Псал. 72:18 ). Особенно же воплощением Сына Божия исцелено нравственное бедствие в его источнике и последствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010