621 См. Бес. 5 на Ев. Иоан. стр. 81, ч. 1. Спб. 1854 г. Срав. также на Евр. 1:10–12 , стр. 47, Спб. 1859 г. Срав. также сказанное в отделе об основоположениях новозаветного толкования. Об отношении Псалма 32:6 к Сыну Божию см., между прочим, св. Феофила Антиох. Ad. Antol. Cib. 1, сар. 7, pag. 342 ed. Haga, 1742 г. А св. Иустин философ, доказывая вечное рождение Сына Божия от Отца, как вечной Премудрости, говорит: свидетелем мне в этом будет Слово Премудрости, Сам Оный Бог от Отца всего рожденный, Который есть и Слово, и Премудрость, и Сила, и Слава Родившего, говоря через Соломона: возвещая ежедневно бывающее, не забуду и того, что от века (это только у 70-ти есть): Господь имел Меня началом пути Своего и пр. Прит. 8:21  и дал. см. «Разговор с Триф.» гл. 61, стр. 157–158. 622 Срав. 2-й тропарь 6-й песни 2-го канона на Рожд. Христ. творения св. И. Дамаскина. Срав. в «Zeitschrift zr die gesammme виттег. Theol. und Kirchi» за 1876 г. (H. 4) S. 62977. von E. Wetzel zu Galat. 3:15–22. 623 Изречения из тропаря на Рождество Христово. «Волхва древле Валаама», поет еще св. Церковь , «словес ученики мудрыя, звездоблюстители радости исполнил еси, звезда от Иакова воссияв, Владыко, языков начаток вводимый, приял же еси, яве; слава силе Твоей Господи!» (2-й тропарь 4-й песни 1-го канона на Рож. Хр. творение св. Косьмы Маюмского). 626 «Егоже древле прорече Иаков», согласно этому воспевает наша св. Церковь , «языков ожидание (по 70-ти), Христе, от колена Иудова воссиял еси». 1-й тропарь 4-й песни 1-го канона на Рожд. Христово, твор. св. Козьмы. Срав. также св. Иустина 1 Апол. гл. 32 и др. 628 «Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы хвальный приосененные чащи, пришел еси воплощся, от неискусомужныя, невещественный и Боже: слава силе Твоей, Господи!» поет церковь в согласии с этим пророчеством. Ирмос 4-й песни 1-го канова на Рожд. Хр. 630 О прямо-пророчественном значении Исаии 7:14 срав. св. Иустина 1 Апол. гл. 33, стр. 64; – Разгов. с Триф. гл. 43, стр. 139; – гл. 66, стр. 163; – гл. 71, стр. 169; – гл. 84, стр. 181 цит. изд.; – св. Златоуста раньше приведенное место из толков. на Псал. 117 и др. Из новейших о. А. Михаила на Мф. 1:23; из западных: Мейера и др. вопреки Ольсгаузену и др., видящим здесь типологию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

43. Господь—Отец наш, Господь Судия наш, Господь—Владыка, Господь—Царь наш,—Господь Сам спасет нас; если же презрим заповеди Его, то испытаем скорбную тесноту. Ибо Он Сам говорит: «держащиися Мене стяжут землю, и наследят гору святую Мою» (Исаия 57, 13). Ее и мы можем наследовать, если будем исполнять закон Его, и послушаемся того, что сказано: «чистыми сотворите пред лицем Его пути ваша и послушайте гласа Господа Бога вашего» (Иер. 26, 13); и еще: «отъимите претыкание от пути людей Моих» (Ис. 57, 14); и еще: «изжени из сонмища губителя, и изыдет с ним прение» (Прит. 22, 11). Кто правое называет неправым, и кто неправое признает правым, тот и другой нечисты пред Богом. Будем же остерегаться, чтоб и об нас не было сказано: «отчуждишася грешницы» (Пс. 57, 4); и еще: «вознесошася дщери Сиони, и ходиша высокою выею и помизанием очес, купно ризы влекущи по долу, и ногами купно играющыя» (Ис. 3, 16); с чем согласно и другое обличительное для нас слово того же пророка: «како бысть блудница град верный, Сион полн суда, в немже правда почиваше, ныне же в нем убийцы?» (Ис. 1, 21), и: «людие смыслящии со блудницею сплетахуся» (Осия 4, 14). Если будем поучаться в слове Божием, то возможем сказать, что говорил и св. Давид: «возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу» (Пс. 118, 162). «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим. Пета бяху ми оправдания Твоя на месте пришельствия моего» (Пс. 118, 103. 54); и в другом месте: «не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящия преступление возненавидех: не прильпе ми сердце строптиво: уклоняющегося от Мене лукаваго не познах: октеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях. Очи мои на верныя земли, посаждати я со Мною» (Пс. 100, 3 6). 44. Всех таковых делам будем подражать и мы, да будут во дни наши мир и правда, и да не над нами исполнится, что читаем у Пророка Исаии: «на земли людей Моих терние и былие возникнет» (Исаия 32, 13). Очистим же поля наши, чтоб не сеять нам между терний. — Если соблюдем заповеди, то явно будет, что любим Бога, как Сам Он свидетельствует о сем: «имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и к нему приидем и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 21 — 23). — И еще: «вы друзи Мои есте, аще творите, елико Аз заповедаю вам» (Ин. 15, 14).— И что многословить? — Обратимся ко Господу Богу нашему, «и воздадим Ему плод устен наших» (Ос. 14, 3),—и утишится в нас душа наша.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

Когда Иисус сказал Своим ученикам: «Я и Отец – одно. Видевший Меня видел Отца. Я в Отце, и Отец во Мне» – ( Ин.10:30; 14:9; 14:10 ), то Он разъяснял им о Своем единстве с Отцом, а именно, что Он и Отец являются едиными в существе и славе, в звании и способности, в воле и цели. 3. Свидетельство апостолов а) Свидетельство Петра: когда Иисус спросил учеников: «… а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Мф.16:15-16 ). б) Свидетельство Иоанна: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: сей истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5:20 ). в) Свидетельство Павла: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4-5 ). 4. Свидетельство пророков а) Премудрый Соломон: «кто завязал воду в одежду? кто поставил вне пределы земли? какое имя Ему? и какое имя Сыну Его? знаешь ли? Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него» – ( Прит.30:4-5 ). б) Даннил: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» – ( Дан.7:13-14 ). в) Иоанн Креститель: «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним… Приходящий свыше и есть выше всех… и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его… Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:28.31.32.35.36 ). После свидетельств, записанных в приведенных выше стихах, мы должны помнить, что Христос назван именем «Сын Божий» потому, что Он является второй Ипостасью (Личностью) Божества. Итак нужно понимать, что Слова «Сын» и «Отец», согласно христианскому вероучению, не имеют никакой связи с человеческим понятием об отцовстве и сыновстве.

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

Святой преподобный Иоанн Дамаскин в книге «Точное изложение православной веры» пишет следующее: «Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла… Им увлечено, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом, они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу» 62 . Слова: «от блага ко злу» и указывают на то, что, имея сначала благостную мотивацию по любви приближаться к Богу, он, потеряв ощущение дистанции между Творцом и творением, впал в гордыню. Диавол из-за гордости первым согрешил среди бестелесных разумных существ –ангелов, до появления человека. Он же первым согрешил и среди всех разумных существ, после появления человека, так как из-за зависти к блаженству человека способствовал его падению своими лживыми речами 63 . Откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло ( Быт. 3:5 ). Поверив ложному обещанию у прародителей, как прежде у самого Денницы возникло гордостное решение, противное воле Божией, и в этом проявилось «явное отступление от Бога и враждебное восстание против Него» 64 . Так, гордость сделала первого ангела врагом Богу и низринула его с неба. Потому Священное Писание называет гордость грехом, который влечет за собой осуждение виновного в нем вместе с дьяволом , и предупреждает словами апостола: чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом ( 1Тим. 3:6 ). О том, что гордости не было в первозданном мире, что она возникла, как показывает Священное Писание, в результате отвержения Бога падшими ангелами и человеком, повторившим этот грех и выбравшим жизнь вне Бога, и определяется одно из основных свойств гордости – отвержение Бога . Описывая внешний вид такого человека, Священное Писание указывает физиолого-психические особенности. Описывая его глаза (очи, взор), Писание отмечает: очи надменные ( Пс.17:28 ), глаза гордые ( Притч 6:17 ), о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его! ( Прит.30:13 ), мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза ( Прит.27:20 ), нет страха Божия пред глазами его ( Пс.35:2 ), перемигиваются глазами при замышлении зла ( Пс.34:19 ), прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство ( Прит.16:30 ), глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери ( Прит.30:17 ), глаза его подсматривают за бедным ( Пс.9:21 ), закрывает глаза свои от нищего ( Прит.28:27 ), ненасытимы и глаза человеческие ( Прит.27:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Кол. 1:15-17 стал важным текстом в последующих христологических спорах, он установил в качестве центральной догмы веру в субъектное действие Христа в творении. Прит. 8 также сыграл ключевую роль в дальнейшем формировании христологии . Все стороны восприняли как должное, что Премудрость в этой главе является превоплощенным Христом: дебаты, как правило, сосредотачивается на том, является ли Прит. 8:22 (иврит kanani =LXX ektisen; Vg possedit) доказательством того, что Христос был подчиненным, сотворенным существом. Ариане утверждали, что это так; а православные, напротив, отвергали это . Лишь немногие связали Премудрость/Христа в Прит. 8 с reshit/arche/principium Быт. 1:1 напрямую, хотя многие балансировали на грани создания этой связи. Ориген в трактате О Началах 1.2.1 отождествляет Христа с Премудростью из Прит. 8: Сначала мы должны выяснить, что такое Единородный Сын Божий, видя, что Его называют многими разными именами, в зависимости от обстоятельств и взглядов отдельных лиц. Ибо Его называют Премудростью, как говорит Соломон: «Господь сотворил меня началом своих путей и дел Его, прежде чем сотворил что-либо другое; Он основал меня до веков. В начале­, прежде чем Он образовал землю, прежде чем вывел фонтаны воды, прежде чем горы стали крепкими, пред всеми холмами, он привел меня» (LXX Прит. 8:22-25). Он также назван Первенцем, как сказал апостол: «Который является первенцем всякого творения» (Кол. 1:15). Первенец, однако, по своей природе не отличается от Премудрости, но оба они являются одним и тем же. Наконец, Апостол Павел говорит, что «Христос есть сила Божия и Божия Премудрость» (1 Кор. 1:24). В трактате О Началах 2.9.4 он называет Христа субъектом действия при творении мира, основываясь на послании Колоссянам, 1: Все, что было сотворено, было сотворено через Христа и во Христе, как ясно указывает Апостол Павел, говоря: «Ибо Им и в Нем все сотворено, будь то небесное или земное, видимое и невидимое, будь то престолы, господства, начальства или власти; все сотворено им и в Нем» (Кол. 1:16); и (...) в Евангелии Иоанн указывает то же самое, говоря: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; оно было в начале у Бога; все было сделано Им; и без Него ничего не было» (Ин. 1:1-3); и (...) в Псалме также написано: «В Премудрости Ты сотворил их всех» (Пс. 104:24).

http://bogoslov.ru/article/6168474

Альбина 30 октября 2016, 09:27 Большое спасибо за урок. Когда читала статью, была в гневе на своего сына подростка, который не хочет учиться и менять свою пассивную и безразличную жизнь. Мне хотелось как то наказать его, возможно сделать также больно, как сейчас больно мне. Но прочитав эту статью я немного успокоилась и возможно поступлю по другому( провода ещё не знаю как) . попробую положиться на помощь СПАСИТЕЛЯ. Александр Д. 23 июля 2015, 11:04 =part2= Писание учит: 18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. (Прит.19:18) 11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; 12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. (Прит.3:11,12) 25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (Прит.13:25) 17 Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей. (Прит.29:17) А из общей канвы статьи, получается что это все нужно вычеркнуть - ведь ты навязываешь свое мнение и не даешь покоя другим. Во всем должно быть рассуждение. Вразуми нас Господи. Александр Д. 23 июля 2015, 11:03 =part1= Статья однобокая. Не расставлены рамки - возраст, отношения, ситуация и т.д. - все как-то обобщенно лишь под одну сторону вопроса. Как сказал недавно один священник на ТВ " Союз " - священник, который все разрешает, чтобы его считали любвеобильным, наносит больше вреда, чем тот, который излишне строг (зилотствующий), т.к. от последнего люди со временем сами отойдут, а к первого наоборот - все будут носить на руках и говорить " какой у нас замечательный и добрый батюшка " . Если цитировать того же Св.Паисия, то вот золотой путь и о тех же проблемах: " Церкви нужны разные люди. Все – и те, кто отличается мягким характером, и те, кто суров нравом, – приносят Церкви свое служение. Телу человека необходима разная пища – и сладкая и кислая, необходимы даже горькие листья одуванчиков. Ведь в каждой пище есть свойственные ей вещества и витамины. Так и для Тела Церкви необходимы люди любого склада. Один человек восполняет нрав другого. Каждый из нас обязан терпеть не только особенности духовного склада нашего ближнего, но даже и те слабости, которые имеются в нем как в человеке. Но к сожалению, некоторые имеют неразумные претензии к другим. Они хотят, чтобы все были такого же духовного склада, как они сами, и когда другой человек от них отличается, например, более снисходительным или резким характером, то они тут же приходят к заключению, что он – человек недуховный " .

http://pravoslavie.ru/64970.html

Господь и целую вселенную, мыслит чающая благодатного воссоздания душа, и целую вселенную, необъятную и мыслию в ее беспредельности, невообразимую и понятием в ее неисследимости бытия и полноте благ, единым хотением из небытия привел в бытие, неустроенное вещество в устройство, единым словом воссиял свет, распростер воздушное пространство, отделил воды от земли в свойственные вместилища, заключил в недрах земли бесчисленные сокровища и разнородные производительные силы и немедленно повелел земле из недр своих изнести необходимые произрастания. Неужели та же беспредельная сила, та же творческая премудрость, та же всезиждущая благость не подвигнет и мое бессилие, не озарит моей темноты, не направит на путь истины мою растленность, не приосенит благодатью мое бесплодие и лишение всякого добра, если только я не положу препятствия своим греховным противлением всезиждительной благости. Так, приводя себя смирением в чувство духовного ничтожества, так должна мыслить, так чувствовать и каждая душа, поставившая себя на подвиг покаяния и очищения, при оглашении слуха священным сказанием о сотворении мира. И кто внимающий себе не востекает ясною мыслию, что св. Церковь , предлагая чтение из книги Бытия о сотворении мира, о первобытном блаженстве, о падении и восстановлении человека, преднаписует в этом священном чтении благодатный путь восстановления из грехопадения. По прочтении Паремьи из Бытия и, по озарении светом Христовым, другая на вечерни Паремья предлагается из книги Притчей 48 . В притче сперва показывается вообще предмет и цель мудрости, уразуметь правду и истину, – истинное образование в его совершенстве ( Прит.1:1–6 ). Потом начало мудрости, – Богобоязненность и свойство – истинное Боговедение и Богопочтение ( Прит.1:7–9 ). Наконец средство к преуспеянию: а) послушание наставлениям родительским и советам мудрых ( Прит.1:8–9 ). б) Всемерное удаление от сообщества людей развратных, которые, отчуждившись от пути мудрости предались глубокому мраку буйства ( Прит.1:10–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Понедельник. (3–й нед. поста) . “Страх Господен ненавидит неправды” (Прит.8,13); а если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и явится посему правою пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такою заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его, и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господен не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: “уклоняйся от зла и делай добро” (Пс.33, 15), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство; но делом оно дается от Господа. Взыщи его как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно: он выправит все твои неправды. Вторник. “Премудрость”, Бог–Слово, “построила себе дом, св. Церковь,” и в нем “приготовила трапезу”, — слово Божие и св. таинства, особенно же таинство Тела и Крови. И “послала слуг своих“, св. апостолов и их преемников, звать всех к себе на вечерю (Прит. 9, 1–8). Много уже созвано, но и еще продолжается звание, да наполнится весь дом. И вечеряние идет безостановочно. Слава Господу, столько к нам милосердому! Пойдемте же все! Войдем внутрь, никто не оставайся за дверью. В эти дни поста особенно усилено звание и обильно вечеряние. Но тем непростительнее лишиться вечери. Заруби всякий на памяти своей следующие слова Премудрости: “согрешающий против Меня наносит вред душе своей” (Прит.8, 36), и пожалей себя. Среда. Замечательно, что Премудрость зовет к себе безумных: “кто неразумен, обратись сюда” (Прит.9, 4). Стало быть, умникам нет входа в дом Премудрости или в св. Церковь. Умность всякую надо отложить у самого входа в этот дом. С другой стороны, если всякая мудрость и ведение только в доме Премудрости, то вне сего дома, вне св. Церкви, только безумие, неведение и слепота. Дивное Божие учреждение! Входя в Церковь, оставь ум свой и станешь истинно умным; оставь свою самодеятельность, и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя, и станешь настоящим владыкою над собою. Ах, когда бы мир уразумел премудрость эту! Но это сокрыто от него. Не разумея премудрости Божией, он вопиет на нее, и безумных разумников продолжает держать в ослеплении своем.

http://predanie.ru/book/86548-mysli-na-k...

" Ибо не уместно ли врачей и тогда, как они дают нам врачевства горькие и неприятные, благодарить за выздоровление тела, а к Богу из-за того, что кажется нам нерадостным, оставаться неблагодарными, не разумея, что все бывает по Его промышлению и на пользу нам. В таком разумении и в такой вере в Бога - спасение и покой души " (преподобный Антоний Великий. Цит. по 8:59). " Всеблагой Господь праведным посылает различные скорби, во-первых, для того, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонились в противную сторону и не погибли Во-вторых, праведным Господь посылает различные скорби для того, чтобы через это они совершенно очистились от грехов и страстей и получили велие воздаяние в будущем веке по сказанному: яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я (см. Зах.13:9; Мал.3:3). На грешных же наводит Господь различные напасти и болезни, чтобы привлечь их к покаянию, как Он Сам говорит во святом Евангелии: приидох призвати не праведные, но грешныя на покаяние " (101:83). Дополним сказанное о положительном значении наказания и смерти еще и тем, что они порождают спасительное чувство - страх Божий (страх Господень), значение которого очень велико. Ибо страх Божий: начало мудрости (Пс.110:10; Прит.1:7; 9:10); отводит от зла (Прит.16:6); ведет к жизни (Прит.19:23); начало, полнота, венец, корень премудрости (Сир.1:15,16,18,20); отгоняет грехи (Сир.16:21). (См. также: Пс.33:8,10; 102:11,13,17; 111:1; 113:21; 127:1; 144:19; Прит.8:13; 10:27; 14:26,27; 15:33; 16:6; 19:23; Ис.33:6; Сир.1:11,12,13; 2:7,9; 10:25; 19:18; 21:13; 23:36; 25:8,14; 33:1; 34:14,15; 40:26,27,28; Идф.16:15). Страх суда Божия спасает от греха и вечной духовной смерти. Он учит нас, что нужно быть постоянно угодными Богу, чтобы не погибнуть навеки. Святой Димитрий Ростовский пишет: " Видишь, что заведенные часы непрестанно идут, и спим мы или бодрствуем, делаем или не делаем, непрестанно движутся и приближаются к пределу своему. Такова и наша жизнь - от рождения до смерти непрестанно течет и убавляется: покоимся или трудимся, бодрствуем или спим, беседуем или молчим - непрестанно совершает она течение свое и приближается к концу, и уже стала ближе к концу сегодня, чем была вчера и третьего дня, в этот час - чем в прошедший. Так неприметно сокращается наша жизнь, так проходят часы и минуты! А когда именно кончится цепочка и перестанет ударять маятник - этого мы не знаем. Промысел Божий скрыл от нас это, чтобы всегда были готовы к отходу, когда бы ни позвал нас к себе Владыка наш Бог. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими (Лк.12:37). Окаянны те, которых Он застанет погруженными в греховный сон " (103:86). " Внезапно придет Судия и деяния каждого обнаружатся " - говорится в утренних молитвах (Тропари Троичные). Никто из нас не знает, когда Сын Божий " опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых " (Символ веры)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Во 2-й Паремье 80 ( Прит.3:19–33 ) на вечерне Пятка показывается Божественное величие Мудрости, что она содействовала Богу в сотворении мира. Посему Мудрость, как содейственница Богу, во всяком состоянии, не только бодрственном, деятельном, но и во сне, сохранит держащегося от всякого зла невредимым. «19) Бог мудростью основал землю, разумом утвердил небеса. 20) По Его Мудрости разверзлись бездны (произошли моря), и облака окропляют росою. 21) Сын мой! Не выпускай из твоих очей, твердо держись мудрости и рассудительности. 22) Они дадут жизнь душе твоей, будут украшением для выи твоей. 23) Тогда безопасно пойдешь путем твоим, и нога твоя не споткнется. 24) Когда пойдешь ко сну, ничего не будешь бояться, и когда уснешь, приятен будет сон твой. 25) Не будешь страшиться внезапного ужаса, ни зла, какое будут тебе расставлять люди порочные. 26) Ибо Господь будет подле тебя и сохранит ногу твою от сети. 27) Не отказывай в благотворении требующим, когда в руке твоей есть возможность сделать добро. 28) Не говори просящему: поди, придешь опять, завтра дам тебе, тогда как есть у тебя, что дать. 29) Не измышляй зла на друга твоего, когда он благонадежно живет с тобою. 30) Не заводи с человеком ссоры без причины, когда он не сделал тебе зла. 31) Не завидуй человеку живущему неправдою, и не подражай путям его. 32) Ибо Господь гнушается нечестивыми, а к добродетельным благоволит. 33) Клятва Господня на домах нечестивых, а жилища праведных Он благословляет. 34) Надменных унижает, а смиренным дает благодать». Наставник, дабы одушевить наставляемого любовью и благоговением к исканию мудрости, показывает важность и величие первообразной Мудрости, что Мудростью основал Бог землю и небеса, короче сказать: вселенную ( Прит.3:19–20 ); отселе переходит к наставлению, – твердо, неуклонно, неослабно держаться мудрости; она любящего ее сохранит не только в бодрственном состоянии, но и во сне, который под кровом и охранением мудрости будет сладок и безопасен от всякого смущения ( Прит.3:21–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010