Установление Церкви. Основавши Свою Церковь ( Мф.16:18, 18:17, 18 ), Господь Иисус Христос поставил для нее апостолов, дабы они проповедовали Его учение и совершали богослужение ( Ин.20:21–23 ). Исполненные Духа Святого апостолы на место себя везде по городам рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов ( Флп.1:1, 2 ; Деян.6:6, 14:23 ). Поставленные апостолами епископы опять от себя рукополагали пресвитеров и епископов ( Тит.1:5–7 ) и так далее. Так дар священства, принятый от апостолов чрез святое рукоположение ( 1Тим.4:14 ), сохраняется в Православной Церкви Христовой до настоящего времени. Там нет истинной Церкви Христовой, где нет священства с истинно апостольским непрерывным рукоположением. Успение Божией Матери. Молится о нас Божия Матерь, молятся и святые праведники; пример прор. Иеремии и первосвящ. Онии ( 2Мак.15:12–14 ). Господь милует грешников иногда только вследствие молитв святых о них, как это было, например, по молитвам праведных Авраама ( Быт.20:7 ) и Иова ( Иов.42:7, 8 ). Посему и сказано, что наша молитва особенно сильна тогда, когда помогает ей молитва праведного ( Иак.5:16–18 ). Обретение св. Креста Господня. До страданий Спасителя крест был орудием и знамением страданий; после же, когда на кресте для нашего спасения пострадал Сам Господь Христос, крест стал орудием и знамением нашего спасения. Это освятило крест, и потому он дорог истинному христианину. В слове Божием о св. кресте говорится: «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия» ( 1Кор.1:18 ); св. крестом апостолы хвалятся ( Гал.6:14 ); он называется блаженным древом правды ( Прем.14:7 ; 1Пет.2:24 ); злые люди и отступники называются врагами креста Христова ( Флп.3:17–19 ). Из уважения и любви ко Христу Распятому и Его св. кресту, для исповедания Христа внешним образом пред людьми ( Мф.10:32 ), мы сами крестимся и крестим любезные для нас предметы. Сложение, перстов для крестного знамения содействует нам к памятованью христианского учения ( Прит.7:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Хотя слово «проклятие» в Книге Пророка Аггея не встречается, описание того, что произошло с народом, очень напоминает «проклятия» из Второзакония, которыми Бог обещал поразить Свой народ, если тот не будет повиноваться и прислушиваться к Его голосу ( Втор. 28 ). Во время вавилонского пленения над израильтянами тяготело Божье проклятие ( Зах. 8:13 ), и оно явно оставалось в силе, несмотря на то что они возвратились домой (1:6,11). Нам это может показаться странным, но, читая Писание, мы видим, что Бог не только благословляет, но и проклинает. Это делает и Иисус, прокляв смоковницу. Поступок Иисуса во время посещения Храма ( Мк. 11:12–21 ) можно рассматривать как предзнаменование того, что произойдет позднее с церковной общиной Божьего народа. Храм, который начали восстанавливать во времена Аггея ( Ин. 2:20 ), был разрушен в 70 г. н. э., а народ Божий был рассеян среди других народов ( Мк. 13:1–2 ; Лк. 21:24 ). Божье проклятие действует и по сей день, поскольку оно будет снято только в конце времен, в эпоху нового неба и новой земли ( Отк. 22:3 ). Верующие совершенно правы в своем понимании губительных последствий греха. Но уже сейчас мы можем избавиться от любого проклятия, которое остается в силе лишь благодаря живущему в нас греху, если искренне покаемся и попросим Бога, чтобы воздействие жертвы Иисуса сказалось на нашей жизни ( Прит. 26:2 ; Гал. 3:12–14 ). Повторы Использование повторов в текстах Ветхого Завета заслуживает особого внимания. В Книге Пророка Аггея слова Бога часто повторяются. Народу четыре раза предложено задуматься о своих путях (1:5,7; 2:15,18); состояние дома Господня и домов иудеев сравнивается дважды (1:4,9); дважды они слышат заверение «Я с вами» (1:13; 2:4) и три раза звучит повеление «ободрись» (2:4). Повторяется перечень несчастий, которые постигли страну (1:6,10–11; 2:16–17,19), и пророчество о потрясении всех народов (2:6–7,21–22). При таком количестве повторов в столь коротком тексте мы вправе спросить, какова их цель. Возможно, это делалось для усиления выразительности; люди нуждаются в многократном повторении, чтобы до них дошел смысл сообщения ( 2Пет.1:12–13 ). Другое объяснение подсказывает толкование Иосифом снов фараона. Повторение сна означало, что Бог настроен решительно и «вскоре» исполнит то, что задумал ( Быт. 41:32 ). О том, когда может наступить это «вскоре», см. выше под заголовком «Пророчества». Композиция и основная мысль

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Этим рассказом завершаются мои воспоминания о детстве, отрочестве и юности. Впереди – годы студенчества, учительства и священства… Примечания Ин. 3:18 . Растратившему. Лк. 15:13 . Лк. 10:30 . С набитым ртом ребёнок может произнести только «паковки» (морковки). Напоминаю читателям: мы звали бабушку Булей. «Баба Люба» сократилось до «Буля». Выражение взято из стихотворения монахини Новодевичьего монастыря, жившей в XIX веке: …Всё же вы не слабейте душою, Коль придёт испытаний пора. Человечество живо одною Круговою порукой добра… Кор. 14, 20. Сейчас, впрочем, понимаю, что соделанное мной скорее было достойной похвалы прополкой, а не хищением колхозной моркови. Слова взяты из последования отпевания усопших, составленного преподобным Иоанном Дамаскиным . Последние слова из повести А. П. Чехова «Дом с мезонином». Скончался в 2011 г. Мудрому достаточно (лат.). В незабвенных окрестностях подмосковного Тучкова. Фамилия Круг принадлежала мужу маминой двоюродной сестры Ольги. Ср.: Прит. 12:10 . Едва эта книга была закончена, как дядя Лёня мирно скончался, исповедавшись и приобщившись Святых Христовых Таин. Агафон (греч.) – благой, добрый. Андрей (греч.) – мужественный. Предполагалось, что хлебцы были изъяты старшим братом без дозволения взрослых. См.: Рим. 11:32 . А. С. Пушкин «Поэт и толпа»: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. См.: 1Кор. 13:5,7,8 . См.: Деян. 10:5 ; Рим. 2:6 . Сокращение в духе советского времени – детский писатель. Протоиерей Вячеслав Резников – клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Черкизово Пушкинского района Московской области. Скончался в 2011 г. Напротив их родового особняка по Трубниковскому переулку. О времена! О нравы! (Цицерон). 1Ин. 5:19 . Словарей (англ.). Большое село близ г. Ступино. В прямом смысле слова: Игорь Константинович отличался известной флегматичностью. Станиславский – творческий псевдоним знаменитого русского режиссера «Тдубочкой» – трубочкой – Миша называл гортань.

http://azbyka.ru/fiction/s-vysoty-ptiche...

Этот мир, в творении из ничего, становится миром тварным, оставаясь самотожественным по онтологической основе» 13 . Относительно мнения о. Булгакова, что св. Афанасий Великий учил, при истолковании слов из книги Притч.8:22 , о Премудрости предвечной, как первообразе творения, нужно прежде всего высказать крайнее удивление. В той же книге о. Булгакова: «Купина Неопалимая» мы находим у него такие слова: «св. Афанасий без конца возвращается к своему апологетическому истолкованию этого текста ( Прит.8:22 ); причем, и он, и его противники, ни на минуту не сомневаются отнести его непосредственно к Логосу» 14 . По поводу именно такого истолкования настоящего библейского текста о. Булгаков полемизирует с Великим отцом Церкви – св. Афанасием. Он называет истолкование св. Афанасием слов: Господь созда Мя в том смысле, что здесь говорится об Ипостасной Премудрости, о Сыне Божием – односторонним 15 , находит, что постановка этого вопроса у св. Афанасия не отличается надлежащей отчетливостью; видит здесь незаконченность, неточности и незавершенные учения 16 ; объясняет такое толкование св. Афанасием Великим текста Притч.8:22 полемической борьбой его с арианством 17 , основанной будто бы на недоразумении и ошибочности в переводе данного текста 18 . Словом, по свидетельству самого же о. Булгакова, св. Афанасий учит о Премудрости Божией, как о Второй Божественной Ипостаси, Которая не тожественна с другой, предвечной Софией, в смысле первообразов творения, о которой учит он, о. Булгаков, и которую не отожествляет с Божественными Ипостасями 19 . Конечно, лучше всего обратиться к творениям самого св. Афанасия, которые нам скажут: мог ли он учить о другой, предвечной премудрости в Боге наряду с Премудростиею Божией, как Второй Божественной Ипостасью? Такому великому заблуждению св. отец Церкви не только никогда не подпадал, но ревностно его отвергал. В своем окружном послании к епископам Египта и Ливии против ариан св. Афанасий пишет: «Писания говорят, что Он (Христос) есть Отчее Слово, Которым небеса утвердишася ( Пс.32:6 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Дружба: «Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи» (Ис. Сир. 6:6). «Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, — нашел сокровище» (Ис. Сир. 6:14). «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним» (Ис. Сир. 9:12). «Друг не познается в счастьи, а враг не скроется в несчастьи» (Ис. Сир. 12:8). Смотри также: Ек. 4:9-12; 10:8; Ис. Сир. 7:37; 33:6. Здоровье, лечение: Ис. Сир. 30:16; 38:1-12. Истина, ложь, лесть: «Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь, но оба они наследуют погибель» (Ис. Сир. 20:25). «Неприятна похвала в устах грешника, ибо не от Бога послана она» (Ис. Сир. 15:9). «Подвизайся за истину до смерти — и Господь Бог поборет за тебя» (Ис. Сир. 4:32). «Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово» (Ис. Сир. 5:12). Милостыня: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех доходов твоих, — и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (Прит. 3:9-10; 3:27–28). «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» (Прит. 11:24–26). «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла» (Прит. 16:6). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Прит. 19:17). «Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи» (Ис. Сир. 3:30). «Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен» (Ис. Сир. 7:38). «Не пренебрегай человеком в старости, ибо и мы стареем» (Ис. Сир. 8:7). Смотри также: Прит. 21:13; Ис. Сир. 4:1–8; 4:35; 7:36; 18:15; 34:18–19; 38:16. Многословие: «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично» (Прит. 25:11). «Иной пустослов уязвляет как мечем, а язык мудрых врачует» (Прит. 12:18). «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» (Прит. 14:23). «И глупец, когда молчит может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным» (Прит. 17:28). «Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него» (Прит. 29:20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Разнообразие мнений чрезвычайное. Что же такое мерзость запустения? Чтобы правильнее понять и полнее определить смысл изречения о мерзости запустения, следует уяснить главное понятие этого изречения, – понятие о мерзости; а достигнуть этого лучше всего можно через рассмотрение того, какой смысл соединяется с этим словом в разных книгах Ветхого Завета. Понятие, обозначаемое в русском языке словами: мерзость, гнусность, в священных книгах Ветхого Завета выражается или словом (тоева), или словом (шиккуц) 353 . Первое слово употребляется гораздо чаще, потому что имеет гораздо больше значений. Оно означает различные нарушения нравственного закона и злодеяния, как гнусные в очах Божиих; например, обвешивание ( Прит. 11:1; 20:23 ), помышления злые ( Прит. 15:26 ), лживые уста ( Прит. 12:22 ), прелюбодеяние и другие тяжкие и гнусные чувственные преступления ( Лев. 18:22, 26, 29 ; Иез. 22:11 ). Это слово означает и вообще порочное состояние людей, а также и самих нечестивых людей: пред Господом есть мерзость (тоева) – путь нечестивых ( Прит. 15:9 ), всякий надменный сердцем ( Прит. 16:5 ), развратный ( Прит. 3:32 ). Даже самые жертвы, приносимые людьми нечестивыми и лицемерами – мерзость (тоева) пред Богом ( Прит. 15:8 ; Ис. 1:13 ). Иногда тоева означает вообще нечестие, и нравственное, и религиозное вместе ( Иез. 5:9; 18:13, 24; 22:2; 33:29 ; Иер. 7:10 ). Но чаще тоева означает преступления против закона веры, злодеяния, возмущающие истинное религиозное чувство. Так, кощунник есть мерзость для людей ( Прит. 24:9 ); для Бога – мерзость, если Ему приносят в жертву животное с пороком ( Втор. 17:1 ), или жертвуют в храм плату блудниц и цену пса ( Втор. 23:18 ); мерзость есть лжеучение или извращение закона Божия ( Иер. 8:12 ). Особенно же часто, можно сказать – постоянно, тоева означает язычество. Так, мерзостями называются постоянно языческие боги и кумиры их ( Втор. 7:25, 26; 27:15 ; Иез. 6:9; 7:4, 9. 20:11, 18; 16:36, 43 ). Столь же часто мерзостями называется служение языческим богам и идолам и вообще весь языческий культ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

«Выслушал ты слово, — пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя» (Ис. Сир. 19:10). «Многие пали от острия меча, но не столько, сколько падших от языка» (Ис. Сир. 28:21). «Говори главное, многое в немногих словах. Будь, как знающий и, вместе, как умеющий молчать» (Ис. Сир. 32:10). Смотри также: Прит. 13:3; 4:33; 5:13; 6:5; 8:20; 32:9; 19:11; 20:5; 20:6; 27:16. Молитва: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом, потому что Бог на небе, а ты на земле. Поэтому слова твои да будут немноги. Ибо как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов» (Ек. 5:1–2). «Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя» (Ис. Сир. 18:23). «Молитва смиренного проникает сквозь облака» (Ис. Сир. 35:17). Мудрость: «Начало мудрости — страх Господень» (Прит. 1:7). «Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, — то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно» (Прит. 2:3-16). «Во многой мудрости много печали, и умножающий знание — умножает скорбь» (Ек. 1:18). «Преимущество мудрости пред глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою» (Ек. 2:13). «Мудрость человека просветляет лицо его, и суровость лица его изменяется» (Ек. 8:1). «Мертвые мухи портят и делают зловонной благовонную масть мироварника, то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью» (Ек. 10:1). «Лучше скудный знанием, но богобоязненный, нежели богатый знанием — и преступающий закон» (Ис. Сир. 18:21). (Ис. Сир. 39:1-12). Смотри также: Прит. 3:13–26; 4:5–9; 15:33; Ис. Сир. 6:18; 6:35; 21:18; 38:24. Надежда на Бога: «Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум. Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах… Память о нем не погибнет, и имя его будет жить из рода в род твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Прит. 3:5–8). «Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день» (Прит. 27:1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

К заклинанию не приучай уст своих: ибо клянущийся не очистится от греха ( Сир.23:8:10 ). Пред очами Божиими пути человека. Он надзирает за всеми шагами его ( Прит.5:21 ). На стезю нечестивых не вступай, и не иди по пути злых. Отступи от него, не переходи чрез него; удались от него, пройди мимо. ( Прит.4:14–15 ) (По Евр. тексту). Пред премудростью богатство есть ничто; и все, чего только желают люди, сравниться с нею не может ( Прем.7:8 ; Прит.3:15 ). Если увидишь мужа разумного, приходи к нему до рассвета, и да трет нога твоя часто ступени дверей его ( Сир.6:36 ). Начало пути благого есть творение правды; она приятнее Богу приношения жертв ( Прит.16:6 ). Если ты входишь в дом Господень, смотри, куда вносишь ты ногу свою, и приближайся туда с тем, чтоб слушать заповеди Божии: ибо послушание гораздо лучше жертв безумца. ( Екл.4:17 ) (С Евр.). Ты ограждаешь стяжание свое терновником: огради и уста свои дверьми и запорами. Ты весишь золото и серебро свое: сотвори же и словам своим вес и меру ( Сир.28:27–29 ). Многие пали от острия меча, но гораздо больше погибло от языка (28:21). Мудрость человеку вместо седин; и жизнь незазорная вместо старости. ( Прем.4:9 ). Не удерживай добра твоего от бедного, которому оно принадлежит как Господину; ежели дал Бог в руки твои, чем помочь ему ( Прит.3:27 ). Не порицай никого прежде, нежели испытаешь истину; удостоверься прежде, и потом обличай праведно ( Сир.11:7 ). Выговор больше трогает человека разумного, нежели сто ударов глупца ( Притч.17:10 .) (По Евр. тексту.) Не обличай ругателя, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого и он возлюбит тебя (9:8). Не удерживай в себе слова, когда оно спасительно. Даже до смерти защищай истину; и Господь Бог поборет по тебе ( Сир.4:27:32 ). Стыдись невежества своего: но не стыдись признаваться во грехах своих (4:29:30). Лживые уста мерзость Господу; но поступающий верно приятен Ему ( Притч.12:22 ). С кротостью слушай слова других, дабы мог ты понять их и дать умный и правильный ответ ( Сир.5:13 ) (По Вульгате).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

6:28–30. Ряд комментаторов полагают, что здесь речь идет об анемонах, которые имели пурпурную окраску, а этот цвет в представлении многих читателей ассоциировался с царскими одеждами Соломона (6:29). И даже такие цветы будут брошены в печь. Увядание травы и цветов каждое лето символизировало преходящую природу, тленность человеческой жизни (ср.: Пс. 102:15,16 ; Ис. 40:6–8 ). 6:31–33. Языческий мир действительно был озабочен тем, чтобы удовлетворить такие потребности, но Иисус напоминает Своим слушателям, что они должны полагаться на своего Отца (ст. 32; см. коммент. к 6:7,8) и искать прежде всего Царства Божьего (ст. 33). 6:34. После Иисуса другие еврейские учителя также давали этот совет; трудно сказать, использовал ли Иисус известный афоризм, или наоборот, Его изречение стало известным афоризмом. 7:1–5 Взаимный суд 7:1,2. Образ меры используется по отношению к дню воздаяния не только здесь, но и в других местах; выражение «какой мерой мерит человек, такой и сам будет измерен» несколько раз встречается в позднейших еврейских источниках и, возможно, является афоризмом. См. об этом принципе в 5:7, 6:14,15 и Прит. 19:17 . Ср. также с ветхозаветным законом, по которому лжесвидетель заслуживал такого же наказания, какого он требовал для обвиняемого ( Втор. 19:18–21 ), и с тем, что Бог осуждал неправедных судей ( Исх. 23:6–8 ; Втор. 16:18–20 ). 7:2–5. Хотя в древности глазные операции проводились с помощью ланцета, здесь Иисус явно использует «гиперболу. Яркий, шокирующий, нелепый и, вероятно, рассмешивший слушателей Иисуса образ, достигал, тем не менее, своей цели. Пророки часто обращались к наглядным примерам, построенным на игре слов, при передаче своей вести (напр.: Мих. 1 ; Иер. 1:11,12 ). В Ветхом Завете (напр.: Прит. 15:32 ) и в позднейших еврейских преданиях подчеркивалось, что люди должны смиренно принимать критику, которая способствует их исправлению. 7:6–12 Подражание Богу в даянии 7:6. Свиньи и псы считались нечистыми животными ( Прит. 26:11 ; 2Пет. 2:22 ), безразличными к драгоценностям ( Прит. 11:22 ). Свиньи обычно питались отбросами, а псы были падальщиками, не гнушавшимися даже человеческой кровью. Бродячие собаки рычали и на тех, кто бросал им пищу, и на тех, кто не обращал на них внимания. Для древних читателей этот образ был впечатляющим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

«10:31. Уста Праведника произращают мудрость, а злоречивый язык истреблен будет. 32. Уста праведного знают только то, что благоприятно ( Еф.4:29 ); уста нечестивых умеют только развратное. 11:1. Неверные весы противны Иегове, а правильный вес приятен Ему. 2. За возношением следует унижение, и скромности сопутствует мудрость ( Прит.16:18 ; Прит.18:12 ). 3. Чистосердечие руководствует честными, а пронырство погубляет коварных. 4. Не поможет богатство в день гнева Божия, а правда избавляет от смерти ( Прит.10:21 ). 5. Праведность непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падает от своего беззакония. 6. Праведность спасает от зла честных; а законопреступные уловляются своею развратностью. 7. Со смертью человека неправедного погибает надежда его, и ожидание порочных исчезает. 8. Праведник избавляется от беды, а вместо его впадает в нее беззаконный ( Эсф.7:3 ). 9. Злоязычный губит других; а благоразумием праведника избавляются от беды. 10. При благоденствии праведных веселится город, равно когда гибнут нечестивые, торжествует. 11. При благоприятстве добрых возвышается город, а устами беззаконных разрушается. 12. Бесчувственный злословит других, а человек разумный хранит молчание. 13. Хитрый переносчик обнаруживает тайну, а человек верный хранит то, что вверено ему». Содержание При отдельных мыслях более общее содержание Паремьи составляет то что, правота, честность и благоразумие благоустрояют путь жизни, избавляют от бед и напастей, и содействуют к устроению общественного блага, а по противоположности нечестие и злонравие производят все противное. Глав. 10:31. Уста праведника, по чтению 70, подобно источнику, изливающему воды чистые, прохладные, приятные ( Прит.10:11 ; Иер.2:13,6:13 ), источают премудрость, а, по чтению подлинника, произращают премудрость; где подобие взято от плодоносного древа, которое, быв посажено на доброй земле, произращает добрые, обильные, питательные плоды; отселе речь, слово именуется плодом уст ( Евр.13:15 ); а язык, говорящий развратное, как произрастение вредное, назначается к посечению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010