32:8. Двор стражи. Иеремия находился в «предупредительном заключении» на территории царского дворца, в так называемом «дворе стражи» (см.: Иер. 37:21 ). По-видимому, его поселили вместе с членами дворцовой стражи. Это было куда более комфортабельное место, чем темница (37:15,16) или яма (38:6). 32:9. Семнадцать сиклей серебра за поле. Учитывая, что вес одного сикля составляет 11,4 грамма, Иеремия заплатил за поле Анамеила 194 грамма, или менее полфунта, серебра. Это соответствует жалованью обычного работника почти за полтора года. Очевидно, цена была гораздо ниже обычной, поскольку все сознавали неминуемость угрозы вавилонского вторжения. Однако в отсутствие примеров для сравнения и данных о размерах поля, судить о справедливости этой цены невозможно. 32:10. Купчая запись. Документы о купле-продаже недвижимости (купчие) известны из самых древних месопотамских клинописных табличек. Эти документы с описаниями условий покупки и продажи запечатывались в глиняные «конверты» и надписывались соответствующим образом. В Кодексе Хаммурапи содержатся законы, ограничивающие продажу ленных владений, поскольку они пожалованы военным только на время. Другие примеры покупки и продажи земли см.: Быт. 23:16–18 и Быт.33:19 . 32:10. Взвешивание серебра. Общепринятая процедура купли-продажи требовала, чтобы для удовлетворения обеих сторон деньги за покупку взвешивались в присутствии свидетелей (см.: Быт. 23:16 ; Ис. 46:6 ). Эта необходимость была вызвана тем, что монеты стандартного веса и стоимости появились в широком обращении только к концу VI в. до н. э. 32:11. Запечатанная и открытая записи. В Элефантинском папирусе сохранились документы, похожие на купчую запись, сделанную Иеремией и Варухом. Обычай делать две копии на одном листе папируса или пергамента делал их открытыми для публичной проверки. Вторая половина с той же записью служила архивной копией, исключающей возможность внесения изменений в условия сделки. Документ сворачивался в свиток и запечатывался именами свидетелей. 32:12. Законная сделка во дворе стражи. Деловые операции совершались в общественных местах, например, у городских ворот, где собирались старейшины ( Руф. 4:1 ; Прит. 31:23 ). Возможно, замечание о том, что Иеремия подписал и запечатал документ о покупке поля Анамеила в присутствии свидетелей и «в глазах всех Иудеев, сидевших на дворе стражи», указывает на то, что это было установленное место для совершения законных сделок. С другой стороны, это может быть связано с выдвинутым против Иеремии в 37:12–15 обвинением в попытке убежать из города. Он отвечал, что просто хотел осмотреть недавно купленное поле, но начальник стражи, который, несомненно, был свидетелем сделки, не стал слушать пророка и заключил его в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Источник: Alexander, Philip. “ ‘In The Beginning’: Rabbinic And Patristic Exegesis of Genesis 1:1.” In The Exegetical Encounter Between Jews and Christians in Late Antiquity, edited by Emmanouela Grypeou, and Helen Spurling, 14-29. Leiden: BRILL, 2009 Перевод : А . Д . Макаров «В начале». Раввинистическая и святоотеческая экзегеза Быт. 1:1. Часть I Берни вряд ли был первым, кто сделал это предположение. Многие святые отцы, как отмечает сам Берни, ясно видели, какая экзегеза лежит в основании Кол. 1:15-17. Хотя предложение Берни было решительно поддержано У.Д. Дэвисом, оно не получило всеобщего признания (Davies 1970, 147-77). Однако альтернативные варианты, такие как попытки продемонстрировать влияние стоиков, звучат менее убедительно. На самом деле это необязательно вопрос­ или/или. Нет оснований утверждать, что отрывок не мог одновременно испытывать как библейские, так и стоические влияния­. Слишком большая дискуссия проводилась на основе устаревшего традиционалистского различения между иудаизмом и эллинизмом. Решительный аргумент в пользу тезиса Берни заключается в том, что он служит источником для доктрины субъектности действия Христа в творении. Откуда взялась эта необычная идея? Какой у нее был авторитет? Было ли потеряно что-то фундаментальное из-за утверждения, что только Отец создал мир? Из всех упоминаний Нового Завета в Кол. 1:15-17 наиболее четко дается намек на то, что учение возникло в экзегезе; оно появилось в результате изучения Писаний. Обзор дебатов по Кол. 1:15-20 см. в O " Brien 1982, 32-57; Hagermann 1961; Aletti 1981; van Kooten 2003. Обсуждение см. в Aune 1997, 256. Святоотеческие комментаторы регулярно понимали это именование именно таким образом. Например, Примасий и Икумений связывают Откр. 3:14 с Кол. 1:16 и Прит. 8:22 (см. цитаты из их комментариев в Weinrich 2005, 50). Для употребления слова Arche (Начало) как титула Христа см. Justin, Dialogue 61:1; 62:4; Theophilus, Ad Autolycum II.10; II.13; Tatian, Oratio ad Graecos V.1; Clement of Alexandria, Eclog.proph IV.1; Strom. VI.58.1; VII.1; Origen, Hom.Gen. I.1; Comm.John. I.19 (Lampe 1961, 235a). Тем не менее я нахожу натянутым и чрезмерно изобретательным предположение Сильбермана о том, что титул Христа «Amen» в Откр. 3:14 является неправильным переводом amon из Прит. 8:30 (Silberman 1963, 213-15; ср. Trudinger 1972, 277-79).

http://bogoslov.ru/article/6168474

31:36. Носил бы запись на плечах. На плечах носили то, чем можно было гордиться (см.: Ис. 9:6; 22:22 ). Кроме того, надписи на повязках, носимых на голове, запястьях или на шее, служили постоянным напоминанием и свидетельством для окружающих ( Прит. 6:21 ; Исх. 8:16 ; Втор. 6:6; 11:18 ). 32:1–37:24 Речи Елиуя 32:2. Вузитянин. Вуз был племянником Авраама ( Быт. 22:20,21 ) и, возможно, родоначальником этого арамейского (Рамова) племени. Иеремия упоминает Вуза наряду с Савой и Деданом ( Иер. 9:25; 49:32 ; в русском переводе это упоминание отсутствует). В хрониках ассирийского царя Асархаддона встречается географическое название Вазу, которое может быть отождествлено с селением на острове Бахрейн в Персидском заливе. 32:19. Вино неоткрытое/новые мехи. Новые мехи могут выдержать забродившее вино, поскольку они растягиваются по мере увеличения объема вина, но если не давать выход парам, мехи может разорвать. 33:15,16. Бог говорит в ночном видении. См. коммент. к Иов. 4:13–15 . 35:10. Песни в ночи. Ночь обычно связывалась с опасностями и страхами, поэтому «песни в ночи» могут отражать перемену в настроении человека, когда к нему возвращается присутствие духа или он выражает твердую веру в Бога. С другой стороны, некоторые семитские термины, родственные слову, переведенному как «песнь», имеют значение силы или защиты, что находит параллели и в древнееврейском языке (напр., в песни Моисея в Исх. 15:2 ). 36:14. Блудники. Упоминаемые здесь «блудники», вероятно, связаны с хананейским культом плодородия. В целом о культовой проституции см. в коммент. к Втор. 23:17,18 . Использованное здесь понятие встречается как в женском, так и в мужском роде и служит эвфемизмом для обозначения лиц, выполняющих определенные функции. В аккадской литературе этим понятием обозначаются мужчины и женщины, посвященные на служение в святилище или храм и входившие в число храмового персонала наряду с кормилицами и акушерками. См. также коммент. к 4Цар. 23:7 . 36:27. Круговорот воды в природе. Хотя некоторые комментаторы пытаются истолковывать этот стих как научное описание круговорота воды в природе, из контекста ясно, что речь идет о другом (см.: ст. 32, где Бог повелевает молнии, «кого разить»). На Ближнем Востоке в древности считали, что дождь изливается из небесного океана – огромного водного резервуара, который в виде мантии окаймляет землю, а также из подземного источника. Таким образом, существовали воды «нижние» и воды «верхние». Считалось, что именно из этих вод Бог изливает на землю капли дождя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10. Кто мигает глазом, тот навлечет на себя беду, и человек с глупыми устами стремглав падет. 11. Уста праведника есть источник жизни, уста нечестивых покрывает ругательство. 12. Ненависть возбуждает раздоры, а любовь покрывает всякие проступки ( 1Пет.4:8 ;Кор.13:7). 13. В устах разумного обретается мудрость, а на спине глупого жезл. 14. Умные скрывают свое ведение, а уста глупого – готовое сокрушение (18:7). 15. Имение богатого есть крепкий его город ( Сир.40:26 ), а расстройство убогих нищета их. 16. Стяжание праведника служит к жизни, прибыток нечестивого обращается в грех ( Иак.5:1–3 ). 17. Кто принимает наставление, тот идет путем жизни, а кто не принимает наставления, тот заблудится ( Прит.3:7 ; Рим.12:16 ). 18. Кто скрывает ненависть, у того ложные уста, и кто говорит открыто поношение, тот глуп. 19. При многословии грех не минуем ( Еккл.10:14 ), а кто крепко держит уста свои, тот разумен ( Иак.3:2 ). 20. Язык праведника есть лучшее серебро, сердце беззаконных ничего не стоит. 21. Уста праведника питают многих, а безрассудные и сами умирают от скудости ума». 1. Умный сын составляет радость отцу, – не менее, если не более и матери, так же как и глупый сын составляет печаль не одной матери, но и отцу. Но в приточной речи часто встречается такая взаимность мысли, что в двух членах одна и та же мысль должна быть дополняема из одного члена в другом. Напр. Пс.1:6 : весть Господь путь праведных – устроением его во благо, потому, путь праведных не погибнет, а путь нечестивых не весть – Божественным устроением, посему путь нечестивых погибнет. Также Еккл.2:14 : У мудрого очи во главе его, посему он не ходит во тьме, а у глупого глаза не в голове, то он ходит во тьме. 2. Сокровища неправедно приобретаемые не приносят пользы ( Мих.6:9–10 ), потому что злоприобретенное, злым путем и расточается и обладающих ими в день гнева Прит.11:4 ), когда постигнут несчастья или смерть, оставляют без защиты; а справедливость, правота – правильный, законный, честный и благополезный образ действования избавит от смерти, не от смерти телесной, ни для кого неизбежной, но от тяжких, как смерть, бедствий и напастей ( Исх.10:17 ; Пс.32:19 ), в каковые впадают корыстолюбивые и всякие незаконные средства к умножению богатства употребляющие, так как, по слову Апостола, те, которые ищут обогащаться, впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, погружающие в бедствие и гибель ( 1Тим.6:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Следовательно, напрасно стал бы кто-нибудь искать в ней что-либо самостоятельное, творчески выработанное разумом; в ее содержании, духе и характере выражается одно лишь отрицание того, что открывает людям сам Бог . Если же таким образом мудрость человеческая состоит в одном отрицании истины Божией и противлении ей, то каждый согласится, что лучше дать место в своем разуме истине Божией, нежели соделать его вместилищем всякой лжи и заблуждения, ибо последствия, к которым приводят заблуждения своих пленников, мы уже видели. Напиши, человек, слова премудрости и на широте твоего сердца! Когда слышим, что премудрость выше и драгоценнее всех сокровищ мира, что она совмещает в себе все богатства и блага жизни ( Прем.7:11 ; Прит. 3:15–16 ), то не сузим своих представлений о ней до того, будто все, сделавшиеся в известной мере причастниками ее, получали бы непременно в свое обладание богатство и сокровища земные. Если бы эти сокровища приходили непременно ко всякому с самою премудростию, то она сделалась бы средством для людей приобретать богатство тленное и земное. Мы должны любить мудрость потому единственно, что она есть мудрость, которая ни с чем несравненна; должны искать ее потому, что она в своей деснице держит долгоденствие и жизнь, а в шуйце ее – богатство и слава ( Прит. 3:16 ). Довольно для нас, чтобы возлюбить ее всею широтою сердца, и того одного, что сама премудрость обладает всеми сокровищами и драгоценностями мира, которые произведены ее смыслом и художеством. Потому она сама знает, кому, когда и в какой мере уделить от своих сокровищ! Мы должны быть вполне уверены со своей стороны в том, что все преданные ей своею душою и сердцем, не останутся в лишении и не обманутся в своих упованиях на те великие обещания, которые она изрекает им. Какая это премудрость и как нужно понимать ее, знает тот, кто искренно внимает ее словам, и с кем она беседует языком нежно любящего отца: «Слыши, чадо, и приими волю мою, и не отвержи совета моего: и введи нозе твои во оковы ея и в гривну ея выю твою: подложи рамо твое и носи ю, и не гнушайся узами ея: всею душею твоею приступи к ней и всею силою твоею соблюди пути ея. Изследи и взыщи, и познана ти будет, и емься за ню не остави ея: на последок бо обрящеши покой ея, и обратится тебе на веселие. И будут ти пута ея на покой крепости и гривны ея на одеяние славы... во одежду славы облечешися ею, и венец радости возложиши на ся» ( Сир. 6:24–32 ). Если мы в этих словах мудрости не слышим сладчайшего голоса, который должен быть вожделеннее для нашего чувства всякого звука, издаваемого сребром и золотом, то мы недостойны ее; она не наша собственность, а достояние тех, которые с апостолом Павлом считают все за тщету и уметы, только бы приобрести превосходящее разумение, которое открывает мудрость любящим ее ( Филип. 3:8 )!  

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

15:22. Место распятия называлось Голгофой, или «лобным местом», потому что там совершалось много казней. (Предположение о том, что это место имело форму черепа, не лишено оснований, но отсюда вовсе не следует, что Голгофа – это холм, на который указал в 1884 г. Чарлз Гордон, поскольку характерные очертания рельефа возникли здесь гораздо позднее времен Иисуса.) 15:23. Благочестивые женщины Иерусалима обычно готовили такую смесь и предлагали тем, кто подвергался казни, чтобы облегчить их страдания (ср.: Прит. 31:6,7 ); Иисус предпочитает выдержать всю муку распятия в полном сознании. Смирна, как считалось, обладала наркотическим действием. 15:24. Обычно римские воины делили между собой одежды казненного преступника. 15:25. «Третий час» начинался вскоре после половины девятого утра. (Точное время определялось моментом восхода солнца, с которого и велся отсчет, т. е. зависело от времени года.) 15:26. Над головой преступника часто помещали табличку с обвинением. Притязание на царскую власть вызывало искреннее негодование у римлян; ирония заключается в том, что Иисус назван не самозванцем, а " Царем Иудейским», что, возможно, отражает антисемитские чувства Пилата и его окружения. 15:27. По отношению к распятым вместе с Иисусом здесь использовано то же самое слово («разбойники»), которое встречается у Иосифа Флавия применительно к участникам антиримского восстания. Таким образом, эти двое, вероятно, были соратниками Вараввы, приговоренными к казни вместе с ним в этот день. 15:29–32. Присутствовавшие при распятии зеваки нередко поносили осужденных, но эти люди, вероятно, были сторонниками Иисуса (15:26). Многие древние авторы, как и Марк в данном случае, прибегали к иронии, сообщая об истине, непроизвольно исходящей из уст врагов Иисуса (ст. 31). 15:33–41 Смерть Царя 15:33. «Шестой час» начинался перед полуднем, а «девятый» – около трех часов дня. Иисус умирает во время вечернего жертвоприношения в храме. Рассказы о катастрофах, происходивших в момент смерти благочестивых раввинов, особенно тех, чье ходатайство перед Богом было жизненно важным для мира, встречаются и в иудаистской традиции; но главный смысл этих знамений заключается в том, что суд неизбежен. Тьма предвещала суд в прошлом ( Исх. 10:21–23 ) и будет предшествовать суду в грядущем ( Ис. 13:10 ; Иез. 32:7 ; Иоил. 2:2,10,31; 3:15 ; Ам. 5:8; 8:9 ; Зах. 14:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

15. На этот же предмет указывает и следующее изречение: кузнец, взяв кусок железа, наперед смотрит, что ему делать: косу, меч или топор. Так и мы наперед должны разсуждать, к какой нам приступить добродетели, чтобы не напрасно трудиться (Дост. ск. 35). Ближе бы всего, конечно, руководиться своим разсуждением, еслиб его всегда на все и у всех доставало. Но как этого сказать нельзя, то более верное и безопасное руководство есть — б) Совет опытных. 16. В сем смысле говорит св. Антоний: я знаю монахов, которые после многих трудов пали и подверглись безумию, потому что понадеялись на свои дела и презрели заповеди Того, Кто сказал: вопроси Отца твоего, и возвестит тебе (Втор. 32, 7). (Дост. ск. 37). 17. И еще: Св. Писание говорит: имже несть управления, падают аки листвие (Прит. 11, 14), и заповедует ничего не делать без совета, так что не позволяет даже духовное питие, веселящее сердце человека, пить без совета, когда говорит: без совета ничего не твори (Сир. 32, 21), и: с советом пей вино. — Человек, без совета делающий дела свои, походит на город неогражденный, в который, кто ни захочет, входит и расхищает его сокровища (Patr. gr. t. 40, р. 1098). 18. Спрашивать других св. Антоний считал столь спасительным делом, что даже сам учитель всех обращался с вопросом к ученику своему, преуспевшему однакож, и как тот сказал, так и поступал. Ибо повествуют, что когда авва Антоний получил от императора Констанция письменное приглашение прибыть в Константинополь, то обратился к Павлу препростому с вопросом: должно ли мне идти? И когда тот сказал: если пойдешь, будешь Антоний, а если не пойдешь, то будешь авва Антоний — чем не одобрялось такое путешествие, — то он спокойно остался на месте (Достоп. сказ. 32). 19. Так и всем другим советовал он поступать, говоря: монах, если можно, должен спрашивать старцев о всяком шаге, который делает в келлии своей и о всякой капле воды, какую выпивает. Я знаю некоторых монахов, которые пали потому, что думали одни, сами по себе, угодить Богу (Patr. gr. t. 40, р. 1082; Дост. ск. 38).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   Мы не в силах понять, ни в какой степени Бог в своей деятельности по поддержанию миропорядка продолжает творить новое, ни всего того, что невозможно объяснить в рамках привычного нам мира, но нет сомнения в том, что Его мир в любой своей точке открыт для действия Его созидающей силы.    Знание, что Бог создал окружающий нас мир и нас самих как часть этого мира, является основой истинной религии. Все должны восхвалять Бога как Творца, ибо Его творения обладают удивительным совершенством, разнообразием и красотой, и такие псалмы, как 103 й, дают образец хвалы, которая должна звучать из наших уст. Мы должны верить в Бога как в суверенного Господа, имеющего вечный замысел, согласно которому происходят все события и складываются все судьбы без исключения, и обладающего властью искуплять, воссоздавать и обновлять Свое творение. Такая вера будет рациональной, если мы будем помнить, что Тот, в Кого мы верим, является всемогущим Творцом. Осознание, что само наше существование ежесекундно зависит от Бога Творца, помогает нам жить жизнью, посвященной, преданной, благодарной и верной Ему. Бог видит и знает: божественное всеведение    Слово «всеведущий» означает «знающий все». Писание говорит, что очи Бога обращены на все (Иов 24:23, Пс 32:13—15, Пс 138:13—16, Прит 15:3, Иер 16:17, Евр 4:13), что Он испытывает все сердца и наблюдает за путями каждого человека (1 Цар 16:7, 3 Цар 8:39, 1 Пар 28:9, Пс 138:1—6,23, Иер 17:10, Лк 16:15, Рим 8:27, Откр 2:23), другими словами: Он всегда знает все обо всем и обо всех. Также Он знает будущее не хуже, чем прошлое и настоящее, а события, которые никогда не случатся и относятся только к области возможного, не хуже, чем события, действительно имеющие место (1 Цар 23:9—13, 4 Цар 13:19, Пс 80:15—16, Ис 48:18). Он не испытывает необходимости искать информацию о чем-либо; все Его знание всегда и непосредственно находится в Его сознании. Авторы Библии склоняются в благоговейном трепете перед этой способностью Божественного разума (Пс 138:1—6, Пс 146:5, Ис 40:13—14,28 ср. Рим 11:33—36).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

4:31. Ефан, Ефан, Халкол и Дарда. Родословие этих известных мудрецов связано с Иудой и Фамарью через Зару ( Быт. 38:30 ). Не исключено, что определение «сыновья Махола» (mahol – «танцор») в действительности означает, что они были музыкантами, т. е. занимались деятельностью, ассоциирующейся с богослужением и проявлением мудрости. Ефан и Еман упоминаются в заголовках псалмов ( Пс. 87 и 88), что свидетельствует об их причастности к храмовому богослужению, хотя они не принадлежали к числу левитов. 4:32. Три тысячи притчей. Mashal, или притча, соответствует жанру литературы древнего Ближнего Востока, характерной особенностью которого являются лаконичные изречения, отражающие здравый смысл и общеизвестные истины. «Три тысячи» – символическое число, указывающее, вероятно, на количество произнесенных, а не сочиненных Соломоном притчей. Как и в наши дни, мудрость была не столько отражением интеллектуальных усилий, сколько результатом поиска и сбора информации. 4:32. Тысяча и пять песней. В Древнем мире понятие «больше чем» нередко выражали в виде арифметической прогрессии х†1 или при помощи добавления к круглому числу единицы или другой цифры (см.: Прит. 6:16 ; Ам. 1:3 ). Возможно, пятерка в этом числе играет такую же роль. Еще одним примером восточного метода обозначения некоего множества являются знаменитые арабские сказки «Тысяча и одна ночь». Литературными талантами прославился также шумерский царь Шульги, правивший в городе Уре в конце 3-го тыс. до н. э. Он сочинял гимны, в которых превозносил свою образованность и одаренность, и имел репутацию лучшего из царских музыкантов. 4:33. Говорил о деревах. В Древнем мире ботанические знания не затрагивали тех вопросов, которые изучают биологи в наши дни. Одной сферой интересов были лечебные свойства растений, а также возможность использования растений в качестве пищевых продуктов или в производстве (напр., красителей). Другая область ботанических знаний носила преимущественно агрономический характер. Это была мудрость земледельца, охватывающая все аспекты процесса выращивания урожая от сева до жатвы. Однако то обстоятельство, что Соломон говорил о деревьях, а также помещение этого замечания в одном ряду с притчами и песнями, позволяет предположить, что мудрость Соломона проявлялась в использовании образов деревьев в притчах и наставлениях. Подобные притчи, требующие истинного проникновения в природу деревьев, встречаются как в Ветхом Завете ( Суд. 9:8–15 ), так и в древней ближневосточной литературе (напр., в шумерской басне «Тамариск и пальма»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Иначе слышащий от тебя о том будет опасаться тебя, и по времени возненавидит тебя (19:8–9). Обличи друга, ежели худо говорят о нем; ибо, может быть, он того и не сделал; если же и сделал, то, чтоб впредь от того воздержался ( Сир.19:13 ). Обличи друга, ежели обвиняют его, что он говорил что-нибудь неприличное; ибо, быть может, он того и не говорил; а если и говорил, то, чтобы впредь не повторял того (14). Бросающий камнем в птиц разгонит их; и делающий другу своему оскорбительные укоризны разорит дружбу (22:22). Тот не достоин доверенности, кто открывает тайны, сладко говорит в глаза и дивится речам твоим; но после будет говорить иначе, и превратит слова твои (27:23, 25–26). Прикасающийся к смол очернится ею, и связывающийся с гордым человеком сделается ему подобным (13:1). Не давай взаем денег человеку, который сильнее тебя. Если же дашь, то почитай их погибшими (8:15). Не вступай в сообщество с человеком, который богатее тебя. Какая может быть связь у горшка с котлом? Когда они столкнутся, то горшок расшибется (13:2–3). Ежели зовет тебя человек сильный, уклоняйся от него; ибо он тогда еще больше звать тебя будет. Не навязывайся к ему, чтобы он не отказал тебе; но и не слишком отдаляйся от него, дабы он не забыл тебя (12. 13). Доколе ты будешь ему нужен, он будет пользоваться тобою; когда же ему нечего будет ожидать от тебя, оставит (5). Не люби пировать с винопийцами: ибо всякой любящий пьянство и мотовство, обнищает: ( Прит.23:20–21 ). Любящий пиры будет в бедности; любящий вино и масло никогда не обогатится (21:17). Ругатель – вино, виновник беспорядков – пьянство. Поставляющий в нем свое удовольствие, не будет мудрым (20:1). Умеренное употребление вина полезно для жизни человеческой; но что за жизнь, когда человек побеждается вином? ( Сир.31:31–32 ). Вино от начала сотворено веселить человека; а не пьяным его делать (32). С излишком питое вино производит горесть души, ссоры и бедствия: умножает буйство безумного, так что он спотыкается, лишается сил, и получает раны (34.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010