4) Древо креста якобы проклято само, и сделавший его... ( Прем.14:8 ). Премудрый в приведенном месте говорит, что не всякое «рукотворенное» и сделавший его прокляты, а только обоготворяемое: «это тленное названо богом». Православные не называют креста Богом, и потому не к ним относится указываемое проклятие, а к идолопоклонникам. В стихе 7 благословляется дерево, «через которое бывает правда». Таким деревом и является честный крест Христов: «Он грехи наши Сам вознес Телом своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Пет.2:24 ). 5) Господь в Евангелии ( Мф.10:38, 16:21 ) говорит о кресте духовном, а не вещественном. В приведенных местах (ср. Мк.8:34, 10:21 ; Лк.9:23 ) говорится о скорбях и страданиях христианина, называемых в переносном смысле «крестом»; причем в отличие от «креста Иисуса» ( Ин.19:25 ) этот крест именуется «свой». О кресте Христовом – вещественном – ясно сказано в следующих местах: Мф.27:32, 40, 42 ; Мк.15:21, 30 ; Лк.23:26 ; Ин.19:17, 19, 25 ) Если бы крест был ненавистен Господу, как думают сектанты, то Он назвал бы человеческие скорби не крестом, а другим именем. Духовный крест христианина не устраняет вещественного креста Христова. В напоминание о Распятом и Его заповеди ( Мк.8:34 ) мы носим на себе вещественный крест: «выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр.13:13 ; ср. Прит.6:21 ). «А что значит: «выйдем к Нему?» Будем», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «соучастниками Его страданий; будем терпеть Его поношение. Не напрасно Он пострадал вне врат, но чтобы и мы взяли крест Его, пребывали вне мира и старались оставаться там. Он был поносим, как преступник, так же будем и мы». 385 6) Почитать нужно Господа, даровавшего нам спасение, а не крест. Мы бесконечно благодарим, прославляем и величаем Господа, но и чествуем Святой Крест – орудие спасения ( Еф.2:16 ; Кол.1:20 ). Если меч Голиафа, через который Бог даровал Давиду победу, хранился в скинии ( 1Цар.21:9 ), хотя и был осквернен кровью язычника, то орудие победы над диаволом – Святой Крест, обагренный пречистою Кровью Иисуса Христа ( Кол.1:20 ), заслуживает большего чествования и прославления.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Воды, например, служат для удовлетворения жажды всех зверей, что в особенности бывает приятно в высоких и особенно песчаных пустынях для обитающих там диких ослов… При водах же любят водиться многие птицы, которые здесь то на деревьях, то среди разной растительности вьют себе гнёзда, и потому здесь часто между скрывающими их камнями раздаётся их щебетание. 30 Ещё пространнее и прямее говорит Давид о настоящем действии Божественном далее, представляя, что Бог, ниспосылающий дождь из облаков, как бы напитывает её, удовлетворяет её жажде, которая ощущается на земле особенно там, где мало воды, как например, на горах и вообще на возвышенностях. Вот почему мы молимся и должны молиться во время бездождия, говоря: Боже, дай дождь земле жаждущей. Вспомнить при сем историю нечестивого Ахава и пророка Илии, объявившего на 3,5 года бездождие за нечестие Ахава. «Ты, Боже, посещаешь землю и утоляешь жажду её, размягчаешь каплями дождя», говорится в другом псалме ( Пс.64:10–11 ). 31 Отделивши воду от земли, Бог произвел разного рода растения ( Быт.1:11 ), служащие пищей для различных скотов и для людей в приготовленном виде, например в виде хлеба, вина и масла. Всё это псалмопевцу даёт новый случай к прославлению Бога. 32 Говоря о деле Божием, совершенном в 3-й день, псалмопевец вместе говорит и о том, что растительная сила, данная природе Богом, присущи ей, по воле Божией, и теперь, почему очень последовательно он говорит здесь и о действии хлеба, вина и масла на людей. Псалмопевец, таким образом, и в настоящем случае живо переносится от далекого прошлого к настоящему, как он не раз уже поступал и раньше (ср. Втор.11:13–15 ; Прит.31:6–7 ). 33 Представляя все деревья питающимися влагою, священный певец особенно останавливается на величественных кедрах, которые росли обильно на вершинах Ливанских гор. Это делается затем, чтобы сказать, что эти величественные растения обязаны своим существованием ещё более Великому Насадителю и Возрастителю их, Богу. 34 Обративши своё духовное внимание на горы Ливанские с кедрами, растущими на них, певец далее не оставляет без внимания и многого другого, что можно там встретить и что также может говорить о Боге, как мудром устроителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Град Убежища – Подразумевается древнееврейский обычай, по которому совершивший непредумышленное убийство мог укрываться от кровной мести родичей убитого водном из шести специально отведенных для этого городов, где ему был гарантирована безопасность (Чил. 35:11–32). В позднеиудейской литературе «град убежища» становится символом истинной веры, в которой обратившийся язычник-прозелит ищет защиты от преследующих его грехов прежней жизни; поэтому Филон Александрийский называет «градом убежища» Авраама, в котором видел идеальный образец для прозелитов и молитвенника за них. Здесь Асенеф как бы перенимает место Авраама, одновременно получая черты, принадлежащие в традиции иудаизма Шехине (т.е. «Присутствия» Яхве, женственной ипостаси его имманентности), а в традиции христианства – Церкви, Невесте Апокалипсиса. …под сенью крыл твоих укроются многие народы… – В лексике позднеиудейских текстов «привести под крыла Шехины» (о Шехине см. предыдущее примеч.) означало «обратить», «сделать прозелитом». …Покаяние есть дщерь Всевышнего… – Ниже (гл.21) сама Асенеф названа «дщерью Всевышнего». Олицетворенное Покаяние – как бы небесный первообраз Асенеф (как явившейся Асенеф ангел, предположительно архангел Михаил – небесный прообраз Иосифа, а Иосиф – его земной двойник). Интересно, что у Филона Александрийского «дщерью» Бога называется София Премудрость Божия, говорившая о себе в Библии: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли» ( Прит. 8:22–23 ). Чертог брачный на небесах – тот образ мистического единения души с Богом очень характерен для христианской литературы, начиная с «брачной» символики Евангелий (напр., Мф. 9:15, 22:2–12 , и др.) и специально для гностических текстов (в частности, для «Евангелия Филиппа»). Однако он не чужд и позднеиудейской традиции; иначе не сложилась бы мистическое понимание свадебной лирики Песни Песней, энергично высказанное рабби Акибой (ок. 50–135). Глава 16 …и был сот тот бел, как снег… – Белый мед был специальным и высоко ценившимся товаром нильской Дельты.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Ед. хр. 10. Л. 1, 2. Письмо, рук. 457 …Шуберта… Мусоргского. — перечислены композиторы: Ф. Шуберт (1797—1828), Ф. Шопен (1810—1849), Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908), M. П. Мусоргский (1839—1881); …степную тоску в Бородине… — подразумеваются мотивы оперы “Князь Игорь” А. П. Бородина (1833—1887). 458 “ …Ты и блаженство, и безнадежность!” — из стихотворения Ф. И. Тютчева “Последняя любовь” (1852/1854). Ед. хр. 10. Л. 14, 15. Письмо, рук. 459 …“Знамением Пресвятой Богородицы”… — праздник иконы Божией Матери “Знамение”, 27 ноября/10 декабря. 460 …стрельбой по ястребам — изложен сюжет автобиографического рассказа “Последний выстрел” (1912). Ед. хр. 10. Л. 20, 21. Письмо, рук. 461 …друг — лицо не установлено. 462 Гейневский дурак у моря… — подразумевается герой стихотворения Г. Гейне (1797—1856) “Вопросы” из “Книги песен” (1827). 463 …поищем в “Притчах”…Прит. 30:18-20 . 464 “Душечка” — героиня рассказа А. П. Чехова “Душечка” (1899) Оленька Племянникова. 465 …1—3 страницы — имеется в виду описание портрета Анастасии Ляпуновой в повести “Неупиваемая чаша” (Шмелев И. С. Собр. соч. Т. 1. С. 379—381) Ед. хр. 10. Л. 31, 32. Письмо, машинопись. 466 …управляющий делами русской эмиграции во Франции. — Ю. С. Жеребков, артист балета, эмигрировал в Германию, в 1942—1944 г. руководил Управлением делами русских эмигрантов во Франции. 467 “Как я стал писателем” — рассказ И. С. Шмелева, впервые опубликован: Сегодня. 1929. 29 сентября. Вошел в сб. Родное. Белград, 1931. 468 …“средь детей ничтожных мира быть может, всех ничтожней он…” — из стихотворения А. С. Пушкина “Поэт” (1827). 469 Напиши продолжение “жизни”… — “Повесть жизни” О. А. Бредиус-Субботиной из 7 писем (No 1, 3, 4, 6 не датированы).  Ед. хр. 10. Л. 34. Письмо, машинопись. 470 …в двух NoNo. — И. С. Шмелев не точен. Рассказ был опубликован в трех номерах газеты “Возрождение” (1939. Январь—март. No 4168, 4172, 4173). 471 Я читал им Лафонтена… — о чтении Шмелевым басен Жана де Лафонтена (1621—1695) и И. А. Крылова (1769—1844) сохранились воспоминания И. Жантийома-Кутырина (Венок Шмелеву. М., 2001. С. 42). 472 Пели и “Казанскую”… — русская народная песня. 473 “Вечерний звон” — романс на стихотворение ирландского поэта Томаса Мура (перевод И. И. Козлова). 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

И когда эти лошаки, и эти скопцы обратятся к тому, чтобы рождать потомство и начнут рождать духовных чад, то услышат сказанное через Исаию: Да не говорит евнух: «Вот я – сухое дерево» ибо так говорит Господь евнухам: Тем, которые будут хранить Мои субботы и избирать то, что Я восхотел, и будут держать Завет Мой, Я дам в доме Моем и в стенах Моих место знаменитое, и имя лучшее, чем сынам и дочерям, – имя вечное им дам, – имя, которое не истребится ( Ис.66:3–4 ), Таковых лошаков обоего пола (mulos et mulas) имели цари Израиля и особенно Давид – прообраз Христа ( 2Цар.13:29 ; 3Цар.1:44 ). Если мы поняли, кто суть кони и лошаки падающие и встающие, то перейдем к верблюдам, – животному, жующему жвачку, но имеющему не раздвоенные копыта ( Лев.11:4 ); мы будем утверждать, что под верблюдом разумеются все грешники земли, которые угнетаются тяжестью великих грехов; они воображают себе, что читают Священное Писание , но они не раздвояют своего копыта; они как бы изрыгают Божественные изречения, но небрежно относятся к истине, которая в них заключена. А более правильно верблюдом может быть назван народ Иудейский, который, хотя и размышляет о законе Божием и [так сказать] отрыгает его и скрывает его в груди, но не разделяет копыта, чтобы веровать в Отца и Сына; он не чист в том отношении, что, не разделяет буквы от духа, тени от истины; и несет он тяжесть закона и слышит от пророка: Горе тебе, народ грешный, народ отягощенный преступлениями ( Ис.1:4 ). О подобного рода верблюде, отрыгающем жвачку, но не раздвояющем копыта, говорится в Притчах, как бы о сыне: Кто перестает соблюдать наставления отца, тот замышляет слова злые ( Прит.15:5,32,10:17 ). От верблюда перейдем к ослу, который некогда носился без узды, и был нечист, и имел многих хозяев, скользил в пропастях, чтобы, падая, немедленно встать и понести Господа Спасителя, и войти во святой Иерусалим, где его торжествующего приняла толпа верующих детей ( Мф.21 ; Ин.12 ). Об этом осле говорится, что Спаситель привязал его к виноградной лозе ( Быт.49:11 ), о которой написано: Лозу принес ты из Египта, и выбросил народы и посадил её ( Пс.79:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Наконец, что Бог наказывает или накажет грешников за все их злодеяния, в подтверждение этого Св. Писание а) представляет с одной стороны многократные опыты наказаний Божиих, совершившиеся прежде, каковы, –изгнание наших падших прародителей из рая, участь Каина, всемирный потоп, судьба Содома и Гоморры, а с другой – будущий страшный суд, где воздадят человецы строгий отчет даже за каждое праздное слово ( Мф. 12:36 ), и нечестивые будут осуждены во огнь вечный ( Мф. 25:41 ). Кроме того Св. Писание б) свидетельствует, что клятва Господня в домех нечестивых ( Прит. 3:33 ), и воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог ( Пс. 93:23 ); в) называет Бога огнем поядающим, – Бог наш огнь поядаяй есть ( Евр. 12:29 ), и г) человекообразно приписывает Ему гнев и мщение, – открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков содержащих истину в неправде ( Рим. 1 : 18 ). Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь ( Рим. 12 : 19 ). Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть ( Пс. 93:1 ). § 15. Истина единства Божия по существу Из самого понятия о Боге, как Существе безпредельном, обладающем всеми высочайшими совершенствами, необходимо следует, что Он есть един; ибо двух или многих безпредельных и равно совершеннейших существ быть не может, по представлениям здравого разума. И слово Божие, действительно, приписывая Богу бесконечные совершенства, нами уже рассмотренные, называет Его единым. 1. Истина единства Божия весьма часто была повторяема в Ветхом Завете: Ее встречаем – а) В изречениях Самого Бога к Израильтянам: видите видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене ( Втор. 32:39 ), Аз первый, и Аз по сих, кроме Мене несть Бога ( Ис. 44:6 ). б) В словах Моисея к тому же народу Иудейскому: да разумееши ты, яко Господь Бог твой, сей Бог есть, и несть разве Его ( Втор. 4:35 ). И еще: слыши Израилю: Господь Бог наш, Господь един есть ( Втор. 6:4 ). в) В словах Псалмопевца: кто Бог, разве Господа? или кто Бог, разве Бога нашего? ( Пс. 17:32 ). Яко велий ecu Ты и творяй чудеса, Ты ecu Бог един ( Пс. 85:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Нельзя согласиться с мнением некоторых экзегетов, которые считают, что возможно наличие нескольких буквальных смыслов у одного и того же текста, подобно тому как в языке слово иногда имеет несколько различных значений. Во-первых, многосмысленность противоречит цели, с которой Священное Писание дано людям ( Рим. 15:4 ; 2Тим. 3:15–16 ; Пс. 18:8–9 ) – научить людей истине. Если возможно много равнозначных смыслов, то возможно несколько разных истин, противоречащих друг другу, а это не соответствует законам логики. Истина может быть только одна. Во-вторых, многосмысленность невозможна по законам здравого смысла. Размышляя или говоря о каком-нибудь предмете, человек определяет этому предмету только одно значение в данный период времени. В то же время принципу единства буквального смысла не противоречит существование ряда слов, которые могут иметь несколько буквальных значений (см., напр., Пс. 17:26–27 ; Прит. 24:16 ; Иак. 2:13  и др.). Однако в рамках смысловой единицы – фразы или стиха, слово всегда несет только один конкретный смысл. Не противоречит этому принципу и то, что одним и тем же местом Ветхого Завета порой поясняются и доказываются различные истины в Новом Завете. Так иногда поясняются или доказываются истины, вытекающие из главной мысли в приводимом месте. Например, словами псалма «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (2:7) св. ап. Павел доказывает а) вечное, божественное рождение Иисуса Христа: «Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?» ( Евр. 1:5 ); б) Его вечное и совершенное священство: «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (5:5); и в) воскресение Его из мертвых: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» ( Деян. 13:32–33 ). Сам псалом содержит только ту мысль, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Истина же вечного и совершенного священства Христова и истина Его воскресения из мертвых доказываются этим местом, как следствия божественности Сына Божия. Поскольку Иисус Христос есть вечный Сын Божий, то и Его священство есть священство вечное и совершенное, и Ему невозможно было удержаться в узах смерти ( Евр. 7:24 ; Деян. 2:24 ) 159 . 3.2. Историко-критический метод  

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Но не можете носити ныне. Нельзя на слабые рамена отрока возложить тяжесть, которую в состоянии понесть только крепкий муж. Ученики Христовы тогда, как оставался с ними Учитель и Господь их, были еще слабые дети, как не раз и называл Он их; ум их был незрел, несвободен ни от предрассудков народных, ни от собственных мечтаний; воля их не была тверда в подвигах добра. В зрелый возраст духовный возведены Апостолы Духом Утешителем. Небесный Учитель всегда наставлял учеников Своих только одной истине; но иное дело наставлять в истине детей, другое – наставлять возрастных. Мудрый Учитель говорит только то, чтó могут принять слушатели Его, а прочее предоставляет другому времени. Так действовали по примеру Господа Своего и Апостолы ( 1Кор. 3:1–8 ; Евр. 5:11–14 ). Так, слушатели мои, духовная жизнь раскрывается в нас постепенно. – Нельзя вдруг сделаться святым мужем, зрелым в духовной жизни, не быв, после детства, в состоянии отрока. Жизнь духовная есть дело силы Божией в нас, но благодать действует в нас не без нашего участия, не без нашей воли и деятельности. Оттого-то есть духовные возрасты. «Путь праведника, – говорит Соломон, – как дневной свет, идет вперед и растет до полного дня» ( Прит. 4:18 ). Утешитель Дух истины наставит вы на всяку истину – введет вас в уразумение полной истины. Всякая истина, или, точнее, вся истина означает у Спасителя весь объем откровения о вере и нравственной жизни. Спаситель, как видно по собственным словам Его, имеет в виду учеников Своих как свидетелей о Нем ( Ин.16:27 ) и, следовательно, истина, которую должен преподать им Дух истины, не относится к предметам каких-либо философских, астрономических и тому подобных изысканий. Круг предметов, которые должны узнать Апостолы от Духа Утешителя, уже определен Спасителем прежде: воспомянет вам вся, яже Рех вам, сказал Он о Духе истины ( Ин. 14:26 ). Вся яже слышах от Отца Моего, сказах вам, говорил Он же Сам ученикам Своим ( Ин. 15:15 ). Все основные истины веры и жизни уже сообщены Апостолам. Ум и сердце их были очищены действенным учением Христа Иисуса ( Ин. 15:8, 13:10 ). Но истина Христова была в душах их семенем нераскрывшимся, – они хранили ее в душах, но без точного и глубокого разумения; полную истину, полное откровенное учение о Христе Иисусе имел преподать им Дух истины. Так, нельзя без оскорбления правды утверждать, что примирение человека с Богом, в том значении, в каком излагается оно в посланиях Апостолов Петра, Иоанна и Павла, было новым учением Духа Христова. О нем часто говорил Спаситель ученикам Своим, только значение слов Его не раскрывалось в их сознании ( Ин. 4:14–16, 6:51, 10:17, 12:24,31,32, 17:19–20 ; Мф. 20:28, 26:25 ; Мк. 10:45 ) – Дух истины должен был уяснить неясное в их понятиях, исправить неверное, дополнить, чего не доставало.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При исповеди воинов духовник должен действовать с важностию и вместе с кротостию; ибо воинов также как и прочих верных должно вести и возбуждать к добродетели и Христианскому совершенству. Итак духовник преимущественно должен убеждать их (что составляет и предмет вопросов при испытании) а) чтобы они сохраняли присягу Государю ненарушимою. б) Чтобы оказывали начальникам готовое и скорое послушание по любви к Иисусу Христу, Который послушлив был даже до смерти. в) Чтобы, помня заповедь Св. Иоанна Крестителя, «довольны были своим жалованьем, никого не оскорбляли ни словом, ни делом» ( Лк.3:4 ). г) Чтобы воздерживались от ругательств, брани, ссор, от игр и воровства и особенно от сластолюбия, помня, что закон Божественный равно обязывает всех, не исключая никакого звания людей. д) Чтобы на войне не дерзали осквернять храмов, или сокрушать священные сосуды или брать себе что-либо из священных вещей, чтобы щадили и служителей Церкви, монахов, женщин и девиц, невинных граждан, стариков и детей. е) Чтобы с благоговением присутствовали при Богослужении не только в Воскресные и праздничные дни, но и в другие дни, когда есть возможность, и чтобы непременно каждый год исповедовались и приобщались Святых Таин. – Полезно им внушать, особенно во время войны, как опасно их состояние для души и тела, и потому как они должны стараться всегда быть в состоянии благодати через покаяние и сокрушение в грехах. Духовник должен научить их упражняться непрестанно и в духовной брани, то есть, в обуздании страстей и в сохранении заповедей Евангельских, чтобы им соделаться истинными Христианскими воинами и победителями врагов. «Лучше муж долготерпелив паче крепкаго, удерживаяй же гнев паче вземлющаго град» ( Прит.16:32 ). При наставлении можно указать им примеры Св. воинов как-то: Корнилия ( Деян.10:1–33 ), Св. Георгия, Св. Маврикия, Иоанна, Николая (Декабр. 24 дня) и других . Примеры человеколюбия к пленным представляются в Св. писании ( 4Цар.25:27–30 ; 2Пар.28:14,15 ; Деян.27:1,3,41–44 ), (Сл. Прав. Нрав. Богословие § 360).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Тропарь, гл. 4 . Из млада явился еси, Богомудре княже Гаврииле, Божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочна соблюд, и многи святыя церкви устроив, изгнание претерпел еси от своих, якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение; с нимиже предстоя Святей Троице молися, державы Российския начальником сохраненным быти, и всем нам спастися. Кондак, гл. 8. Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле, плод благий Богови в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми, и якоже Давид незлобием: того ради получил еси жизнь вечную на небесех, всегда зря Святую Троицу, моли избавишися нам от всяких бед, да зовем та: радуйся утверждение граду нашему. Парем. (1. . Прит.10:31, 32; 11:1, 2, 4, 3, 5–12; 3 . Прем.4:7–15 ; Утр. Ев . Мф.11:27–30; 43 зач.; Ап. Евр.13:17–21; 335 зач.; Ев. Лк.12:32–40 ; 67 зач.). Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. Св. еодры царицы. Она была супругой греческого императора Феофила иконоборца. По смерти своего мужа, за малолетством сына своего Михаила, она приняла управление империей и немедленно начала восстановлять иконопочитание. Ею было установлено праздновать торжество православия ежегодно в первое воскресение Великого поста, что совершается и до нашего времени (см. выше, Триод.). Когда сын ее вырос и принял управление империей, св. Феодора заключилась в обители св. Евфросинии. Молитва , пост и чтение душеспасительных книг были здесь ее постоянными занятиями. Проведя 8 лет в таких подвигах. св. Феодора мирно скончалась около 867 г. Ее мощи в 1460 г. переданы туркали жителям г. Корциры. 12 . Е. Иже во святых отца нашего архиепископа Антиохии Великой. Св. Мелетий родился в Мелитине Армянской и был около 357 г. избран епископом г. Севастии. Вследствие беспокойного духа Севастийцев, кроткий пастырь оставил свою кафедру и удалился для отшельнической жизни в Сирскую Берию. Отсюда он, как «православия столп и благочестия поборник», скоро был вызван императором в Антиохию для защиты православия от ариан. Занявши Антиохийскую кафедру, св. Мелетий ревностно обличал ариан в их заблуждениях и своими обличениями так вооружил их против себя, что не раз, по их проискам и клевете, удаляем был из Антиохии. В 381 г. св. Мелетий председательствовал на II Вселенском Соборе. «Подвиги совершив благочестивы, и течение скончав добрейшее, и правей вере научив благочестно», св. Мелетий мирно скончался во время Собора. Мощи его перевезены были из Константинополя в Антиохию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010