Напрасно император три раза посылал за ними гонцов, а патриарх — грамоты с убеждениями и угрозами: Пимен и Феодор, изрыгая хулы на того и другого между самими турками, не хотели повиноваться и бежали путем, ведущим в Россию. В июле 1388 г. Пимен прибыл в Москву «без исправы», а также и Феодор, возведенный им уже в сан епископа Ростовского. Царьградский Собор решился судить их заочно и произнес им отлучение и низложение. В Москве Пимен начал священнодействовать и рукоположил нескольких епископов, но великий князь имел с ним распрю, так что Пимен чрез десять месяцев счел за лучшее ехать снова в столицу Греции. Он выехал из Москвы тайно от князя во вторник Страстной седмицы (1389), взяв с собою Смоленского епископа Михаила, спасского архимандрита Сергия и полную свиту. Пять епископов и многие архимандриты, игумены и иноки провожали его до реки Дона. Раздраженный поступком митрополита, князь отправил вслед за ним в Константинополь бывшего духовника своего, теперь епископа Ростовского Феодора. На Черном море Пимен был схвачен и заключен в оковы своими азовскими заимодавцами, которым много задолжал еще во время поставления своего в митрополита, и с трудом мог освободиться от них, заплатив им значительную сумму. Но чрез месяц Димитрий Иоаннович скончался (19 мая), а потом чрез четыре (11 сентября) скончался и Пимен в Халкидоне, не достигнув Царьграда. Впрочем, еще гораздо прежде, именно в феврале месяце того же года, когда Пимен даже не выезжал из Москвы, в Константинополе состоялся Собор под председательством нового патриарха Антония, вновь подтвердивший решение прежнего патриарха и Собора об отлучении и низложении Пимена. И, может быть, весть об этом и была главною причиною, почему Пимен решился поспешить в Константинополь. Низложив Пимена, Собор утвердил вместе следующее: «Настоящим синодальным деянием постановляем, чтобы митрополитом Киевским и всея России и был и назывался кир Киприан, который до конца своей жизни да заведывает ею и всеми областями ее, рукополагая епископов в епископиях, изначала подчиненных его Церкви, и пресвитеров, и диаконов, и иподиаконов, и анагностов, совершая все прочие святительские обряды как настоящий архиерей всей России.

http://sedmitza.ru/lib/text/435867/

За неутомимые труды иеромонах Пимен в декабре 1947 г. был возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями. Вскоре игумен Пимен был переведен в Ростовскую епархию , где до 1949 г. занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета, ключаря кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Обладая превосходной способностью вносить порядок и благочиние в церковную жизнь прихода, монастыря, епархии, игумен Пимен вскоре был призван к более ответственному служению: указом Святейшего Патриарха Алексия I он в конце 1949 г. был назначен наместником Псково-Печерского монастыря. Почти через полгода игумен Пимен был возведен в сан архимандрита, а с 1954 по 1957 гг. был наместником Троице-Сергиевой лавры. Так же, как и в Псково-Печерском монастыре, он провел здесь крупные реставрационные работы в соборах, заботился о благоустройстве Лавры. При нем в трапезном храме были построены два новых придела во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. Когда же Троице-Сергиева лавра была в целом благоустроена, Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод, принимая во внимание большой административный опыт и выдающиеся духовные качества ее наместника, призвали архимандрита Пимена к епископскому служению. 17 ноября 1957 г. в Успенском кафедральном соборе в Одессе архимандрит Пимен был хиротонисан во епископа Балтского и в конце того же года стал викарием Московской епархии — епископом Дмитровским. В июле 1960 г. епископ Пимен был назначен управляющим делами Московской Патриархии, в ноябре возведен в сан архиепископа и введен в состав Священного Синода. С 16 марта 1961 г. архиепископ Пимен был назначен на Тульскую кафедру с оставлением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии. 14 ноября того же года назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским. За период с 1959 по 1962 гг. владыке Пимену наряду с основными обязанностями поручалось временное управление Луганской , Смоленской , Костромской и Тамбовской епархиями. Архиепископ Пимен состоял председателем Хозяйственного управления Московского Патриархата, настоятелем Патриаршего Богоявленского кафедрального собора . В октябре 1963 г. он стал митрополитом Крутицким и Коломенским.

http://patriarchia.ru/db/text/1151959.ht...

Борис (вглядываясь пристальней). Чудно. Все, кажется, будто где-то видел. Ну, ступайте с Богом (вынув из мошны и кинув им два золотых) . Свечку поставьте Владычице и помолитесь за грешного раба Бориса. Григорий и Мисаил (низко кланяясь). Подай тебе Господь, боярин, спаси Владычица!   Всадники скачут, скрываясь в лесу. Григорий долго смотрит им вслед. Лицо его так же сонно, так же неподвижен взор, как у Бориса давеча, когда он смотрел на воду под колесом. Может быть, и Григорий что-то видит. III. Пимен Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Отец Пимен пишет перед лампадой. Григорий спит.   Григорий (пробуждаясь). Все тот же сон. Возможно ль? В третий раз. А все старик перед лампадой пишет…   Пимен. Проснулся, брат.   Григорий. Благослови меня. Честной отец.   Пимен. Благослови Господь Тебя и днесь, и присно, и во веки.   Григорий. Ты все писал и сном не позабылся, А мой покой бесовское мечтанье Тревожило, и враг меня мутил…   Пимен. Господь с тобой. Младая кровь играет, Смиряй себя молитвой и постом… (продолжая писать) Еще одно последнее сказанье И летопись окончена моя. Исполнен долг, завещанный от Бога Мне грешному.   Григорий. Давно, честной отец, Хотелось мне тебя спросить о смерти Димитрия царевича; в то время Ты, говорят, был в Угличе.   Пимен. Ох, помню, Пришел я в ночь. На утро, в час обедни Вдруг слышу звон; ударили в набат; На улицу бегут, кричат, и я Спешу туда ж – а там уже весь город. Гляжу: лежит зарезанный младенец… Укрывшихся злодеев захватили; «Покайтеся», народ им загремел. И в ужасе, под топором, убийцы Покаялись – и назвали Бориса.   Григорий. Каких был лет царевич убиенный?   Пимен. Да лет семи; он был бы твой ровесник, И ныне царствовал…. (Задумывается).   Григорий (после молчания). Скажи, отец. Московские злодеи, может статься, Димитрия в лицо не знали ране: Царевич ли зарезанный младенец?   Пимен. Я и слыхал народную молву: Убили в Угличе попова сына, Царевич же Господним чудом спасся… Да мало ли, что люди говорят?   Оба погружаются в глубокую задумчивость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Петр Ордынский , Ростовский, царевич, прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 30 июня/13 июля) Пигасий Персидский , мч. (2/15 ноября) Пимен Великий , Египетский, прп. (27 августа/9 сентября) Пимен Печерский , прп., игумен, постник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (8/21 мая; 7/20 августа; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Пимен Печерский , Многоболезненный, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (7/20 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Пимен Печерский , прп., постник, в Ближних (Антониевых) пещерах (27 августа/9 сентября; 28 сен-тября/11 октября [Печер.]) Пиор Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (4/17 октября; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Питирим Великопермский , Устьвымский, еп., сщмч. (29 января/11 февраля; 19 августа/1 сентября) Питирим Тамбовский , еп. (28 июля/10 августа) Платон Анкирский , мч. (18 ноября/1 декабря) Полиевкт Мелитинский , мч. (9/22 января) Поликарп Брянский , игумен, прп. (23 февраля/8 марта) Поликарп Печерский , архим., прп. (24 июля/6 августа) Поликарп Смирнский , еп., сщмч. (23 февраля/8 марта) Помпий Африканский (Карфагенский), мч. (10/23 апреля) Помпий Критский , мч. (23 декабря/5 января) Порфирий Газский , архиеп. (26 февраля/11 марта) Порфирий , мч. (9/22 ноября) Пров Тарсийский , мч. (12/25 октября) Прокл Калиптский , мч. (12/25 июля) Прокл Константинопольский , архиеп. (20 ноября/3 декабря) Прокопий (до мученичества Неаний) Кесарийский (Палестинский), вмч. (8/21 июля) Прокопий Вятский , Христа ради юродивый (21 декабря/3 января) Прокопий Декаполит , исповедник, прп. (27 февраля/12 марта) Прокопий Устьянский , Важский, Вологодский, Христа ради юродивый (8/21 июля) Прокопий Устюжский , Христа ради юродивый (8/21 июля) Протасий Медиоланский , мч. (14/27 октября) Прохор Печерский , Лебедник, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (10/23 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Прохор , ап. от 70-ти, из 7 диаконов, еп. Никомидийский, сщмч., ученик ап. Иоанна Богослова (4/17 января ап.]; 28 июля/10 августа) Пуд , ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 15/28 апреля)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но вернемся к поставлению Дионисия. Ему так и не удалось водвориться на митрополии в Москве. Святитель возвращался в 1384 г. из Константинополя через Киев, где князь Владимир Ольгердович, возможно, не без участия Киприана, взял его под стражу. Через год Дионисий скончался в узах и был погребен в Киево-Печерской Лавре, где некогда начинался его монашеский путь. Позже он был канонизирован. Между тем, прибывшие в Москву от Нила Константинопольского митрополиты расследовал на месте деятельность Пимена и объявили его низложенным. Пимен поехал с апелляцией в Царьград. Сюда же вновь прибыл и Киприан. Началось соборное разбирательство. Пимен, вероятно чувствуя, что правда не на его стороне, бежал вместе с архимандритом Феодором Симоновским к туркам. Заочно они были осуждены и низложены, а митрополитом единой Русской Церкви был, наконец, признан Киприан. Тем не менее, ехать в Москву он не решался, зная, сколь враждебно настроен по отношению к нему Димитрий. Пимен же, напротив, прибыл в Москву и снова стал здесь действовать в качестве митрополита. Феодора он, в частности, поставил епископом Ростовским. Вероятно, Пимен был по натуре откровенным авантюристом. Удивляет, что он, зная крутой нрав своего князя, всякий раз вновь и вновь пытался обманом утвердиться в Москве. Очевидно, что и на этот раз Пимен сумел до поры до времени держать князя в неведении относительно всех подробностей своего Константинопольского путешествия, завершившегося его низложением. Вскоре, однако, Димитрий Донской вновь рассорился с Пименом, узнав обо всем, что произошло с митрополитом в Византии. Пимен в начале 1389 г. решился втайне от князя бежать, причем, почему-то в осудивший его Царьград. Вероятно, причиной было повторное соборное разбирательство его дела при новом патриархе Антонии. Но приговор о низложении был подтвержден вновь. Пимен, так ничего и не добившись, умер в Халкидоне в сентябре 1389 г. Еще раньше, 19 мая, умер св. благоверный князь Димитрий Донской. Его преемник - Василий Димитриевич - счел, что пора положить конец смуте и принять митрополитом на Москву Киприана, единственного оставшегося к тому времени в живых претендента. В начале 1390 г. Киприан торжественно въехал в Москву, кафедру в которой он занимал уже до конца своих дней. Этим церковная смута на Руси была, наконец, исчерпана.

http://sedmitza.ru/lib/text/436257/

Двадцать седьмой день Преподобный Пимен Великий (О неосуждении) I. Npenoдoбhый Пимен, родом египтянин, память коего совершается ныне, родился около 340 года по Р. Х. В молодых еще годах он дал обет безмолвия и отречения от мира и стал подвизаться в пустынном скиту, близ Диокла. С ним вместе подвизались и братья его: старший – Анувий и меньшой, неизвестный по имени. И так строго содержал преп. Пимен обет свой отречения от мира, что даже от свидания с материю своей он отказался, когда она пришла однажды навестить своих детей в скиту, и только уже по настоятельному убеждению братии Пимен, подойдя к двери, за которой стояла мать его, сказал ей: – «Если ты великодушно перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас; так мы надеемся на человеколюбие Божие!» И утешенная этим обещанием мать оставила скит, не домогаясь более видеть детей своих и не отвлекая их от подвига избранной ими жизни. Между тем преп. Пимен, тяготясь возрастающей славою, избегая почитания людей, скитался в продолжение нескольких лет по разным местам; потом, возвратясь в египетскую пустыню, оставался в ней до самой своей кончины около 450 г., продолжая свое суровое подвижничество, но вместе с тем не оставляя людей своими наставлениями, из которых многие сохранились в писаниях и до настоящего времени. Однажды братия спросили преп. Пимена: «следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть грех его?» – Следует, – отвечал преп. Пимен, – если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех… – Я слышу неприличное об одном нерадивом брате, – сказал однажды преп. Пимену один из иноков, – и так соблазняет меня его жизнь, что я даже хотел бы отойти отсюда… – А правда ли то, что ты слышал о брате? – спросил преп. Пимен. – Правда, потому что мне передал о нем один верный человек… – Нет, он не верный человек, – возразил подвижник, – если бы он был верный, то никогда не сказал бы тебе худого о брате. А ты, чего не видел сам, о том не верь и другому, да если и своими глазами увидишь, то не тотчас верь…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пустынник, хотя никогда не выходил из своей кельи, но, подумав, что Пимен не послал бы за ним, если бы Сам Господь ему не внушил того, немедленно отправился в путь. Когда они сделали друг другу радостное приветствие и сели, тогда авва Пимен сказал: «В одном месте жили два человека, и случилось обоим иметь у себя по мертвецу; но один из них, оставив своего мертвеца, пошёл оплакивать чужого». Пустынник, услышав это, был поражён притчей святого Пимена и, воспомянув свой поступок против согрешившего инока, сказал: «Пимен всегда выше и выше! А я всегда ниже и ниже!» Общая всем слабость Один христианин жаловался преподобному Пимену, что дурные помыслы возмущают и подвергают великой опасности душу, желающую спастись. Старец взял его за руку и, поставив на открытом воздухе, велел, распахнув пазуху, удержать ветер. «Я не могу сделать этого», – сказал христианин. «Если не можешь сделать этого, – возразил святой Пимен, – то не можешь воспрепятствовать и тому, чтобы не возмущали тебя помыслы. Но обязанность наша – противиться оным». Умерщвление тела Однажды авва Исаак, увидев, что преподобный Пимен возливает на ноги свои воду, сказал: «Другие ведут себя строже и удручают тело своё». «Мы научены умерщвлять не тело своё, но страсти», – отвечал святой старец. Пример вместо приказания Один старец спросил у преподобного Пимена: должно ли ему приказывать братьям, которые с ним живут? «Нет! – отвечал Пимен, – лучше делай сам; если они захотят с тобой жить, сами увидят, что и им должно делать!» – «Но они сами желают, – возразил старец, – чтоб я, как старший, приказывал им». – «Не советую, – сказал Пимен, – будь для них примером, а не законодателем! Тогда всё будет исполняемо в точности, и сколь бы труд велик ни был, не будет даже тени роптания». Богоотцы Иоаким и Анна 229 Богом возлюбленные супруги Иоаким и Анна провождали жизнь святую и добродетельную; изобилуя богатством вещественным, они более прославились богатством духовным; кроткие, целомудренные, благочестивые, они на каждый праздник отделяли из своего стяжания две части: одну – Богу на церковные потребности, другую – нищим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Пётр Закавказский см. Пётр (Данилов), обн. епископ Пётр Крутицкий, митрополит см. Пётр (Полянский) , митрополит, Патриарший Местоблюститель Пётр Могила, митрополит Киевский 178 Пётр Омский см. Петр (Блинов), обн. митрополит Пётр, Владикавказский см. Петр (Рождественский), обн. архиепископ Пётр, Закавказский см. Петр (Данилов), обн. епископ Пётр, ап. 39, 124, 407 Пётр, митрополит Сибирский см. Пётр (Блинов), митрополит Пётр, митрополит см. Пётр (Полянский) , митрополит. Патриарший Местоблюститель Петров Григорий Спиридонович, бывш. священник 181, 1004 Петров С. Г., историк 16 Петровский А. В., протоиерей, осуждённый по петрогадскому процессу 251 Пешель, осуждённый по петроградскому процессу 251 Пий XII, Римский Папа 847 Пимен (Пегов), архиепископ 256, 277, 310, 313, 418, 421, 441, 484, 489, 491, 493, 498–502, 526, 537, 613, 720, 908–910, 911, 917 Пимен, архиепископ Каменец-Подольский см. Пимен (Пегов), архиепископ Пимен, епископ см. Пимен (Пегов), архиепископ Пимен, митрополит Харьковский см. Пимен (Пегов), архиепископ Пименский Алексей, обн. протоиерей 298 Питирим (Окнов), митрополит 189 Питирим (Свиридов), митрополит Ленинградский 604, 1017 Питирим, митрополит Петроградский см. Питирим (Окнов), митрополит Платон (Рождественский), митрополит 67, 189, 355, 384, 424, 481, 771, 1015 Платон, митрополит Американский см. Платон (Рождественский), митрополит Платон, митрополит, Экзарх Грузии см. Платон (Рождественский), митрополит Платонов Николай Федорович, б. протоиерей см. Николай (Платонов), обн. митрополит Плиний, римский писатель 403 Плотников Н. К., мирянин г. Тулы 428, 437 Плотников С. Т., авт. соч. 219, 253, 268, 302, 303 Победоносцев Константин Петрович (1827–1907), в 1880–1905 гг. обер-прокурор Св. Синода 103, 146, 1000 Пожарский Дмитрий Михайлович, кн., русский полководец, соратник 546 " Покровский А., обн. протоиерей Рязанской епархии 242 Покровский А. И., проф. 361, 362, 399, 441,451, 486, 496, 990–991 Покровский Н. Н., академик, историк 16 Покровский Петр, обн. диакон Ярославской епархии 243, 285, 286

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

За семнадцать с лишним лет правления архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви и устраивает монастыри. В 1554 году архиепископ Пимен, как почитатель памяти блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского († 1392; память 27 июля/9 августа), выстроил над гробом его храм во имя святого великомученика Пантелеймона, память которого празднуется в день кончины блаженного Николая, 27 июля. 30 апреля 1558 года им открыты мощи святителя Никиты, епископа Новгородского, затворника Печерского († 1108; память 31 января/13 февраля и 30 апреля/13 мая), по особому видению. Во сне явился ему муж с едва заметной бородой и сказал ему: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу». Проснувшись, Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. По распоряжению архиепископа Пимена игумен Московского Даниловского монастыря Иоасаф написал вторую редакцию Жития святителя Никиты. В 1560 году архиепископ Пимен основал Введенский Тихвинский женский монастырь. В 1566 году освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовом погосте, а в 1568 году – новую церковь Николая Чудотворца. Заботился владыка Пимен и о старых храмах: в 1557 году «обложил» Никитинскую церковь, в 1558 году поновил придел Иоакима и Анны в Софийском соборе, а через два года устроил в соборе царское и святительское места, в 1560 году освятил придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице. В 1558 году архиепископ Пимен организовал доставку и торжественную встречу чудотворных икон, взятых царским войском в Нарве, в 1561 году провожал три образа, затребованных царем из Софийского собора. Для Софийского собора был отлит самый большой новгородский колокол-благовестник в 500 пудов, который в 1570 году царем Иваном Грозным был перевезен в Александровскую слободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

29 июля 1942 года отец Пимен был контужен. Почти четыре месяца он лечился в военном госпитале. После излечения был назначен заместителем командира роты 702 Стрелкового полка. Этот полк в  марте-апреле 1943 года принял участие в кровопролитных сражениях под Харьковом. Сергей Михайлович Извеков (иеромонах Пимен) участвовал в боях в качестве заместителя командира по строевой части. 16 апреля 1943 года отец Пимен был вновь контужен. Недалеко от укрытия, в котором он находился  со своими солдатами, разорвалась бомба. Отца Пимена и солдат засыпало грудой кирпича. Позднее Патриарх вспоминал, что когда очнулся и открыл глаза, то поразила гробовая тишина. Только где-то далеко-далеко звенел звонок. Солдаты пострадали меньше, отец Пимен буквально прикрыл их своей широкой спиной. Нашли их и откопали только через три дня. После контузии старший лейтенант Извеков был назначен адъютантом командира дивизии генерал-майора Ф.И. Шевченко. Впоследствии Патриарх Пимен рассказывал о своем командире — генерале Шевченко Прасковье Тихоновне Кориной: «Командир у меня был добрый. Под пули меня не посылал. Но, однажды, пришлось переправляться через реку...» Во время боев за город Мерефа, недалеко от Харькова, части Красной армии под обстрелом врага переправлялись через реку Уду, приток Северного Донца. Во время переправы отец Пимен был ранен. Командованию его судьба оказалась неизвестной. В штатно-должностной книге офицерского состава полка 30 сентября 1943 г. была сделана запись: «старший лейтенант Извеков Сергей Михайлович пропал без вести 26.8.43 Мерефск[ий] р[айо]н Харьк[овской] обл[асти]». В действительности отец Пимен был направлен в госпиталь в Москву. Согласно послужному списку, о. Пимен (Сергей Михайлович Извеков) прошел лечение в госпитале после ранения и был комиссован из армии. Он поселился в Москве на Сущевском валу у двух монахинь. Вероятно, отец Пимен надеялся вернуться к священническому служению. 24 ноября 1943 года на встрече с архиереями-участниками Архиерейского собора, прошедшего в Москве 21-23 ноября, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпов заявил, что «все священнослужители, состоящие на службе в церковных приходах, освобождаются от призыва по мобилизации, независимо от возраста».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1339332...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010