Никита отвечал: никогда не соблазнюсь я такою вещию; а прошу у Господа Бога, дабы дал мне дары чудотворения. Никон отвечал: выше сил твое прошение; остерегайся, брат, чтобы вознесшись не пасть; смирение наше велит тебе служить братии». Никита настоял на своем. И тайная гордость привлекла к нему отца гордости. Явившись в виде ангела, бес дал ему совет оставить молитву и заниматься только книгами, а на себя принял молиться за него и молился в виду его. Никита стал пророком и учителем. Так он послал сказать Изяславу: «ныне убит Глеб Святославич на заволочьи – пошли скорее сына своего Святополка на престол новгородский». Глеб точно был убит в 1078 г. С удивлением приходили слушать Никиту. Одна странность замечена в новом учителе: он знал на память ветхий завет, но не хотел и слышать о новом. Опытные старцы поняли состояние Никиты, а любовь их не могла быть равнодушной к несчастию брата. «Преподобные мужи: игумен Никон, Иоанн, бывший после него игуменом, постник Пимен, Матфей прозорливый, св. Исаакий печерник, Агапит врач, Григорий чудотворец , Николай, бывший после епископом Тмуторакани, Нестор, написавший летопись, Григорий, творец канонов, Феоктист, бывший после епископом Чернигова, Онисифор прозорливый – все сии богоносные пришли к прельщенному и, помолившись, отгнали от него беса, и тот более не видел его. Они вывели его и спрашивали о ветхом завете, желая что нибудь слышать от него. И он с клятвою уверял, что никогда не читал книг. Но тот, который прежде на память знал ветхозаветные книги, теперь не знал ни слова. Преподобные отцы едва научили его грамоте. С того времени он предал себя воздержанию и чистому, смиренному и послушливому житию, так что превзошел многих добродетелями. За добродетель поставлен был епископом Новгороду и сотворил много чудес: молитвою низвел дождь, погасил пожар. И ныне чтут со святыми преподобного и блаженного Никиту». Новгородским епископом Св. Никита был поставлен в 1096 г. и преставился в 1108 г. «После сего», пишет Поликарп, «другой из братий, некто Лаврентий, восхотел в затвор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Никто не мог состязаться с ним в книгах Ветхого Завета, ибо он знал наизусть Бытие, Исход, Левит, Числа, Судей, Царств и все пророчества по порядку, и хорошо знал все еврейские книги, евангельских же и апостольских святых книг, преданных нам благодатью, чтоб исправиться и утвердиться нам никогда не хотел видеть, или слышать, не только что читать, и не позволял беседовать с собой из Нового завета. Потому все понимали, что он прельщен врагом. Встревоженные тем, пришли к прельщенному преподобные отцы Никон игумен, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исайя, который был епископом Ростовским, Матфей прозорливый, Исаакий, затворник пещерный, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, который был епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий, творец канонов, Феоктист, который был епископом Черниговским, Онисифор прозорливый. Все они, сияющие добродетелями, придя, сотворили молитву к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что он больше не видал его. Выведя его из пещеры, они просили его сказать им что-нибудь из Ветхого Завета; он же клялся, что не читал никогда тех книг, которые прежде знал наизусть. А не знал он ни одного слова, потому что едва был обучен грамоте. Тогда, придя в себя молитвами преподобных отцов, он исповедал великий свой грех и горько оплакивал его, и принял на себя великое воздержание и послушание, начав чистое и смиренное житие, так что он превзошел всех добродетелью. Человеколюбивый же Господь, видя такое подвижничество блаженного и не презирая прежних его добродетелей, - к которым приучал он себя в юности, - принял его истинное покаяние. И, как принимая покаяние Петра, три раза отвергшегося от Него, сказал ему: " Паси агнцев Моих, паси овец Моих, паси избранных Моих " (Ин. 21:15 и 16), то же знамение благоприятного покаяния подал и блаженному этому Никите. За многую любовь к хранению всех заповедей Он сделал его пастырем словесного Своего стада, возведя на престол епископства Новгородского. И там, в уверение и ясное доказательство прощения святому того, бывшего раньше, падения прославил его добродетельную жизнь дарами чудотворения. Однажды, во время бездождия, помолился он, и свел дождь с неба. Также он погасил пожар в городе, и творил много других чудес. И, упасши мудро словесную свою паству, преставился ко Господу. И так как искушен он был, как золото, оказался достоин венца вечной жизни. Да сподобимся его и мы, молитвами преподобного отца нашего Никиты, благодатью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому со безначальным Его Отцом и со Пресвятым, благим и животворящим Духом - честь, хвала и слава подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Однажды преподобный Нифонт видел, что диавол подошел к человеку, который работал в поле, пошептал что-то на ухо, чего рабочий совсем не заметил, и отошел прочь; потом подошел к другому, невдалеке работающему человеку и этому что-то сказал на ухо; оба эти работника, оставив свои дела, сошлись вместе и разговорились; прежде говорили спокойно и ласково, потом забранились и, наконец, жестоко поссорились (111, 248). Святитель Никита, епископ Новгородский, был родом киевлянин и с юных лет поступил в Печерскую обитель. Стремясь к высшим подвигам, он вскоре решил сделаться затворником, несмотря на все внушения настоятеля о преждевременности такого многотрудного дела для молодого инока, и подвергся в затворе горькому искушению. По внушению от диавола, явившегося ему в образе ангела светла, Никита совершенно перестал молиться Богу, весь предался чтению книг ветхозаветных, начат принимать к себе приходящих, давать им советы, изрекать предсказания и через то приобрел себе суетную славу. Никто не был в состоянии состязаться с ним в знании книг Ветхого Завета, а Евангелия и прочих книг новозаветных он не только не читал, но никогда не хотел ни видеть, ни слышать. Совокупные молитвы отцов Печерских, между которыми находились игумен Никон, Матфей прозорливец, Исаакий святой, Григорий чудотворец , Пимен постник и летописец Нестор, освободили несчастного инока от обаяний искусителя – и Никита, покинув затвор и внезапно лишившись всех знаний, которыми тщеславился, начал снова учиться в обители и грамоте, и иноческой жизни. На этот раз он пошел путем истинного смирения, воздержания и послушания, и мало-помалу достиг того, что превзошел всех своею добродетелью. За высокую добродетель подвижник возведен был в сан епископа Новгородского и в течение одиннадцати лет не переставал служить образцом благочестия для своей паствы. Господь удостоил Своего угодника еще при жизни дара чудотворений. Двукратно он спасал Новгород от бедствий: однажды своею молитвою во время продолжительной засухи свел дождь с небес; в другой раз молитвою же остановил страшный пожар, истреблявший город... (111, 248–249).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Они ревностно проповедовали учение Христово и сокрушили много идольских капищ; этим они вооружили против себя еллинов и иудеев. Сии враги веры Христовой предали мучениям святых мучеников, которые удостоились получить неувядаемые венцы. Наркисс, Апеллий и Аристовул также проповедовали Христово Евангелие: Наркисс в Афинах, Апеллий в Ираклии, Аристовул — в Британии; сии святые мужи после многих трудов и подвигов предали свои души Господу.   Кондак, глас 8: Яко священная сокровища Всесвятаго Духа, и Солнца Славы сияния, по долгу воспоим мудрыя апостолы: Апеллия, Урвана же и Аристовула, Амплия, Наркисса и Стахия: яже благодать Собра Бога нашего. Житие преподобных Спиридона и Никодима Всякая душа, озаренная свыше благодатию, бывает проста (Прит. 11:26), в ней нет ни лукавства, ни лести, она — сосуд и жилище Самого Бога. Посему и апостол говорит: «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27) К числу таких избранных принадлежал и преподобный отец наш Спиридон. Сей блаженный происходил из некоторого селения, он не был научен книжному искусству, не был силен в слове, но был велик своим разумом духовным и богоугодными делами. Имея в своем сердце страх Господень, начало всякой премудрости, он пришел в Печерский монастырь и стал вести здесь суровую иноческую жизнь. Не зная грамоты, он начал учиться книжному искусству, хотя уже не был юн летами. Все Боговдохновенные псалмы Давидовы он твердо изучил и знал на память. Святой подвижник с неослабевающей ревностью подвизался и заботился о спасении души своей; у него был благочестивый обычай: всякий день он воспевал Псалтирь Давидову и не переставал до тех пор, пока не кончал ее всю в тот же самый день. Бывший тогда игуменом Пимен постник, видя, что святой Спиридон отличается смирением и трудолюбием, постоянно пребывает в посте и молитве и во всем непорочен, возложил на него богоприятное для него послушание: печь хлеб, приносимый к Божественной литургии для тайного тела Христова, т. е. просфоры. Блаженный Спиридон, поселившись в пекарне, не оставил и прежних своих духовных подвигов, стал исполнять возложенное на него послушание со всяким благоговением и страхом Божиим. Зная, что труд рук его предназначался для чистой и непорочной жертвы, приносимой иереем; он исполнял его, воссылая своими устами хваление Богу: рубил ли дрова, месил ли тесто, он всегда устами своими воспевал псалмы Давидовы, чтобы ежедневно, по своему обыкновению, окончить всю Псалтирь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Подвигом труда и безмолвия он угодил Господу. Мощи его почивают в Ближней Антониевой пещере. Святитель Мина, епископ Полоцкий (+ 1116) Память его празднуется 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Мина долгое время подвизался в Киево-Печерском монастыре. 13 декабря 1105 г. он был хиротонисан во епископа Полоцкого. Имя святителя Мины вошло в службу киево-печерским святым отцам. Упоминание о нем есть в Киево-Печерском Патерике, Известен святитель как один из первых русских архипастырей, продолжавших благодатное распространение веры Христовой после крещения земли Русской. Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский (+ 1122) Память его празднуется 10 окт. вместе с Собором Волынских святых, 28 авг. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Амфилохий был иноком Киево-Печерского монастыря. В 1105 г. он был поставлен  епископом Владимиро-Волынским. Паства его была уже просвещена святым Крещением, но вера еще не укоренилась в сердцах новых христиан, и труды святителя были просветительные. Ему много пришлось бороться с суеверием и обычаями языческими. В 1122 г., после семнадцати лет управления владимиро-волынской паствой, святитель Амфилохий удалился на покой в Киево-Печерский монастырь и в том же году скончался. •  Епархия во Владимире на Волыни была учреждена еще при равноапостольном князе Владимире (ныне город в Волынской обл. на Украине). Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские (+ между 1114 и 1123) Память их празднуется 21 авг. в день мученической кончины прп. Кукши и преставления прп. Пимена, 28 сент вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Священномученик Кукша полагал начало иноческого жития в Печерском монастыре.  Он был просветителем славянского  племени вятичей, обитавшего по реке Оке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Послушался и этой прелести духа злобы неопытный затворник; ибо искуситель показывал вид, что он непрестанно молится за него. Никита, успокоенный тем, что за него молится ангел, сам оставил молитвенный подвиг и начал читать книги, и беседовать с приходящими о пользе душевной. Иногда даже предсказывал будущее; ибо тот же искуситель, чтобы укрепить обольщенного, предварял о некоторых событиях. Однажды он послал к в. кн. Изяславу сказать: «сегодня убит в Заволочье племянник твой Глеб Святославич, поспеши послать на княжение в Новгород своего сына Святополка». Вскоре полученная весть оправдала слова прозорливца, и с этого времени народ начал собираться к нему во множестве для пользы душевной. Но вот, что обличило пророка. Никита знал наизусть все книги ветхого завета, но ничего не мог сказать из нового, и даже не хотел о нем слышать. Смутилась братия печерская, узнав об опасности, в какой находился неопытный затворник. Тогда еще находились в живых преподобные: Никон игумен и преемник его Иоанн, Пимен постник, Исаия епископ Ростовский, Матфей и Онисифор прозорливые, Агапит врач, Никола епископ Тмутараканский, Феоктист епископ Черниговский, Григорий чудотворец и Григорий творец канонов, Нестор летописец и Исаакий затворник – тот самый, который сам, не задолго пред тем временем, тоже подвергся тяжкому искушению от духа злобы, и едва был спасен молитвами святых отцев печерских. Этот живый сонм праведников, еще подвизавшихся тогда в пещерах, явившись к обольщенному, силою своей молитвы отогнали от него искусителя. И что же? Когда вывели вон из затвора и стали спрашивать о ветхом завете, тогда Никита искренно признался, что никогда не читал тех книг, которые доселе знал наизусть и это подтвердил клятвою. «К сим же, прибавляет списатель его жития, и ни едино слово знаяше, яко едва научиша его грамоте». Освободившись таким образом молитвами св. отцев от козней искусителя, затворник Никита исповедал пред всеми свой грех , и долго, и горько оплакивал свое глубокое падение. К этому он присовокупил великое воздержание и послушание, и провождал столь смиренное и чистое житие, «яко превзыти ему всех добродетелью».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Преп. Иоанн Многострадальный, живший в XII веке, представляет собою образец самой усиленной борьбы с похотью плоти. Томимый этой похотью, он сначала, по вступлении своем в монастырь, оставался по два и по три дня без пищи, а иногда и целую неделю ничего не вкушал, изнурял себя жаждою, лишал себя сна ночью и в таких страданиях провел три года. Но не находя себе покоя, он, по наставлению преп. Антония, затворился в тесной его пещере и еще 30 лет боролся с мучительною страстью и помыслами, усугубил свое бдение и пост, надел на себя тяжкие железные вериги, измождал себя стужею и голодом. Когда и это оказалось недостаточным, выкопал глубокую яму, влез в нее, засыпал себя перстию по плечи, так что только голова и руки оставались свободными, и в этом состоянии провел весь Великий пост . Наконец Господь услышал Многострадального и, по молитвам другого великого девственника, Моисея Угрина, которого мощи покоились в той же пещере, даровал Иоанну победу над страшным врагом и покой душевный 1790 . Дни св. преп. постников и спостников Сверх обыкновенного христианского воздержания в пище и питии, какое все святые имели, некоторые из них стяжали особенный дар воздержания ( Гал.5:23 ); соблюдали чрезвычайные посты; терпели сухоядение и совершенное неядение в продолжение двух, трех и более дней кряду 1791 ; питались по большей части одними плодами и семенами, и притом с величайшим воздержанием. Некоторые из сих подвижников, прославившихся строжайшим пощением, называются постники. Так, прославился постничеством св. Иоанн Постник , патриарх Константинопольский, который во все время своего святительства в продолжение шести дней седмицы совсем не имел стола, а в седьмой вкушал немного огородных овощей; преставился в 595 году 2 сентября. Также преподобные: Феофан, умерший около 301 года 9 сентября; Иоанн в Лавре св. Саввы в VI веке (7 декабря); Пимен Печерский в XII веке (27 августа) и другие. Святые, кои были подражателями и сподвижниками других в пощении, называются в Святцах спостниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Священный же Богослов по составу возраста телеснаго смирен и видом весел, тупонос, праве брови имея, кроток в позревии и тих, браду не долгу, часту же и просту, мало русу, великоплешив, белы власы. Сие же есть о нем рещи достойно: яко аще бы потребно было в человецех образ некий сотворити сий и тело всякия добродетели составлено быти, таков бяше великий Григорий, красотою жития всех успевших делом превзыде. Толико же на боговидение взыде, яко всем побежденым бывати премудростию его, словесы же и велении, отъонудуже и богословия имя стяжа. Держа церковь Царя града лет 12, всех же жития его лет 80. Триех сих молитвами, Христе Боже наш, в совокуплении мира сохрани и небесному царствию сподоби нас, яко благословен еси во веки веков. Аминь. 25. Св. муч. Кир и Иоанн (31 янв.) 24 Сей убо блаженный Никита бысть черноризец обители Печерския, яже в Киеве, рождение же его коего града или веси и родителема наименования не обретохом, но точию свидетельство прияхом от отец того же монастиря, идеже блаженный ангельскаго образа сподоблся. По некоем убо времени в мале хижине себе затвори и велиаром запят бысть, и до толика прельсти его диавол, яко мнетися со ангелом Божиим беседоваши ему. И по совещанию беса, мнимаго ангела, нача прилежати книгам ветхаго завета и извество их извыче и многа предглаголаша людем будущая. И пройде слава повсюду о нем и бысть разумно от сего всем, яко прельщен есть от врага. И собрашася преподобнии отцы: игумен тоя же обители Никон и Иоанн, иже по нем бывый игумен, и Пимен постник и инии мнози богоноснии отцы, и приидоша к прельщенному и, помолившеся Богови, отгнаша беса от него, и ктому не виде его. Изведоша же прельщеннаго из келлии и вопрошаху его о ветсем законе, хотяще слышати от него что. Он же кланяшеся им, глаголя, яко николи же читах сих книг. глаголаху же отцы: «како ты прежде умел еси изуст жидовския книги, ныне же ни единаго слова веси, ниже знаеши?» Он же точию глаголаше: «простите мя». Посем же преблаженнии отцы едва изучиша его грамоте. Блаженный же Никита, помощию Божиею и молитв ради преподобных отец, избыв диавольския прелести, вдаде себе оттуду в воздержание и послушание и глубочайшее смирение и прилежа крепце православных честных церковых кормил и боговдохновенных книг прочитанием весь смысл к божественному разуму вперив.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Этот блаженный Никон называется Сухим, ибо он, истекши кровью, сгнил от ран и иссох, так что он, вместе с Давидом, мог сказать о крепости своей, преданной в плен: «Сила моя изсохла как черенок» ( Пс.21:16 ), и еще: «кости мои обожжены как головня» ( Пс.101:4 ). А мы, дивясь пречудной силе его уже не плотской, но свойственной бесплотным небесным силам, что скажем? Скажем с апостолом: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» ( 2Кор.4:7 ). И в сухости своей этот узник горел огнем любви Божией, светясь богоугодно добрыми делами. Наконец, освобожден он был и от уз телесных. И за принятое им увядание в жизни этой по смерти принял неувядающее нетление тела своего, в котором поныне почивает в пещере. Духом же вошел в наследие нетленное и нескверное, и неувядаемое, приготовленное ему на небесах, при источнике жизни вечной, и принял неувядаемый венец славы, которым, молитвами этого преподобного угодника Божия, да сподобимся и мы быть увенчанными Царем славы Христом Богом, Которому слава со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Житие преподобных отцов наших Кукши священномученика и Пимена постника. (27 августа) Из них первый, крестя неверных, был убит, другой, провидя его смерть, умер в тот же день Не надо много говорить, где ясно свидетельствуют дела. Так и об этих блаженных. Блаженный священномученик, называемый Кукша, один из отцов святого Печерского монастыря, был известен всем, так как он крестил вятичей, людей, помраченных неверием, и многих просветил верою. Сделал он и много великих чудес прогонял бесов, свел дождь с неба, иссушил озеро и показал много иных различных удивительных знамений. По многим мукам, он был усечен неверными, с учеником своим. В то же время блаженный Пимен постник подвизался богоугодно в том же Печерском святом монастыре. Он, за великий свой пост и труд, получил от Бога такое дарование, что просиял не только исцелением недужных, но и прозрением будущего и того, что далеко, что безвестно и тайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этот блаженный Никон называется Сухим, ибо он, истекши кровью, сгнил от ран и иссох, так что он, вместе с Давидом, мог сказать о крепости своей, преданной в плен: " Сила моя иссохла как черепок " (Пс. 21:16), и еще: " кости мои обожжены, как головня " (Пс. 101:4). А мы, дивясь пречудной силе его, уже не плотской, но свойственной бесплотным небесным силам, что скажем? Скажем с апостолом: " Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах " (2 Кор. 4:7). И в сухости своей этот узник горел огнем любви Божией, светясь богоугодно добрыми делами. Наконец, освобожден он был и от уз телесных. И за принятое им увядание в жизни этой по смерти принял неувядающее нетление своего тела, в котором поныне почивает в пещере. Духом же вошел в наследие нетленное, нескверное и неувядаемое, приготовленное ему на небесах при Источнике жизни вечной, и принял неувядаемый венец славы. Тем венцом, молитвами этого преподобного угодника Божия, да сподобимся и мы быть увенчанными Царем славы Христом Богом, Которому слава со безначальным Его Отцом и Пресвятым и благим и животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Житие преподобных отцец наших Кукши Священномученика и Пимена постника (27 августа) Из них первый, крестя неверных, был убит, другой, провидя его смерть, умер в тот же день. Не надо много говорить там, где ясно свидетельствуют дела. Так и об этих блаженных. Блаженный священномученик, называемый Кукша, один из отцов святого Печерского монастыря, был известен всем, так как он крестил вятичей, людей помраченных неверием, и многих просветил верой. Сделал он и много великих чудес: прогонял бесов, свел дождь с неба, иссушил озеро и показал много иных различных удивительных знамений. После многих мук он был усечен неверными с учеником своим. В то же время блаженный Пимен постник подвизался богоугодно в том же Печерском святом монастыре. За великий свой пост и труд он получил от Бога такое дарование, что просиял не только исцелением недужных, но и прозрением будущего, причем далекого, безвестного и тайного. Многих больных исцелил он чудотворно и, много пророчествовав, предузнал отшествие свое к Богу за два года.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010