Поклонившись еще Святым мощам Чудотворца Моисея, Болезненного Иосифа и схимника Сисоя, митрополит остановился пред одною ракою и сказал: «Вот и преподобный Нестор Некнижный, отличенный сим смиренным названием от Летописца. Итак, есть у нас Нестор Книжный, есть и Некнижиый, дабы и простые люди утешились тою мыслию, что не многим учением, а многими трудами, верою и любовию, достигнем Небесного Царствия». Преподобный Нестор почивает у входа в малую подземную церковь Благовещения, которая едва ли не была древнейшею из всех пещерных. Ее ископали еще Святые отцы сих подземелий, ибо к ней направлен крутой спуск из верхней церкви Зачатия, заменившей подземную, и недалеко от нее древние Варяжские пещеры. Да и вокруг оной во множестве стеснились преподобные посмертные жители сих вертепов, от затворника Пафнутия до воина Тита; от его гроба открывается иной переход, в другую часть подземелья. Здесь же, недалеко от церкви Благовещения, положена и Святая игумения Евфросиния, дочь князя Полоцкого, которая скончалась во время своего странствования в Иерусалиме и перенесена была в Киев братьями, ей сопутствовавшими. Пимен Постник, Святой младенец Леонтий, канонарх Печерский, почивают открыто в обширном преддверии церкви Преподобного Феодосия, которая устроена уже в начале XVII века, по описанию Кальнофойского, и соединяется длинным переходом с церковию Благовещения; галерея сия также освящена телесами Преподобных. «Посмотри, – сказал мне Владыка, – какие отроки, невинные по самому возрасту, достигали трудными подвигами до Небесного Царствия в нашей святой лавре». Так говоря, он ввел меня в келлию, подобную Антониевой, какую видел я в Ближних пещерах, с каменным ложем в углублении, над коим теплилась лампада. «Это келлия преподобного Феодосия, – сказал с умилением Владыка, простершись пред его ложем. – Это место освящено подвигами его долголетней иноческой жизни. Здесь сердце лавры!» Помолчав немного, от избытка чувств, преисполнивших сердце, он продолжал: «Скажи Преосвященному Московскому, когда его увидишь: что медлит он посетить святыню Печерскую? При освящении храма, что над гробом Преподобного Михея, не он ли жаждал видеть, хотя на минуту, убогую келлию Сергиеву, в том виде, как она была во дни Преподобного, подышать ее воздухом, еще трепетавшим молитвами Святых? Но в лавре Сергиевой уже нет и следов его келлии, указывают одно лишь место ее, великолепно украшенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Преподобный Нестор почивает у входа в малую подземную церковь Благовещения, которая едва ли не была древнейшею из всех пещерных; её ископали ещё святые отцы сих подземелий, ибо к ней направлен крутой спуск из верхней церкви Зачатия, заменившей подземную, и недалеко от неё древние варяжские пещеры; да и вокруг оной, в большом количестве, стеснились преподобные посмертные жители сих вертепов, начиная от затворника Пафнутия и до воина Тита; от его гроба открывается иной переход, в другую часть подземелья. Здесь же, в самой церкви Благовещения, положена и святая игуменья Евфросиния, дочь князя Полоцкого, которая скончалась во время своего странствования в Иерусалим и перенесена была в Киев братьями, ей сопутствовавшими. Пимен постник, и святые отроки, Леонтий и Геронтий канонархи Печерские, почивают открыто в обширном преддверии церкви преподобного Феодосия, которая устроена уже в начале XVII века, по описанию Кальнофойского и соединяется длинным переходом с церковью Благовещения; галерея сия также освящена телесами преподобных. «Посмотри, – сказал мне Владыка, – какие отроки, невинные по самому возрасту, достигали трудными подвигами до Небесного Царствия, в нашей святой Лавре». Так говоря, он ввёл меня в келью, подобную Антониевой, какую видел я в ближних пещерах, с каменным ложем в углублении, над коим теплилась лампада. «Это келья преподобного Феодосия, – сказал с умилением Владыка, простёршись пред его ложем, – это место освящено подвигами его долголетней иноческой жизни; здесь – сердце Лавры!» – Помолчав немного, от избытка чувств преисполнивших сердце, он продолжал: «скажи преосвященному Московскому, когда его увидишь, – что медлит он посетить святыню Печерскую? При освящении храма, что над гробом преподобного Михея, не он ли жаждал видеть, хотя на минуту, убогую келью Сергиеву в том виде, как она была во дни преподобного, подышать её воздухом, ещё трепетавшим молитвами святых!.. но в Лавре Сергиевой уже нет и следов его кельи; указывают одно лишь место её, великолепно украшенное! А здесь, здесь всё ещё дышит простотой времён Феодосия: посмотри, это собственные стены его кельи; нельзя было изменить их, они ископаны им в земле! – Это его, его ложе; на этом помосте он молился, здесь он плакал, и этот порог точно истёрт ногами святых. Скажи ему, – что же медлит посетить нас? – Здесь утолилась бы его благочестивая жажда! Здесь, вместе со сладкой памятью уже усопших во Христе преподобных, обретёт он и искреннюю любовь ещё живой своей собратии».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

26, а 17 мая перенесение мощей его. 1027 В акте 1659 г. сказано: «милостью преподобного отца нашего начальника игумена Адриана – дан вклад в дом преч. Богородицы и чудотворцу Адриану». 1028 Импер. Александр, осматривая (1819 г.) губернию, пожелал поклониться преподобномученику Андриану, взял в проводника крестьянина и без свиты отправился к гробу святого: здесь долго молился он со слезами и потом прислал сосуды и книги для храма. – В 1828 г. мощи преподобного перенесены в новый каменный храм – введения Богоматери во храм. 1029 Страдание преп. Кукши Блаженный Симон епископ Владимирский в послании своем к Поликарпу писал: «как могу достойно прославить святых мужей, бывших в честном печерском монастыре, для которых язычники крестились и становились иноками, а иудеи принимали святую веру? Но и не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном. С ними скончался в один день и Пимен постник, за два года предузнавший свое отшествие к Богу, пророчествовавший о многом, исцелявший больных. Став среди церкви, он громко сказал: брат наш Кукша убит на рассвете. Сказав это, он преставился в один день и час со святыми». 1030 Преп. Нестор писал: «Вятко с родом своим сел по Оке и от него прозвались вятичи», и он же, описав языческие обыкновения древних русских славян, говорит: «это делают и ныне вятичи», т. е. в конце 11 века. 1031 В конце 11 века у вятичей еще были свои князья, – и они поддерживали язычество своего племени. 1032 Курск в первой половине 11 века был уже христианским городом, как видно по житию преп. Феодосия, но прочие поселения вятичей – Мценск, Брянск, Козельск еще держались язычества. И здесь то проповедовал с учеником своим преп. Кукша; здесь то окончил он подвиг свой мученически в самом начале 12 века, ок. 1110 года. В след за тем явились у вятичей и «наместники черниговского князя». 1033 – Языческое имя Кукши и самое звание проповедника вятичей дают право положить, что преп. Кукша сам был уроженцем страны вятичей и любовь святая к соплеменникам, страдающим от язычества, вызвала его на многострадальный апостольский подвиг среди вятичей. – Мощи преп. Кукши и Пимена почивают в Антониевой пещере. 1034 «О, Кукша мученик, правило для священников, украшение постникам и преподобным!» в восторге говорит восточный инок, «ты как апостол скончался среди проповеди евангельской с учеником твоим; наставь и меня твоими молитвами на путь спасения». 1035 Память о печерских угодниках, почивающих в Феодосиевой пещере

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иоанн и Феофан – родные братья, подвизались в XI веке. Священномученик Иоанн Кукша, В житии, написанном епископом Симоном, читаем: «Все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свёл, озеро иссушил, сотворил многие другие чудеса и после многих мук был убит». Главнейший подвиг его – проповедование веры христианской в земле вятичей, в 1215 г. Затвор в коем подвизался преподобный Исаакий-затворник (см. ниже). Преподобный Алексий, Григорий иконописец чудотворец Савва, св. Сергий послушливый, инок печерский Меркурий, бывший потом епископом Смоленским (в 1238 году). Преподобный Пимен многоболезненный; единственный сын родителей, родился и рос больным, умоляя родителей дозволить ему поступить в монастырь печерский. Когда поступил, то долго не принимал монашества по нежеланию живших с ним родителей. Но молитва его была услышана, и он ночью чудесным образом был пострижен. Получил дар исцеления больных, преставился в 1139 году. Преподобный Нестор летописец XI века. Он написал летопись: «Откуда и как пошла русская земля». Смиренный инок Киево-Печерского монастыря. Нестор о себе не говорит, и знаем мы о нём по другим записям. 17 лет поступил он в печерский монастырь, ещё при жизни Феодосия преподобного. Умудрённый книжно, не смотря на молодость, он был советником и старых иноков. Ему было поручено, и он открыл мощи преподобного Феодосия. Подвижничество Нестора продолжалось долго; около 40 лет жил он в Киево-Печерском монастыре и преставился на 58 году жизни. Его летопись – драгоценная книга, без которой мы многого бы не знали о родной стране. Преподобный мученик Евстратий: за твёрдость в вере он принял от евреев мученическую смерть на кресте, в г. Корсуни. Преподобный Елладий-затворник, постник и чудотворец. Преподобный Иеремия прозорливый, старец, помнивший крещение России, бывшее при св. Владимире, в 988 году. За святой образ жизни он был удостоен высшей награды – схимнического образа. Его дар прозорливости был проявлением особенной милости Божией: по одному виду Иеремия отгадывал, что творится в душе собрата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ты самовидец брата нашего св. Исаакия печерского, как прельщён он был, если бы не великая благодать Божия спасла его, – того Исаакия, который и ныне творит многие чудеса. Никита отвечал: никогда не соблазнюсь я такою вещию, а прошу у Господа Бога, дабы дал мне дары чудотворения. Никон отвечал: выше сил твоё прошение. Остерегайся, брат, чтобы вознесшись не пасть. Смирение наше велит тебе служить братии». Никита настоял на своём. И тайная гордость его привлекла к нему отца гордости. Явившийся в виде Ангела дал ему совет оставить молитву и заниматься только книгами, а на себя принял молиться за него и молился в виду его. Никита стал Пророком и учителем, «Он послал сказать Изяславу: ныне убит Глеб Святославич на заволочьи, – пошли скорее сына твоего Святополка на престол новгородский. И как сказал, так и было». Глеб точно был убит в 1078 г. 423 . С удивлением приходили слушать Никиту. Одна странность замечена в новом учителе: он знал на намять В. Завет, но не хотел и слышать о Новом. Опытные старцы поняли состояние Никиты, а любовь их не могла быть равнодушной к несчастью брата. «Преподобные мужи: игумен Никон, Иоанн, бывший после него игуменом, постник Пимен, Матфей прозорливый, св. Исаакий печерник, Агапит врач, Григорий чудотворец , Николай, бывший после Епископом Тмутаракани, Нестор, написавший Летопись, Григорий, творец канонов, Феоктист, бывший после Епископом Чернигова, Онисифор прозорливый – все сии богоносные пришли к прельщённому и помолившись отогнали от него беса, и тот более не видел его. Они вывели его и спрашивали о ветхом законе, желая что-нибудь слышать от него. Но он с клятвою уверял, что никогда начитал книг. И тот, который прежде на намять знал ветхозаветные книги, теперь не знал ни слова… Преподобные отцы едва научили его грамоте. С того времени он предал себя воздержанию и чистому, смиренному и послушливому житию, так что превзошёл прочих добродетелями. За добродетель он поставлен был Епископом Новгороду и сотворил много чудес: молитвой низвёл дождь, погасил пожар.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Не мог никто также померяться с ним в знании книг Ветхого завета, он его весь наизусть знал: Бытие, Исход, Левит, Числа, Книгу Судей, Книгу Царств и все Пророчества по порядку, и все книги иудейские знал хорошо. Евангелия же и Апостола, этих святых книг, Господом в благодати переданных нам на наше утверждение и исправление, он не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать и другим не разрешал беседовать с собою о них. И из этого все поняли, что прельщен он врагом.    Не могли стерпеть этого преподобные те отцы: Никон  — игумен, Иоанн, который после него был игуменом, Пимен Постник, Исайя, что был епископом в Ростове, Матфей Прозорливец, Исакий святой Пещерник, Агапит Целитель, Григорий Чудотворец, Никола, бывший после епископом Тмуторокани, Нестор, который написал Летопись, Григорий, творец канонов, Феоктист, бывший после епископом Черниговским, Онисифор Прозорливец. И все эти богоносцы пришли к прельщенному и, помолившись Богу, отогнали беса от него, и после того он не видал его более. Потом вывели его из пещеры и спрашивали о Ветхом завете, чтобы услышать от него что-нибудь. Никита же клялся, что никогда не читал книг, и тот, кто прежде наизусть знал жидовские книги, теперь не ведал ни одного слова из них, да, попросту сказать, вообще ни одного письменного слова не знал, те блаженные отцы едва его научили грамоте.    После этого предался Никита воздержанию, и послушанию, и чистому и смиренному житию, так что всех превзошел в добродетели; и впоследствии был поставлен епископом Новгорода за премногую его добродетель. И много чудес сотворил он: однажды во время бездождия, помолившись Богу, дождь с неба свел, потом пожар в городе загасил. И ныне со святыми чтут его, святого и блаженного Никиту. О Лаврентии-затворнике    Потом и другой брат, именем Лаврентий, захотел также в затвор войти. Святые те отцы никак не позволяли ему делать этого. Тогда Лаврентий ушел к святому Димитрию, в монастырь Изяславов, и затворился там. И за твердое житие его даровал ему Господь благодать исцеления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В ту же минуту бледное лицо Алипия преобразилось от какого-то дивного света... В глазах засветился тихий огонь, улыбка полуоткрыла коченеющие уста. Он вдруг поднялся на своем ложе и, протягивая руки к кому-то ему одному видимому, громко прошептал: — Вот он, мой небесный гость! Я вижу его, он пришел за мною... С этими словами иконописец бессильно опустился на постель, глаза потухли, спокойное выражение тихой ликующей радости озарило его лицо, и он скончался. С великой честью погребли иноки тело почившего в пещере преподобного Антония, где мощи святого Алипия находятся до настоящего дня, По вере Тихая, теплая летняя ночь окутала своим темным покровом землю, только звезды, эти очи неба, задумчиво светили где-то высоко, высоко. Затих Киево-Печерский монастырь. Утомленные дневными трудами и молитвами за продолжительными церковными службами иноки предались сну. Еще час, другой — и звон колокола разбудит их, снова призывая в церковь. Опять начнется день молитвы и труда. Только в немногих кельях, при мерцающем свете лампады, стоят еще на молитве старцы-монахи и кладут земные поклоны, да в деревянном домишке, приютившемся в монастыре у самых ворот, виден яркий свет. Это монастырская просфорная, Иноки Спиридон и Никодим несут здесь свое послушание — пекут просфоры для обители. Тяжела эта работа и недаром игумен приставил к ней Спиридона и Никодима, иноков благочестивой жизни, трудолюбивых и аккуратных. Раньше обычного началась сегодня работа в просфорной. Инок Никодим болен, и отцу Спиридону надо торопиться, чтобы одному справиться с двойной работой и вовремя приготовить просфоры. Истомленный инок вышел из кельи за дровами; вышел и остановился у порога. Величавое молчанье ночи, мириады звезд, все это поразило душу монаха, наполнило ее благоговением к Творцу всего — Богу, и слова хвалебных псалмов Давида полились из уст старца. Крестьянин по происхождению, уже не молодой, пришел он в монастырь, ища спасения. Дни и ночи проводил он в молитве: неграмотный, со слов других, выучил наизусть всю Псалтирь и каждый день повторял ее. Пимен-постник, бывший тогда игуменом, обратил внимание на благочестивого старца и поручил ему печь просфоры, приносимые к Божественной литургии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4271...

Великие создатели обители: началоположник ее преподобный Антоний (†1073 г., 10 (23) июля), непрестанный исповедник братской любви, и преподобный Феодосии (†1074 г., 3 (16) мая), «начальник общего жития монашеского в России,» подвижник, устроитель, строгий обличитель иудеев… Преподобный Нестор летописец († 1114 г., 27 октября (9 ноября). Прочие святые угодники Печерские, преподобные: Исаакий (†около 1090 г., 14 (27) февраля), бывший богатый купец, в иночестве выдержавший жестокую брань с бесами, первый русский Христа ради юродивый; Иоанн Многострадальный († 1160 г., 18 (31) июля), закапывавший себя в землю, имевший дар различать в совершенной тьме; Пимен Многоболезненный (†1110 г., 7 (20) августа), никогда не роптавший, перед самою смертью освобожденный от страданий; Никита, впадавший сначала в прелесть гордыни, обольщенный диаволом, исцеленный молитвою иноков, смирившийся и ставший впоследствии чтимым епископом Новгородским (†1108 г., 31 января (13 февраля); Прохор Лебедник (†1007 г., 10(23) февраля), питавшийся просфорой и хлебом из лебеды; Дамиан Пресвитер, (†1071 г., 5(18) октября), великий целитель; Агапит (†1095 г., 1 (14) июня), безмездный врач; Дионисий Щепа, блюститель пещер, коему в Светлый праздник на возглас «Христос Воскресе» ответствовали пойи-вавшие в пещерах угодники; Никола Святоша (†1143 г., 14 (27) октября), правнук Ярослава Мудрого, первый инок из князей, великий подвижник, умиротворитель князей; святой инок князь Щор Олегович (5 (18) июня), убитый в 1147 году киевлянами; Тарк гробокопатель (†В XII в., 29 декабря (11 января); Алипий (†1114 г., 17 (30) августа), замечательный иконописец, «доброе извык хытрости иконней, иконы писать хитр бе зело,» отличавшийся смирением, незлобием сердца, терпением, исцелявший помазанием краски; Евстратий Постник (28 марта (10 апреля), замученный в 1096 году корсу неким жидом на кресте по образу Христа Спасителя… Спиридон и Никодим просфорники (†В XII в., 31 октября (13 ноября), кротостью и послушанием стяжавшие дар чудотворе-ния; Арефа затворник, (†1190 г., 24 октября (6 ноября), избавленный от греха любостяжания и многие, многие, просиявшие в великой лавре Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Великие создатели обители: началоположник ее преподобный Антоний († 1073. 10 июля), непрестанный исповедник братской любви, и преподобный Феодосий (! 1074. 3 мая), «начальник общего жития монашеского в России», подвижник, устроитель, строгий обличитель иудеев... Преподобный Нестор летописец († 1114. 27 октября). Прочие святые угодники Печерские, преподобные: Исаакий († около 1090 г. 14 февраля), бывший богатый купец, в иночестве выдержавший жестокую брань с бесами, первый русский Христа ради юродивый; Иоанн Многострадальный († 1160 г. 18 июля), закапывавший себя в землю, имевший дар различать в совершенной тьме; Пимен Многоболезненный († 1110. 7 августа), никогда не роптавший, перед самою смертью освобожденный от страданий; Никита, впадавший сначала в прелесть гордыни, обольщенный диаволом, исцеленный молитвою иноков, смирившийся и ставший впоследствии чтимым епископом Новгородским († 1108. 31 января); Прохор Лебедник († 1007. 10 февраля), питавшийся просфорой и хлебом из лебеды; Дамиан Пресвитер († 1071. 5 октября), великий целитель; Агапит († 1095. 1 июня), безмездный врач; Дионисий Щепа, блюститель пещер, коему в Светлый Праздник на возглас «Христос воскресе» ответствовали почивавшие в пещерах угодники; Никола Святоша († 1143. 14 октября), правнук Ярослава Мудрого, первый инок из князей, великий подвижник, умиротворитель князей; святой инок князь Игорь Олегович (5 июня), убитый в 1147 г. киевлянами; Марк гробокопатель († в XII в. 29 декабря); Алипий († 1114. 17 августа), замечательный иконописец, «доброе извык хитрости иконней, иконы писать хитр бе зело», отличавшийся смирением, незлобием сердца, терпением, исцелявший помазанием краски; Евстратий Постник (28 марта), замученный в 1096 г. корсуньским жидом на кресте по образу Христа Спасителя. Спиридон и Никодим просфорники († XII в. 31 октября), кротостью и послушанием стяжавшие дар чудотворения; Арефа затворник († 1190. 24 октября), избавленный от греха любостяжания, и многие, многие, просиявшие в великой Лавре Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

И никто не мог соперничать с ним в знании книг Ветхого завета, так как Никита знал его наизусть: Бытие, Исход, Левит, Числа, Книгу Судей, Книгу Царств и все Пророчества по и во всех книгах иудейских хорошо разбирался. Евангелия же и этих святых книг, переданных нам в благодати Господом на наше утверждение и исправление, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать, ни говорить о них с другим. И поэтому стало ясно всем, что прельщен Никита дьяволом . И этого не могли стерпеть преподобные те отцы: Никон-игумен, Иван, что после него игуменствовал, Пимен Постник, Исайя, который был епископом в Ростове, Матфей Прозорливец, святой Исакий Печерник, Агапит Целитель, Григорий Чудотворец , Никола, // л. 35 бывший потом епископом в Тмуторокани, Нестор, написавший Григорий, творец канонов, Феоктист, который был епископом в Чернигове, Онисифор Прозорливец. Все эти богоносцы пришли к прельщенному и, помолившись Богу, отогнали от него беса, и впредь не видел его Никита. И, выведя его из пещеры, они спрашивали затворника о Ветхом завете, чтобы услышать от него что-либо. Но Никита клялся, что никогда не читал книг; тот, кто прежде знал наизусть иудейские книги, ныне в них ни единого слова не понимал, попросту сказать, и азбуки не знал; и те все блаженные отцы едва научили его грамоте. И с тех пор Никита предался воздержанию, жил в чистоте, смирении и послушании, так что всех превзошел в добродетели; позднее, за многие добрые дела поставили его епископом Новгорода, который много чудес сотворил: помолившись Богу, дождь с неба свел и пожар в городе погасил. И ныне со святыми чтут святого и блаженного Слово о Лаврентии затворнике Потом другой некий брат по имени Лаврентий захотел войти в затвор. Святые те отцы ни в коем случае не позволяли ему делать Тогда Лаврентий стал затворником, уйдя в Изяславов монастырь Святого И за его строгое // л. 35 об. житие Господь даровал Лаврентию силу исцеления. И был приведен к нему один бесноватый из Киева; но затворник не мог изгнать из него беса, ибо был очень лют: бревно, которое десять человек снести не могли, тот один, подняв, забрасывал. И после того, как бесноватый долгое время пребывал неисцеленным, затворник повелел вести его в Печерский монастырь. Тогда бесноватый начал вопить: «К кому посылаешь меня? Я не смею приблизиться к пещере ради святых, положенных в ней, в монастыре же только тридцати иноков боюсь, а с прочими могу бороться». И ведущим бесноватого было известно, что он никогда не бывал в Печерском монастыре и никого там не знает, и спросили они его: «Кто те, которых ты боишься?» И назвал бес всех их по именам: «Вот тридцать, которые словом единым могут изгнать меня». Всего же [в Печерском монастыре] было тогда сто восемьдесят черноризцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010