Оба в левой группе чудотворцев, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. П. занимает более «почетное», нежели М., место: он представлен в нижней части композиции непосредственно за фигурой прп. Феодосия Печерского; П. открывает 2-й ряд «пятерицы» преподобных Агафона Чудотворца, Лукиана, Тита Воина и Лонгина Вратарника. Фигура М. находится в верхней части композиции, в предпоследнем, 8-м снизу ряду; как и П., он открывает «пятерицу» преподобных, в к-рую включены Нестор Некнижный, Мартирий и Ахила Диаконы и Пимен Постник. Данная схема воспроизводилась до кон. XIX в. и известна по большому количеству гравюр и литографий. Д. А. Ровинский на примере иконографии листовой гравюры почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского публикует аналогичные гравированные изображения, датируя 2 наиболее ранних из них кон. XVII в. и 1-й пол. XVIII в. (см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507); гравюру 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копию 1821 г. работы Герасима Проценко (Там же. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). К тому же изводу относится киевская гравюра Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ), на к-рой М. изображен держащим крест в левой руке; образ П. имеет в подписи в нимбе уточнение о его монашеском делании: «      » (у Ровинского эта надпись с гравюры Гочемского воспроизведена как «П. Nauciu калинникъ»; см.: Там же. С. 622. 506(73)). То, что отмечено как общие принципы и закономерности композиции «Собор Киево-Печерских святых» на примере эстампов, будет верно и для икон. Наиболее ранними и соответствующими традиц. схеме с сохранением при имени Паисий эпитета «Келейник» являются иконы: посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) - М. обращен к центру, в мантии, на голове клобук, борода седая средней длины, седые же вьющиеся волосы до плеч, подпись в нимбе: «      », П. представлен в повороте к центру композиции, голова не покрыта (куколь на плечах), в волосах на голове и в сужающейся книзу бороде незначительная проседь, подпись в нимбе: «        »; 1-й трети XIX в.

http://pravenc.ru/text/Меркурий и ...

Преподобный Никон, Игумен Печерский. Март, 23 1088 Святитель Иоанн, митрополит Киевский. Август, 31 1089 Преподобный Исаакий, затворник Печерский. Февраль, 14 ок.1090 Святитель Исаия, епископ Ростовский. Май, 15 1090 Преподобный Григорий, Печерский чудотворец. Январь, 8 1093 Преподобный Стефан Печерский, Епископ Владимиро-Волынский. Апрель, 27 1094 Преподобный Агапит Печерский, Безмездный Врач. Июнь, 1 1095 Преподобномученик Евстратий Печерский. Март, 28 1097 Преподобномученики Василий и Феодор Печерские. Август, 11 1098 Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский. Январь, 28 ок.1098 Святитель Савва, Архиепископ Сурожский. Апрель, 2 ранее XII в.   XII в.   Преподобный Григорий иконописец, чудотворец Печерский, Сподвижник Преподобного Алипия. Август, 8 XI-XII в. Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита И Исаакии. Май, 4 XI-XII вв. Преподобный Никон Сухий (Сухой), Печерский. Декабрь, 11 XII в. Преподобный Сильвестр Печерский. Январь, 2 XII в. Преподобный Макарий Печерский. Январь, 19 XII в. Преподобный Савва Печерский. Апрель, 24 XII в. Преподобный Онисим, Затворник Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Анастасий Печерский. Январь, 22 XII в. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские. Октябрь, 31 XII в. Преподобный Феофан, постник Печерский. Октябрь, 11 XII в. Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Прохор Лебедник, Печерский Чудотворец. Февраль, 10 1107 Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Январь, 31 1108 Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский. Август, 7 1110 Преподобная Анна Киевская. Ноябрь, 3 1113 Преподобный Нестор летописец, Инок Печерский. Октябрь, 27 1114 Преподобный Алипий иконописец, Печерский. Август, 17 1114 Преподобный Исаия, Печерский чудотворец. Май, 15 1115 Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Никто не мог состязаться с ним в книгах Ветхого Завета, ибо он знал наизусть Бытие, Исход, Левит, Числа, Судей, Царств и все пророчества по порядку, и хорошо знал все еврейские книги, евангельских же и апостольских святых книг, преданных нам благодатью, чтоб исправиться и утвердиться нам никогда не хотел видеть, или слышать, не только что читать, и не позволял беседовать с собой из Нового завета. Потому все понимали, что он прельщен врагом. Встревоженные тем, пришли к прельщенному преподобные отцы Никон игумен, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исаия, который был епископом Ростовским, Матфей прозорливый, Исаакий, затворник пещерный, Агапит врач, Григорий чудотворец , Николай, который был епископом Тмутараканским, Нестор летописец , Григорий, творец канонов, Феоктист, который был епископом Черниговским, Онисифор прозорливый. Все они, сияющие добродетелями, придя, сотворили молитву к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что он больше не видал его. Выведя его из пещеры, они просили его сказать им что-нибудь из Ветхого Завета; он же клялся, что не читал никогда тех книг, которые прежде знал наизусть. А не знал он ни одного слова, потому что едва был обучен грамоте. Тогда, придя в себя молитвами преподобных отцов, он исповедал великий свой грех и горько оплакивал его, и принял на себя великое воздержание и послушание, начав чистое и смиренное житие, так что он превзошел всех добродетелью. Человеколюбивый же Господь, видя такое подвижничество блаженного и не презирая прежних его добродетелей, – к которым приучал он себя в юности, – принял его истинное покаяние. И, как принимая покаяние Петра, три раза отвергшегося от Него, сказал ему: « Паси агнцев Моих, паси овец Моих, паси избранных Моих» ( Ин. 21:15, 16 ), то же знамение благоприятного покаяния подал и блаженному этому Никите. За многую любовь к хранению всех заповедей Он сделал его пастырем словесного Своего стада, возведя на престол епископства Новгородского. И там, в уверение и ясное доказательство прощения святому того, бывшего раньше, падения – прославил его добродетельную жизнь дарами чудотворения. Однажды, во время бездождия, помолился он, и свел дождь с неба. Также он погасил пожар в городе, и творил много других чудес. И, упасши мудро словесную свою паству, преставился ко Господу. И так как искушен он был, как золото, оказался достоин венца вечной жизни. Да сподобимся его и мы, молитвами преподобного отца нашего Никиты, благодатью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому со безначальным Его Отцом и со Пресвятым, благим и животворящим Духом – честь, хвала и слава подобает, ныне и присно и во веки веков, аминь. Житие преподобного отца нашего Лаврентия затворника

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жил в темной пещере. 10. ПРЕПОДОБНЫЙ МОИСЕЙ чудотворец (20 июля) Носил железный пояс и крест своей работы. Любил псалмопение и земные поклоны 11. ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛЛАРИОН СХИМНИК (21 окт.) По мнению некоторых, он был в миру священником села Берестова и стал митрополитом Киевским, знаменитым проповедником. В обители он писал книги в келье прп. Феодосия, в то время когда прп Феодосий прял нитки, а прп. Никон сшивал книги. 12. ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ трудолюбивый (8 мая) Он никогда не был праздней, но всегда занимался или трудом, или молитвой, а пищу принимал по захождении солнца. 13. ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН постник, игумен (27 авг.) Днем занимался тяжелыми работами, ночью молился, а пищу принимал раз в неделю. 14. ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ затворник (см. 2 дек.) Жил в пещере (XIII в.), в безмолвии, и непрестанно стоял на молитве. 15. ПРЕПОДОБНЫЙ СИСОЙ схимник (6 июля) Великий пещерный подвижник. Предвидел свою кончину. 16. ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ чудотворец (8 янв.) Исцелял болящих сырыми овощами, которыми питался, пил одну воду. 17. ПРЕПОДОБНЫЕ ЛЕОНТИЙ (18 июня) и ГЕРОНТИЙ (1 апреля) Малолетние канонархи, разделяли подвижническую жизнь взрослых иноков в подземном монастыре и оба были пострижены в мантию. Прп. Геронтий произнес стих: «Изведи из темницы душу мою» — и скончался. Прп. Леонтий заступил его и, произнеся стих: «Меня ждут праведницы», предал душу свою Господу. 18. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАВЕЛ послушливый (10 сент.) Никогда не нарушал волю настоятеля и не был в праздности. В свободное время или молился, или молол на жерновах. 19. ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР некнижный (28 окт.) Ни разу не задремал во время богослужения и старался думать лишь о Боге. Не раз в церкви видел Христа и ангелов и предвидел день своей кончины. 20. ПРЕПОДОБНЫЙ ТИТ воин (27 февр., см. его житие на эту дату) 21. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАМВА (ПАМВО) послушливый и затворник (18 июля) Будучи на послушании, был захвачен язычниками и на понуждение отречься от Христа и пытки исповедал Единого Господа, могущего спасти его от плена. Ангел освободил его от уз и поставил здравым в келью.

http://sedmitza.ru/lib/text/437597/

Никита, успокоенный тем, что за него молится ангел, сам оставил молитвенный подвиг и начал читать книги и беседовать с приходящими о пользе душевной. Иногда даже предсказывал будущее, ибо тот же искуситель, чтобы укрепить обольщенного, предварял о некоторых событиях. Однажды он послал к великому князю Изяславу сказать: «Сегодня убит в Заволочье племянник твой Глеб Святославич, поспеши послать на княжение в Новгород своего сына Святополка». Вскоре полученная весть оправдала слова прозорливца, и с этого времени народ начал собираться к нему во множестве для пользы душевной. Но вот что обличило пророка: Никита знал наизусть все книги Ветхого Завета, но ничего не мог сказать из Нового Завета и даже не хотел о нем слышать. Смутилась братия Печерская, узнав об опасности, в какой находился неопытный затворник. Тогда еще находились в живых преподобные Никон игумен и преемник его – Иоанн, Пимен постник, Исаия – епископ Ростовский, Матфей и Онисифор прозорливые, Агапит врач, Никола, епископ Тмутораканский, Феоктист, епископ Черниговский, Григорий чудотворец и Григорий, творец канонов, Нестор летописец и Исаакий затворник – тот самый, который сам незадолго пред тем временем тоже подвергся тяжкому искушению от духа злобы и едва был спасен молитвами святых отцов Печерских. Этот живой сонм праведников, еще подвизавшихся тогда в пещерах, явившись к обольщенному, силой своей молитвы отогнали от него искусителя. И что же? Когда вывели его из затвора и стали спрашивать его о Ветхом Завете, тогда Никита искренно признался, что никогда не читал тех книг, которые доселе знал наизусть, и это подтвердил клятвой. «К сим же, – прибавляет описатель его жития, – и ни едино слово знаяше, яко едва научиша его грамоте». Освободившись таким образом молитвами святых отцов от козней искусителя, затворник Никита исповедал пред всеми свой грех и долго и горько оплакивал свое глубокое падение. К этому он присовокупил великое воздержание и послушание и проводил столь смиренное и чистое житие, «яко превзыти ему всех добродетелию». Спасенный братской молитвой, Никита вскоре и сам был избран орудием спасения других.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пример Никиты со всей очевидностью подтверждает справедливость этого: уйдя в затвор, он впал в самую настоящую бесовскую прелесть. Проявлялось это следующим образом. Сначала во время молитвы он стал слышать голос, который молился вместе с ним. При этом келья его наполнялась каким-то приятным благоуханием. Ему пришла в голову мысль, что это молится с ним Ангел, — ведь не будет же, в самом деле, бес произносить слова молитвы. Никита поверил этой мысли, и тогда бес явился ему уже открыто — в виде светлого ангела. Никита поклонился ему, и с этого времени бес получил над ним власть. Бес сказал Никите, что он уже достиг совершенства и поэтому ему больше не нужно молиться, а нужно только читать книги и учить других людей, а молиться бес будет вместо него. Никита послушался, перестал молиться и только читал книги. Во время чтения он постоянно видел молящегося беса, который имел вид Ангела. Вскоре Никита получил от беса сверхъестественное знание книг Библии, а также дар предсказывать некоторые будущие события. О нем пошла в народе молва, что он святой и прозорливый. К нему стали во множестве приходить люди за советом и наставлением, и он много говорил им из Священного Писания и других книг. Но, странное дело, когда он приводил слова Библии, то всегда это были тексты Ветхого Завета, а из Нового Завета он никогда ничего не говорил и даже слышать не хотел о Евангелии и Апостольских посланиях. Из этого, а также из некоторых других признаков монахи поняли, что Никита находится под бесовским воздействием. Такое состояние бывает очень опасно и почти всегда оказывается для подвижника неизлечимым и гибельным. Старец Иосиф Исихаст говорил, что если человек утвердится в прелести, то через какое-то время наступает так называемое «отравление мысленной крови». При этом повреждается в своей глубине сам ум человека, и исцеление становится практически невозможным, если только не подействуют молитвы великих святых и не вмешается по их молитвам Сам Господь Бог. На свое счастье, Никита жил в Киево-Печерской лавре в тот золотой ее век, когда великие святые там не просто были, но их было много. Это преподобные отцы: Никон игумен, Пимен постник, Агапит врач, Исаакий затворник и многие другие. Итак, эти святые мужи сотворили многие молитвы за своего собрата, и вот после этого бес отступил от него. Никита вышел из затвора, причем все его сверхъестественные дарования сразу бесследно исчезли. Когда отцы спрашивали его, знает ли он что-нибудь из книг Ветхого Завета, то он ничего не мог вспомнить и говорил, что никогда этих книг не читал. Исцелившись от прелести, Никита пришел в чувство великого покаяния. Он много сокрушался о своем грехе и после этого снова стал проводить строгую жизнь, однако уже по благословению игумена. Подвизаясь, он достиг духовных высот и впоследствии был епископом Новгородским. Таково вкратце его житие.

http://zavet.ru/b/ipavlov/064.htm

Разумнии и премудрии в богословии иноцы узреша вы люди просты и некнижны, и познаша, яко воистину Господь буяя мира сего избра, да премудрыя посрамит. Ибо простецы, в нихже льсти несть, восприемлют честь сицевую: Радуйтеся, смиренномудрием, яко ризою, облекшиися; радуйтеся, путь узкий в житии вашем избравшии. Радуйтеся, Бога возлюбившии и Тому усердно поработавшии; радуйтеся, Евангелие свято соблюдшии. Радуйтеся, тяжкия труды во смирении сердец несшии; радуйтеся, хлебы приносныя благоговейно испекавшии. Радуйтеся, тяготу и вар на закате лет своих понесшии; радуйтеся, свет благочестия миру возсиявшии. Радуйтеся, Спиридоне и Никодиме, смиреннии просфорницы печерстии. Кондак 3 Силы учения книжнаго и кормила грамоты в мори житейскаго плавания не восприясте, обаче, егда внидосте в пристань надежды в монастыри киевском, анкирою богодухновенных псалмов крепко утвердистеся, и всю псалтирь Давидову изусть стихословисте. Радующеся тишине мудрости истинныя, присно воспевасте со пророком: Аллилуиа. Икос 3 Имуще в сердцах ваших страх Божий, безпрестанно поучастеся во псалмех и пениих и песнех духовных. Творец же всяческих исполни вас Духа премудрости и разума, Духа совета и крепости, Духа ведения и благочестия. Сего ради ублажаем вас сице: Радуйтеся, блажении, совету нечестивых непричастнии; радуйтеся, на путь грешных не ставшии. Радуйтеся, на седалищи губителей не севшии; радуйтеся, в заповедех Господних волею укрепившиися. Радуйтеся, день и ночь в законе Его поучавшиися; радуйтеся, яко древеса при водах в вере укоренившиися. Радуйтеся, во время свое плод благоприятный принесшии; радуйтеся, во всяком деле блазе преуспевшии. Радуйтеся, Спиридоне и Никодиме, смиреннии просфорницы печерстии. Кондак 4 Бурею помышлений добронадежных о вас вдохновляем, игумен братии, преподобный Пимен Постник, провидев в тебе, Спиридоне, мужа смиренна и трудолюбива, в тебе же, Никодиме, мужа непорочна и богоприятна, определи вам послушание просфорное, сам же возблагодари Христа Хлеба Истиннаго, даровавшаго обители боголюбцев сицевых, воспевая Ему: Аллилуиа. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Свт. Никита Новгородскй. Икона в иконостасе собора Св. Софии в Вел. Новгороде. 1659 г. Однако братия во главе с игуменом была встревожена его особым почитанием ВЗ («не можаше никто же стязатися с ним книгами Ветхаго Закона… вся книгы жидовьскыа сведяше добре») и пренебрежением НЗ («яже в благодати преданныа нам святыа книгы... сих николи же въсхоте видети, ни слышати, ни почитати, ни иному дасть беседовати к себе»). Иноки, среди которых помимо игумена называются преподобные Иоанн (буд. игумен), Пимен постник , Нестор летописец , Матфей Прозорливый, Исаакий пещерник, Агапит врач безмездный , Григорий чудотворец, Григорий «творец кануном», Онисифор «Прозорливец», святители Исаия (буд. епископ Ростовский), Феоктист (буд. Печерский игумен и епископ Черниговский), Николай (буд. епископ Тмутараканский), воспрепятствовали дальнейшему затворничеству Н.: «...приидоша к прельщенному и моляшеся Богови, и отгнавше беса от него» (Там же. С. 37-38). После этого, по рассказу Поликарпа, Н. стал вести праведную жизнь («дасть себе на воздержание, чистое, и смиреное, и послушное житие, яко превзити всех добродетелию» - Там же. С. 38), но был в таком потрясении, что вынужден был заново учиться грамоте. Высокий авторитет Н. в среде киевской знати, безусловно, должен был способствовать его возведению на такую важную кафедру митрополии, как Новгородская. После того как во время пребывания в Киеве скончался Новгородский свт. Герман , также бывший пострижеником Киево-Печерского мон-ря, Н. «за многую добродетель его» (Там же) был поставлен епископом в том же 1095/96 г. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 137; НПЛ. С. 473). Митрополитом Киевским, возглавившим хиротонию нового Новгородского владыки, был, наиболее вероятно, Николай (90-е гг. XI в.- нач. XII в.). Архиерейство Н. пришлось на годы княжения в Новгороде старшего Мономашича блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича , вернувшегося на новгородский стол в 1095 г. и остававшегося на нем до 1117 г. Осенью 1195 г. (или зимой 1195/96 г.) в Новгород было перенесено тело Изяслава Владимировича, сына блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, убитого 6 сент. 1095 г. в битве с кн. Олегом Святославичем под Муромом, на к-рый претендовал черниговский князь; Изяслав был погребен в Софийском соборе. Присутствие в Новгороде Н. в связи с этим событием не отмечается - вероятно, в то время он еще не прибыл на место своего служения. Впервые в летописании Н. упоминается в самом конце зимы (в великое говение) 1096 г., когда новгородцы во главе с Мстиславом Владимировичем выступили в поход на Олега Святославича, к-рый взял к тому времени Суздаль и Ростов и замышлял захватить Новгород, победили его «на Кулацьске» и преследовали до Рязани; успех похода летописец объяснял в т. ч. «молитвами преподобнаго епископа Никыты», к-рый, по-видимому, уже находился в Новгороде (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240; Т. 2. Стб. 230).

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Послал однажды Никита к князю Изяславу, говоря: «Нынче убит Глеб Святославич в Заволочье, скорее пошли сына своего Святополка на княжеский стол в Новгород». Как он сказал, так и было: через несколько дней пришла весть о смерти Глеба. И с тех пор прослыл затворник пророком, и охотно слушались его князья и бояре. Но бес будущего не знал, а то, что сам делал или на что подбивал злых людей, – убить ли, украсть ли, – то и возвещал. Когда приходили к затворнику, чтобы услышать от него слово утешения, – бес, мнимый ангел, рассказывал, что случилось его деяниями, а Никита об этом пророчествовал, – поэтому сбывалось. Не мог никто также померяться с ним в знании книг Ветхого завета, он его весь наизусть знал: Бытие, Исход, Левит, Числа, Книгу Судей, Книгу Царств и все Пророчества по порядку, и все книги иудейские знал хорошо. Евангелия же и Апостола, этих святых книг, Господом в благодати переданных нам на наше утверждение и исправление, он не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать и другим не разрешал беседовать с собою о них. И из этого все поняли, что прельщен он врагом. Не могли стерпеть этого преподобные те отцы: Никон  – игумен, Иоанн, который после него был игуменом, Пимен Постник, Исайя, что был епископом в Ростове, Матфей Прозорливец, Исакий святой Пещерник, Агапит Целитель, Григорий Чудотворец , Никола, бывший после епископом Тмуторокани, Нестор, который написал Летопись, Григорий, творец канонов, Феоктист, бывший после епископом Черниговским, Онисифор Прозорливец. И все эти богоносцы пришли к прельщенному и, помолившись Богу, отогнали беса от него, и после того он не видал его более. Потом вывели его из пещеры и спрашивали о Ветхом завете, чтобы услышать от него что-нибудь. Никита же клялся, что никогда не читал книг, и тот, кто прежде наизусть знал жидовские книги, теперь не ведал ни одного слова из них, да, попросту сказать, вообще ни одного письменного слова не знал, те блаженные отцы едва его научили грамоте. После этого предался Никита воздержанию, и послушанию, и чистому и смиренному житию, так что всех превзошел в добродетели; и впоследствии был поставлен епископом Новгорода за премногую его добродетель. И много чудес сотворил он: однажды во время бездождия, помолившись Богу, дождь с неба свел, потом пожар в городе загасил. И ныне со святыми чтут его, святого и блаженного Никиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ближние пещеры. Автор Абрахам ван Вестервельд, 1651 год      В Ближних (Антониевых) пещерах почивают святые мощи семидесяти трех подвижников Православия (а в Дальних, Феодосиевых, – сорока восьми; Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся в основном в XIII–XV вв.) Святые мощи пребывают в деревянных или металлических раках, а также «затворах» – древних погребальных нишах. В некоторых раках оставлены непокрытыми кисти рук святых, наглядно свидетельствующие о нетлении. В 1760 году над Ближними пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским (известно, что святителю принадлежит Второй канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2/15 сентября). Крестовоздвиженский храм и колокольня у Ближних печер Лавры      О протяженности лаврских пещер ходят легенды. Много говорят и пишут о подземных ходах, связывающих Лавру с другими монастырскими пещерами Киева, Чернигова, и чуть ли не Псково-Печорской и Почаевской обителями. Действительно, общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но с остальными подземными обителями Руси Лавру связывает все-таки лишь преемственность традиции иноческого пещерножительства. Лаврские подземелья делятся на четыре вида: собственно пещеры, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом паломничества; потайные ходы под окружающими монастырь крепостными сооружениями; хозяйственные погреба, имеющие порой много камер-отделений и этажей; инженерные коммуникации – отопительные и водоотводные каналы. К моменту октябрьского переворота 1917 года и водворения безбожной власти в Ближних и Дальних пещерах Лавры паломники могли увидеть 118 гробниц с почивающими в них мощами святых. Современный поэт так пишет о Ближних пещерах: Где покоятся Авраамий трудолюбивый, чудотворец Исаия да Пимен постник, цвет благовонный,

http://pravoslavie.ru/74238.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010