Периодизация истории святоотеческой письменности I. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода Раздел I. Мужи апостольские Святой Климент епископ Римский Житие Творения Учение Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский Житие Творения Богословие Святой Поликарп, епископ Смирнский Житие Творения Учение. Послание святого Поликарпа имеет главным «Учение двенадцати апостолов» («Дидахи») Содержание и учение Послание Варнавы Учение «Пастырь» Ерма Нравственное и догматическое учение Общие замечания о памятниках послеапостольского периода Раздел II. Апологеты Апология Аристида Афинагор Сочинения Богословие Святой Милитон, епископ Сардийский Творения Святой мученик Иустин Философ Житие Творения Богословские взгляды Татиан Сочинения Святой Феофил, епископ Антиохийский Творения Учение О Ермии Философе Минуций Феликс Учение Общие замечания о рассмотренных сочинениях Раздел III. Борьба Церкви с гностицизмом Святой Ириней, епископ Лионский Житие Творения Богословие Святой Ипполит, епископ Римский Житие Творения Богословие Раздел IV. Возникновение научного богословия А. Североафриканская школа Тертуллиан Жизнеописание Сочинения Богословие Святой Киприан, епископ Карфагенский Житие Творения Догматическое учение Христианская наука (III в.) Александрийская и Антиохийская школы богословия Б. Александрийская школа О Пантене Климент Александрийский Жизнеописание Сочинения Воззрения Богословие Ориген Жизнеописание Сочинения Учение Святой Дионисий Александрийский Житие Творения и учение Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Житие Творения и богословие Святой Мефодий Патарский Творения и богословие Развитие святоотеческой мысли в первые три века II. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V вв.) Общая характеристика посленикейского периода Восточные святые Отцы Святой Афанасий Великий Житие Творения Богословие Отцы-каппадокийцы – святые Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский Святой Василий Великий Житие Творения Святой Григорий Богослов Житие Творения Учение Святой Григорий Нисский Житие Творения Догматическое учение Святой Кирилл Иерусалимский Житие Творения Учение О Святой Троице Святой Иоанн Златоуст Житие Творения Богословие Западные святые Отцы Святой Амвросий Медиоланский Житие Творения Богословие Блаженный Иероним Стридонский Житие Творения и богословие Блаженный Августин Иппонский Житие Творения Догматико-апологетические произведения против язычников и иудеев Учение Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин – отец востока и запада Житие Творения Богословие Золотой век святоотеческой письменности Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Неронов Иван, протопоп. Другое письмо Неронова к протопопу Стефану Вонифатьеву из Спасокаменнаго монастыря, от 2 мая 1654 г. (VIII)./Материалы... Т.1, с.104. Аввакум... Житие, редакция П, с.315. Аввакум... Челобитные царю Алексею Михайловичу. «Пятая» челобитная./Житие Аввакума...Указ. соч., с.94. Аввакум... Письма и послания семье (1-4). 1./Житие Аввакума...Указ. соч., с.103. Карташев А.В., проф. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М.: Издательство «Наука», 1991. Т.2, с.114. Аввакум... Житие, редакция А, с.56-57. Аввакум... Житие, редакция В, с.27-28. Аввакум... Челобитные царю Алексею Михайловичу. «Первая» челобитная./Житие Аввакума...Указ. соч., с.83-84. Мнение - «Признание за собою добродетелей и достоинств есть пагубное самообольщение, называемое Святыми Отцами мнением. Мнение отчуждает человеков, зараженных им, от Искупителя». Игнатий Ставропольский (Брянчанинов), свт. Отечник... Указ. соч., с.14 (Авва Антоний, изречение комментарий). Аввакум... Житие, редакция В, с.44. Там же. Аввакум... Житие, редакция А, с.89. Там же. Аввакум... Житие, редакция В, с.44. Аввакум... Житие, редакция А, с.89. Аввакум... Житие, редакция В, с.44. Там же. Аввакум... Житие, редакция А, с.89. Аввакум... Житие, редакция В, с.43. Аввакум... Житие, редакция А, с.114. Аввакум... Житие, редакция В, с.64. Цит. по: Игнатий Ставропольский (Брянчанинов), свт. Слово о чувственном и о духовном видении духов./Указ. соч., m.III, с.39. Аввакум... Житие, редакция А, с.115. Аввакум, протопоп. Житие./РГБ, собр. Е.Е.Егорова: ф.98, 1898, 4°, лл.190об - 253об. Полуустав, 20-е годы XIX века (бум.с датой 1826 г.), л.248об. (в дальнейшем: Аввакум... Житие, редакция Б). Аввакум... Житие, редакция Б, л.249об. Там же, л.249. Там же, л.250. Там же, л.249. Там же, л.249об. Там же. Там же. Там же, л.250. Царь Иоанн Грозный, который наверняка свою точку зрения согласовывал с мнением святителя Макария, а, возможно, и преподобного Максима Грека, пишет в своем послании к Курбскому о «германцах и литовцах» следующее: «...Но сейчас, как нам известно, в этих странах нет христиан, кроме мелких служителей Церкви и тайных рабов Господних». Иван IV Грозный. Первое послание Курбскому (1564)./Сочинения. СПб.: Издательство «Азбука», 2000, с.36. Как видим, о том, что все люди «римской веры» осуждаются в «огнь», он говорить не дерзает, такая категоричность появилась, похоже, под влиянием смуты. Для нас в данном контексте является важным нездоровое экзальтированное состояние Евдокии Цехановицкой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в патриархии//Из истории христианской Церкви на родине и за рубежом в XX столетии. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995. С. 173–318. Житие епископа Серафима (Звездинского) : Письма и проповеди. – Б. м., б. г. Журавский А. В. Гжатский период жизни Казанского митрополита Кирилла (Смирнова) и арест 1934 года//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы, 1998. – М.: Православ. Свято-Тихоновский богослов, ин-т, 1998. – С. 246–252. Журавский А. В. Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) как последователь митрополита Казанского Кирилла//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы, 1992–1996. – М.: Православ. Свято-Тихоновский богослов, ин-т, 1996. – С. 356–363. Журавский А. В. Жизнеописание священномученика Иоаса- фа, епископа Чистопольского.//Orthodox Life (Jordanville, NY, USA). – 1996. 8 (559). C. 1–25. Журавский А. В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: Год 1918-й. – М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1996. Журавский А. В. Жизнь и деятельность митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) с 1918-го по 1922 г.//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы, 1997. – М.: Православ. Свято-Тихоновский богослов, ин-т, 1997. С. 203–212. Журавский А. В. Казанская Духовная академия в последний период ее существования//Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции «История и человек в богословии и церковной науке». – Казань: Изд-е Казанской епархии и Православного братства свт. Гурия, 1996. – С. 95–102. Журавский А. В. Казанская Церковь в эпоху гонений: Страницы истории. Казань: Тан-Заря, 1994. Журавский А. В. Краткое жизнеописание митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова)//Православный Собеседник. Казань. 2000. Вып. 1. С. 204–246. 44.ЖуравскийА. В. (А. К.) Оппозиция митрополиту Сергию в Казанской епархии//Православная Русь. 1995. 10. С. 9–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак эта повесть написана вскоре после 1072 года. Сама надпись сей повести: «чтение о жизни и погублении блаж. Бориса и Глеба» – показывает, что она предлагаема была в Церкви. «После того, как написано о жизни и убиении и чудесах Бориса и Глеба, я грешный Нестор понудил себя обратиться к другому повествованию», так говорит преподобный в начале жития преп. Феодосия. Это сочинение – образец превосходного жизнеописания и по духу, и по слогу, и по изложению. Преподобный в начале и в конце его говорит, что благоговейная любовь к преподобному Феодосию управляла им в этом занятии. И точно, всё говорит в этом сочинении, что оно написано любовью святою. Преподобный старался собрать самые подробные и верные сведения о преп. Феодосии, и слово льётся потоком из сердца, одушевлённого святым предметом; он следит за жизнью Феодосия с самого детства шаг за шагом, передаёт события в порядке и с поучительной занимательностью; труды и подвиги великого игумена изображает с особенной подробностью: не оставляет и лиц, с которыми был в сношениях Феодосий. Сочинение писано с целью, «чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие его и увидев доблести мужа, прославили Бога, прославили и угодника Его и укрепились на подвиг, особенно тем, что в сей стране явился такой муж и угодник Божий». Несторово житие преп. Феодосия во все века служило самым назидательным чтением и для иноков, и для всех православных христиан. Оно драгоценно и для науки, как один из древнейших и самых достоверных источников истории 333 . «Нестор написа летописец, – блаженный Нестор в летописце написа о блаженных отцех», так писал Печерский инок в самом начале XIII века. В одном списке летописи Нестор, говоря о обретении мощей преп. Феодосия, пишет: «аз грешный, иже и летописанье се в то время написах» 334 . Эта заметка, если бы не принадлежала только одному списку, показала бы, что Нестор около 1091 г. начал писать свою летопись, после того как написаны два жизнеописания. Летопись преп. Нестора писана столько же красноречиво, с одушевлением истинного благочестия, сколько с осмотрительностью, которая весьма дорожит правдой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вскоре, по повелению князя, Варлам был переведен на игуменство в монастырь св. Димитрия. После кратких размышлений по поводу того, что не богатство, а подвижничество Антония (и Феодосия) возвеличило Печерский монастырь, Нестор рассказывал об избрании Феодосия игуменом: братии было только еще 20 человек. Феодосий, приняв старейшинство, не изменил своим строгим правилам; он стал еще более воздержанным и подвижным: братия стала умножаться, и собралось до 100 человек. Феодосий, видя тесноту и неудобство в пещерных келиях, посоветовался с братией о построении монастыря. Выбрав открытое большое место невдалеке от пещеры, он просил князя Изяслава уступить его под постройку монастыря. Изяслав с радостью исполнил эту просьбу. Тогда Феодосий выстроил на том месте большую церковь, много келий и монастырскую ограду. Он переселился в новый монастырь в 6570 (1062) году: так начался Печорский монастырь, названный так потому, что братья жили сначала в пещере. После этого Нестор, как и в Житии Феодосия, рассказывал о введении Феодосием в монастырь Студийского устава: он добыл его через Ефрема скопца. Феодосий не отказывал никому в приеме в число братии; обитель росла, место процветало, братия все увеличивалась. Тогда Феодосий решил поставить большую каменную церковь. После краткого рассказа об основании этой церкви, у Нестора вероятно читалось то же, что мы находим в Житии Феодосия: «беаше же и сам блаженный Феодосий по вся дни с братиею подвивался и тружаяся о възъгражении таковаго дому обаче аще и не свершив его жив сы но се и по смерти того стефапу приимшю игуменьство... вершено дело и дом съграженъ. Къ нему же», продолжал Нестор разумея Стефана) «и аз придох худый и недостойный раб нестор, приять мя лет ми сущю 17 от роженья моего. Се же написах и положих в кое лето (очевидно, Нестор приводил в своем рассказе 1062 год) почал быти манастырь и что ради зоветься Печерьскый». Вот, по-видимому, в общих чертах текст Несторова сказания в том виде, в каком его нашел составитель Печерской летописи, Бывшее у него под руками Житие Антония рассказывало о начале Печерского монастыря совершенно иное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нестор Летописец -преподобный. Было время, когда к преп. Нестору относили все те места Повести временных лет, где идет речь в первом лице, – и получалась довольно обстоятельная биография: указывали точно год и место рождения, время прибытия и поступления в монастырь, год смерти и общий возраст (Миллер, Шлецер, Татищев, м. Евгений, арх. Филарет, м. Макарий, Кубарев, Бутков, архп. Димитрий и мн. др.). Теперь же, когда принадлежность Нестору Начальной летописи оспаривается, требуют значительных ограничений и все эти биографические подробности. Во всяком случае, несомненно, что преп. Нестор был инок Киево-Печерского монастыря: прибыл он сюда при игумене Стефане, который его принял, постриг и возвел в сан диакона. При торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) Нестор является одним из главных действующих лиц. На большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, на ряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец , Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, – стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда еще сравнительно юный инок. О времени канонизации преп. Нестора ничего определенного сказать нельзя. Имени его нет ни в древнейших Месяцесловах, ни в Прологах, ни в Четьих-Минеях. В Описании иконописи Киево-Печерской Лавры начала XVIII в. упоминается живописное изображение «преп. Нестора диакона» и «преп. Нестора летописца», но как далеко восходит основа этого Описания – вопрос спорный. Житие Нестора впервые находим в славянском печатном издании Киево-Печерского Патерика 1661 г. («сказание многословное, – справедливо замечает преосв. Филарет, – но бедное по содержанию»), откуда оно заимствовано в Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского . Церковная служба ему, как и другим «Преподобным отцем Печерским, ихже мощы в ближной и дальной пещере нетленно почивают», составлена еще позже: первое печатное издание ее относится лишь к 1763 году. Мощи преп. Нестора открыто почивают в Киеве, в Антониевых (ближних) иещерах. Церковь ублажает его, как «богомудраго житий святых списателя первейшаго и ревнителя о нех добраго», «времена и лета многочудесные церкве, житие и добродетели отец первоначальных писанием нам изъявившего». В Иконописном подлиннике о преп. Несторе замечено: «подобием сед, брада аки Богословия, не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой – книга и четки, ризы преподобжическия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

На примере Нестора особенно хорошо виден результат работы Никона по формированию национально-русского мировоззрения. Идеологически Нестор был верным учеником Никона. Он пришел в Печерский монастырь еще при игумене Стефане, то есть между 1074 и 1077 гг., но его литературная деятельность приходится в основном на 80–90-е гг. XI в. Нестор написал также два агиографических сочинения: житие св. Феодосия — часть Печерского патерика и житие св. князей Бориса и Глеба. Житие Бориса и Глеба было первым агиографическим творением Нестора, оно появилось в начале 80-х гг. XI в., то есть уже при Никоне. Религиозное и политическое мировоззрение писателя имеет ярко выраженные национальные черты, поэтому влияние Никона тут бесспорно. Житие повествует об убиении двух братьев, князей Бориса и Глеба, младших сыновей князя Владимира, которое совершено было по приказу старшего брата — Святополка. Это злодеяние Святополка произвело на современников глубочайшее впечатление, и новорожденная Русская Церковь стала почитать убиенных как мучеников. Житие Бориса и Глеба было особенно любимым чтением у народа. Нестор написал его, чтобы воздать хвалу христианским добродетелям убиенных князей, а также чтобы изложить свою национально-русскую доктрину. В основе ее лежит мысль о единстве Руси и о наследственном праве в княжеском роде. Эта мысль ясно выражена у Нестора и в житии Феодосия (в истории спора святого с князем Святополком). Нестор был ревностным приверженцем этой идеи, приобретшей впоследствии столь своеобразные черты в деятельности Московских митрополитов . О том, что эта идея находила поддержку не только у братии Печерского монастыря, но имела сильную опору в монашеских кругах вообще, говорит агиографическое сочинение, известное под названием «Память и похвала князю рускому Володимеру». Имя автора «Памяти и похвалы» спорно, с уверенностью можно только определить время ее написания, которое относится к 1-й половине XII в. Неизвестный писатель отвергает грекофильскую концепцию «Корсунской легенды», его церковно-политическое мировоззрение носит сугубо национально-русский характер .

http://sedmitza.ru/lib/text/436444/

О служении свт. Игнатия на Кавказской кафедре. 570. Алфавитный указатель к Собранию мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам и к переписке его с разными учреждениями и лицами духовными и светскими. Ч. 1. Указатель именной. — СПб.: Синод. тип., 1891. — 344 с. — Из содерж.: Игнатий (Брянчанинов). — С. 117. О служении свт. Игнатия на Кавказской кафедре. 571. Крыжановский П. Н. Исторический очерк Черноморской женской во имя св. Марии Магдалины пустыни (1849–1899)//Ставроп. епарх. вед. — 1902. — С. 723–743; С. 786–808; С. 842–871; С. 893–927; С. 964–979; С. 1017–1040. О свт. Игнатии — с. 727, 902–903. 572. Знаменский Ф. Преосвященный Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский//Прибавл. к Церков. вед. — 1903. — С. 1162–1171. Краткое жизнеописание, в т. ч. о епископском служении на Кавказской кафедре. 573. Воскресенский А. Преосвященный Игнатий (Брянчанинов), второй епископ Кавказский и Черноморский (1857–1861)//Ставроп. епарх. вед. — 1908. — С. 675–683; С. 706–718; С. 741–750; С. 777–783. Подробное жизнеописание, в т. ч. о епископском служении на Кавказской кафедре. 574. Никольский С. Я. Юбилейный очерк: Освобождение крестьян и духовенство//Тр. Ставроп. учен. архив. комис. — 1911. — Вып. 1. — С. 1–20 (Прил.). О деятельности свт. Игнатия на Кавказской кафедре по делу крестьянской реформы — с. 6–15. 575. Краснов М. В. Просветители Кавказа. — Ставрополь: тип. губ. правления, 1913. — 102 с. О свт. Игнатии — с. 63. 576. Самойленко П. Первые шаги: Учреждение самостоятел. Кавказ. епархии//Православ. вестн. Ставрополья. — 1991. — С. 4. О свт. Игнатии, управляющем епархией в 1857–1861 гг. 577. Беловолов Г. Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский//Кавказ. край. — Ставрополь, 1992. — 17–23 февр. С. 8–9: ил. 578. Гедеон (Докукин). История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России/Изд. отд. штаб-квартиры всецерков. православ. молодеж. движения (Москва); Штаб-квартира регион. отд. всецерков. православ. молодеж. движения Ставроп.-Бакин. епархии (Пятигорск). — М.: Пятигорск, 1992. — 192 с. — (Материалы по истории церкви; Кн. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Не нужно, конечно, никому и навязывать свою веру, быть навязчивым, настойчивым. Если чувствуете, что человек не хочет Вас слушать, то не говорите с ним на религиозные темы, но убирать со стола иконы только потому, что кому-то это может не понравиться, совершенно не следует. Вопрос: Скажите, пожалуйста, могу ли я быть допущена до причастия, если живу в гражданском браке и не венчана? Митрополит Иларион: Это зависит от того, что Вы понимаете под гражданским браком. Сейчас выражение «гражданский брак» употребляется в двух смыслах. Если речь идет о браке, который зарегистрирован в ЗАГСе, но по каким-то причинам (например, потому что муж неверующий), вы не можете обвенчаться, тогда никаких препятствий для того, чтобы Вы причащались, нет. Если под гражданским браком понимается незарегистрированное сожительство (а в наше в время это выражение почему-то часто применяют именно по отношению к незарегистрированному сожительству), тогда Вы не должны быть допущены до причастия до тех пор, пока не зарегистрируете свой брак. Православная Церковь считает полноценным браком тот, который освящен таинством Венчания. Но бывают ситуации, когда такой брак не может быть освящен таинством Венчания, например, если одна из сторон в браке не принадлежит к православной вере. В этом случае действует правило, сформулированное еще апостолом Павлом: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:14). На этой цитате из апостола Павла я и хотел бы закончить нашу сегодняшнюю передачу. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru за темою Завершилося XII з «Православ " я — У XII з " Православ " я — " Кирила учасникам XII з «Православ " я — : та звернення] У церковних зв " пройшов круглий присвячений громад Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] Московського та Константинопольського у — на початку 1970-х за церковних зв " [Стаття] вкрай [Стаття] Заснування аспект [Стаття] У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи В Ростовской епархии передали помощь в ПВР 180 беженцам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5861930...

396. Посещение Валаама свт. Игнатием (Брянчаниновым): [«Посещение Валаамского монастыря»]: (в сокр.)//Валаам Христовой Руси/Свято-Троиц. Сергиева Лавра. — [Сергиев Посад], 2000. — С. 11–44. 397. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери//Всесвятая: Православ. догмат. учение о почитании Божией Матери: Сб. работ. — М., 2001. — С. 77–128. 398. О последовании Господу нашему Иисусу Христу; О покаянии; Видение Христа; О любви к ближнему; О любви к Богу; Пост; О молитве: ст. 1–2; О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям; Чин внимания себе для живущего посреди мира; Зрение греха своего//Жития и творения русских святых: Жития и духов. творения вел. подвижников христиан, благочестия, учащие основам православ. веры и наставляющие на путь спасения по учению Господа нашего Иисуса Христа/Трифонов Печенг. монастырь. — М., 2001. — С. 492–556. 399. [Отрывки из «Отечника»]//Таинственный мир молитвы: Путеводитель духов. подвига/Пер. с новогреч. А. Маркова; Православ. приход храма Казан. иконы Божией Матери в Ясенево. — Калуга, 2001. — С. 9–10, 84–88, 109–110, 139–140. 400. [Отрывки из творений]//Святые Отцы о молитве. — М., 2001. — С. 39–46, 136–138, 145–152, 182–183, 220, 250, 274–278, 293–297. 401. Слово об ангелах//Книга ангелов: Антол./Сост., вступ. ст. и примеч. Д. Ю. Дорофеева. — СПб., 2001. — С. 460–476. Письма 402. Два письма священноинока к мирянину: Письмо первое; Письмо второе//Домаш. беседа. — 1862. — Вып. 47. — С. 421–428; Вып. 48. — С. 445–450. — Подпись: Николо-Бабаевский монастырь. 1847 г. Без указания имени автора и адресата. 403. Письмо к мирянину: О силе покаяния//Домаш. беседа. — 1863. — Вып. 41. — С. 281–283. — Подпись: Николо-Бабаевский монастырь. Без указания имени автора и адресата. 404. [Письмо А. Н. Голицыну от 1835 г. по делу о разделе земли между монастырем и крестьянами]//Домаш. беседа. — 1865. — Вып. 28. — С. 843–844. 405. [Письмо А. Н. Голицыну от 1835г. по делу о разделе земли между монастырем и крестьянами]//Домаш. беседа. — 1867. — Вып. 25. — С. 681–682.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010