Составлено по описанию Ворон. Епархии Митр. Евгения, статье г. Германова (в записках географического Сборника) по воронежским актам, старинным бумагам и другим источникам Местность, на которой ныне Воронежская Губерния, в древности известна была под названием поля (Нестор, Летоп. стр. 48 и 59; Татищев, Ист. Рос. ч. 2. стр. 76, Русский Временник, ч. 1. 42 стр.), потому что она была не населена. На сих полях кочевали, переходя с одного места на другое, козары (хазары), печенеги и половцы (Нестор, Лет. 10 и 145. Евгений, Опис. Ворон. Еп. 5 стр.). Козары, или Хазары память о своих кочевьях в нынешней Воронежской губернии оставили под названием поля (Хазарскаго, выше Воронежа), городища (где Воронежский Акатов монастырь и др. Печенеги появились в пределах нынешней Воронежской губернии еще в X веке. В 968 году великий князь Святослав прогнал их в поле (т. е. местность, где Воронежская губерния). Болтин в своей Истории (Примечания на Историю Древ. и Новой Истории Леклерка, т. I. стр. 38), говорит, что кочевья печенегов были по рекам Дону, Донцу и Днепру. В XII веке (1117г.) половцы напали на печенегов в верховьях Дона и разбили их. (Татищев, Ист. Рос. т. II. стр. 218). О половцах сохранилось больше сведений, чем о хазарах и печенегах. Преподобный Нестор первое нападение их на Россию полагает в 1061 году. С этого времени и до разорения России татарами, половцы почти постоянно нападали на Россию с южной и восточной сторон (по ту и другую сторону р. Днепр). С половцами русские князья не раз вели войну. Так в 1116 году великий князь Ярополк Владимирович «ходи на Половецкую землю к Дону и ту взя полон мног и городы три Половецкия: Балин, Чевилюев и Сугров». (Нестор, Летоп. 1116 г.). В 1120 г. тот же Великий князь ходил " на половцы за Дон и, не обретя их, возвратился». Новгород-Северский князь Игорь ходил «на половцев за Дон и до Лукоморья». (Нестор, Лет. 277 стр.). В 1199 г. Великий князь Владимирский Всеволод ходил на половцев с сыном своим Константином; половцы же слыша поход его, бежали и с вежами прочь. Князь же великий, ходил по становищам их, «иде прочь возле Дона». (Нестор, стр. 243). Татищев в своей Российской Истории (т. 3-й, 231 стр.) описывает победу над половцами Рязанского князя на реке; Большой Ворон (по догадкам Митрополита Евгения, на нынешней реке Воронеж Опис. Ворон. Еп. стр. 8). Из вышеприведенных свидетельств видно, что местом кочевья половцев была река Дон, а эта река протекает через всю Воронежскую губернию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

26 мая 1907 года о. Нестор, которому еще не исполнилось двадцати двух лет, на корабле «Амур» выехал к месту служения. 3 Накануне посыльный из Кронштадта привез ему от о. Иоанна Кронштадтского его священническое облачение и сосуд с вином при следующем напутствии: «Передай Камчатскому миссионеру (я его монашеское имя не знаю) от меня облачение. Бог ему в помощь... А вот этот сосудик передай ему и скажи – все выпитое (больше половины), это мной выпито за мою жизнь, а оставшееся он будет допивать в его жизни, но пусть переносит все невзгоды терпеливо, да благословит его и спасет Господь Бог» («Мои воспоминания»). (Этот образ чаши скорбей впоследствии часто вспоминал Владыка Нестор. В своих стихах он писал: «Бессильны мы пред Тем, Кто нашу/Из слез, нужды, томлений и скорбей/Готовит жизненную чашу:/Не прекословь; но пей!») И вот 18 июня 1907 года иеромонах Нестор прибыл во Владивосток. 4 Там состоялась его первая встреча с архиепископом Евсевием (Никольским), к которому о. Нестор привязался сразу и навсегда, называя его «любимейшим духовным отцом». 5 23 июля 1907 года Владыка Евсевий поручил отцу Нестору заведование Корякской миссией. 6 Владыка Нестор писал впоследствии: «Свое служение на Камчатке я начал в Гижиге, севернее Камчатского полуострова у берегов Охотского моря. С большими трудностями добрался я с моря до места своего служения. Это небольшое, но, по камчатским масштабам, очень важное селение на реке Гижиге – центр моей первоначальной миссионерской деятельности. С парохода я пересел на катер и миль двадцать проплыл в открытом море, а потом по реке Гижиге поднимался бечевой. Лодку тянули собаки. Затем я верхом на полудикой лошади добрался до Гижиги» («Мои воспоминания»). Административный центр Гижигинск (или Гижига) представлял собой поселок рыболовов, коряков и тунгусов, где жило несколько русских семей. Зимой в этом поселке ураганы порой полностью заносили дома, и, чтобы выбраться из дома на улицу, приходилось прорывать тоннель. На собаках ездили в уровень с крышами домов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Иеромонах Анфим (Гощук) Иеромонах Анфим (в миру Нестор Гощук) родился в Ташкенте 6 ноября 1964 года от благочестивых родителей – иерея Димитрия и матушки Анны. После смерти матери отец Димитрий принял монашество с именем Дорофей и был в Ташкенте духовником женских монастырей. Нестор имел еще двух братьев, которые были летчиками. В летное училище поступал и сам Нестор, однако не прошел медицинскую комиссию. В семье царила атмосфера благочестия и безусловного послушания, которыми Нестор руководствовался во всей своей последующей жизни. Примером послушания Нестора родителю может служить такой эпизод. После того как Нестор не прошел медицинскую комиссию в летном училище из-за врожденного заикания, безмерно любящая его бабушка, желавшая во что бы то ни стало, чтобы и ее третий, самый любимый внучек стал летчиком, предложила выпить ему отвар зелья, с помощью которого, как она была уверена, должен был навсегда устраниться дефект речи. Однако отец-священник не одобрил такого способа лечения. И, хотя он прямо и не запретил прибегнуть к такому средству, никакие увещания бабушки не смогли склонить Нестора пойти против воли родителя. После такой неудачи бабушка устроила настоящий погром в доме зятя-пресвитера. Однако Господь вскоре вознаградил юного Нестора за его послушание: вместо летного он поступил в духовное училище – Московскую Духовную семинарию, куда вскоре поступил и его старший брат – летчик Иоанн, который впоследствии, после принятия священнического сана, был настоятелем одного из соборов города Углича. 1 июня 1987 года Нестор был пострижен в монашество с именем Анфим и через месяц рукоположен во диакона Троице-Сергиевой Лавры. Через год его перевели из Лавры во вновь открывшийся в Москве Данилов монастырь, где 9 июля 1989 года отец Анфим был рукоположен в иеромонаха. Имея горячее желание послужить Сыну Божию в земном уделе Его Пречистой Богоматери, иеромонах Анфим 18 июля 1990 года по благословению Патриарха Пимена прибыл на Святую Гору Афон, где по прошествии шести лет за свое благочестие и послушание был избран в соборные старцы монастыря и проходил самые ответственные послушания: архондаричного, регента, эконома, ризничого, антипросопа и эпистата в Священном Киноте Святой Горы Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Нестор. Тюремная фотография. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-39763 Региональное управление ФСБ РФ, бывший дворец братьев Шумовых в г. Чита. Фото С. М. Беседина. В конце 1937 г. в здании разместились управления государственной безопасности. Возможно, здесь производились первые допросы митрополита Нестора и арестованных вместе с ним. Из кн.: Соловьев А. В. Тревожные будни забайкальской контрразведки. М., 2002 Е.Н. Сумароков. Тюремная фотография. 1948 r. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-39763 Монахиня Зинаида (Бриди). Тюремная фотография. 1948 r Протоирей В. Герасимов. Тюремная фотография. 1948 r Митрополит Нестор. Исправительно-трудовой лагерь МГБ «Дубравный». 1955 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Открытка митрополита Нестора из лагеря, адресованная К. А. Караулову Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Семья Карауловых. Сидят: Л. С. Кокурина, дети: Марина и Александр; стоят: К. П. Панова (Кокурина), К. А. Караулов, Л. П. Караулова (Кокурина) Харбин, 1952 г. (?) Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Святейший Патриарх Алексий (Симанский) Из кн.: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий М., 1966 Летняя Патриаршая резиденция в Одесском Успенском монастыре в Одессе Из кн.: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Митрополит Нестор и митрополит Елевферий (Воронцов). Москва. 1956 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева После освобождения. Переделкино. 1956 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Сидят: митрополит Нестор, Патриарх Алексий (Симанский), епископ Василий (Самаха), наместник Антиохийского подворья в Москве, епископ Мстислав (Волонсевич). Во втором ряду стоят: Д. А. Остапов, архимандрит Пимен (Извеков) (наместник Троице-Сергиевой лавры, будущий Патриарх). 4 марта 1956 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Митрополит Нестор в г. Кызыл Тувинского АО. Стоят (слева направо): третий – протодиакон Олег Зырянов, пятый – келейник митрополита Нестора Иван Кишкин (будущий архимандрит Иннокентий). I957 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Преподобный Нестор был первым русским писателем. Ему было поручено описать жизнь двух сыновей святого Владимира – молодых князей Бориса и Глеба. Оба князя были убиты их братом Ярополком, желавшим стать князем в Киеве. Кто-то предупредил молодых князей о грозившей им опасности, но они решили, что христианину лучше умереть, чем начать воевать с братом, и оба погибли. Русские люди считают их святыми. Они не были мучениками за веру, так как никто не заставлял их отказываться от веры во Христа, но они были прославлены как «страстотерпцы», то есть люди, добровольно терпевшие страдания, чтобы не нарушить своего христианского долга. Рассказ о жизни святых Бориса и Глеба стал любимым для русских людей в течение многих столетий. Монах Нестор также описал жизнь преподобного Феодосия. Эти оба жития сохранились до нашего времени, а о других писаниях Нестора мы знаем только потому, что о них упоминается в более поздних книгах. Но самое главное дело, начатое Нестором и сохранившееся на много веков, было составление летописи, то есть описание всех событий от начала Руси и доведенное до 1110 года. Он назвал эту летопись «Повесть временных лет – откуда есть и пошла быть Русская Земля». В монастырях часто записывались главные события – велся как бы календарь (дневник) за год. Но Нестор писал летопись иначе – это была первая последовательная история Руси. Она была проникнута христианским духом. Нестор видит волю Божию во всех событиях, осуждает ссоры и жестокость князей и призывает к братолюбию. Из его летописи мы знаем об обращении святой княгини Ольги, о том, как принял христианство князь Владимир, как крестились все киевляне, о Ярославе Мудром и о многом другом. Около двадцати лет своей жизни отдал преподобный Нестор труду составления «Повести временных лет». Скончался он в 1114 году. В XIV и XV веках его летопись вошла в состав больших Летописных сводов – Лаврентьевского и Ипатьевского – и в таком виде дошла до нашего времени. Преподобный Нестор – пример любви к своей родине и ее прошлому, образ, освященный христианским пониманием жизни. «Мы христиане, – пишет он, – сколько ни было земель, кто верует в Святую Троицу и в единое крещение и в единую веру, – закон имеем один для всех нас, кто крестились во Христа и во Христа облеклись». Святой преподобный Феодосий, игумен Печерский

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

добровольно (как указывает сам Нестор) служил в царской армии, имеет награды: высшую духовную награду наперсный крест на Георгиевской ленте, Владимира с мечами и бантом 4-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени с мечами и бантом, орден св. Николая с мечами и бантом, звезду 1-ой степени Всемилостивейшего Спаса " Камчатского православного братства " . Из выше приведенных данных видно, что Нестор (Анисимов Н.А.) прошел большую школу в царской империи и по убеждениям является монархистом, реакционным религиозником православной церкви. Находясь Управляющим Кировоградской епархией, ведет замкнутый образ жизни, занимает отдельный большой дом для жилья, хотя семьи не имеет, служебные приемы проводит не в управлении епархии, а дома. В доме, где он живет, организовал " домашний храм " , якобы для личного духовного удовлетворения. При печатании критических статей в газетах и журналах (смотри журнал " Огонек " , за 1961 год), в которых упоминается митрополит Нестор, реагирует болезненно, заявляет, что он этого не заслужил и, как он выражается, его знают за границей, как известную личность среди духовенства в России… Имея 77 лет, состояние здоровья болезненное, память притуплена; проявляет забывчивость, но, как правило, по всем вопросам, ему рекомендованным, соглашается. Большинство же текущих вопросов практически, по его поручению, разрешают по епархии его доверенные лица… Архиерейские службы Нестор в соборе проводит редко,… однако ведет активную работу по укреплению церкви в области… " На этот раз чекисты не успели. Владыка Нестор скончался 4 ноября 1962 года от кровоизлияния в мозг в Москве, куда он приехал на операцию. В день празднования иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " , 6 ноября 1962 года он был похоронен в Переделкино, в ограде храма Преображения Господня, у алтаря под тихой сенью деревьев. Проводил его в последний путь Святейший Патриарх Алексий, прочитав разрешительную молитву и простившись. Многочисленное письменное наследие митрополита Нестора только недавно начало изучаться и издаваться. Его богословские труды и воспоминания полезны для чтения. Всем нам владыка Нестор оставил завет, которому должен следовать каждый русский человек: " Куда бы судьба и события ни забрасывали меня, я всегда и везде помнил не только о своем пастырском сане, но и о великом назначении русского человека, во всех своих поступках и помыслах стремясь проявлять присущие нашей великой нации чувства сердечного, участливого отношения к людям " . скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/37877.html

Решающая встреча группы по освобождению царской семьи состоялась 2 января 1918 года в одном из лазаретов на Яузском бульваре. Кроме епископа Нестора, П. и штаб-ротмистра К. Соколова, на ней присутствовал начальник группы — командир пехотного полка, кавалер орденов Святого Георгия и Почетного легиона полковник Н. и курьер из Тобольска — поручик лейб-гвардии Московского полка Р. Принятым планом предусматривалось вывезти царскую семью в Троицк, занятый войсками генерала Дутова. В окрестности (Екатеринбург-Тюмень-Троицк-Омск) должно было быть командировано до 30 офицеров под командованием ротмистра Л. Наконец, для окончательного выполнения задачи, ожидалось прибытие 100 гардемаринов во главе с полковником Н. Выезд первой партии намечался на 6 января. В тот день, вспоминал К. Соколов, “мы явились в лазарет, где уже были П., еп. Нестор и Р. Нам выдали полный комплект солдатского обмундирования, начиная от белья из бязи, кончая серой папахой, и по две тысячи рублей на каждого. Мы тут же переоделись. Еп. Нестор благословил нас иконами Божией Матери “Утоли моя печали”, и мы простились”. К сожалению, эта попытка освобождения Государя и его семьи, как и последующие, окончилась неудачей… Достоверно известно о пребывании епископа Нестора в Омске осенью 1919 года. Приведем телеграфное сообщение из американского журнала “Struggling Russia” (20.9.1919): “Омск, 1го сентября 1919 г. — Богослужения совершались в г. Омске в память святителя Тихона Задонского , мощи которого были поруганы большевиками в г. Задонске. Епископ Нестор, который только что убежал из Москвы, присутствовал на этом богослужении и передал народу следующий призыв Патриарха Тихона: “Скажите народу, что если они не объединятся и не возьмут Москву опять с оружием, то мы погибнем и Святая Русь погибнет с нами”. Как передает епископ Нестор, большевики в Москве знают об антибольшевистской деятельности Патриарха Тихона, но они боятся его преследовать, ибо опасаются народного восстания на защиту Патриарха”. О миссии Владыки Нестора знали, безусловно, и большевики. 28 марта 1922 года, выдвигая “обвинения” против святителя Тихона, “Известия” задавались вопросом: “Что привез Колчаку от Патриарха прибывший из Москвы епископ Нестор?” И вправду — что? Неужели просто “благословение и пожелание успеха”, как сообщал советский официоз?

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

Подходит, изображая пьяного. Один бандит сидел  в машине, остальные были в лесу. " Подвезите до Костяево " . Бандит его прогоняет, а номера заляпаны, расмотреть тяжело. Отец Нестор, продолжая изображать пьяного, пытается незаметно очистить номера.  Бандит выскакивает из машины, решив его побить. Как батюшка мне рассказывал: " Ты же знаешь, я его одной рукой бы в сугробе закопал. Но мне же нельзя было их спугнуть " . Отец Нестор говорит: " Ну ладно, я пошел, пошел " . Отошел в сторону шатаясь,  продолжая изображать пьяного, а затем, когда его уже не было видно, бегом помчался в Костяево, поднял участкового. У отца Нестора характер был очень боевой, он говорит участковому: «Так, ты старший лейтенант, а я - настоятель храма. Командовать операцией буду я». Банду поймали они, хотя и стреляли при задержании в упор в отца Нестора из обреза, но обрез дал осечку. Вернули все иконы. У всех бандитов по две, по три судимости, а главарь банды Николай, 27 лет не разу не судим, институт культуры закончил. Отец Нестор у него спрашивает: " Что ж тебя, Николай, заставило храмы Божии грабить? " . А бандит ему отвечает: " Нужда, батюшка " . И, как мне сказал отец Нестор, если бы я у него в глазах увидел хотя бы тень раскаяния, ничего подобного, только страх перед тюрьмой. Через некоторое время приезжают бандиты, мафия местная, которая и грабит храмы. В прошлой передаче неделю назад, я высказал предположение, что к смерти отца Андрея эта мафия тоже может быть причастна. Отцу Нестору говорят: " Батюшка,  заберите заявление, мы деньги на храм  дадим " . Отец Нестор отвечает: " Я монах, если бы они меня ограбили, я бы никакого заявления не подавал. Но они ограбили храм Божий, а митрополит Филарет, наш святитель Московский, сказал: " Прощайте врагов своих, сокрушайте врагов Отечества и гнушайтесь врагами Божиими " . Они враги Божии и враги Отечества, и я их простить не могу " . Бандиты с угрозой сказали ему: " Ну, смотри! " Мы с Сережей, когда приехали, спросили отца Нестора: " Не боишься? " А он отвечает: " Интересно! Если все будут бояться, кто же храмы Божии будет защищать? " Отец Нестор говорил, о том, что эти бандиты грабят и подвергают поруганию те храмы, что чудом уцелели в годы гонений, воруют иконы, которые  не успели уничтожить и осквернить большевики, и это страшное преступление.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-o...

Поэтому о. Нестор решил, если на то будет благословение Божие, отправиться миссионером в Абхазию. Подал  прошение  в Патриархию, рассмотрев которое, ему ответили, что   не могут посылать русского священника на каноническую территорию Грузинской Православной Церкви. И отправиться миссионером  в Абхазию можно лишь выйдя за штат. О. Нестор задумался. Еще до поездки на Кавказ он ездил в Псково-Печерский монастырь, ему удалось сослужить архимандриту Иоанну Крестьянкину и архимандриту Адриану. О.  Нестор нам рассказывал, какое огромное впечатление на него произвела молитва старцев. Отец Иоанн Крестьянкин подарил о. Нестору свой подрясник. И мы с Сережей приехали в Жарки как раз в тот момент, когда о. Нестор для себя все решил. Он прочел нам письмо старца, в котором о. Иоанн Крестьянкин писал: «Конечно, получить архиерейское благословение и отправиться в Абхазию можно,  но вот что я думаю. Какая мать покинет своих детей и отправится к чужим?». О. Нестор сказал: «Мне мгновенно все стало ясно и на душе наступил покой. Разве здесь, в Ивановкой епархии, среди многих русских людей не такое же язычество? Это разве не мои дети?». И в Ивановской епархии на русской земле он сумел многих привести к Богу. И не на Кавказе, а в любимых Жарках сподобился мученического венца. Отец  Нестор мечтал возродить жизнь в Жарках, сделать так, чтобы туда приезжали и селились люди. И, думаю, многим его деятельность не нравилась. Вскоре после поездки на Кавказ печально известный, теперь уже расстрига и откровенный враг Церкви, а в то время еще священник и депутат Госдумы Глеб Якунин написал депутатский запрос, в котором обвинял о. Нестора в том, что тот уничтожил замечательные старинные росписи и продал священные сосуды. Это был полный бред, и комиссия, которая приехала в Жарки, легко установила правду. Якунин никогда не был в Жарках, думаю, никогда об иеромонахе Несторе и не слышал. Он даже в письме указал не храм Рождества Богородицы в Жарках, а написал, что там храм Казанской иконы Божией Матери. Скорее всего клеветническое письмо Якунин написал с подачи своего единомышленника, такого же врага Церкви и рьяного защитника всех сект Льва Левинсона.

http://radonezh.ru/2019/01/08/zashchitni...

В конце Жития, повествуя о молитвах и предстательстве Феодосия пред Богом за свою обитель, Нестор добавляет: « си же вдти юсть ко же и донын млтвами юго вьс оумножаютьс въ монастыри юго. Се бо вьсмъ странамъ пограблюномъ ратьныихъ въ монастыри блаженааго болю оумножаетьс млтвами оца нашего Феодоси.»... «Так бы, замечает по поводу этих слов Кубарев, – написал монах Сергиевой Лавры в 1812 году, когда она среди нашествия иноплеменников осталась неприкосновенною. Какое–же упоминается Нестором сходное с сим событие? Мне кажется, слова сии всего более относятся к набегам Половцев, бывших в 1093 г., в начале княжения Святополкова, когда сии варвары сожгли Торческ и подходили к самому Киеву, опустошая все огнем и мечем. И так... Нестор писал житие в 1094 году» 18 . Конечно, не может подлежать сомнению, что Нестор имеет в виду нападение Половцев, но если допустить в его словах известную долю вполне понятного преувеличения, то их можно без особенных натяжек относить и к событиям 1078 г., когда «приведе Олег и Борис поганыя на Русьскую землю, и поидоста на Всеволода с Половци. Всеволод же изиде противу има на Сжице, и победиша Половци Русь, и мнози убьени быша ту»... (Лаврент. летоп. 3 , 194). b). Решающее значение в нашем вопросе должны иметь данные отрицательного характера, представленные проф. Голубинским 19 , Н. Левитским 20 и А. А. Шахматовым 21 : Нестор ничего не говорит об открытии мощей преп. Феодосия, событии, имевшем место в 1091 г., и упоминает только о двух преемниках преподобного игумена – Стефане и Никоне, из которых второй скончался в 1088 г., не называя третьего – Иоанна. Действительно, совсем непонятно и необъяснимо, почему Нестор, « съдрьжимъ сыи любъвию юже къ прпбьноуоумоу», не нашёл нужным упомянуть о таких крупных событиях в жизни Печерского монастыря, как смерть игумена Никона или же открытие мощей Феодосия. Очевидно, он составлял Житие до этих событий, во время игуменства Никона 22 . Древнейший список Жития преп. Феодосия Печерск. дошёл до нас в так называемом Успенском Сборнике XII в., рукописи, принадлежавшей раньше Московскому Успенскому Собору, а теперь – Московской Синодальной библиотеке 23 . По этой рукописи Житие издавалось три раза: Бодянским 24 , A. Поповым 25 и Шахматовым и П. А. Лавровым 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010