Отец Нестор изучил эвенкийский, тунгусский и корякский языки и перевел на них Божественную литургию, а также частично Евангелие. Составил корякский словарь, на тунгусский язык перевел избранные молитвы и заповеди блаженства. В 1910 году были открыты Камчатская православная духовная миссия и благотворительное Камчатское православное братство во имя Всемилостивого Спаса. Вскоре были открыты отделения братства в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах России. Царская семья оказала братству действенную материальную помощь. Были подарены церковь, утварь, денежные средства, даны льготы по перевозке грузов. По высочайшему повелению официальным покровителем братства с 1911 года стал цесаревич Алексей Николаевич. Уже через шесть лет на Камчатке построили тридцать пять церквей, тридцать восемь часовен, сорок две школы, ремесленные мастерские, колонию для прокаженных, больницы и амбулатории. За свои миссионерские труды в 1913 году иеромонах Нестор был возведен в сан игумена, а в 1915 году — в сан архимандрита. В 1914 году отец Нестор по делам братства приехал в Москву. Здесь его застало начало Первой мировой войны. Добровольно, по благословению своего епархиального архиерея, он организовал и возглавил санитарный отряд «Первая помощь раненым воинам под огнем врага» и в течение двух лет руководил им на передовых позициях. Одновременно он стал и военным священником в лейб-гвардии Драгунском кавалерийском полку. Отец Нестор лично вывез с поля боя несколько раненых, а однажды спас полковой штандарт и был награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте. За спасение раненых, за участие в кавалерийских рейдах по Восточной Пруссии, за ревность и мужество получил боевые ордена Святого Владимира IV степени и Святой Анны III и II степеней. В октябре 1916 года архимандрит Нес тор возвратился на Дальний Восток. Здесь он был хиротонисан во епископы и назначен первым правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии с пребыванием в городе Петропавловске. В 19171918 годах владыка Нестор участвовал в Московском Всероссийском Поместном Соборе и избрании святителя Тихона патриархом Русской Православной Церкви. Во время октябрьского переворота и последовавших боев в Москве он оказывал помощь раненым на московских улицах.

http://pravoslavie.ru/94940.html

В конце 1915 г. о. Нестор был отозван с фронта, возведен в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке. В 1916 году по постановлению Святейшего Всероссийского Синода избран в первого самостоятельного епископа Камчатского и Петропавловского и 16 октября 1916 г. о. Нестор на 31 году жизни был хиротонисан во епископы в г. Владивостоке четырьмя архипастырями: архиепископом Евсевием Приморским и Владивостокским, архиепископом Сергием Японским, архиепископом Евгением Благовещенским и епископом Павлом Никольско-Уссурийским. В 1917–1918 годах епископ Нестор участвует во Всероссийском Поместном Соборе и выборах святого патриарха Тихона. После октябрьских событий в Москве 1917 года участвует в работе комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля под председательством священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и по благословению Собора издает книгу “Расстрел Московского Кремля”, за что вскоре арестовывается большевиками и более месяца находится в заключении. После завершения работы Собора епископ Нестор с большими трудностями через Киев, Одессу, Крым, Турцию, Сирию, Египет, Индию и Китай добирается до Петропавловска-Камчатского, где продолжает свое епископское служение. Вскоре, однако, Владыка изгоняется большевиками с Камчатки. Будучи особо доверенным лицом Св. Патриарха Тихона в 1919-1922 гг. Владыка выполняет ряд его поручений в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1921 г. епископ Нестор основывает Камчатское подворье в г. Харбине (Маньчжурия), а позже Дом Милосердия и трудолюбия, приют для детей сирот русской и китайской национальностей, приют для старцев-хроников, слепых и больных калек, приют для юношей-наркоманов, приют глухонемых, дом для душевно-больных (умалишенных), школы с различными прикладными искусствами: живописи-иконописи, рукоделия, шитья и кройки,  столярных и ткацких ремесел, сапожной мастерской; бесплатные столовые для бедноты, бесплатную амбулаторию, зубоврачебный кабинет в Доме милосердия. Находясь в ведении Заграничного Синода, Владыка тяжело переживает нестроения 20-30-х годов, последовательно отстаивая идеи единства страждущей Матери Церкви. В этот период Владыка посещает ряд стран Европы и Азии, встречаясь с иерархами Русской Православной Церкви за границей, предстоятелями ряда поместных Православных и инославных Церквей. Несколько раз совершает паломничество на Святую Землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В ночь на 16 февраля 1918 года епископ Нестор был заключен под домашний арест в Новоспасском монастыре. Через несколько месяцев через Крым, Константинополь, Порт-Саид, Гонконг и Шанхай владыка добрался до Петропавловска-Камчатского, где исполнил все епархиальные дела, много служил, и на следующем пароходе, прибывшем в Петропавловск, имел возможность пройти по восточному побережью Берингова моря, посетив камчатские селения, где его радостно встречала паства. Он крестил давно приготовленных к принятию православия дорогих его сердцу детей природы, оказал посильную помощь походной аптекой больным и отправился в обратный путь. Но пароход не пустили в Петропавловск, так как там происходило восстание. Так больше и не пришлось владыке Нестору вернуться на Камчатку. Он говорил: «Но сердце мое осталось там, среди любимых мною камчадалов. И молитва моя неугасима за всю Камчатскую землю со всеми ее туземцами». Когда Красная Армия полностью захватила Дальний Восток, епископ Нестор, как и большинство дальневосточного духовенства, эмигрировал в Харбин. Здесь складывался крупнейший на Дальнем Востоке центр эмиграции и церковной жизни. Владыка Нестор считал, что Русская Церковь Заграницей не должна обрывать связи с Россией. В мае 1945 года он первым из харбинских архиереев стал поминать патриарха Алексия I за богослужением. В августе 1945 года Маньчжурия была освобождена Красной Армией. От лица православных Харбина владыка приветствовал советских солдат. Однако вслед за армейскими частями в город вошли органы СМЕРШа (военная контрразведка. — Примеч. ред.). Еще продолжались торжественные митинги, приемы, встречи, а в городе уже начались массовые аресты. В 1948 году владыка Нестор решил ехать на празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Советское консульство получило указание не допустить прибытия митрополита Нестора в Москву. В день отъезда в аэропорту Харбина он был арестован китайскими властями по обвинению в шпионаже в пользу Японии. После допросов и пыток митрополита Нестора передали советской стороне. В Советском Союзе владыку содержали во внутренней тюрьме МГБ на Лубянке. Его обвинили в «активной враждебной деятельности против СССР» и осудили на десять лет лагерей. Наказание митрополит Нестор отбывал вместе с архиепископом Мануилом (Лемешевским) и святителем Афанасием (Сахаровым), с которыми он впоследствии до конца жизни поддерживал дружескую переписку.

http://pravoslavie.ru/94940.html

Звали его — Нестор. С годами к его имени добавилось ещё одно — Летописец. Так его и будут звать в следующие века: Нестор Летописец . Нестор в юные годы сам выучил греческий и потому мог читать многие книги, которые на Руси не успели перевести. А ещё он умел слушать. И ему любили рассказывать. Сядет с ним рядом древний старик, который когда-то, во времена князя Владимира, был воином, и рассказывает о своих походах. А Нестор затаённо слушает и запоминает. «Ты бы записывал эти предания,- посоветовал юноше Феодосии.- Тебя Господь наградил редким даром: люди тебе о своём прошлом рассказывают — нельзя, чтобы этот дар пропал попусту. Записывай, чтобы и внуки сегодняшних жителей помнили о героях своей земли». И тогда Нестор, смущаясь, показал Феодосию первые свои записи, что делал на отдельных листах. Игумен прочитал их и одобрил. Однажды Феодосии собрался в Киев и сказал: «Пойдём со мною, Нестор, в один дом. Что услышишь там, то и записывай». И пришли они в терем к знаменитому боярину Иоанну. Был Иоанн отцом того самого Варлаама, который ушёл без княжеского позволения в Печерскую обитель, а со временем стал игуменом. «Иоанн тебе многие тайны истории русской откроет,- говорил ещё по дороге Феодосии,- он — сын Вышаты, воеводы Ярослава Мудрого. А Вышата помнил предания о земле Русской от самого Добрыни. А Добрыня мужал в доме великой княгини Ольги. Сестра Добрыни, Малуша, была женою самого Святослава. Иоанн мне друг, но человек он молчаливый, сам больше любит слушать, а не рассказывать. Тебе же — расскажет, хотя ты и юн. И тогда перед тобою раскроется, откуда есть пошла земля Русская. А то ведь многие уже небылиц насочиняли». Терем Иоанна отличался и размерами, и красой. Феодосия с юным Нестором хозяева встретили уважительно, с почтением. Сам боярин был ещё не дряхл и крепок. А жена его, Мария, сразу захотела угостить юного Нестора сдобными пирогами. Инок засмущался: как быть? С одной стороны, неловко отказываться, когда такие знаменитые люди тебя угощают. А с другой — не положено ему есть столь роскошную еду, да он и сам не желает. Феодосии его сразу и выручил. Сокрушённо покачал головой и рассмеялся по-дружески:

http://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyatyh-v-...

В Лондоне Владыка продолжает попытки преодолеть церковный раскол. Дипломат и общественный деятель Е. В. Саблин, который много занимался вопросами российских беженцев в Великобритании, писал 24 апреля 1938 года В. А. Маклакову: «Среди посетителей, с позволения сказать высокопоставленных, тут объявился архиепископ Нестор из Маньчжурии. Едет он в Малабар в Индию, где, оказывается, имеются какие-то православные индусы и где Белградский наш собор епископов решил устроить некую епархию. Архиепископ сей, к сожалению, приездом своим разбередил рану церковного разделения. Не будучи вполне «куран» 171 наших церковных распрь, он выразил намерение – похвальное – служить заутреню и обедню с двумя приходами. 172 Но соборный приход, так называемые антоньевцы, воспротивились. Нестор снесся с Серафимом 173 в Париже, и оттуда пришло распоряжение ни в коем случае не объединяться с авлогиянами [так в тексте] 174 Все это вызвало большое огорчение среди паствы, и старая рана вскрылась». 175 В Англии архиепископ Нестор пережил тяжелое потрясение, связанное с обвинением в принадлежности к ордену розенкрейцеров. Оно прозвучало в печати со стороны некоего г. Моллера. Возможно, что эти нападки были спровоцированы общением с Н. К. Рерихом. Возмущенный до глубины души, Владыка отлучил от церкви клеветников. Священный Синод РПЦЗ указом от 9/22 июля 1938 года наложил прещения за «распространение про архиепископа Нестора клеветнических сведений...» 176 Из Лондона Владыка отправился в Париж, где состоялась его встреча с митрополитом Евлогием. О ней известно лишь то, что снова и снова архиепископ Нестор стремится примирить митрополитов Евлогия и Антония. 177 По приглашению епископа Сергия Пражского архиепископ Нестор посетил Прагу, оттуда отправился в Болгарию, где был в течение недели гостем митрополита Стефана Софийского. Он вспоминал: «С митрополитом Стефаном я вел беседу об объединении всеславянской православной церкви в противовес объединенной католической церкви... Эту мою идею митрополит Стефан встретил сочувственно и одобрительно». 178 Болгарский Синод преподнес Владыке Нестору 20000 тысяч левов для осуществления миссии в Индии. Солидную сумму пожертвовала и Сербская Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В.К. Караулов Митрополит Нестор (Анисимов) – просветитель народов Камчатки (к 50-летию со дня блаженной кончины) Источник Скачать epub pdf 50 лет назад, 4 ноября 1962 года, отошёл ко Господу митрополит Нестор (Анисимов) , один из величайших миссионеров XX века, просветитель Камчатки, смиренный архипастырь, отсидевший за веру Христову более 8 лет в мордовских лагерях. Портал публикует заметку об этом замечательном человеке, присланную нам его крестником Александром Кирилловичем Карауловым. Митрополит Нестор (Николай Александрович Анисимов) родился в Вятке 9/22 ноября 1885 года, в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница». С раннего детства он отличался глубокой религиозностью. Окончив реальное училище, он поступает на миссионерские курсы при Казанской духовной академии. В 1907 году по влечению души и воле Божией, получив благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского , Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестора, 6 мая того же года рукополагается в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи. 2 июня 1907 года отец Нестор выезжает на место своего миссионерского служения – на Камчатку. Два года иеромонах Нестор в суровых природных условиях добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников-камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору горячую любовь и доверие паствы, проживавшей в самых отдаленных уголках огромного края. Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности. Он понимал, что своими малыми силами он никогда не сможет решить проблем всеми забытой Камчатки. Нужно было привлечь к ним внимание сильных мира сего, духовенства, всех честных людей, желающих помочь ближним, страдающим от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров-начальников. Так возникла идея создания Камчатского благотворительного православного братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В январе 1918 г. епископ Нестор участвовал в подготовке одной из безуспешных попыток освобождения Государя Николая II и его семьи. В феврале 1918 г. владыка был арестован, а весь тираж «Расстрела Московского Кремля» изъят. На свободу он вышел через месяц, после многократных ходатайств Поместного Собора о его освобождении. В ноябре 1918 г. епископ Нестор отправился сначала в Киев с посланием от Патриарха Тихона к митрополиту Киевскому Антонию, а затем в Крым. В Крыму он как духовник вдовствующей императрицы Марии Федоровны и Великого Князя Николая Николаевича занимался подготовкой их отъезда в Константинополь, и на одном корабле с ними покинул Европейскую Россию. В Сибири шла гражданская война, и из Константинополя во Владивосток ему пришлось добираться три месяца через Египет, Суэцкий канал, Порт-Саид, Гонконг и Шанхай. Прибыв из Владивостока в Омск, епископ Нестор встретился с адмиралом Колчаком. Владыка передал ему благословение Патриарха Тихона с призывом объединяться против большевиков и копию чудотворного образа Святителя Николая с кремлевских ворот, у которого левая рука с крестом была отстрелена, а правая с мечом - сохранилась. Большевики расстреливали икону, чтобы доказать москвичам, что Бога нет, и когда они захватили Кремль, то занавесили образ красным флагом. Весной 1918 г. случилось чудо – на глазах у толпы сами собой от красного флага стали отрываться кусочки ткани, и через несколько минут икона совершенно очистилась. На протяжении нескольких дней перед иконой совершались службы, а 22 мая 1918 г. Патриарх Тихон возглавил последний крестный ход к иконе, после которого богослужения на Красной площади были запрещены. Списки образа получили название «революционной иконы», а меч в руке Святителя Николая стал символом сопротивления большевистской власти. Весь 1919 г. епископ Нестор путешествовал по Сибири, призывая народ противостоять большевикам. В конце 1919г. он прибыл на Камчатку. Когда Петропавловск захватили большевики, епископ Нестор отплыл с последним пароходом в Японию.

http://pravoslavie.ru/37516.html

В 1941 году иеромонах Поликарп был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Русской Духовной миссии в Корее 55 . В декабре 1948 года во время раскола среди духовенства Корейской Церкви архимандрит Поликарп вместе с престарелой матерью был арестован и заключен в тюрьму. В 1949 году после безуспешных попыток сфабриковать против миссионера обвинения в шпионаже в пользу России власти выслали его в Харбин. В сентябре 1951 года архимандрит Поликарп получил назначение в Иерусалимскую миссию и отправился из Китая на Святую Землю, где достойно послужил Миссии: “Архимандрит Поликарп привез с собой письмо Святейшего Патриарха Алексия к Иерусалимскому Патриарху Тимофею, в котором новый состав Миссии представлялся Главе Иерусалимской Церкви С внешним миром архимандрит Поликарп поддерживал те же взаимоотношения, что и его предшественники. У Миссии год от года увеличивался круг знакомых и друзей” 56 . Митрополит Нестор (Анисимов) Вспомним и об апостоле Камчатки митрополите Несторе (Анисимове), причастном к Японской Православной Церкви. В 1920 году, когда владыка Нестор совершал путешествие по вверенным ему приходам, на Камчатке утвердились большевики и запретили судну пристать в Петропавловске. Так архипастырь был вынужден причалить к городу Цуруга. Здесь был построен православный храм. Епископ Нестор выпустил в Токио второе издание своей книги “Расстрел Московского Кремля”, за которую японский император выразил автору свою благодарность 57 . Будучи в вынужденном изгнании, в Японии миссионер установил связи с Манчжурией и основал Камчатское подворье в Харбине. В Харбине епископ Нестор встречался и с Владыкой Сергием (Тихомировым). Владыка Нестор бывал в Японии и после того, как стало возможным его возвращение на родину. В 1929 году Владыка Нестор присутствовал на освящении восстановленного после разрушительного землетрясения Канто Токийского кафедрального собора. В своих воспоминаниях архипастырь оставил нам слова напутственной речи архиепископа Сергия (Тихомирова) по случаю первого богослужения в новом соборе: “Возлюбленные братья и сестры, спала с сердца тоска, давившая его с 1 сентября 1923 года Счастливы вы, братья и сестры, что вас Господь избрал быть орудиями восстановления сего великолепного собора И я не могу удержаться, чтобы с восхищением не поведать миру о вашем жертвенном подвиге.

http://pravmir.ru/iz-yaponii-v-ierusalim...

Можно предположить, что В. С. Полянский был связан по вопросам организации приходских общин с епископом Андреем (Ухтомским), работавшим в Отделе о благоустроении прихода, и через Владыку Андрея был знаком с епископом Нестором. Владыка Нестор благословил заговорщиков иконой Божией Матери «Утоли моя печали», и около 30 офицеров отправились в Тобольск выполнять свой план освобождения Царской семьи. В большевистском журнале «Революция и Церковь » упоминается обнаруженное при обыске у епископа Гермогена письмо, переданное ему через епископа Нестора от Императрицы-матери Марии Феодоровны. В письме между прочим, якобы, говорилось: «Владыка, ты носишь имя святого Гермогена, который боролся за Русь: это предзнаменование!!! Теперь настал черед тебе спасать родину: тебя знает вся Россия, призывай, громи, обличай!!! Да прославится имя твое в спасении многострадальной России»... 44 Трудно судить о подлинности этого письма, возможно, письмо было составлено самими большевиками. Попытка освобождения Царской семьи, как известно, провалилась, а память о безуспешных усилиях в деле спасения царственных мучеников всегда доставляла Владыке острое страдание. 16 февраля Святейший Патриарх Тихон сообщил Собору, что подтвердилось известие об убийстве почетного Председателя Собора священномученика митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) . 19 февраля 1918 года епископ Нестор принял участие в панихиде по убиенному митрополиту, которую совершил Патриарх с сонмом духовенства в храме Христа Спасителя. 45 28 февраля состоялось торжественное заседание Собора, посвященное памяти митрополита Владимира. Было решено «установить на вечные времена нарочитое поминовение почившего святителя 25 января [ст. ст.] в день его кончины». 46 Этот день стал днем молитвенного поминовения всех усопших новых исповедников и мучеников. Епископ Нестор был особенно близок к Патриарху в эти месяцы. Владыка писал: «С умилением вспоминаю, как я пользовался особым благоволением Святейшего Патриарха Тихона, с которым очень и очень часто сослужил Божественную литургию в различных храмах Москвы и Подмосковья. С благословения Святейшего Патриарха я многократно совершал по Москве крестные ходы с Иверской чудотворной иконой и с новоявленной Державной – Коломенской иконой Божией Матери, а также вел религиозные беседы в фабричных рабочих районах». 47 (Владыка Нестор везде оставался миссионером.) О близости молодого епископа к Патриарху говорят многочисленные факты, начиная с того что епископ Нестор, по желанию Патриарха Тихона, сопровождал последнего в Троице-Сергиеву Лавру, куда он поехал помолиться у мощей преподобного Сергия Радонежского ко дню своего поставления на первосвятительское служение. Святейший доверял епископу Нестору многие важные поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Фото 5. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин). Тобольск. 1957 год Фото 6. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин) с духовенством в Тобольске. 1957 год   Хотя историк Новосибирской епархии священник Виталий Гуляев со ссылкой на «Журнал Московской патриархии» за 1957 год сообщает, что владыки Нестор, Вениамин и Венедикт совместно сослужили уже в мае 1957 года в Новосибирске. Он пишет: «В день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 22 мая 1957 года в связи с 50-летием священнослужения Святейший Патриарх Алексий I телеграммой сообщил митрополиту Нестору о награждении его правом ношения двух панагий. В торжественном богослужении приняли участие епископ Омский и Тюменский Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт и следовавшая из Пекина в Москву китайская церковная делегация — архимандрит Василий (Шуан) и протоиереи Леонид Лю и Аникита Ван». Но фотографий этого богослужения найти пока не удалось и в письмах владыки Нестора святителю Афанасию (Сахарову), где он сообщал о всех гостивших у него владыках ничего об этом не упоминается. Зато упоминается о визите к нему Омских владык в ноябре-декабре 1957 года. 29 октября 1957 года он писал святителю Афанасию: «Подходят праздники, дающие утешение в молитве, но с праздниками много и суеты. Ожидаю гостей: Еп[ископа] Омского Вениамина и Еп[ископа] Венедикта из Омска…». А 24 декабря 1957 г., по прошествии праздников, владыка Нестор сообщил архиепископу Афанасию: «…Собирается ко мне в гости Архиепископ Ювеналий и Еп[ископ] Мстислав. Отгостили епископ Вениамин Омский, епископ Венедикт (бывший) Омский. Простите, помолитесь. Недостойный богомолец М[итрополит] Нестор». Владыка не распространяется в письме о визите омских владык, поскольку такое сослужение архиереев, вероятно, вызывало напряжение у местных властей и антицерковного населения, ставшего жертвой антирелигиозной пропаганды и праздновавшего тогда 40-летие Великого октября. Все перечисленные владыки для советских властей были персонами под особым наблюдением: Вениамин (Новицкий) – прошел ссылку на Колыме; Венедикт (Пляскин) – был в армии Колчака; Ювеналий (Килин) – харбинский эмигрант, член Карловацкого синода; Мстислав (Волонсевич) – выпускник Варшавского богословского университета. Да и сам митрополит Нестор – в прошлом монархист и белоэмигрант… Тучи постепенно начинали сгущаться над владыкой Нестором, готовились опасные провокации и клеветнические доносы против него.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010