Самого полковника дома не было, но его жена сказала мне: «Муж говорил, что батюшка очень смелый, ничего не боится! Совсем рядом ожесточенная перестрелка, пули могут задеть, а он спокойно идет, разговаривает». Если бы о. Нестор остался жив, то во время Чеченской войны обязательно был бы в войсках. Из него бы вышел образцовый военный священник. Отец Нестор очень любил Россию, у него были все книги митрополита Иоанна (Снычева), Санкт-Петербургского и Ладожского. Все мы тогда переживали, понимая, что происходит со страной. Но о. Нестор никогда не унывал, говорил, что Господь не оставит Русскую землю. Очень почитал Царственных Мучеников.   Сережа очень много может рассказать об о. Несторе и жизни в Жарках. Я ведь приезжал туда всего на несколько дней, радио «Радонеж» только начинало вещать, очень много было работы.  А Сережа жил месяцами, расписывал храм - и его присутствие было для о. Нестора серьезной поддержкой. Однажды приезжает о. Нестор ко мне в Москву немного грустный. Вроде бы никакого дела у него было.  Побыл два дня и уехал. А Сережа в это время был в Жарках и потом рассказал мне, что произошло. У о. Нестора была канарейка, которую звали Лимон, и кот, которого звали Пельмень. И как-то канарейка сумела вылететь из клетки и кот ее слопал. Пельмень съел Лимона.  Отец Нестор очень расстроился. Сережа его еле успокоил. Сидят, тут заходит Мишка, посмотрел в пустую клетку и говорит: «Надо же, даже перышек не оставил!». Сережа рассказывал, что, услышав это, о. Нестор вскочил и: «Все. Еду в Москву».   Однажды в левом приделе мы с Сережей сидели на металлических лесах, я ему немного помогал. Отец Нестор благословил работать во время службы, все равно мы в храме и можем молиться. На елеопомазание о. Нестор включает паникадило. А при включенном паникадиле ток почему-то пробивал на металлическую лестницу. Отец Нестор говорит: «Витя, Сережа слезайте на елеопомазание». Сережа просит: «О. Нестор, выключи, пока мы  слезем, паникадило. А то нас током шарахнет». Отец Нестор на несколько мгновений задумался и говорит: «Слезайте, не шарахнет».

http://radonezh.ru/2019/01/08/zashchitni...

1860. Кн. 1, отд. III. Мефодий, архим. Св. равноапостольный Борис, просветитель болгарского народа//ЖМП. 1965. 8. Милев Н. И. Охридский Патриарх Афанасий/Известия Исторического общества. София, 1922. Кн. V. Михайлов А. К вопросу об Учительном Евангелии Константина, епископа Болгарского. М., 1894. Муркос Г. Мнение православных арабов о греко-болгарской распре. М., 1880. Мутафчиев П. Русско-болгарские отношения при Святославе (резюме доклада)/Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14 -21 сентября 1930 года, — Изд. Рус. Академ. Организаций в Софии, 1932. 4.1. Нестор, архим. Архиереи Болгарской Церкви — воспитанники русских духовных школ в прошлом и настоящем//ЖМП. 1974. 9. Нестор, архим. Вековые связи Болгарского Рыльского монастыря с Россией. (Магистерская диссертация). М., 1974. Машинопись. Нестор (Крыстев), архим. «Велчова завера» (заговор в Болгарии против турок в 1833 —1835 годах за свободу Христовой веры и болгарского народа). МДА, 1964. Машинопись. Нестор, архим. Визит Святейшего патриарха Болгарского Максима Предстоятелям Грузинской и Армянской Церквей//ЖМП. 1974. 8. Нестор, архим. 25-летие Болгарского подворья в Москве//ЖМП. 1973. 12. Нестор, архим. Почитание преподобного Иоанна Рыльского в Русской земле//ЖМП. 1975. 2. Нестор, архим. Преподобный Иоанн Рыльский//ЖМП. 1976. 8. Нестор, архим. Преподобный Феодосии Тырновский и его ученики//ЖМП. 1963. 7. Нестор, архим. Святитель Евфимий, Патриарх Тырновский//ЖМ П. 1975. 9. Нестор, архим. 700-летие Куликовского монастыря//ЖМ П. 1973. 12. Никодим, митроп. Апостолам равные//ЖМП. 1969. 6. Никодим, митроп. Великое дело святых братьев//ЖМП. 1969. 6. Никодим, митроп. Святой Климент Охридский в русской литературе. (Доклад в Софийской академии)//ЖМП. 1975. 2. Николай, еп. Макариополъский. Его Святейшество, Патриарх Болгарский Кирилл (к 30-летию архиерейского служения)//ЖМП. 1966. 10. Николай, еп. Макариопольский. Св. Климент Охридский, чудотворец//ЖМП. 1967. 3. О кончине Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

София, 1922. Кн. V. Михайлов А. К вопросу об Учительном Евангелии Константина, епископа Болгарского. М., 1894. Муркос Г. Мнение православных арабов о греко–болгарской распре. М., 1880. Мутафчиев П. Русско–болгарские отношения при Святославе (резюме доклада)/Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14–21 сентября 1930 года, — Изд. Рус. Академ. Организаций в Софии, 1932. 4.1. Нестор, архим. Архиереи Болгарской Церкви — воспитанники русских духовных школ в прошлом и настоящем//ЖМП. 1974. 9. Нестор, архим. Вековые связи Болгарского Рыльского монастыря с Россией. (Магистерская диссертация). М., 1974. Машинопись. Нестор (Крыстев), архим. «Велчова завера» (заговор в Болгарии против турок в 1833—1835 годах за свободу Христовой веры и болгарского народа). МДА, 1964. Машинопись. Нестор, архим. Визит Святейшего патриарха Болгарского Максима Предстоятелям Грузинской и Армянской Церквей//ЖМП. 1974. 8. Нестор, архим. 25–летие Болгарского подворья в Москве//ЖМП. 1973. 12. Нестор, архим. Почитание преподобного Иоанна Рыльского в Русской земле//ЖМП. 1975. 2. Нестор, архим. Преподобный Иоанн Рыльский//ЖМП. 1976. 8. Нестор, архим. Преподобный Феодосии Тырновский и его ученики//ЖМП. 1963. 7. Нестор, архим. Святитель Евфимий, Патриарх Тырновский//ЖМ П. 1975. 9. Нестор, архим. 700–летие Куликовского монастыря//ЖМ П. 1973. 12. Никодим, митроп. Апостолам равные//ЖМП. 1969. 6. Никодим, митроп. Великое дело святых братьев//ЖМП. 1969. 6. Никодим, митроп. Святой Климент Охридский в русской литературе. (Доклад в Софийской академии)//ЖМП. 1975. 2. Николай, еп. Макариополъский. Его Святейшество, Патриарх Болгарский Кирилл (к 30–летию архиерейского служения)//ЖМП. 1966. 10. Николай, еп. Макариопольский. св. Климент Охридский, чудотворец//ЖМП. 1967. 3. О кончине Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. 4. Отставка Экзарха Болгарской Православной Церкви Митрополита Стефана//ЖМП. 1949. 3. Пальмов И. Болгарская Экзархийская Церковь. Первоначальное и современное ее устройство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

София, 1922. Кн. V. Михайлов А. К вопросу об Учительном Евангелии Константина, епископа Болгарского. М., 1894. Муркос Г. Мнение православных арабов о греко-болгарской распре. М., 1880. Мутафчиев П. Русско-болгарские отношения при Святославе (резюме доклада)/Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14 –21 сентября 1930 года, – Изд. Рус. Академ. Организаций в Софии, 1932. 4.1. Нестор, архим. Архиереи Болгарской Церкви – воспитанники русских духовных школ в прошлом и настоящем//ЖМП. 1974. Нестор, архим. Вековые связи Болгарского Рыльского монастыря с Россией. (Магистерская диссертация). М., 1974. Машинопись. Нестор (Крыстев), архим. «Велчова завера» (заговор в Болгарии против турок в 1833 –1835 годах за свободу Христовой веры и болгарского народа). МДА, 1964. Машинопись. Нестор, архим. Визит Святейшего патриарха Болгарского Максима Предстоятелям Грузинской и Армянской Церквей//ЖМП. 1974. Нестор, архим. 25-летие Болгарского подворья в Москве//ЖМП. 1973. Нестор, архим. Почитание преподобного Иоанна Рыльского в Русской земле//ЖМП. 1975. Нестор, архим. Преподобный Иоанн Рыльский//ЖМП. 1976. Нестор, архим. Преподобный Феодосии Тырновский и его ученики//ЖМП. 1963. Нестор, архим. Святитель Евфимий, Патриарх Тырновский//ЖМ П. 1975. Нестор, архим. 700-летие Куликовского монастыря//ЖМ П. 1973. Никодим, митроп. Апостолам равные//ЖМП. 1969. Никодим, митроп. Великое дело святых братьев//ЖМП. 1969. Никодим, митроп. Святой Климент Охридский в русской литературе. (Доклад в Софийской академии)//ЖМП. 1975. Николай, еп. Макариополъский. Его Святейшество, Патриарх Болгарский Кирилл (к 30-летию архиерейского служения)//ЖМП. 1966. Николай, еп. Макариопольский. Св. Климент Охридский, чудотворец//ЖМП. 1967. О кончине Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. Отставка Экзарха Болгарской Православной Церкви Митрополита Стефана//ЖМП. 1949. Пальмов И. Болгарская Экзархийская Церковь . Первоначальное и современное ее устройство. СПб., 1896. Панкратий, митроп. Тысяча сто лет Болгарской Православной Церкви//ЖМП.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

8 авг. 1914 г. P.S. Приветствую с наступлением нашего братского Камчатского праздника 16 авг[уста]. Иг. Нестор. P.P.S. Мамочка шлёт Вам сердечный привет. Иг. Нестор 28 Вслед за отцом и братом вскоре ушёл на фронт и отец Нестор. Во время первой мировой войны он два года провёл на передовой. Организовав санитарный отряд «Первая помощь под огнём», отец Нестор сам выносил раненых с поля боя, перевязывал, напутствовал, направлял пострадавших в госпитали и лазареты. Состоя при Лейб-гвардии Драгунском полку, ходил с ним верхом в кавалерийскую атаку, за что был удостоен высшей духовной награды – наперсного креста на Георгиевской ленте, а также орденов Святого равноапостольного Великого Князя Владимира с мечами 4-й степени и Святой Анны 2-й и 3-й степеней также с мечами. В 1915 г. Святейшим Синодом игумен Нестор был возведён в сан архимандрита. После фронта отец Нестор возвратился на Камчатку. «6 декабря, – говорилось в телеграмме, полученной в 1915 г. из Петропавловска-Камчатского в одной из столичных газет, – миссионером Камчатской миссии, архимандритом Нестором, устроен патриотический вечер в пользу раненых воинов и беженцев. Архимандритом Нестором, как очевидцем войны, прочитан доклад, сопровождавшийся световыми картинами из эпизодов войны. Зал собрания не мог вместить всех желающих, приехавших на собаках за сотни вёрст послушать высокочтимого в крае пастыря» 29 . 16 октября 1916 г. архимандрит Нестор по Высочайшему повелению был хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского и стал вторым викарием Владивостокской епархии. «...Митрополит [Петроградский] Питирим [Окнов], – писала 20 лет спустя харбинская газета, – на основании доклада архиепископа Евсевия внёс в Синод предложение основать Камчатскую епархию. Синод принял проект и архиепископу Евсевию было предложено назвать кандидатов на новую кафедру. Владыка ответил, что кандидат только один – работающий уже 9 лет на Камчатке архимандрит Нестор» 30 . И действительно, благодаря его трудам в крае к 1917 г. было уже 37 храмов, 38 часовен и 42 школы 31 . Отец Нестор в этот момент только что оправился от тяжёлой болезни, едва не сведшей его в могилу. По срочному вызову отец Нестор выехал во Владивосток, а оттуда в Петроград. По его желанию хиротонию совершили во Владивостоке. Через несколько дней новопоставленный Владыка выехал на Камчатку, куда прибыл ровно в день своего рождения – 9 ноября. Епископу Нестору исполнился 31 год. Знаменательно, что первую архипастырскую поездку по епархии он совершил во время эпидемии чёрной оспы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Миссия не стоит в стороне от этих процессов, на всех без исключения наших подворьях ведутся серьезные и дорогостоящие ремонтные и строительные работы: где-то меняем в храмах окна и ремонтируем кровлю, где-то перестраиваем паломнические дома и благоустраиваем территории, где-то возводим новые объекты и строим другие новые планы. Святая Земля устала от одиночества без богомольцев-паломников, а потому всё и вся здесь готовятся к новой жизни «после ковида». «Интерфакс-Религия» /Патриархия.ru за темою Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) : та звернення] закликали до негайного та припинення вогню у Газа В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Начальник в день його Завершилося XII з «Православ " я — У XII з " Православ " я — " Кирила учасникам XII з «Православ " я — : та звернення] У церковних зв " пройшов круглий присвячений громад Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) : та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Начальник в день його з ключовими словами Свята земля – пандемия коронавируса – Руська духовна в   ihmepb " ю «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Священник Владимир Суханов: Военным госпиталям не хватает сестер милосердия Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников Как избежать превращения церковной памяти в «память гетто»? И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь В.Р. Легойда: Виживання " глобальне Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5870870...

Из разобранных сейчас произведений мы видим, что в первое время исторический и агиографический элементы повествования в сочинениях наших писателей-агиографов были тесно слиты; когда же в 70-х годах XI века центр общекультурной и литературной деятельности Киевского государства перешел в Киево-Печерский монастырь, эти элементы начинают обособляться. В летописях агиографический элемент постепенно пропадает, а в произведениях агиографических увеличивается и они все более и более принимают характер и вид принесенных из Греции житий и сказаний о святых. Особенно ярко это видно из разбора творений Нестора, монаха Киево-Печерской лавры. Нестору принадлежат два агиографических сочинения: «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие преп. Феодосия Печерского ». Нестор по переводам хорошо знал византийское жития и вполне усвоил их характер. Написанное ранее «Сказание о Борисе и Глебе» не отвечало ни тону, ни стилю их, его нельзя считать настоящим житием, и Нестор решил переработать его. Для того, чтобы придать ему характер настоящего жития, он уничтожает в нем все историческое, связанное с известным временем, и заменяет точные исторические лица и названия общими родовыми понятиями. Зато назидательный и собственно житийный материал у него значительно усилен, и Борис и Глеб обрисованы, как образцы святости, с детских лет вступившие на путь угождения Богу и добровольно принявшие смерть, как «венец мученический». В своей переработке Нестор кроме «Сказания» использует летопись и «Слово» митр. Илариона. Но усиливая в своем «Чтении» житийный материал Нестор не избежал влияния и ранней Киевской агиографии и современные ему исторические события все же оставили след в его работе. Может быть, поэтому Нестор не решился назвать ее житием, а озаглавил как «Чтение». Еще ярче влияние византийских житий сказалось на второй работе Нестора, на его «Житии преп. Феодосия», – Нестор послушно следует здесь схеме византийских житий, свое повествование он начинает пространным вступлением и затем последовательно рассказывает всю жизнь Феодосия, «от юны версты» до кончины святого. Как и в «Чтении», в «Житии Феодосия» Нестор старается избегать собственных имен, так же применяет в изложении свои любимые обороты и сравнения. В «Житии» точно указаны те византийские образцы, которым следовал Нестор, – это жития: Антония великого , Саввы освященного и Евфимия великого. Но несмотря на стремление твердо следовать этим образцам, Нестор и в «Чтении» и в «Житии» обнаруживает живой интерес к политической и общественной жизни своего времени и сообщает много интересного из жизни Печерского монастыря. Эта связь с современностью внесла в сухие схемы «Жития» живое реальное содержание, и некоторые эпизоды из жизни святого (напр., борьба с его аскетическими наклонностями матери) описаны очень правдиво и талантливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Митрополит Нестор (Анисимов)      Митрополит Нестор (Анисимов; 18851962) — удивительный человек, ревностный пастырь и великий миссионер, просветитель народов Камчатки. В своей жизни он никогда не заботился о собственном благополучии, проявляя редкостное самопожертвование и полагая душу свою за ближних. Николай Анисимов, будущий митрополит Нестор, родился 9 ноября 1885 года в Вятке, в семье статского советника Александра Александровича Анисимова и Антонины Евлампиевны, дочери протоиерея. Николай любил молитву и богослужение и с детства мечтал стать священником. Владыка вспоминал: «Меня и брата с детских лет приучали молиться по утрам и на сон грядущий. Стоя в детской комнате на коленях перед образом, озаренным светом лампады, я молился вслух так: “Боженька, сделай меня архиереем… Боженька, дай здоровье маме, папе, брату Ларичке, крестной бабушке и… моей собачке Ландышке”. Такова была моя наивная детская молитва». Николай окончил Казанское реальное училище и поступил на калмыцко-монгольское отделение миссионерских курсов при Казанской духовной академии. В 1905 году он поступил в число братии Казанского мужского Спасского монастыря. В 1907 году послушник Николай принял постриг с именем Нестор, был рукоположен во диакона и через несколько дней — в иерея. В мае того же года молодой и ревностный пастырь начал собираться в долгий путь на Камчатку. Отец Нестор так писал о коренных народах Камчатки: «Отрадным явлением среди убогого, дикого бытия этих забытых всеми людей было отсутствие всякой ругани и сквернословия. Камчатские народности не знали никакой брани, воровства и обмана. Это были доверчивые, как дети, чистые сердцем, но нищие духом люди. Среди них я чувствовал себя без малейшего напряжения, спокойно и радостно, словно жил там постоянно». Отец Нестор полюбил народ Камчатки и стал относиться к коренным жителям этого края как к собственным детям. Труды ревностного пастыря можно было воистину назвать апостольскими. Ему приходилось постоянно разъезжать на оленьих и собачьих упряжках по обширной, совершенно дикой территории, рискуя жизнью, попадая в многодневные снежные бураны, терпя холод и голод, совершая богослужения даже во время землетрясений. Местные жители прозвали его «Майгу-поп Нестор» (большой батюшка Нестор) и под этим именем он стал известен всему Камчатскому краю.

http://pravoslavie.ru/94940.html

Вернувшись в Жарки, отец Нестор задумал отправиться в Абхазию миссионером. Он написал письмо архимандриту Иоанну (Крестьянкину) и получил ответ: «Какая мать покинет своих детей и отправится к чужим?» ПОСЛЕДНИЙ ГОД Пасха 1993 года была ознаменована мученической кончиной трех монахов в Оптиной пустыни: они были заколоты на территории монастыря ритуальным мечом ночью 18 апреля. Иноки Ферапонт и Трофим на колокольне, иеромонах Василий у восточных ворот. Отец Нестор сказал тогда: «Какая смерть для монахов чудесная! – смерть за Христа. Это милость Господня». Желал и он пострадать за Имя Христово. Прихожане заметили, что в последний год своей жизни о. Нестор особенно часто ездил на исповедь к владыке Амвросию И еще: прихожане заметили, что в последний год своей жизни отец Нестор особенно часто ездил на исповедь к владыке Амвросию. Очевидно, отец Нестор готовил свою душу к встрече со Христом… Искушения и клевета «Надо сказать, что в последний год Господь очищал отца Нестора сугубыми скорбями, – вспоминает его друг Виктор Саулкин. – Батюшке в последнее время приходилось терпеть клевету, осуждение, причем именно от тех, кому он сделал много добра. Отец Нестор говорил: “Знаешь, как больно бывает!.. Уж очень тяжело, когда тебя осуждают, причем говорят неправду”. Святые отцы неслучайно говорили, что клевета – главное орудие диавола. Незадолго до убийства отца Нестора появилось клеветническое письмо на него Глеба Якунина. Якунин в то время был еще священником и депутатом Госдумы, и его письмо было оформлено как депутатский запрос. Приезжала комиссия из Москвы, и клевету легко опровергли. Но все недоумевали: зачем клеветать на священника? Скорее всего, Якунина кто-то подбил на эту подлость. Враг Церкви Христовой восстал на доброго пастыря и пытался отнять у него как можно больше сил от его пламенного пастырского служения. Ограбление храма В марте 1993 года на храм в Жарках было совершено нападение, были похищены древние иконы. Отец Нестор один обошел всю округу радиусом в несколько километров в поисках воров. Он пошел один на целую банду! Отец Нестор служил в разведке и был хорошо подготовлен, роста он небольшого, но крепок был необычайно.

http://pravoslavie.ru/158024.html

14 сентября 1910 года во Владивостоке было открыто Благотворительное камчатское братство во имя Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса, а вскоре появились его отделения в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах России. Выдающиеся люди разных сословий считали за честь стать членами и жертвователями Братства. Действенную помощь оказывала царская семья. Официальным покровителем Братства считался цесаревич Алексей. Братству были подарены церковь , утварь, денежные средства, даны льготы по перевозке грузов. В 1910–1917 годах на средства Братства на Камчатке строились церкви, часовни, школы, приюты, больницы и амбулатории. Изучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки, иеромонах Нестор перевёл на них Божественную литургию, частично Евангелие и избранные молитвы. За эту работу отец Нестор в 1913 году был возведён в сан игумена. Уже тогда его стали заслуженно называть Апостолом Камчатки. После начала Мировой войны 1914 года отец Нестор организовал санитарный отряд «Первая помощь под огнём врага». В составе лейб-гвардии драгунского полка он верхом на коне сопровождал воинов в кавалерийских атаках, лично выносил с поля боя раненых, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазарет. За пастырское милосердие, исключительное бесстрашие и отвагу игумен Нестор был удостоен высшей военной награды для духовенства – наперсного креста на Георгиевской ленте, а также орденов Святой Анны II и III степеней, Святого Владимира IV степени. В конце 1915 года отец Нестор был отозван с фронта, возведён в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке. 16 октября 1916 года архимандрит Нестор был хиротонисан во епископа и назначен правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии. Годы, проведённые на Камчатке, Владыка называл самыми счастливыми в своей жизни. Епископ Нестор не принял Февральскую революцию, считая её происками врагов России. В 1917–1918 годах он участвовал во Всероссийском Поместном соборе и выборах Патриарха Тихона. После большевистского переворота, в разгар октябрьских революционных событий в Москве, он ходил с санитарной сумкой по улицам ночного города и, пренебрегая опасностью, подбирал раненых, оказывая им медицинскую помощь. По благословению Собора как член комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля большевиками епископ Нестор издаёт обжигающе-обличительную книгу «Расстрел Московского Кремля», признанную важнейшим документом эпохи. В этот же период Владыка становится вдохновителем и организатором единственной непритворной попытки (к сожалению, неудачной) спасения Царской Семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010