Великая княгиня Мария Павловна ходатайствовала о награждении игумена Нестора «за его самоотверженную деятельность, глубоко-серьезное отношение и духовную помощь нашим доблестным воинам в военных организациях Ея Высочества саном архимандрита». 30 В этот сан он был возведен 14 июня 1915 года в домовой церкви Святителя Николая Чудотворца на Благовещенском синодальном подворье председателем Миссионерского совета при Священном Синоде епископом Иннокентием (Ястребовым) по поручению митрополита Петроградского Владимира (Богоявленского) . 31 В конце 1915 года архиепископ Евсевий попросил о. Нестора вернуться на Камчатку, так как без своего начальника его детище – Камчатское благотворительное братство – могло захиреть и погибнуть. Надо было делать выбор, и 6 декабря 1915 года архимандрит Нестор прибыл в Петропавловск-Камчатский. Сразу же по прибытии он организовал патриотический вечер в пользу раненых воинов и беженцев. Его доклад о войне сопровождался «световыми картинами». 32 Был создан Комитет по сбору средств для оказания помощи русским воинам. В числе первых жертвователей архимандрит Нестор внес в фонд этого комитета имевшиеся у него ценности. Зиму 1916 года о. Нестор провел в Петропавловске. Во время одной из многочисленных поездок по Камчатке он простудился и тяжело заболел воспалением легких. Чуть поправившись, 21 мая 1916 года архимандрит Нестор пишет рапорт правящему архиерею с просьбой разрешить ему четырехмесячную поездку в Петроград, Москву и другие города Европейской России по делам Камчатской духовной миссии, а также для совета с докторами. Неожиданно от архиепископа Евсевия он узнает об учреждении Камчатской епархии и о предполагаемой хиротонии его во епископы. Архимандриту Нестору в то время был лишь 31 год. 24 августа 1916 года во время заседания Петроградского отдела Камчатского братства в синодальном подворье, где присутствовал о. Нестор, был получен Указ Св. Синода «о бытии священноархимандриту Нестору епископом Богоспасаемого града Петропавловска-на-Камчатке». 33

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Скачать epub pdf Митрополит Нестор (Николай Александрович Анисимов) родился в городе Вятка 9/22 ноября 1885 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», и с раннего детства отличался глубокой религиозностью. После окончания реального училища он обучался на миссионерских курсах при Казанской духовной академии. В 1907 году по влечению души и воле Божией, получив благословение праведного Иоанна Кронштадтского , Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестор, 6 мая того же года возводится в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи. 2 июня 1907 года отец Нестор отправляется на Камчатку. Здесь иеромонах Нестор в суровых природных условиях добросовестно, часто с риском для жизни исполняет свой пастырский долг, проповедуя Слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников-камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору глубокую любовь и доверие паствы в самых отдалённых уголках огромного края. Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности. Он понимал, что своими малыми силами он никогда не сможет решить проблем всеми забытой Камчатки. Нужно было привлечь к ним внимание сильных мира сего, духовенства, всех честных людей, желающих помочь камчадалам, страдающим от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров-начальников. Так возникла идея создания Благотворительного православного камчатского братства. В начале 1910 года, получив благословение правящего архиерея, отец Нестор отправляется в Санкт-Петербург, где сталкивается с чёрствостью и даже враждебностью бюрократов Святейшего Синода и его обер-прокурора. Это не останавливает молодого иеромонаха. Ценой больших усилий ему удаётся привлечь к идее создания Братства православную общественность и депутатов Государственной думы. Однако решающую роль сыграло личное участие государя Николая Александровича, государыни Александры Фёдоровны и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Вскоре произошло подлое убийство генерала Келлера занявшими Киев петлюровцами. 18 декабря 1918 года Владыка сам отпел генерала, который был похоронен на кладбище возле Покровского монастыря. 61 После убийства графа Келлера Владыка поселился в этом монастыре. Настоятельницей обители была замечательная игумения, духовная дочь оптинских старцев София (Гринева). Претерпев закрытие монастыря в начале 1920-х годов и арест, в 1934 году она была пострижена в великую схиму священномучеником епископом Дамаскином, тем самым, которому в 1907 году писал будущий митрополит Нестор, призывая вместе совершать миссионерский подвиг на Камчатке. Игумения София приютила в своем монастыре Сергея Александровича Нилуса и его жену. С Сергеем Александровичем епископ Нестор очень подружился, они проводили часы в оживленных беседах. Петлюровцев вытеснили большевики. С последним поездом епископ Нестор покидает Киев, добирается до Одессы, а затем до Крыма. 10 февраля 1919 года епископ Нестор принимает участие в хиротонии архимандрита Вениамина (Федченкова) во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. Чин хиротонии также совершали архиепископ: Таврический Димитрий (Абашидзе), епископ Гавриил (Чепура), епископ Варлаам (Ряшенцев) и др. 62 В это время в Ялте находилась вдовствующая Императрица Мария Феодоровна, Великий князь Николай Николаевич и другие члены Императорской фамилии. Владыка совершал богослужения во дворце «Чаир» у Великого князя Николая Николаевича, посещал дворец «Харакс» Императрицы Марии Феодоровны. Он стал их духовником. Там же он познакомился с Великой княгиней Ксенией Александровной, ее сыновьями Андреем и Никитой, их женами, Великой княгиней Анастасией Николаевной. В апреле 1919 года большевики заняли Крым. За Императрицей Марией Феодоровной и Их Императорскими высочествами был послан английский корабль. Но она заявила, что отправится в путь только в том случае, если все раненые, священнослужители, врачи и жители Ялты, чья жизнь находится в особой опасности, отправятся с ней. На следующий день из Севастополя прибыли военные английские корабли. Императрица поднялась на борт «Мальборо» только тогда, когда последний корабль принял эмигрантов. 63 26 марта на одном корабле с членами Императорской фамилии епископ Нестор отплыл в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

  Удивительный случай произошел перед рукоположением о. Нестора во священники.  Стоял он в Шуе на автобусной остановке. А надо сказать,  вид у него был такой: волосы длинные, небольшая бородка, шляпа, пальто, в руках дипломат. Вполне церковно-приходской. И вот из автобуса вываливается компания пьяных молодых ребят. Заметили его. «Ты что, поп?». О. Нестор стоит спокойно, они продолжают приставать: «Поп, наверное,  а ну, покажи, крест есть?». И один пытается расстегнуть пальто, чтобы посмотреть, есть ли на груди крест. Отец Нестор рассказывал:    «Я его руку спокойно убираю, а вот это, говорю, нельзя. Ну они давай меня бить. А  я их не трогаю, только уклоняюсь, они сами разлетаются, пьяные же, промахиваются. И вдруг вспомнил, что дипломат остался на лавочке, а там у меня напрестольное Евангелие. Оглянулся посмотреть и в этот момент в глаз получил – упал. Тогда они стали ногами бить. Но тут народ подоспел, милицию позвали, их скрутили, увезли. Смеялся, рассказывая об этом: «Представляешь, перед самым рукоположением мне  фингал замазывали, чтобы было не видно. Ну я знаю за что получил: в детстве и юности много дрался». В милиции от о. Нестора стали требовать заявление. Перестройка. Говорили: «В Шуе по приказу Ленина начинались расстрелы священников. А мы сегодня покажем, как наказываем за нападение на священнослужителей». Но о. Нестор наотрез отказался писать заявление, как ни уговаривали: «Зачем я молодым парням буду жизнь портить!» И вот, когда о. Нестор уже служил в Жарках, мать привозит туда Андрея, парня от которого он получил в глаз. «Проси прощения у батюшки!» Парень говорит «Батюшка, простите!». А отец Нестор: «Да я тебя уже простил давно. Но хочешь загладить вину? Поживи немного при храме, нашим бабушкам дрова наколи на зиму». Андрей так и остался при храме в Жарках.  Отец Нестор возил его с Псково-Печерский монастырь, к о. Иоанну Крестьянкину. И однажды, не помню в каком году, Андрей решил уйти от о. Нестора. Была очень смешная ситуация. Юля, в которую Андрей был влюблен, поступила на регентские курсы при Троице-Сергиевой Лавре.

http://radonezh.ru/2019/01/08/zashchitni...

Число русских Учителей первого периода Русской Церкви оказывается значительным даже и по памятникам ныне известным. Оставляем наставления пр. Феодосия 111 , Новгородского Епископа Луки 112 , Митр. Никифора, Русского по духу своему, хотя и не по происхождению 113 и некоторых других 114 . Пр. Нестор – историк, Кирилл Туровский – проповедник, Симон – назидательный повествователь, М. Иларион – учитель веры, по праву обращают на себя особенное внимание. § 13. Преподобный Нестор Пр. Нестор Летописец родом не Грек, потому что позволил себе сказать: «суть бо Греци льстивы и до сего дне» 115 , но, без сомнения, Киевлянин. Вступил в Обитель Печерскую 17 лет перед кончиной пр. Феодосия (1703) 116 , и постриженный Стефаном, им же признан был достойным сана диаконского 117 . Скорое постижение и посвящение в сан диакона показывает, что Нестор еще прежде вступления в Обитель довольно успел в духовном просвещении 118 . Образованием своим он должен был преимущественно чтению книг, которое продолжал он, по заповеди Феодосия, и в Обители. Памятником преуспевания его в духовном совершенстве служит то, что он участвовал в молитвах исцеливших подвижника Никиту от бесовского обольщения 119 , а в 1091 г. первый открыл мощи пр. Феодосия. Кончина его последовала, как вероятно, в 1111 году. Временник Русский, в котором пр. Нестор желал описать времена Руссов с 832 г. до 1113 г. 120 , но успел довести до 1110 г., – прекрасный памятник и благочестия Несторова, и ума редкого, и высокой опытности, и дарований необыкновенных. Пр. Нестор, имея в виду греческие хроники, предания отечественные со всей осмотрительностью и умением, кратко говорит о временах древних, и пространно о близких к нему. Строгое внимание к действительности исторической видно во Временнике на каждой странице. Если верность отдаленного события не ограждена верными свидетельствами, он ограждает свое повествование о нем замечаением: реша. Повествование Нестора, при всей сухости летописи, дышит жизнью христианского чувства. Он – благоговейный созерцатель невидимого правления промысла Божия, от сказания переходит к размышлениям и не редко повторяет наставления слова Божия. Черты характеров видны у него то из описаний его, то еще живее из разговоров лиц действующих. Сии черты Нестора летописца тем более возвышают Нестора, что иных из них совсем нет в современных хронографах и летописях, другие омрачены качествами худыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

25 мая 1931 года открылся очередной Архиерейский Собор РПЦЗ, на котором было утверждено назначение архиепископа Мелетия на Харбинскую кафедру, Собор постановил сообщить архиепископу Мелетию о запрещении в священнослужении епископа Нестора, поручив ему преподать последнему увещание. Каково же было юрисдикционное положение епископа Нестора после запрещения? Судя по письму митрополита Антония (Храповицкого) к Ю. П. Граббе от 9 июня 1931 года, епископ Нестор некоторое время находился в Западно-Европейском Экзархате, которым управлял митрополит Евлогий. Митрополит Антоний писал: «Епископ Нестор просится назад к нам, а был он у Евлогия». 129 После беседы Владыки Мелетия с епископом Нестором последний вернулся в юрисдикцию Архиерейского Синода. Летом 1931 года тяжело заболел митрополит Иннокентий. Епископ Нестор, узнав о болезни митрополита, написал ему теплое, дружеское письмо. 130 В ответ получил приглашение приехать в Пекин, где и произошло примирение архипастырей. Преосвященный Нестор подарил митрополиту Иннокентию икону святителя Иннокентия с мощами. Его хорошая знакомая и благотворительница Е. Литвинова вспоминала, что первыми словами Владыки Иннокентия в ответ на ее поздравление «с дорогим приезжим гостем» были: «Я очень рад приезду Владыки Нестора. Он хороший человек». «И, подумав с минуту, – пишет Литвинова, – добавил: «большого человека мы приобрели " ». 131 В открытом письме епископу Симону (Виноградову) епископ Нестор писал: «Счастливая для меня «светлая седмица» пребывания у Вас и в ежедневном близком задушевном общении с болящим Владыкой Митрополитом останется незабвенной и святой по своему содержанию. Я безгранично счастлив, что мы с Владыкой Иннокентием расстались в полном мире и в братской Христовой любви, выше которой ничего не свете нет». 132 «При Доме Милосердия расцвела церковная жизнь», 133 – так писал ближайший помощник Владыки архиепископ Нафанаил. Этот юноша, сына обер-прокурора Св. Синода В. Н. Львова, примерно с 1924 года стал прислуживать епископу Нестору в храме Харбинского подворья, 17 апреля 1929 году был пострижен им в монашество, через два дня посвящен в сан иеродиакона, а 15 августа того же года рукоположен во иеромонаха. Он стал личным секретарем и келейником епископа Нестора, законоучителем в детском приюте при Доме Милосердия в Харбине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Архив А. К. Караулова и В В. Коростелева Камчатские рыбаки. Чукчи. Из кн. Азиатская Россия. Т. 1 М. 1914 «Венцом всей красоты, мощи, богатства и глубокой моей вечной любви является чистая, девственная душа аборигенов, насельников, туземцев – детей природы на Камчатке». Митрополит Нестор Камчатка. Местные жители – коряки Камчатский дом и собачья упряжка Главная улица г. Петропавловка Камчатской обл. (1910-е гг.). Из кн.: Азиатская Росси» «Главный камчатский насущный хлеб – это рыба, а посему в начале рыбных промыслов и по окончании таковых местные священники на Камчатке служат молебны, совершают к реке крестные ходы и освящают волу и рыбу, запасаемую и заготовляемую на зиму». Митрополит Нестор Освещение воды и рыбы на Камчатке (1910-е гг.). Архив ПСТГУ Село Паратунка. Начало XX в. Из кн.: Камчатка XVII XX вв. Историко-географический атлас. М. 1997 Село Каменское, юрты оседлых коряков. Конец XIX в. Село Мильково. Церковь . Конец XIX в. Иеромонах Нестор (Анисимов) в национальной одежде, 1910-е гг. Архив ПСТГУ «На мне надета вся меховая одежда. На голове шапка из литяги (птица-зверек). Куклянка сшита из оленьего меха (пыжик)... На ногах меховые торбаса, расшитые простым бисером – тунгусской работы. Весь костюм сшит оленьими жилами». Митрополит Нестор Царская семья. 1913 г. Великий князь Николай Николаевич Императрица Мария Феодоровна Член Камчатского братства преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Архив ПСТГУ Председатель Московского отдела Камчатского братства епископ Арсений (Жадановский) . Архив ПСТГУ Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. Нач. XX в. Из кн.: Сорок сороков Т.2. М.. 1995 Архиереи. совершившие хиротонию епископа Нестора: архиепископ Евсевий (Никольский), епископ Сергий (Тихомиров) , епископ Павел (Ивановский) и почетные гости: генерал-губернатор Н. Л. Гондатти. адмирал М. Ф. Шульц и мать Владыки Нестора А. Е. Анисимова. Архив Л. К. Караулова и В. В. Коростелева Выезд епископа Нестора на собачьей упряжке. Архив А. К. Караулова и В. В Коростелева Епископ Нестор (Анисимов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Объявление войны (Первой Мировой) застало его в России. Вскоре он ушел на фронт, вслед за отцом и братом. Два года войны он провел на передовой, в са­нитарном отряде «Первая помощь под огнем». Состоял при Лейб-гвардии Драгунском полку. Был удостоен вы­соких наград – наперстного креста на георгиевской лен­те, а также орденов Святого кн. Владимира с мечами 4-й степени и Св. Анны с мечами 2–1 и 3-й степеней. В 1915 году возведен в сан архимандрита с.1 9]. После фрон­та вернулся на Камчатку. В 1916 году происходит историческое событие для Камчатки – создается Камчатская и Петропавловская епархия. 16 октября 1916 г. архимандрит Нестор был хи­ротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского и стал вторым викарием Владивостокской епархии с.19]. «... Митрополит [Петроградский] Питирим [Окнов] на основании доклада архиепископа Евсевия внес в Синод предложение основать Камчатскую епархию Синод принял проект и архиепископу Евсевию было предложено назвать кандидатов на новую кафедру. Владыка ответил, что кандидат только один – работающий уже девять лет на Камчатке архимандрит Нестор» с. 20]. И действительно, благодаря его трудам в крае к 1917 г. было уже 37 храмов, 38 часовен и 42 школы с.20]. Хиротонию владыки Нестора совершили во Владивостоке с.20]. В 1917–1918 годах епископ Нестор участвовал в работе Поместного Собора и выборах Патриарха. Его сопровождал делегат от мирян – камчадал Иван Трифонович Новограбленников с.20]. Владыка Нестор был среди тех, кто 2 ноября 1917 года в составе посольства от Поместного Собора пыта­лись вести диалог с солдатами с. 23–25]. Всю вторую половину ноября владыка работал над книгой «Расстрел Московского Кремля», ставшей впоследствии широко из­вестной (а также одним из пунктов его обвинений) с. 25]. В ночь на 16 февраля (1 марта) 1918 года епископ Нестор был арестован в Гродненском военном госпи­тале в Трехсвятительском переулке, где квартировал с. 39]. Его поместили в Александровском военном училище, вместе с другими арестованными. Об этом же сразу стало известно, и по благословению Патриарха члены Собора А.И. Июдин и А.А. Салов пытались про­яснить его судьбу с. 41].

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

- Камчатка? Негр с недоумением ответил: - Ямайка! В дальнейшем разговоре ни репортер, ни негр-монах не поняли друг друга, так как беседа их происходила на разных языках. Остальное при написании заметки репортеру подсказала его фантазия. Что поделать, в столице знали о Камчатке, пожалуй, только ее название. Благодаря активности о.Нестора, уже через 6 лет на полуострове был построен монастырь, 35 церквей, 38 часовен, 42 школы, ремесленные мастерские, колония для прокаженных, больницы и амбулатории, организована община сестер милосердия. К 1916 г. Братство располагало сотнями тысяч рублей и его отделения открылись во всех крупных городах России. «Первая помощь под огнем» Когда началась Первая Мировая война, о. Нестор находился в Петербурге. Желая послужить Отечеству, он сформировал и возглавил санитарный поезд «Первая помощь под огнем», передавал донесения, ходил в разведку и участвовал в конной атаке. Всего на передовой он провел больше года. Он был награжден Крестом на Георгиевской ленте, орденами св. Анны II и III степеней с мечами, св. Владимира III степени с мечами и орденом св. Николая. В 1915 г. о. Нестор был возведен в сан архимандрита и отозван на Камчатку, а еще через год, в возрасте 30 лет, он был рукоположен в первого самостоятельного епископа Камчатского и Петропавловского. В 1917-18 гг. епископ Нестор представлял Камчатку на Всероссийском Поместном соборе и избрании Патриарха. В дни захвата власти в Москве большевиками он отправился на улицы города помогать раненым. В письмах и документах он описывает эти дни как сатанинское безумие, охватившее сердца и души людей. По благословению Собора, епископ Нестор обобщил результаты работы «Комиссии по описанию и фотографированию ущерба, причиненного большевиками», в брошюре «Расстрел Московского Кремля». Обращаясь к русскому народу, он писал, что обстрел Кремля был преднамеренным - пострадали все до одного храмы и Патриаршая ризница, и неоправданным - несколько десятков находившихся в Кремле юнкеров и офицеров не могли оказать большевикам значительного сопротивления. Борьбой с большевизмом еп.Нестор занялся со всей своей горячностью, известна его фраза, сказанная на Соборе: «Сейчас нам дорог каждый факт, способный возбудить в народе ненависть к большевикам».

http://pravoslavie.ru/37516.html

Решимость Русских князей защищать родную землю летописец выражает словами: " вложи Бог мысль добру в русские князи». Знаменитый представитель нашей церкви. Иларион (XI в.) первый митрополит ив природных русских, получил свой высокий сан потому, что Бог князю «вложи в сердце и постави и (его) митрополитом в святой Софьи (в Киево-софийском соборе)». Бог благословляет оружие защитников отечества и поражает ужасом врагов. Несчастие допускаются Богом, как справедливое наказание за грехи и беззаконие. Не только в событиях исторических, в действиях людей, но и в явлениях внешней природы летописец не допускает случайности. По его понятию, различные явление на земле и на небе происходят не сами по себе, не лишены всякой связи с судьбою человека: напротив их таинственный смысл может быть разгадан только наблюдением дел человеческих». Делая такой взгляд на окружающий человека мир, преподобный Нестор не разделял, однако ни мало, суеверных понятий своих современников. Суеверов он называет невеголосами (незнающими, что сами говорят). В заключение слова о преподобном Несторе приводим мнение покойного М. П. Погодина о значении летописи Нестора: «Мы обладаем в Несторовой летописи сокровищем, какого не представит нам латинская Европа, какому завидуют наши старшие братья славяне. Нестор во мраке XI-ro века, в эпоху междоусобных войн, возымел первый мысль передать на память векам деяние наших предков, мучительное рождение государства, бурное его детство. Нестор проложил дорогу, подал пример всем своим приемникам в Новегороде и Волыни, Владимире и Пскове, Киеве и Москве, как продолжать его историческое дело, без которого мы блуждали бы во тьме преданий и вымыслов. Нестор исполнил это дело с примечательным здравым смыслом, искусством, добросовестностию, правдивостию и, прибавим здесь еще одно прекрасное свойство его, с теплотою душевною, с любовию к отечеству. Любовь к отечеству в эпоху столь отдаленную, в эпоху, когда везде господствовала личность, выражение о Русской земле, когда всякий думал только о Киевском, Черниговском пли Дорогобужском княжестве, выражение о Русской земле в устах святого отшельника, погребенного заживо в глубокой пещере, обращенного всею душею к Богу, и уделяющего между тем по нескольку минут на размышление о земной своей отчизне, явления умилительные! Так, Нестор есть прекрасный характер русской истории, характер, которым должен дорожить всякий русский, любящий свое отечество, ревнующий о литературной славе его, славе чистой и прекрасной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010