– Надо, отец Гермоген, помогать Снетогорскому монастырю. Опять женский… Но я еще по прежним временам был знаком с матушкой Людмилой (Ваниной). Так что куда отправил меня архиерей, туда я и поехал. Фото: http://vk.com/club146777839      Когда меня в 1994 году приняли в Снетогорский монастырь, он весь был разрушен. Здесь воинская часть была, дом отдыха, детский санаторий и т. д. А от святыни живого места не оставалось... Так как при советской власти мало было открытых монастырей, то люди ездили по тем, которые были открыты, и я знал многих верующих. Все эти знакомства для восстановления Снетогорского монастыря мне и пригодились. Тогда транспорт был дешевый, люди при первой возможности на беседу ехали, а я никому не отказывал. Так что и они потом рады были помочь. Я так прямо и обращался: – Давай помогай! Ты тем-то, ты тем, другому еще про что-то иное скажу... Так потихоньку-потихоньку стали восстанавливать, что-то строить; коровку, машину приобрели, – так с Божией помощью все и удалось. Служение духовника в женском монастыре, – особенно таком большом, как Пюхтицкий, да и потом в Снетогорском, – конечно, не из легких. У нас владыка Таллинский и Эстонский Роман (Танг) говорил: «В женском монастыре одна большая игуменья, и сто маленьких». Каждую надо понять, к каждой найти свой подход. При мне в Пюхтице около ста сестер было. В России же при советской власти не было ни одного женского монастыря. Так что многих ищущих монашества сестер туда благословляли. Кстати, у нас там, помню, была такая монахиня Димитрия, она ездила исповедоваться к старцу Лаврентию Черниговскому, ныне прославленному преподобному. Она рассказывала, что после своей смерти он ей явился и говорит:   – Такие-то монастыри откроются, такие-то... – все перечислил. Тогда это было невообразимо, настолько тогда жестокой была богоборческая власть. Но потом действительно всё так и произошло, как он предсказал. Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19:26). Это из-за того, что у нас новомучеников много, Господь по их молитвам стал монастыри да храмы вновь благословлять к открытию.

http://pravoslavie.ru/113680.html

— Расскажите, пожалуйста, о Вашем интересном миссионерском опыте на воздушном шаре. Как это произошло, почему шар? — Это было 1020-летие Крещения Руси. Возникла идея облететь в день праздника город на воздушном шаре и окропить его святой водой. — Как Вы решились полететь? — А что ж тут такого?! Я не боюсь летать, потому что служил в ПВО. Я не один раз летал на воздушном шаре. — Над городом? — И над городом, и за город. Понимаете, шар управляется не так, как самолёт или вертолёт. Он летит по ветру, то есть куда ветер направляет. Мы поднялись в небо — и окропили город. Но ощущения были необычайные — в шаре даже нет мотора, поэтому будто летишь на крыльях. Тишина необъятная!.. Именно там, в небе, на воздушном шаре, я наконец решил для себя вопрос, который меня давно волновал: почему преподобный Антоний Печерский, Лаврентий Черниговский и другие всё время затворялись в пещерах, почему прп. Антоний копал для молитвы пещеры? И только после того, как я поднялся в небо на шаре, понял: что такое быть в абсолютной тишине. Какая это красота! — Казалось бы, пещеры и воздушный шар – две совершенно разные вещи. — Разные. Но все дело в тишине, в молитвенной тишине. Вот этой тишины нам и не хватает. Сам Господь днём проповедовал Евангелие, а ночью уединялся и молился в горах. Побыть в тишине — очень важно для каждого из нас. ...Прп. Антоний Печерский вырыл пещеру в Любече, Черниговская область. Люди начали ходить в эту пещеру, и Антоний удалился от людей за город, в другую пещеру. Потом преподобный поехал подвизаться на Афон, и там, по одной из версий историков, снова выкопал пещеру. С Афона вернулся в Киев и выкопал здесь большую пещеру, в которой была устроена церковь, трапезная и кельи для монахов. Поставил игуменом Варлаама, удалился из обители и, выкопав новую пещеру, ушёл в затвор. Затем в Киеве у Антония начались конфликты и неурядицы с князем. Черниговский князь Святослав, узнав, что брат его Изяслав сильно гневается на преподобного Антония, прислал за святым ночью и тайно взял его к себе в Чернигов. Здесь подвижник и жил, выкопав пещеру в Болдиных горах. В результате на этом месте в последствии образовался Троице-Ильинский монастырь.

http://pravoslavie.ru/82119.html

Кроме того, при посредстве мудрых наставников он сумел преодолеть в себе многие духовные недостатки, научился бороться с помыслами, украсился добродетелью. Вскоре его постригли в мантию, с наречением имени: Лаврентий. Через некоторое время Лаврентий удостоился сана иеродиакона, а затем был рукоположен и в иеромонаха. Священнический путь По мере взросления возрастом духовным отец Лука приобретал себе всё большую и большую народную известность. Пришло время и его возвели в звание игумена. Перед революцией святой Лаврентий почитался как богоносный старец. Многие современники, знавшие его лично, утверждали, что к тому времени Бог наградил его даром прозорливости и исцелений. Время служения отца Лаврентия как народного старца выпало на страшные годы. Братоубийство, разруха, повальная нищета ввергали людей в состояние ужаса и отчаяния. Во многих пробуждались дремавшие было пороки и страсти. Методичное агрессивное насаждение богоборческой идеологии истребляло в нестойких христианах даже те малые зачатки религиозности, которые, помощью Божьей, они успели взрастить. С возникновением обновленческого раскола, подрывавшего церковное единство, отец Лаврентий решительно отказался встать под знамена раскольников и поддержал своей проповедью сторону Патриарха Тихона. Менее категорично, но всё же достаточно резко высказывался он в адрес Русской Церкви за рубежом, утверждая, что подлинная Церковь не должна бегать от очищения в горниле испытаний. Со временем многие из известных ему священнослужителей стали жертвами репрессий: кто-то пал смертью мученика, кого-то замучили на бесконечных допросах, кто-то отправился в ссылку. По своей пламенной ревности и умению говорить правду (чего только стоило его утверждение, что когда демоны влачили душу Ленина в ад, там произошло общее ликование) старец мог разделить с ними участь, но Бог хранил его. В период с 1917 по 1925 год отец Лаврентий вместе с прочими богомольцами участвовал в копании и обустройстве пещер недалеко от Троицко-Ильинской обители. Общими стараниями в этих пещерах устроили церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lavrentij_Cher...

В конце 1920 гг. имущество черниговского архиерейского дома было национализировано. Позже вокруг преподобного Лаврентия Черниговского сложилась монашеская община, и в 1941 г., после оккупации Чернигова немецкими войсками, монастырь был открыт как женский. Первое богослужение состоялось 21 ноября в пещерной церкви прп. Феодосия. С весны 1942 г. в Троицком соборе совершались регулярные богослужения, по инициативе прп. Лаврентия в 1945 г. из Ленинграда в монастырь. были перевезены мощи свт. Феодосия Черниговского. В сентябре 1962 г. монастырь был закрыт. В 1974-1985 гг. по проекту архит. М.М. Говденко собор отреставрирован. В 1988 г. Троицкий собор и Введенская ц. были переданы Черниговской епархии. Сейчас Свято-Троицкий Собор является кафедральным, в нем находятся мощи черниговских угодников Святителя Феодосия, преподобного Лаврентия (обретены в августе 1993 года), святителя Филарета (Гумилевского) (обретены в 2009 г.), частицы мощей Михаила и Феодора и многих Печерских святых. Троицкому кафедральному собору принадлежал скит в с. Вересоч Куликовского района, в котором в январе 2003 г. открыт Лаврентия Черниговского женский монастырь. http://www.pravenc.ru/text/149679.html В 1658 году монах вновь восстановленного Болдинского Ильинского монастыря Геннадий (Дубенский) пишет икону Божией Матери названную Ильинской, спустя несколько лет прославившуюся чудотворениями. Почитание нового образа Пресвятой Богородицы росло день ото дня, многие исцелялись после молитвы перед ним, и вскоре небольшая Ильинская церковь уже не могла вместить всех тех, кто нёс свои скорби Пресвятой Богородице. В 1679 году тогдашний черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) благословил строить новый соборный храм монастыря. Он должен был стать центром " наземного " монастырского ансамбля, расположившегося на некотором удалении от Болдинских пещер. Заложить собор заложили, но стройка в течение нескольких лет не могла сдвинуться с места - недоставало средств, казацкая старшина не готова была финансировать столь масштабное строительство. Только в 1688 году оно вошло в активную фазу, когда новоизбранный гетман Иван Мазепа лично выступил ктитором нового собора и выделил из собственных средств 10 000 золотых монет. Кроме того, он отписал на нужды строящегося собора все доходы с мельниц на реке Рети.

http://sobory.ru/article/?object=05569

Радуйся, старость матери упокоивый; Радуйся, по смерти тоя в обители Святителя Николая вселивыйся. Радуйся, яко в менших братии тамо послуживый. Радуйся, яко в пении Бога в Троице прославивый. Радуйся, яко тем Пресвятей Богородице угодивый. Радуйся, разумом Божественным людей удививый. Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих. Кондак 3 Егда услыша о тебе, отче Лаврентие, архиепископ Антоний, повеле прибыти во град Чернигов, в монастырь Пресвятыя Троицы; ты же, внемля его прошению, усилил молитвы. Тогда Сама Царица Небесная благослови тя. Мы же грешнии, дивящеся сему чудеси, зовем ко Господу: Аллилуиа. Икос 3 Пришел еси во святую обитель Пресвятыя Троицы и, узрев образ Богоматери Троице-Ильинския, поклонился ему, яко уведе в нем Явльшуюся тебе и Повелевшую идти в дом Ея Сына и тамо прославити Его. Тогда преклонився пред Нею, просил еси у Нея благословения и покрова. Мы же, видяще твое предание воле Божией, вопием таковая: Радуйся, яко послушание велие Божией Матери явил еси; Радуйся, яко избра тя служити Ей во граде Чернигове. Радуйся, дивным пением Ея прославивый; Радуйся, всего себе руководству Тоя предавый. Радуйся, и до конца жизни твоей Ей добре послуживый; Радуйся, в чистоте девство твое сохранивый; Радуйся, сердцем и устами Ея прославивый; Радуйся, образ смирения нам оставивый. Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих. Кондак 4 Звезда лучезарная, озарившая путь тебе, приведе тя во святый град Иерусалим, да поклонишися Гробу Господню и прославиши Бога, терпевшаго страдания за грехи наша, поюще Ему: Аллилуиа. Икос 4 Видя благодать и дар Святаго Духа в тебе, возлюбиша тя братия святыя обители Черниговския и избраша яко искуснаго руководителя и жизнию Богу угождающа. Мы же, благодаряще тя, вопием тебе: Радуйся, Роману сладкопевцу уподобивыйся. Радуйся, яко с ним в Сионе Горнем песнь Богу воспеваеши. Радуйся, Царя Славы прославивый; Радуйся, на путь спасения нас наставивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, яко со Ангелы славу Его воспеваеши; Радуйся, пением своим небо и землю соединивый. Радуйся, всех достойно Бога славящих в бедах не оставляеши; Радуйся, яко за них пред Господем и Богородицею ходатайствуеши. Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих. Кондак 5 Время наста, егда попрана бысть святыня, ты же яко пастырь добрый, душу свою за овцы положити готовый, не оставил еси града Чернигова и обители Троице-Ильинския, но молитвами святых, под покровом Божией Матери в горах Болдиных вселился еси, да тамо хвалебную песнь воспеваеши Богу в Троице единому славимому: Аллилуиа. Икос 5 Прииде час и сбудется реченное тобою: обновися Дом Святыя Троицы, в нем же собрашася вся чада твоя духовная. Ты же в дом Духа Святаго вшел еси, боголепно его украсив, и мудро стадом словесных овец до кончины твоея руководил еси, имя Божие призывати в радостех и печалех всех поучая, и многим святым в трудех твоих поревновал еси. Возвращение мощей Святителя Феодосия провидев, место славно ему уготовил. Мы же, хваляще Бога, давшаго тебе дух прозрения и разум мудрый, воспеваем песнь таковую: Радуйся, уставов церковных строгий блюстителю. Радуйся, обители многоопытный руководителю; Радуйся, рачителю благолепия церковнаго; Радуйся, Православия столпе непоколебимый. Радуйся, яко мощи блаженнаго Филарета нетленными почитал еси; Радуйся, пришествие Святителя Феодосия песньми прославивый. Радуйся, пред взором нашим седмь небес начертавый; Радуйся, яко и по смерти на небесах в райских обителех вселивыйся. Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих. Кондак 6 Бурю многих бед и скорбей житейских претерпевая, помогал еси всем к тебе приходящим; тако и по смерти не оставил еси нас грешных, заповедав нам призывати тя в скорбех и печалех. Уповая на молитвенную помощь твою пред Господем, вопием Ему: Аллилуиа. Икос 6 Провидев кончину свою скорую, отче Лаврентие, предрекл еси ю трикратно. Мы же молим тя, да не оставиши нас грешных по отшествии своем, но с нами пребудеши во вся дни, во еже с радостию ублажати тя:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Под руководством схиархимандрита Лаврентия стало возможным в Троицком соборе, некогда освященном святителем Феодосием Черниговским, возобновить богослужение. Старец стал духовным отцом для поселившихся в монастыре монахинь. Преподобный Лаврентий принимается за восстановление Троицкой обители. Корпуса частично разрушены, всюду выбиты стекла – и в храмах, и в постройках. Начинать нужно с остекления рам, но где раздобыть стекло? Случайно узнали, что в нескольких километрах от города стоят какие-то брошенные служебные здания, где частично уцелели стекла. Но как ими воспользоваться? Немецкие оккупанты, если нагрянут, могут на месте устроить расплату. Сообщают батюшке свои опасения. Он спокойно благословляет шесть человек идти туда. На вопрос, чем доставить тяжелый груз, ведь стекла нужно много, ответил: «Будет ехать подвода и привезет». О какой подводе могла быть речь, когда вся жизнь замерла? «Идите с Богом», – напутствовал старец. Сомнения и страх исчезли. Несколько часов потратили на извлечение стекол, получилось много и очень большой вес. За это время ни один человек не прошел по дороге, не говоря о транспорте. Но только завершили работу, сразу показалась телега. Не пришлось ждать ни единой минуты. Все были так поражены, что от радости заплакали. Ведь трудились будущие насельницы монастыря. Есть стекло – значит, можно будет жить в кельях. Хозяин охотно согласился доставить груз. Помимо воза стекло везли на тачке, которую имели при себе. Вскоре в кельях поселились будущие монахини, началась и служба в храмеусыпальнице. Отец Лаврентий занимал небольшую келью, разделенную на две части. Никогда не закрывались двери к нему. Всегда благостный и радостный, несмотря на утомление, лишенный часто даже кратковременного отдыха, старец незаметно передавал приходящим состояние духовной бодрости и подъема. Любил приезжать к преподобному Лаврентию экзарх Украины Киевский митрополит Иоанн, подолгу беседовал, советовался с «подвижником, подобным Оптинским старцам» – так он охарактеризовал батюшку.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А вспомним, как реагировал святитель Тихон на попытки давления на Церковь со стороны не только большевиков, но и властей новообразованных государств: когда представитель польского правительства пришел к патриарху Тихону и спросил: " Ваше Святейшество, а что будет, если польские епископы соберутся и сами провозгласят автокефалию? " , ответ был таков: " Если они посмеют это сделать, то я отниму у них и автономию, как у сынов противления " . А в 1924 году святитель Тихон своим указом и вовсе ликвидировал автономию УПЦ, вернув ей статус экзархата Русской Православной Церкви, видя, что единственным плодом предоставленной ранее автономии стала дезорганизация церковной жизни. Даже в условиях тотальных гонений на Церковь, когда большевики поддерживали одновременно обновленчество и самосвятов - липковцев, украинских автокефалистов (о чем так не любят вспоминать нынешние автокефалисты, ведущие от них свое происхождение), святитель не побоялся пойди против воли безбожной власти, отстаивая единство уничтожаемой ими Русской Православной Церкви и оккупированной большевиками Руси. Дело святителя Тихона продолжил священномученик Константин Дьяков, патриарший экзарх всея Украины. Такие великие светильники веры, как священномученик Владимир Киевский, преподобный Кукша Одесский, преподобный Лаврентий Черниговский были решительными противниками, какого бы то ни было, полного или частичного отделения от Русской Православной Церкви. Преподобный Лаврентий пророчески предвидел и предсказывал современный филаретовский раскол и предостерегал от любого раскольничьего духа, от его идеологии. Поэтому главная мысль, которую я хотел высказать и подчеркнуть в своем выступлении на Соборе состоит в том, что отпадение от Церкви Филарета есть следствие его предательства и отступничества, а вырванная им автономия является его печальным наследием. Следовательно, оно должно быть преодолено. И поэтому наша Русская Православная Церковь, преодолевая эту ситуацию, идет вперед, указывая и нашему народу дорогу к будущему, к реальному единству православного общества.

http://pravoslavie.ru/guest/ippolit.htm

Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Чернигова, было разрешено открыть Троицкую обитель. По зову старца собрались послушницы, просто верующие люди, и приступили к восстановлению обители. Люди трудились самоотверженно и уже в день Архистратига Михаила 21 ноября 1941 года состоялось первое богослужение в церкви Феодосия, расположенной под Троицким собором. А в 1942 году был освящен и главный престол Троицкого собора. На хорах регентовал сам будущий преподобный, величественный храм огласился стройным пением. Что поражало в даре о. Лаврентия? Четкий, определенный ответ на все сомнения и вопросы. И когда однажды близкий к нему человек осмелился спросить: " Батюшка, откуда вы знаете, что нужно ответить каждому обращающемуся к Вам, и всегда это бывает правильное решение? " Он ответил: " На мысль полагает Бог, и ответ в сказанном сразу " . Известны его предсказания о войне, о грядущем мире, о будущем России. Скончался схиархимандрит Лаврентий 19(6) января 1950 года. 9/22 августа 1993 года Освященным Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви Московского Патриархата схиархимандрит Лаврентий Черниговский был причислен к лику святых в чине преподобного. Чудотворные и цельбоносные мощи угодника Божия Лаврентия пребывают ныне в Троицком соборе города Чернигова. Как архитектурный ансамбль, Троице-Ильинский монастырь стал складываться начиная с последней трети XVII века. Завершился этот процесс возведением четырёхъярусной колокольни в духе елизаветинского барокко (1771-1775). Её вогнутые фасады обильно декорированы, а с верхних ярусов открывается захватывающий вид на город Чернигов и сам монастырь. Судя по всему, образцом для неё послужила колокольня Богородице-Рождественского собора в Козельце, построенного несколько раньше, в 1752-1763 годах, по заказу Н.Д. Разумовской, матери А.Г. и К.Г. Разумовских. Ходили слухи, что в составлении проекта колокольни этого храмового ансамбля участвовал Растрелли. Козелецкая колокольня по архитектуре очень сходна с черниговской. Хотя колокольня Троице-Ильинского монастыря выглядит " более барочной " - благодаря окраске в два цвета. Что касается наиболее ранних построек монастыря, то это прежде всего Введенская тёплая церковь с трапезной (1677-1679), очень простых форм, продолговатая, с притвором, напоминающих часовенку. Центральная часть храма увенчана четвериком со скошенными углами, на которую, в свою очередь, поставлен фонарик-восьмерик с барочной главкой. С восточной стороны комплекса находятся келейные корпуса и Ильинские ворота с простым и очень внушительным зданием типографии, выстроенным при владыке Лазаре (Барановиче). Через эти ворота идёт дорога к древнему Ильинскому монастырю, сложившемуся в XII веке вокруг ископанной преподобным Антонием в Болдиной горе пещере и разрушенному в 1239 году татаро-монголами.

http://sobory.ru/article/?object=01652

Потом в книжке В. П. Филимонова я прочел, что, по мнению автора, отец Херувим самозванец, и никакой иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» у старца Серафима Вырицкого не было. Заодно он обвинял известного петербургского священника проиерея Геннадия Беловолова за то, что он заодно с отцом Херувимом и также считает, что икона у преподобного Серафима Вырицкого была на самом деле. И еще он искал в своей книге изъяны в биографии отца Херувима. Прочитав его книжку, я огорчился, что отцу Херувиму приходится терпеть такие клеветы и нечистые предположения. Разбираться в «доказательствах» Филимонова я не стал. Достаточно было того, что я встречался с отцом Херувимом, видел его дела, сердцем почувствовал его прямоту и трогательную детскость. Владимир Иванович Мельник , доктор филологических наук Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 2. автору и Дорогой Редакции РНЛ Уважаемый Владимир Иванович! Вам, наверно, будет небезъинтересно прочитать нижеследующий материал за прошлый год (5 июля 2012 г.): http://goo.gl/hSjYpb 1. автору Здравствуйте, Владимир Иванович! Ваш рассказ о схиархимандрите Херувиме (Дегтяре) вызывает какое-то двойственное впечатление. Позвольте вопрос к Вам: что сподвигло Вас написать эти воспоминания об о. Херувиме и отправить его на РНЛ для публикации? Отчасти поясню, почему задаю Вам этот вопрос. Мне, например, непонятна фраза в последнем абзаце: " И еще он ИСКАЛ В СВОЕЙ КНИГЕ изъяны в биографии отца Херувима. " Не могли бы Вы пояснить, что Вы хотели сказать этими словами? И еще один момент. Если схиархимандрит Херувим (Дегтярь), о котором Вы повествуете, и схиигумен Херувим (Дегтярь), написавший и издавший книжечку под названием " Поучения и пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание " (Москва, Русский Духовный Центр, 1994 г.), - одно и то же лицо, тогда позволю себе краткую и, на мой взгляд, неоднозначную цитату из нее (с. 18), тем более что 20 лет назад, на архиерейском соборе в г. Киеве, схиархимандрит Лаврентий Черниговский, как об сказано на с. 173, был причислен к лику святых: " Еще [батюшка Лаврентий] говорил, что Господь такой милостивый, что и истинных евреев, которые живут по заповеди Моисея, в последние дни помилует и вселит их на третье небо " . Что же касается Валерия Павловича Филимонова, то дерзну обратиться к Вам с личной просьбой (может, кто еще откликнется на нее): если и когда Вам позволят обстоятельства, закажите, пожалуйста, сорокоуст о здравии р.Б. Валерия. Простите мня, если чем-то оскорбил Вас. Храни Вас Господь. С праздником Успения Пресвятой Богородицы! С уважением, Александр Бутов г. Москва

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010