Вот и еще одного любимого народом батюшку, преподобного Лаврентия Черниговского (Проскуру) внесли в феврале с.г. в месяцеслов для общецерковного почитания. В ситуации нынешнего массового бесовского помрачения граждан Украины, активизации секты «киевского патриархата» и униатов, захвата канонических храмов раскольниками и исповедания претерпевающих гонения, провидческие слова преподобного, полвека назад воспринимавшиеся порой с недоумением, теперь обретают отчетливую подсветку, еще более поражают и вразумляют нас. Доживший до середины ХХ века, фактически наш современник, о. Лаврентий Черниговский, день памяти которого мы отмечаем 11 января по нов. ст., занял особое место в духовном пантеоне нашего народа, а также среди «земных ангелов», а ныне – «небесных человеков», ходатаев за нас пред Престолом Божиим. Во времена новейшей фазы современной смуты, когда становятся очевидными слова евангелиста «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 15-16), а также «...Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12, 25), для укрепления в вере и способности понимания истины мы обращаемся к жизненным образцам и наставлениям таких украинских подвижников и пророков, как о. Амфилохий Почаевский или о. Лаврентий Черниговский. Когда мы читаем пророчества преподобного старца Лаврентия, мы не можем не дивиться его прозорливости. Батюшка Лаврентий, беседуя с архимандритами Феофаном и Никифором и своими близкими, говорил настойчиво и строго, с предупреждением: «Наши родные слова — Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не Крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае». Отец Лаврентий говорил простые и понятные слова, чистую правду:

http://pravoslavie.ru/92776.html

Прп. Лаврентий Черниговский 11 января Русская Церковь отмечает память преподобного Лаврентия Черниговского (1950). Преподобный Лаврентий Черниговский (1868-1950) В то самое время, когда в Вырице старец Серафим Муравьв колено преклоненно молился на камне о спасении России в Великой Отечественной войне, в Чернигове, воздев к небу руки, слезно воздыхал к Богу старец Лаврентий Проскура. Он был на два года младше вырицкого праведника и пережил его на один год. Первыми русскими угодниками, прославленными в чине преподобных, были Антоний и Феодосий Киево-Печерские (XI век). С тех пор Русь узнала целые сонмы преподобных, почти каждый монастырь прославился своим святым иноком. Еще в юности эти подвижники покидали мир и подвизались в посте. трудах, непрерывной Иисусовой молитве. Достигнув зрелости, они часто сами становились основателями монастырей. Принимая подвиг старчества, преподобные открывали двери своих келий для всех нуждающихся. Но не только за чудесами и исцелениями ехали к ним: людей влекла любовь, которая светила всем и согревала всех, любовь, которая никогда иссякала... В книге «Великое в малом» Сергей Нилус писал начиная с отца Серафима все наши столпы Православия основывают женские монастыри — таков о. Амвросий, о Иоанн Кронштадтский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой пустыни». Не был исключением в ряду столпов Православия и черниговский старец. Вот только обустраивать свои монастыри (он основал два) пришлось ему уже не при благочестивом царе. Святой Лаврентий, в миру Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в селе Карильском близ маленького городка Коропа Черниговской области. Его родители, Евсевий и Христина, были простые крестьяне. В семье было семеро детей, Лука — один из младших. Однажды, будучи еще малышом, он, играя, надел на голову решето и стал бегать по двору. Внезапно зацепился за что-то и, неловко отступая детскими ножками назад, упал на поросенка, да так неудачно, что на всю жизнь остался хромым. Мать часто болела, рано ушел из жизни отец. Лука с детства привык к тяжелому труду. Он топил печь, стирал, убирал, готовил, выпекал хлеб, ухаживал за коровой, пас лошадей.

http://sedmitza.ru/text/1768143.html

Преподобный Лаврентий Черниговский (1868–1950) Преподобный Лаврентий, в миру Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в селе Карильском близ Коропа Черниговской области. Родители его, Евсевий и Христина, были простые крестьяне. В семье было семеро детей (пять мальчиков). Лука был одним из младших. Детство было тяжелым, нужно было с ранних лет приучаться ко всякой домашней работе. А тут еще не повезло со здоровьем. В детстве шутливо надел на голову решето и бегал по двору, зацепился и, отступая детскими ножками назад, упал на поросенка так сильно, что получил увечье на всю жизнь (был хромой). Мать часто болела, не поднималась с постели. Отец умер, и мальчику приходилось исполнять и мужскую, и женскую работу. Он пас лошадей, ухаживал за коровой, топил печь, пек хлеб, убирал в избе, белил, мазал и даже стирал, выучился портняжничать. В общем, был очень способный мальчик, послушный, трудолюбивый. Особенное призвание было к музыке и пению. Рано научился играть на скрипке. И бывало, утром приведет лошадей с ночного и до завтрака проиграет свои любимые мелодии, где он изливал свою детскую душу. Старший брат его – Варфоломей оставался жить на старом дворище, младший брат Демьян, которому батюшка отдал свою часть наследства и который помогал батюшке, посещая его в монастыре, был убит на фронте. Другие два брата выехали «на переселение» (были сосланы), и о них ничего неизвестно. Учился Лука в сельской школе хорошо, превосходил успехами своих сверстников. Учитель поручал ему обучать младших товарищей по школе. И он охотно исполнял это поручение. Учащихся приучали в то время петь в церкви. И тут маленький Лука чувствовал себя в своей стихии. Он быстро все усвоил: пение и весь строй церковного богослужения, прекрасно разбирался в уставе службы и в двенадцать лет с помощью священника разучивал песнопения со своим маленьким ученическим хором, где были как мальчики, так и девочки. А в четырнадцать лет уже стал самостоятельным регентом. Еще с ранней юности батюшка почувствовал влечение к монашеской богоугодной жизни. Это чувствовали его товарищи и следовали его примеру. Почти все девочки потом ушли в монастырь (матушка Ардалеона, матушка Евгения), а мальчики (юноши) даже достигли Афона.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вышел в свет новый, 39-й, алфавитный том «Православной энциклопедии» Том завершает публикацию статей на букву «К» и начинает издание первых материалов на букву «Л» Новый 39-й том «Православной энциклопедии» завершает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «К» и начинает издание первых материалов на букву «Л». Том открывает статья «Крисп», посвященная одному из апостолов от Семидесяти. Завершает том публикация «Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия», рассказывающая об одной из епархий Элладской Православной Церкви (из числа митрполий т.н. «новых земель», т.е. северно-греческих территорий, вошедших в состав Греческого государства в начале ХХ в.) Как всегда, среди статей нового тома — множество публикаций, посвященных различным персоналиям: христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам и т.д. Среди них следует выделить статью, посвященную священномученику архимандриту Крониду (Любимову), последнему наместнику Троице-Сергиевой лавры (перед ее закрытием), расстрелянному на Бутовском полигоне в 1937 г. 39-й том содержит целый ряд статей посвященных православным подвижницам, носившим имя Ксения. Среди них, прежде всего, следует отметить знаменитую юродивую Северной столицы — блаженную Ксению Петербургскую, жившую в XVIII в. столетии и широко почитаемую не только жителями Санкт-Петербурга, но и всей России. Также заслуживает внимание статья о святой благоверной княгине Ксении Тверской (+1312 г.), матери святого князя-мученика Михаила Тверского. Несколько статей 39-го тома рассказывают о подвижниках, носивших имя Ксенофонт. В их числе и русский преподобный Ксенофонт Робейский. Также том содержит материалы, посвященные преподобномученику Кукше Киево-Печерскому и преподобному Кукше (Величко; 1875-1964 гг.), знаменитому Одесскому старцу ХХ столетия. Ряд публикаций рассказывает о святых, носивших имя Лаврентий. Это, прежде всего, статьи о священномученике архидиаконе Римской Церкви Лаврентии, пострадавшем за Христа в 258 г., святителе Лаврентии, епископе Туровском (XII в.) и преподобном Лаврентии (Проскура; 1868 – 1950 гг.) Черниговском.

http://sedmitza.ru/text/5945721.html

С. Девятова Содержание Оптинское Старчество Преподобный Иосиф Оптинский Преподобный Варсонофий Оптинский Преподобный Анатолий (младший) Оптинский... Преподобный Нектарий Оптинский Преподобный Никон Оптинский Преподобный Исаакий Оптинский, священномученик... Старец Захария Преподобный Кукша Одесский Преподобный Лаврентий Черниговский Преподобный Амфилохий Почаевский Святой праведный Иоанн пресвитер Кронштадтский, чудотворец... Преподобный Силуан Афонский Старец Аристоклий Афонский Святой праведный Алексий Мечев Преподобный Гавриил Старец Серафим Вырицкий Старец Серафим (Тяпочкин) Старец Феодор Блаженный Иоанн (Максимович) Епископ Василий (Родзянко Владимир Михайлович)... Старец Николай (Гурьянов) Преподобный Феодосий Кавказский Святитель Лука (Валентин Ф. Войно-Ясенецкий)... Преподобный Симеон (Василий И. Желнин) Старец Афиноген (Василий Агапов) Старец Савва Старец Арсений (Стрельцов Пётр Андреевич)... Блаженная Матрона Блаженная Матрона Анемнясевская Схимонахиня Нила Блаженная Алипия (Агапия Тихоновна Авдеева)... Старица Макария (Феодосия Артемьева) Блаженная Любушка (Любовь Лазарева) Схимонахиня Антония Святитель Нектарий Эгинский Старец Паисий Святогорец Молитва оптинских старцев Библиография Информация о первоисточнике Оптинское Старчество    Возможно у людей, приступивших к изучению жизни старцев, под впечатлением чтения жития пустынных отцов и повествования о жизни Афонских старцев, невольно сложится мнение, что старцы должны быть непременно отшельниками, аскетами, ушедшими не только от мира, но и от братии. Именно годы безмолвия, непрестанная молитва, самоуничижение, жизнь в уединенных местах, полное отрешение от своей воли, умение вверить свои судьбы промыслу Божиему и отличало старцев первых времён, и их последователей.    Однако, знакомясь с жизнью Оптинских старцев, читатель постепенно привыкает к мысли о том, что в современных условиях весьма органично сочетаются “духовный подвиг внутреннего делания” и повседневные заботы о страждущих.    Оптину Пустынь в XIX-XX веках считали маяком русской интеллигенции, для крестьян и ремесленников каждый старец был “как отец родной”. Оптинским старцам были присущи не только исключительная глубина духовной жизни, обладание дарами прозорливости, рассуждения, но и великая любовь к людям, нескончаемое желание поделиться духовными сокровищами с миром. И если первый Оптинский старец, отец Леонид (Лев), подобно древним отцам долгое время жил в уединении, то его преемники как бы по наследству перенимали старчество, многие из них были сначала келейниками у старцев, потом помощниками, наконец, преемниками своих духовников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4131...

97 святынь Частица святых мощей преп. Агапита Печерского, врача безмездного доступна для поклонения и паломничества верующих в храме Иконы Божией Матери Казанская г. Тольятти. (См. так же Православные святые места Российской Федерации). В храме для поклонения прихожан открыты уникальные мощевики. Мощевики с мощами старцев Киево-Печерской Лавры и других святых появились в храме в 80-е годы. Мощевик с 71 частицами Киево-Печерских угодников так же содержит частицы святых мощей: мощи преподобного Макария Киево-Печерского, диакона мощи прп. Авраамия Печерского, Трудолюбивого мощи прп. Исаии Печерского мощи прп. Моисея Угрина, Печерского мощи прп. Моисея Печерского прп. Иоанна Многострадального Печерского мощи новомученика российского – священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского мощи святителя Феофила Печерского, епископа Новгородского мощи святителя Никиты, епископа Новгородского мощи преподобного Варлаама, игумена Печерского мощи прп. Прохора Печерского, Лебедника в Ближних пещерах мощи прп. Луки, эконома Печерского, в Ближних пещерах мощи преп. Агапита Печерского, врача безмездного мощи прп. Макария диакона Киево-Печерского мощи священномученика Кукши Печерского мощи мученика Иоанна Печерского, младенца мощи прп. Ефрема Печерского мощи преподобного Иосифа Печерского, многоболезненного прмч. Василия Печерского прмч. Григория Печерского сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах архим. Игнатия Печерского прп. Феодора Васильевича, кн. Острожского прп. Ипатия Печерского, целебника свт. Симона еп. Владимирского и Суздальского прп. Лаврентия затворника Печерского еп. Туровского прп. кн. Николы Святоши Черниговского, Печерского инока Так же мощевик содержит частицы мощей следующих святых: прмч. Анастасий диак. Печерский прп. Феофан Печерский, Постник прп. Нектарий Печерский прп. Никон Сухой, Печерский прп. Дамиан Печерский, пресвитер, целебник в Ближних пещерах прп. Захария Постник, Печерский прп. Меркурий Киево-Печерский прп. Агафон чудотворец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах прп.

http://elitsy.ru/holy/temple/9551/

С. Девятова Скачать epub pdf Схимонахиня Феодосия (1917–2007) Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в  апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит  подвижницу.  Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Ее называли Курской старицей.  Матушка тайно молилась и помогала многим людям. Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897–1971), преподобного Кукши Одесского (1875–1964),  преподобного  Лаврентия Черниговского (1868–1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874–1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928–2002),   со схиархимандритом  Иоанном (Масловым) (1932–1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом  Серафимом (Тяпочкиным) (1894–1982)). схиархимандрит Ипполит (Халин) (1928–2002) начинал в Глинской пустыни, в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958) был прославлен в 2008 году.) Прислушивался к духовным советам  схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила  эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он ни раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом  вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери  (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской обл.). Матушка часто приезжала к ним.  Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания. У Леонтия  и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц,  назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный.  Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Содержание Благослови, Отче О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодос... Слово о том, когда основана была церковь Печерская... Слово о приходе иконописцев к игумену Никону из Царьграда... Об Иоанне и Сергии чудо необычное в Божественной Печерской ц... Сказание о святом жертвеннике и об освящении той великой цер... Нестора, инока обители монастыря Печерского, сказание о том,... Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского... Августа, 14. Нестора, инока монастыря Печерского, слово о п... О том, как была окована рака преподобного отца нашего Феодос... Похвала преподобному отцу нашему Феодосию, игумену Печерском... О первых святых и блаженных черноризцах печерских, которые в... О блаженном Нифонте, епископе Новгородском, как в святом мон... Послание смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальс... Сказание Симона, епископа Владимирского и Суздальского, о с... О блаженном Евстратии-постнике О смиренном и многотерпеливом Никоне-черноризце... О святом священномученике Кукше и о Пимене Постнике... О святом Афанасии Затворнике, который умер, а на другой день... О преподобном Святоше, князе Черниговском... О Еразме-черноризце, который растраил имение свое на святые ... Об Арефе-черноризце, как украденное у него ворами богатство ... О двух братьях, о Тите-попе и о Евагрии-диаконе, враждовавши... Второе послание к архимандриту Печерскому Акиндину о святых ... О Никите-затворнике, который был потом епископом Новгорода... О Лаврентии-затворнике О святом и блаженном Агапите, бескорыстном враче... О святом Григории чудотворце О многотерпеливом Иоанне затворнике О преподобном Моисее Угрине О Прохоре-черноризце, который молитвою из травы, называемой ... О преподобном Марке пещернике, повелений которого мёртвые с... Слово о святых преподобных отцах Феодоре и Василии... О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алимпии иконописце... О преподобном и многострадальном отце Пимене и о желающих об... О преподобном Исакии пещернике Вопрос благоверного князя Изяслава о латинянах... О преставлении преподобного отца нашего Поликарпа, архимандр... Информация о первоисточнике

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4128...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Куда пойдёт Украина? Размышления паломницы 08.10.2018 1559 Время на чтение 6 минут Туда, куда указывает ей Господь. И очевидно, что если сбиться с праведного Божьего пути, то последующее блуждание в потёмках обернётся большими трагедиями, как общественными, так и личными... Преподобный Лаврентий Черниговский (+1950) настойчиво и строго предупреждал: «Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае... В Киеве никогда не было патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии». Наместник Киево-Печерской Лавры о. Кронид возразил Батюшке, что самосвяты и униаты на Украине уже исчезли. Батюшка ответил грустно и печально: «Бес в них войдёт, и они с сатанинской злобой ополчатся против православной веры и церкви, но их будет позорный конец, а их последователи понесут кару от Господа Царя Сил». Все эти и многочисленные иные пророчества хорошо известны. И многие догадываются, что и саму Россию, и Церковь, и общественность обрабатывают те же негативные силы, через попавших под их влияние людей, что и Украину. Господь попускает эту борьбу, по-видимому, затем, что в этой борьбе проявляется наша духовная сущность. Ради этого, возможно, мы и оказались на этой земле, и именно в такое время. Разные пророчества говорят о том, что только России под силу предотвратить, отодвинуть во времени общий Армагеддон. Недавно в интернете я увидела многочисленный Крестный ход. Людское море паломников поднималось по горе в Почаевскую Лавру. А впереди над всем этим людским потоком плыла икона Спасителя в белых одеяниях во весь рост. Впечатляющие были кадры. И я вспомнила, как этот образ Спасителя пришёл ко мне. И как он очень помог в трудную минуту. Было это 29 июля 2005 года. Только что закончился грандиозный крестный ход Москва -Минск-Киев, посвящённый 60-летию победы над фашизмом. Много было разных впечатлений. Встречали нас на Украине очень радушно. Особенно запомнился Васильков - родина преподобного Феодосия Печерского, ближайшего сподвижника и единомышленника преподобного Антония Печерского, которые стали основателями Киево-Печерской лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/08/ku...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ († 1-я треть XII в.), прп. (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник. Краткий рассказ о Л. содержится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (Слово 26), составленной прп. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе архим. Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) Акиндина . Согласно патериковому рассказу, Л., не получив благословения «святых отцов» Печерских на подвиг затворничества, перешел в киевский во имя вмч. Димитрия Солунского мужской монастырь . Здесь он стал затворником и за свое добродетельное житие был удостоен дара исцеления. Однажды к нему привели киевлянина, одержимого бесом настолько сильным и свирепым, что бревно, к-рое с трудом могли нести 10 чел., он один «брал и забрасывал вдаль». Не имея возможности излечить бесноватого, Л. повелел вести его в Печерский мон-рь. Устами одержимого бес сказал, что боится в обители 30 иноков, с остальными же может вести борьбу. По дороге в мон-рь бесноватый исцелился и совершенно здоровый был встречен игуменом и братией. Когда же у него спросили, кто его исцелил, он, взирая на чудотворную икону Пресв. Богородицы, ответил: «Сею усретоша ны святии отци по имени 30 числом, и тако исцелех» (Древнерус. патерики. 1999. С. 39). В заключение Поликарп восхваляет родную обитель, в стенах которой в одно время проживало 30 монахов, способных одним словом изгонять бесов. Л. иногда отождествляют с погребенным в Ближних пещерах еп. Туровским свт. Лаврентием , который упоминается в Ипатьевской летописи под 6690 (1182) г. в качестве одного из участников пострижения и поставления на игуменство в Киево-Печерский мон-рь свящ. Василия (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 627). Однако Туровский архиерей, по всей видимости, является др. лицом, поскольку есть основания считать, что Л. жил во 2-й пол. XI - нач. XII в. На это указывает, во-первых, отсутствие данных, к-рые свидетельствовали бы о самостоятельном существовании Димитриевского мон-ря после 1128 г., когда, согласно сообщению Лаврентьевской летописи, он был присоединен к Киево-Печерской обители (Там же. Т. 1. Стб. 299). Во-вторых, повествование о Л. в патерике тесно связано с предшествующим рассказом о Никите Затворнике (см. Никита , свт. Новгородский, † 31 янв. 1108), который без благословения игум. прп. Никона (1078-1088) удалился в затвор, где был прельщен бесом, и только молитва 13 печерских иноков помогла спасти молодого затворника; среди них Поликарп называет буд. еп. Черниговского свт. Феоктиста , к-рый был рукоположен 12 янв. 1113 г., а скончался 6 авг. 1123 г. Общая логика повествования позволяет сделать вывод, что «отцы», спасшие Никиту и запретившие Л. подвиг затворничества,- одни и те же люди, а значит, по мнению Поликарпа, оба подвижника были современниками.

http://pravenc.ru/text/2462431.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010