Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) КИРИЛЛ (Шумлянский Константин; †1726), еп. Переяславский и коадъютор Киевской епархии, последний правосл. архиерей Луцкой епархии до ее отпадения в унию КИРИЛЛ II († 1280), свт. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), митр. Киевский КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918) КЛИМЕНТ (Верниковский Константин Александрович; 1863-1909), еп. Винницкий, викарий Подольской и Брацлавской епархии КОНСТАНТИН (Булычёв Кирилл Иоакимович; 1858- сер. 30-х гг. ХХ в.), бывш. архиеп. Могилёвский, один из основоположников григорианского раскола КОНСТАНТИН (Горянов Олег Александрович; род. 1951),митр. Петрозаводский и Карельский, глава Карельской митрополии КОНСТАНТИН (Островский Илья Константинович, род. 1977), еп. Зарайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КОНСТАНТИН (Дьяков Константин Григорьевич; 21.05.1871 - 10.11.1937), митр. Киевский и экзарх Украины, сщмч. (пам. 28 окт., в Соборе Киевских святых и Соборе святых Слободского края) ЛАВР (Шкурла Василий Михайлович; 1928 - 2008), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, первоиерарх РПЦЗ ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121666_19.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) КОЛОМЕНСКИЙ НОВО-ГОЛУТВИН ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии) находится в г. Коломне Московской обл. Расположен в Коломенском кремле на берегу Москвы-реки КОНСТАНТИНОВСКИЙ Матфей Александрович (1791-1857), прот., проповедник, духовный наставник Н. В. Гоголя, обер-прокурора Синода гр. А. П. Толстого и др. КОСМЫ И ДАМИАНА СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Симферопольской и Крымской епархии УПЦ), находится в г. Алушта, на территории Крымского гос. заповедника КРАСНОХОЛМСКИЙ АНТОНИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье Бежецкой и Весьегонской епархии Тверской митрополии) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Сушкин Михаил Иванович; 1820-1889), схиархим., игум. (1875-1889) Русского великомученика Пантелеимона монастыря МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_19.html

Радуйся, преподобне Лаврентие, миру новый светильниче; Радуйся, пред Богом наш новый молитвенниче. Радуйся, сосуде златый, от чрева матери Богом избранный; Радуйся, и Богородицею прославленный. Радуйся, служителю Христов преизрядный; Радуйся, яко во иереех Тому послуживый. Радуйся, яко о имени твоем бесы падоша; Радуйся, яко имя твое Ангелы на небеси прославиша. Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих. Кондак 9 Всякое слово и плоть довлеют к похвале твоей, отче Лаврентие: ты бо движимый Духом Святым, от юности и до конца дний твоих славил еси имя Всесвятаго Творца неба и земли, Его Пречистую Матерь и всех святых. И по смерти с ними водворился еси в райских чертозех, да и тамо со всеми святыми воспеваеши Богу хвалебную песнь: Аллилуиа. Икос 9 Витию богоугодна в тебе показа Господь, яко многа чада духовныя к тебе идоша. Вернии же Богу да возвеселятся с тобою во второе пришествие Спасителя. Мы же с кротостию и смирением приемлем наставления твоя и, подражая твоему человеколюбию, с любовию воспеваем тебе: Радуйся, гусли духа сладкозвучныя; Радуйся, кимвале восклицания. Радуйся, цевнице боговещанная; Радуйся, Ангелов собеседниче. Радуйся, о Бозе живе наше подражание; Радуйся, яко наставления твоя с радостию приемлем. Радуйся, яко теми муки вечныя избавляемся; Радуйся, поучение от Бога нам преподал еси. Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвениче к тебе притекающих. Кондак 10 Хотя спасти душу свою, всю полноту добродетелей Евангельских в себе совокупил еси богоблаженне Лаврентие: апостольское проповедание, мученическое терпение, преподобных воздержание, нестяжание, смирение и нищету духовную. Тем же ныне на небеси, восхваляюще Христа Бога, давшаго ти крепость, поминай нас, чтущих светлую память твою, и поющих Богу: Аллилуиа. Икос 10 Познал еси, богомудре отче Лаврентие, разум Божественных Писаний, непрестанно подвизаяся в молитвах, и почерпнул еси воду живу, юже и нам преподал еси; сего ради вопиим ти сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Имя старца Лаврентия было известно далеко за пределами Чернигова. Ему писали знавшие его лично и только слышавшие о нем. Писали из Грузии, Москвы, Киева, Одессы и других мест. Кто просил молитв, кто спрашивал совета в духовных или житейских делах, кто выражал сожаление, что не послушался благословения, поступил по-своему и вынужден терпеть. И старец давал четкий, определенный ответ на все сомнения и вопросы. Крепким здоровьем отец Лаврентий не отличался. Болезни переносил очень терпеливо. По сохранившимся справкам еще в 1923 году был признан инвалидом 2-й группы с потерей трудоспособности. Но Бог помог прожить батюшке еще двадцать семь лет. Шел 1949 год. Постепенно отец Лаврентий слабел. Как-то к концу лета он согласился сфотографироваться с группой монахинь. И когда был наведен фотоаппарат, преподобный Лаврентий быстрым движением снял скуфью, закрыл глаза и приоткрыл рот. Затвор аппарата щелкнул. Когда отпечатали снимок, получилось лицо неживого человека. «Скоро таким я буду», – сказал старец. Этим поступком предсказан был приближающийся исход из жизни. 6/19 января 1950 года в четверг в 21 час 45 минут дивный старец почил для жизни вечной. Воспоминания духовных детей старца ◊ Приехал к старцу Лаврентию митрополит Киевский Иоанн. Насладившись беседой, попивши чайку, собирается митрополит домой и просит на это благословение. Был вторник. «Не теперь, а в четверг», – сказал отец Лаврентий. Но гость уехал. Через некоторое время старец посылает сестер: «Идите встречать митрополита». – «Да он далеко уже от Чернигова». – «А я говорю, идите открывайте ворота». Пошли: к монастырю уже подъехала машина. Митрополит несколько смущенно говорит: «Ливень размыл дорогу и проезда на Киев нет». Только в четверг смог митрополит уехать, поражаясь предвидению старца. ◊ Во время прохождения фронта несколько монахинь стояли у окна бывшей монастырской бани и смотрели вниз на луг. Старец проходил мимо и закричал: «Убегайте, а то сейчас снаряд прилетит». Только успели отскочить, на это место ударил снаряд. Среди сестер была матушка Е., которая рассказала об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, кончину свою предуведевый; Радуйся, о ней же многим возвестивый. Радуйся, яко вечныя жизни сподобивыйся. Радуйся, безболезненным исходом душу свою Богу предавый. Радуйся, яко и бесы в той час вострепеташа; Радуйся, сладость небесную на земли вкусивый. Радуйся, яко на небеси тою наслаждаешися; Радуйся, яко мощи твоя нетленныя нам оставил еси. Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих. Кондак 7 Пение и рыдание надгробное чада твоя духовная приношаху ти у гроба, отче Лаврентие, егда преставился еси ко Господу душею: нас же не оставил еси телом нетленным, праведнии бо и по смерти живы будут, поя Богу: Аллилуиа. Икос 7 Четыредесят дний не смолкаше рыдание и пение у гроба твоего, блаженне Лаврентие; ты бо четыредесят дний ожидал еси, егда чада твоя уготовят ти место погребения. Пребывая с нами телом во храме, душею же молился еси за ны грешныя пред Господом. Сим пребыванием чудо велие явил еси: нетленныя бо мощи твоя, благовония исполненнии, показуют святость твою. Дивящеся сему чудеси, восхваляем тя тако: Радуйся, благодать Божию стяжавый; Радуйся, лозо винограда Христова. Радуйся, четыредесятидневным стоянием телесе твоего нас утешивый; Радуйся, яко множество чудес сотворивый. Радуйся, благоуханием от гроба твоего всю обитель наполнивый; Радуйся, яко по окончании четыредесяти дний тело твое с честию в гробницу положися. Радуйся, яко и до ныне нетленно Богом сохранися; Радуйся, яко и по смерти нас не оставивый. Радуйся, преподобне отче наш Лаврентие, скорый помощниче и молитвенниче к тебе притекающих. Кондак 8 Проповедником истины Христовой явился еси, отче Лаврентие: непрестанным служением Богу и ближним пророком древним уподобился еси. Службы Божия в храме совершая, в молитве келейной неустанно подвизался еси. Тем же и по преставлении твоем хвалебную песнь о тебе воспеваем Богу: Аллилуиа. Икос 8 Просвети землю Российскую лучезарным светом велиим преподобный Серафим Саровский чудотворец. По нем лучи трисолнечнаго сияния изыдоша от праведнаго Иоанна, чудотворца Кронштадтскаго. Ты же, святе Лаврентие, новый светильник по сих явился еси, просвещая и утверждая всех в вере непоколебимей. Сего ради ти яко светильнику земли Черниговския возглашаем тако:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Нравственная чистота, духовная высота, неистощимая любовь к людям вызывали необыкновенное расположение к старцу в каждом, кто хоть раз в жизни удостоился видеть его. Любовь старца была особенная, не знавшая пристрастия, не взиравшая на лица, на душевные качества. Он любил всех и проявлял это чувство приветливостью, вниманием, советом. Все от него уходили согретые этой христианской любовью, ободренные, не обличенные в своих грехах, а с умиротворенной совестью и полным спокойствием на душе, независимо от того, с какими волнениями, огорчениями, переживаниями к нему обращались. Оступившихся старец направлял на правый путь, возбуждая искреннее намерение исправиться, вселяя надежду на милосердие Божие. Отец Лаврентий был большим психологом, он знал духовный мир человека во всех его проявлениях и в самых тончайших оттенках. Он был нравственно прекрасен, и эта красота души его, как будто скрытая и незримая, привлекала отовсюду к нему множество людей. И самое главное, чем велик был старец, – это дар прозорливости, дар предвидения. К черниговской учительнице Е. Н. Михайловой приехала издалека приятельница, которую она не видела много лет. Пришли они в Троицкий монастырь, и Екатерина Николаевна посоветовала приезжей пойти на исповедь к старцу Лаврентию, а сама стала в сторонке в ожидании ее. Исповедь затянулась; по окончании подруга вся в слезах, потрясенная бросилась к ней и, рыдая, поведала о открытом ей старцем трагическом случае из ее детства, о котором она, будучи ребенком, совершенно забыла и только теперь вспомнила со всеми подробностями. Когда казалось, что исповедь завершается, старец Лаврентий неожиданно задал вопрос: «Вы никого не убили?» В полном недоумении ответила: «Мне даже муху жалко убить». – «А подумайте, хорошенько припомните». – «Да что Вы, батюшка, разве я могла бы совершить такое преступление?» – «Еще и еще вспомните. Давно, давно это было». И тут как бы пелена спала с ее мысленного взора, и ей представилась высокая веранда дома, где проходило ее детство. Она играет с младшим соседским мальчиком и толкает его. Тот падает вниз по каменным ступенькам лестницы и остается недвижимым. Что он был мертв, она тогда не сознавала, и об этом ей никто никогда не поведал, чтобы не омрачать всю жизнь тяжким воспоминанием. И тут старец Лаврентий разрешает ее от этого невольного греха. И слезы раскаяния, слезы утешения лились и лились из ее глаз. Неизвестно, может быть, кто-либо впоследствии рискнул открыть эту тайну, но она уже сбросила с себя камень. «Прощаю и разрешаю», – произнес старец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По некоторым данным, голоса архиереев УПЦ, выступающих за и против автокефалии, разделяются сегодня примерно поровну. Очевидно, что в русскоязычных областях число противников автокефалии намного превышает ее сторонников. Конечно, среди политиков, чиновников разного ранга также есть много противников церковного разделения, но далеко не все из них открыто выражают свои взгляды. И вот что еще характерно. Если сторонники автокефалии объединены по большей части в политические организации (различные ОУНы, та же депутатская группа «За единую Поместную Церковь» в Верховной Раде и т.п.), то сторонники единства с Русской Церковью объединяются преимущественно в братствах – традиционных для Украины организациях православных мирян. Особый вес позиции сторонников единства Русской Церкви придает то обстоятельство, что они могут опереться на мнение людей, обладающих непререкаемым авторитетом и особой властью над сердцами и умами – людей святых. Я назову только два имени. Прп. Лаврентий Черниговский Во-первых, это прославленный в лике святых старец Лаврентий Черниговский († 1950; память 29 декабря/11 января), почти что наш современник, бывший очевидцем первой (в 1920-е годы) и второй (в 1940-е) волн автокефальных движений на Украине. Преподобный Лаврентий говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа – это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе – Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать русских городов». Имя второго подвижника – схиархимандрит Зосима (Сокур). Он почил в 2002 году и вынес на своих плечах борьбу за единство Русской Церкви в недавние 1990-е годы. Его подвиг засвидетельствован тысячами духовных чад. Вокруг него выросло два монастыря. Его память чтут Блаженнейший митрополит Владимир, многие архиереи, клирики и миряне на Украине, в России и в других странах. Отец Зосима оставил своим чадам такое духовное завещание. Схиархимандрит Зосима (Сокур) «Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Васильевского мужского и Успенского Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю.

http://pravoslavie.ru/5183.html

На Зеленского давят по церковному вопросу с разных сторон: и с Запада, и от Пинчука, и со стороны Коломойского. Президенту приходится балансировать между многими центрами влияния. И в такой непростой ситуации ему тяжело будет сохранить нейтралитет и не свалиться в пещерную русофобию и гонения на Церковь в стиле позднего Порошенко с лозунгом «Армия, Мова , Вера». К сожалению, можно ожидать в ближайшем будущем возврата украинской политики в русло Порошенко, с церковными гонениями на УПЦ. Особенно велика такая возможность в случае срыва мирного процесса в Донбассе, что вполне ожидаемо. Тогда не будет никаких ограничительных мер против голосов противников Церкви. В то же время нельзя забывать, что именно Украинская Православная Церковь и ее Предстоятель митрополит Онуфрий в это сложное время явили православным пример истинной крепости духа перед государством. И другим Церквям стоит брать пример с наших украинских братьев. Рейтинг: 9.6 Голосов: 654 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Андрей 19 ноября 2019, 11:38 Спаси Господи Блаженнейшего митрополита Онуфрия Братиев и Сестер в украинских землях. Елена О 19 ноября 2019, 10:41 " Как вы лодку назовете, так она и поплывет " - мотаются от края к краю представители " культуры Украины " (. Николай 19 ноября 2019, 09:45 Преподобный Лаврентий Черниговский Преподобный Лаврентий Черниговский (1868-1950): «Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут ремонтировать их, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы – самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против Православной Русской Церкви, ее единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Денис Горбушин 19 ноября 2019, 06:53 Для начала на Донбассе не мир, а позиционная (окопная) война. Переход же к полноценной войне приведёт к освобождению российской армией Новороссии и Малороссии, в результате чего гонения на православных там прекратятся.

http://pravoslavie.ru/125646.html

А имя его духовного наставника, схиархимандрита Лаврентия Черниговского значительному числу верующих на Украине и в России стало известно еще задолго до его канонизации. (Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви в июле 1993 года всенародно чтимый подвижник был причислен к лику святых в чине преподобного; в феврале 2016 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания). И ведь тогда еще, в первой половине прошлого века, предвидя страшную смуту наших дней, ревностный поборник единства Святой Церкви, строго наказывал, чтобы мы на Украине были верны Московской Патриархии и ни в коем случае не входили ни в какой раскол. Уже сбылись некоторые горькие пророчества преподобного Лаврентия Черниговского. Сегодня нам следует внимательно вчитаться в такое его пророчество: «Господь Святую Русь помилует за то, что в ней уже было страшное предантихристово время. Русского православного Царя-Самодержца будет бояться даже сам антихрист. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании».      До чего же остро, до чего актуально звучат эти слова в наши дни! Но я хочу Вас спросить вот о чем: прожившая всю жизнь на Украине матушка Нектария, родной Вам по духу и по крови человек, отошла ко Господу в прошлом году. Как она Вам вспоминается? Как неустанная труженица и молитвенница. Когда моя сестричка находилась на одре болезни, то незадолго до кончины ее постригли в великую схиму. Всю свою жизнь она трудилась, не покладая рук. Звоню бывало в монастырь: «Где матушка?» Сестры отвечают: «Сыр делает». Или: «Молоко разливает». Долгие годы сестричка была благочинной Успенского Елецкого монастыря, затем – его настоятельницей. Эта одна из самых старейших обителей Киевской Руси находится почти в центре Чернигова – города, время основания которого теряется в глубокой древности. И вот в городском монастыре матушка с сестрами держала курочек, коровок. Есть там такие закоулочки возле стен, что можно отгородиться и скотинку держать.

http://pravoslavie.ru/144714.html

– Помедленнее, помедленнее. Если побыстрее – все в голове будет переворачиваться, ничего не поймешь. Молитесь со вниманием, усердно. «Усерднее, чаще надо молиться» – слова эти часто можно было слышать из уст старца. Он старался привить своим чадам вкус к молитве, однако следил, чтобы все было по силам, в меру. В трудных житейских ситуациях старец советовал обращаться в молитвах к Царице Небесной и святому Николаю Чудотворцу: «Матерь Божия и святитель Николай – вот наши ближайшие заступники». При блудной страсти усердно молиться Моисею Угрину и Иоанну Многострадальному: «Святые отцы, храните меня в чистоте, в целомудрии», и затем помазываться святым маслом от лампадки, горящей у рак с их мощами. А также не забывать и святителей Димитрия Ростовского , Лаврентия Черниговского и Иоасафа Белгородского , при этом говорил, что как на Востоке великие святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , так и у нас, в России, Господь воздвиг святых Димитрия Ростовского , Лаврентия Черниговского и Иоасафа Белгородского . Вот эти три светильника нашей земли Российской, нужно к ним прибегать за помощью, просить их молитв, заступления, просить, чтобы они нашу Церковь и веру сохранили, молились за нас». И всегда, во всех ситуациях напоминал старец о необходимости ходить за помощью к преподобным угодникам Киево-Печерским. «Ходите почаще в пещеры, ходите почаще, пока можно», – говорил он, видимо, предвидя то время, когда зайти туда уже будет нельзя. Духовные наставления старца из видеофильма, снятого незадолго до его кончины: «Держитесь Православной Церкви. Живите христианской жизнью. Раз в месяц причащаться надо, дома употреблять крещенскую святую воду, просфоры по утрам, как первые христиане – подражать им надо. А то книги читаем часто, прочитали – закрыли, забыли. Как они жили, первые христиане? А первые христиане жили очень высокой духовной жизнью. Сегодня они принимали христианство, завтра у них отнимали имущество, на третий день на страдания приглашали. Они на все готовы были. Вот им и подражайте, книги читайте, все хорошее употребляйте.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010