Те, кто служит за рубежом, говорят, что их пастве очень сложно осознать свою греховность, многие не могут потерпеть даже малейшего замечания в свою сторону. Так что тема свободы актуальна для всех. – Православные старцы ХХ века, например Лаврентий Черниговский, говорили, что храмы откроют и будут строить в благолепии и красоте, но ходить в них будет нельзя или просто некому будет. О чем тут речь? Не о храмах ли, например, захваченных ПЦУ-шниками, ведь они стоят полупустыми? И касается ли это нашей конфессии? – Думаю, что преподобный Лаврентий, в отличие от нас, грешников, на мир смотрел целостно. Оскудение благочестия происходит и по причине раскола, и по причине общего оскудения духовной жизни. Например, многие священники заметили, что после Майдана 2013/2014 года в несколько раз уменьшилось количество крещений, венчаний, исповедей. В какой-то мере это происходит из-за того, что отсеялись так называемые «захожане», которые приходили в храм лишь на Пасху и Рождество или ради участия в указанных выше Таинствах и требах. Для них более важными стали сплетни политиков и журналистов, нежели авторитет Церкви. Теперь за указанными требами кто-то из них идет к раскольникам, а большинство вовсе никому не доверяет и самоуверенно говорит, что у них «Бог в душе». Пользуясь нестроениями в церковной жизни, значительно активизировали свое влияние протестанты и сектанты, которые всегда были энергичными в проповедничестве. Они через СМИ и особенно интернет сумели многим внушить пренебрежительное отношение к духовенству, а особенно к Таинствам и требам. Почти во всех православных группах в социальных сетях обязательно укореняется человек сектантского толка, который, пользуясь незнанием многими православными христианами основ вероучения, сеет свои идеи, с которыми чисто логически большинству людей сложно не согласиться. – И вопрос несколько не по теме. Говорят, сегодня большинство студентов духовных школ стремятся остаться в городах. Так ли это, и если да, то чем это объяснить? Как соотнести этот факт со свободой, о которой говорил Христос?

http://pravoslavie.ru/133866.html

— Энергичное приграничное передвижение между странами обычно способствует развитию экономических, человеческих связей. А развивается ли между тремя приграничными епархиями «паломническое передвижение»? Есть ли программы развития паломничества к святыням епархий в соседних государствах и принесения святынь? — Централизованная епархиальная паломническая служба в Брянской епархии была организована не так давно, и она уже активно развивается. Конечно, среди паломнических маршрутов, в первую очередь, мы стараемся определить посещение близлежащих святынь. Очень большой популярностью пользуется Почаевская лавра . Но не все могут съездить в Почаев поклониться Матери Божией, поэтому в прошлом году состоялось принесение в Брянск Почаевской иконы Пресвятой Богородицы, перед которой смогли помолиться многие тысячи паломников со всех уголков области. Также люди чтят святителя Феодосия Черниговского, преподобного Лаврентия Черниговского. Многие люди ездят поклониться в Успенскую Киево-Печерскую лавру . В Брянскую епархию множество паломников приезжает к мощам преподобного князя Олега Брянского, в Свенскую обитель, к Балыкинской, Севской и Чубковской иконам Божией Матери. В прошлом году было положено начало еще одному культурному мостику между братскими странами. Так, Брянскую епархию посетили сестры Елисаветинского женского монастыря Минска, они представляли монастырь на специально организованной выставке-ярмарке «Из Беларуси с любовью», давали концерты духовных песнопений, проводили дискуссионные встречи с молодежью, военнослужащими. Поскольку мероприятие нашло большой отклик среди населения Брянска, с этого года решено сделать его регулярным. — Ведется ли между приграничными епархиями координация действий в сфере духовного образования, миссионерской и просветительской деятельности? — Да, в этом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учрежден Координационный комитет епархий российско-украинско-белорусского приграничья, который занимается этими вопросами.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3076682...

Валентина 10 марта 2014, 21:26 (продолжение)Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский, писал чтобы мы не хвалили чужую веру и ни в коем случае не соединялись с католиками и не оставляли Православную Веру. Близкие по духу великие Архиепископы Лазарь Баранович, Святитель Феодосий Черниговский и Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский, — они всеми силами старались по слову Господа Иисуса: «Да вси будут едино», быть с Православной Россией, чтобы вместе составить Святую Русь. И чтобы навсегда освободиться от польского владычества и от гнета иудеев и их аренды и избавиться от чуждого нам католичества и унии душепагубной, введенной и насажденной угрозами, пытками, насилием и смертью. И еще Батюшка сказал: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте. Нужно твердо знать, что Россия — жребий Царицы Небесной, и Она о ней заботится и ходатайствует о ней сугубо. И надо помнить что Един Бог, едина вера и едино крещение. Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола. Валентина 10 марта 2014, 21:22 Преп. Лаврентий Черниговский говорил настойчиво и строго с предупреждением, что наше родное слово Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов. В Польше была тайная иудейская столица. Иудеи понуждали поляков завоевывать Русь. Когда поляки завоевали часть Руси, то отдали иудеям в аренду православные монастыри и церкви. Священники и православные люди не могли без их разрешения совершать никаких треб. Теснили и притесняли православных со всех сторон, покровительствуя Польше, католичеству и унии. Иудеям очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали сначала завоеванные поляками и отданные им в аренду русские земли Малороссия. Потом опомнились, что здесь есть слово Рос, и назвали Окраиной. Слово окраина — это позорное и унизительное слово! Какая окраина? Чего, почему окраина?! Ведь за этой мнимой иудо-польской окраиной находятся другие страны и государства. И позже по их же указке поляки узаконили нам понятия Украина и украинцы, чтобы мы охотно забыли свое название русский, навсегда оторвались от Святой и Православной Руси.(продолжение сл.)

http://pravoslavie.ru/68839.html

Главные святыни обители: Частицы святых мощей преподобных Печерских, преподобных Иова и Амфилохия Поча-евских, святителя Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских, старцев Оптин-ских, святителя Тихона Задонского, преподобного Феодора Санаксарского и других угод-ников Божиих. К конце 1925 г. в обители возвели храм и первые кельи; накануне закрытия монастырь имел храмы Рождества Пресвятой Богородицы и св. прор. Илии, колокольню, множество корпусов; после закрытия часть комплекса построек, переданного школе-интернату, была разрушена, часть – переделана. В 1991-1995 гг. в обители построен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 2001-2002 гг. одно из помещений бывшего интерната переделано в храм св. равноап. княгини Ольги с колокольней. Монастырь также имеет часовни св. прор. Илии и всех святых земли Русской. Источник: сайт монастыря История Рождество-Богородичной обители в селе Липча гораздо менее древняя и драматическая, чем история Грушевского, Угольского и Мукачевского монастырей. Основание ее относится к приснопамятному 1924 году, заре Карпатского возрождения, когда после многовекового австро-венгерского гнета пробудилось религиозное сознание многострадалного народа, сумевшего сохранить в годы гонений истинную веру, повсеместно строились храмы, призывно звучали колокола монастырских звонниц, возвещая о возвращении православия на Карпатскую Русь. Обитель, духовными наставниками которой стали преподобный Алексий Карпаторусский и его соподвижник игумен Амфилохий, а основательницей - монахиня Параскева (в миру - Юлиана Прокоп), сыгравшие важную роль в Карпатском возрождении, очень скоро обрела широкую известность как первый женский монастырь. Еще в юном возрасте Господь вложил в сердце будущей игумении благочестивый помысл стать на монашеский путь, и она вместе с соподвижницами основала в горах православную общину. Девушки собирались тайно, читали молитвенное правило, придерживались церковных Уставов и по сути никому не мешали, но, узнав о существовании общины, венгерские жандармы выследили ее и разорили ее, а девушек подвергли жестоким пыткам. Однако это не сломило духа юных исповедниц истинной веры, которые держались твердо и безкомпромиссно. Они вновь и вновь собирались на молитву в укромных местах, презирая опасность. А когда Закарпатье перешло в состав Словакии, девушки обрели возможность воплотить свои сокровенные желания, и уже в 1923 году Юлиана Прокоп становится невестой Христовой, к чему с детства стремилась ее боголюбивая душа. Монашеский постриг совершает игумен Амфилохий (Кемень). Принятие лика Ангельского с именем Параскевы становится началом нового этапа в ее жизни. Ее героическая боголюбивая душа жаждала подвига, теперь уже созидательного.

http://sobory.ru/article/?object=26553

Батюшка часто повторял: – Жалко неопытных священников, потому что у них времени не хватает вычитывать всё. Записки не читают на проскомидии, а в будущей жизни будут за спиной носить. Если бы были опытны, то непрочитанные записки аккуратно сложили бы в столбики, да со страхом перекрестились бы: “Помяни, Господи, всех написанных и не прочитанных по немощи человеческого естества”, и они бы не отвечали по человеколюбивому Богу нашему. А они не опытны, частицы вынут, а записки везде валяются по окнам. А за это будут нести ответ. Батюшка предостерегал: “Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после “Отче наш... А если уже вышли с Причастием Тела и Крови, то стой со страхом и молись на месте, потому что здесь присутствует сам Господь со Архангелами и Ангелами. И если можешь, пролей хоть малую слезу о своём недостоинстве”. Старец как-то за обедом монахине Афанасии надел большой крест и предсказал: “Вот будешь регент”. Впоследствии предсказание сбылось, регентша была награждена крестом. Из воспоминаний монахини Е.: – Однажды во время войны многие сёстры стояли около бани... Батюшка шёл мимо да как закричит: “Убегайте, а то сейчас снаряд прилетит”. Так и было. Только отскочили, и сразу снаряд ударил. Как-то летом на капусту, посаженную монахинями “напала гусеница”, обратились за помощью к старцу. Батюшка помолился, и “вся гусеница вползла во вблизи находящееся озеро”. Однажды в монастырь к старцу Лаврентию приехала из соседнего села девушка, испросить благословение выйти замуж, старец спросил: не больна ли она. Девушка ответила, что здорова. В ответ старец попросил не торопиться с замужеством, а подождать. Через год девушка умерла. Одну благочестивую женщину, он усадил обедать. Когда женщина стала объяснять, что боится, что опоздает на поезд, старец посоветовал поехать на следующий день. Позже стало известно о крушение поезда, на котором женщина собиралась уехать. На следующий день, благодарная женщина славила Господа и благодарила прозорливого старца. Из рассказа схимонахини Святославы (г. Киев):

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1373 г. в Новгородской Лисичьей обители, что близ Хутыня, облечён в монашество молодой человек с именем Арсения. Откуда и чей он сын, неизвестно; но потому, что уже умел он ковать медные изделия, видно, что воспитан он добрыми родителями. В Лисичьей обители терпеливо проходил он разные послушания и прожил 11 лет. Затем отправился в Афонскую гору и здесь в одном из монастырей подвизался три года. Он безвозмездно готовил для старцев Святогорских разную медную посуду и тем приобрёл любовь их. Возвращаясь в Россию, получил он от игумена Иоанна икону Божией Матери и устав общежития, с заповедью основать обитель на дальнем севере. Посетив Лисичий монастырь и получив благословение игумена своего, отправился он странствовать по холодному северу. Он жил на Валааме, потом поплыл к устью реки Городецкой (по-Фински Воксы); здесь за бурей остаётся он долгое время и молится со слезами, да укажет Сам Господь место для желаемой обители. Буря утихает; странник садится на чёлн; но едва началось плавание, как снова поднялась буря и приносит странника к острову Коневцу. Преподобный поставил крест и остался здесь для подвигов. Это было в 1393 г. 113 . Выстроив часовню на высоте острова, Арсений вёл скитскую жизнь. Трудна, тяжела была жизнь его на холодном и диком острове, но он терпел и подвизался в молитве. – Напрасно убеждал его инок Лаврентий возвратиться на Валаам по зову игумена Силы. Он решился с помощью Божией превратить остров служения лжи в обитель святости и истины. До его поселения на Коневце береговые жители пользовались островом для конского пастбища. Они верили, что скот их остаётся здесь целым и невредимым от того, что его берегут духи, живущие под огромным камнем, и в знак благоговейной признательности оставляли у камня каждую осень одного коня. Конь погибал от голода в какой-нибудь трущобе, а они верили, что благосклонно принят он в жертву духами. От того огромный камень называли Конь-каменем, а остров Коневым или Коневцем. Преподобный Арсений, узнав о таком языческом суеверии народа от рыбака Филиппа, ещё в начале поселения своего на острове, приступил к камню с молитвой, окропил его святой водой, и духи – наставники лжи – отлетели в виде воронов на Выборгский берег в большую губу, которая поныне называется: Чёртова лахта 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В приходе существуют земские народные школы: в селе – с 1885 года, в дер. Харитонове – с 1893 года и в дер. Пустоши – вышеописанная Преображенская церковь -школа с 1895 года. Богородское-Чечкино Село Богородское-Чечкино, при колодцах, находится от уездного города в 20 верст., а от губернского в 140 верст. До тридцатых годов XVIII столетия Чечкино было сельцом; в 1730 году владелец Чечкина, князь Иван Алексеевич Урусов основал в нем церковь , которая была освящена в честь Владимирской Иконы Божией Матери 13 ; с этого времени бывшее сельцо стало именоваться селом Богородским-Чечкиным. Новопостроенная кн. Урусовым церковь стояла в селе до конца столетия; а в 1797 году усердием прихожан сооружена новая каменная церковь и освящена в прежнее наименование – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Эта церковь без особенных изменений существует до настоящего времени. Престол в церкви один, – холодный. Колокольня при церкви каменная же. В 1862 году отдельно от холодной церкви прихожане своими средствами построили теплую каменную пятиглавую церковь . Престолов в ней три: главный – в честь Святителя и Чудотворца Николая (освящен в 1862 г.) и придельные: в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1865 г.) и в честь Зачатия Иоанна Предтечи (освящен в 1872 г.). Из старинных священных предметов в церкви сохраняются: а) старинная икона Владимирской Божией Матери в дорогой сребропозлащенной ризе, украшенной жемчугом, пожертвованная в церковь основателем ее, кн. И. А. Урусовым; б) напрестольный крест, пожертвованный кн. Урусовым; в сем кресте хранились до тридцатых годов настоящего столетия частицы Св. мощей угодников Божиих: 1) Св. ап. Тита, 2) Св. Василия Великого , 8) Св. равноап. кн. Владимира, 4) Св. благоверного кн. Михаила Черниговского, 5) Св. муч. архидиакона Лаврентия, 6) Св. Андрея Стратилата, 7) Св. Феодора Стратилата, 8) Св. муч. Христофора, 9) Св. равноап. Феклы, 10) Св. преподобномученицы Пелагеи и 11) Св. праведные Анны; но в означенное время сии частицы Св. мощей из обветшавшего уже креста изъяты были и вложены в нарочито для них устроенную икону; в) богослужебные сосуды, пожертвованные в церковь в 1785 году тем же кн. Урусовым; на потире имеется следующая надпись: «сии сосуды построены в церковь образа Владимерския Богородицы обещанием Князя Иоанна Алексеевич а Урусова для моления о здравии и поминовении души родителей ево в Суждальскую ево вотчину в село Богородское 1735 года, м-ца Августа 30 дня»; е) два евангелия, из коих одно печати 1656 года, а другое – печати 1758 года.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

– В этот раз крест из Сагматы будет только в Черкассах? – Недавно на Керкере я познакомился с архиереями Черниговской и Житомирской епархий. Поскольку крест будет на Украине до 7 ноября, он поедет и в другие города. Я думаю, там тоже есть потребность в благодати от Креста Господня. – Как ваша дружба с нашим владыкой может способствовать воцерковлению черкасцев? – Нам всем надо объединиться. Для меня самое главное, чтобы люди чувствовали: все они – братья и сестры между собой, и они нужны кому-то. Еще с истории Вавилонской башни мы знаем, что люди стараются объединяться. Но объединение без Бога – это наибольшее разрушение. Мы знаем, с какой радостью греки когда-то вступили в Европейский Союз. И теперь ждут, когда же он будет расторгнут. Я ожидал этого. Потому что любое объединение людей без Бога начинает саморазрушаться. А мы, православные, легко преодолеваем все границы и воспринимаем один другого как брата. Потому что нас объединяет Тело Христово. Поэтому и Украина для меня – вторая родина. скрыть способы оплаты Комментарии Сергий 25 сентября 2012, 14:54 Ольге. Чтобы объяснить Вам, что плохого в отделении украинской православной церкви от московского патриархата, пришлось бы пересказывать слишком много известных вещей. Попытайтесь самостоятельно разобраться в истории этого раскола. Почитайте преподобного Лаврентия Черниговского, св. Иова Почаевского (Железо), и в Вашей голове всё станет на свои места. Мы здесь не в детском саду, и пока что не в изоляции (имею в виду интернет). На Ваш вопрос могу ответить кратко: раскола быть не должно. Отрыв украинского православия от МП - путь в ад. черкасщанин 25 сентября 2012, 14:43 о. Нектария был в Черкассах уже три раза. В том числе - в апреле этого года. В свой третий приезд в сентябре (о чем написано в статье) - привёз нам Крест с частицами Честнаго Древа Господня. В июле этого года из монастыря " Сагмата " был украден другой, не этот Крест. о. Софроний действительно активный сторонник отделения украинской православной церкви от русской Церкви-матери. Но мы, простые верующие украинской православной церкви Московского Патриархата, горячо надеемся, что такие объединяющие события, как приезд гречечского архимандрита, который горячо любит и почитает Русскую Православную Церковь, - не пройдут бесследно и хорошо повлияют на сложившуюся у нас обстановку...

http://pravoslavie.ru/56117.html

Громче всех, как всегда, критикуют монастыри сами монахи, особенно пребывающие вне обителей. Если активно строятся здания и храмы, брюзжат, что созидать следует души, а не камни, будто, если стройки прекратить, души станут расти быстрее. Пускают паломников и туристов – проходной двор, а коли запрут ворота – эгоисты, живут только для себя. Заводят обширные поля или прибыльное производство, обзывают колхозами; если полей и производств нету – лентяи, не желающие трудиться. Чистота и порядок – декорации, социальное служение: приюты, богадельни – суета и показуха, мало насельников – никто не идет, много – случайные люди; принимают пожилых – зачем, уже ничего не поймут, молодых – кто и чему будет их учить; монашеское жительство, говорят, сегодня одна видимость, без смысла и содержания, поскольку не имеется руководителей, старцев; ссылаются на суждения святителя Серафима Звездинского и преподобного Лаврентия Черниговского , относящиеся к эпохе тотального крушения, когда вообразить возрождение Церкви было так же немыслимо, как и внезапную отмену советской власти; упразднение монастырей виделось окончательным и знаменовало истребление христианства, предваряющее незамедлительный конец света. Апокалиптический мотив, усилившийся со свистопляской вокруг ИНН, и теперь питает энтузиазм сверхправославных ревнителей: они покидают епархии, если архиерей не угодного им духа; они рассылают по монастырям подметные письма против Синода и в издаваемых листовках призывают шить рюкзаки, приобретать палатки, спальные мешки, примусы, готовиться уходить в леса ; такая агитация легко ложится на советскую закваску, привычку всегда ожидать чего-то ужасного; многие так и живут с безотрадной верой не в Христа, а в антихриста, намереваясь однако как-то от него скрыться и переждать конец света; брошюрки и статьи полны причитаниями: в наше бедственное время… Так и хочется возразить, как когда-то Леонтьев: его время, быть может, вовсе не моё время. Причина неприязненного отношения к монашеству кроется, очевидно, всё-таки в том, что монахи живут по законам иного мира. Известно, какое настороженное, враждебное отношение встречают инакомыслящие; тем паче инакоживущие смутно представляются опасными и вызывают тревогу, не объяснимую логикой. Одно дело жалеть пасынков фортуны, замухрышек, не нашедших более веселого и комфортного места под солнцем, чем монастырь, но какое раздражение, даже ярость вызывает противоположная концепция: «все бездарно в сравнении с монашеством, и всякий подвиг в сравнении с ним есть мещанство» .

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. 424 Нельзя сказать, что католический Запад действует согласно духу евангельскому, христианскому. Отделившись от Вселенской Церкви, он перетягивает на свою сторону сначала умы и души, а затем и канонические территории исконно православных народов. Об этом отец Зосима говорил следующее: «Идет путем скорбей Церковь Христова до сего дня. Гонения, ненависть, духовные расколы в Церкви, ненависть к единству Церкви, хоть святые отцы и заповедовали нам: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь " ». 425 «Печаль только за Украину нашу: в сатанинском безбожии, в нищете, в национализме сатанинском пребывает сейчас Украина, во злобе к земле Русской пребывает, антирусская пропаганда несется. Против русского языка восстают, какой-то западенский язык нам навязывают, который и сами они мало понимают, – полупольский, полумадьярский, полу Бог знает какой, полурумынский, смесь какая-то, полунемецкий язык этот. Нападение на веру православную, расколы, тьма какая-то, смерч какой-то над Украиной стоит тяжелый, только лишь надежда на Русь Святую». 426 Проблема еще видится в том, что элита, управляющая государством, удалена от жизненных интересов простого верующего народа, который не только не хочет отделения от Матери-Церкви, но и готов жизнь свою положить за ее единство. Одним из таких ревностных представителей Святой Руси является святой преподобный Лаврентий Черниговский , говоривший: «Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь !» Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не Церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная, Святая Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя Церквами, не Церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010