Между тем родитель Димитрия Александровича и во время пребывания его в Глушицком монастыре не переставал выражать желание исполнения своих требований: он настойчиво добивался того, чтобы сын оставил монастырскую жизнь и поступил в государственную службу. Тогда новоначальный послушник стал просить архиерея оказать ему милость и, ввиду семейных обстоятельств, поспешить постричь его в монашество. Преосвященный, зная хорошо духовное настроение Брянчанинова, решился исполнить его просьбу. Исходатайствовав разрешение Святейшего Синода, он вызвал Димитрия Александровича из Глушицкого монастыря в Вологду и велел готовиться к пострижению; вместе с тем он приказал ему хранить это в тайне от родных и знакомых, чтобы избежать каких-либо притязаний со стороны их, могущих воспрепятствовать делу, так как намеревался постричь его неожиданно для всех. Стеснительно было такое положение в столь важное время: готовящийся к пострижению вынужден был остановиться на постоялом дворе и среди мирской волны приготовляться к великому обряду. 28 июня 1831 года Преосвященный Стефан совершил обряд пострижения Брянчанинова в малую схиму в кафедральном Воскресенском соборе и нарек Димитрия Игнатием в честь священномученика Игнатия Богоносца , память которого празднуется Церковью 20 декабря и 29 января. Инок Игнатий сначала в первый, потом в последний из этих дней праздновал свое тезоименитство. Это имя Игнатия указывает еще на преподобного Игнатия – князя, Вологодского чудотворца, мощи которого почивают в Прилуцком монастыре, где покоятся мощи и преподобного Димитрия Прилуцкого – Ангела новопостриженного инока от Крещения. Таким образом, произведена над ним перемена имен двух чудотворцев, почивающих в одной обители. С именем одного, данным при Крещении, соединено воспоминание об обстоятельствах рождения, а имя другого наречено при пострижении, как бы в ознаменование сходства земной участи новопостриженного – с преподобным из княжеского рода. Родные Брянчанинова, прибывшие 28 июня в собор к богослужению, были крайне изумлены неожиданным священнодействием, зрителями которого они сделались. 4 июля того же года инок Игнатий был рукоположен Преосвященным Стефаном в иеродиакона, а 25 того же месяца – в иеромонаха, и временно оставлен при архиерейском доме, который в Вологде находится при кафедральном соборе, в одной с ним ограде, образуемой стенами Кремля времен царя Иоанна Грозного. Для обучения священнослужению новорукоположенный был приставлен к городской церкви Спаса Обыденного под руководство священника Василия Нордова , впоследствии протоиерея и настоятеля Вологодского кафедрального собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви поклонился святыням Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря в Вологде 17 июня 2018 г. 22:43 17 июня 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь города Вологды — один из древнейших и крупнейших монастырей Русского Севера. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ,  митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  архиепископ Солнечногорский Сергий ,  епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан , епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий . У святых врат обители Святейшего Патриарха Кирилла встречал наместник монастыря игумен Игнатий (Молчанов) с братией обители. Святейший Владыка проследовал в собор Всемилостивого Спаса, построенный в 1537-1542 годах и являющийся самой древней каменной постройкой в Вологде. В нижней церкви свв. Димитрия и Игнатия Прилуцких Святейший Патриарх поклонился честным мощам преподобных основателей обители. В верхнем храме Предстоятеля встречали насельники монастыря, преподаватели и учащиеся Вологодской духовной семинарии, прихожане и паломники. Наместник монастыря игумен Игнатий (Молчанов) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец игумен! Дорогие братья и сестры! Для меня большая радость в день памяти Вологодских святых посетить Спасо-Прилуцкий монастырь, известный своей историей, своими подвижниками. Это действительно святое место на православном Русском Севере. Когда входишь под сень обителей, построенных руками предшествующих поколений, руками иноков, посвятивших свою жизнь Богу, понимаешь, с какой же преданностью Богу жили эти люди. Они не просто несли свое монашеское послушание — они созидали эту земную красоту, которая становилась отображением красоты небесной.

http://patriarchia.ru/db/text/5222782.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ († 11.02, ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, Вологодский, игум., основатель Димитриева Прилуцкого в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня мужского монастыря . Источники Прп. Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития. Икона. Ок. 1503 г. Мастер Дионисий. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития. Икона. Ок. 1503 г. Мастер Дионисий. (ВГИАХМЗ) Основным источником сведений о святом является его Житие, известное более чем в 200 списках и неск. редакциях. Наиболее вероятным его автором считается 5-й игум. Спасо-Прилуцкого мон-ря Макарий, имя к-рого названо в большинстве списков всех редакций (игум. Макарий упом. в монастырских актах в 1471, в 1475 в обители был уже др. настоятель; см.: Рыков Ю. Д. Новые акты Спасо-Прилуцкого мон-ря XV в.//Зап. ОР [ГБЛ]. М., 1982. Вып. 43. С. 1-4, 95-98, 105). Составляя Житие Д., по-видимому, в нач. 70-х гг. XV в., игум. Макарий основывался на рассказах 2-го игумена Спасо-Прилуцкого мон-ря и ученика Д. Пахомия. Старшие списки Жития позволяют говорить о существовании к кон. XV в. как минимум 2 редакций текста - Ранней (по мнению Т. Н. Украинской (Беловоловой), наиболее близкой к первоначальному тексту) и Минейной; не исключено существование тогда же одной из проложных редакций. В более подробной Минейной редакции приведен ряд сведений, отсутствующих в Ранней редакции, содержится описание большего числа чудес. Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Ранняя редакция Жития прошла неск. этапов формирования: вначале это был текст без предисловия и похвалы святому, с описанием 5 чудес (этот вариант известен в списках: РГБ. Ф. 256. 96, XVI в.; РГБ. Ф. 304. 790, XVI в.; РГБ. Ф. 178. 697, XVIII в.; РНБ. Тит. 844, XVIII в.). Позднее были добавлены 2 чуда (на наличие такого варианта текста указывал В. О. Ключевский ), потом еще одно чудо. Последний по времени вариант Ранней редакции, содержащий предисловие и похвалу, отражен в найденном Л. А. Дмитриевым списке РНБ. Погод. 1332 ( Дмитриев. 1988. С. 190-194).

http://pravenc.ru/text/178017.html

И верующий вологодский народ устремился в обитель, в 1371 г. «поставил там большую церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и в честь Креста Христова, в первый день августа на освящение водам». Пришли дары и от тезки молитвенника, - от князя Димитрия Донского. Кстати, впоследствии, обладая даром прозрения, святой указал братии момент кончины своего державного соименника. Говорят, что к северу от левого клироса в Спасовом храме святому было ограждено досками особое молельное место. Спустя века тут за стеклянной дверью находилась особая памятная палатка. Не благословил Дмитрий своего родного брата, жившего в Переславле, идти в третий раз торговать в племена «югра и печера, в те места, где живут чудь и самоядь». Брат, ослушавшийся святого провидца, погиб. Любивший убогость, подвижник весь год носил тулуп из твердой овечьей кожи, даже в праздники питался лишь горячей водой с малой просфорою, до глубокой старости вместе с братией участвовал в общих работах. Скончался преподобный 11 (24 по нов ст.) февраля 1392 г. При кончине святого братия ощутили растекающийся по монастырю запах ладана, исходивший из келии Димитрия. Казалось, что святой уснул, а тело его было озарено дивным светом. Но вспомнили иноки и давешние слова настоятеля: «Стащите мое грешное тело в болото и ногами потопчите...» Однако с плачем и молитвами тело было положено в церкви, которую поставил сам святой. В церкви во имя прп. Димитрия Прилуцкого, расположенной в подклети Спасского собора, под спудом почивают мощи трех святых: Димитрия Прилуцкого, а также благоверных братьев-князей Игнатия Прилуцкого (Иоанна Андреевича Угличского) и Димитрия Андреевича Угличского, сосланных сюда Иваном III в заточение. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 г., и в том же XV в. почитание его распространилось по всей Руси. Чудеса и исцеления недугов исходят от гроба чудотворца и до нынешнего дня. Вошло в историю и чудо о вятичах, отделившихся, было, от Московской державы. Придя в Вологду, они разорили город, разграбив и Прилуцкий монастырь. Один из помраченных мародеров, схвативший покров с гроба преп. Димитрия, тут же был «ударен о пол церковный, оцепенел и лишился силы, лежал скорченный и безгласный. И напал страх великий на всех видевших и слышавших это». Несчастный злодей-вятич был похоронен в монастыре, а остальные захватчики, убоявшись, ретировались, сохранив этот страх и через годы.

http://pravoslavie.ru/59763.html

170 «Се аз Марья, Григорьева дочи, а Истоминская жена, да со своими детьми, с Феодором да Петром, да с внуком Ивановым сыном, приданово дали есма старцу Феодосию Суморину, от отца своего благословение, пустошь симакинскую на Песья-Деньге и на Ковде со всем угодьем, что к ним исстари потягло… и дали есма ему на монастырское строение… Данную писал Коземка Иванов, сын Тараканов, л. 7061 (1553) августа в 10 д.». 171 На ризе иконы надпись: «в Спасо-суморинскую обитель сей св. образ принесен руками преп. Феодосия, тотемского нового чудотворца, из Спасо-прилуцкого вологодского монастыря в 1554 г. июня 29 д.». Эта надпись, очевидно, не древняя, но она основана на древней монастырской описи. 173 Ист. иер. VI, 418 «А духовную память писал Игнашка Гостко, Федоров сын, лета 7076 (1567) декаб. 19 д.». 174 Над гробом преподобного положена была каменная плита с надписью: «лета 7076 января 28 д. преставился раб Божий строитель и начальник сей пустыни Феодосий Ульянов Суморин». – Эта плита от пожаров раздробилась. 175 По ркп. святцам 17 в. «Преп. Феодосий, Суморина монастыря игумен, иже на Сухоне реке и на речке Песья-деньга». Нафанаил опис. мон. стр. 35–37. 177 Косов свидетельствует (патерик на польск. яз. стр. 180. К. 1635 г.), что в его время еще видно было место бывшего Димитриева монастыря близ лавры. В 1128 монастырь был приписан к печерской обители и ко храму, построенному блаж. князем Ярополком во имя св. Петра, называли его Петровой церковью (собр. л. I, 88, 131). Но после того Поликарп был игуменом Димитриева монастыря, как говорит Симон. 181 Калайдович в предисл. к памяти. XII в. стр. 21, 22. По ркп. святцам, между святыми, почивающими в киевской пещере, первым показан: «св. Лаврентий епископ туровский». 184 Сказание о жизни и трудах св. Стефана пермского, стр. 64, 65. Спб. 1856 г. Ист. иер. 6, 576. Другая такая же икона и также древняя стоит в вознесенском устьвымском храме. Ист. иер. 6, 579. 186 Извлечение из современной записки – с волог. епарх. вед. 1865 г. 22. Устьвымский священник Евтихий (в 1717 г.) писал к секретарю вологодского архиерейского дома: «пишем тебе, господину, о том, что в архиерейском доме или в соборной церкви или у твоей милости есть о начале и о бытности на Устьвыме, епископии Стефана, епископа пермского, и по нем иных епископов по ряду и чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы, в которые годы они епископствовали и откуда родом и который епископ и чудотворец сколько годов в епископии пребывал, и каковы чудотворцев кончины были и что из чудес и который епископ где почивает и в которые годы с Устьвыми на Вологду переведен? Мы не ведаем; а приходящие к чудотворцам богомольцы, осуждают о том деле, что мы не ведаем; да и надлежит у их раки о вышесказанном деле на письме быть сполна. – Ради их, чудотворцев прикажи взыскать и архиерею Божьему доложить и выписать и к нам на Устьвым прислать». Что сделал по сему предмету дьяк вологодского епископа, остается неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Олега Краснаго, Пронскаго, мученика (†1247) Михаила Смоленскаго (†ок. 1248) Святослава Юрьевскаго (†1253; в крещении Гавриила) Василия (†1249) и Константина (†1257) Ярославских Александра Невскаго (†1263; в схиме Алексия) сына его Димитрия Владимирскаго (†1269) и дщери его Евдокии Владимирския (XIII) Романа Рязанскаго, мученика (†1270) Глеба Ростовскаго, Белоезерскаго (†1280) Романа Углечскаго (†1285) Олега Брянскаго (†ок. 1285) Димитрия Владимирскаго (†1294) Довмонта (†1299; в крещении Тимофея) и Марии († 1300; в иночестве Марфы) Псковских Феодора Смоленскаго (†1299) и чад его Давида († 1321) и Константина (†до 1321) Ярославских Владимира и Агриппины Ржевских (XIII) Иоанна Путивльскаго, мученика (XIII) Даниила Московскаго (†1303) Ксении Тверския (†1312; в иночестве Марии) Михаила Тверскаго, мученика (†1318) и преподобныя Анны Кашинския (†1338) Димитрия Тверскаго, мученика (†1325) Феодора Стародубскаго, мученика (†1330) Александра и сына его Феодора Тверских, мучеников (†1339) Иоанна Калиты, Московскаго (†1340) Василия Ярославскаго (†1344) Андрея Суждальскаго (†1365) и преподобныя Феодоры Нижегородския (†1378; в миру Анастасии) Димитрия Московскаго, Донскаго (†1389) и Евдокии Московския (†1407; в иночестве Евфросинии) Михаила Тверскаго и Микулинскаго (†1400; в иночестве Матфея) Симеона Вяземскаго и Иулиании Вяземския и Новоторжския, мучеников, (†1406) Андрея Смоленскаго (XV) Глеба Смоленскаго (XV) Димитрия (†1424) и Марии (†после 1424) Заозерских, Вологодских Феодора Вологодскаго Василия Требовольскаго Димитрия Краснаго, Галицкаго и Бежецкаго († 1440) Андрея Углечскаго (†1494) Димитрия Углечскаго, Прилуцкаго (†после 1540) Димитрия, царевича Московскаго, Углечскаго страстотерпца (†1591) Феодора, царя и великаго князя Московскаго († 1598) и всех прочих благоверных князей и княгинь Российских, за веру во Христа и отечество жизнь свою положивших и в подвизех постнических просиявших Преподобных и богоносных отец наших Антония Киево-Печерскаго, первоначальника монашескаго жития на Руси, в Ближних пещерах почивающаго († 1073)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Припев: Преподобне отче Димитрие, моли Бога о нас. Столп одушевленный, отче Димитрие, и источник неоскудный воистинну,/слепыя просвещая, разслабленныя укрепляя и бесы прогоняя/не токмо у гроба, но и на местех, идеже имя твое нарицают с любовию.  Припев: Преподобне отче Димитрие, моли Бога о нас. Якоже другий Илия, явився,/сугубу благодать нам дал еси,/твоя честныя мощи, точити исцеления требующим,/явлением же твоим и по смерти, преподобне отче Димитрие,/иных злых устрашая и паче иным исцеления творя верным.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Иногда пророческим даром от Бога, блаженне, почтен был еси,/всячески же требующим милостив показовался еси/и ныне, отче Димитрие, милостивому Спасу за ны молися,/воспевающия и превозносящия Его во веки.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Радуйся, престоле Господень огнезрачный,/радуйся, двере невещественнаго блистания./Радуйся, облаче, Солнце возсиявший Праведное – Христа Спаса нашего,/Егоже превозносим во веки.  Песнь 9 Ирмос: Воистинну Богородицу,/Тя исповедуем,/спасеннии Тобою, Дево Чистая,/с Безплотными лики Тя величающе.  Припев: Преподобне отче Димитрие, моли Бога о нас. Явлением Божественным сияеши, отче Димитрие преподобне,/якоже обещался еси, блаженне,/молитвою град твой сохранил еси от хотящих воевати без вины люди твоя, святе.  Припев: Преподобне отче Димитрие, моли Бога о нас. От Бога показался еси нам целитель, недугующим в падениих,/очистник же, блаженне, и прогонитель лукавым духом,/тем тя вси величаем.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аще и преставился еси от нас, отче Димитрие,/в храмех Божественных Святей Троице предстоя,/храм Духу Святому был еси:/молися за вся христианы, иноки же и простцы, тебе величающия.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Воистинну, Богородице, Тобою спасшиися, исповедуем Тя,/Дево Владычице,/яко родила еси нам Бога Спасителя,/Единаго от Троицы Сына и Слова, Крестом разоршаго смерть,/Егоже о нас с преподобным Димитрием моли, Тебе величающих.  Светилен

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

По совершении в соборе божественной литургии и после отпевания игумен Мисаил, в сопровождении всего народа, перенес тело князя-схимника в свою обитель и положил его в ногах чудотворца Димитрия под церковным алтарем. Здесь, прежде нежели успели предать тело земле, новое чудо засвидительствовало святость усопшего. Некто Михаил из Прилуцкого села был одержим смертною болезнью и уже отчаялся в выздоровлении; услышав о погребении в монастыре благоверного князя, он велел нести себя в монастырь; в это время пели уже последнюю панихиду над усопшим и лишь только больной прикоснулся в его гробу, тотчас же стал здоров, как будто не был болен. Эти и многие другие чудеса и исцеления, полученный людьми после молитвенного призывания имени благоверного кпязя Иоанна (Игнатия), убедили всех в его святости, вследствие чего игумен Мисаил, призвавши из того же Прилуцкого села каменщика Давида, велел ему сделать над могилою князя каменную гробницу, по подобию гробницы над чудотворцем Димитрием. Но когда Давид по невежеству своему во время работы сел без всякого уважения на гробницу князя, – в ту же минуту почувствовал нестерпимую боль, та часть тела, которою он так неуважительно прикасался к гробнице, страшно распухла, так что он не мог ни ходить, ни сидеть.Три дня продолжались его страдания, пока он, сознавши свою вину, не пришел ко гробу святого и многими слезами не испросил у него прощения себе; он так же скоро получил исцеление, как и заболел и, докончивши свою работу, с радостью возвратился в свой дом, прославляя угодника Божия Игнтия. В том же Прилуцком селе жила женщина Соломония, которая не слышала ушами и не видела одним глазом в продолжении 20 лет; узнавши о чудесных исцелениях, получаемых при гробе пр. князя Игнатия, она пришла в монастырь, помолилась святому и как скоро приложилась к его гробу, тотчас почувствовала себя совершенно здоровою, стала слышать и видеть обоими глазами. Некто Борис Соловцев, услышавши о погребении в Прилуцком монастыре благоверного князя Игнатия и о чудесах, бывающих у гроба его, привел в монастырь своего человека Иродиона, который уже год был нездоров глазами и болезнь, несмотря ни на какие лекарства, все более и более усиливалась, так что нужно было опасаться, что он скоро совсем ослепнет. По совершении молебствия, когда Иродион со слезами и с верою приложился в гробам пр. Димитрия и князя Игнат, он тотчас же исцелел и не мог удержаться, чтобы от радости не вскричать о том, что он все ясно видит по прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приезд великого князя в Вологду, возбудивший в князе Димитрие столько несбывшихся надежд, был для него хорошим уроком забыть о мире, как мир забыл о нем, и всем сердцем присоединиться к единому Господу, терпеливо перенося возложенный на него крест и от Него единого ожидая себе помощи и спасения. Урок этот не остался бесплодным для узника. Уже по смерти Василия, в малолетство сына его Uoahha IV , боярская дума по настоянию тогдашнего правителя государства, доброго и просвещенного князя Ивана Федоровича Бельского, в l540 году сняла с узника (ему было тогда более 60 лет) оковы и велела пустить в его тюрьму более свежего воздуха, но и тогда не отворили ему темницы и не возвратила свободы. Пробыв в заключении целые 50 лет, как бы заживо погребенный, он был забыт всеми, так что и время кончины его осталось неизвестным. «А брат его (Игнатия) благоверный князь Димитрий Андреевич, после его пожив лета довольно добрым и богоугодным житием, преставился ко Господу и погребен был в том же монастыре при ногах брата», – говорит летописец, не упоминая ни о годе, ни о месяце и дне его кончины. Кончина благоверного князя последовала около половины XVI века, а так как в начале XVII века Прилуцкий монастырь подвергался неоднократным грабежам и разорениям, во время которых архивы и записи были сожжены и уничтожены, то и неизвестно, были ли какие чудеса и исцеления от его гроба. Однако он вместе с братом своим Игнатием был помещен митрополитом Евгением в списке угодников Божиих, почивающих в Вологодской епархии, а так же и в историческом словаре святых, прославленных в российской церкви (Сп.-Бург. 1836 г.). Вериги его доныне хранятся вместе с веригами преподобных Димитрия и Игнатия, а над могилой его устроена была гробница, подобная гробницам преподобных 8 . Так как она находилась на востоке, очень близко к алтарю и при устроении церкви во имя пр. Димитрия препятствовала постановке иконостаса, то вероятно в это время в 1641 г. и была снята. 1 Венчан 27 мая в неделю слепого в Москве у Пречистой, мптр. Филиппом. Воскр. лет. лето 6978, стр. 158, т. VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Несколько знаменитых монастырей в разных местах Руси было воздвигнуто его учениками. Один из учеников Павел, происходивший из знатного московского рода, по благословению Сергия, удалился из Троицкого монастыря в дремучий Комельский лес на реке Грязовице и долгое время жил «в липовом дупле наподобие птицы», а потом перешел на реку Нурму (Вологодской губернии) и там основал Обнорскую обитель. Другой ученик Сергия Аврамий, с его благословения, основал четыре монастыря близ Галича (Костромской губернии): Успенский на Озере, Поясоположенский, Покровский чухломской и Собора Богоматери на реке Виче. В тех же местах после смерти Сергия, в 40 верстах от Галича, ученик его Лаков основал Железно-Борский Предтеченский монастырь. Ученик Сергия Мефодий основал Николаевский монастырь на реке Песноше (в 15 верстах от Дмитрова). После смерти Сергия, один из любимых учеников его Савва, бывший несколько лет преемником Сергия на игуменстве в Троицком монастыре, вышел оттуда и основал свой собственный монастырь на горе Стороже (в Звенигородском уезде), который сделался одним из уважаемых на Руси монастырей под именем монастыря Саввы Сторожевского. Св. Димитрий прилуцкий, хотя не был учеником Св. Сергия, но живя в Переяславской Горицкой обители, приходил беседовать с Сергием и с его благословения удалился на север, где близ Вологды основал монастырь Прилуцкий, который сделался рассадником монашеского житья в северо-восточных странах. Собеседником Св. Сергия был также знаменитый Стефан, просветитель Перми. Об отношениях его к Сергию осталось такое предание: когда Стефан ехал из Перми в Москву мимо Троицкого монастыря, хотя вдалеке от него, то поклонился в ту сторону, где был монастырь. Сергий сидел тогда за трапезой и, будучи прозорлив, встал и поклонился в ту сторону, где тогда находился Св. Стефан. В память этого события до сих пор в Троицкой Лавре остался обычай братии вставать с места после третьей перемены кушанья за трапезой. Из Сергиевых учеников мы укажем на Ферапонта и в особенности на Кирилла белозерского: оба они были основателями монашества в пустынных северных краях, соседних с Белоозером. Первый основал монастырь Ферапонтов, второй - Кирилло-Белозерский монастырь, приобревший особенную знаменитость в XV и XVI в., славный своею богатою библиотекою. Ученики Кирилла белозерского были в свою очередь важными распространителями монашества. Таковы были между прочими Дионисий глушицкий и Корнилий комельский, основатели монастырей в диких вологодских странах. Не говорим уже о многих других, которые, не будучи учениками Сергия или его учеников, были возбуждаемы его примером и всеобщим распространившимся стремлением к основанию монастырей в пустынных странах.

http://sedmitza.ru/lib/text/435579/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010