Особенно известны четверо: святой благоверный князь Владимир Новгородский, великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха ). Великая княгиня основала в Киеве первый женский монастырь во имя своей покровительницы святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 году она направилась в Новгород к любимому сыну Владимиру на закладку Софийского собора, который стал великой святыней не только Новгородской земли, но и всей земли Русской. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10/23 февраля 1051 года и была погребена в Софийском соборе, где и ныне почивают ее мощи. Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец День памяти 24 февраля Русский чудотворец Димитрий Прилуцкий родился в городе Переславле-Залесском в богатой купеческой семье. Первыми его духовными наставниками были отец и мать. Отрок Димитрий охотнее всего посещал церковные службы и часто читал Священное Писание; он старался не только проникнуть в его смысл, но извлечь для себя уроки и примеры для подражания. В богатом родительском доме он не допускал, чтобы слуги ухаживали за ним. После смерти родителей молодой человек отказался от наследства в пользу брата и постригся в монахи в Успенском монастыре. Уже в то время иноки и простой народ полюбили его за простоту и смирение. Преподобный Димитрий был очень красив лицом, словно библейский Иосиф Прекрасный. Именно поэтому святой избрал еще более суровое, постническое житие, чтобы умертвить свою телесную красоту и суетные помыслы о ней. Но чем более он усугублял воздержание, труд и молитву, тем более просветлялось его лицо. Был у святого обычай всегда прикрывать лицо свое куколем, почти не беседуя с мирскими, кроме тех, кому это было духовно необходимо.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

1918 год начался в монастыре обыском и описью имущества, часть зданий заняли красноармейцы и склад. Однако еще нескольких лет после этого в Спасском соборе совершались богослужения, действовала часовня в селе Прилуки. Чтобы избежать осквернения национализированных храмов, расхищения богослужебной утвари, книг и святых икон, настоятель организовал при монастыре церковную общину из местных жителей. В 1919 году началось изъятие из монастырских храмов церковной утвари и убранства икон для сдачи в Госфонд, в помощь голодающим Поволжья, продолжавшееся до 1923 года. В один из дней вывезли более двух пудов серебра. Вскоре уездный исполком принимает решение о выселении из монастыря архимандрита Нифонта (Курсина), семи монахов и восьми послушников. Начавшееся закрытие монастыря вызвало протест прихожан, некоторые из них были арестованы и заключены в тюрьму. В августе 1924 года монастырь был закрыт, договор с общиной расторгнут, храмы и колокольни опечатаны. Церковное имущество передали в Вологодский музей, а все остальное - различным учреждениям. С середины 20-х гг. XX в. все монастырские храмы пребывали в запустении, во Введенской церкви после разборки купола в 1927-1928 годах был устроен киноклуб, буфет, разыгрывались спектакли. Жилые и хозяйственные здания занимали дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея. Предваряя открытие монастыря, жители Вологды 16 июня 1990 года, в день праздника Сретения иконы святого Димитрия, совершили Крестный ход по городу до Лазаревского кладбищенского храма - первый после долгого перерыва. Уже в августе 1990 года были переданы церковной общине надвратная Вознесенская церковь, в 1991 году открыт мужской епархиальный монастырь. В день памяти преподобного Димитрия - 24 февраля 1992 года Русской Православной Церкви возвращен весь монастырь. B 1992 году отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого. 13-14 августа Прилуцкий монастырь посетил и возглавил торжество Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. На престольный праздник Всемилостивого Спаса Святейший совершил Всенощное Бдение и Божественную Литургию в нижнем храме Спасского собора, водосвятный молебен на реке Вологде, возглавил Крестный ход вокруг обители, после чего был освящен первый большой колокол на монастырской колокольне.

http://sobory.ru/article/?object=00237

Игнатием на зап. стене алтаря. Изображение святого с молитвенно сложенными перед грудью руками помещено в алтаре ц. во имя Д. на Наволоке (росписи 2-й пол. XIX в.), где в стенопись 1721 г. в основном объеме церкви в нижний регистр зап. стены введены 6 житийных композиций (рождение святого, крещение и др.), а на вост. откосе сев. окна находится ростовой образ святого (под записью XIX в.). Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Фрагмент иконы. Кон. XIX в. (Спасо-Прилуцкий мон-рь) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Фрагмент иконы. Кон. XIX в. (Спасо-Прилуцкий мон-рь) В Новое время изображения Д. в живописном стиле воспроизводят сложившуюся иконографию единоличного образа. Согласно пособию для иконописцев 1910 г., Д.- «глубокий старец русского типа, с высоким челом, сед, со средней величины широковатою бородой, волосы просты, одежду имел одну - овчинный закорузлый полушубок, в котором ходил летом и зимой. Следует его писать лучше в убогой короткой мантии, по подряснику, в епитрахили, и куколь на голове; можно писать куколь и на плечах» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 183). В росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), Д. написан в куколе в группе подвижников XIV в. В стенописи московского храма Христа Спасителя Д. был помещен среди др. рус. святых на зап. арке придела блгв. кн. Александра Невского (70-е гг. XIX в., худож. В. Д. Фартусов). Образ Д. встречается на иконах-святцах, створках складней с праздниками и святыми северных, вологодских, палехских писем XIX - нач. XX в. (ГРМ, ВГИАХМЗ), на невьянской иконе «Избранные святые, предстоящие Печерской иконе Божией Матери» 1-й пол. XIX в. (частный музей «Невьянская икона» в Екатеринбурге). Среди учеников прп. Сергия Радонежского - на 2 близких по составу и композиции иконах «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора ТСЛ (на зап.

http://pravenc.ru/text/178017.html

В южных пределах Вологодского края подвизался ученик преп. Сергия Димитрий Прилуцкий. Живя среди язычников и распространяя христианскую веру, он благотворил каждому жителю по мере его нужды. Близ Вологды им был основан Спасо-Прилуцкий монастырь. Духовным отцом большой группы северных монастырей стал ученик и друг преп. Сергия преп. Кирилл Белозерский (1337—1427). В 1393 г. Кирилл основал монастырь на берегу Белого озера, на том месте, где указала ему Богородица. Во время голода окрестные жители-язычники обращались за помощью в монастырь, и по молитве преподобного чудесным образом в монастырской житнице не умалялся хлеб. Ученики св. Кирилла в свою очередь основали новые монастыри, а Белозерский монастырь стал духовным центром всего севера Руси. Рядом возник еще один центр миссионерской деятельности этого края — Ферапонтов Рождественско-Белозерский монастырь, основанный Ферапонтом, учеником преп. Сергия. Из Кириллова монастыря вышел и Корнилий Комельский. В конце XV — начале XVI в. на огромной территории от Вологды до Белого моря возникло много новых обителей, основанных учениками Корнилия. Современники называли эти скиты «Лаврой святого Корнилия» С. 58]. В середине XIII в. на севере Вологодского края миссионерским центром стал Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. После молитвы подвижники обращались с проповедью к жившим в округе диким племенам — чуди и корелам. При игумене Дионисии Глушицком развернулось строительство приходских храмов в крестьянских поселениях, а монашеская проповедь охватила и заволоцкую чудь. В XIV в. возле Кубенского озера подвизался преп. Феодор Ростовский (племянник преп. Сергия Радонежского), который также обращался со Словом Божиим к чуди, проживавшей в тех местах. На северо-западе образовалось знаменитое монашеское Заволжье с особо строгой традицией, впоследствии оттуда вышло движение «нестяжателей» во главе со св. Нилом Сорским. В Новгородской земле издревле, с конца XII в., основывались монастыри по берегам Северной Двины. Монахи этих обителей шли на север с христианским благовестием к языческим финским племенам. Одной из таких обителей был Архангельский Михайлов Корельский монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Во внимание к помощи Вологодской епархии указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников был награжден Патриаршим знаком храмостроителя. Церковную награду главе региона вручил митрополит Антоний. От Вологодской епархии митрополит Савва преподнес Олегу Александровичу икону Спасителя. Во внимание к трудам по восстановлению Воскресенского кафедрального собора г. Вологды были награждены: митрополит Игнатий, настоятель Воскресенского собора протоиерей Алексий Ольховников, В.П. Перевалов, директор ООО «Электра» К.Л. Смирнов — медалью Вологодской епархии преподобного Димитрия Прилуцкого I степени; протодиакон Вадим Новинский и протодиакон Алексий Пертин — медалью Вологодской епархии преподобного Кирилла Белозерского I степени; заместитель губернатора Вологодской области Е.А. Богомазов и председатель комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Е.Н. Кукушкина — медалью Вологодской епархии преподобного Димитрия Прилуцкого II степени; заместитель губернатора Вологодской области Л.В. Каманина — медалью Вологодской епархии преподобного Кирилла Белозерского II степени; директор ООО «Англитер» Н.А. Невзорова — медалью Вологодской епархии преподобного Кирилла Белозерского III степени. Архиерейской грамотой были награждены главный архитектор ООО «Промрест» А.В. Смирнов, директор ООО «Промрест» С.Ю. Попов, А.А. Морозова, И.В. Дорохин, А.Л. Колодкин. Всем участникам богослужения были вручены иконки Воскресения Христова с благословением митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы. Это был четвертый чин великого освящения в истории Воскресенского кафедрального собора. Предыдущие состоялись в XVIII и XIX веках. Строительство Воскресенского собора длилось с 1772 года по 1776 год. По завершении строительства 30 октября 1776 года архиепископ Ириней (Братанович, 1775-1796) торжественно освятил собор. В 1832-1833 гг. в соборе проходили масштабные работы по его благоукрашению. После их окончания, 13 сентября 1833 года (по старому стилю), на престольный праздник Воскресения Словущего епископ Стефан (Романовский) освятил собор.

http://patriarchia.ru/db/text/5700606.ht...

мучеников Флора и Лавра и Св. Екатерины. В заключение своего слова, Проскуров с насмешкою спросил у Преподобного: что будут делать Вологжане с церковью, когда он умрет? Прогневался праведник и предрек: что на месте его будет обитель со многою братией, а церковь во имя Св. Троицы, построенная Проскуровым и дом его будут разорены Поляками. И выйдя из избы и указывая на церковь Св. Димитрия Прилуцкого сказал, что горожане прогневали великого чудотворца Св. Димитрия, который за них ходатайствовал у Бога, тем, что во круг храма поделали лавки и торги, что храм Св. Димитрия будет разорен. Скоро сбылось пророчество преподобного. Литовцы и Поляки пришли в Вологду и прежде всего сожгли храмы Св. Димитрия Прилуцкого и Живоначальной Троицы и дом Проскурова. Разоряя Вологду и ее окрестности Литовцы и Поляки не только не пощадили убогой хижины Галактиона, но мученически избили его. Дочь Преподобного, не зная где искать спасения от врагов, бежала в хижину отца. Несколько поляков, полагая, что отшельник укрывает женщину, ворвались в хижину. Девушка успела бежать. Злодеи начали влачить затворника, по земле, жестоко бить его, осыпать поруганием и поражать мечами. Наконец, полагая, что они убили старца, они бросили его и ушли из хижины. Через три дня, сентября 24-го 1612 года, Преподобный преставился. Благочестивые люди похоронили тело Преподобного в его бывшей келии. Чрез несколько лет после кончины Преподобного, исцеления, которые во множестве стали истекать от гроба его на прибегающих к его помощи, заставили Вологжан вспомнить какой великий Угодник жил посреди их. Варлаам Архиепископ Вологодский соорудил над мощами Преподобного церковь Знамения Пресвятой Богородицы, и основал обитель, по пророчеству преподобного Галактиона, под названием Галактионовой пустыни. В 1654 году в обители сооружена церковь во имя Сошествия Святого Духа, по такому случаю и сама обитель получила наименование Святодухова монастыря. Когда же, в 1775 году, в обитель Преподобного Галактиона была переведена братия из упраздненного Спасо – Каменного монастыря, бывшего на Кубенском озере, то обитель переименована Спасо-Каменным монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие св. Алексия, митрополита киевского, написано архимандритом Питиримом, который был после епископом пермским. Оно напечатано в «Материалах для истории русской Церкви» 35 и отличается простотой изложения и искренностью рассказа. Житие это оканчивается рассказом о смерти и погребении св. Алексия, но не упоминает об открытии мощей его, бывшем в 1439 г.; следовательно, писано прежде их открытия. Житие преподобного Сергия Радонежского составлено учеником его и отцом духовным – Епифанием, тем самым, который прежде написал житие св. Стефана Пермского. В предисловии к нему Епифаний пишет, что он начал собирать сведения о преподобном спустя год или два после его смерти (1392 г.) и в продолжении 20 лет записывал их в свитках и тетрадях без порядка; что потом уже решился написать житие св. старца, чрез 26 лет после его кончины, следовательно, в 1418 году. При составлении жития, автор писал то, что видел своими глазами и слышал из уст самого Сергия, его старшого брата Стефана и других старцев – очевидцев угодника Божия. Кроме жития преподобного Сергия, Епифаний написал ему похвальное слово, которое вероятно читалось братии в день его кончины и в котором изображено сетование над гробом его. Житие преподобного Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца, написано одним его преемником по игуменству, Макарием, который пишет, что свидетельство о преподобном Димитрии он слышал из уст блаженного ученика его, Пахомия, который был первым после него настоятелем прилуцкого монастыря. Житие это читалось пред всею церковью во дни памяти преподобного; конец его составлен в форме акафиста, с частыми повторениями слова: Повести и сказания о благочестивых князьях того времени о св. Александре Невском 36 , о св. Довмонте Псковском 37 о Димитрии Донском 38 , о Петре, царевиче Ордынском 39 и о св. Михаиле Черниговском 40 , известны все в печати. Мы намеренно остановились на некоторых житиях св. угодников русских, чтобы указать на историческую достоверность их источников, которые у всякого из нас могут быть под руками. Известно, что жития русских святых после Димитрия Ростовского критически разобраны Муравьевым и особенно преосвященным Филаретом черниговским и изданы по месяцам года с указанием на самые источники.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ГРИГОРИЙ И КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ (XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИОНИСИЙ, ЕФРЕМ, ГЕРАСИМ, ИСААКИЙ († 1538), преподобномученики (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Обнорские, насельники Павлова Обнорского во имя Св. Троицы Комельского мон-ря ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИГНАТИЙ († 1-я пол. XV в.), прп. Белозерский, молчальник (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128849.html

Предположение о появлении К. к. после казанских походов Иоанна IV Васильевича Грозного 50-х гг. XVI в. опирается на монастырское предание, вошедшее в житие прп. Димитрия Прилуцкого (Вологодского). Одному из заболевших братьев во время строительства 3-го деревянного здания монастырской церкви было видение, что сам прп. Димитрий Прилуцкий участвует в работе. Когда по завершении строительства получивший исцеление монах подумал, что хорошо бы увидеть рядом с новой церковью ее основателя, ему был голос: «Димитрия ли ищешь? Ныне чудотворец Димитрий в Казани». Далее упоминается, что летом того же года войска вел. кн. Московского были в походе у Казани и в тот день, когда иноку было явление преподобного основателя, «явилась в Руси великая помощь над неверными» (Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X-XX вв./Сост.: С. С. Бычков. М., 1992. С. 135; Украинская. 1990. С. 52). Житие прп. Димитрия, известное в неск. редакциях, основано почти целиком на устных сведениях преемников святого ( Украинская Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 259-260); сведения о построении 3-й соборной церкви находятся в сводной редакции Жития, известной уже в кон. XV в. по рукописям ( Она же. 1990. С. 14) и произведениям иконописи (житийная икона прп. Димитрия Прилуцкого письма мастера Дионисия (80-е гг. XV в.- 1503, ВГИАХМЗ; см.: Украинская. 1990. С. 18). Отсутствие царского титула в тексте указывает на то, что он посвящен событиям до 1547 г.; походы Московских вел. князей на Казань были частыми уже в 80-х гг. XV в., когда их цель состояла в поддержке промосковской местной элиты. Начатый весной 1487 г. поход вел. кн. Иоанна III Васильевича на Казань сопровождался осадой и завершился сдачей города 9 июля. Новым царем был поставлен хан Мухаммед-Эмин («Магмедамин»), а побежденный хан Али («Алегам»), его жены и сыновья были вывезены на Русь в вологодские мон-ри. Нек-рые из родственников бывш. казанского царя приняли крещение и породнились с семьями Московской Руси, в т. ч. с правящей семьей: зятем вел. кн. Василия III был Петр (Худай-Кул), царевич Ордынский, родной брат хана Али ( Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 19913. С. 50). Вероятно, именно в этот период и в этой среде могли сформироваться соответствующие сюжеты, включенные в Житие прп. Димитрия Прилуцкого. Возможно, на легенды об участии К. к. в походе на Казань повлияло почитание святого и особенно его иконы письма Дионисия при вел. кн. Иоанне III (подробнее о местных преданиях см.: Голейзовский Н. К. О датировке местной иконы «Димитрий Прилуцкий с деянием» из вологодского Спасского Прилуцкого мон-ря//ДРВМ. 2003. 3(13). С. 64-65).

http://pravenc.ru/text/1684610.html

Глубоко потрясли и запали в его душу слова Евангелия, тяжелая борьба началась в его сердце и кончилась тем, что он принял твердое намерение оставить мир и посвятить себя иноческой жизни, как только представится к тому удобный случай. Случай этот не замедлил представиться: родители его вскоре скончались и отдавши им последний долг, он стал свободен. Правда, и теперь еще оставались узы, привязывавшие его к миру ,– в лице малолетней дочери, нуждавшейся в его отеческом попечении 200 , но усильными своими просьбами он успел склонить родственников взять ее на свое попечение, что впрочем и не было для них обременительно, так как Феодосий, оставляя мир, оставлял и все, что имел в нем, и не брал с собою ничего из своего имения. Устроив таким образом судьбу дочери 201 и устранив последнее препятствие к иноческой жизни, он тотчас же решился оставить мир и придя в Прилуцкий монастырь стал усердно просить у настоятела иноческого пострижения Прилуцкий игумен по близости обители к городу лично знавший Феодосия, как человева самого честного и благонадежного, еще в мире уподоблявшегося инокам, согласился исполнить его просьбу, не подвергая его обычному продолжительному искусу, он постриг его в мантию и поручил опытному старцу для усовершенствования в иноческих подвигах. Новый инок, видя исполнение своего сердечного желания, плакал от радости, благодарил Бога и всего себя предал воле наставника. По его приказанию он прошел все тяжелые монастырские послушания: рубил дрова, носил воду, молол муку, пек хлебы, трудился в поварне и все делал с усердием и любовью, стараясь услужить каждому из братии и в тоже время успевал первым придти в церковь в богослужению и не опускал ни одной службы. Стараясь во всем подражать основателю обители пр. Димитрию, он часто приходил к его гробу и припадая со слезами просил себе его молитв и помощи; подобно Димитрию он употреблял в пищу только хлеб и воду и то в малом количестве, так что все удивлялись его воздержанию и посту. Такая строгая, подвижническая жизнь и усердные труды не могли не обратить на него внимания и не снискать Феодосию всеобщей любви и уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010