На богослужении, в частности, присутствовали губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, мэр г. Вологды С.А. Воропанов. После богослужения состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с участниками социальных проектов «Хочу в семью» и «Призреть сироту — христианский долг каждого». Для общения со Святейшим Владыкой из сельской местности и отдаленных районов Вологодской области приехали родители с приемными детьми, а также воспитанники детских домов Вологодской области, пока не нашедшие свои семьи. В тот же день в Вологодском кремле Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с губернатором Вологодской области О.А. Кувшинниковым. Затем Его Святейшество посетил Воскресенский собор и Софийский Успенский кафедральный собор в Вологодском кремле. В завершение визита Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам преподобных основателей Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды и отбыл в Москву. 8 июля 2018 года, в день памяти благоверных князей Петра и Февронии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Муромскую епархию. Предстоятель Русской Церкви в сослужении митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа, митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, митрополита Рязанского и Михайловского Марка, председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана, архиепископа Солнечногорского Сергия, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия, епископа Ардатовского и Атяшевского Вениамина, епископа Касимовского и Сасовского Дионисия, епископа Муромского и Вязниковского Нила и духовенства Владимирской митрополии совершил Божественную литургию на монастырской площади Свято-Троицкого женского монастыря. На Литургии, в частности, присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев и губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова.

http://patriarchia.ru/db/text/5236824.ht...

XVII в. образ П. традиционно включался в сонм предстоящих и припадающих местных святых в композициях «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Вологодскими чудотворцами». Нек-рые из икон этого типа стояли в местном ряду справа от царских врат, состав святых варьировался, зависел от изменений границ Вологодской епархии. В 1656 г. впервые упоминается о подобной иконе как вкладе игум. Иоасафа в Арсениев Комельский мон-рь ( Шамина И. Н. Вкладная книга Арсениева Комельского мон-ря Вологодского у.//ВЦИ. 2007. 3(7). С. 28). В описи Софийского собора в Вологде 1663 г. указан находившийся напротив архиепископского места «образ Всемилостивый Спас Смоленский… со святыми вологодскими» (27 святых), к-рый, вероятно, был устроен вологодскими посадскими людьми в память об избавлении города от моровой язвы в 1654 г. Образ П. наряду с преподобными Димитрием Прилуцким и Дионисием Глушицким включен в программу иконы «Господь Вседержитель, с 12 святыми» 40-50-х гг. XVII в. из ц. вмч. Георгия в Вологде (ВГИАХМЗ; П. припадает к стопам Спасителя справа). На самой ранней сохранившейся иконе с расширенным сонмом предстоящих «Господь Вседержитель, с Вологодскими святыми» сер.- 3-й четв. XVII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (ВГИАХМЗ) из 30 святых как наиболее чтимые выделены преподобные Димитрий Прилуцкий и П. (справа, припадает к стопам Спасителя). Это расположение 2 святых повторяется на вологодских иконах 2-й пол. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря, XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц., 1-й пол. XVIII в. из ц. Преображения на Болоте в Вологде (все в собрании ВГИАХМЗ) и др. Иногда фигуру П. помещали в др. местах композиции: на иконе XVIII в. (?) под записью из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу в Вологде (ВГИАХМЗ) П. представлен в правой нижней части композиции, в ряду коленопреклоненных преподобных; в аналогичном месте (между Комельскими святыми) - на иконе 1778 г., написанной для кафедрального Троицкого собора в Архангельске по заказу вологодского купца Н.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

почитание И. было устойчивым как в Вологде (и в близлежащих местностях), так и в Москве, общецерковной канонизации святого не было. С большой долей уверенности можно утверждать, что И. назван в челобитной, поданной в 1690 г. игум. вологодского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов монастыря (Галактионовой пуст.) Авраамием, братией мон-ря и вологодцами «всяких чинов» патриарху Адриану , в к-рой было написано: «Просияша внутрь и окрест Вологды града чудесы преподобный отец Герасим, и преподобный Галактион, и Игнатий, и мощи их нетленны, и чудеса сотворяють недугующим многая» (см. Герасим , прп.; Галактион (Бельский) , прмч.). В связи с этим вологжане просили об освидетельствовании мощей названных святых и об их общецерковном прославлении. Патриарх поручил Вологодскому архиеп. Гавриилу провести по данной челобитной расследование. В 1691 г. архиерей отправил патриарху донесение, в котором приводились краткие сведения о святых Герасиме и Галактионе (которые архиеп. Гавриил оценил как «неподлинные», написав, что об этих святых «известия совершеннаго несть»), а «о Игнатии, како поживе, и где, и что от него бысть, и где он лежит, в коем месте, ничто же писано» (можно предположить, что отсутствие информации об И. в ответе архиеп. Гавриила было связано с тем, что в составлении челобитной о канонизации не участвовали монахи Спасо-Прилуцкого мон-ря). Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Эмалевая икона. Сер. - 2-я пол. XIX в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Эмалевая икона. Сер. - 2-я пол. XIX в. (ВГИАХМЗ) На основании донесения архиеп. Гавриила патриарх издал указ: «Сего ради наша мерность... из земли мощей их... взимати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви яко совершенных мнимых чудотворцев пением, и почитанием, и на иконах изображении возбраняем» (цит. по: Голубинский. Канонизация святых. С. 432-434). Этот указ по сути явился повторением решения Большого Московского Собора 1666-1667 гг. о Вологодских святых. Вологодский архиеп. Симон предлагал Собору для свидетельствования Житие прмч.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Вологодский и Великопермский, под изображением к-рого вмонтирован реликварий с мощами, справа - праведные Александр Баданин и Николай Рынин, слева - преподобные Иоасаф Каменский и И. З. Святые изображены в рост, фронтально, И. З. в традиц. облачении, в левой руке посох с простым дугообразным навершием. Лит.: Суворов Н. И. Владимирская Заоникиева пустыня. Вологда, 1865; Степановский И. К. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 75; Правосл. рус. обители. СПб., 1910; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 94. Кат. 39, 41. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/673669.html

3) В 7053 (1545) году, когда Государь Царь Иван Васильевич путешествовал для богомолья в Белоезерский Кириллов и Ферапонтов монастыри; то посетил также и монастыри Вологодские: Прилуцкий, Корнилиев, Павлов и Борисоглебский на устье. 4) В смутные для России времена в 7121 (1613) году Литовцы под предводительством Пана Голеневского, Гетмана Шелководского и Казацкого Атамана Баловня с Казаками, грабившие Вологодскую страну, Декабря 18 дня напали и на Прилуцкий монастырь и сожгли в трапезе 59 человек монахов и прочих монастырских людей, да 32 человека убили, а всего погубили там больше 200 человек. Потом три дня жили они в этом монастыре, всё разграбили и пожгли все архивы; а потому и обстоятельнейших сведений об этом монастыре отыскать было не можно. 5) В Сентябре 1811 года в третьем часу пополудни загоралась внутри Соборная церковь от забытой нечаянно свечки. Главный иконостас со всей в оном утварью учинился жертвой пламени, но икона Преподобного Димитрия Прилуцкого, возвращённая в оный монастырь Царём Иоанном Васильевичем, чудесным образом спасена по отличному усердию одного из монастырских служителей, который для совершения великого подвига пренебрёг видимой опасностью, прошёл сквозь огонь, исхитил из среды пламени этот драгоценнейший залог благочестия Царёва. Прочие приделы в оной церкви, равно и другой храм, где опочивают мощи Преподобного, остались невредимы. 6) в 1812 году, при нашествии неприятелей в Москву, вывезенные из оной драгоценности церковные, из Патриаршей или Синодальной ризницы, Соборов, Сергиевой Лавры и монастырей сохраняемы были в этой обители (через три месяца) и именно в оной выгоревшей церкви. Из числа достопамятностей в этом монастыре, кроме древних церковных утварей и облачений, замечательны наипаче МОЩИ в нижней большой церкви Преподобного Димитрия, скончавшегося тут в 1392 году, Февраля 11 и возле его же при другом столпе МОЩИ Благоверного Князя Углицкого Иоанна, а в монашестве Игнатия, который был сыном Углицкого Князя Андрея Васильевича, внук Великого, Князя Василия Васильевича, а правнук Великого Князя Димитрия Ивановича Донского. Он в сем монастыре постригся, и наконец, посхимившись, скончался в 7030 (1522) году, Мая 19 дня. Там же при ногах его погребён и брат его, Князь Димитрий Андреевич. Оба они сосланы были в этот монастырь от Великого Князя Ивана Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Спустя век после закрытия в восстанавливаемом соборе Свято-Духова монастыря Вологды состоялось архиерейское богослужение 9 июня 2020 г. 16:11 8 июня 2020 года, в День Святого Духа, председатель Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата  митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил молебен с водоосвящением и чтением акафиста в восстанавливаемом соборе Сошествия Святого Духа Свято-Духова монастыря города Вологды. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Архиерейского подворья «Свято-Духов монастырь» иерей Алексий Булеков, благочинный Архиерейских подворий Вологды протоиерей Алексий Ольховников, настоятель храма преподобного Димитрия Прилуцкого протоиерей Николай Булеков, и.о. наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря иеромонах Александр (Чеборов), проректор по развитию Вологодской семинарии иерей Александр Бородовицын, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления иеромонах Никандр (Пилишин), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), помощник епархиального архиерея по организационным вопросам иеромонах Алексий (Скворцов), духовенство Вологодской епархии . Богослужебные песнопения исполнил хор собора Сошествия Святого Духа. На богослужении присутствовало руководство Управления МВД по Вологодской области и организации-попечителя. По окончании молебна митрополит Игнатий обратился к верующим с архипастырским словом. Поздравив жителей Вологды с праздником Святого Духа, владыка выразил надежду, что через некоторое время в этом соборе будет совершена первая с начала XX века Божественная литургия. Свято-Духов монастырь по предсказанию преподобного Галактиона был основан на месте его подвигов между 1627 и 1632 годами. Первоначальное название — Знаменская Галактионовая пустынь, впоследствии — Свято-Духов монастырь. В 1654 году на пожертвование царя Алексея Михайловича был выстроен каменный собор в честь Сошествия Святаго Духа на апостолов и теплая каменная Знаменская церковь. В 1697 году были обретены честные мощи преподобного Галактиона.

http://patriarchia.ru/db/text/5649044.ht...

Вот что говорится о святом в его Житии: «Со временем преподобный достиг таких высот в духовной жизни, что ему была дана благодать презирать и предсказывать будущее. Подвижнику Божию открыто было о наступающих для Вологды бедствиях. Он вышел из своей кельи в цепи своей, явился в земскую избу и объявил: «Грехи призвали на нас Ляхов и Литву; пусть горожане начнут пост и молитву и поспешат построить храм Знамения Богоматери, и Небесная Царица, как прежде Новгород, избавит Вологду от гнева Божия», Но один из именитых вологжан – Нечай Проскуров – сказал: «Не о нас, а о себе хлопочет он, – ему хочется только иметь храм вблизи себя; а что будет с храмом, когда умрешь ты, старец?» Старец отвечал строго: «Гнев близок к Вологде; что же до меня, то на моем месте прославится Бог, – построена будет обитель». Затем объявил, что Троицкий храм, построенный Нечаем, будет сожжен, и дом Нечая запустеет. Проходя мимо храма св. Димитрия Прилуцкого, Галактион громко сказал: «Чудотворец Димитрий молил Спасителя за город; но его оскорбили тем, что вокруг его храма настроили лавок и завели шум торговый; вот увидите, что и этот храм разорен будет». Житие повествует о том, до какой степени нужна была Вологде проповедь о покаянии и как исполнилось пророчество праведника: «...Беда разразилась 22 сентября 1612 года. С понедельника на вторник в темную осеннюю ночь польские и литовские люди, черкасы, казаки и русские воры неожиданно напали на Вологду и, ворвавшись в город, начали грабеж и разорение его сожжением церкви преподобного Димитрия Прилуцкого. Кроме множества убитых и взятых в плен людей разного чина и возраста злодеи убили городского воеводу и дьяка, а архиепископа Вологодского Сильвестра четыре ночи держали в плену и несколько раз тоже собирались убить, ограбили и выжгли почти весь город и посады, а жители, оставшиеся в живых, разбежались, кто куда мог». Келья преподобного Галактиона, окруженная со всех сторон водой и деревьями, оставалась целой во время всеобщего городского пожара и по невзрачности и бедности не привлекла к себе внимание грабителей. Но дочь преподобного, не имея нигде себе пристанища, устремилась к отцу и таким образом обратила на себя внимание иноземцев. Вломившись в келью, злодеи бросились на святого старца. Его выволокли за цепь на улицу стали избивать и рубить мечами. После трехдневных тяжких страданий преподобный Галактион тихо скончался 24 сентября 1612 года, а 25 сентября и неприятели ушли из Вологды.

http://sobory.ru/article/?object=35528

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников/vk.com В честь 650-летия Спасо-Прилуцкого монастыря выпустили почтовый конверт 1 мин., 26.02.2021 В Вологде выпустили юбилейный почтовый конверт в честь 650-летия Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря . 24 февраля 2021 года состоялось торжественное специальное гашение конверта, в котором приняли участие губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва и зам. начальника УФПС Вологодской области Вадим Костюковский, сообщает сайт Вологодской митрополии . Фото: Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников/ vk.com Торжественная церемония гашения нового художественного конверта с литерой «А» состоялась в стенах Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. После церемонии гашения все желающие смогли поставить на почтовые конверты оттиск спецштемпеля и получить на память этот сувенир. Фото: Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников/ vk.com Отмечается, что уже подготовлено 150 тысяч конвертов с марками, приуроченных к 650-летию Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря. Они находятся во всех почтовых отделениях связи региона, и каждый, кто желает направить письмо, может воспользоваться этим конвертом. Как отметил у себя в «ВКонтакте» глава региона Олег Кувшинников, Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь является памятником православной архитектуры, который «пережил непростые времена». Фото: Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников/ vk.com «Несмотря на все сложности, монастырь возродился. В честь важной даты в истории монастыря выпустили художественный маркированный конверт … Конверт с изображением фрагмента монастыря разойдется по всей стране, попадет во все отделения Почты России. Таких особенных конвертов сегодня выпущено 150 тысяч. Так мы расскажем о нашем монастыре всей России. Наша задача – сохранить святыню, чтобы она радовала вологжан и туристов многие столетия», – написал губернатор Вологодской области. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь был основан в 1371 году в излучине реки Вологды учеником преподобного  Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким. Это один из самых древних и больших монастырей Русского Севера. Смотрите также: Монастыри Русского Севера:  какие обители и почему стоит увидеть своими глазами Ученики преподобного Сергия, основавшие новые монастыри Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/v-chest-650-letija-spaso-...

Глава 1. Начало основания монастыря В 1821 году июня 21-го протоиерей Горицкого Успенского собора Антоний писал казначею Данилова монастыря Иоасафу с братиею: Велено мне с братиею прислать сведение как о Горицком монастыре, так и о Вепревой пустыни. Но как Вепрева пустынь до состояния Переславской епархии была приписною к Переславскому Данилову монастырю, то благоволите сделать выправку по Вашим монастырским запискам, как о времени строения и о настоятелях, так и о прочем, сообразно известному вам требованию по форме и прислать мне. Из Данилова монастыря последовал следующий ответ: Вепрева пустынь построена с Горицким монастырём вместе, об оном значится в грамоте царей и Великих Князей Иоанна и Петра Алексеевичей и Великой Государыни царевны Софии Алексеевны, данной 7195 (1687) года февраля в 28-й день Даниловскому архимандриту Варфоломею о приписке означенной Вепревой пустыни к Данилову монастырю, но в котором году, неизвестно 1 . Действительно, в означенной грамоте написано: «в прошлых годех по указу прадеда нашего Государского блаженныя памяти Великого Государя, царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея России построена та пустынь с Горицким монастырём вместе» 2 . Царствование царя Иоанна В. Грозного продолжалось с 1533 по 1584 год; следовательно, по этому известию и построение Горицкого монастыря надлежало бы относить к царствованию Грозного, то есть к XVI столетию, и это тем более казалось бы достоверным, что подтверждается царскою грамотою, документом официальным. Даниловские власти de jure отчасти правы, что сослались на этот документ (?). Но дальнейшие археологические исследования покажут, что и грамоты Великих Государей в отношении к хронологии исторических событий надобно принимать с осторожностью и не придавать им несомненной достоверности. Основание Горицкого монастыря было ранее царствования Иоанна Грозного. В житии святого Димитрия Прилуцкого пишется, что он жил и подвизался в иноческих подвигах в Горицком монастыре; а святой Димитрий жил в нём ранее 1350 года, потому что около этого года он основал в Переславле свой монастырь – Никольский на болоте; в 1354 году виделся с Преподобным Сергием, когда сей приходил в Переславль к епископу Афанасию, жившему в Никитском монастыре, просить игумена для созданной им Троицкой обители; 1368 г. святой Димитрий ушёл из Переславля в пределы Вологодские и скончался в Вологде в 1391 г. Следовательно, и кончина святого Димитрия Прилуцкого последовала за 142 г. до царствования Грозного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В описи имущества усть-вымской Благовещенской ц. 1671 г. кроме надгробной иконы значится и др. старинный образ подобной иконографии «их же (святителей.- Авт.) в палатке Архангельской церкви за ветхостью» (ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183. Л. 98-98 об.). Можно предположить, что более ранняя икона действительно существовала, либо созданная в 1607 г. уже пришла в ветхое состояние. Известно о поновлении образа в 1811 г. иконописцем Яковом Поповым (Там же. Л. 93), когда были допущены неточности в копировании текста надписи. Свящ. Иоанн Верюжский в 1880 г. воспроизвел надпись на надгробной иконе Пермских святителей («в серебряном басманном окладе») в Благовещенской ц. иначе, что, возможно, объясняется использованием записи митр. Евгения (Болховитинова), сделанной до поновления образа («…написан бысть сей св. образ трех святителей Герасима, Питирима и Ионы, в славу св. Троицы, Отца и Сына и св. Духа, повелением их, смиренным епископом Иоасафом вологодским и великопермским и положен бысть сей образ на гробницах их великих чудотворцев, Герасима, Питирима и Ионы» - Верюжский. Вологодские святые. С. 327-328). Автор сообщает также о др. «древней» иконе святителей в Вознесенском храме Усть-Выми (Там же. С. 328. Примеч. 1). Согласно текстам иконописных подлинников XVIII-XIX вв. (под 6 мая, 7 июня, 26 окт.), И. «подобием сед, власы кудрявы, брада аки Димитрия Прилуцкаго, на главе шапка святительская, ризы святительския и омофор, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 42); «сед, кудряв, брада Димитрия Прилуцкаго, в шапке, риза святительска» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 156; более краткое описание - Там же. Л. 78). По форме округлой, недлинной бороды он уподобляется известному Вологодскому преподобному. Обычно И. изображался в епископском богослужебном облачении - подризнике, фелони, омофоре, митре, поручах и сапожках, в редких случаях облачение святителя дополнено палицей и параманом (или епитрахилью). В надписях на иконах он, как правило, именуется епископом Пермским.

http://pravenc.ru/text/578252.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010