По обычаю, сохранявшемуся в обители до 1645 года, после дня памяти преподобного Димитрия 11/24 февраля игумен ездил в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освященной на праздничном молебне святому, и просфоры. В Успенском соборе Московского Кремля перед богослужением «Димитрию Вологодскому» совершался «большой» праздничный звон во все колокола. До 1764 года монастырь владел 9 селами, 4 сельцами, 88 деревнями в Вологодском и Тотемском уездах, подворьями в Москве, Холмогорах и Вологде. При Иоанне Грозном, Михаиле Феодоровиче и Алексее Михайловиче Романовых монастырь имел право беспошлинного приобретения и продажи соли для покупки необходимых для монастыря товаров. Получая приношения, как и во времена преподобного Димитрия, братия помогала нуждающимся. Документы монастырского архива сохранили сведения о покупке монахами продуктов заключенным в тюрьму, раздаче денег и погребении нищих, покупке одежды в богадельню. О благотворительности монастыря помнили даже те, кто закрывал его в 1924 году: «...Обладая достаточными доходами, располагая всегда порядочными суммами, монастырь имел возможность содержать дешевую гостиницу. Кроме того, обладая средствами, в былое время монахи снабжали без процентов хлебом малоземельное подгородное крестьянство...» Спасо-Прилуцкий монастырь был одним из крупных русских монастырей, и его игумены участвовали в общецерковной и государственной жизни России. В январе 1589 года игумен Галактион (Яковлев) был участником Собора об учреждении Патриаршества в Русской Православной Церкви и доставления митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси в московском Успенском соборе. Игумен Гурий в 1598 году присутствовал на соборе и участвовал в избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. Имя игумена Кирилла стоит среди подписавших в 1613 году грамоту об избрании на царство первого из московских государей династии Романовых - Михаила Феодоровича. Трудным для обители было Смутное время. В 1604 году в русское войско, посланное против Лжедмитрия I, Спасо-Прилуцкий монастырь отправлял конных воинов и лошадей, а на снаряжение армии в 1610 году внес имевшиеся в казне 50 рублей и добровольные пожертвования игумена и братии.

http://sobory.ru/article/?object=00237

Аминь. 265 Преподобный Димитрий Прилуцкий, родившийся в начале XIV в. в Переславле-Залесском, почитается как небесный покровитель города Вологды. Он происходил из богатой купеческой семьи. Местное предание говорит о нем как об уроженце деревни Веслево Переславского уезда, упоминая среди его предков род Покропаевых. Существуют достоверные свидетельства о встречах преподобного Димитрия с преподобным Сергием Радонежским. По примеру «игумена земли Русской» преподобный Димитрий ввел в своем монастыре в Переславле общежительный устав, неизвестный до этого на русском Севере. Второй монастырь, в окрестностях Вологды, преподобный Димитрий основал в честь Происхождения (изнесения) честных древ честного Животворящего креста Господня. Игуменом этого монастыря преподобный Димитрий оставался вплоть до своей смерти в феврале 1392 г. «Все эти северные заволжские группы подвижников явственно хранят в наибольшей чистоте заветы преподобного Сергия и Кирилла: смиренную кротость, нестяжание, любовь и уединение, богомыслие. Эти святые легко прощают и оскорбителей своих, и разбойников, покушающихся на монастырское имущество. Святой Дионисий даже улыбается, узнав о похищении монастырских коней. Нестяжание – в самом строгом смысле не личного, а монастырского отказа от собственности – их общий идеал жизни. Святой Димитрий Прилуцкий (как и Дионисий Глушицкий) отказывается и от милостыни христолюбца, внушая ему отдать ее на питание рабов и сирот, тех, кто страдает «жаждою и наготою» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 162–163). Житие дошло до нас в нескольких редакциях, представленных более чем 120 списками. Публикуется перевод наиболее распространенной редакции (84 списка), включенной в состав Великих Четьи-Миней святого митрополита Макария. Почти все списки этой редакции называют автором жития святого, судя по Синодику, игумена Спасо-Прилуцкого монастыря Макария. Главным источником сведений о святом послужили автору рассказы Пахомия, преемника преподобного Димитрия. Славянский текст жития опубликован в «Материалах для истории Русской Церкви» архиепископа Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В пустыни два храма: в честь Богоявления Господня и во имя Происхождения Честных Древ. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь в Вологодском уезде. Спасо-Прилуцкий монастырь находится в 5 верстах от Вологды на левом берегу реки того же имени. Время основания монастыря относится ко второй половине XIV столетия, когда сюда пришел инок Димитрий, уроженец Переяславля Залесского. Он, будучи еще в юных летах, принял пострижение в Переяславской Горицкой обители, а затем немного спустя основал и свой монастырь во имя св. Николая на берегу Переяславского озера. В это же время и другой великий подвижник св. Сергий основал обитель в Радонежской глуши. Димитрий часто посещал св. Сергия для собеседований с ним и был его близким другом. Подвижническая жизнь прп. Димитрия уже здесь, в переяславских пределах, снискала ему громкую славу великого светильника веры и благочестия, так что он стал известен самому великому князю Димитрию Иоанновичу. Но, стремясь к уединенным подвигам и избегая суетной славы человеческой, Св. Димитрий решил оставить родные места и удалиться на суровый, далекий север. После долгих скитаний по лесам и дебрям прп. Димитрий пришел, наконец, на берега реки Вологды и здесь на том месте, где река делает изгиб, или по старинному «луку», решил основать обитель. Намерение преподобного встретило горячее сочувствие и деятельную поддержку со стороны окрестных жителей, обрадованных пришествием в их пределы великого угодника Божия. При их содействии скоро воздвиглась здесь церковь Спаса, и при ней основался монастырь, который по его положению при луке (изгибе) реки стал называться Спасо-Прилуцким. Скоро об основанной прп. Димитрием обители стало известно великому князю Димитрию Иоанновичу, который, питая большое уважение к Св. Димитрию, наградил его обитель богатыми имениями и денежными вкладами. Благодаря поддержке великих князей и других именитых людей, энергичности и духовной опытности настоятелей, Спасо-Прилуцкий монастырь быстро развивался и процветал, несмотря на различные несчастия, не раз постигавшие его: он был разоряем татарами, затем литовцами и поляками, которые перебили в обители около 200 человек, истребляем был пожаром… Но, несмотря на это, монастырь и по сие время неприкосновенно сохранил свое значение религиозного центра, светильника и хранителя веры, оплота православия на севере. Насколько высоко ценилось и ценится значение Спасо-Прилуцкого монастыря, его влияние и сила, это ясно показывает тот факт, что в 1812 г., пред нашествием французов, сюда, как в надежное место, были свезены для хранения драгоценности и святыни московских храмов и монастырей. Управление архимандричье, которое в знак особой чести было даровано монастырю еще в XVI веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Б. Отдельных церквей в монастырь пять: 1. Соборная Спасская –посреди монастыря, пятиглавая, двухэтажная, длиной на 11-ти, шириной на 8 саженях, крытая железом, с довольно пространными с трех сторон ее папертями 12 , покрытыми также железной кровлей: ширина папертей около двух сажен. В западной паперти, на вделанном в стене ее белом квадратном камне, вырезана вязью следующая надпись о времени построения этой церкви: «Милостью Божиею и Пречистыя Его Матери и молитвами Преподобного Димитрия Прилуцкого Чудотворца в лето 7045 (1537) году, индикта 10, Мая 29, при державе царе государе и великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и по благословению преосвященного митрополита Даниила всеа Руси, нача ся здати церковь каменна Происхождение Честнаго Креста Господня, игуменом Мисайлом и еже о Христе з братьею, и совершена бысть церковь в лето 7050 (1542), индикта 15, при том же государе Великом Князе и при митрополите Макарие всеа Руси и при игумене Афонасие еже о Христе з братьею. Слава в Троици певаему Богу и Его Угоднику Димитрию чудотворцу ныне и в безконечныя векы, аминь». Эта соборная церковь строилась после того, как сгорела деревянная теплая церковь. Вследствие скудости монастырских средств царь Иоанн Грозный жаловал игумена Афанасия в 1541 году освобождением монастырских вотчинных сел и деревень на пять лет от всяких податей. 13 В настоящее время в верхнем этаже этой церкви три престола: главный – во имя Всемилостивого Спаса Происхождения Честных Древ Животворящего Креста , второй – в пристроенной южной паперти – во имя Преображения Господня, третий – в северной паперти – во имя св. благоверного великого князя Александра Невского. Прежде в этом этаже существовали в разное время еще следующее престолы, бывшие в нынешнем алтаре главного храма: а) престол во имя преп. Димитрия Прилуцкого – в южном отделении алтаря, упоминаемый в описях монастыря 1623–1656 годов; б) престол во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова в северном отделении алтаря, упоминаемый в описях тех же годов. Когда в нижнем этаже соборной церкви был устроен храм во имя преп. Димитрия, то Иоанно-Богословский престол в 1656 году перемещен был в южное отделение алтаря и существовал в нем до 1782 года, когда переименован был в Преображенский. В 1811 году после большого пожара 17 сентября при возобновлении обгоревшей соборной церкви все приделы в главном храме были упразднены и помещены в папертях; при этом Преображенский был перенесен в правую паперть на место существовавшего тут престола во имя свв. мучеников Платона и Романа. Алтарь главного храма стал после этого чрезвычайно обширным и величественным. Украшение иконостаса Преображенского придела – произведено в стиле рококо, на царских вратах помещено изображение явления Христа Марии Магдалине.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Принесение иконы прп. Димитрия в Вологду. Оборот двусторонней иконы. 2-я пол. XVI в. под записью XVII в. (ВГИАХМЗ) Принесение иконы прп. Димитрия в Вологду. Оборот двусторонней иконы. 2-я пол. XVI в. под записью XVII в. (ВГИАХМЗ) С нач. XVI в. в Вологде 3 июня празднуется Сретение чудотворной иконы Д. (1-е упоминание о «стихирах и каноне на Сретение образа чудотворца Димитрия» содержится в «Указце книгохранителя Спасо-Прилуцкого монастыря Арсения Высокого 1584 г.» - ПДП. 1914. Вып. 184. С. 14). Установление праздника связано с присылкой в 1503 г. вел. кн. Иоанном III в Вологду образа Д. в память о помощи святого рус. войскам и о явлении Д. вел. князю во время похода на Казань (вероятно, в 1487, когда была установлена зависимость Казанского ханства от Москвы; известно, что Иоанн III посетил Вологду перед походом; по преданию, в Москву из Спасо-Прилуцкого мон-ря для моления во время похода был увезен небольшой образ Д.). Чудотворная икона была встречена вологжанами во главе с Вологодским и Великопермским еп. Никоном (в «Сказании о Сретении чудотворного образа преподобного и богоносного отца нашего Димитрия, Прилуцкого чудотворца», нач. XIX в., назван еп. Стефан, неизвестный др. источникам). На месте встречи иконы в Вологде была воздвигнута ц. во имя Д. (позднее переосвящена во имя равноапостольных Константина и Елены). В память о событии ежегодно устраивался крестный ход из города в мон-рь, где правящий архиерей с настоятелем обители и клириками епархии служил литургию; после литургии совершался молебен Д., затем крестный ход возвращался в Вологду. Торжества продолжались 3 дня. Память Сретения чудотворного образа Д. праздновалась не только в вологодских церквах, но, по-видимому, также в др. севернорус. храмах. Этот праздник отмечен в Уставе кон. XVI - нач. XVII в., написанном в Архангельске (РНБ. Собр. П. Д. Богданова. 977). Икона, присланная в Вологду вел. князем Иоанном III, не сохранилась. В 1487-1491 или в 1503 г. художником круга прп. Дионисия был написан сохранившийся до наст. времени образ Д. с житийными клеймами (ныне в ВГИАХМЗ; клейма отражают Минейную редакцию Жития святого).

http://pravenc.ru/text/178017.html

является запись в Уставе служб московского Успенского собора, составленном по распоряжению патриарха Филарета в 1621 г., о праздновании памяти преподобного (названного «новым чудотворцем») 19 мая - «аще волит настоятель». Однако вскоре (до 1634) память И. была исключена из числа «нарочитых» празднований ( Голубинский. Канонизация Святых. С. 420-421). И. под 19 мая упоминается во мн. святцах XVII в., в частности, в святцах Коряжемского мон-ря 1621 г. (РГБ. Унд. 237. Л. 189 об.), в святцах 1626 г. РНБ. Кир.-Бел. 516/773. Л. 18 и в др. В Месяцеслове Симона (Азарьина) ок. сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201) память святого отмечена дважды: под 19 мая (Л. 317 об.) и под 23 июня (Л. 321 об.). Имя И. приведено в неск. изданиях Святцев, вышедших в Москве в 40-60-х гг. XVII в. В описи Спасо-Прилуцкого мон-ря 1623 г. упоминаются отдельная икона И., а также образ Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи: «В подножии чудотворец Дмитрей да благоверный князь Игнатей молебнии, оклады ободраны в литовской погром», среди святынь монастыря указаны вериги князя-схимника. Почитание И. тесно связано с почитанием прп. Димитрия Прилуцкого. Известна общая молитва святым (РНБ. Q.I.365. Л. 226 об.- 230 об., кон. XVII - нач. XVIII в.). В 1654 г., когда в Вологде распространялась моровая язва, Вологодский архиеп. Маркелл возглавил крестный ход в монастырь на поклонение Прилуцким чудотворцам. Спасо-Прилуцкий мон-рь мог называться «домом Всемилостиваго Спаса и преподобных и богоносных отец наших Димитрия и князя Игнатия, иже на Прилуце Вологодских чудотворцев». Сохранился покров на гробницу И. сер. XVII в.- вклад в Спасо-Прилуцкий мон-рь боярина И. Д. Милославского (ВГИАХМЗ). В 1882 г. над гробницами преподобных Димитрия и И. были устроены медные литые сени. Вериги, по преданию принадлежавшие прп. Игнатию Прилуцкому (ц. прп. Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого мон-ря) Вериги, по преданию принадлежавшие прп. Игнатию Прилуцкому (ц. прп. Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого мон-ря) Несмотря на то что в XVII в.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский (+ 1392) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 11 февр. в день преставления и 6 июля тесте с Собором Радонежских святых как собеседника прп. Сергия Прп. Димитрий был сыном богатого переяславского купца; он в юности постригся в переяславском Горищам монастыре и рано получил священный сан. Прп. Димитрий был духовным другом и собеседником прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.), который в это время сооружал в Радонежских лесах свою обитель, ставшую впоследствии Троице-Сергиевой лаврой. Прп. Димитрий часто посещал его (совершая путь пешком с ореховым посохом в руке) ради духовных бесед — почему и именуется собеседником Сергиевым. По образцу обители прп. Сергия он основал в Переяславле Никольский монастырь с общежительным уставом. Прп. Димитрий отличался необыкновенной красотой, почему всегда закрывал лицо иноческим куколем и никогда не говорил с женщинами. Раз одной боярыне, движимой любопытством, удалось увидеть лик его, когда он готовился к совершению Божественной литургии: он сиял таким необычайным светом, что женщина эта упала на землю в полном расслаблении и стала кричать. Сбежались иноки, подняли ее, и по их неотступной просьбе подошел к ней и преподобный. «Чадо, зачем ты захотела взглянуть на лицо грешника, давно уже умершего миру?» — тихо и кротко спросил он ее. Женщина продолжала плакать. Тогда преподобный стал ласково наставлять ее к духовной жизни, благословил и отпустил исцеленной. С тех пор женщина эта совершенно изменилась и стала вести внимательную христианскую жизнь. Слава о прп. Димитрии распространилась по всей России. Вел. князь Димитрий Иоаннович приглашал его крестить своих детей. Тогда смиренный подвижник, взяв с собой ученика своего Пахомия, удалился на Север и там в 3 верстах от города Вологды, где река Вологда образует луку, основал первый в этой местности общежительный монастырь, начав со строительства церкви во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (празднование 1 авг.). Местные жители всячески ему помогали, а владельцы этого места не только подарили его преподобному, но сами затоптали зеленеющие нивы, лишь бы только скорее воздвиглась церковь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436925/

Особую группу составляют изображения Д. (как правило, в левой части композиции) в рост вместе со своим учеником прп. Амфилохием. На иконе XVII в. из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (ВГИАХМЗ) Глушицкие чудотворцы предстоят Св. Троице Новозаветной, в нижней части - вид основанного ими монастыря (на записи XIX в.- 2-этажный 5-главый собор с примыкающей к нему 3-ярусной колокольней). На подобной иконе XVIII в. (ГРМ) с изображением обители святые обращаются в молитве к Спасу Еммануилу, на иконе-пяднице нач. XVII в. из Глушицкого Сосновецкого монастыря (ВГИАХМЗ) - к Нерукотворному образу Спасителя, внизу между ними - 6-гранный колодец под сенью (возможно, надкладезная часовня мон-ря). На обороте двусторонней иконы «Спас Нерукотворный. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» сер. XVIII в. (ЦМиАР) святые представлены на фоне условного пейзажа, на прориси с образа XVIII в. (?) (ГРМ) они поддерживают руками обитель с 5-главым собором ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 93). Образ XIX в. (ВГИАХМЗ) в отличие от большинства изображений представляет святых в виде седовласых старцев, левая рука Д. прижата к груди, правая с раскрытой ладонью опущена. Изображение Д., в монашеском одеянии, с непокрытой головой, с темной бородой среднего размера, как правило, рядом с прп. Амфилохием, встречается на мн. иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами, происходящих из церквей Вологды (в наст. время в собр. ВГИАХМЗ): напр., на образе 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком монастыре; на иконе XVIII в. из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери - в правой группе в поясном поклоне; на иконе XVIII в. из ц. Рождества Богородицы на кладбище - в числе 4 наиболее почитаемых местных святых, в коленопреклоненном молении вместе с прп. Амфилохием; на иконе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье; на образе 1779 г. работы Димитрия Сумарокова с сыном Иваном из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе; на иконе XVIII в. из ц. Рождества Богородицы на Верхнем долу - в правой группе святых; на образе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в.- в левой группе; на иконе нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского и др. Деисус (Седмица) XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ) дополнен 2 фигурами припадающих к стопам Иисуса Христа наиболее чтимых Вологодских преподобных - Димитрия Прилуцкого (слева) и Д. (справа).

http://pravenc.ru/text/178323.html

Скачать epub pdf Память преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца Память 11 февраля Преподобный и богоносный отец наш Димитрий происходил из города Переяславля 1314 от благочестивых родителей. С молодых лет он отдан был в книжное научение и навык в чтении божественных книг; многих сверстников он превосходил разумом и выделялся среди них своим смиренномудрием, которое всегда скрывал в сердце своем. Блаженный любил часто размышлять о будущем веке, о суде Божием, о воздаянии каждому по делам его, о Царстве Небесном, радости праведных и райском блаженстве. Изучив Священное Писание Ветхого и Нового Завета, святой познал, что жизнь в этом свете скоропреходяща. И потому он вскоре оставил этот суетный мир и, с умиленной душой, придя в страх Божий, в том же Переяславле принял иночество в Нагорном Борисоглебском монастыре. Здесь усердно подвизаясь в добродетельной жизни, он упражнялся в духовном трезвении и молитве, отличаясь чистотой, крайним смирением и духовной любовью ко всем. Таким образом этот трудолюбивый и неустанный богоугодный подвижник, поучаясь в законе Господнем день и ночь, обрел плод спасения, целомудрием и чистым сердцем взыскуя Бога и проводя равноангельное житие. Иноки и простой народ любили святого за его великую добродетель. По прошествии некоторого времени Бог сподобил преподобного Димитрия принять сан священства. В то время преподобный Сергий, Радонежский чудотворец устроил близ Радонежа монастырь во имя Святой Троицы и, по изволению Божию, учредил там иноческое общежитие. Преподобный Димитрий часто посещал преподобного Сергия для духовных бесед, о том, как бы лучше управить иноческим общежитием и людей избранных привести к Богу. После Того преподобный Димитрий построил церковь во имя святого Николая Чудотворца и при ней создал монастырь на берегу Переяславского озера 1315 , и был при той обители игуменом. К преподобному стало стекаться, ради духовной пользы, много монахов и мирян, желавших жить в его обители, и блаженный принимал их, поучая со смирением и постригая мирян в святой иноческий чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По времени их подвигов, начинающихся с первой половины XII, и продолжающихся до последней половины XVII столетия, большее число их жило в XV и XVI столетиях; местами их святой жизни и деятельности по преимуществу были: Вологда, Устюг и Тотьма, с их окрестностями. Для большей наглядности прилагается при сем топографический их список, составленный митроп. Евгением. Топографичестй список святых Вологодских чудотворцев, с означением места жительства их, или иахождения их святых мощей. По городу Вологде и Вологодскому уезду: 1) Антоний, Епископ Вологодский и Великопермский, коего мощи почивают под спудом в Вологодском Софийском соборе; поставлен был из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря во епископа на Вологду, в 1586 году, преставился в 1588 году, Октября 26. Память его Октября 26. 2) Преподобный Герасим, игумен и начальник 3 Троициаго монастыря, что на Кайсарове ручье, пришедший в Вологду из Киева в 1147, а преставившийся в 1178 году, марта 4. Мощи его исчивают под спудом в приходской церкви при Кайсарове ручье. Память его Марта 4. 3) Преподобный Галактион, затворник и начальник Спасокаменского Духова монастыря, замучен от Литвы, напавшей на Вологду в 1613 году, Сентября 24. Мощи его под спудом с монастырской церкви. Память Сентября 24. 4) Преподобный Димитрий Прилуцкий, игумен и начальник Спасо-прилуцкого монастыря. Преставился 1392 года, Февраля 11. Мощи его под спудом почивают в нижней монастырской церкви. Память Февраля 11. 5 и 6) Князья: Иван, а в монашестве Игнатий, и брат его Димитрий Андреевичи Углицкие, от великого князя Ивана Васильевича заточенные в Прилуцкий монастырь; оба тут скончались, Игнатий 1522 года, Мая 19, а Димитрий неизвестно когда. Мощи их под спудом в Прилуцком монастыре. Память Игнатия Мая 19. 7) Св. благоверный князь Феодор Всеволодович. Но когда скончался и где положен, неизвестно. 8) Преподобный Петр, чудотворец Спасокаменного монастыря, жил около начала XV века, а почивает в Спасокаменном монастыре на острове Кубенского озера. 9) Блаженный Василий, Юродивый, живший в братстве Каменного монастыря на Кубенском озере. Мощи его под спудом в нижней палатке там, под церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010