Главный иконостас храма (сохранившийся, как и фрески, до наших дней) Г. К. Лукомский описал так: «Иконостас этой верхней церкви барочный и притом очень чистых форм и богатейшего выполнения … Уже самый план его в виде изломанной прихотливой линии дает много выпуклости и рельефа этому образцу резного мастерства. Иконостас с прелестною легкою сенью. На створках Царских врат медальоны с живописью, обрамленною резьбой, из которой выглядывают головы амуров; под сенью – фигуры ангелов. Резьба иконостаса очень богатая, даже затейливая и драгоценная. Кроме крупной горельефной работы, даже гладкие плоскости дерева покрыты мелкою, плоскою прорезью прекрасного орнаментального рисунка. Но самый характер высокой резьбы также примечателен: с какой легкостью брошены все эти медальоны, как пышно и вместе с тем неназойливо усыпаны завитками, букетами роз рамы, овалы, с каким мастерством заполнены все эти квадраты, базы, капители. Но великолепие иконостаса дополняется еще тем, что даже самый тон позолоты иконостаса (позолота не обновлялась уже лет 70) полон прелестного, тусклого, как бы заглушенного блеска, полон совсем особой, бархатной звучности». Большую художественную ценность представляет и иконостас придела во имя преподобного Максима Исповедника, который в советское время был разобран и передан на хранение в Вологодский краеведческий музей. Перестройки, утраты, реставрационные работы К четверику храма пристроили непропорциональную основному кубу закрытую паперть с лестницей, в южной части которой в 1781 году на средства купца Максима Ивановича Рыбникова был освящен престол во имя преподобного Максима Исповедника. События и лица, связанные с объектом 6 марта 1930 года храм был закрыт. В советское время здание церкви, признанное памятником архитектуры, не подвергалось разрушениям и перестройкам, были сохранены иконостас и фресковая роспись. В 1999 году церкви Димитрия Прилуцкого и Успения возвращены епархии, церковная жизнь в них возрождалась в форме подворья Спасо-Прилуцкого монастыря. Новое освящение церкви состоялось 13 июля 2001 года, а в 2014 году восстановлена самостоятельность Димитровского прихода. Ныне при храмах преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке, Успения Пресвятой Богородицы на Наволоке действует Архиерейское подворье храма преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке.

http://sobory.ru/article/?object=23202

ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ГРИГОРИЙ И КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ (XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИОНИСИЙ, ЕФРЕМ, ГЕРАСИМ, ИСААКИЙ († 1538), преподобномученики (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Обнорские, насельники Павлова Обнорского во имя Св. Троицы Комельского мон-ря ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИГНАТИЙ († 1-я пол. XV в.), прп. Белозерский, молчальник (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128849.html

Предположение о появлении К. к. после казанских походов Иоанна IV Васильевича Грозного 50-х гг. XVI в. опирается на монастырское предание, вошедшее в житие прп. Димитрия Прилуцкого (Вологодского). Одному из заболевших братьев во время строительства 3-го деревянного здания монастырской церкви было видение, что сам прп. Димитрий Прилуцкий участвует в работе. Когда по завершении строительства получивший исцеление монах подумал, что хорошо бы увидеть рядом с новой церковью ее основателя, ему был голос: «Димитрия ли ищешь? Ныне чудотворец Димитрий в Казани». Далее упоминается, что летом того же года войска вел. кн. Московского были в походе у Казани и в тот день, когда иноку было явление преподобного основателя, «явилась в Руси великая помощь над неверными» (Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X-XX вв./Сост.: С. С. Бычков. М., 1992. С. 135; Украинская. 1990. С. 52). Житие прп. Димитрия, известное в неск. редакциях, основано почти целиком на устных сведениях преемников святого ( Украинская Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 259-260); сведения о построении 3-й соборной церкви находятся в сводной редакции Жития, известной уже в кон. XV в. по рукописям ( Она же. 1990. С. 14) и произведениям иконописи (житийная икона прп. Димитрия Прилуцкого письма мастера Дионисия (80-е гг. XV в.- 1503, ВГИАХМЗ; см.: Украинская. 1990. С. 18). Отсутствие царского титула в тексте указывает на то, что он посвящен событиям до 1547 г.; походы Московских вел. князей на Казань были частыми уже в 80-х гг. XV в., когда их цель состояла в поддержке промосковской местной элиты. Начатый весной 1487 г. поход вел. кн. Иоанна III Васильевича на Казань сопровождался осадой и завершился сдачей города 9 июля. Новым царем был поставлен хан Мухаммед-Эмин («Магмедамин»), а побежденный хан Али («Алегам»), его жены и сыновья были вывезены на Русь в вологодские мон-ри. Нек-рые из родственников бывш. казанского царя приняли крещение и породнились с семьями Московской Руси, в т. ч. с правящей семьей: зятем вел. кн. Василия III был Петр (Худай-Кул), царевич Ордынский, родной брат хана Али ( Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 19913. С. 50). Вероятно, именно в этот период и в этой среде могли сформироваться соответствующие сюжеты, включенные в Житие прп. Димитрия Прилуцкого. Возможно, на легенды об участии К. к. в походе на Казань повлияло почитание святого и особенно его иконы письма Дионисия при вел. кн. Иоанне III (подробнее о местных преданиях см.: Голейзовский Н. К. О датировке местной иконы «Димитрий Прилуцкий с деянием» из вологодского Спасского Прилуцкого мон-ря//ДРВМ. 2003. 3(13). С. 64-65).

http://pravenc.ru/text/ Киликиевский ...

Устроив, такими образом, судьбу дочери 4 и устранив последнее препятствие к иноческой жизни, он тотчас же решился оставить мир и, придя в Прилуцкий монастырь, стал усердно просить у настоятеля иноческого пострижения. Прилуцкий игумен, по близости обители к городу, лично знавший Феодосия, как человека самого честного и благонадежного, еще в мире уподоблявшегося инокам, согласился исполнить его просьбу, не подвергая его обычному продолжительному искусу, он постриг его в манию и поручил опытному старцу для усовершенствования в иноческих подвигах. Новый инок, видя исполнение своего сердечного желания, плакал от радости, благодарил Бога и всего себя предал воле наставника. По его приказанию он прошел все тяжелые монастырские послушания: рубил дрова, носил воду, молол муку, пек хлебы, трудился в поварне и все делал с усердием и любовию, стараясь услужить каждому из братии и в тоже время успевал первым приди в церковь к богослужению и не упускал ни одной службы. Стараясь во всем подражать основателю обители пр. Димитрию, он часто приходил к его гробу и, припадая, со слезами просил себе его молитв и помощи; подобно Димитрию он употреблял в пищу только хлеб и воду и то в малом количестве, так что все удивлялись его воздержанию и посту. Такая строгая, подвижническая жизнь и усердные труды не могли не обратить на него внимания и не снискать Феодосию всеобщей любви и уважения. Вследствие этого, как самый верный и надежный из всей братии, он был послан игуменом в Тотьму на соляной завод для присмотра за монастырскими варницами. Это послушание вдали от обители и от надзора монастырских властей могло быть для других камнем преткновения и подать повод к искушению, Феодосию же дало случай испытать себя, насколько он нуждается еще в руководстве других, на сколько успел в духовной жизни и способен ли управлять другими. После продолжительной, усердной молитвы при гробе пр. Димитрия, приняв благословение игумена, пр. Феодосий отправился в путь, благополучно достиг Тотьмы и с великим усердием и старанием принялся за исполнение порученного ему дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы. В 1813-1817 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаиле Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид. В 1813–1817 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаил Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид. В нижнем этаже собора помещались гробницы Димитрия Прилуцкого и князей угличских: Иоанна и Димитрия, сосланных Иоанном III на заточение в Вологду. Иоанн принял в монастыре постриг с именем Игнатий. Гробницы святых преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких восстановлены – это святыни монастыря, благоговейно почитаемые братией и паломниками. В верхнем храме в начале XX века было три престола: Всемилостивого Спаса и Происхождения Четных Древ Животворящего Креста – в средней части; Преображения Господня – в пристроенной южной паперти; Благоверного великого князя Александра Невского – в северной паперти. В нижнем храме, было, пять престолов: Преподобного Димитрия и благоверного князя Игнатия; Преподобного Сергия Радонежского чудотворца; Сретения Господня; Богоявления Господня; Успения святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=05128

И верующий вологодский народ устремился в обитель, в 1371 г. «поставил там большую церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и в честь Креста Христова, в первый день августа на освящение водам». Пришли дары и от тезки молитвенника, - от князя Димитрия Донского. Кстати, впоследствии, обладая даром прозрения, святой указал братии момент кончины своего державного соименника. Говорят, что к северу от левого клироса в Спасовом храме святому было ограждено досками особое молельное место. Спустя века тут за стеклянной дверью находилась особая памятная палатка. Не благословил Дмитрий своего родного брата, жившего в Переславле, идти в третий раз торговать в племена «югра и печера, в те места, где живут чудь и самоядь». Брат, ослушавшийся святого провидца, погиб. Любивший убогость, подвижник весь год носил тулуп из твердой овечьей кожи, даже в праздники питался лишь горячей водой с малой просфорою, до глубокой старости вместе с братией участвовал в общих работах. Скончался преподобный 11 (24 по нов ст.) февраля 1392 г. При кончине святого братия ощутили растекающийся по монастырю запах ладана, исходивший из келии Димитрия. Казалось, что святой уснул, а тело его было озарено дивным светом. Но вспомнили иноки и давешние слова настоятеля: «Стащите мое грешное тело в болото и ногами потопчите...» Однако с плачем и молитвами тело было положено в церкви, которую поставил сам святой. В церкви во имя прп. Димитрия Прилуцкого, расположенной в подклети Спасского собора, под спудом почивают мощи трех святых: Димитрия Прилуцкого, а также благоверных братьев-князей Игнатия Прилуцкого (Иоанна Андреевича Угличского) и Димитрия Андреевича Угличского, сосланных сюда Иваном III в заточение. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 г., и в том же XV в. почитание его распространилось по всей Руси. Чудеса и исцеления недугов исходят от гроба чудотворца и до нынешнего дня. Вошло в историю и чудо о вятичах, отделившихся, было, от Московской державы. Придя в Вологду, они разорили город, разграбив и Прилуцкий монастырь. Один из помраченных мародеров, схвативший покров с гроба преп. Димитрия, тут же был «ударен о пол церковный, оцепенел и лишился силы, лежал скорченный и безгласный. И напал страх великий на всех видевших и слышавших это». Несчастный злодей-вятич был похоронен в монастыре, а остальные захватчики, убоявшись, ретировались, сохранив этот страх и через годы.

http://pravoslavie.ru/59763.html

Подвижнику Божию открыто было о наступающих для Вологды бедствиях. Он вышел из своей кельи в цепи своей, явился в земскую избу и объявил: «Грехи призвали на нас Ляхов и Литву; пусть горожане начнут пост и молитву и поспешат построить храм Знамения Богоматери, и Небесная Царица, как прежде Новгород, избавит Вологду от гнева Божия», Но один из именитых вологжан – Нечай Проскуров – сказал: «Не о нас, а о себе хлопочет он, – ему хочется только иметь храм вблизи себя; а что будет с храмом, когда умрешь ты, старец?» Старец отвечал строго: «Гнев близок к Вологде; что же до меня, то на моем месте прославится Бог, – построена будет обитель». Затем объявил, что Троицкий храм, построенный Нечаем, будет сожжен, и дом Нечая запустеет. Проходя мимо храма св. Димитрия Прилуцкого, Галактион громко сказал: «Чудотворец Димитрий молил Спасителя за город; но его оскорбили тем, что вокруг его храма настроили лавок и завели шум торговый; вот увидите, что и этот храм разорен будет». Житие повествует о том, до какой степени нужна была Вологде проповедь о покаянии и как исполнилось пророчество праведника: «...Беда разразилась 22 сентября 1612 года. С понедельника на вторник в темную осеннюю ночь польские и литовские люди, черкасы, казаки и русские воры неожиданно напали на Вологду и, ворвавшись в город, начали грабеж и разорение его сожжением церкви преподобного Димитрия Прилуцкого. Кроме множества убитых и взятых в плен людей разного чина и возраста злодеи убили городского воеводу и дьяка, а архиепископа Вологодского Сильвестра четыре ночи держали в плену и несколько раз тоже собирались убить, ограбили и выжгли почти весь город и посады, а жители, оставшиеся в живых, разбежались, кто куда мог». Келья преподобного Галактиона, окруженная со всех сторон водой и деревьями, оставалась целой во время всеобщего городского пожара и по невзрачности и бедности не привлекла к себе внимание грабителей. Но дочь преподобного, не имея нигде себе пристанища, устремилась к отцу и таким образом обратила на себя внимание иноземцев.

http://sobory.ru/article/?object=35528

И. Хитрова «Св. праведный Филарет милостивый». В 1901 г. издано исследование иером. Фаддея (Успенского) (впосл. архиепископ, сщмч.) «Единство книги пророка Исайи». Также издавались труды святителей Василия Великого (1900-1902), Афанасия Великого (1902-1903), прп. Макария Египетского (1904), различные исследования по истории Троице-Сергиевой лавры. Н. сотрудничал со многими авторами, среди которых были С. А. Нилус , А. П. Лебедев и др., чьи труды он публиковал в виде статей в журналах и отдельными изданиями. Книгоиздательская деятельность Н. позволила Троице-Сергиевой лавре на скопленный от продажи этих изданий капитал открыть собственную типографию. Позднее, находясь на Вологодской кафедре, Н. продолжал издательскую деятельность. С 1906 по 1912 г. он печатал Жития святых, в т. ч. Жития учеников прп. Сергия Радонежского преподобных Павла Обнорского, Арсения Комельского, Димитрия Прилуцкого, также вышли Жития преподобных Игнатия Прилуцкого, Евфросина Синозерского, Нила Сорского, Иоанна Устюжского, Феодосия Тотемского, Галактиона Вологодского и прав. Анны Кашинской. 26 февр. 1908 г. Н. было предоставлено право «самому быть цензором своих изданий и ответственным за них лицом» (РГБ НИОР. Ф. 765. К. 1. Ед. 6). В 1917 г. он издал книгу Нилуса «Близ есть при дверех». Сочинения Н. явились значимым вкладом в церковную духовно-просветительскую и публицистическую деятельность. В 1885 г. вышла книга Н. «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Это издание было удостоено Синодом премии митр. Макария в 1885 г. и до 1917 г. выдержало 5 изданий. В 1897 г. Н. напечатал популярное «Толковое Евангелие от Матфея». Он активно сотрудничал во многих периодических изданиях, в т. ч. в «Церковных ведомостях», «Голосе Церкви», «Душеполезном чтении», «Приходском чтении», «Русском обозрении», «Русском слове» и др. Свои сочинения он печатал в редактируемых им изданиях. Статьи Н., к-рые в 1910-1915 гг. публиковались практически в каждом номере ж.

http://pravenc.ru/text/2577559.html

Самозванный Димитрий всего себя посвящает в монастыре исполнению иноческих обетов, не только волосы головы своей постригает, но и все соблазны, суеты и любление и сласти мирские отсекает, только единого Христа приобряща и того стопами последуя, свою волю отмеща, на братию служаше с повиновением, и паки много потрудився на добродетель, трезвением и молитвой чистой и смирением последним и любовью духовной ко всем и оттуду обрете плод спасения, поучаясь в законе Господни день и ночь, трудолюбный и присный богоугодный подвизатель и целомудрием и чистым сердцем взыская Бога и про сторещи ангельское житие имея. Послушание его настоятелю было совершенное, служение братии – усердное, пост столь строг, что все дивились его терпению; за его простоту и ангельское незлобие все – и монахи и бельцы – любили его и почитали, как угодника Божия. Слух о его добродетелях скоро дошел до архипастыря и сколько преподобный ни отказывался, ссылаясь на свое недостоинство, он был удостоен сана священства. Как верный раб Владыки, приняв великий талант, преподобный усугубил свои подвиги, сияя во обители яко звезда пресветлая. Неизвестно, долго ли пр. Димитрий украшал собой место своего пострижения– монастырь Нагорный, но так как не только в нем, но почти во всех монастырях на севере России не было общежития, то преподобный, ревнуя о славе Божией и стремясь к жизни более безмятежной и всецело преданной одним только заботам о спасении души, решился основать новый монастырь со строгим уставом общежития. Испросив благословение архипастыря, пр. Димитрий при помощи добрых людей, так как сам решительно не имел ничего, кроме одной монашеской рясы и власяницы, вскоре поставил храм во имя святителя Николая и устроил при нем общежительный монастырь. С Нагорного преподобный переселяется теперь на болото, не только духом, но и самым местом жительства стараясь унизиться и смириться, чтобы приблизиться к Богу. Не привлекательна была местность новой обители, устроенной за городом, на сыром и болотистом месте, в одной версте от Плещеева озера – но преподобный не был разборчив в избрании места и мало обращал внимания на то, что прямо не относилось к единственной его цели – спасению души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВЕНИАМИН (кон. XIII-XV в.?) прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 13 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/127165.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010