Пока отец Аркадий лежал в больнице, сад был подготовлен к зиме и розы были прикрыты. А ко времени выписки его из больницы сад уже завалило снегом. В тот же день, когда отца Аркадия привезли домой, в монастырь, он на инвалидной коляске (ходить он еще не мог), с любимой большой иконой царя Николая II на коленях, громко и радостно распевая тропарь, был провезен большой группой семинаристов вокруг храма по его любимому саду. Началось ожидание весны, кропотливое восстановление после инсульта, первые шаткие шаги, которые отец Аркадий упорно пытался сделать самостоятельно. Работы в саду начинаются ранней весной, ходить отец Аркадий сам долго не мог, поэтому его, тепло одетого, вывозили на коляске руководить работами и греться на весеннем неярком солнце на любимое место, к розам, на «Царскую аллею». «Царская аллея» – это дорожка от входа на Лубянке к храму, прямо вдоль стены, где были высажены специально отобранные отцом Аркадием розы – он называл их в честь членов царской семьи и их приближенных, эти розы были его гордостью. На прогулку он собирался как на работу – в одно и то же время, в кармане неизменный секатор, летом к секатору присоединился распылитель для полива. В тот год отец Аркадий и я вместе не могли дождаться весны – по одной причине: как розы перенесли зиму? И как же мы радовались, когда увидели зеленые побеги и почки: все розы пережили зиму! Летом я стала помогать отцу Аркадию не только в саду, но и в келье, днем, вместе с Ириной и Натальей, а ночью ему помогала Галина Степанова. Между собой мы называли отца Аркадия «наш дедушка» или «дед», радовались, когда ему становилось лучше, а он иногда представлял нас своими «нянями». Ухаживая за отцом Аркадием, я воочию увидела его менеджерский талант, когда он с легкостью в любое время мог найти себе помощников. Обычно это выглядело так: он обращался к тем, кого он выбирал из приходящих в монастырь: «Мужчина, возьмите лопаточку, покидайте снег» или «Мужчина, возьмите лопаточку, выройте ямку», и те, к кому он обращался, безропотно брали лопату в руки и начинали старательно помогать, а потом приходили снова и снова, и не только к отцу Аркадию, но и в храм, и на службу. Один раз – эта картина до сих пор стоит у меня перед глазами – летом было очень много работы в саду, отец Аркадий отправил меня за каким-то садовым инструментом. Я вернулась минут через десять и не могла поверить своим глазам: в саду копошились не меньше десяти матушек, а довольный отец Аркадий руководил процессом, удовлетворенно наблюдая за происходящим из своего кресла.

http://pravoslavie.ru/72844.html

Ведя строгую аскетическую жизнь, преподобный Аркадий часто молился недалеко от городского собора. Излюбленным местом его уединенной молитвы была небольшая горка в лесу за городской стеной. На поляне лежал большой плоский камень, на котором святой Аркадий иногда молился несколько ночей подряд. Склонность преподобного к уединению, стремление избежать мирской славы, помогали ему некоторое время скрывать свои духовные дарования. Но еще при жизни святого стало известно, что по его молитвам люди получали Божии благодеяния. Особенно поразил вязьмичей следующий случай. Однажды близ поляны, где молился преподобный Аркадий, проходила женщина с малолетним сыном. Ядовитая змея укусила ребенка. На крики матери прибежал преподобный Аркадий. Он исцелил умиравшего ребенка и заклял молитвой змей в ближайшей округе. Узнав об этом чуде, вязьмичи стали по-другому относиться к святому. Более внимательные замечали, что за Богослужениями в храме преподобный Аркадий преображался: лицо озарялось особым светом, он часто плакал от умиления. К словам праведника стали прислушиваться. Он говорил мало, но его слова, предсказания сбывались. Обличения и поучения преподобного Аркадия были мягкими, ненавязчивыми, иногда иносказательно-символическими. Так, примерно за два дня перед крестным ходом, святой Аркадий подметал улицы от собора до того храма, куда должен был совершаться крестный ход. Этим он призывал людей, очищая свои души, готовиться к церковному празднику, к достойному принятию христианской святыни. Однажды через Вязьму в Киев проходил преподобный Ефрем Новоторжский. Увидев Блаженного Аркадия, он «понял духом своим, что этот юноша принял на себя юродство Христа ради». Святой Ефрем ободрил Блаженного Аркадия в его трудном подвиге. С того времени он стал духовным наставником святого Аркадия, который часто ходил к нему в Новый Торг (ныне Торжок Калининской области) для назиданий. Когда же вязьмичи стали прославлять его, как угодника Божия, преподобный, желая избежать мирской славы, покинул Вязьму. Вместе с преподобным Ефремом Блаженный Аркадий начал строительство новой обители с храмом во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба на правом берегу реки Тверцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разгадайте эту логическую загадку – и можете считать, что математика вам не страшна. В эту игру-задачу можно сыграть вдвоем и посоревноваться в гибкости ума. Условие задачи. Аркадий, Борис, Николай и Владимир развлекались перетягиванием каната. Борис мог перетянуть Аркадия и Николая, вместе взятых. Но если с одной стороны вставали Борис и Аркадий, а с другой – Николай и Владимир, то ни та, ни другая пара не могла перетянуть канат на свою сторону. Если Николай и Аркадий менялись местами, тогда Владимир и Аркадий легко побеждали противников. Вопрос: – Кто из них был самый сильный, кто занимал второе место, кто третье, кто самый слабый? Ответ: для решения задачи запишем ее условие в виде системы неравенств и одного равенства, обозначив каждого из участников состязания начальной буквой их имен: Аркадий – А, Борис – Б, Николай – Н, Владимир – В. Получим: Б > А + Н Б + А=Н + В Б + Н < А + В После рассмотрения равенства и последнего неравенства ясно видно, что Аркадий сильнее Николая. Следовательно, Владимир сильнее Бориса (иначе равенство Б + А=Н + В будет невозможно). Из первого неравенства видно, что Борис заведомо сильнее Аркадия. Итак, самый сильный – Владимир, следом за ним идет Борис, далее Аркадий. А Николай – самый слабый. Грузинская игра «Забракованный отчет» Требуется хорошая смекалка. Поэтому играть в нее будет интересно всем: и тем, кто отгадает ответ, и тем, кто просто поучаствует в игре. Вам нужно решить следующий ребус. Условие задачи. Инспектор группы по изучению спроса населения представил в центр статистических данных города Алма-Аты такой отчет: Число опрошенных – 100 человек. Из них: пьют кофе – 78 человек, пьют чай – 71 человек, пьют кофе и чай – 48 человек. Однако работник центра отчет забраковал и не принял. Почему? Ответ: из 78 любителей кофе 30 не пьют чай (78—48=30). Из 71 любителя чая 23 не пьют кофе (71—48=23). Значит, пьют только кофе 30 человек, пьют только чай 23 человека, пьют и кофе, и чай – 48 человек. В сумме получается 101 человек (30 + 23 + 48=101). А нам известно, что опрошено было только 100 человек. Значит, отчет явно содержит ошибку. Заключение

http://azbyka.ru/deti/logicheskie-igry-d...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 16 (29) Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии Священномученик Аркадий родился в 25 апреля 1889 года в селе Скаковка Житомирского уезда Волынской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Родители будущего святителя, священник Иосиф и его супруга София, жили поначалу в одном из сел в окрестностях Житомира, но впоследствии переехали в Житомир, куда перевели служить о. Иосифа. У них было два сына и дочь, которая умерла в возрасте трех лет. Семья была небогата – в Житомире они жили в небольшом доме из трех маленьких комнат, крытом соломой. Аркадий окончил Волынскую Духовную семинарию, а затем в 1910 году Киевскую Духовную академию. Надо было выбирать дальнейший жизненный путь. Он еще юношей мечтал о монашестве, мечтал отдать свою жизнь служению Богу, не разделяя это служение ни с чем земным, но родители желали видеть его женатым, семейным священником, и Аркадий выказал послушание воле родителей и женился. Но этот брак оказался неудачным. Сразу же после окончания академии Аркадий Остальский был назначен помощником епархиального миссионера и на этом поприще проявил себя энергичным и ревностным деятелем. Впечатления о некоторых своих поездках и суждения относительно сектантов на Волыни он опубликовал в отчетах, напечатанных в епархиальных ведомостях . В 1911 году Аркадий Остальский был рукоположен в сан священника к Староконстантиновскому собору при оставлении в должности епархиального миссионера – церковном послушании, которое он нес с великой ревностью до самого начала Отечественной войны 1914 года, когда вместе с народом и паствой он разделил все тяготы походной жизни и войны, став военным священником в 408-м Кузнецком пехотном полку . В 1917 году о.  Аркадий вернулся в Житомир и служил сначала в храме преподобного Серафима Саровского, а затем в Николаевской церкви. К этому времени относится его энергичная церковная деятельность в Житомире. Он стал неутомимым проповедником православия: за различными богослужениями ему в то время приходилось говорить по нескольку проповедей в день. За свои вдохновенные проповеди он получил от современников прозвание Златоустого.

http://fond.ru/foto/1516/Arkadiy/

О том, как шло следствие, можно судить по воспоминаниям сына отца Юлиана Красицкого: «После окончания следствия отец видел на спине Остальского следы пыток». (Сам исповедник никому об этом не говорил.) Во время чтения приговора отец Аркадий уснул, и конвоиры вынуждены были его разбудить, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти. «Ну что ж, – сказал отец Аркадий, – благодарю Бога за все. Для меня смерть – приобретение». 10 июня 1922 года Окружным судом отец Аркадий был обвинен в «прочтении послания патриарха Тихона, сопротивлении изъятию церковных ценностей». Приговор: высшая мера наказания – расстрел. После суда паства стала хлопотать о смягчении приговора, и он был заменен на пять лет заключения в лагере. В 1922–24 годах отец Аркадий содержался в тюрьме города Житомира. Находился в заключении вместе с владыкой Аверкием (Кедровым). Они вместе трудились на лесоповале в Корабельной Роще. Владыка Аверкий со своим родным братом владыкой Пахомием, членом Даниловского братства, явился позже автором послания, в котором прозвучала критика соглашательской политики митрополита Сергия (Страгородского) . Во время заключения отца Аркадия церковь , в которой он служил, была закрыта, но братство, основанное им, продолжало работать тайно, собираясь или в церкви Иоанна Богослова недалеко от собора, но теперь уже как обычные прихожане, или на квартире его матери, Софии Павловны, то у кого-либо из членов братства. Под давлением членов братства, постоянно ходатайствовавших о своем наставнике, отец Аркадий был освобожден по амнистии в самом конце 1924 года. В то время пока он был в заключении, супруга его вышла замуж за командира Красной армии, потребовав развода. Детей у них не было, и отец Аркадий был рад, что Господь разрешил его от этих уз. Теперь он мог посвятить Церкви и молитве всю свою жизнь. Освободившись из тюрьмы, он поехал помолиться в Дивеевский монастырь, а затем в Саров. Там блаженная Мария Ивановна сказала ему: «Будешь епископом, но из тюрьмы не выйдешь». В 1925 году в Саровской Успенской пустыни он был пострижен в мантию с оставлением того же имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Преподобный Ксенофонт был знатным сановником в Константинополе при дворе византийского императора. Обладая всеми мирскими благами, вел вместе со своей супругой Марией добродетельную жизнь. Супруги собирали в своем доме нищих и бездомных, выкупали пленных. Отличаясь смиренномудрием, они и сыновей своих Иоанна и Аркадия воспитали в страхе Божием и христианском благочестии. Когда Иоанн и Аркадий возмужали, родители отправили их завершать образование в финикийский город Бейрут, славившийся тогда своими школами. В отсутствие сыновей преподобный Ксенофонт разболелся и был присмерти. Святая Мария вызвала сыновей для прощания с отцом. Когда сыновья прибыли к умирающему родителю, преподобный Ксенофонт преподал им поучение, завещая оставаться верными Христовой вере. По молитве святого Аркадия и Иоанна отец их выздоровел. Он благословил сыновей вновь отправиться в Бейрут, обещая устроить их брак по окончании учения и возвращении домой. Во время плавания разразилась страшная буря, и корабельщики ночью на лодках тайно бежали, оставив тонущий корабль. Юноши горячо молились Богу о спасении и призывали к молитве своих слуг, которые сопровождали их. Корабль разбило штормом, но святые Аркадий с Иоанном и все, бывшие с ними, уцепившись за доски, спаслись. Они были отнесены волнами в разные стороны: слуги – в Тир (древняя столица Финикии), святой Иоанн – в Малмефетан (местность в Месопотамии), святой Аркадий – в Тетрапиргию (город в Месопотамии, близ реки Евфрата). Каждый считал другого погибшим и скорбел, не радуясь своему спасению. Оказавшись в пустыне, святой Иоанн долго шел, пока не увидел монастырь, в котором попросил убежище. Игумен осенил его крестным знамением и повелел остаться в обители. В скором времени юноша был пострижен и посвятил себя Богу. Но скорбь о святом Аркадии не оставляла его. Святой Аркадий же, выйдя на сушу в Тетрапиргии, упал ниц и горько плакал о брате своем. Увидевший его человек дал ему ветхую одежду и немного хлеба. Святой Аркадий подкрепился и пошел к находившейся невдалеке церкви. Там он помолился о брате и уснул. В сонном видении он увидел святого Иоанна, который сказал, что он жив. Проснувшись, святой Аркадий уверовал в истинность виденного и возрадовался. Думая о том, что ему делать дальше, он принял решение стать иноком. Бог привел его повстречать по дороге прозорливого старца, который привел святого Аркадия в Сукийскую лавру во имя преподобного Харитона, постриг его в монашество и прожил с ним год, наставляя святого Аркадия в иноческой жизни, после чего старец удалился в пустыню, оставив святого Аркадия в своей келлии, обещая свидеться с ним по истечении трех лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С вященномученик Арефа Валаамский (в миру Митренин Александр Фёдорович) родился 21 ноября 1879 года, в городе Кронштадт. Поступил в Валаамский монастырь 26 мая 1902 года. Зачислен в послушники 20 марта 1906 года. Пострижен в монашество с именем Арефа 22 мая 1910 года. Рукоположен в сан иеродиакона 30 июля 1915 года. Посвящён в сан иеромонаха — 28 апреля 1921 года. С февраля 1917 года проходил клиросное послушание на Московском подворье, правил череду священнослужения. В 1925 году он выехал в Финляндию, в Валаамский монастырь, откуда 22 октября был выслан за верность Русской Церкви и Юлианскому календарю. С 1927 года проживал в часовне Валаамского монастыря в Ленинграде, на Васильевском острове. Арестован 18 февраля 1932 года. Из протокола допроса:«…Против Сов. власти никогда активно не выступал, но советским человеком быть не могу, так как нас, монахов, лишили всего: монастыри и церкви закрывают, священнослужителей высылают; вообще сов. властью везде гонение на религию». Приговор последовал такой:«Выслать в Казахстан сроком на 3 года с 17/02.1932 г.» Скончался в ссылке в ноябре 1932 г., погребён в городе Ташкенте, 53–х лет. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания (память 25 января). Священномученик Аркадий, епископ Лубенский, викарий Полтавский (память 16 декабря по старому стилю) С вященномученик Аркадий, епископ Лубенский, викарий Полтавский (в миру Остальский Аркадий Иосифович) родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Впоследствии родители будущего Святителя переехали в Житомир, куда перевели служить отца Иосифа. Кроме Аркадия в семье были ещё двое детей: сын и дочь, которая умерла в возрасте трёх лет. После окончания Волынской Духовной Семинарии, с сентября 1911 года отец Аркадий служил священником соборного храма в городе Старо–Константинов, затем настоятелем Никольской единоверческой церкви в городе Полтава. Во время войны он — полковой священник. Являясь с 1917 по 1922 годы настоятелем храма в Житомире, отец Аркадий при храме же организовал Православное Братство. Его пламенные проповеди привлекали множество народа, а Братство в тяжкие годы гражданской войны осуществляло практическую помощь бедным и больным, тут обучали детей, хоронили умерших, занимались благотворительностью. Отец Аркадий поимённо помнил всех больных, которых опекало Братство, и, бывало, не раз спрашивал, кто дежурит сегодня у такой–то, кто понесёт такой–то обед.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Аркадий «причесывал и рисовал» одних актрис. Для мужчин был другой парикмахер, а Аркадий если и ходил иногда на «мужскую половину», то только в таком случае, если сам граф приказывал «отрисовать кого-нибудь в очень благородном виде». Главная особенность гримировального туше этого художника состояла в идейности, благодаря которой он мог придавать лицам самые тонкие и разнообразные выражения. – Призовут его, бывало, – говорила Любовь Онисимовна, – и скажут: «Надо, чтобы в лице было такое-то и такое воображение». Аркадий отойдет, велит актеру или актрисе перед собою стоять или сидеть, а сам сложит руки на груди и думает. И в это время сам всякого красавца краше, потому что ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские, добрые, и густой хохолок прекрасиво с головы на глаза свешивался, – так что глядит он, бывало, как из-за туманного облака. Словом, тупейный художник был красавец и « всем нравился». «Сам граф» его тоже любил и «от всех отличал, одевал прелестно, но содержал в самой большой строгости». Ни за что не хотел, чтобы Аркадий еще кого, кроме его, остриг, обрил и причесал, и для того всегда держал его при своей уборной, и, кроме как в театр, Аркадий никуда не имел выхода. Даже в церковь для исповеди или причастия его не пускали, потому что граф сам в Бога не верил, а духовных терпеть не мог и один раз на пасхе борисоглебских священников со крестом борзыми затравил. и от известного своею непогрешительною правдивостью старика, купца Ивана Ив.Андросова, который сам видел, «как псы духовенство рвали», а спасся от графа только тем, что «взял греха на душу». Когда граф его велел привести и спросил: «Тебе жаль их?» – Андросов отвечал: «Никак нет, ваше сиятельство, так им и надо: пусть не шляются». За это его Каменский помиловал. (Прим.авт.)] Граф же, по словам Любови Онисимовны, был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил. Но Аркадий и этому зверообразиго умел дать, хотя на время, такое воображение, что когда граф вечером в ложе сидел, то показывался даже многих важнее.

http://azbyka.ru/fiction/tupejnyj-hudozh...

Впрочем, у отца Аркадия были и постоянные помощники, в течение многих лет приходившие к нему. Валерий Буторин, который начинал с ним в 2000 году и продолжал помогать в саду до последнего момента, говорил, что отец Аркадий работал в саду не покладая рук, крепкий он был до болезни и работоспособный. Они просеяли практически всю землю под розариями, работали допоздна, убирали тяжелые камни из почвы, тщательно готовили почву под посадки. Два раза они с Валерием укладывали дорожку из камней вдоль монастырской стены. «Пел за Царя-батюшку, иконы разные любил дарить, – рассказывал Валерий, – и обязательно всех накормит, кто к нему придет помогать». Кстати, о нашей Клавдии Федоровне, старейшей прихожанке, – ей тоже довелось таскать камни вместе с отцом Аркадием, о чем тот удивленно вспоминал: «Клавдия помоложе была, во-о-от такие тяжеленные камни поднимала». Наталья Добрышкина, которая тоже познакомилась с отцом Аркадием примерно в это время, говорит, что «отец Аркадий необыкновенно понимал и любил природу, чувствовал растения. Он всё время повторял, что растения чувствуют заботу и уход и откликаются на это». Наташа оставалась верным другом отцу Аркадию и взяла на себя труд обзвонить отделы ЗАГС во Владимирской области, откуда родом был отец Аркадий, в поисках его родственников. Оказалось, что все родственники его уже умерли. А у каждого из нас, которые помогали и ухаживали за отцом Аркадием, есть что-то свое, что осталось ярко в памяти среди будничных дел по уходу за больным пожилым человеком. Для меня, например, уход за отцом Аркадием начался с того, что он делегировал меня вместо себя принимать участие в чтении акафиста Страстной иконе Божией Матери – на Пушкинской площади, на месте бывшего Страстного монастыря . Сам он ходил читать этот акафист в течение многих лет. Еще помню, как ему подарили сборник тропарей, а отец Аркадий сказал, что он пел раньше в хоре басовую партию, и мы вместе вечерами с упоением пели тропари дня, при этом они почему-то получались у нас одним гласом и одним голосом. Помню, как вокруг него собирались сотрудники монастыря и прихожане, когда его вывозили на прогулку в сад, как все старались сделать ему что-то приятное и как он радовался по-детски любому маленькому подарку: «Спаси Господи! Ублажили старика!» А когда отец Аркадий радовался, всем вокруг тоже становилось радостно.

http://pravoslavie.ru/72844.html

30 апреля после богослужения о. Аркадий огласил послание Святейшего Патриарха Тихона и высказал церковную точку зрения на изъятие ценностей. В докладе, подписанном уполномоченным второй группы секретного отдела секретно-оперативной части ГПУ (СО СОЧИ) Петром Ивановичем Ломовских, поданому начальнику Волынского губернского отделения СОЧИ, об этом сообщалось следующее: «Утром 30/4 с/г. была служба в семинарийской церкви, которую совершал отец Аркадий и другой священник. После обедни о. Аркадий прочёл доклад об изъятии церкценностей, где указал, что есть предписание из Москвы митрополита Тихона, чтобы отдать ценности в пользу голодающих, но только не священные, как сосуды, чаши и т.п. Причём, отец Аркадий указал, что этот шаг со стороны власти крайне несправедливый по отношению к духовенству, так как она отделила церковь от государства, то пускай не грабит сейчас церкви. Он также указал на то, что больно ещё то, что со стороны некоторых представителей власти замечаются насмешки и издевательства над религией. Как был случай, когда проходил священник с золотым крестом и один красноармеец прямо ему в лицо засмеялся, говоря, что пусть лучше бы отдал его в пользу голодающих. Очевидно, отец Аркадий недоволен изъятием ценностей. В заключение он заклеймил всех проклятием, кто надругается над верой православной и вообще над религией. Среди священников собора 29/4 с/г. произошёл разговор по поводу изъятия церковных ценностей, причём они выражают сомнение, чтобы эти ценности попадали в действительности в пользу голодающих, а как бы они не попали в руки коммунистов» 235 . 2 мая изъяли ценности в Богоявленском монастыре. 3 мая было произведено изъятие в следующих житомирских храмах: церкви свт. Иоанна Милостивого на Путятинке, в Крестовоздвиженской церкви, крестовой архиерейской церкви и Иовлевской церкви на Малёванке 236 . Из доклада членов комиссии видно, как происходило изъятие церковных ценностей в Крестовоздвиженской церкви, где служил братский священник протоиерей Александр Поникаров: «Доношу, что во время проведения кампании изъятия ценностей в церквах г. Житомира, нам (комиссии) пришлось столкнуться с фактом к.р. выходок со стороны священника Крестовоздвиженской церкви, что на Большом базаре, Поникарова.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010