Подвижничество Антония и Феодосия Печерских продолжили их последователи, вдохновленные примером аскетической жизни родоначальников русского иноческого жития и удивительными благодатными плодами, приобретенными ими в процессе духовного делания. Желание уподобиться в делании своим духовным наставникам и достичь их высокого состояния чистоты и святости стало главным стимулом для русских монахов того времени. Были на Руси в этот период, называемый «домонгольским», и другие светочи иноческого благочестия: преподобный Авраамий Ростовский; преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский; святитель Сильвестр, епископ Переяславский; преподобный Антоний Римлянин, Новгородский; преподобный Мартин Туровский, блаженный; святые жены-монахини: преподобная Анна, княжна Киевская, преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая. Все они были яркими самобытными личностями, каждый явил в своей жизни идеал самоотречения во имя Христово и пример самораспятия на кресте борьбы с врагами монаха – миром, плотью и диаволом. Однако в большинстве своем эти яркие личности не оставили после себя, кроме примера собственного подвига, никакой духовной школы или традиции в преемственности передачи опыта монашеской жизни, в отличие от подвигоположников Киево-Печерской лавры. Это объяснимо: они и сами достигли высот духа не вследствие обучения аскезе у духовных наставников, но благодаря личному горению любви ко Христу и предельному накалу духовного подвига. Для новоначальных иноков, не имеющих еще такой великой благодатной ревности о стяжании совершенства, но также желающих идти узким путем иноческого жития, необходимо руководство или школа правильного духовного развития, что невозможно без богодухновенного старчества. Значение старчества для истинной монашеской жизни настолько велико, что преподобные отцы отождествляли отношения учеников к духовному отцу с отношением апостолов ко Христу: «Путь, егоже шествуеши, апостольский е, и якоже они благоговеинство имяху к Господу нашему Иисусу Христу, тако бо и мы къждо к своему отцу должны есмы имети, единою своего хотения отрекшеся, якоже то Сам Господь нас научи, снидох с небесе, рече: «Не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» ( Ин. 6, 38 )» 22 . На святоотеческие слова опирается отец Иероним, когда наставляет свою братию: «Отцам и братиям в строгую обязанность поставляется, чтобы твердо и неизменно хранить старчество, ибо старчество установлено примером Самого Господа нашего Иисуса Христа. И оно есть основание нашего монашеского жития». 23

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре состоялся открытый судебный процесс над священником. Отец Аркадий обвинялся в чтении послания Патриарха Тихона, что суд истолковал как деяние контрреволюционное. Суд приговорил о. Аркадия к расстрелу. Рассказывают, что во время чтения обвинительного заключения и приговора о. Аркадий заснул… 29 декабря. ПРАВМИР. Церковь празднует память священномученика Аркадия, епископа Бежецкого. Священномученик Аркадий родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Аркадий окончил Волынскую Духовную семинарию, а затем в 1910 году Киевскую Духовную академию. Надо было выбирать дальнейший жизненный путь. Он еще юношей мечтал о монашестве, мечтал отдать свою жизнь служению Богу, не разделяя это служение ни с чем земным, но родители желали видеть его женатым, семейным священником, и Аркадий выказал послушание воле родителей и женился. Но этот брак оказался неудачным. Сразу же после окончания академии Аркадий Остальский был назначен помощником епархиального миссионера и на этом поприще проявил себя энергичным и ревностным деятелем. В 1911 году Аркадий Остальский был рукоположен в сан священника к Староконстантиновскому собору при оставлении в должности епархиального миссионера — церковном послушании, которое он нес с великой ревностью до самого начала Отечественной войны 1914 года, когда вместе с народом и паствой он разделил все тяготы походной жизни и войны, став военным священником в 408-м Кузнецком пехотном полку. В 1917 году о. Аркадий вернулся в Житомир и служил сначала в храме преподобного Серафима Саровского, а затем в Николаевской церкви. К этому времени относится его энергичная церковная деятельность в Житомире. Он стал неутомимым проповедником православия. На Волыни после революции началась гражданская война. Город Житомир занимали враждующие войска, и большинство населения бедствовало. Отец Аркадий организовал при своем приходском храме Свято-Николаевское братство, которое оказывало помощь всем нуждающимся и больным, хоронило умерших, не имевших близких и родственников. Отец Аркадий сам руководил деятельностью братства и поименно помнил всех больных, которых оно опекало, и, бывало, не раз спрашивал, кто дежурит сегодня у такой-то больной, кто понесет такой-то обед.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

С 1979 года отец Аркадий трудился и жил в разных монастырях: в Свято-Успенской Почаевской Лавре (с 1979 по 1982 гг.), в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре (с 1982 по 1986 гг.), в Свято-Духовском монастыре г. Вильнюса (с 1986 по 1991 гг.), а также в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре и других обителях. Везде отец Аркадий трудился в монастырских садах, ухаживая за розами. Были у него в монастырях и другие послушания. Рассказывая о Пюхтицкой обители, он говорил, что занимался там реставрацией икон (чистил их) под руководством отца Бориса. В Почаеве отец Аркадий пел. В то время там не было басов, и отец Аркадий пел в хоре вторым басом. Тогда там был отец Нестор, известный батюшка, который сидел за верность Церкви в тюрьме, и в Почаеве его тогда все знали. В Печорах, когда отец Аркадий приехал туда, наместником был архимандрит Гавриил. Здесь отец Аркадий занимался только розами. Он как-то обмолвился, что в Псково-Печерском монастыре у него было больше 5000 роз. Наместник очень любил розы и всегда осенью и весной посылал отца Аркадия в Ригу за этими цветами. С отцом Иоанном (Крестьянкиным) отец Аркадий жил по соседству, через стенку. Он вспоминал, что отец Иоанн каждый вечер приходил и помазывал его и всегда восхищался розами. Также он вспоминал об отце Тихоне: «Когда я был садовником в Псково-Печерском монастыре, его ко мне поставили сажать розы, я там тоже был садовником. И вот – даже стыдно говорить – я на него накричал, что он неправильно розы сажал. И он меня запомнил, а когда увидел меня в 1995 году, почему-то сказал: “Мне нужен садовник”, и я дал согласие». В Сретенский монастырь отец Аркадий поступил в 1996 году и стал нести послушание садовника в обители. 14 февраля 1999 года он был пострижен в иночество. В 2006 году его наградили Патриаршей грамотой. С октября 2010 года отец Аркадий перенес несколько инсультов. За ним ухаживали сотрудники и прихожане монастыря: Ирина Заславская, Галина Степанова и др. Несмотря на болезнь, раз или два в год он ездил в Ивано-Франковск. Там ему помогали Надежда Цыганкова (в течение более 20 лет), отец Владимир Болдин из храма великомученика Георгия под Ивано-Франковском, который причащал его в последний год жизни.

http://pravoslavie.ru/72844.html

На следующий день, по предложению протоиерея Александра Поникарова, съезд послал следующую телеграмму Епископу Аверкию: «Москва. Донской монастырь, Митрополиту Петру, для передачи Епископу Аверкию: Волынский епархиальный съезд духовенства и мирян приветствует Епископа Аверкия, считая его по-прежнему своим епархиальным архиереем. Съезд посылает своего делегата для доклада о постановлениях съезда» 364 . Делегатом был избран протоиерей Александр Поникаров, который сразу же после окончания съезда выехал в Москву к Епископу Аверкию 365 . На доклад протоиерея Александра Поникарова о постановлениях съезда Епископ Аверкий наложил следующую резолюцию: «Если Преосв. Максим и Е. У. найдут возможным совместную работу на основах положения дела in statu guo ante – то продолжение их деятельности на этих началах благословляется. Лично возвращусь, если благословит Господь, как только можно будет выехать отсюда» 366 . Кроме того, Владыка Аверкий написал Епископу Максиму личное письмо, которое передал через того же протоиерея Александра Поникарова 367 . В начале 1925 года в Житомир приезжает уже в сане архимандрита о. Аркадий (Остальский) . Он с сердечной болью узнаёт о случившемся. Архимандрит Аркадий и его единомышленники, священники и миряне, убеждают Епископа Максима ничего не иметь общего с обновленцами. 15 января о. Аркадий подарил свою фотографию с автографом протоиерею Иосифу Вацатко. Под фотографией архимандрит Аркадий написал: «Дорогому другу и сокурснику отцу Иосифу Вацатко на молитвенную память. «В мире скорбны будете; но дерзайте, ибо Я победил мир». С любовью Архимандрит Аркадий» 368 . 21 января архимандрит Аркадий такую же фотографию подарил Сергею Александровичу и Вере Тимофеевне Зыковым и Вере Глебовне Малевич (её называли – «Вавка»). Под этой фотографией о. Аркадий написал: " На молитвенную память Сергейке, Вере и Вавке. Пусть наши скорби велики, но награды, какие нам за них обещаны, несравненно больше. Неужели мы откажемся потерпеть малое, чтобы не получить большого?

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Но после соединения Молдавии и Валахии в одно княжество Румынское, положение раскольников изменилось к лучшему. Они открыто стали совершать свои церковные службы. Местные гражданские власти оказывали Аркадию архиерейские почести. В 1860 году Аркадий был даже утверждён правительством в звании архиепископа Молдавии. В 1851 г. открылась русско-турецкая война. В конце 1853 года войска наши готовились переправиться чрез Дунай и обрушиться на пограничные некрасовские селения. Некоторые из некрасовцев сочли необходимым удалиться подальше от места военных действий: но епископы их, Аркадий и Алимпий, остались на своих местах. Однако, чтобы не оставить свою паству во время странствия без верховного пастыря, Аркадий поставил для неё ещё епископа, по имени тоже Аркадия († 1868 г.). Этот Аркадий, в мире Андрей Родионов Шапошников, был родом из Черниговской губернии. Женившись на вдове, он почему-то оставил жену и принял иночество. В народе он слыл человеком «дюжесловным и начитанным», а по внешнему виду – «брадатым»; был великий ревнитель раскола и строгий блюститель обрядов, отличался твёрдым, настойчивым характером; но в то же время был горд, самолюбив и склонен к любостяжательности, почему и не пользовался симпатией австрийцев. Аркадий сначала затруднялся поставить его во епископа, как женатого на вдове, но потом, «ради трудных обстоятельств времени», согласился и в 1851 г. рукоположил его, наименовав «епископом странствующих христиан». Сделавшись епископом, Аркадий с несколькими семействами удалился на берега Босфора, где спокойно провёл время военных действий. Между тем Аркадий и Алимпий, как беглые русские подданные, были арестованы, отправлены в Россию и заключены в суздальский Спасо-евфимиев монастырь. По окончании военных действий, Аркадий возвратился с берегов Босфора в Славский скит и принял титул экзарха славскаго; на место же Алимпия в Тульчу был поставлен послушник Аркадия Дорофеева Иустин (из русских выходцев), человек добрый, общительный и довольно начитанный. Распространяясь за границей, белокриницкая иерархия скоро проникла и в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

145. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во «Миръ», «О-во святителя Василия Великого », 2002. С. 43. 146. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно- церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. 2-е изд., доп. СПб., 2002. С. 43. Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович), епископ 147. Дело епископа Аркадия (Остальского) и ликвидация монашеской общины//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 223–229. 148. Доненко H., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. С. 285–325. 149. Доненко, H., прот. Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий: Жизнеописание. Духовное наследие: беседы, руководство для пастырей, проповеди , акафисты. Феодосия: Коктебель, 2008. 542 с.: ил. 150. Доненко, H., прот. Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Лубненский//Вестник РСХД. 1998. 3/4(178). С. 223–250. 151. «Молитесь же о своих почивших»: священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 96. 152. Священномученик Аркадий, епископ Бежецкий//Христовы воины. Жития и труды подвижников XX века: календарь, 2007. М., 2006. С. 355. 153. Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий. «Мы не должны бояться никаких страданий...»: Творения: в 2 т./сост. диакон Игорь Кучерук. Житомир: Житомирская епархия УПЦ, 2011. 154. Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии//Игумен Дамаскин (Орловский). Новомученики и исповедники Бежецкой епархии. Бежецк, 2014. С. 4–14. 155. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно- церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. 2-е изд. доп. СПб., 2002. С. 10. Гундяев Василий Степанович (1879–1969), священник

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следствие продолжалось в течение месяца. Состоялся открытый суд, который продолжался несколько дней – с 7 по 10 июня 1922 г. Суд сопровождался репортажами в местной прессе, которая бессребренника и благотворителя о. Аркадия изображала скрягой, желающим смерти голодающим людям. Множество свидетелей говорили об о. Аркадии как о замечательном, прекрасном человеке, бессеребреннике, священнике, сумевшем всю свою жизнь отдать на служение Богу и людям, приводилась масса примеров его исключительной доброты и самоотверженности. Но прокурор, доходчиво объяснил собравшимся, что все блестящие характеристики, не только не оправдывают, но, более того, усугубляют вину священника. И что идеи, проповеданные и проводимые в жизнь священником, не только не нужны молодому советскому государству, но и крайне вредны. О том, как шло следствие, можно судить по воспоминаниям сына о. Юлиана Красицкого: «После окончания следствия отец видел на спине Остальского следы пыток». (Сам исповедник никому об этом не говорил). Во время чтения приговора о. Аркадий уснул, и конвоиры вынуждены были его разбудить, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти. «Ну что ж, – сказал о.Аркадий, – благодарю Бога за все. Для меня смерть – приобретение». После суда паства стала хлопотать о смягчении приговора, и он был заменен на пять лет заключения. Находясь в заключении, о. Аркадий вместе с владыкой Аверкием трудились на лесоповале в Корабельной Роще. Во время заключения о. Аркадия церковь, в которой он служил, была закрыта, но братство, основанное им, продолжало работать тайно, собираясь или в церкви Иоанна Богослова недалеко от собора, но теперь уже как обычные прихожане, или на квартире его матери, Софии Павловны, то у кого-либо из членов братства. Под давлением членов братства, постоянно ходатайствовавших о своем наставнике, о. Аркадий был освобожден по амнистии в самом конце 1924 г. Иеромонах В то время, пока он был в заключении, супруга его вышла замуж, потребовав развода. Детей у них не было, о. Аркадий отдавал церкви и все свое время молитве и был рад, что Господь разрешил его от этих уз. Выйдя из заключения, о. Аркадий поехал в Дивеевский монастырь и Саров помолиться. Там блаженная Мария Ивановна сказала ему: «Будешь епископом, но из тюрьмы не выйдешь». Там же , в Саровской Успенской пустыни, он был пострижен в мантию с тем же именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

«Соборно-епископцы» захватили Мгарский в честь Преображения Господня мужской монастырь близ Лубен. В городе имелось 5 храмов. Иоанно-Предтеченскую ц. власти передали автокефалистам-липковцам, здесь служил автокефальный «архиепископ Лубенский» Иосиф Оксиюк. Троицкий собор и кладбищенский Всехсвятский храм были заняты «соборно-епископцами». В ведении РПЦ остались Рождество-Богородицкий собор и Николаевский храм. Однако «соборно-епископцы» поставили целью захватить в Лубнах все правосл. храмы. 1 апр. 1927 г. инициативная группа раскольников из 62 чел. подала в Лубенский окрисполком заявление о создании при Рождество-Богородицком соборе общины «для проведения в жизнь соборноправности, чего не дает нам славянское (тихоновское) течение». В целях противодействия усиливавшимся лубенским раскольникам 15 сент. 1926 г. в Москве заместитель местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергий (Страгородский) и еще неск. архиереев хиротонисали архим. Аркадия (Остальского) во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В окт. 1926 г. еп. Аркадий был арестован и выслан в Харьков, выезд из города ему был запрещен. Неск. раз еп. Аркадий нелегально ездил на Полтавщину, встречался с местным духовенством, в т. ч. в Лубнах. Чтобы поднять дух прихожан, еп. Аркадий тайно приехал в Лубны в апр. 1927 г., на Пасху, и отслужил литургию в Рождество-Богородичном храме. После кончины 17 марта 1927 г. Полтавского архиеп. Григория еп. Аркадий периодически служил не только в Лубнах, но и в др. частях епархии в обход запрета ГПУ. Это привело к его высылке из Украинской ССР. Еп. Леонтий (Филиппович) сообщает: «[Еп. Аркадия] схватили и отправили в ссылку на вольное поселение на Кавказ, засадив в глухую осетинскую деревню на три года. Пробыв в таком безлюдном одиночестве около года, владыка задумал было бежать. И решил ездить по обширной России под видом странника и проповедовать, насколько возможно, слово Божие». Находясь на полулегальном положении, еп. Аркадий в 1927-1928 гг. сохранял связи с укр. паствой, имел духовных чад в Киеве, в Полтаве и в других городах, периодически совершал богослужения в частных домах, за богослужением поминал митр. Сергия (Страгородского). Весной 1928 г. еп. Аркадий приехал в Ленинград, где митр. сщмч. Серафим (Чичагов) предложил ему стать своим викарием. В мае 1928 г. еп. Аркадий отправился в Москву для получения разрешения на служение в Ленинграде от ОГПУ и был арестован. Впосл. Л. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2110753.html

. . – Расходитесь по домам – сказано было после окончания службы. Тут же было обещано, что на Пасху служба будет. Народу собралось еще больше – прошла она так же, вне храма. Больше не было служб до Троицы. За это время произошло «обновление» пятидесятки – каким-то чудом удалось выбросить из нее вредителей на общем собрании, на котором присутствовал представитель власти. Вопрос был теперь за священником: старый, после того, как объявил, что «по болезни» служить не может, исчез бесследно. Согласился пойти один священник, который служил счетоводом в колхозе. Долго тянули с его припиской, так что первая служба состоялась только на третий день Троицы. Хотя то был рабочий день – народу собралось опять масса. Но недолго пришлось ему послужить: он был мобилизован и взят в армию. До прихода немцев служб больше не было. А с их приходом открылось много церквей – жизнь стала другая. Глава 8. Епископ Аркадий, викарий Полтавской епархии Молодым священником о. Аркадий Остальский прибыл с фронта в Житомир в 1917 г., и получил маленькую церковь в центре города, при которой организовал братство. Ранее он был в г. Старо-Константинове. Несмотря на начавшиеся в эти годы (1917–1918) гонения на Церковь о. Аркадий со всем пылом молодой натуры устремляется на защиту веры православной, и привлекает своими проповедями огромное количество молящихся. Ежедневный утром и вечером Богослужения, совершаемые о. Аркадием и его пламенный проповеди и утешения вносили теплую струю радости в измученные сердца людей. Гонения на Церковь с каждым годом усиливались и работа Братства проходила в чрезвычайно трудных и опасных условиях. ЧК преследовало верующих, закрывались церкви, увольняли с работы за религиозные убеждения. О. Аркадий, всегда вдохновенный, горящий небесным огнем, все более и более привлекал к себе верующих и объединял их единой мыслью о Господе. Братство имело много забот: помогали бедным, больным, обучали детей Закону Божиему, хоронили умерших. Все члены Братства были полны энтузиазма, а горячие молитвы о. Аркадия всех воодушевляли. Популярность о. Аркадия все возрастала. Приток молящихся и прихожан вырос настолько, что о. Аркадий не в силах был выполнять требы, особенно исповедь. О. Аркадий вынужден был применять иногда общую исповедь, представлявшую собою умилительную картину. Все исповедники стояли на коленях, а очи их были направлены на стоявший впереди крест с. изображением Распятия. О. Аркадий, стоя на амвоне, призывал к покаянию в совершенных грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В.И. Марченко Священномученик Аркадий Остальский Скачать epub pdf Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий. Дни памяти: Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых 09/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких 4-я суббота по Пасхе – Собор новомучеников в Бутово пострадавших 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских святых 16/29.12 – день мученической кончины (1937 г.) Священномученик епископ Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович) родился 25 апреля 1888 года в селе Янковцы Житомирского уезда Волынской губернии (по другим сведениям – в селе Скаковка Солотвинской волости Житомирского уезда) в семье священника Иосифа Остальского и супруги его матушки Софии. Вскоре после рождения младенца отца Иосифа перевели служить в Житомир, где маленький Аркадий, будущий святитель, вырос и сформировался как личность. Окончил Волынскую Духовную семинарию. В 1910 году окончил Киевскую Духовную академию. С сентября 1910 года – учитель церковно-приходской школы в селе Цвиль Новоград-Волынского уезда Волынской губернии. В это время он по настоянию родителей женился, хотя с юношеских лет мечтал о монашестве и желал жизнь посвятить служению Богу. 14 сентября 1911 года в соборе города Староконстантинов Волынской губернии рукоположен во иерея. С этого дня служил в Староконстантинове священником на диаконском штате. Сразу после рукоположения отец Аркадий Остальский был назначен помощником епархиального миссионера и на этом поприще проявил себя ревностным и энергичным деятелем. В отчетах излагал свои впечатления от поездок. Суждения относительно сектантов на Волыни опубликованы впоследствии в «Епархиальных Ведомостях». Душа отца Аркадия искала подвига ради Христа, и миссионерство представлялось ему как единственно верное, дарованное ему Богом служение; он был прирожденным миссионером. Проповедовал просто и ясно, так что огонь любви к Богу, горевший в его сердце, воспламенял ревность о благочестии у всех, кто находился рядом. Религиозный опыт не оставался его внутренним, частным делом, но с удивительной ясностью изливался в благодатных словах. Не умея быть равнодушным ко всему, что касалось спасения души и блага Церкви, он увлекал за собой всех, способных слышать Евангельское благовестие и жаждущих реальной жизни во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010