Преемницей Августы в 1857 году стала игумения Аркадия, урожденная Шаховская. Она управляла Аркадьевским монастырем тридцать лет, до 1887 года. Монашествующих с послушницами насчитывалось в ту пору до ста человек. Далее во главе обители с 1887 по 1909 год стояла игумения Сергия, в миру мещанка Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая образование в Смоленском женском епархиальном училище. Она отдала монастырю сорок пять лет жизни. Следующей и, вероятно, последней настоятельницей Аркадиевской обители была игумения Агния, в миру - дочь мещовского мещанина Анна Семеновна Костина, жившая в Аркадиевском монастыре с 1887 года. К 1917 году в Аркадиевском Вяземском монастыре подвизались 43 монахини и 152 послушницы. Обитель владела 190 десятин земли. Особо же чтимой святыней в монастыре являлся тот самый камень, на котором молился преподобный Аркадий. Камень этот был обнесен каменной часовней, в которой пред иконой преподобных Ефрема и Аркадия постоянно горела неугасимая лампада. В 1922 году монастырь был закрыт, многие насельницы приняли мученическую кончину в районе Русятки, остальных выслали в Казахстан. В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда решением исполкома он был закрыт. При возведении пристройки к школе и прокладке теплотрассы каменная монастырская ограда, за исключением небольшой круглой башни, была уничтожена. В 1976-1980 гг. Спасский храм был отреставрирован, в настоящее время в нем находится Центральная районная библиотека. http://www.vyazmablago.ru/inactive/7 Исторически сложилось так, что вскоре после событий октября 1917 года Аркадиевский монастырь был закрыт, многие насельницы приняли мученическую кончину в мест. Русятка близ Вязьмы, остальных выслали в Казахстан. В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 г., когда решением исполкома он был закрыт и разграблен. В 2017 году, после передачи Спасо-Аркадиевского храма Вяземской епархии, усилиями неравнодушных людей начались восстановительные работы, которые продолжаются и по сей день.

http://sobory.ru/article/?object=00816

Виноградова. " В 1661 году к самым границам нашим пришло польское войско с намерением взять Вязьму, но, не дойдя до Вязьмы двадцати верст около нынешняго села Телепнева, неприятельское войско остановилось, чтобы отдохнуть и приготовиться к успешному нападению. Казалось, Вязьме и в это время предстояло испытать тяжелыя последствия польских разорений, каким она нередко подвергалась, но обстоятельства изменились в нашу пользу и, сильные верой в Бога, Вязьмичи приписали свое спасение от грозившей беды заступничеству Преподобнаго Аркадия. Вот что говорит об этом предание, записанное в житии Преподобного Аркадия: " ...и видиша литовские вои, едуща на сером коне от Вязьмы юношу, а когда он подъехал к литовским полкам, многих литовских людей сек мечем, так что никто с ним не мог сразиться, причем запретил им идти на град Вязьму, говоря: " Если вы не послушаете меня, все погибнете; меч вы поясте гнева Божия " . Когда же литовцы спросили: " Кто он такой, что так смел, сечь войска их? " . Он ответил: " Я Аркадий, град этот - мое Отечество " . Литовцы в страхе и смятении духа обратились в бегство, не будучи ни кем преследуемы, попирая друг друга " . Священник Алексий писал, что " ...от эпохи польско-литовских нашествий здесь много осталось разсказов и легенд о том, как они ничего не щадили, выжигали и уничтожали целыя села и деревни; в полуверсте от села есть обширная площадь, поросшая сосонником и вся изрытая ямами, какия бывают под лагерными палатками. Об этой площади сохранилось предание, что якобы здесь был лагерь польских войск " . Незадолго до войны 1812 года один из Карабановых попал под суд из-за донесения, посланного в Санкт-Петербург военным губернатором Смоленска, графом, генералом от кавалерии С.С. Апраксиным, инспектировавшего в 1807 году дороги губернии. В частности он докладывал и о " беспорядках, произошедших по случаю исправления в Вяземской округе отведенного помещику Карабанову на участке через речку Ужицу моста и гатей " . За Карабанова заступился губернский предводитель дворянства С.И.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Но об его иночестве, особенно о том, что он был учеником преп. Ефрема, — это кажется позднейшее прибавление. В житии преп. Аркадия рассказывается, что в одно из своих путешествий из Торжка в Киев преп. Ефрем увидел на «урочище» Вязьме юношу Аркадия, провидел в нем подвижника и взял его в свою (Борисоглебскую) обитель. Преп. Аркадий, пожив несколько лет при преп. Ефреме, скончался. День кончины его полагают 13 декабря (но в каком году неизвестно). Преп. Аркадий Новоторжский изображается с непокрытой головой, длинными волосами, и с руками. сложенными на груди. в короткой, не монашеской, одежде. Св. Аркадий Вяземский изображается молодым и в мирской одежде, но с зеленеющей веткою. Поводом к такому изображению св. Аркадия Вяземского было то, что в 1525 г. сей святый явился с зеленеющим древом в руке повару Вяземского воеводы Григория Бобрищева — Авдию, и на его вопрос — объяснил, что зеленое деревцо в его руке означает «данную ему от Бога власть отгонять от города Вязьмы всякий гад и супостаты», потом строго заповедал Авдию обявить жителям Вязьмы, чтобы они любимое им место в Вязьме оградили и предохранили от всего скверного и нечистого, и чтобы тот камень, на коем он при жизни молился, охраняли». Св. Аркадий скончался в конце XV века (1492 г.). Память его в Вязьме совершается 11 июля. В 1832 г. в Вязьме был открыт женский монастырь (или вернее возобновлен вместо прежнего мужского монастыря в честь Всемилостивого Спаса). В этой обители сохраняется вышеуказанный камень. Что преп. Аркадий Новоторжский не одно лицо с Аркадием Вяземским, как усиливаются доказать некоторые (см. И. Виноградова, преп. Аркадий Новоторжский и Вяземским, Тверь. 1905 г.), видно из самых изображений их. Св. Аркадий Новоторжский, кроме сказанного выше об изображении его, согласно «Иконописному Подлиннику» под 13 ч. декабря (когда память совершается именно Аркадию Новоторжскому, а не Вяземскому) «подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы преподобническия». (Филимонов 41 стр.). А Аркадий Вяземский на иконе, написанной не по «Иконописному Подлиннику», (в которому и не упомянут Аркадий Вяземский), а согласно ведению повара Авдия самоизмышленно в г. Вязьме (о чем ниже будет сказано), «подобием муж млад, на главе волосы клокаты, в правой руке древо с ветвями, подобием сосны, одежда зелена, по колени ноги голы».

http://pravicon.com/info-1814

У архиепископа Филарета (Русск. святые 291 стр.) ошибочно сказано, что у него был ученик Аркадий. Был у него не Аркадий, а Антоний… (но против сего следует заметить г. Виноградову, что в указанном месте, т. е. в житии преп. Герасима под 1-м ч. Мая сказано и об Аркадии (см. выше) и об Антонии, который впоследствии был епископ в Вологде). Мало того, в Болдине монастыре никто не знает могилы Аркадия, о нем не слышится никаких говоров ни среди братии, ни у окружающих монастырь крестьян. Так писал настоятель Болдина монастыря архим. Макарий к г. Виноградову (1900 г.). Не находил и описатель жизни преп. Герасима архим. Андрей никаких оснований в двух (древних) уцелевших рукописных житиях основателя Болдинского монастыря говорить об Аркадии, как ученике преп. Герасима… Очевидно, что нет и не должно быть никакого Аркадия, Дорогобужского чудотворца (стр.5)…» Следовательно, нет между русскими святыми ни Аркадия Вязниковского, которого, очевидно, отождествляют с Аркадием Вяземским, — нет и Аркадия Дорогобужского (или иначе Болдинского), под которым можно подразумевать Вяземского Аркадия, но никак Аркадия Новоторжского. Чтобы убедиться в том, что Аркадий Вяземский особое лицо от Аркадия Новоторжского, достаточно для этого привести сведения, сообщаемые г. Ив. Виноградовым, или житие преп. Аркадия Вяземского. «Этот преподобный, урожденец г. Вязьмы происходил из тамошних купцов Сырейщиковых, отличавшихся (и отличающихся, так как их род и доныне существует) особенной религиозностью. Отец Аркадия, как говорит местное предание, и как свидетельствуют имеющиеся у жителей рукописные жития его, жил на Олешинской улице. В 1879 г. в Вязьме был сильный пожар на Олешинской улице, на ней погорели все дома, кроме одного, в котором будто бы родился преп. Аркадий. Этому святому жители, свято чтущие своего согражданина (Аркадия), приписывают то, что в городе и окрестностях его, несмотря на низменную и болотистую местность, нет ужей и змей. В житии преп. Аркадия повествуется, что однажды на улице он увидел «некия вдовицы сына, мала отрока, ядяща млеко, и уж из того же сосуда, с ним же отроком, ядяще млеко. Воздохнув же Аркадий, рече: «В Троице славимый Боже, да не будет сего гада во граде Вязьме и за тридесять поприщ». И от того часа, замечается в житии, молитвами святого (ни в Вязьме, ни в окрестностях) несть ужей и змей. Рассказывают в житии, что Аркадий вел жизнь Христа ради юродивого, — любил в великие праздники подметать улицы, по каким будет совершаться крестный ход (что приписывается также и Аркадию Новоторжскому).

http://pravicon.com/info-1814

11 июля 1677 г. по благословению Корнилия, митр. Новгородского и Великолукского, при архим. новоторжского мон-ря Евстафии состоялось торжественное обретение нетленных мощей А. Н., 14 июля мощи были положены на паперти Борисоглебского храма у сев. дверей. 14 авг. 1798 г., при строительстве нового соборного храма в Новоторжском мон-ре, мощи А. Н. были переложены в каменную раку, в к-рой до 1572 г. почивали мощи прп. Ефрема. В наст. время мощи А. Н. считаются утраченными. В 1841 г. в Борисоглебском соборе мон-ря был освящен придел во имя А. Н. В 1977 г. в Торжке состоялось празднование 300-летия со времени обретения св. мощей А. Н. Традиция объединять А. Н. и Аркадия Вяземского проявилась во включении имени Аркадия Новоторжского и Вяземского в Собор Смоленских святых, установленный в 1984 г. по инициативе архиеп. Смоленского и Вяземского Феодосия (Процюка) . Иконография. Вероятно, в связи с обретением мощей А. Н. иконописцами Оружейной палаты Симоном Ушаковым и его учеником Георгием Зиновьевым была создана икона, на к-рой преподобный изображен вместе с равноап. вел. кн. Владимиром и прп. Моисеем Угрином (ТКГ). В 1720 г. пономарь Филипповской ц. в Торжке иконописец Евфимий Недоносков написал икону преподобных Ефрема Новоторжского и А. Н. в молении Спасителю, на нижнем поле - план Борисоглебского мон-ря и пейзаж с видом Торжка ( Жизневский. С. 45, 46. 59). Сохранились 2 прориси с икон XVIII в., изображающие прп. Ефрема и А. Н. на фоне Новоторжского мон-ря, причем А. Н. представлен безбородым, с короткими волосами ( Маркелов. Т. 1. С. 239, 241). В иконописном подлиннике XVIII в. сказано, что А. Н. «подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы преподобническия» ( Филимонов. С. 41). Рисунок, изображающий А. Н. в монашеских одеждах, в куколе, со свитком в левой руке, имеется в лицевом иконописном подлиннике посл. трети XIX в. (РНБ. Вязем. Q. 154. Л. 61), воспроизводящем протограф XVII в. Поскольку в кон. XVII в. почитание А. Н. слилось с почитанием прп. Аркадия Вяземского, появились иконы с надписью «Преподобный Аркадий, Вяземский и Новоторжский чудотворец». Наряду с традицией изображать А. Н. как преподобного в схиме, что соответствует его монашескому подвигу (именно так святой обычно представлен на тверских иконах), возникла его иконография как юноши в мирской короткой одежде, с зеленой ветвью в руке (по образу прп. Аркадия Вяземского). На иконе «Святые Аркадий и Ефрем Новоторжские», созданной в Торжке ок. 1883 г. (ЦМиАР), А. Н.- юноша с длинными волосами, в длинной одежде, склонившийся над книгой, справа - вид мон-ря, над к-рым в облаках парят ангелы, поддерживая плат с образом Спаса Нерукотворного. На хромолитографии «Прп. Аркадий Вяземский Новоторжский» 1883 г. (РГБ), изданной в литографии ТСЛ, святой представлен в монашеской мантии и епитрахили, с длинными волосами, без бороды, со сложенными крестообразно руками, предстоящим Иисусу Христу на фоне храма или мон-ря.

http://pravenc.ru/text/76062.html

(В описании явления А. В. Авдию житие допускает хронологическую неточность: Бобрищев-Пушкин был наместником в Вязьме в 1692-1695 гг. Однако отнести явление преподобного к кон. XVII в. невозможно, потому что к 1679 г. существовала икона, на к-рой А. В. был изображен с зеленым деревцем в руке, и значение этого изображения было известно; кроме того, камень, на к-ром молился преподобный, к кон. XVII в. находился внутри мон-ря Всемилостивого Спаса «Нижнего», рядом с храмом, и т. о. был огражден от скверного и нечистого. С др. стороны, маловероятной представляется датировка явления преподобного 1525 г., поскольку неизвестны постройки над камнем преподобного или иконы А. В., датируемые XVI в. Вероятнее всего, явление А. В. Авдию имело место в 1-й пол. XVII в. и было близко по времени созданию мон-ря Всемилостивого Спаса и написанию иконы преподобного в 60-70-х гг. XVII в. По-видимому, житие, окончательно оформившееся в XIX в., указало неточную дату явления преподобного и необоснованно связало имена Авдия и Бобрищева-Пушкина.) Над камнем, на к-ром молился преподобный, стояла часовня, снесенная в 1863 г., на ее месте построили ц. Всех святых. На камне часто выступала вода, обладавшая по молитвам к святому целебными свойствами. В 1661 г. преподобный явился во сне благочестивому пастуху Сергию и, не благословив желание жителей города устроить церковь в свою честь в Преображенском («Спасском Верхнем») запустевшем мон-ре, повелел возобновить некогда существовавшую ц. Всемилостивого Спаса («Нижнего») «в главной крепости у наместничья двора», близ места своих подвигов ( Виноградов. С. 60). Храм был выстроен, Сергий, приняв постриг с именем Спиридон, основал при храме мон-рь и стал его первым строителем (см. Аркадиевский вяземский мон-рь ). Спустя нек-рое время Спиридон нашел некую икону, на к-рой «подпись слиняла вся, ничего не знать было». Он поновил образ, сделал к нему оклад, подписал: «Святой Аркадий» - и вложил икону в Троицкий собор Вязьмы. Кроме того, Спиридон попросил игум.

http://pravenc.ru/text/76054.html

В конце XVI столетия, в царствование Бориса Годунова, церковь Всемилостивого Спаса была исправлена и переименована в церковь Происхождения Честных Древ. В то же время усердием вязьмичей устроена была здесь другая церковь - в честь Владимирской иконы Божией Матери. В нашествие «ляхов» обе эти церкви были разграблены и во многом повреждены. С 1612 по 1660 г., находились в совершенном запустении и, в качестве приписных, принадлежали к собору. В 1661 году преподобный Аркадий чудесно спас и защитил Вязьму от литовцев. Литовский пан Пац, не дойдя до города тридцати километров, остановился, чтобы отдохнуть и подготовить войско к нападению. Преподобный Аркадий в облике молодого юноши явился в литовском стане, побил многих людей мечом и строго возбранял им идти на Вязьму. Литовцы в страхе и смятении бежали. Спасенные вязьмичи в благодарность Преподобному на месте ветхих и поврежденных церквей захотели устроить здесь новую церковь во имя преподобного Аркадия. Но такое намерение не было благоугодно святому Аркадию и он, явившись в том же 1661 году на поле одному благочестивому и набожному пастуху, вязьмичу Сергию, заповедал ему возвестить всем жителям города: устроить церковь Всемилостивого Спаса на прежнем месте. По втором и третьем явлении святого Аркадия с тем же повелением, старец Сергий, оставив все сомнения свои, бросил стадо и, придя в город, поведал горожанам о явлении преподобного Аркадия и заповеданное им. Вязьмичи устроили на указанном месте церковь во славу Всемилостивого Спаса. Сергий же принял постриг с именем Спиридон и основал на том месте монастырь. Как долго просуществовал тот монастырь, неизвестно. Известно только, что в начале XVIII века монастыря этого здесь уже не было. По закрытии и упразднении в конце 1779 года Вяземского Ильинского девичьего монастыря 19 монахинь с позволения генерал-губернатора князя Николая Васильевича Репнина поселились при церкви Спаса Всемилостивого и выстроили здесь каменную богадельню. Летом 1783 года строительство было окончено. Таким образом на месте святых подвигов преподобного Аркадия образовалась женская община.

http://sobory.ru/article/?object=00816

В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда по решению исполкома горсовета он был изъят у верующих и закрыт. Большинство зданий Аркадиевского монастыря были разрушены и разорены. Часовня Всех Святых была разрушена в числе первых религиозных строений. Спасский храм, пострадавший в ходе боев за город, долгие годы простоял в полуразрушенном виде. В 1950-60 годы в хорошем состоянии еще были западная часть монастырской стены от Святых ворот до круглой угловой башни; вся северо-западная и северная часть стены от круглой башни вдоль берега реки Вязьмы до Спасской башни крепости; колодец у северной стены; два жилых двухэтажных корпуса. В настоящее время из построек Аркадиевского монастыря сохранились: храм в честь Всемилостивого Спаса, который после реставрации 1976-1980 годов используется под центральную городскую библиотеку; здание богадельни, где размещается литературный салон; хозяйственный корпус с просфорной и погребами, в настоящее время принадлежащий частным лицам. Ограда обители при строительстве пристройки к средней школе в конце 1970 гг., прокладке теплотрассы и других хозяйственных работах фактически уничтожена. Восстановлены лишь Святые врата и северо-западная круглая башня. http://www.vyazmaeparh.ru/2015/10/1219 Аркадьевский монастырь находится на высоком берегу р.Вязьма, рядом с единственной сохранившейся башней старинной Вяземской крепости - Спасской башней. Аркадьевский мужской монастырь был построен в 1661 году. По легенде, в XI веке в этих местах молился преподобный Аркадий. В 1661 году преподобный Аркадий чудесно спас и защитил Вязьму от литовцев. Более девяти веков назад вяземский угодник молился на том самом камне, что на памяти старожилов лежал за алтарем Спасского храма. Над этим камнем еще в далеком 16 веке поставили деревянную часовню. Перед образами Аркадия Вяземского и его духовного отца Ефрема Новоторжского не одно столетие теплилась неугасимая лампада. Монастырь во имя преподобного Аркадия основан сравнительно поздно. В конце 18 века возникла женская община. Руководила сестрами монахиня Севастиана (Рыдванская). Как богадельня, женская община просуществовала 52 года. Во время нашествия французов в 1812 году церковь Всемилостивейшего Спаса и богадельня были разорены, сожжены все деревянные постройки. На следующий год старица общины Наталия Кирилловна Павлова послала сестер в различные губернии России для сбора средств на ее восстановление. На собранные по всей России пожертвования Спасский храм удалось восстановить. Во главе общины поставили старицу Наталию, жившую здесь с 1797 года. При ней был восстановлен придел преподобного Аркадия, закуплены утварь, книги, поставлены иконостасы.

http://sobory.ru/article/?object=41867

Наиболее интересны уцелевшие фрагменты кон. 17 в.: апсида, круглая снаружи, внутри имеет легко намеченные трехлопастные очертания, причем стыкам кривых снаружи соответствовали пары полуколонок с остроугольным ребром между ними. Над цоколем шел поребрик. На северной и южной стенах первоначальной трапезной видны остатки окон по трем осям. В три оси располагались, вероятно, и окна на стенах четверика. У всех проемов арочные перемычки и обрамления нарышкинского барокко. На северо-западном углу трапезной сохранилась часть орнаментального пояса вверху стены, напоминающего ряд ширинок. В древней части интерьер слагается из небольших сводчатых помещений: ядро храма под коробовым сводом с распалубками равно по площади квадратной трапезной с полусомкнутым сводом и немногим больше апсид перекрытых конхами. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г. Спасский собор находится на территории бывшего Аркадиевского монастыря, памятник гражданской архитектуры конца XVIII века (1783 г.). Двухэтажное прямоугольное здание с оштукатуренными кирпичными стенами. Капитальные стены разбивают каждый этаж на 6 комнат. В этом месте трудился и подвизался на поприще святости благочестия преподобный Аркадий Вяземский. Жизнь преподобного Аркадия, его явления и чудеса по смерти, тесно связаны с историей местности и с судьбой Вяземского Аркадиевского монастыря. 17 апреля 1525 года, явившись перед утреней в видении, с зеленым деревом в правой руке, повару вяземского воеводы Григория Бобрищева-Пушкина, благоговейному и набожному Авдию, преподобный Аркадий сначала на вопрос Авдия изъяснил, что зеленое дерево в руке его означает «данную ему от Бога власть отгонять от града Вязьмы всякий гад и супостаты», потом строго заповедал Авдию объявить жителям Вязьмы, чтобы они любимое место святых подвигов его в Вязьме, около собора, оградили и предохранили от всего скверного и нечистого, и чтобы тот камень, на коем любил он некогда, при жизни, изливать душу свою в молитвах к Богу, почтили благоговейно. По всей вероятности, тогда же или вскоре после того была устроена на том месте церковь Всемилостивого Спаса с приделом преподобного Аркадия, славную богатством и церковной утварью, о которой упоминается в старинных писцовых книгах Василия Волынского под 1594 годом.

http://sobory.ru/article/?object=00816

Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010