Пюхтецкий монастырь ЖМП 7 июль 2015 /  24 августа 2015 г. 17:30 Испытание послушанием На протяжении многовекового периода существования монашеских общин продолжаются размышления о том, что такое послушание. Как будто бы всё ясно, однако в каждом отдельном случае возникают вопросы и недоумение. «Послушливую душу любит Господь», — указывает преподобный Силуан Афонский. О том, что такое послушание и всегда ли его правильно понимают монашествующие в современном мире, размышляет настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумения Филарета (Калачева). Отсечение воли «Послушание выше поста и молитвы», — гласит духовная мудрость. Эти слова прозвучали из уст старой монахини, помогать которой нас, молодых тогда еще богомольцев, поставила благочинная монастыря мать Фотина. Слышали мы их впервые, и одна из нас не без насмешки спросила: «Что-то я такого в Евангелии не читала. Где об этом написано?» Монахиня ничего не ответила, а вечером принесла Библию, открыла ее и сказала вопрошавшей: «Читай...» Мы прочли и словно прозрели: И отвечал народу Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов (1 Цар. 15, 22). Отчего иноческая жизнь строится на краеугольном камне святого послушания? Для православного человека, особенно же и в первую очередь для того, кто дал монашеские обеты, послушание — это прежде всего исполнение воли Божией. Послушание гласу Господа не что иное, как богопознание, без которого невозможно приготовить себя к тому, что ожидает каждого за гранью земного бытия. Скажем также вслед святым отцам: послушание — выражение благочестия. Преподобный Антоний Великий пишет: «Быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божию, а это и значит знать Бога». Святые отцы говорят, что воля — это единственное, что действительно принадлежит нам, а всё остальное — дары от Господа Бога. Поэтому отречение от своей воли ценнее многих других добрых дел.

http://e-vestnik.ru/church/_ispytanie_po...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 10 вопросов о грехе 7 мин., 05.10.2019 Ад — это обширное пространство, которое Бог специально оборудовал для мучения попавших туда грешников: сковородки с кипящим маслом, котлы, черти с вилами, неугасающий огонь... Короче — геенна огненная. Правда ли, что чем тяжелее грехи умершего человека, тем ужаснее страдания, которым подвергается его душа в аду после смерти? В учении Церкви ни о каких сковородках речь не идет. Вот как пишет о причине гееннских страданий преподобный Исаак Сирин: «Говорю же, что мучимые в геенне поража-ются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! …Печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается друг другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, гееннское мучение есть раскаяние». Господь гневается на грешников и наказывает их при жизни всякими болезнями и неприятностями, а после смерти — вечными муками в аду, потому что грех — это такой поступок, который почему-то очень сильно оскорбляет и сердит Бога ? Грех — это всегда такой поступок, который противоречит самой природе человека, и поэтому закономерно причиняет ему страдание. А про отношение Бога к грешникам преподобный Антоний Великий пишет: «…Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют». Отвечаем ли мы за грехи своих родителей?

http://foma.ru/10-voprosov-o-grehe.html

Священник Совершай отчитку с рассуждением. Поминовение больных на проскомидии Однажды к отцу Порфирию приехал священник. Он хотел получить ответ на один вопрос, который в течение долгого времени очень его беспокоил. Он не мог понять, является ли один его знакомый нервно больным человеком или же он бесноватый. Старец, хотя в тот день и был очень болен, понял, о чем хотел узнать священник, и спросил его: – Ты что, преподобный Антоний Великий , что проводишь отчитки и изгоняешь бесов? В то время этот священник читал больше заклинательных молитв, чем требовалось в случае с больным. – Нет, – отвечает он. – А раз нет, зачем же ты сначала будоражишь бесов своими отчитками, а потом оставляешь им их жертву как игрушку, чтобы они ее мучили? Послушай, отец, что я тебе скажу, – продолжал отец Порфирий. – То, что происходит сегодня, когда некоторые сами себя поставляют в экзорцисты 57 , и еще и принародно, когда собирается много любопытных, проводят отчитки, – является великим грехом! Это недопустимо! Разве ты не знаешь, что бесы нападают и на здоровых людей, которые, думая, что они бесноватые, приходят на отчитку? Более того, они искушают и священников, ввергая их в ров высокомерия. В последнее время ко мне приходят многие люди, которые считают, что они, побывав на общей отчитке, действительно стали бесноватыми. Отец мой, ты еще молод, и я преподам тебе небольшой урок «высшей математики». Когда священник совершает отчитку, он обращается напрямую к бесам и своей духовной властью повелевает им выйти. Если он не чувствует этой духовной власти, то сам повреждается от бесов. Лучше и правильнее будет вместо того, чтобы повелевать и угрожать бесам, молиться Богу на Божественной литургии, при совершении других таинств и священнодействий, чтобы Он послал Свою благодать страждущему. Тогда благодать Божия подобно вечерней прохладе покрывает болящего, а священник не подвергается опасности пасть в ров искушений или же быть уловленным в сети превозношения и прелести. Обрати внимание, я не сказал, что над людьми, которые дошли до того, что уже совершенно не могут помочь самим себе, не надо совершать отчитку. Нет. Но надо делать с рассуждением. А заклинательные молитвы следует читать не вслух, а про себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Скачать epub pdf ВОЛЯ БОЖИЯ «Да будет Воля Твоя» Не оставь воли Божией для исполнения воли человеческой. Преподобный Антоний Великий ( 82, 24 ). Предпочесть благое желание другим желаниям... принадлежит человеку, а исполнить избранное благое желание принадлежит Богу. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 271 ). Если кто сделает какое-нибудь дело, следуя своей воле, а потом узнает, что это дело противно воле Божией, должен он, как поступивший неправильно по неведению, возвратиться на путь Божий. Кто же упорно держится своей воли, противной воле Божией, не хочет послушаться других, но считается лишь со своим мнением, тот не сможет возвратиться на путь Божий. Изречения безымянных старцев ( 82, 389 ). Венец всех благих делании состоит в том, чтобы возложить на Бога всю надежду, прибегать к Нему Одному от всего сердца и от всей крепости, быть преисполненным любовью ко всем, плакать перед Богом и молиться Ему о помощи и помиловании ( 82, 137 ). Ты будешь действовать соответственно естеству Иисуса и привлечешь к себе помощь Его, если сердце твое отречется от греха, отречется от начал, рождающих грех, если ты будешь непрестанно помнить об адских муках, если ощутишь, что Помощник твой всегда рядом с тобой, если ничем не будешь оскорблять Его, если будешь постоянно плакать перед Ним, говоря: «Господи! Избавить меня от греха можешь только Ты. Самому мне без Твоей помощи не избежать врага» ( 82, 141 ). Против воли человека Божия демоны пытаются посеять в нем семена греха, но не могут исполнить этого намерения. Они делают все, что могут, но человек Божий не повинуется им, потому что сердце его пребывает в воле Божией ( 82, 177 ). Если демоны начнут смущать тебя по поводу пищи, одежды, или твоей нищеты, или по поводу оскорблений, которым подвергаешься, то ничего не отвечай им, но от всего сердца предай себя Богу, и Он успокоит тебя ( 82, 204 ). Блаженны те, которые не возложили упования на свои дела, постигли величие Божие и во всем исполняют Его волю. Познав свою немощь, они сосредоточивают все свои подвиги в печали покаяния: они оплакивают себя, оставив суетную и греховную заботу обо всем, совершающемся в мире, который, как создание Божие, подлежит суду Единого Бога ( 82, 223 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf ГОРДОСТЬ Гордость – отвержение Бога Горе гордым, ибо участь их с диаволом-отступником. Преподобный авва Исаия ( 34, 195 ). Гордость и высокоумие низвергли диавола с Неба в преисподнюю. Смирение и кротость возносят человека с земли на Небо ( 82, 14 ). Гордость сердца ненавистна Богу, Ангелам и Святым Его. Имеющий в себе гордость – причастник диаволу. По причине гордости преклонились небеса и поколебались основания земли возмутились бездны, пришли в смятение Ангелы и претворились в демонов. Прогневан гордостью Всемогущий: повелел Он бездне низвергнуть из себя огонь, и огненному морю вскипеть огненным волнением. По причине гордости Он учредил ад и мучения. По причине гордости учреждены темницы и биение, которыми терзается диавол за гордость сердца своего. По причине гордости устроена преисподняя, сотворен червь неумирающий и неусыпающий ( 82, 6 ). Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостней всех-гордость сердца ( 82, 19 ). Не считай себя мудрым: иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих ( 82, 23 ). Не возносись гордостью, не провозглашай и не кричи, не говори громко и поспешно. Кто умножает слова, тот не может пребыть чистым от греха ( 82, 25–26 ). Чада мои, нет нечестия, которое было бы выше того, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним. Преподобный Антоний Великий ( 82, 26 ). Естественно духу нашему возвышенное ощущение презрения к врагам демонам, но это ощущение извратилось: мы преклонили голову перед демонами, а превозносимся один над другим, уязвляем друг друга, каждый признавая себя праведнее ближнего. Гордостью нашей мы делаем Бога нашим врагом. Авва Исаия ( 82, 173–174 ). Что может грех там, где есть покаяние? Как можно преуспеть в любви там, где есть гордыня? Иоанн, игумен в Раифе ( 82, 297 ). Когда придет тебе помышление гордости или превозношения, исследуй совесть свою, сохраняешь ли ты все Божественные заповеди? Любишь ли врагов твоих? Радуешься ли когда возвышается и прославляется человек, действующий против тебя? Огорчает ли тебя унижение? Признаешь ли себя рабом неключимым? Признаешь ли себя грешнейшим всех грешников? Если же, в противоположность этому, ты находишься в таком настроении, что готов всех учить и исправлять, то знай, что это настроение духа разрушает все твои добродетели ( 82, 396 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Указатель имен Авва Дорофей (620) – преподобный из обители аввы Серида; автор книги «Поучения. Послания. Вопросы и ответы» – 238. Авраам , первоначально Аврам (2000 г. до Рождества Христова) – св. праведный праотец, послепотопный патриарх, родоначальник двух народов: евреев (через Исаака) и измаиль-тян (через Измаила) – 256, 279, 349, 463. Адам – родоначальник человечества; прожил 930 лет. По церковному преданию, погребен на Голгофе, на месте, где потом был водружен Крест Спасителя – 57, 299, 337. Анна Благоевангельская – 29. Антоний Сийский (1556) – преподобный, основатель и первый игумен Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря (Архангельская губ) – 274. Арий (256–336) – ересиарх; в 325 г. был осужден I Вселенским Собором – 370. Варлаам преосв. Вероятнее всего, Варлаам Успенский (l876) – архиепископ. Возглавлял Архангельскую и Холмогорскую кафедры в 1845–1854 гг. – 323. Василий Великий (ок. 330–379) – святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской; Учитель Церкви, проповедник. Автор многих духовных сочинений, в том числе молитв, канонических правил. Составил чин Божественной литургии – 236, 287. Василий, малютка – 344. Василий, иерей. Вероятнее всего, Василий Михеевич Чернявский (1874) – священник Троицкой кладбищенской церкви в Кронштадте – 45. Геннадий (1506) – святитель, архиепископ Новгородский – 126. Григорий Богослов (329–389) – святитель, архиепископ Константинопольский, Учитель Церкви. Автор многих духовных сочинений – проповедей, слов, писем – 55, 236, 341, 391. Давид – св. пророк, псалмопевец, второй царь израильский, царствовавший с 1055 по 1015 г. до Рождества Христова. Автор псалмов – 175, 186, 204, 321, 334, 377, 405, 433. Даниил (600 г. до Рождества Христова) – св. пророк – 431. Дорофей , см. Авва Дорофей . Ева – праматерь, жена Адама – 337. Ефрем Сирин (373–379) – преподобный; автор многих духовных сочинений, в том числе покаянной молитвы: «Господи и Владыко живота моего...» – 236. Елена Павловна (1806–1873) – великая княгиня, дочь Вюр-тембергского принца Павла, жена великого князя Михаила Павловича – 119.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

01.11.2014 г. Прямой эфир радио «Радонеж». Протоиерей Дмитрий Смирнов, в студии протоиерей Александр Березовский. 03.12.2014 08:25:23 Кульков Сергей Андреевич Добрый вечер, дорогие братья и сестры! - Преподобный Антоний Великий говорит: «Как исшедший из чрева не помнишь того, что было во чреве, так и исшедший из тела не помнишь того, что было в теле». Отчего тогда страдает душа, если по смерти ничего не помнишь?    - От страстей. Их, собственно, не надо помнить, потому что они есть и действуют. Страсти – это же со славянского значит «страдания», вот от этого и страдают – от страстей.  - Т.е. от того, что человек приобрел в своей жизни?  - Нет, не то, что приобрел, а развил. Они в нас есть, мы должны их изжить благодатью Божией.  - Т.е. человек рождается со всем набором «семян» греха? Да, конечно…  - Какие-то прорастают? Какие-то нет? -Нет, все прорастают – степень разная, урожай разный, потому что одно семя упало при дороге, а другое семя – на плодородную почву. -А отчего зависит, что в одном человеке прорастает сильнее, чем в другом?  - Есть гены, есть семья, есть среда, и есть само стремление человека. Один стремится к книге, а другой -к спиртным напиткам, один стремится, что-либо сделать, а другой  - что-то сломать. - Но это стремление – оно  тоже в человеке заложено? - Не то, что оно заложено, Бог не закладывал эти семена – все от дьявола, змий – человеконенавистник искони.    - У нас в храме, когда идет освящение хлебов на большой праздник, выносят подсвечник с тремя свечками, и на нем лежат хлеба, а перед ними с определенного времени стали выносить две большие свечи в человеческий рост. С чем связана эта традиция? Потому что у нас сначала большие свечи не выносили. Это первый вопрос. И второй: как православным реагировать на клевету? - Про свечки – я не знаю, возможно, в вашем храме их просто купили и теперь используют – самое простое объяснение, вообще надо спросить у настоятеля. Если есть свеченосцы – почему бы не выносить, хотя хлеб и его освящение – это не есть что-то значительное.

http://radonezh.ru/text/01-11-2014-g-pry...

1 Если придет к тебе брат и откроет тебе свои мысли, то не сообщай их никому, но молись о себе и о нем, чтобы обоим вам быть свободными от нечистых мыслей. Если какой брат будет униженно просить тебя, чтобы ты помог ему в делах его, то весь тот день трудись с ним. Подражай старшим монахам в монастыре, чтобы получить от них благословение. Исправляй погрешности других без всякого снисхождения к ним, но исправляй со страхом Божиим, без всякого пристрастия к лицу: кто бы ни был виновный, отлучи его от Церкви со строгим выговором. Береги одежду свою, чтобы не быть тебе нагим в день суда. Не забывай отцов монастыря, которые рождают тебя духовно; старайся жить так, чтобы они удивлялись славе твоей, которую ты будешь иметь посреди святых. Ешь хлеб свой молчаливо и воздержно и сиди за столом скромно. Не все желания свои исполняй. Стой в правоте пред лицем Божиим. Когда ударяют в колокол, то не ленись тотчас идти в церковь . Находясь в путешествии, спеши возвратиться в монастырь свой, чтобы можно было тебе продолжать свои молитвы. Церковные дела должны быть препоручены человеку верному, который боится Бога. Если к добрым делам, которые предложены тебе в сих наставлениях, хочешь присоединить и другие добрые дела, то исполняй их и непрестанно благодари Господа Иисуса Христа, Коего слава вечна. Аминь. 2 Кто хочет спастись, тот не должен посещать жилища своего, в котором жил прежде удаления в уединение; не должен жить в том городе, в котором прежде грешил; не должен посещать плотских родителей и сродников своих, ибо от сего происходит вред для души и уничтожаются плоды жизни. Если ты посвятил себя Богу, то исполняй все заповеди Его и делай все, что приказывает тебе отец твой; не оставляй без исполнения приказаний его, потому что если не будешь повиноваться отцу своему, то прежние грехи твои не будут прощены тебе. Если же будешь покорен ему, то будь уверен, что все прежние грехи твои будут прощены тебе. С женщиною не ешь никогда. Если ты здоров, то не снимай с себя пояса. К трем мерам вина (виноградного) не присоединяй четвертой, разве будешь находиться в жестокой болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Год Петра Великого и микроцефал в Петропавловской крепости «Памятнику» Петру Первому работы Шемякина адекватное место в одном из петербургских негосударственных музеев современного постмодернистского искусства Валентин Семенов   10:19 06.12.2022 1814 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлено автором Заканчивается год 350-летия со дня рождения основателя Санкт-Петербурга, первого Императора России, давно названного Петром Великим. Мыслящие люди прекрасно понимают несомненное величие и достижения этого монарха, который «поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы» (историк Н.М. Карамзин). Но также не забывают и «весь его деморализующий деспотизм, отразившийся зловредным влиянием на потомстве» (историк Н.И. Костомаров). Люди, не склонные к системному и тщательному размышлению, к сожалению, способны или только возвеличивать и прославлять или лишь принижать и очернять. Увы, это свойственно и целому ряду наших монархистов. А ведь преподобный Антоний Великий недаром обращал наше внимание на то, что рассудительность является важнейшей добродетелью. Недавно мы с женой заглянули на Заячий остров, в Петропавловскую крепость, где многое вызывает у нас постоянный интерес: от Петропавловского собора с его потрясающей музыкальной колокольней, с ангелом на шпиле и усыпальницей русских Царей – до громадных забавных скульптурных зайцев, появившихся здесь не так давно. Однако есть в Петропавловской крепости и предмет, всегда вызывающий у нас неприятное впечатление и даже возмущение. Это пресловутый «памятник Петру Великому» (так и пишется во всевозможных печатных источниках) работы «советского, французского, американского и российского художника» Михаила Шемякина (как сообщают о нем различные справочные и биографические материалы). По сути «памятник» находится напротив усыпальницы, где покоится как раз у ближней стены прах Петра Великого. «Памятник» - это странное уродливое существо с очень маленькой лысой головой, выпученными бессмысленными глазами и какими-то длиннющими пальцами рук, похожих на громадных пауков, лежащих на подлокотниках кресла. Очень хотелось бы знать, какой мотивацией руководствовался и какие задачи ставил перед собой автор этой скульптуры.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/03/go...

     «Во всех делах твоих помни о конце твоём, и вовек не согрешишь», – сказано в Священном Писании (Прем. Сираха 7, 39). А преподобный Антоний Великий говорит: «Ложась спать, давайте помнить, что можем не дожить до утра, а утром напоминать себе, что можем не дожить до вечера. Если будем помнить о смерти, не будем грешить». Но даже память о смерти не помогает нам не грешить. Потому что в одно время человек помнит о смерти, а в другое – грешит. И даже если в момент совершения греха он вспомнит о том, что ему придётся умереть и дать Богу ответ за всё содеянное, это его не остановит, потому что грех сильно увлекает душу и несёт её в пропасть. Желание утолить греховную страсть, которая в настоящий момент яростно требует себе «пищи», оказывается сильнее, чем память смертная. У заядлых курильщиков никотин въедается в кожу пальцев, они становятся коричневыми, их не отмыть, но эти люди не оставляют своей привычки. Ещё сложнее «отмыть» от греха душу, потому что греховная страсть пересиливает все благие помышления человека, его желание жить по заповедям и творить добро. Человек это понимает, на определенном этапе расстраивается, но... продолжает грешить. Почему память о смерти не помогает нам воздерживаться от грехов? Ведь помогала же она преподобному Антонию Великому, раз он сказал такие слова! Нам надо не просто теоретически признавать факт того, что мы умрём. Неверующие люди тоже осознают, что умрут, но все равно стремятся пожить подольше, покомфортней и послаще. У святых память о смерти – иная, не такая, как у нас. Им яснее открывалась реальность встречи каждого из нас с Богом, неизбежность посмертных испытаний, очевидность духовного мира, в который мы перейдём. Для нас все эти реалии, по большому счёту, – чистая теория. Как же изменить эту ситуацию, чтобы «не прозевать» свою жизнь? Однозначного рецепта нет. Если бы можно было сказать: «Сделайте то и то, и всё у вас будет хорошо», или добавить: «Ты вот этого не сделал, поэтому у тебя не получается». Но мы не можем так рассуждать. Поэтому надо жить, как Господь заповедал, духовно трудиться на своём месте, молиться о том, чтобы Господь укрепил нашу веру, сделал её из теоретической практической, чтобы мы на практике познакомились с духовным миром. Тогда и вера будет посильней, и ответственность за свои действия строже. Тогда грешить захочется меньше, а желание духовного совершенства чаще будет пересиливать желание земных удовольствий.

http://pravoslavie.ru/113927.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010