Приложения об Антонии Великом, его учениках и сподвижниках Житие преподобного антония, описанное святителем Афанасием Великим в послании к инокам, пребывающим в чужих странах В доброе соревнование с египетскими иноками вступили вы, пожелав или сравниться с ними, или даже превзойти их своими подвигами в добродетели, ибо и у вас уже появляются монастыри и водворяются иноки. Посему такое расположение ваше достойно похвалы и того, чтобы усовершил его Бог по молитвам вашим. Поскольку же и у меня требовали вы сведений о житии блаженного Антония и, чтобы самим вам приобрести его ревность, пожелали вы знать, как начал он свою подвижническую жизнь, каков был до вступления в нее, какой имел конец жизни и справедливо ли все о нем рассказываемое, то с великою готовностью принял я ваше требование, потому что и для меня много пользы в одном воспоминании об Антонии, – да и вы, как уверен я, услышав о нем и подивившись ему, пожелаете устремиться к той же цели, какая и им была предположена, ибо жизнь Антония – для иноков достаточный образец подвижничества. Поэтому не почитайте невероятным, что рассказывали вам об Антонии, а вернее, оставайтесь в той мысли, что еще немногое только услышано вами; потому что и это малое, без сомнения, трудно было пересказать вам. Если и я, по убеждению вашему, опишу что в этом послании, то сообщу вам только немногое, что припомню об Антонии. И вы не переставайте спрашивать у всякого, кто плывет отсюда, ибо из рассказов каждого о том, что кто знает, составится, может быть, и полное повествование об Антонии. Так и я, получив послание ваше, намеревался вызвать некоторых иноков, особенно же тех, которые чаще других бывали при нем, чтобы, получив более сведений, и вам сообщить что-либо более полное. Но поскольку время плавания приходило к концу и отправляющийся с письмами спешил, то потщился я написать вашему благоговению, что знаю об Антонии сам, многократно видев его, и какие сведения мог приобрести о нем, когда был его учеником и возливал воду на руки ему. Во всем же заботился я об истине, чтобы иной, услышав больше надлежащего, не впал в неверие или также, узнав меньше должного, не стал с неуважением думать об этом муже.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Антония Великаго Аще восхощет настоятель, творим бдение. НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ Стихиры , глас 2. Подобен: Егда от Древа Тя: Егда во гробе тебе самаго,/радуяся, заключил еси, отче,/любве ради Христовы,/терпел еси крепчайше от демонов искушения,/молитвою же и благодатию/отгнал еси сих паучины немощнейшия советования./Тогда собрашася чини Ангельстии, зовуще:/слава Укрепльшему тя, Антоние. Другий явился еси Илия,/имеяй славныя ученики твоя, якоже Елиссея, мудре,/имже и благодать твою сугубу оставил еси,/восхищен, яко на колеснице воздушней, отче./Темже, живяй духом,/ныне срадуешися им./Вся поминай, всеблаженне,/совершающии любовию твое честное торжество, Антоние. Якоже Боговидец Моисей,/во мрак мысленный вшел еси видений воистинну,/абие же видел еси, егоже желал еси, ясно:/прославився же лицем, зарею оною, отче,/наставити во спасительныя обители./Темже, сошедшеся, Богомудре,/радующеся, взываем:/слава Укрепльшему тя Христу Богу. Слава, глас 3. Анатолия: Преподобне Антоние,/твердейшаго страдальчества знойное и мразное житие,/яко в незаходимых воспочивая, совершил еси:/пустыннейшим бо тебе самаго совокупив духовне,/огнепальныя стрелы демонския попрал еси./И, превышши всякия добродетели быв,/водворяешися со Ангелы во Царствии Небеснем,/с нимиже моли Христа Бога/спастися душам нашим. И ныне, Богородичен. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: Явился еси/от матерних пелен,/Богоносе,/освящен сосуд, Антоние,/и дом Всесвятаго Духа. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Лести лукавых/демонов посрамив/Креста силою,/уяснил еси славу Христову,/отче Антоние. Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Вознеслся еси, яко Илия,/на колеснице огненней/и прешел еси, блаженне,/неходатайственне к Троице,/Антоние всемирне. Слава, и ныне, Богородичен:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ XI. значение веры к словам старца. по беседам преподобного Антония Оптинского (1795 – 1865) Старец отец Антоний придерживался общего для всех старцев правила: без вопроса никому не предлагать своих советов, считая это не только бесполезным, но и вредным празднословием. Вместе с тем отец Антоний зорко следил за вопрошавшими: если кто предлагал вопросы не по душевной потребности, а из пытливости или подобных побуждений, в таком случае ничего не отвечал. Господи, не из праздного любопытства мы вслушиваемся в слова старческой беседы, а движимые душевной потребностью. И если закрадется в наше сердце пытливость, противоречащая общему правилу старцев, то Ты, Господи, прости нас и, по милости Твоей открой духовную пользу от этой беседы. «Когда кого вопрошают, – говорил отец Антоний, – то по мере веры получают и пользу: кто приходит с малой верой, получает малую пользу, а кто с великойвеликую». Случалось и мне вначале спрашивать старца, как бы искушая: «Что-то он на это скажет? Ну уж и ответы такие выходили. А если положишь на сердце, что слышишь от старца ответ Бога Самого, то и Бог известит, и совсем человек другой станет, и услышишь, чего не ожидаешь». Господи, мы не умеем вопрошать своих духовных отцов с верой. Чаще всего мы вопрошаем с верой малой и, поэтому, и пользу получаем малую. Великая вера пока недоступна нам. Прости нас, Господи, за малую веру и вразуми, как следует вопрошать своего духовника, чтобы услышать от него ответ Самого Бога, услышать то, чего и не ожидаем. Некоторым посетителям отец Антоний говорил об их обстоятельствах намеками, а людям простым, которые принимали его слова в простоте сердца и с верой, он говорил прямо и просто. Если же кто многолетним духовным общением уже доказал свою искренность и преданность, тех он иногда даже вызывал на объяснение. Случалось, что кто-нибудь из его духовных детей, тревожимый помыслом, открывал о нем не в чине исповедания, а в простом разговоре, повествовательно; тогда старец сам возобновлял о том разговоре и успокаивался лишь тогда, когда все было как следует исповедано, и в заключение говорил: «Вот теперь-то хорошо; а то скорлупку покажешь, самого же зернышка не покажешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-614-3200.   4 .         Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «По творениям святителя Василия Великого. Добродетели – истинное богатство человека/сост. И. Санчес» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «По творениям святителя Василия Великого. Добродетели – истинное богатство человека/сост. И. Санчес». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-614-3201.   5 .         Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «По творениям преподобного Антония Великого. Делай ближним добро/сост. Ю. Коннова» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «По творениям преподобного Антония Великого. Делай ближним добро/сост. Ю. Коннова». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-614-3202.   6 .         Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «По творениям преподобного Амвросия Оптинского. Вера без дел мертва/сост. Д. Киселева» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «По творениям преподобного Амвросия Оптинского. Вера без дел мертва/сост. Д. Киселева». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-614-3203.   7 .         Заявитель: издательство «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «По творениям святителя Филарета Московского. Покаяние очищает душу/сост. И. Санчес» , предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Сборник Палестинской и Сирийской агиологии Сборник Палестинской и Сирийской агиологии, изданный В. В. Латышевым (два выпуска вместе; издание 1907, 1914 — Православный Палестинский сборник). Здесь представлены: СКАЗАНИЕ о мученичестве святых отцов, избиенных варварами Сарацинами в великой лавре преподобного отца нашего Савы Житие иже во святых отца нашего СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЧЕНИЕ святого и славного священномученика ВАВИЛЫ, архиепископа Антиохийского, и отроков трех ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ преподобного отца нашего МАРТИНИАНА ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ преподобного отца нашего Герасима отшельника МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТЫХ СЛАВНЫХ МУЧЕНИКОВ ХРИСТОВЫХ ШЕСТИДЕСЯТИ ТРЕХ МУЧЕНИЧЕСТВО святого Кириака архиепископа Иерусалимского ПОХВАЛА святому преподобномученику АНДРЕЮ НОВОМУ, совершившему течение мученичества в Иерусалиме ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ НОВОГО Житие св. Фотины Самарянки и дружины ее Житие преподобного Мартиниана Страдание святых Павла и Иулиании Сборник Палестинской и Сирийской агиологии, изданный В. В. Латышевым. Выпуск первый. ПРЕДИСЛОВИЕ Недостаток топографических и исторических сведений о палестинских и сирийских городах и селениях в известных нам произведениях древних греческих авторов давно уже побудил Императорское Православное Палестинское Общество обратить внимание и на те народные греческие агиологические тексты христианской эпохи, которые обычно называются синаксарями, мученичествами и житиями. Эти тексты, при всем их многословии; обыкновенно содержат в себе столь подробные сведения топографического или исторического характера, что представляют как бы верные памятники данных мест, или даже сокровищницы преданий их старинных обитателей. Впрочем, известно и внимание, повсюду обращенное в течение последнего тридцатилетия на агиологические памятники, и почерпаемый из них изобильный материал разнообразного интереса. Понятно, что и наше Общество не могло в известной мере не принять участия в их изучении, издавая по мере возможности представлявшиеся ему греческие агиологические тексты, имеющие отношение к Палестине  1 . Конечно, следовало бы предпринять по отношению к этим текстам что-нибудь цельное, напр.,  [II] систематическое собрание их по определенной программе и критическое издание на основании если не всех, то, по крайней мере, лучших рукописей. Но такое предприятие, понятно, требует долговременных подготовительных работ и расходов на поездки. Поэтому не бесполезна и постепенная подготовка к такому предприятию путем собирания и тщательного по возможности издания более доступных текстов; ибо подобное собирание, хотя бы и без определенной программы и без удовлетворения строгих требований критики, во всяком случае принесет пользу последующим деятелям, как пособие к составлению желательного систематического Corpus’a Палестинской и Сирийской агиологии. С этою целью издается настоящий первый выпуск, заключающий в себе бывшие у нас под руками списки различных агиологических житий и мученичеств.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

«Когда кого вопрошают, – говорил отец Антоний, – то по мере веры получают и пользу: кто приходит с малою верой, получает малую пользу, а кто с великоювеликую». Случалось и мне вначале спрашивать старца, как бы искушая: «Что-то он на это скажет? Ну уж и ответы такие выходили. А если положишь на сердце, что услышишь от старца ответ Бога Самого, то и Бог известит, и совсем человек другой станет, и услышишь, чего не ожидаешь». Некоторым посетителям отец Антоний говорил об их обстоятельствах намеками, а людям простым, которые принимали его слова в простоте сердца и с верой, он говорил прямо и просто. Если же кто многолетним духовным отношением уже доказал свою искренность и преданность, тех он иногда даже вызывал на объяснение. Случалось, что кто-нибудь из духовных его детей, тревожимый помыслом, открывал о нем не в чине исповедания, а в простом разговоре, повествовательно; тогда старец сам возобновлял о том разговор и успокаивался лишь тогда, когда все было как следует исповедано, и в заключение говаривал: «Вот теперь-то хорошо; а то скорлупку покажешь, самого же зернышка не покажешь». Бывало и то, что он некоторым из относившихся к нему напоминал о случаях, о которых они не только никогда ему не открывали, но и сами забыли; или заповедовал молиться о каком-нибудь грехе, которого они не сознавали в себе и даже вовсе не понимали, или не считали за грех, и уже по времени, при внимательном испытании своей жизни, открывали в себе с удивлением указанное старцем. Но так поступал старец с теми, чью искренность испытал, и когда ему было ясно, что они скрывают то или другое не по упорству или недостатку откровенности, а именно по неведению. В других же случаях с необыкновенным терпением выжидал, пока сам человек придет в чувство и сознается, потому что тогда только духовное врачевание и бывает действительно. Также, когда замечания, сделанные по отеческой любви и попечительности, почему-либо принимались не так, как следовало бы, то он уже воздерживался от подобных замечаний; и кого не имел возможности воспользовать словом, того старался привлечь к полезному втайне приносимой о нем молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Между источниками для жизни и деятельности пр. Антония, первое место занимает написанная Афанасием архиепископ. александрийским биография св. Антония под названием: « βος κα πολιτεα το σου πατρς μν ντονου συηηραφε ς κα ποσταλες πρς τος ν ρη ξνη μονχους " 1 , обыкновенно называемая «vitas. Antonii». Относительно того, в какое время это сочинение написано св. Афанасием, существуют различные мнения. Одни, как напр. Бароний 2 , Росвейд 3 , основываясь на том, что в жизнеописании ничего не говорится о свидании пр. Антония с Павлом Фивейским, а также на свидетельстве блаж. Иеронима о римлянки Маркелле, «изучавшей жизнь Антония и Пахомия чрез Афанасия, тогда как еще был жив Антоний» 4 , полагают, что это жизнеописание было составлено прежде смерти Антония и до встречи его с Павлом Фивейским и смерти последнего (около 341 г.). Но что жизнеописание составлено Афанасием не в это время, а уже после смерти Антония, это открывается из самого предисловия к «жизни Антония». В этом предисловии говорится: «требовали вы у меня сведения о жизни Антония и пожелали знать, как начал он свою подвижническую жизнь, каков был до вступления в нее, какой имел конец жизни» 5 . Это показывает, что жизнеописание составлено после смерти Антония. Относительно же молчания автора о встрече Антония с Павлом нужно с одной стороны припомнить то, что жизнь св. Антония изложена не очень подробно, как это видно из предисловия к ней 6 , а с другой стороны этим молчанием автора «жизни Антония» заподозривается самый факт – встречи подвижников между собою, передаваемый Иеронимом 7 . Что касается свидетельства Иеронима о Маркелле, из которого выводят, будто она читала письменное житие Антония, то относительно этого замечают следующее: 8 Иероним не говорит, что Маркелла изучала жизнь Антония в письменном изложении, но указывает только, что она познакомилась с жизнью Антония и Пахомия чрез Афанасия, который был тогда в Риме и еще – при жизни Антония. А что подвиги Антония были известны в Риме еще при жизни этого отшельника, об этом свидетельствует сам Афанасий, говоря: «как в Испании, Галлии, в Риме и в Африку дошел бы слух о человеке, который скрывался и жил в горе» 9 . Таким образом нужно признать, что «жизнь Антония» написана св. Афанасием по смерти отшельника; но в какое именно время – это с точностью указать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

     Братья и сестры, приветствую вас. Сегодня я бы хотел обратиться к слову великого человека, преподобного Антония Великого – Мегалос Антониос. И вот что он пишет: «Настанет некогда время, и человеки вознедугуют. Увидев не подверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: ты по преимуществу находишься в недуге, потому что ты не подобен нам». Речь идет о неких временах, когда грех примется за норму, безгрешие – за извращение и опасную болезнь. И когда люди будут активно вовлекать в грех всеми способами и средствами остальных людей, малое число не желающих грешить. На том основании, что они здоровые, а вы больные. Вы больные, потому что вы не похожи на нас, нас - большинство. Давайте мы с большинством разберемся. Мы живем в государствах с победившей демократической процедурой. То есть, на выборах побеждает большинство. Перевес в один голос, в один процент. Все равно большинство, даже ничтожное большинство отголосовавших, считают, что они, собственно, имеют мандат на истину. А все остальные не похожи на них, должны покориться победившему большинству, даже с ничтожным перевесом. Таковы процедуры мира, в котором мы живем и мы не поменяем этого. Но правда ли это? Может ли один человек быть прав, а большинство неправы? Может. Пример – Ной. Строил несуразный деревянный ящик огромного размера, вдалеке от морей и океанов, в горах. И говорил, что будет потоп, и люди будут гибнут. Если хочешь – помогай, если хочешь – зайди со мной в этот Ковчег. Он был предметом пререканий и насмешек. То есть, над ним просто, извиняюсь, ржали. Странный парень строит с сыновьями, втроем, вчетвером какой-то страшный ящик. Без паруса, без руля, без киля, без ветрил. Без ничего. Какой-то потоп будет. Долго ли они занимались этим занятием? 120 лет он строил Ковчег. Люди жили долго 500—600 лет или более. И они имели постоянную насмешку перед глазами. Странный Ной занимается ерундой. Потом, когда уже потемнело небо, ударил гром, полились воды, как из ведра, на грешную землю, и когда Ковчег закрылся, туда вошли все, кто должен был войти, смех закончился. Но уже было поздно.

http://pravoslavie.ru/109711.html

1 Прежде всего, сын мой, удаляйся гордости и люби смирение: от смирения рождается познание истины; от познания истины вера; от веры надежда; от надежды любовь; от любви повиновение; от повиновения постоянное исполнение заповедей. Сын мой, удаляйся порока и люби добродетель. Старайся, чтобы око души твоей было не темно, но чисто и светло. В добродетели подражай не тем, которые менее, но которые более тебя успели в оной. Не опасайся злословия порочных людей. Скрывай все добрые дела твои. Убегай всего, что может нанести вред душе твоей. Никогда не оставляй воли Божией, чтобы исполнить только волю человеческую. Не ропщи ни на кого и ничем не оскорбляй никого. Не завидуй тому, кто беззаконными средствами успевает в чем-нибудь, – но смиряй себя пред всеми, чтобы Бог был с тобою. Если ты приступил к исполнению какого-нибудь доброго дела, то не оставляй его. Никогда не ослабляй в себе любви к Богу. Всякое дело исполняй охотно и терпеливо, и Бог будет твоим помощником. Он Сам будет приводить дела твои к желаемому концу. Люби уединение. Не занимайся разговорами, относящимися к пустым предметам мира сего. Старайся успевать во всех добродетелях и убегай нерадения в исполнении оных. Сын мой, если будешь строго исполнять все сие, то получишь наследие, которого око не виде, и ухо не слыша и которое на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2:9 ). Кто менее тебя успел в христианских добродетелях, того почитай как бы равным тебе по благочестию; но кто равен тебе по добродетелям, того почитай совершеннее себя. Сын мой, удаляй от себя все порочные мысли и будь уверен, что Господь никогда не забудет трудов твоих, которыми ты стремишься к совершенству. Он Сам облегчит тебе оные. Сын мой, подражай тем, которые возлюбили Господа всем сердцем и которые постоянно и ревностно угождают Богу добрыми делами; не стыдись последовать им, ибо они совершеннее тебя. Но не подражай тем, которые стремятся к удовольствиям мира сего, потому что они никогда не найдут в них блаженства. Чтобы получить благословение свыше, подражай тем, которые из любви к Богу скитались по горам и пустыням.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

30.05.2017 Митрополит Климент: Об отношении подростков к труду      Статья митрополита Калужского и Боровского Климента опубликована в газете «Вечерняя Москва».       Статья митрополита Калужского и Боровского Климента опубликована в газете «Вечерняя Москва».      «Бог требует от человека труда, усилия и делания» — эти слова принадлежат древнему пустыннику преподобному Макарию Египетскому. Подвижник оставил все мирское, довольствовался лишь самым необходимым и вполне мог не трудиться. Но оказалось, что для достижения духовного совершенства необходимо соединять внутренний подвиг по исправлению своей души с телесными трудами. Таким образом, физический труд важен для духовного совершенствования.      В святоотеческом учении труд выступает как один из основных, универсальных принципов человеческого бытия. Даже в раю первым людям Бог заповедал трудиться над духовным преображением материального мира. И в земной жизни, по утверждению преподобного Антония Великого, телесный труд является орудием добродетелей, спасительным для человека. А праздность авва Исайя называет смертью и погибелью души, и она есть мать всех пороков. Вот как велико значение труда в главном деле нашей временной жизни — усвоении вечного спасения, дарованного нам Иисусом Христом.      Я неслучайно затронул эту важную тему. Сейчас, в конце весны и начале лета многие выпускники средних школ и других учебных заведений решают вопрос: кем быть, какому роду деятельности посвятить свою жизнь? Их выбор осложняет общепринятое отношение к труду, которое в последнее время существенно отличается от святоотеческой позиции, веками сохранявшейся в нашем народе.      Еще несколько десятилетий назад труд на земле представлялся естественным, причем не только в сельской местности. Почти у каждой городской семьи был земельный участок: или непосредственно рядом с домом, или в деревне у родителей, или в дачном кооперативе. Садово-огородное хозяйство вели многие жители нашей страны. Выращенный своим трудом урожай кормил в течение всего года, и все в семье, включая детей, были вовлечены в работу на участке. Как правило, перед тем как отправиться играть или купаться, школьнику надо было выполнить полученные от взрослых задания по уходу за садом и огородом: прополоть, полить, вскопать, собрать и т.д.

http://new.izdatsovet.ru/news/mitropolit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010