«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» ( Еф.2:8 ). Что сказал Апостол собственно Церкви Ефесской, то же самое относится и ко всем христианам, и что сказал о искуплении всего рода человеческого через воплотившегося Христа Господа, то же должно сказать и о тайне спасения каждого человека в частности. Благодать призывает человека ко спасению; благодать возрождает; благодать наставляет на пути к жизни вечной и укрепляет в добре; благодать же и венчает по смерти. Поэтому знать, как при содействии благодати, совершается дело спасения нашего, необходимо для каждого; ибо неведение в этом может повлечь за собой самые опасные заблуждения, самые гибельные нравственные последствия 1 . В этом отношении аскетические творения святых Отцов Подвижников для нас весьма драгоценны. Главный предмет этих творений есть спасение человека, или то, что делает благодать для спасения человека, и что должен делать человек со своей стороны, дабы эти действия благодати не остались для него бесплодными; и этот предмет раскрыт в них со всей полнотой 2 . В пустынях, вдали от света, святые подвижники жили для одного Бога; отрешившись от всего мирского, они внимали только тому, что касалось их духовной жизни; взор их постоянно обращен был на самих себя; и потому они видели и изобразили нам всю жизнь человека, под влиянием благодати и собственных его потребностей и желаний, при действии на него духов царства света и царства тьмы, равно как и внешних обстоятельств. Не так много говорят святые подвижники о действиях благодати на низших степенях духовной жизни; это потому, что на этих степенях человек еще не чужд бывает страстей, а потому и действия благодати в нем тогда как бы менее заметны; зато с особенной подробностью они изображают высшие благодатные состояния, которые по преимуществу были свойственны великим подвижникам. Таким образом все то, что святые Отцы подвижники говорят о необходимости благодати, о действиях её в человеке, о препятствиях этим действиям, о средствах к устранению таких препятствий, все это испытано ими самими и дознано собственным, долговременным их опытом. «Речь моя, говорит преподобный Макарий Великий , не пустые слова, но истинное дело, которое в душе совершается» 3 . «Повторяю, что сказанное не суть пустые слова, но дело истины, которая совершается в достойной и верной «душе» 4 . «Во много время, говорит преподобный Исаак Сирин , искушаем десными и шуими, и прием от сопротивного язвы бесчисленны, и сподобився великих заступлений тайно, приях в себе искус многими времены лет, и испытанием и благодатию Божиею сия уразумех» 5 . А преподобный Антоний Великий и нам заповедует, не читать только, но и на деле исполнять его увешания, если мы хотим уразуметь их; «ибо подлинно, говорит он, если не будете исполнять, то никогда не поймете сего из одних слов» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

Скачать epub pdf ЯЗЫК Человек получил дар слова вместе с бытием Первоначальный язык существовал прежде сотворения жены, не требуя много времени и труда для своего составления и образования, как дарование языков апостолам. Человек получил его вместе с бытием; может быть, усовершенствовал его знание в общении с Творцом, излил в звуки и дополнил от себя, тоже по внушению Бога, предопределившего человека для общежития ( 113, 167 ). Слово поставило человека на лестнице творений выше всего земного и выше луны и солнца. Слово соединило людей в общества, создало города и царства. В слове живет и движется знание, мудрость, закон. Словом образуется, поощряется и распространяется добродетель. Слово в молитве восходит к Богу, беседует с Ним и приемлет от Него просимое. Филарет, митрополит Московский ( 113, 167 ). «Положи, Господи, хранение устом моим» ( Пс. 140, 3 ) Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу; многословие бывает причиной уныния и раздражительности ( 82, 202 ). Храни слух – и не согрешишь языком ( 82, 164 ). Не передавай неразумным таинственного знания, которое тебе открылось, и безумным – стремление твоего благого произволения. Познай самого себя и изучи, что приносит вред твоей душе ( 82, 137 ). Воздержание языка показывает истинного подвижника. Необузданный язык служит признаком отсутствия добродетели. Преподобный авва Исаия ( 82, 201 ). О добром деле, которое желаешь сделать, не говори совсем – исполни его, не разгласив о нем заранее. Преподобный Антоний Великий ( 82, 27 ). Спросили некоторые из отцов авву Пимена: «Если мы увидим согрешающего брата, должны ли сказать ему об этом?» Старец отвечал: «Что касается меня, то если мне нужно будет идти мимо совершающего грех – пройду, ничего не сказав». Преподобный Пимен Великий ( 82, 333 ). Если хочешь спастись, то к кому бы ты ни пришел, не говори прежде чем он спросит тебя. Авва Евагрий ( 82, 113 ). Если наш внутренний человек трезвится, это трезвение хранит и внешнего человека. Если же мы не имеем внутреннего трезвения (умной молитвы), то постараемся хотя бы наблюдать за языком нашим. Изречения безымянных старцев ( 82, 392 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Е.В.Романенко Нил Сорский и традиции русского монашества. Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII вв. Источник 1. Основные принципы скитского жития по древним источникам Около 1485 г., возвратившись из паломничества во Святую Гору Афон, преподобный старец Нил вместе со своим учеником Иннокентием поселился в лесу на реке Соре, за «пятнадесят поприщ» от Кирилло-Белозерского монастыря. На Соре он бывал и раньше, когда, будучи монахом Кириллова монастыря, разбирал межевые дела с соседним Ферапонтовым монастырем 1 . Очевидно, место тогда понравилось преподобному старцу своей уединенностью и пустынностью. Болота, «мхи великие и непроходимые» делали его труднодоступным для мирских людей. Преподобный Нил выбрал Copy как место, удобное для жизни по скитскому обычаю, общий принцип которого он так сформулировал в своих главах «О мысленном делании»: «еже с единем или множае с двема братома житие» 2 . Традиция скитского жительства восходит к первым векам монашества, основатель которого в Египте преподобный Антоний Великий († 356) после 20 лет затвора, как сообщает его житие, жил в окружении своих учеников (РГБ. Вол. собр., 630, л. 100). Хотя это не был скит со своим определенным уставом и правилами жизни, но в нем соблюдался основной принцип скитского жития – иноки всегда могли пользоваться наставлениями своего старца и спасались рядом с ним. Именно о таком устройстве монастыря преподобного Антония Великого сообщает и скитский патерик (в тексте все цитаты из скитского патерика приводятся по списку рукописи XVI в. из библиотеки Нило-Сорского скита): «Поведа... Кроние, презвитер Нитрийскым яко некогда унынию нападшу ми. Ползы ради приидох к авве Антонию и дошедшу ми в монастир долнии идеже ученици его седяху и ждах его видети. Когда убо десятый день схождааше когда же пятыи яко же хотяше ему Бог открыти по потребе сошедшихся» (РНБ. Кир.-Бел., 20/1259, л. 2 – 2 об.). Первые египетские монастыри скитского типа основали ученики преподобного Антония – святой Аммон и преподобный Макарий Великий , Египетский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мистика и культура Раздел 2. Разум и мистика 10.05.2013 1146 Время на чтение 36 минут Противостояние христианства и гностицизма в культуре. Введение Раздел 1. Искусство и мистика. Аскетика и музыкальная культура Раздел 1. А.Н. Скрябин - композитор или религиозный мистик? Раздел 1. Мистический смысл повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» Раздел 1. Метафизика грехопадения в драме Лермонтова «Маскарад» Раздел 1. О таланте и природных способностях человека Раздел 2: Разум и мистика. Наука и псевдонаучные стереотипы Раздел 2. Тайна телевидения «Оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума»» (Притч. 9,6) О разуме в святоотеческом богословии и аскетической традиции Сегодня у нас появилась какое-то странное отношение к уму. Часто с амвона или в беседах можно услышать: «Диавол действует через ум, поэтому уму доверять нельзя - им оправдывается любая ложь. Доверять надо, поэтому, только сердечному чувству, а уму ни в коем случае. Ум вообще надо в Церкви отложить - он только мешает нам молиться и спасаться». Принято считать, что именно так учили святые отцы. Но так ли это? Если обратиться непосредственно к текстам святых отцов, то можно увидеть, что у них возражений против ума нигде не встречается. Напротив, уму отводится очень важная роль в аскетическом подвижничестве. Святитель Григорий Палама писал: «Мыслительная и разумная природа души одна лишь и создана Богом в большей степени по образу Божию... «Образ» находится не в теле, а в уме, высшей части человеческого естества. Если бы в человеке было что-нибудь еще более высокое, тогда «образ» находился бы там» Его поддерживает святитель Григорий Богослов: он считает, что «душа есть Божественная некая струя и приходит к нам свыше или вся или правитель ее - Преподобный Макарий Великий называет ум «кормчим сердца», а преподобный Антоний Великий величает его «органом духовного зрения». «Божественность есть ум и слово... - говорит святитель Григорий Нисский, - Видишь в себе самом и слово, и разумение, подражание истинному уму и слову» Ум, по мнению отцов «до некоторой степени родственен Богу, он служит умственным образом Его, и именно поэтому может знать кое-что о природе Божества» (Ориген)

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/11/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Доклад архимандрита Дамаскина (Лебедя), преподавателя Киевской духовной академии, на XXVI Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 25–26 января 2018 года) Введение Преподобный Иоанн Лествичник , рассуждая о том, кто такой монах и что такое монашеская жизнь, писал, что «монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных» 1 , он отвергает все естественное «для получения тех благ, которые превыше естества» 2 . Данный образ жизни, по замечанию святителя Феофана Затворника , имеет своим источником Самого Спасителя Господа Иисуса Христа 3 . Именно от Спасителя всё приняли святые апостолы, которые передали то своим ученикам, те – ранним подвижникам, а они – первым писателям иноческих уставов – преподобному Пахомию Великому , святителю Василию Великому , преподобным Иоанну Кассиану и Венедикту. Таким образом, «древность передала нам четыре иноческих устава, появившихся не в одно время и не в одних местах, но в совершенно одинаковом духе, и даже в одинаковых выражениях, и одинаковом очертании» 4 . Всё это следует отнести и к тем местам из этих уставов, где говорится о монашеских обетах. Но чтобы увидеть некоторые особенности обетов, причины и предпосылки их формирования, следует обращаться не только к самим уставам, но и к жизни их составителей. Монашеские обеты в уставе преподобного Пахомия Великого Если преподобный Антоний Великий был основателем анахоретского направления монашеской жизни, то преподобный Пахомий Великий был основателем киновийного. За свою небольшую жизнь (приблизительно 57 лет), преподобный Пахомий, глава Тавеннисиотов, основал девять мужских общежительных обителей и две женских и ввел в них свой устав со своими обетами. Изучающий жизнь преподобного «не может не заметить, что, хотя Тавеннисиотские порядки в главном очертились еще при жизни св. аввы, но многие подробности продолжали определяться и при ближайших преемниках его, Орсисии и Феодоре Освященном. Можно положить, наверное, что многие пункты и в устав внесены уже при сих преемниках» 5 . Потому, для полного понимания этого устава и изложенного в нем материала касательно обетов, следует взять во внимание обстоятельства жизни и этих великих авв, с их наставлениями ученикам.

http://azbyka.ru/monasheskie-obety-v-dre...

Цветник духовный Скачать epub pdf Святые отцы о гордости Изречение безымянного старца Лучше быть побежденным в смирении, чем победить с гордостью. Святитель Иоанн Златоуст Если кто скажет, что лучше гордиться, делая добро, чем смиряться, согрешая, тот совсем не понимает ни вреда гордости, ни пользы смирения. Человек, творящий благое с кичением... впадает в крайнюю погибель. Знай ясно, что человек, с гордостью живущий добродетельно – если только вообще это значит жить добродетельно,– неожиданно может впасть в окончательную гибель. Тот, кто допустил себя до падения, научившись из этого падения смирению, может восстать и скорее восстановить свое прежнее положение, если только захочет. Тот же, кто по видимости поступает хорошо с гордостью, но не терпит никакого зла, никогда даже не заметит своего беззакония, а, напротив, лишь умножит зло и внезапно отойдет отсюда, лишенный всего. Гордость – начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору.  Преподобный Антоний Великий Не считай себя мудрым: иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих. Не возносись гордостью, не провозглашай и не кричи, не говори громко и поспешно. Кто умножает слова, тот не может пребыть чистым от греха. Чада мои, нет нечестия, которое было бы выше того, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним.  Преподобный авва Исаия Естественно духу нашему возвышенное ощущение презрения к врагам демонам, но это ощущение извратилось: мы преклонили голову перед демонами, а превозносимся один над другим, уязвляем друг друга, каждый признавая себя праведнее ближнего. Гордостью нашей мы делаем Бога нашим врагом.  Иоанн, игумен в Раифе Что может грех там, где есть покаяние? Как можно преуспеть в любви там, где есть гордыня?  Святитель Василий Великий Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других: одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/tsvetn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ныне испытывается наша вера 03.04.2007 554 Время на чтение 8 минут Старец иеросхимонах Рафаил (Берестов), ревнитель монашеского пустынножительства, ныне подвизающийся на горах Кавказа, хорошо известен и почитаем среди православных. Старец Рафаил держится непримиримой и твердой позиции в отношении глобализации и экуменизма. Его наставления учат нас, как в этом апостасийном мире жить по евангельским заповедям, сохраняя свою душу в мире и чистоте. Отец Рафаил ответил на вопросы, переданные ему через его келейника. Что побуждает человека к стремлению уединиться в пустыне? Несколько причин побуждало человека, по промыслу Божиему, к стремлению уединиться в пустыне. Так, немало людей убегало от гонителей в пустыню: как святой Предтеча Иоанн Креститель руками своей матери был унесен в пустыню, скрывался от Иродовых убийц, и после ее смерти был воспитан Ангелами в пустыне и является чиноначальником пустынников. Так, во времена гонений на Христову Церковь, многие убегали в пустынные места, где безмятежно молились Богу. По промыслу Божиему, преподобного Паисия Великого из пустынного скита вывел Ангел Божий, взяв его за руку, и ввел в глубокую пустыню. Преподобному Арсению Великому, ученому мужу, учителю царских детей, Господь сказал: " Арсений, бегай людей, молчи и безмолвствуй, ибо в безмолвии корень безгрешности " . Святой преподобный Антоний Великий прожил 15 лет отшельником близ селения. Желая высшего подвига - безмолвия, нестяжания, внимательной неразвлекательной молитвы, он удалился глубже в пустыню. Подвергался избиению от бесов и всё готов был терпеть ради уединения и безмолвия. Там он достиг совершенства. Многие русские монахи, пожив в общежитии, уходили в уединенные дикие леса, где к ним впоследствии присоединялись ученики, и таким образом обустраивались новые обители. Так было у древних отшельников: у преподобного Паисия Великого, у преподобного Антония Великого, у преподобного Сергия Радонежского. Начиналось все с отшельнических келлий, а сегодня на их месте монастыри и лавры. Подобно этому и пещера Антония Киево-Печерского стала Лаврой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Преподобный Никон давал такое определение скорби: «Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли». Преподобный Иосиф учил: «Немного таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному от апостола:“Вси, хотящии благочестно жити, гоними будут”. Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения». Преподобный Анатолий (Зерцалов) называл три причины скорбей и искушений: «Для того, чтобы мы, во-первых, осознали свою немощь и смирились; во-вторых, для того, чтобы, увидавши свое бессилие и приражения врага, обратились к Богу, Помощнику в скорбях, обретших ны зело; а третье и главное – чтобы мы, перешедши огнь и воду, сделались искусны». Все скорби наши нужно рассматривать с точки зрения вечности Оптинские старцы напоминали нам, что все наши скорби нужно рассматривать не с точки зрения кратковременной земной жизни, а с точки зрения вечности, в которой будет жить наша душа. Преподобный Антоний объяснял, что в Царство Божие нельзя попасть без смирения, а смирению можно научиться только на практике: «Без смирения в духе спастися невозможно; а смирению от одних слов научиться нельзя, потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял и выколачивал кострику (строптивость), без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями приобретается». Великий Оптинский старец Амвросий напоминал, что настоящая жизнь есть только приготовление к жизни будущей и без скорбей невозможно получить блаженную участь в будущей жизни: «Всегда люди жаловались на различные скорби и напасти и болезни, а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть не что иное, как приготовление к жизни будущей». «Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях апостольских: “Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное”».

http://pravoslavie.ru/61029.html

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Сисоя Великого Память 6 июля Измлада возлюбив Бога, преподобный Сисой взял на себя иго креста и с усердием последовал за Христом, подвизаясь в пустынях египетских подвигами поста; он проводил жизнь равноангельскую, – смирением и молитвою побеждая полчища невидимых врагов. Местом его подвигов была пустынная гора, в которой подвизался преподобный Антоний Великий , и сам блаженный Сисой был подражателем жития Антониева. За свое смиренномудрие он получил такую благодать от Бога, что даже воскрешал мертвых, как явствует из Патерика 4412 , где о святом Сисое сообщается следующее. Некий мирянин отправился к авве Сисою на Антониеву гору за благословением, взяв с собою сына, малолетнего отрока. Случилось, что в дороге, разболевшись, сей отрок умер; но его отец не смутился, и с верою понес мертвеца к старцу. Войдя в келлию преподобного, он упал к ногам его, положив у ног преподобного и своего умершего сына, как будто тот испрашивал у него благословения и молитвы. После того, как старец совершил молитву и преподал благословение, мирянин вышел вон, оставив ребенка лежащего мертвым у ног старца. Старец не заметил, что ребенок мертв и, предположив, что он ждет благословения, сказал ему: – Встань, дитя, и уходи отсюда. И мертвец немедленно воскрес и пошел в след за отцом. Тогда человек тот, увидав своего сына живым, возвратился с ним к старцу и, поклонившись, воздал ему благодарность. Старец, уразумев, что воскресил мертвого, весьма опечалился, ибо он не желал иметь славы чудотворца, и запретил тому человеку рассказывать о случившемся до самой его кончины. Сего богодухновенного отца братия некогда спросили: – Если брат впадет в грех, довольно ли ему для покаяния одного года? – Жестоко слово сие, – отвечал на сей вопрос старец. Тогда братия сказали: – Итак, согрешившему подобает каяться только шесть месяцев? – Много, – отвечал старец. – Может быть, – снова спросили братия, – для его покаяния достаточно сорока дней? – Много, – снова ответил старец.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

42. Разделение Русской митрополии на Московскую и Киевскую. Начало самостоятельности Русской Церкви под управлением Московских митрополитов. Митрополит Иона Несмотря на то, что патриархи Константинопольские не благоприятствовали разделению Русской митрополии, попытки к этому настойчиво продолжались как со стороны галицких великих князей, так особенно со стороны могущественных князей литовских, и иногда имели успех, неизбежно внося вместе с собой смуты и нестроения в дела Русской Церкви. Так, при митрополите Феогносте (преемник святого Петра) были в Галиче особые митрополиты Феодор и Феодорит; в правление митрополита Алексия – митрополит Роман, а в последние годы святителя были даже два митрополита: в Галиче Антоний, в Киеве Киприан. По смерти же святителя Алексия произошла и в течение 11 лет продолжалась великая смута в Российской митрополии. Великий князь Димитрий Иоаннович, еще при жизни святителя Алексия, наметил в преемники ему своего духовника архимандрита Михаила (прозванного Митяем по сокращению мирского имени его Димитрий). Святитель Алексий, не желая видеть Митяя своим преемником, предлагал преподобному Сергию после себя престол первосвятителя и после отказа преподобного Сергия как бы уже примирился с волей великого князя, так что архимандрит Михаил тотчас по его кончине, еще не посвященный в сан митрополита, уже усвоил себе права этого высокого сана и начал действовать так, как бы был действительно митрополитом; великий князь отправил его для посвящения в Константинополь, но Митяй умер в виду греческой столицы, и посвящение, предназначенное ему, восхитил один из членов его свиты, архимандрит Пимен. В Москве, однако же, не хотели принять ни поставленного в Константинополе митрополитом Пимена, ни Киевского митрополита Киприана. В то же самое время два раза ездил в Константинополь для посвящения в митрополиты Дионисий, епископ Суздальский, и в первый раз получил только сан архиепископа и многокрестную (как у Новгородского архиепископа) фелонь, во второй же раз получил согласие от патриарха быть митрополитом в России, но на обратном пути из Константинополя в Москву был задержан в Литве и скончался там в темнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010