ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ (пам. 3-я Неделя по Пасхе) последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЗЕВИН прп. Сирийский (пам. 23 февр.) - см. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевин, Полихроний, Моисей и Дамиан, преподобные Сирийские ЗЕНОН ИКАЛТОЙСКИЙ [Зинон Икалтоели] (2-я пол. VI в.), прп. (пам. 7 мая с прп. Иоанном Зедазнийским и 12 сир. отцами) ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф

http://pravenc.ru/rubrics/122336_36.html

Будучи игуменом, Е. не отказался от прежнего аскетического образа жизни: он не ел ничего, кроме сухого хлеба раз в неделю, и носил на шее железные кольца. В течение почти 30 лет, когда Е. управлял мон-рем, им было совершено множество чудес: он исцелил жену к-польского синклитика, жену одного из клириков собора Св. Софии. Железные кольца, к-рые носил святой, также обладали чудодейственной силой: одно из них, посланное Е. в Галатию, исцелило племянницу святого Иулитту, избавило от посягательств нечистых духов мн. местных жителей. Е. предвидел свою кончину и попросил перенести его в Студийский мон-рь, где после непродолжительной болезни мирно скончался в окружении учеников в возрасте 79 лет. Мощи Е. были помещены в мон-ре Кокоровион, в течение мн. лет к ним продолжались паломничества, поскольку они обладали чудотворной силой: после посещения на 40-й день по смерти святого места его упокоения исцелилась парализованная сестра Е. В некоторых синаксарях память Е. указывается под 28 и 29 дек. Ист.: SynCP. Col. 347-348; Van de Vorst C. La Vie de S. Évariste, higoumène à Constantinople//AnBoll. 1923. Vol. 41. P. 288-325; PG. 105. Col. 863-925 [Vita Nicolai Studitae]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 417-418; ЖСв. Дек. С. 751-752. Лит.: Beck H.-G. Kirche und theol. Literatur. S. 564; Laurent V. Évariste//DHGE. Vol. 15. Col. 111-112; idem. Evaristo, abate a Costantinopoli//BiblSS. Vol. 5. Col. 373-375; Janin. Églises et monastères. P. 282-283; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 139; PMBZ. Bd. 1. S. 60; Bd. 2. S. 514-515; Antonopoulou Th. Homiletic Activity in Constantinople around 900//Preacher and His Audience: Studies in Early Christian and Byzantine Homiletics/Ed. M. B. Cunningham, P. Allen. Leiden; Boston; Köln, 1998. P. 317-348. (A New History of the Sermon; Vol. 1). Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (ок. 350 – ок. 430), первый игумен обители акимитов, прп. (пам. 23 или 20 февр., 3 июля, 15 янв.) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/186891.html

И. упомянут в греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - в разд. «Преподобные отцы наши отшельники»: «Святой Иперихий, старец плешивый, с раздвоенной бородой» (Ерминия ДФ. С. 172. 35). Соч.: PG. 79. Col. 1471-1490 (рус. пер.: Увещание к подвижникам/Пер.: А. И. Сидоров//Творения древних отцов-подвижников. М., 1997. С. 191-202. Ист.: PG. 65. Col. 429-432 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 76-77); PG. 79. Col. 1471-1490; SynCP. Col. 875; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. III 35. P. 168-169; Vol. 1. IV 53-60. P. 212-215; Vol. 1. VI 18. P. 326-327; Vol. 1. VII 27-28. P. 356-359; Vol. 2. X 109. P. 108-109; Vol. 2. XI 76. P. 180-181; Vol. 2. XIV 19. P. 266-267; Vol. 2. XV 67-68. P. 330-331; Vol. 3. XVII 16. P. 20-21; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 178; Великий Патерик, или Великое собрание изречений старцев: Сист. колл. М., 2005. Т. 1. С. 107, 130; ИАБ. С. 220. Лит.: ActaSS. Aug. T. 2. P. 190-191; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 238; Т. 3. С. 532; Sauget J.-M. Iperechio//BiblSS. Vol. 7. Col. 863-864; idem. Hyperchius//EEC. Vol. 1/2. P. 401; Regnault L. Les sentences des Pères du désert: Coll. alphabétique. Solesmes, 1981. Vol. 4. P. 316-317; idem. Hyperéchios (2)//DHGE. T. 25. Col. 540-541; Havener L. The so-called Discourse of Hyperechius the Solitary in Armenian//Muséon. 1989. Vol. 102. P. 307-320; Enseignements des Pères du désert: Hyperéchios, Étienne de Thèbes, Zosime/Préf. de M. van Parys; introd., trad., notes: P. Tirot., M. van Parys, L. Regnault; Abbaye de Bellefontaines. Bégrolles-en-Mauge, 1991. P. 19-32; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 457; Сидоров А. И. [Предисл.]//Творения древних отцов-подвижников. М., 1997. С. 19-20. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.) ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/673761.html

И не только это, но и, на гноище сидя в гнили с червями и слыша от супруги своей: похули Бога и умри ( Иов. 2:9 ) 174 , [ Col. 1800 ] заставлял ее замолчать и говорил: для чего ты говоришь как одна из безумных жен: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ( Иов. 2:10 ). И так познается истинно благодарный, который и в величайших несчастьях воздает благодарение Господу. Признак же неблагодарного – недовольство в скорбях, ропот, мучение, самооправдание и тому подобное. Стойкий и твердый в скорбях Давид, видя, что умерло дитя его, встал с земли, поклонился Господу и в другой раз сказал: кто есмь аз, Господи Боже мой… яко возлюбил мя еси? ( 1Пар. 17:16 ). И еще, воспевая, говорил: Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе, избавляй нища из руки крепльших Его? ( Пс. 34:10 ). И еще: яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе?( Пс. 70:19 ); удержал еси руку десную мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси ( Пс. 72:23 ), сего радивознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века ( Пс. 144:1 ), яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение ( Пс. 117:21 ), яко от всякия печали избавил мя еси ( Пс. 53:9 ), помянух Тя, Владыко, и возвеселихся ( Пс. 76:4 ). И:Благословен Бог, иже не остави молитву мою и милость Свою от Мене ( Пс. 65:20 ). Говорит же и Исаия: Благословен еси, Господи, яко разгневался еси на мя… и помиловал мя еси ( Ис. 12:1 ). И Захария: Аще что благо – Его, и аще что добро – Его ( Зах. 9:17 ). И Павел: И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца( Кол. 3:17 ). И еще: Какую благодарность можем мы воздать за вас? ( 1Фес. 3:9 ). Посему и мы непрестанно благодарим Бога ( 1Фес. 2:13 ) и Отца, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 ). Посему будем благодарить Сына за то, что Он Своей кровью искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал. 3:13 ). И какую песнь, и какую благодарность сможем мы воздать Ему за все добро, что Он богато дал нам – жалким? Будем благодарить и Святого Духа, глаголавшего в Законе, Пророках и в Новом Завете, просвещающего помраченные мысли наши в познание и исполнение Его заповедей и отверзающего уста наши для исповедания и благодарения Его благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Так, «многие плачущие о грехах, забывая цель своих слез, были поражены безумием» 153 . Если же кто-нибудь приобретает совершенное сокрушение, то чувствует, что приемлет от Хлеба Жизни ( Ин. 6:33 ) духовную пищу – пищу страха Божия 154 , пищу небесной любви, утешительного воздыхания и сокрушения, пения и глубочайшего ведения некоторых Божественных тайн. Сокрушение готовит сердце к принятию и неких слезных и умягчающих помышлений, отсюда поистине можно видеть, как семена молитвы сеются на земле сердца со слезами в надежде на урожай радости (ср. Пс. 125:5 ). Поучение вместе с сокрушением и молитвой рождает в нас страх Божий. Посему говорится: [ Col. 1764 ] седяй в дому и идый путем, и лежа и востая… и да будут непоколеблема пред очима твоима ( Втор. 6:7–8 ); еже боятися Господа Бога твоего ( Втор. 10:12 ). Говорит же и Иов: Да приидет моя мольба ко Господу, пред Ним же да каплет око мое ( Иов. 16:20 ). И Анна горевала в Силоаме, плакала и молилась Господу, говоря: аще призриши на смирение рабы Твоея и помянеши мя, и даси рабе Твоей семя мужеско ( 1Цар. 1:11 ). И услышал ее Господь и послал ей пророка Самуила. И другая Анна – [жена] Иоакима плакала в саду своем и просила о чаде и получила Святую Деву Марию – Матерь по плоти Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И Давид: Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи ( Пс. 38:13 ). И будучи услышан, говорит: Милостив Господь и Праведен… смирихся, и спасе мя. Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения ( Пс. 114:5, 6, 8 ), ибо сеющии слезами, радостию пожнут ( Пс. 125:5 ). Итак, благоугожду пред Господем во стране живых ( Пс. 114:9 ). И словами: Ходящии хождаху и плакахуся ( Пс. 125:6 ), как я думаю, он о нашем пленении говорит, ибо описанное прежде [теперь] относится к нам. Так и мы должны о самих себе, как те [о себе], плакать горько. Прежде всего о пожаре в святом граде Иерусалиме, и о перенесении святого креста Христа Бога нашего в Персию, и о погибших в стольких войнах, потому что они нам сотелесники и единоверцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Труд преп. Антиоха был предназначен для монахов. Он состоит по преимуществу в изложении нравственных заповедей, направленных на борьбу с грехом и на практику добродетелей. Преп. Антиох стремился, чтобы его трактат стал своего рода кодексом монашеской жизни . Впрочем, в силу популярного характера «Пандекты» выходят за рамки своего основного назначения и могут принести духовную пользу всякому христианину. «Пандекты» включают 130 слов (или глав), посвященных различным темам, в основном касающимся нравственно-аскетической проблематики, а именно – приобретения добродетелей и борьбы со страстями. Есть также и непосредственно аскетические главы о борьбе с помыслами, молитве и т. п., имеющие сугубо монашеское содержание. После слов «О вере» (которая служит фундаментом всего христианского нравственного учения) и «О надежде» преп. Антиох говорит о различных пороках и противоположных им добродетелях. С 86-го слова и далее автор касается в «монашеском преломлении» таких тем, как труд, бедность, гостеприимство, безмолвие, псалмопение, молитва и т. д. Последние слова посвящены страху Божию, любви Божией и Царству Небесному. Видно, что «Антиох продолжает аскетическое предание Палестины в современном ему поколении, придавая ему в то же время более богословскую окраску, хотя и простую» . Богословские рассуждения мы находим в слове «О вере», где кратко раскрывается православное учение о Святой Троице, и в заключительном 130-м слове «О Царстве Небесном», где излагается христология на основе ороса Халкидонского Собора 451 года. Есть в «Пандектах» и полемическая заостренность, которая проявляется, когда речь идет о борьбе с еретиками и иудеями. В том же 130-м слове преп. Антиох приводит (на основе «Панариона» свт. Епифания Кипрского ) перечень ересей (более чем 70 наименований) и еретиков (18 имен), с тем чтобы напомнить игумену Евстафию о необходимой бдительности в странствиях при возможных встречах с иноверцами. Выражением антииудейской полемики служит повествование в слове 84 «О снах» о монахе, принявшем иудаизм из-за диавольского внушения во сне и жалким образом завершившем свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Спаси Вас Господи. Людмила 2015/05/29, 15:21:26 Благословите! Братя Святой Горы Афон помолитесь пожалуста р.Б.Наташа р.Б.Тодора, подходящая работа. Спасиба Бог и Богородица что я могу пишет Вам. Да укрепит Вас Господь в вашем непростом делании. Таисия Игимения тоже и нейни дела. Я грешна рабиня Тонки из Болгария. р.Б. Тонка 2015/05/29, 15:15:58 низкий поклон.о здравии ивана при смерти кирилл 2015/05/29, 14:48:30 Братия прошу ваших молитв о упокоении р.Б. протоиерея Алексия, Вениамина, Анны, Марии, Марии, Анны, Владимира, Георгия. Господи помилуй нас грешных. р.Б.Ирина 2015/05/29, 14:12:43 помогите пожалуйста молитвой мне, не знаю почему меня одолевает уныние , и гордыня внутри меня. с ними так тяжело жить. спасибо за понимание ваше. антиох 2015/05/29, 11:19:57 дорогие батюшки, помолитесь пожалуйста за меня, сил нету жить , позитива нету, суставы болят. спасибо за понимания. антиох 2015/05/29, 09:37:41 Дорогие отцы и братья Святой горы Афон! Прошу Вас поблагодарить Господа за исцеление моей маленькой дочки мл. Ники от рака ! и помолиться за нее. Чтоб она могла прожить долгую счастливую жизнь в любви и здравии! Спаси Господи! 2015/05/28, 22:01:02 Дорогие отцы и братия Святой горы Афон! Слезно прошу Ваших молитв об избавлении от пьянства сына моего Константина. Чтобы Господь вразумил его и привел к покаянию. И помолитесь, пожалуйта о прощении моих грехов.Н Надежда 2015/05/28, 21:39:17 прошу молитвенной помощи о моем здоровье, у меня нервозная болезнь, тяжело мне так. спасибо , буду благодарен вам. антиох 2015/05/28, 20:31:50 Прошу помолиться о р.б Кристине Богородите прибавление ума Кристина 2015/05/28, 19:03:28 Дорогие отцы и братья святой горы Афона! Очень прошу Ваших святых молитв за моего вечно дорогого и любимого духовного отца новопреставленного Архимандрита Никона (Сморкалова). Он был духовником Свято-Успенского Одесского Патриаршего Монастыря и старейшим его насельником. Свой монашеский путь начинал в Глинской Богородичной пустыни, Почаевской Лавре и в Свято-Успенском Монастыре под руководством своего духовника Преподобного Кукши Одесского. 15 мая 2015 года отошел ко Господу. Вечная Тебе Память, мой дорогой Батюшка! О бат.Никоне можно узнать на сайте Одесская Епархия - Православная Одесса. Спаси Вас Господи!

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=235

Аникита (непобедимый, греч.), муч. мелитинский, 7 ноября. Аникита , муч. никомидийский, 12 авг. Аниманда , мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Анин монах, подв. близ Евфрата, 13 и 18 марта. Анисия (совершение, успех, греч.) дева, мученица солунская, 30 дек. Анна (благодать, евр.) пророчнца, мать пророка Самуила, 9 дек. Анна пророчица, 3 февр. Анна прав., мать Пресвятой Богородицы, 25 июля и 9 сент. Анна , мученица персидская, 20 ноября. Анна мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Анна мученица, 22 окт. Анна и Кирилла мучч., 5 июля. Анна , преподобная вифинская, 29 окт. Анна преподобная, 13 июня. Антипа (упорный, крепкий, против всего, греч.), еп. Пергама асийского, муч. 11 апр. Антипатр (вместо отца, как отец, греч.), муч. кизический, 29 апр. Антиох (противонесущий, напротив везущий, греч.), врач севастийский, муч. 16 июля. Антиох , пустынник сирийский, 23 февр. Антонина , (см. Антоний) муч. никейская, 1 марта и 13 июня. Антонина девица мученица, 10 июня. Антонин , из 7 отроков ефесских, 4 авг. и 22 окт. Антонин , муч. никомидийский, 19 апр. Антонин , муч. римский, 7 июня. Антонин , муч. кесарийский в Палестине, 13 ноября. Антонин , муч. анкирский, 7 ноября. Антонин , пустынник сирийский, 23 февр. Антонин , муч. африканский, 23 сент. Антоний (покупающий в замен, набивающий цену, греч.) пресв., муч. егип., 8 янв. Антоний , из числа 45 мучч. Никопольских, 10 июля. Антоний , муч. кампанийский, 6 июля. Антоний муч., с Маркеллом, 1 марта. Антоний александрианин, муч. 9 авг. Антоний , муч. сирийский, 9 ноября. Антоний великий, преп. египетский, 17 янв. Антоний , патриарх цареградский, Кавлей, 12 февр. Антоний , пр. печерский, 10 июля. Антоний римлянин, пр. новгородский, 3 авг. Антоний , муч. литовский, 14 апр. Антоний , пр. сийский, 7 дек. Анувий , преп. египетский, 5 июня. Амфим , (цветущий, греч.) еписк. никомидийский, муч. 3 сент. Анфим , муч. Киликийский, 17 окт. Анфимий (Анфим), 30 дек. Анфир (цветущий, греч.) папа римский, 5 авг. Анфиса (вернее Анфуса – цветущая, греч.), мученица, пострад. от Сунилды, 8 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Есть много людей недоброго поведения, которые считают, что должно при всяком удобном случае обвинять отцов и епископов. Таких принимать не следует. (Апост. 74; VI Всел. 6; IV Всел. 21; Карфаг. 27,137–139.) Толкование Смысл настоящего правила следующий: к обвинению архиереев по делу о преступлении общего и церковного характера не допускаются люди порочные и живущие недолжно, – допускаются только люди, достойные доверия и безукоризненные. Отцами же правило называет архиереев потому, что они своими наставлениями, а главным образом, совершением таинств возрождают верующих. По этой же причине и ученики пророков называются их сынами, согласно Кириллу Александрийскому . Смотри также Апост. 74. Правило 9 (9) Если епископ или пресвитер примет в общение заслуженно изгнанных из Церкви за свои преступления, он и сам с того момента покажет себя виновным в том же преступлении, что и уклоняющиеся от законного решения своего епископа. (Апост. 10–13, 32; Антиох. 2, 6; Константинопол. 879 г. 1.) Толкование Настоящее правило определяет, что если епископ или пресвитер пребудет в общении с теми, кто своим архиереем отлучен от Церкви, или извержен, или справедливо анафематствован за свои преступления, то и те, кто принимают таких, сами подпадут под одно с ними отлучение, или извержение, или анафематствование. Смотри также Апост. 10, 11 и 32. Правило 10 (10) Если случится, что пресвитер, осужденный своим епископом, сочтет, вознесшись напыщенностью и надменностью, что должен приносить Святые Дары Богу отдельно, или задумает воздвигнуть другой алтарь в противовес церковной вере, такому да будет анафема. (Апост. 31; IV Всел. 18; VI Всел. 31, 34; Двукрат. 13–15; Антиох. 5; Карфаг. 11, 62.) Толкование Если случится, что священник, как определяет настоящее правило, осужденный своим епископом за образ жизни (т. е. за то, что живет порочно), придет в такое надмение и напыщенность, что отделится от него, будет священнодействовать один и воздвигнет сам по себе другой алтарь и церковь без разрешения своего епископа, такой пусть будет анафематствован. То, что он делает, противно как церковному порядку, который требует от иереев подчинения архиереям, так и вере, поскольку из-за этого неверующие, видя такое бесчиние священнослужителей, хулят и осмеивают нашу веру. И в целом говоря, его поступки вызывают в Церкви раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

113 В греческом тексте PG, очевидно, ошибка в рукописи: «нечестивый». 114 То есть не ставит себя выше мирян. 115 Евагрий Понтийский. О молитве. 121—122, 125. 116 Здесь упоминание об известной святоотеческой аскетической схеме развития страсти и греха на деле из принимаемого диавольского помысла: 1) помысел в уме, 2) сочетание ума с ним, 3) согласие ума с ним, 4) пленение ума, 5) страсть (ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 15, 73). 117 Это то, что святые отцы называют «отсекать помыслы» и не принимать их. Такое отсечение помыслов совершается посредством молитвы и в особенности непрестанного призывания имени Господа Иисуса Христа (ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросо-ответ 429). 118 Ср.: Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. II, 26, 21. 119 Ср.: Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 11. 120 То есть самых главных, от которых происходят и прочие страсти и дурные помыслы. 121 Ср.: Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 12, где автор дает несколько иную тройственную схему: самолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Однако между этими двумя схемами значительной разницы не наблюдается. 122 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 301. 123 Под наказанием подразумевается не кара, но вразумление, научение, воспитательное наказание, хотя оно и может происходить и небезболезненно для наказуемого. 124 Данная фраза не содержится в книге Иова и вообще во всем Священном Писании и должна быть правильным образом понимаема не в смысле того, что зло само по себе насылается Богом, поскольку Бог благ и не желает зла никому, но зло, по определению святых отцов, есть отпадение от Бога и от добра, совершаемое в воле разумных существ — ангелов и людей. Здесь автор под злом подразумевает различные несчастья, которые сами по себе не являются злом, попускаемые Богом для различных целей, прежде всего для того, чтобы отвратить людей от истинного зла — греха (ср.: Свт. Василий Великий. Беседа 9. О том, что Бог не есть виновник зла).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010