Святая равноапостольная Елена (автор- мать Иустина, свято-Елизаветинский монастырь, Этна, Калифорния) Какое-то время Константин, как и его отец до него, был императором Западной части Римской империи, сделав ее столицей город Трир (Германия). Этому факту мы обязаны тем, что имеем сегодня в этом городе необычайные духовные сокровища. Мать святого Константина, святая равноапостольная Елена († ок. 330; память 21 мая/3 июня), посетив Палестину и найдя там Крест, на котором был распят наш Спаситель, привезла один из его гвоздей в Трир. Полагают, что епископ Антиох, которого Елена призвала из Антиохии служить в Трире, взял с собой также мощи святого апостола Матфия. Здесь до сих пор хранится глава самой императрицы Елены, сандалия апостола Андрея, мощи праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, и мощи многих местных святых. Константин никого насильно не обращал в христианство, но при нем и его преемниках число христиан быстро увеличивалось. Людей привлекал пример святой жизни христиан и их горячая взаимная поддержка. Христианами становились и под влиянием супругов-христиан, и впечатленные многочисленными чудесами – особенно чудесами исцеления, совершавшимися по молитвам святых и по молитвам верующих рядом с могилами мучеников и подвижников. В то же время некоторые принимали христианство в угоду императору, понимая, что крещение станет для них своего рода пропуском к карьере, власти и богатству. Но это дало стимул к развитию самого чистого и самого православного движения того времени – раннего монашества. Монашество в Галлии IV–V веков Преподобный Роман Кондатский. В Египте реакцией на свободу исповедания христианства и обращение большого числа людей ко Христу стал уход многих мужчин и женщин в пустыню ради отречения от всего мирского и стяжания Царствия Небесного. Вскоре жившие на Западе братья по духу познакомились с житиями преподобного Антония Великого и других пустынников, а также письменными творениями тех, кто, как преподобный Иоанн Кассиан Римлянин , возвратившись с Востока, принесли с собой приобретенный там опыт аскетической жизни. На Западе были и свои подвижники, такие как святой Мартин Турский († 397) и насельники островного монастыря Лерин (основанного в V в.); святые Роман († 460; память 28 февраля/13 марта) и Лупицин († 480; память 21 марта/3 июня), которые сначала отшельничали в Юрских горах в нынешней Франции, а затем основали обители там и в сегодняшней Швейцарии . Те части будущих немецкоязычных государств, которые тогда были под властью Римской империи, тоже находились под влиянием этого движения, и пламенно верующие христиане знали, куда надо идти, чтобы всецело посвятить себя Христу.

http://pravoslavie.ru/65185.html

П.А.Флоренский и П.Н. Каптерев, «Наблюдения над стратиграцией ледяных формаций». Сковородино, 1934. Рукопись, 20 листов. Бумага, чернила. «Для моих работ по мерзлоте придется смастерить какую-нибудь фотокамеру к микроскопу, чтобы закреплять для измерений и документации наблюдаемые картины почвенного скелета и ледяных связующих кристаллов» (из письма П.А.Флоренского сыну Василию от 11 декабря 1933 г. Из дальневосточной ссылки) Весной 1904 г. П.Флоренский, — один из самых талантливых, подающих большие надежды выпускников, — с отличием окончил университет. Профессора Жуковский и Лахтин предложили ему продолжить научную работу, но выпускник избрал другой путь. В сентябре 1904 г. Флоренский становится студентом Московской Духовной Академии. Знакомится со старцем — епископом Антонием (Флоренсовым). Пройдя через воцерковление, юноша просит благословения на принятие иночества, но опытный старец советует Павлу закончить Московскую Духовную Академию. Фотографии из архива семьи Флоренских. 1910-1920-е. Цифровая печать со стеклянного негатива К началу XX века Московская Духовная Академия (до 1814 г. — «Славяно-греко-латинская академия») уже более трех столетий являлась крупнейшим образовательным центром России. Именно Академия стала «матерью» Московского университета. В числе ее питомцев были М. В. Ломоносов, математик Я. Ф. Магницкий, поэт и дипломат Антиох Кантемир, многие другие деятели русского просвещения. Академия размещалась в Сергиевом Посаде, в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Здесь сочетались лучшие церковно-богословские и культурно-исторические традиции. На этой духовной почве отец Павел вырос как православный мыслитель. «Есть тонкое очарование Лавры, которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир. И это очарование, теплое, как смутная память детства, уродняет душу Лавре, так что все другие места делаются отныне чужбиной, а это — истинною родиной, которая зовет к себе своих сынов, лишь только она оказываются где-нибудь на стороне. Да, самые богатые впечатления на стороне скоро делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет в Дом Преподобного Сергия. Неотразимость этого очарования — в его глубокой органичности. Тут не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности, и какая то, трудно объяснимая, но непреклонная мысль: здесь, в Лавре именно, хотя и непонятно как, слагается то, что в высшем смысле должно называть общественным мнением. Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьется пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных окончаний, здесь Россия ощущается как целое» (Из работы священника П. Флоренского «Троице-СергиеваЛавра и Россия», 1918.

http://pravmir.ru/svyashhennik-pavel-flo...

Когда речь идет о седьминах, то пророк всегда имеет в виду 7 лет, то есть здесь применяется принцип «день» за «год». Но слова: «И был вечер, и было утро: день один»; «И был вечер, и было утро: день второй» и т.д., которые мы встречаем в главе 1 Книги Бытия, указывают именно на дни творения, а не на годы, во что верят и современные адвентисты – то есть в буквальные дни творения мира. В Дан. 8: 14 мы встречаем то же самое словосочетание, что и в Книге Бытия о «шестодневе»: «на две тысячи триста вечеров и утр». Как в Книге Бытия дни творения «вечер… утро» – «εσπρα και... ημρα» – это день (Быт. 1: 5), так и здесь у пророка Даниила «2300 вечеров и утр» – «εσπρας και… ημραι» – это дни, а не годы. По истолкованию отцов Церкви, в данном пророчестве содержится указание на конкретные дни – а не годы, как рассчитал Миллер, – во время которых будет продолжаться осквернение Храма, совершенное Антиохом Епифаном. «По причине умножения грехов народа Божия Господь попустит Антиоху возобладать над Иудеями, чтобы рукой Антиоха вразумить их», – пишет об этом преподобный Ефрем Сирин. Читаем: «В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники» (1 Мак. 1: 54). В 169 году до Р.Х. Антиох напал на Иерусалим и осквернил Храм. Об этом было предсказано в пророчестве Даниила: «и поругано было место святыни Его» (Дан. 8: 11). Именно за это нечестие, согласно пророчеству, и должна была простираться власть Антиоха над иудеями на «две тысячи триста вечеров и утр» (Дан. 8: 14), или, как сказано в Библии на славянском языке, что ближе к греческому оригиналу: «даже до вечера и утра дней две тысячи и триста». «Вечер, – пишет блаженный Феодорит, – у пророка назван началом бедствий, а утром – конец их, потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, – говорит святой, – от настоящего начала зла и до конца. Дни же сии, вычисленные по еврейскому календарю, составляют шесть лет и шесть месяцев, ибо столько времени продолжалось бедствие иудеев».

http://pravoslavie.ru/102029.html

О начатках Слово 121. Об умилостивлении Слово 122. Об архиерействе Слово 123. О назначении в клир Слово 124. О том, чтобы уважать священников Слово 125. О чаянии будущего Слово 126. О Божественном призвании Слово 127. О страхе Божием Слово 128. О любви к Богу Слово 129. Об усыновлении Слово 130. О Царстве Небесном     «Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний» Антиоха Палестинского – 130 бесед на нравственные и духовные темы (пьянство, пост, гнев, молитва , «О том, чтобы стыдиться» и т. д.) – своего рода справочник по морали, аскетике и Писанию. В основе своей, Пандекты Антиоха Монаха – компиляция из Библии и Св. Отцов (благодаря Антиоху до нас дошли фрагменты утраченных сочинений Поликарпа Смирнского , Климента Римского ) – таким образом Пандекты можно считать выжимкой православного монашеского опыта. Пандекты Антиоха Монаха были весьма популярны в Средние Века, особенно на Руси. Преподобный Антиох Савваит как представитель Палестинского монашества и его «Пандекты» В мае 2014 года исполнилось 1400 лет трагическим событиям взятия персами Иерусалима в 614 году, сопровождавшимся массовыми убийствами и пленением византийского христианского населения Иерусалима. Издательство «Сибирская Благозвонница» предлагает читателям публикацию перевода известного в древности произведения монашеской письменности «Пандекты Богодухновенных Писаний» преп. Антиоха Монаха , жившего в VI-VII веках в Палестине и ставшего очевидцем тех событий. Сведений о самом авторе сохранилось совсем немного. Преподобный Антиох был монахом (а некоторые его называют даже игуменом ) Великой лавры святого Саввы в Палестине в первой половине VII века. Родился он в селении Медосага, которое находилось в 20 км от Анкиры в Галатии (Малая Азия) . Антиох «принял постриг в Атталинском монастыре в Анкире, затем перешел в Лавру преп. Саввы Освященного близ Иерусалима, где и подвизался до своей кончины» . Антиох, Евстафий – игумен Атталинского монастыря и преп. Савва Освященный. Манускрипт St. Sabbas, 76 (X в.) В то время Византия переживала один из самых драматичных периодов своей истории – войну с Персией (602–628). В начале этой войны персы оккупировали восток империи – Палестину, Сирию, Малую Азию, Египет, и даже осадили Константинополь. В Палестину персы, возглавляемые военачальником Шахрваразом, вторглись в конце 613 – начале 614 года. Им активно помогали внутренние враги византийцев – иудеи, жившие на территории Византии: «Сотрудничество персов и иудеев было полным… Они стекались, чтобы записаться в персидскую армию», многие становились проводниками персов. Из 150–20 тысяч живших в Палестине иудеев, по подсчетам таких авторитетных историков, как Гиббон и Ролинсон, доля записавшихся в персидскую армию иудеев могла составлять от 26 тысяч до 36 тысяч человек , то есть более 10 % от их общей численности.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Таким образом, мы все это оговорили, но древность, надо полагать, не сохранила для нас в предании никакого точного сведения, на каком из названных собраний божественные апостолы передали через Климента 85 настоящих правил [ 311 ] . Однако можно сказать, что апостолы составили их во время упомянутого крупнейшего и замечательного своего собрания, когда им предстояло разлучиться и разойтись на проповедь Евангелия. Многие еретики, а пожалуй, и некоторые из западных (сказал же я «пожалуй», потому что, по свидетельству Антония Фореста иезуита в «Приготовлении к священству», их Тридентский вселенский собор утвердил все правила, числом 85), будучи обличаемы настоящими правилами во введении новшеств, отверзают на них свои уста, говоря, что они ни в совокупности, ни по отдельности не являются подлинными правилами святых апостолов. Мы же со многим усердием постарались оградить их тысячей щитов и всеми стрелами сильных, как поется в псалме 312 , чтобы и от одного вида этого многочисленного всеоружия издали устрашался всякий враг. Скажу об этом яснее: мы позаботились исследовать, какие правила Соборов подтверждают эти апостольские правила дословным их повторением, а какие утверждают их одним названием апостольских. Дословным повторением подтверждаются следующие: 5-е апостольское правило подтверждается 13-м правилом VI Вселенского собора; 17-е и 18-е – правилом VI Всел. 3; 22-е и 23-е – правилом Двукрат. 8; 26-е – правилом VI Всел. 6; 27-е – правилом Двукрат. 9; 29-е – правилом VII Всел. 5; 30-е – правилом VII Всел. 3; 34-е – правилом Антиох. 9; 38-е – правилом VII Всел. 12; 40-е – правилом Антиох. 24; 41-е – правилом Антиох. 25; 53-е – Деяниями VII Всел.; 64-е – правилом VI Всел. 55; 73-е – правилом Двукрат. 10. Только именем апостольских подтверждаются следующие: 12, 13 и 16-е апостольские подтверждаются письмом Александра Александрийского , которое он послал к Александру Константинопольскому (Феодорит. Церковная история. Кн. 1, гл. 4 или, по другим источникам, 3) 313 ; 14-е и 15-е апостольское – правилом I Всел. 15, а также и письмом, которое послал Константин Великий Евсевию Кесарийскому (Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 3, гл. 59 и 60 или, по другим источникам, 61) 314 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В английском варианте эта фраза звучит так: For the seeds of corruption are in me. «Во мне – зерна коррупции». Английское corruption имеет не только значение продажности или, буквально, коррупции, но обозначает порчу, гниение, разложение, например, разложение трупа – corruption of the body. Святой Антиох назвал «семенем тли» то, что в богословии известно как последствия первородного греха. Это загадочная тема, как и сама история грехопадения, описанная в книге Бытия. В богословской традиции существует множество толкований того, что же произошло с Адамом в Эдемском саду. Для нас ясно одно: это трагедия, последствия которой переходят по наследству ко всем детям Первого человека. Как взывает автор таинственной Третьей книги Ездры: О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, Но и нас, которые от тебя происходим (3 Ездр. 7:48). Что это за падение? Не думаю, что кто-то до конца исчерпывающе может ответить на этот вопрос. Есть попытки описать первородный грех языком юриспруденции, как правовое преступление человека перед Творцом, есть версии, выписанные языком этики и даже психологии. Святой Антиох был иноком монастыря преподобного Саввы Освященного, в своей молитве он открыл, как восточные монахи мыслили этот феномен. Для них грех был органическим повреждением природы человека, хроническим наследственным заболеванием, с которым рождается человек. Угроза этой болезни такова, что потребовалось Воплощение Создателя, чтобы спасти человеческий род от истребительного насилия этой заразы. Естественно было бы предположить, что амартология – это раздел этики. Ведь именно этика – это философская рефлексия по поводу нравственности и морали. Этик мыслит мир, поскольку в нем есть Добро и Зло. Однако тут всё сложнее. У богословов всё «не как у людей». Теология первородного греха – это не раздел этики, это ответвление богословской антропологии, учения о человеке. Для обычного гражданина антропология – это о черепах, костях, надбровных дугах, то есть вещах осязаемых, «трогательных». Богослов-антрополог занимается не нравами людей, а самой природой человека, и в этом учении для христианского мыслителя есть две отправные точки:

http://pravmir.ru/duhovnyie-uprazhneniya...

В Символе веры , составленном на Никейском (325 года) и Константинопольском (381 года) Вселенских Соборах, мы «...Исповедуем ЕДИНО крещение во оставление грехов». Его преподает Православная Церковь всем приходящим в церковную ограду, даруя обетование вечной жизни и спасения. Утренние и вечерние молитвы Важной книгой в жизни православного христианина является Молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно. В утренних молитвах православный человек выражает свою радость, обращаясь к Богу сразу же, «восставше от сна». Одновременно он осознает свое падшее состояние и просит: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» ( Пс.50 ), исповедует православную веру, читая Символ веры . Он просит благословения на предстоящие в течение дня труды, взывает к Богу об укреплении веры, «да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды»; обращается к Ангелу Хранителю с молитвой о покровении: «Не даждь места лукавому демону обладати мною насилъством смертного сего телесе». В последней молитве, обращенной к Пречистой Деве, испрашивается отгнание различных скорбных состояний и далее: «И от всех действ злых свободи мя». В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Он просит Бога о помощи побороть «враги плотския и безплотныя» и молит: «всю сатанину детелъ отжени от Мене» ... «Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи». К Ангелу Хранителю взывает христианин: «от всякого лукавствия противного ми врага избави мя». Предстоящий сон является напоминанием и размышлением о неминуемой предстоящей смерти: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Благодаря Бога за прошедший день, мы испрашиваем мирный сон в предстоящую ночь, исповедуем свои грехи и молимся «о расточении злых духов»: «избави мя настоящего обстояния бесовскаго». Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Авторами-составителями утренних и вечерних молитв являются известные в истории Церкви православные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий , святитель Василий Великий , святой Антиох, святитель Иоанн Златоуст , преподобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин . Первоначально молитвы были написаны на греческом языке, а затем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке русский человек из поколения в поколение постоянно беседует с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Важной книгой в жизни православного христианина является молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно. В утренних молитвах православный человек выражает свою радость, обращаясь к Богу сразу же, «восстаете от сна». Одновременно он осознает свое падшее состояние и просит: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» ( Пс. 50 ), исповедует православную веру, читая Символ веры . Он просит благословения на предстоящие в течение дня труды, взывает к Богу об укреплении веры, «да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды»; обращается к Ангелу Хранителю с молитвой о покровении: «Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе», В последней молитве, обращенной к Пречистой Деве, испрашивается отгнание различных скорбных состояний и далее: «И от всех действ злых свободи мя». В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Он просит Бога о помощи побороть «враги плотския и безплотныя» и молит: «всю сатанину детель отжени от мене»... «Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи». К Ангелу Хранителю взывает христианин:» и от всякого лукавствия противного ми врага избави мя», Предстоящий сон является напоминанием и размышлением о неминуемой смерти: «Не ужели мне одр сей гроб будет?» Благодаря Бога за прошедший день, мы испрашиваем мирный сон в предстояшую ночь, исповедуем свои грехи и молимся «о расточении злых духов»: «избави мя настоящего обстояния бесовского». Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Авторами-составителями утренних и вечерних молитв являются известные в истории православные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий , святитель Василий Великий , святой Антиох, святитель Иоанн Златоуст , преподобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин . Первоначально молитвы были написаны на греческом языке, а затем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке русский человек из поколения в поколение постоянно беседует с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Важной книгой в жизни православного христианина является Молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно. В утренних молитвах православный человек выражает свою радость, обращаясь к Богу сразу же, « воставше от сна ». Одновременно он осознает свое падшее состояние и просит: « Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» ( Пс. 50 ), исповедует Православную веру, читая Символ веры . Он просит благословения на предстоящие в течение дня труды, взывает к Богу об укреплении веры, « да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды »; обращается к Ангелу-Хранителю с молитвой о покровении: « Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертного сего телесе» . В последней молитве, обращенной к Пречистой Деве, испрашивается отгнание различных скорбных состояний и далее: « И от всех действ злых свободи мя» . В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой: « Помилуй нас, Господи, помилуй нас» . Он просит Бога о помощи побороть « враги плотския и бесплотныя » и молит: « всю сатанину детель отжени от мене »… « Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи ». К Ангелу-Хранителю взывает христианин: « и от всякого лукавствия противнаго ми врага избави мя ». Предстоящий сон является элегическим напоминанием и размышлением о предстоящей смерти: « Неужели мне одр сей гроб будет? » Благодаря Бога за прошедший день, мы испрашиваем мирный сон в предстоящую ночь, исповедуем свои грехи и молимся « о расточении злых духов »: « избави мя настоящего обстояния бесовскаго… ». Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Авторами-составителями утренних и вечерних молитв являются известные в истории православные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий , святитель Василий Великий , святой Антиох, святитель Иоанн Златоуст , преподобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин . Первоначально молитвы были написаны на греческом языке, а затем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке русский человек из поколения в поколение постоянно беседует с Богом.

http://sueverie.net/arximandrit-makarij-...

Кем она была основана и почему называлась Анастасиевою, достоверно не известно, можно только полагать, что основателем ее был патриарх Иерусалимский Анастасий и что он дал обители свое имя 418 . В конце VI и в первой половине VII века Анастасиева киновия находилась в цветущем состоянии; этим она была обязана настоятелю своему Иустину, который привел ее в полное благоустройство. В ней нашли временный приют иноки Великой лавры, когда в 614 году на эту обитель напали персы и разорили ее. Дальнейшая судьба Анастасиевой киновии неизвестна. Из подвижников ее известны преподобный Иустин и преподобномученик Анастасий Персиянин. Преподобный Иустин долго жил и подвизался в Великой лавре, где хорошо ознакомился со всеми ее порядками. Он усвоил себе дух преподобного Саввы Освященного, его образ жизни и правила. Сделавшись настоятелем Анастасиевой обители, Иустин стал управлять ею в духе преподобного Саввы и своими трудами, и заботами о ее благе довел ее до такого цветущего состояния, что она по внешнему и внутреннему устройству превосходила все современные обители Святой Земли. Опытность Иустина в руководстве иноков на пути подвижничества, особенная мудрость, которую он обнаруживал в этом труднейшем деле, были причиной того, что число братий обители значительно возросло, в нее переходили иноки из других обителей. Даже часть иноков Великой лавры, после разгрома ее персами приютившихся в Анастасиевой обители, осталась в ней навсегда, отдавши себя в полное послушание и руководство ее великому авве-настоятелю. Чин богослужения, введенный преподобным Саввой в Великой лавре, строго и нерушимо соблюдался при Иустине в Анастасиевой обители. Инок Великой лавры Антиох называет настоятеля Анастасиевой обители Иустина знаменитым 419 . Преподобномученик Анастасий (память 22 января), прежде мученичества подвизавшийся несколько лет в киновии преподобного Анастасия при настоятеле ее Иустине, родился в Персии, в селении Раснуни, лежавшем в провинции Разех, и происходил от языческих родителей. Отец его, по имени Вава, был магом и славился знанием волшебных наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010