Часть I. Домашнее благочестие Важной книгой в жизни православного христианина является Молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно. В утренних молитвах православный человек выражает свою радость, обращаясь к Богу сразу же, “воставше от сна” . Одновременно он осознает свое падшее состояние и просит: “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей” (Пс. 50), исповедует Православную веру, читая Символ веры. Он просит благословения на предстоящие в течение дня труды, взывает к Богу об укреплении веры, “да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды” ; обращается к Ангелу-Хранителю с молитвой о покровении: “Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертного сего телесе” . В последней молитве, обращенной к Пречистой Деве, испрашивается отгнание различных скорбных состояний и далее: “И от всех действ злых свободи мя” . В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой: “Помилуй нас, Господи, помилуй нас” . Он просит Бога о помощи побороть “враги плотския и бесплотныя” и молит: “всю сатанину детель отжени от мене” ... “Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи” . К Ангелу-Хранителю взывает христианин: “и от всякого лукавствия противнаго ми врага избави мя” . Предстоящий сон является элегическим напоминанием и размышлением о предстоящей смерти: “Неужели мне одр сей гроб будет?” Благодаря Бога за прошедший день, мы испрашиваем мирный сон в предстоящую ночь, исповедуем свои грехи и молимся “о расточении злых духов”: “избави мя настоящего обстояния бесовскаго…” . Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Авторами-составителями утренних и вечерних молитв являются известные в истории православные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий, святитель Василий Великий, святой Антиох, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин. Первоначально молитвы были написаны на греческом языке, а затем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке русский человек из поколения в поколение постоянно беседует с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2395...

8 . В своей душе я вижу искру этой любви; возгораемый ею, я пренебрегаю собственной жизнью: пересекаю моря и реки, перехожу через крутизны гор, и зимние бури обрушиваются на мое тело. Однако во всех этих [испытаниях] любовь насыщает [и укрепляет] меня, заставляя терпеливо переносить скорби. Ибо пламя расположения к вам рассеяло зиму нахлынувших [на меня] искушений 11 , чтобы нечто произошло, и я бы посоветовал вам что-либо, а также, чтобы я освободил вас от теснивших вас [со всех сторон] скорбей и удостоверил в своей любви к вам и в своем стремлении и заботе о вашем спасении. 9 . Плод каждого человека познается из образа жизни и поведения его. Ведь Господь говорит: «По плодам их узнаете их» ( Мф. 7:18 ). Подобно тому, как мы, видя плоды деревьев и пробуя их, познаем, какие деревья являются хорошими, так мы из дел узнаем, какие души являются боголюбивыми и человеколюбивыми, а также считаем слова их верными и надежными, поскольку они основываются на Божественных Писаниях и на собственном опыте. Преподобный Антиох Монах: «Тот, кто стяжал совершенную любовь к Богу, в сей жизни присутствует так, как если бы не присутствовал» 10 . Поэтому вам нельзя быть уносимыми всяким ветром лжеучения (ср.: Еф. 4:14 ), отгонять от себя благодать Святого Духа, отступать от Церкви и впадать в безразличие. [Наобо­рот], соединившись друг с другом в полноте удостоверенности, не прекращайте воспевать Господа, возлюбившего нас, иску­пившего нас Своей честною Кровью и сочетавшего нас в еди­ную Церковь и единое стадо. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков 12 . 2 Подобные восхваления любви очень часты в святоотеческой письменности. Ср., например: «Любовь есть подательница пророчества; любовь – виновница чудотворений; любовь – бездна осияния; любовь – источник огня в сердце, который чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь – утверждение Ангелов, вечное преуспеяние» (Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. М., 2002. С. 246). 3 Явные отзвуки Лк. 10:31–36 , хотя в этом месте говорится во множественном числе (разбойники) и подразумевается состояние человека после грехопадения, а свт. Феолипт ведет речь о самом грехопадении. Тем не менее, тесная связь обоих мест очевидна. Ср. толкование: «Природа человеческая шла из Иерусалима, то есть из безмятежной и мирной жизни, ибо Иерусалим означает “видение мира”. Куда шла? В Иерихон, пустой, низкий и удушливый от жары город, то есть в жизнь, полную страстей. Смотри: не сказал “сошел”, но шел. Ибо природа человеческая всегда склонялась к земному, не однажды, но постоянно увлекаясь страстной жизнью. И попался разбойникам. – То есть попался бесам. Они, сняв с человека одежды добродетели, потом нанесли ему греховные раны. Ибо они сначала обнажают нас от всякого доброго помысла и покрова Божия, а потом наносят раны грехами» (Благовестник или Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Т. 1. Киев, 2006. С. 433).

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

21 Владычественным началом души принято именовать ум вместе со свободной волей. 22 В «Патрологии» Миня схолия, относящаяся к католическому изданию Нового времени: «Послушай это, Лютер, со своими слепыми последователями!» 23 В церковнославянском: во вся дни обета своего. 24 Ср.: «Пастырь Ерма». Подобия. V, 3. 25 Недаром преп. Иоанн Лествичник называет сребролюбие «предсказателем старости» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 16, 2). 26 Опрощение или простота есть идеал духовной жизни и одна из добродетелей по учению христианскому, и даже по учению отдельных языческих философов, таких как Марк Аврелий ( Марк Аврелий . К самому себе. V, 9, 1), Плотин (см.: Плотин. Эннеады. VI, 9, 11). В церковной письменности эта тема занимает также важное место (см.: «Пастырь Ерма». Видения. I, 2—3; III, 8—9; Заповеди. 2; Подобия. IX, 15, 24, 3; Климент Александрийский. Строматы. II, 12, 55 и т. д.). Некоторым образом данная добродетель соответствует известному свойству Самого Бога — Божественной простоте. 27 Здесь — неподзаконному, то есть неиудею. 28 Имеется в виду, что давать в долг и оказывать милость в Священном Писании является взаимозаменимым повелением. 29 То есть небесполезно для богатых оказывать помощь нуждающимся, и в этом заключается гораздо более значительная польза по сравнению с земной выгодой. 30 Ростовщичество; взимание процентовс данных взаймы денег. 31 Цитата не идентифицируется. 32 Латинский перевод: «О рассеянностивнимания или неуместной озабоченности». 33 Ср.: «Пастырь Ерма». Подобия. I. 34 То есть без избытка. 35 Речь идет о выкупе других людей из долгового рабства. 36 Ср.: «Пастырь Ерма». Подобия. I. 37 Речь идет, скорее всего, о кремне. Физиолог. 37//Physiologus (redactio prima)/Ed. F. Sbordone, Physiologus. Romë Dante Alighieri-Albrighi, Segati, 1936 (repr. Hildesheim: Olms, 1976). Р. 1—145. (Cod: 10,567: Nat. Hist.). 38 Пс. — Климент Римский. Письма о девстве. II, 8—13. 39 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 4—5//PG. T. 79. Col. 1145—1164. 40

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

2 . Такова для нас кровь праведнаго Авеля, хотя для родителей его она и была тогда необычною причиною слез: никогда не видевшие страданий умирающаго, как они могли не поразиться смертию своего сына, не плакать, не произносить жалобных слов, когда неожиданно увидели его поверженным на землю, обагренным кровию от братоубийцы и вследствие этого лишенным жизни? Такова, далее, святая кровь пророка Амоса, котораго, долго бив, умертвил мечом Амасия царь (жрец Вефильский): пораженный стрелами его пророчества, он ударил праведника палкою в висок и предал его смерти. Такова святая кровь и пророка Михея, божественное дерзновенно вещавшаго, котораго повесил и умертвил Иорам, сын Ахава. Ибо пророк обличал его в нечестиях его отцов, как написано. Такова святая кровь пророка Исаии, пополам перепиленнаго пилою при Манасии, склонившем к идолопоклонническому служению неустойчиваго и непостояннаго Израиля, не выносившаго откровений пророка. Такова святая кровь и старца Елеазара с семью отроками и богомудрою их матерью: эту кровь пролил посредством различных пыток Антиох, не выносивший мужества непобедимых в защите заповеди Божией, которых печать смерти сделала совершенными в вере. Такова святая кровь и пророка Захарии, которую пролила пред жертвенником распутная жестокость иудеев, не выносивших обличений пророческих. И нужно ли мне больше перечислять, когда можно вообще назвать святую кровь апостолов, пророков и мучеников, которую многие палачи многообразно проливали, как воду, по всей вселенной и которая оказалась гасительницею нечестия? 3 . Такова святая кровь Крестителя Христова и Предтечи, о которой наше настоящее слово, – кровь, которая истекла, как драгоценное миро, из священной выи, наполнив благоуханием вселенную, которую образовало не удовольствие чрева, не принятие вина, не потребление мяса и не что-либо другое из того, что обыкновенно утучняет и услаждает плоть, но образовала благодать воздержания от колыбели до смерти. Прииде бо, говорит Писание, Иоанн ни ядый, ни пияй ( Матф. 11, 18 ). Его кровь предшествовала безсмертной чаше Господней. Ибо тому, кто оказался для земных предтечею Света через благодатное рождение свое от неплодной, надлежало явиться светозарным вестником и для обитавших под землею через свою смерть. Его кровь более, чем Авелева смерть, вопиет к Господу Саваофу. Ибо совершение дела есть отзвук некотораго таинственнаго голоса, не звуковыми органами издаваемый, но слышимый силою деятельности. Его кровь благороднее крови патриархов, драгоценнее крови пророков, святее крови праведников, даже превосходнее крови апостолов, славнее крови мучеников, как свидетельствует об этом слово великаго (ипостаснаго) Слова. Его кровь, пролитая за правду в конце Ветхаго Завета и ставшая как бы цветком, предвозвещающим пришествие Христово, украшает Церковь Христову приятнее всяких изображений цветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

а) Тайная вечеря и здесь та же как в Сионской горнице; Тот же Господь и ныне учреждает ее; вы слышите собственное слово Его чрез уста священнодействующаго: «пийте от нея вси»; вскоре после сего священные врата отверзаются, является служитель таинства, чтобы пригласить нас к исполнению повеления Христова: «пийте от нея вси»; он зовет вас: «со страхом Божиим и верою приступите». Но вы приступаете ли вси? – Долготерпеливе Господи! – часто ни один. – Не смущайтесь много; не укоряя, говорю это; знаю, что в вас это не дерзость самочиния, но недостаток дерзновения в вере; что вы поступаете по обычаю, от предков принятому, веками распространенному: но будьте беспристрастны; сличите ваш обычай с заповедию Христовою: не можете не признать, что обычай мог бы точнее следовать заповеди; что можно было бы вам деятельнее исполнять слово Христово. В начальные века христианства хождение в воскресные и праздничные дни в церковь , и приобщение святых таин составляло для верных одну почти нераздельную обязанность; так что есть церковные правила, которые осуждают «ходящего в церковь » и «исходящего вон» без «святого причащения» (Апост. прав. 9. Антиох. соб. прав. 2). Вот обычай, очевидно более совершенный, нежели нынешний! Что же касается до тех, которые ниже один раз в год не приступают к трапезе Господней, или совсем чуждаются ея: суд их написан в Евангелии: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его; живота не имате в себе» ( Uoah. VI, 53 ). б) Не промолчим того, что говорят обыкновенно в свое оправдание редко приступающие к святым таинам: мы недостойны; мы не готовы. Мысль эта иногда подлинно происходит от смирения; и тогда она конечно не повредит союзу сих душ со Христом, подобно как этому не повредило смиренное чуждение Петрово: «изыди от Мене, яко муж грешен есмь, Господи» ( Лyk. V, 8 ). Но надлежит осматриваться, чтобы под благовидным покровом имени смирения не притаилась наша холодность к вере и нерадение о исправлении жизни. Ты не готов: не ленись, приготовься.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

(Апост. 12, 13, 32; Антиох. 6; Сардик. 14; Карфаг. и, 37, 141.) Толкование Ради водворения мира после многих раздоров и разногласий, возникших в то время в Восточной и Западной Церквах между Николаем и Адрианом Римскими и Фотием Константинопольским , первопричиной которых стала, как мы сказали, Болгарская епархия, настоящее правило данного Собора определяет, что все те клирики, миряне или епископы (как в Европе, так и в Асии и Африке), которые были отлучены, или извержены, или преданы анафеме Римским папой Иоанном, должны быть также отлучены, извержены и анафематствованы и Фотием Константинопольским . И наоборот, все те, кто в каком бы то ни было месте были отлучены, извержены или анафематствованы патриархом Константинопольским, должны быть также отлучены, извержены и преданы анафеме и папой Римским. При этом не затрагиваются привилегии Римской Церкви и ее папы ни сейчас, ни в будущем, а именно то, что он первый по порядку чести среди прочих четырех патриархов. Впрочем, все это имело место тогда, когда Римская Церковь не заблуждалась в отношении веры и не расходилась с нами, греками, в учении. А сейчас у нас нет с ней никакого единства и общения из-за еретических учений, в которые она впала. Смотри также Апост. 32. Правило 2 Хотя даже доныне некоторые из архиереев, нисшедшие до монашеского образа, прилагали усилия к тому, чтобы оставаться на высоте архиерейства, и такие их действия оставлялись без внимания, однако этот святой и Вселенский собор, и устраняя данный недосмотр, и возвращая эту практику, нарушающую порядок, к церковным законам, определил: если епископ или кто иной, имеющий архиерейское достоинство, пожелает сойти к монашеской жизни и занять место покаяния, то впредь пусть он уже не добивается архиерейского сана. Ибо монашеские обеты говорят о повиновении и ученичестве, а не об учительстве или председательстве; монахи обещают не других пасти, но самим быть пасомыми. Поэтому, согласно сказанному выше, мы постановляем, чтобы никто из принадлежащих к числу архиереев и пастырей не низводил себя на место пасомых и кающихся. Если же кто-либо дерзнет это совершить после оглашения и приведения в известность ныне произносимого решения, тот, сам себя лишив архиерейской степени, впредь пусть не возвращается к прежнему достоинству, которое отверг самими делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

(Апост. 34, 35; I Всел. 6, 7; III Всел. 8; IV Всел. 28; VI Всел. 20, 30, 39; Антиох. 9; Сардик. 3, 11, 12.) Толкование Раньше из-за гонений, как свидетельствует Сократ (кн. 5, гл. 8), епископ вполне мог действовать за границами своего округа 82 , и даже блж. Евсевий Самосатский, как повествует Феодорит, по своей горячей ревности поступал так 83 . Поэтому, когда в Кафолической Церкви наступили мирные времена, было издано настоящее правило. Оно касается не одних только автокефальных митрополитов (как истолковал Вальсамон) и не одних только патриархов [ 84 ] , но и тех и других, по Досифею (История Иерусалимских патриархов. С. 233). Правило возвещает, что каждый из них должен править в своей митрополичьей области и диоцезе и не вторгаться в чужие, нарушая права Церквей, но, напротив, по правилам (I Всел. 6 и 7, а особенно Апост. 34 и 35), предстоятель Александрии должен управлять епископскими областями только в Египте (Собор прямо называет предстоятеля Александрии по той причине, что Александрийский епископ вместе со своими приближенными способствовал тому, что на Константинопольскую кафедру был рукоположен Максим Киник, а великий Григорий был изгнан из своего диоцеза и епископской области). Далее, митрополиты Востока должны начальствовать только над Церквами Востока, при сохранении преимуществ Антиохийского предстоятеля, по правилу Никейского собора (имеется в виду 6-е правило), а митрополиты Церквей в Асии, Понте и Фракии должны управлять только относящимися к ним митрополичьими областями (позже правилом IV Всел. 28 было определено, чтобы митрополитов этих Церквей рукополагал Константинопольский предстоятель). Кроме того, как патриархам, так и митрополитам правило запрещает переходить без приглашения за пределы своих диоцезов и митрополичьих областей для рукоположений или исполнения иных дел церковного управления в чужих епископских областях. Говорится также, что церковные дела каждой митрополичьей области (будь то избрания, хиротонии, епитимии и разрешения от них и прочее подобное), будет устраивать Собор митрополичьей области, а дела каждого диоцеза, возглавляемого патриархом, – Собор диоцеза, как определил Собор в Никее (правило 6). И в самом деле, одно и то же – слова Собора в Никее о том, чтобы никто не становился епископом без соизволения митрополита, и слова настоящего Собора: «...дела каждой митрополичьей области будет устраивать Собор этой области» (т. е. области митрополита). Находящиеся же в среде иноплеменных народов Церкви Божии, которые или не имеют достаточного числа епископов для того, чтобы состоялся Собор, или нуждаются в том, чтобы для утверждения христиан в вере туда отправился образованный епископ, должны быть управляемы по сохранявшемуся доныне обыкновению отцов. Это означает, что находящиеся по соседству, и притом достойнейшие, епископы должны посещать эти Церкви с целью восполнить недостающее число епископов для созыва местного Собора, что хотя и не соответствовало правилам, однако по необходимости позволено этим Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В данной цитате из 2 Кор. у Антиоха Монаха стоит (открываемся) вместо ( открыты , явлены). 41 Букв.: уменьшить, сжать. 42 Молитва на повечерии. 43 То есть язычником. 44 Свт. Григорию Чудотворцу во время размышления об истинах веры по велению Божией Матери явился святой апостол Иоанн Богослов и объяснил ему суть богословского учения. См.: Свт. Григорий Нисский. О жизни святого Григория Чудотворца//PG. 46. Col. 1912—1913. 45 То есть для этих людей, не обладавших истинной верой, данные их подвиги остались тщетными для их спасения. 46 То есть в эпоху от сотворения человека и до окончания Ветхого Завета. 47 Пс. — Климент Римский. Письма о девстве. II, 2. 48 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 15. 49 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 8, 8. 50 В церковнославянском переводе Священного Писания и в тексте 70-ти: отстави ярость от сердца твоего (Еккл. 11:10). 51 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 9//PG. T. 79. Col. 1145—1164. 52 Евагрий Понтийский. О молитве. 12. 53 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 10//PG. T. 79. Col. 1156. 54 Там же. 9//PG. T. 79. Col. 1153. 55 Радостью для диавола преп. Иоанн Пророк именует отчаяние — крайнюю степень печали ( Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк . Вопросоответ 168 по рус. изд.). 56 То есть сердце, которое на греческом языке женского рода. 57 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 11//PG. T. 79. Col. 1156. 58 «Пастырь Ерма». Заповеди. 10, 2. 59 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 13—14//PG. T. 79. Col. 1157—1160. 60 Там же. 13//PG. T. 79. Col. 1160. 61 Термин из «Ареопагитиков» (см.: О небесной иерархии. 1, 1; 4, 4; О Божественных именах. 1, 3). 62 То есть с теми, кто одержим этими злыми навыкам. 63 В синодальном тексте: третий. 64 В синодальном переводе и в греческом тексте: устами своими. 65 Букв .: натирающему маслом. 66 Данное слово было бы точнее перевести как «любопытствуют». 67 В действительности — Малахия. 68 То есть хороший бегун, скороход. 69 То есть в Персию в 614 году, после взятия Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Медовый Спас называют еще «Маковеем», от слова «мак». В этот день следует собрать букет из этих цветов, пучок повесить над дверью, и он весь год будет защищать дом от бед и врагов. 14 августа в церковном календаре выделено еще одно событие, но с маком его связывает только созвучие иудейской династии Маккавеев (молот, оружие на врагов) с русским словосочетанием «веять мак». Семь юных братьев из рода Маккавеев, а вместе с ними их учитель и мать – ветхозаветные мученики, пострадавшие за веру в 166 году до Р.Х. В тот год сирийский царь Антиох Епифан активно внедрял по всей Иудее языческую культуру эллинов. После того, как в храме Господнем была установлена статуя греческого бога Зевса, многие доблестные мужи не устояли в истинной вере. Твердость продемонстрировал девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, он добровольно пошел на мучения. Его примеру последовали и ученики. Отроки, стоя перед жестоким правителем, мужественно исповедовали себя приверженцами Моисеевого закона. Один за другим они шли на истязания и встречали смерть на глазах у своей матери. Соломония скончалась рядом с телами сыновей, со словами благодарности на устах. Она благодарила Бога за то, что ни один из них не проявил малодушие. Имена юных мучеников бережно хранит Церковь: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл. Совершенный ими подвиг воодушевил жителей Иерусалима на восстание, и Божий храм был очищен от истукана. Как это событие может быть связано с изготовлением оберегов из мака? Никак. Подменять глубокое внутреннее содержание праздника, приписывая сверхъестественные способности маку, является вредным и опасным суеверием. А мак в этот день в храме все-таки освящают, наряду с водой, медом и другими лекарственными травами. В старину говорили: «В этот день и нищий медку отведает». Именно поэтому в день Медового Спаса на столе обязательно должен стоять мед, тогда в доме будет счастье и богатство. На Руси было доброй традицией первую выкачку меда раздать бедным. 1 августа (по старому стилю) у каждой пасеки со всей округи собирались с чашками и плошками те, кто не каждый день ел досыта. Знали наши боголюбивые прадеды: счастлив и богат тот, кто умеет не только брать, но и отдавать. «Если у вас в кошельке есть рубль – раздайте его неимущим, оставив себе копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать – последнего лишитесь…» – эта фраза принадлежит подвижнику ХХ века преподобному Серафиму Вырицкому (до революции купец второй гильдии, известный российский меценат Муравьев В.Н.).

http://pravmir.ru/mokryj-spas-babi-grehi...

МОИСЕЙ (XIV или 1-я треть XV в.), прп., Белозерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских и Соборе Вологодских святых) МОИСЕЙ прп., Киево-Печерский, чудотворец, в Дальних пещерах почивающий (пам. 28 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МОИСЕЙ прп. (пам. 23 февр.), сир. пустынник - см. в ст. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевина, Полихроний, Дамиан, преподобные МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых)) МОИСЕЙ УГРИН († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в.), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, прп.(пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря) МСТИСЛАВА (Фокина Мария Семеновна; 1895-1938), мон., прмц. (пам. 25 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий (1075/76-1132), кн. Киевский (1125-1132), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НАДЕЖДА Георгиевна Круглова (1891 (по др. данным, 1887) - 1938), послушница, прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_48.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010