О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, Но и нас, которые от тебя происходим ( 3Езд. 7:48 ). Что это за падение? Не думаю, что кто-то до конца исчерпывающе может ответить на этот вопрос. Есть попытки описать первородный грех языком юриспруденции, как правовое преступление человека перед Творцом, есть версии, выписанные языком этики и даже психологии. Святой Антиох был иноком монастыря преподобного Саввы Освященного; в своей молитве он открыл, как восточные монахи мыслили этот феномен. Для них грех был органическим повреждением природы человека, хроническим наследственным заболеванием, с которым рождается человек. Угроза этой болезни такова, что потребовалось Воплощение Создателя, чтобы спасти человеческий род от истребительного насилия этой заразы. Естественно было бы предположить, что амартология – раздел этики. Ведь именно этика – это философская рефлексия по поводу нравственности и морали. Этик мыслит мир, поскольку в нем есть Добро и Зло. Однако тут всё сложнее. У богословов всё не как у людей. Теология первородного греха – это не раздел этики, это ответвление богословской антропологии, учения о человеке. Для обычного гражданина антропология – это о черепах, костях, надбровных дугах, то есть вещах осязаемых, «трогательных». Богослов-антрополог занимается не нравами людей, а самой природой человека, и в этом учении для христианского мыслителя есть две отправные точки: 1) человек есть образ Божий; 2) человек есть повреждённое творение Божие. Из второго пункта и растёт амартология. Как я могла? Наш монастырь находится рядом с железной дорогой. Не самое удачное место для обители. Но есть и свои плюсы. Мимо церкви приходится идти не только пассажирам, но и самоубийцам. Представьте, в наше время есть ещё люди, которые бросаются под поезд. Как-то весенним деньком, когда наш сад белел от яблоневого цвета, я услышал возле церкви женский плач, такой надрывный и отчаянный, что просто вынимало сердце. Рыдала интеллигентная дама, которую я робко стал расспрашивать и утешать. Она тоже пришла ложиться под поезд, но струсила и пошла набраться храбрости в церковь . Она работает в школе, уважаемый учитель, потомственный педагог, её ставят в пример, но теперь вся жизнь пошла прахом – попалась на взятке за какое-то сочинение.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Прочти также Апост. 5. Правило 5 Если кто-то будет учить тому, что домом Божиим и собранием в нем можно легко пренебрегать, да будет анафема. (VI Всел. 80; Гангр. 20, 21; Сардик. 11, 12.) Толкование Настоящее правило анафематствует евстафиан, которые учили народ уклоняться от посещения церкви и пренебрегать собраниями в ней христиан под тем предлогом, что молиться можно в любом месте, ведь ап. Павел повелел нам молиться на всяком месте (см. 1Тим.2:8 ). Однако он сказал это не для того, чтобы мы не ходили в церкви, а для того, чтобы мы не ограничивали молитву одним только местом – Иерусалимом, как толкует Василий Великий (Слово о крещении. Вопрос 8) 109 . Смотри также VI Всел. 80. Правило 6 Если кто-то будет устраивать частные собрания помимо Церкви и, пренебрегая Церковью , пожелает совершать церковные таинства и обряды без пресвитера, присутствующего по воле епископа, да будет анафема. (Апост. 31; IV Всел. 18; VI Всел. 31, 34; Двукрат. 12,13, 14, 15; Антиох. 5; Карфаг. 10, 11, 62.) Толкование Евстафиане, отдельно от общего собрания верных в Церкви, устраивали противозаконные частные собрания, а их пресвитеры, пренебрегая Церковью Божией, без воли и разрешения местного епископа священнодействовали обособленно. Поэтому настоящее правило предает анафеме их и подобных им, потому что они учиняют раскол. Прочти также Апост. 31. Правило 7 Если кто-то захочет принимать или раздавать церковные приношения плодов вне церкви, против воли епископа или того, кому они вверены, и захочет делать это без его согласия, да будет анафема. (Апост. 38.) Толкование Кроме прочих несообразностей, какие творили евстафиане, они еще и брали плоды, которые по обычаю приносились в церкви, и разделяли их между собой, как будто святыню. Поэтому настоящее правило предает анафеме тех, кто принимает или раздает эти приношения без воли и позволения епископа или эконома, ведающего церковным имуществом [ 110 ] . Прочти также Апост. 38. Правило 8 Если кто-нибудь будет раздавать или принимать плодоприношения без ведома епископа или того, кто поставлен распоряжаться делами благотворительности, то как раздающему, так и принимающему да будет анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Этот Символ Феодор Иерусалимский назвал правым исповеданием веры, а Дамас Римский – стеной против орудий диавола. И вообще, вся Церковь признаёт его отличительным знаком, боевым знаменем православных, благодаря которому они как истинные воины Христовы отличаются от врагов Христа и от тех, кто, будучи лжебратиями и злославными, прикрывается именем Христовым. Ведь и воины отличают своих соратников от неприятелей по особым символам. Потому Символ веры и получил свое название метафорически – от воинских символов. Собор также вынес определение о Пасхе, которое ныне Восточная Кафолическая Церковь хранит неизменным (см. об этом Апост. 7 и Антиох. 1). Были изложены также и настоящие двадцать священных правил, косвенно подтвержденные IV Всел. 1, а прямо – VI Всел. 2 и VII Всел. 1. Отметь, что деяния этого I Собора не сохранились ни на греческом, ни на латинском языках; осталось лишь то, что записали Евсевий Памфил , Руфин, Сократ, Созомен , Феодорит, Иероним и др., а главным образом и в особенности Геласий Кизический при императоре Зеноне, в 476 г., позднее ставший епископом Кесарии Палестинской (см.: Синодикон. Т. 1. С. 151). Итак, сохранилось только то, что записали вышеупомянутые историки и названный Геласий. Описание Геласия Никита Хониат называет деяниями, а Фотий – скорее историей, чем деяниями 8 ; упоминает об этом описании и Иоанн Кипариссиот (см.: Досифей. Двенадцатикнижие. С. 108). 20 правил святого Вселенского первого собора с толкованиями Правило 1 Если у кого-либо в болезни врачами отняты члены или кто-нибудь оскоплен варварами, такой да пребывает в клире. Если же кто-либо, будучи здоров, оскопил себя сам, такого, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключить, и отныне никого из таковых производить в клир не следует. И так как ясно, что это сказано о поступающих таким образом преднамеренно и дерзающих оскоплять самих себя, то если кто-нибудь оскоплен варварами или господами и тем не менее окажется достойным, таковых правило допускает в клир. (Апост. 21–23; Двукрат. 8.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

(Апост. 14; I Всел. 15; IV Всел. 5; Антиох. 16, 21; Сардик. 1; Карфаг. 57.) Толкование Настоящее правило продолжает предыдущее: оно говорит о том случае, если какой-либо архиерей будет настолько заносчив и дерзок, что и после приведенного выше правила дерзнет перейти из одной епископской области в другую. Притом, чтобы показать, что он якобы не подлежит епитимии правила, он начнет возражать и говорить, будто получил письма от народа той епископской области с приглашением стать у них архиереем. Итак, если такое случится, то очевидно, что он употребил хитрость и коварство и, подкупив серебром некоторых из той епископской области, уговорил их произвести волнения и просить его себе в епископы. Поэтому такое вероломство и хитрость должны быть столь строго наказаны, чтобы поступающие так даже и при смерти не удостаивались церковного общения и причащения – ни как епископы, ни как простые миряне. Прочти также Апост. 14. Правило 3 Необходимо прибавить и то, чтобы никто из епископов не переходил из своей митрополичьей области в другую, где есть епископы, разве только будет позван кем-то из находящихся там братьев, чтобы не показалось, что мы затворяем врата любви. Таким же образом должно предусмотреть и следующее: если в митрополичьей области кто-либо из епископов имеет дело против своего брата и соепископа, то никто из них пусть не призывает в посредники епископов из другой митрополичьей области. Итак, если кто-то из епископов в некоем деле окажется осуждаемым и будет полагать, что у него есть не пустое, но справедливое основание еще раз возобновить суд, то, если вам угодно, почтим любовью память ап. Петра – и пусть те, которые произвели суд, напишут Юлию, епископу Рима, чтобы, если понадобится, с помощью соседних с митрополичьей областью епископов суд был возобновлен и папа назначил лиц, которые разберут это дело. Если же обвиняемый не может доказать, что его дело нуждается в пересмотре, то однажды вынесенный приговор пусть не отменяется и остается в силе как существующий. (Апост. 35; II Всел. 2; III Всел. 8; VI Всел. 8; Антиох. 13, 22; Сардик. 11–12.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ибо как девица, хранящая [девство], желанна для внешних, когда же выйдет замуж, то уже не всем любезна, но скорее порицается многими, так и монах: когда он вне города и человеческих сборищ, то почитаем и Богом, и Ангелами, а также и людьми; когда же он спустится с высоты [подвижнического] жительства и созерцания и впутается в житейские дела и общения, тогда оказывается негодным для Бога и легкопрезираемым для людей. Посему лучше убегать от мирских и запираться в келье и беречься, как серна – ловушек [охотников] и как птица – силков. Ловушки же и сети для желающих спастись – мирские встречи и долгие разговоры, отвлекающие ум от славословия Бога и веселия [по Богу] и заставляющие втягиваться в их суесловие. Как говорит Приточник: И прельсти его многою беседою, словами же уст привлече его ( Притч. 7:21 ). С теми же, которые за пользой душевной к нам приходят, общение мы устроим в немногих словах, приправленных божественной солью (ср. Мк. 9:50 ), и затем отпустим их. Ибо они более будут назидаемы духовным немногословием, нежели мирским многословием. [Впрочем,] может, скажет кто-нибудь: почему Павел продолжил свою речь даже до полуночи ( Деян. 20:7 )? Во-первых, потому что он собирался в путешествие; а во-вторых, потому что там были новооглашенные, ибо это было начало его проповеди . И наконец, потому что Павел был исполнен Божественного Духа и Дух глаголал через него. Признаки же имеющих Духа свыше (ср. Ис. 32:15 ) следующие: во-первых, таковой кроток, тих, смиренномудр и отделяется от всякого суетного вожделения века сего и ставит себя ниже всех людей. И не когда желает духоносец говорить – говорит Дух, [ Col. 1744 ] но тогда говорит, когда Бог желает, чтобы он говорил. Посему когда некоторые приходят ради пользы и имеют веру [в] Божественного Духа, то первым да будет моление к Богу обо всем. И тогда Божественный Дух исполняет человека, и тот, исполненный, говорит, как того пожелает Господь. А хочет Он, чтобы все люди спаслись ( 1Тим. 2:4 ). Посему прекрасно – словами приносить пользу вопрошающим, но еще лучше – помогать им через добродетель и молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н. Прелюбезнейшие о Господе отцы и собратия о. Гавриил, о. Евдоким, о. Иоанникий, о. Аарон! Усердно желаем вам о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и мужествовать! Приятнейшие ваши писания получили от почтеннейшего диакона и содержанию по силе скудоумия нашего вняли. Мы – слава Премилосердому Богу – насчет посетительской истории пребывали спокойны, только при прочтении первого уведомительного письма мало нечто было чувствительно клонящееся ко огорчению, но потом вскорости отошло. Объяснение же И. Г-ча почитаем заглаждением стыда. О. диакону о. Феодор по возможности внушал, дабы память Божию продолжал. Вас же всех вообще просим и молим приобучатися к мужеству и терпению, от чего бывает сорассмотрение истины, скорость же редко в чем похвальна. О себе вас уведомляем: мы, слава Премилосердому Господу Богу, доколе терпящему нашему беззаконию, телом и духом пребываем покойны, паче нежели на Валааме. Присланы два парамана: один о. Гавриилу, другой о. Аарону, но еще с почты не получали; когда будет еще каковая оказия, постараемся переслать. Прелюбезнейший брат о. Аарон! Мы вообще с о. Феодором рассуждали ваш сон по силе нашего скудоумия – и за лесть не утверждаем и за истину не отвергаем, но, по совету св. отцев, лучше предаваться Судьбе и Промыслу Всемогущего, поскольку, когда есть Его, Создателя нашего, каковая смотрительная воля к пользе убогих душ наших, то всячески Сам, ими же весть судьбами, устроит; а нам по силе нашей старатися и повсечасно приуготовляти себя должно к творению Его святых и животворящих заповедей, кои исцеляют наши страсти и приуготовляют сердца к содействию любви Его. И, сократя, пребыть имеем с нашим обычным расположением и сердечною преданностию, ваши недостойные сомолитвенники, убозии и многогрешнии иеросхимонах Леонид и многогрешных и недостойных грешнейший схимонах Феодор,  нижайше земно кланяемся. Прошу и аз, многогрешный и недостойный иеросх[имонах] Антиох, святии отцы, ваших святых молитв и благословения; помолитесь, чтоб Господь Бог дал мне Свое милосердие и терпение. Остаюсь ваш послушник недостойный, земно кланяясь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Наряду со всем этим западные отцы издали и настоящие правила 199 , необходимые для благочиния и устроения Церкви. Косвенно их подтверждают правила IV Всел. 1 и VII Всел. 1, а прямо – VI Всел. 2. Благодаря этому подтверждению они некоторым образом получают силу правил Вселенских соборов. 20 правил Сардикийского Поместного святого собора с толкованиями Правило 1 Не столько дурной обычай, сколько вреднейшее расстройство дел следует искоренить до самого основания: никому из епископов да не будет позволено переходить из малого города в другой город. Ибо явна причина, по которой такие переходы предпринимаются. Ведь решительно никогда невозможно было найти ни одного епископа, который стремился бы из большего города перейти в меньший. Отсюда обнаруживается, что таковых разжигает пламенное стремление к любостяжанию и они скорее рабски служат кичливости, чтобы казаться имеющими большую власть. Итак, всем угодно, чтобы такая порочность наказывалась более строго: полагаем, что они не должны иметь общения даже наравне с мирянами. (Апост. 14; I Всел. 15; IV Всел. 5; Антиох. 16, 21; Сардик. 2; Карфаг. 57.) Толкование Во вступлении настоящее правило говорит, что всякий дурной обычай [ 200 ] должно упразднять. Когда же он расстраивает и дела церковные, и благочиние, тогда подобает искоренять его до самых оснований и истреблять совершенно. Затем правило определяет, что непозволительно епископу оставлять свою малую епископскую область и брать другую, большую, поскольку причина, по которой он это совершает, – корыстолюбие и гордость, что очевидно для всех. Корыстолюбие – чтобы от большей епископской области иметь большую и обильнейшую прибыль; гордость – чтобы, имея большую область, обладать, следовательно, и большей славой и властью. Поэтому следует такое зло наказывать строже, чем все остальное, а архиереев, дерзнувших так поступить, отлучать от собрания христиан и не допускать до общения с верными в Церкви даже в качестве мирян [ 201 ] . Прочти также Апост. 14. Правило 2 Если же кто-либо окажется настолько безумным или дерзким, что вздумает извинять себя за такие дела, утверждая, что ему были доставлены письма от народа, то очевидно, что иные, немногие числом, будучи подкуплены вознаграждением и деньгами, могли производить в Церкви мятежи, якобы желая иметь его епископом. Поэтому мы считаем, что такие хитрости и уловки должно решительно наказывать, так чтобы никто из таковых и при кончине не удостаивался церковного общения даже наравне с мирянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

И Исаия: И всех гордых погублю 83 ( Ис. 1:25 ). И Псалмопевец: Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестем своим ( Пс. 72:6 ) и: исчезоша, погибоша за беззаконие свое( Пс. 72:19 ). И еще: гордыня ненавидящих Тя взыде выну ( Пс. 73:23 ). Посему они прилагают всякое усердие, чтобы священные места Твои погубить и святыни Твои опустошить. Но протяни руки Твои на гордыню их до конца ( Пс. 72:6 ), да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на нас ( Пс. 118:78 ). Ибо всегда гордые, как и отцы их в пустыне (ср. Ин. 6:31 ), сильно беззаконствовали, раб же Твой Давид от закона Твоего не уклонился ( Пс. 118:51 ), гордым оком и несытым сердцем, с сим на ядях( Пс. 100:5 ), ни вообще не живяше посреде дому моего помысел, творяй гордыню ( Пс. 100:7 ). И Приточник: Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых ( Притч. 8:13 ), и продолжает: Елико велик еси, толико смиряйся и пред Господем [ Col. 1573 ] обрящеши благодать ( Сир. 3:18 ) и: не возносися, да не падеши ( Сир. 1:30 ), потому что ненавистен Богу и человекам всяк гордый. И Иаков: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4:6 ). И прибавляет: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас ( 1Пет. 5:6 ). Посему убоимся, братия, и всяким хранением будем хранить свое сердце от смертоносного духа гордости. Потому что когда он возобладает над жалкой душой, [то поступает,] как некий жестокий тиран: захватив град великий и высокий, весь его разрушает и разоряет [до основания]. И самое достойное жалости то, что сей проклятый бес стремится низвергнуть в особенности совершенных, как было сказано, и взошедших на высоту добродетели и не допустить их возвратиться к покаянию. И как покаются те, которые всего диавола принимают в себя через гордость и делают противником себе Бога? Посему мы посредством смиренномудрия отразим беса гордости, приговаривая сами про себя слова Апостола, когда исполним какую-нибудь добродетель: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор. 15:10 ); и опять-таки: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего ( Рим. 9:16 ). И Господом сказано: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). И тогда сможем услышать вновь от Господа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью ( Лк. 10:18–19 ). Ему же, Благому, подобает слава во веки. Аминь. 80 Древняя римская традиция триумфального шествия предполагала ведение пленников вслед за победителями для лицезрения граждан. 82 Страсть гордости (как, впрочем, и всякая другая порочная страсть) не прирождена человеческому естеству, но является противоестественной. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

И Кир Персидский даже не допустил себя увидеть Спанию, о которой было засвидетельствовано, что она обладала удивительной и непреодолимой красотой. Посему, если такие решения были у внешних, и они без спасительной пользы 45 столь свидетельствуют об этом, то насколько более мы, Христовы ученики! Посему необходимо воздерживаться и владеть не только языком, но и зрением. Ибо часто смотрение есть путь, ведущий к делам. Но если даже не доходит до дела, то помышление все же оскверняется и делает уловленного прелюбодеем (ср. Мф. 5:28 ). Кто, часто видя чужую красоту, будет столь дерзок, что скажет, что она ему вовсе не вредит? Если же это все же трудно [признать], то следует избегать частых встреч с женщинами. Если же нужна узда на глаза, то [прочти, что] говорит непорочный и целомудренный Иов, беседуя со своими друзьями: Аще вслед иде сердце мое жены мужа инаго, и аще приседай бых при дверех ея, угодна убо буди и жена моя иному мужу, младенцы же мои смирении да будут: ярость бо гнева не удержана, еже осквернити мужа инаго жену: огнь бо есть горяй на вся страны, идеже найдет, из корения погубит ( Иов. 31:9–12 ). И блаженный Павел, когда пишет Послание, увещает: Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу ( Рим. 12:1 ). Говорит же Титу: Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны… чтобы старицы также одевались прилично святым… учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми ( Тит. 2:2–5 ), чтобы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке ( Тит. 2:12 ). И Тимофею: Вдовиц почитай, истинных вдовиц ( 1Тим. 5:3 ). И продолжает: Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь ( 1Тим. 5:5 ), как святая Анна, дочь Фануилова, прожив с мужем от девства своего семь лет [ Col. 1496 ], как повествует Евангелие, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Господу ( Лк. 2:36–37 ). И сподобившись пророчества и в тот же час встав, исповедалась Господу и возгласила всем чающим избавления в Иерусалиме о Господе и Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе ( Лк. 2:38 ), Которому слава во веки. Аминь. 45 То есть для этих людей, не обладавших истинной верой, данные их подвиги остались тщетными для их спасения. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

О сем есть у св. Исаака Сирина в 51-м слове: «якоже предаемии в руки судей» и далее. Сие может доставить пользу и утешить тебя, аще Господь восхощет. Но и во смирение без скорбей прийти невозможно; прочтите ещё у Марка Подвижника в Добротолюбии все главы, там много обрящете пользы; а также у св. Лествичника в 4-й степени, как терпел Акакий, Антиох и прочие, и какая от сего польза. Положитесь на волю Божию и несите посланное вам, благодаря Его благость; Он силен избавить и обратить всё во благое. Письма ваши от 23 и 27-го чисел получил: вижу, что много оскорбляетесь по делу оному. Но возверзи на Господа печаль твою, и той тя припитает ( Пс.54:23 ). Постарайтесь все совокупно уговорить Р. поехать к батюшке отцу Леониду; я к ней о сем писал, но верно не получила; что делать с нею, я и сам не знаю. Вот плоды самочинного делания! Однако силен Господь не допустить до конца пообладать врагу, но пошлёт ей избаву, молитвами отец и матерей. Почтенные матери и сестры В., П. и Л., несите друг друга немощи и утешайте в скорбях, и Бог мира будет с вами. Да вспомнил еще о ...., сколько утешало непотребное тщеславие мнимую подвижницу Л. У-у, что она все может делать; но все сии добродетели основаны были на тщеславии, которое одно довольно было для врага. Но ныне, когда пришла в училище добродетелей, где они ценятся не тщеславно, но смиренно; тут оно уступило место, и страсти опять стали господствовать; подвизайся и от всего воздерживайся со смирением, и познавай свою немощь. Опять к матушке А-е обращаюсь; – пишешь: кажется тебе, что ты смиренна и терпелива. Какое наше смирение? – волчье; а терпение? гнилое. Когда бы мы были смиренны, то принимали бы скорби, яко достойные тех; и по Апостолу: во всем скорбяще, но не стужающе си ( 2Кор.4:8 ) Господь да вразумит тя и наставит, како истинно смиритися и претерпети со благодарением, и да поможет мужественно стать противу страстей. И. М. 5 Февраля 1832 года. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010