Скачать epub pdf 14. Неделя 1 Великого поста. Торжество православия. За что мы любим Православие и Православную церковь (Ин. 1:43–51) «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». В дни своей земной жизни, благочестивые слушатели, Господь наш Иисус Христос объединил Себя всех верующих в Него, а среди этих верующих особо близко приблизил к Себе апостолов. Из верующего во Христа народа и стала складываться со дня святой Пятидесятницы Церковь Христова, а из апостолов – первые руководители этой Церкви, её – пастыри и учителя. Нелегка была их задача. Нужно было не только научить истинам веры и духовно укрепить тех, кто принимал христианство , но одновременно и ограждать от лжеучений и ересей. По слову апостола, этим ересям надлежало быть ( 1Кор. 11:19 ), чтобы явились искусные, т. е. наиболее проверенные и стойкие из уверовавших во Христа. Победа правоверия была закреплена в постановлениях Вселенских и поместных Соборов. С тех пор Церковь Христова и имеет тот вселенский « символ веры », который мы слышим в наших храмах за каждой божественной литургией. Этот символ с 842 года святая Церковь особо торжественно провозглашает в день торжества православия, т. е. в сегодняшний, день в особом молебном чине словами: «сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Благочестивые слушатели! Наша вера потому называется апостольской, что неповреждённо и нерушимо хранит в себе всё, чему учил Сам Христос и Его апостолы и что содержится в Священном Писании и Священном Предании. Эту веру свято чтили и защищали на церковных соборах и в своих творениях святые Отцы и учители Церкви. Ею они (святые Отцы) спасались и прославлялись. Поэтому она и называется верой отеческой. Как подлинно истинная и спасительная, дающая нам благодатные силы «яже к животу и благочестию», она называется ещё правоверием или Православием. Как видим, братия и сестры, Православие наше зиждется на прочной, нерушимой основе: на верности учению Спасителя, апостолов святых отцов, Вселенских Соборов, на вековом опыте духовно-благодатной жизни во Христе. Сонмы святых угодников Божиих, – мучеников, исповедников, чудотворцев, преподобных и прочих святых своей богоугодной жизнью и праведной кончиной свидетельствуют об истинности и спасительности Православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ. Обращение к «внутреннему человеку» Отцы и братия, «аще бо сообразни быхом подобию смерти» Христа Бога нашего, «то и воскресения будем» ( Рим. 6, 5 ). Пусть никогда не покидает вашей памяти это изречение апостола Павла, «сладчайшее меда и сота», исполняющее радостью и счастьем, потому что данное обетование является нашим сильнейшим оружием в трудностях суровой невидимой и видимой брани. Таинство это разъясняет великий светильник Церкви, святой Григорий Палама , в своем Послании к преподобной монахине Ксении 81 . Он говорит, что Господь наш, будучи Сыном Божиим, стал некогда ради нас и Сыном Человеческим. Он умер по плоти, и душа Его отделилась от тела, однако божество Его осталось с телом неразлучным. Он снова воскресил Свое тело и вознес его со славою на небеса. То же будет и с теми, кто здесь на земле живет «по Богу». Хотя через смерть они расстаются со своим телом, но с Богом они не расстаются и в будущем общем воскресении они снова примут свои тела нетленными и войдут с неизреченной радостью туда, «идеже предтеча о нас вниде Иисус» ( Евр. 6, 20 ), «вечное искупление обретый» ( Евр. 9, 12 ). Следовательно, мы – соучастники не только Его воскресения, но и вознесения и всей Его боголепной жизни. Пребывание в месте благочестия и святости, то есть в монастыре, не принесет нам пользы, если мы будем допускать бездеятельность в делах духовных, как не принесло пользы первозданным людям их пребывание в Раю, так как они не совершили главного дела жизни. Они не только потеряли бессмертие и ту жизнь, которая была им дарована, но и были изгнаны из Рая, от которого прежде сами отреклись. То же может случиться и с нами, братия мои. Нам не принесет никакой пользы наше пребывание и жизнь в этом святом месте покаяния, где стали святыми предшествующие нам отцы, если мы не будем подражать им в боголюбии и соблюдении божественной воли. Человеколюбивое домостроительство Божие изменило ко благу последствия человеческого падения и смерти, последовавшей за грехопадением. Отступничество человека справедливо вызвало смерть и повлекло бы за собой и полное исчезновение жизни на земле, если бы Бог Творец не даровал нам возможности исцелиться через покаяние. Но смертное наказание будет отменено, если мы «придем в себя» и покаянием исправим отречение и предательство первого человека. Человек не смог сохранить дар усыновления в недрах божественной всеобъемлющей любви, поэтому нам, чтобы снова обрести сокровище, ничего больше не остается, как прибегнуть к непрестанному и истинному покаянию на всяком месте, во всякое время и со всяким тщанием. Таким образом мы сможем убедить Бога Отца, Которого мы презрели, что наше покаяние искренне. Доказательством этому служит наше твердое и ревностное пребывание в мыслях, решениях и действиях, имеющих только одну цель – послушание воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Скачать epub pdf БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. «Трезвитеся, бодрствуйте!» (1 Петр. 5, 8) Отцы и братия, поскольку я несу тяжесть ответственности за вас перед Богом, я обязан наставлять вас во всем, как и первоверховный апостол Петр говорит: «Праведно бо мню, донележе есмь в сем телеси, возставляти вас воспоминанием» 136 ( 2Петр. 1, 13 ), а также: «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский, кого поглотити» ( 1Петр. 5, 8 ). В самых разнообразных обстоятельствах, случающихся с нами в невидимой и видимой войне, «не дивитеся еже в вас раждежению ко искушению вам бываему, яко чужду вам случающуся» 137 ( 1Петр. 4, 12 ). Мудрый учитель, желая пробудить нас от сна, продолжает: «Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся» ( 1Петр. 4, 1 ). Апостол, после отеческого благословения и воодушевления, не упускает случая напомнить нам и о наказаниях, которые ожидают тех, кто пребывает в беспечности и, находясь в сонме святых, предает дарованные Богом благословения. И мы имеем то же благословение – находиться в сонме святых, поэтому слова Апостола обращены и к нам: «Аще бо Бог ангелов согрешивших не пощаде, но, пленицами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти» ( 2Петр. 2, 4 ). Более полезным для нашего духовного преуспеяния, однако, было бы помнить о любви Божией к нам и пребывать в любви, чем бояться угрозы страдания и наказания, в котором проявляется божественная справедливость. Очень часто Отцы используют примеры из повседневной жизни, чтобы воодушевить нас на подвиг. Примерами из мирской жизни призывает нас к духовному подвигу и Господь: «Сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть» ( Лк. 16, 8 ). Из Святых Отцов множество примеров в своих поучениях использует, например, преподобный Ефрем Сирин 138 , призывая тем самым к бодрствованию и усердию в духовном подвиге. Для примера он ссылается на прилежание и усердие занимающихся литературой, искусствами и другими видами деятельности: они, не взирая на труды и лишения, не смущаясь укорами своих начальников, постоянно стремятся достигнуть своей цели. Необходимо и нам употреблять те же усилия, потому что мы ожидаем не каких-то материальных благ и светских наград, но усыновления, которое обещает Господь всем, желающим последовать за Ним. Какое достоинство имеют выгоды и успехи мирской деятельности перед святостью и обожением, которое Господь обещает всем, кто ожидает Его явления? Ведь успехи мирской жизни исчезают еще прежде того, как их успевают достигнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Скачать epub pdf Известно, что чудесные явления случаются не только в Православной Церкви. Колдуны, экстрасенсы и приверженцы других религий могут указать на различные знамения, предсказания и исцеления, совершаемые в их среде. Есть люди, которые, принимая всё сверхъестественное за божественное, считают эти чудеса доказательством якобы внутреннего единства всех религий, и того, что во всех религиях действует Бог , и все они ведут к Нему. Но православные христиане знают, что иногда «сам сатана принимает вид Ангела света» ( 2Кор. 11:14 ), и что не все чудеса – от Бога, но бывают чудеса, совершаемые силой диавола. Это наглядно видно уже в описании состязания Моисея с египетскими чародеями (см.: Исх. 7:10–12 ), ещё больше говорится о чудесах, которые диавол совершит во время антихриста (см.: Откр. 13:11–14 ). Чтобы понять это явление, нужно обратить внимание на то, что святые отцы говорили о бесовских чудесах. Прп. Иоанн Кассиан писал: «весьма часто люди, развращенные умом и противники веры. изгоняют демонов и творят великие чудеса, так что даже сила исцелений исходит иногда от недостойных и грешных. Исцеления такого рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может производить иногда удивительные действа. Через это увлекаются к подражанию его порокам и нечестию и открывается пространный путь уничижения и поношения святости христианской религии». Самую лёгкую добычу диавола составляют те люди, чьё сердце обращено к временному и земному. От религии они ищут только то, что имеет ценность в их практических нуждах, и бесовские чудеса во многом направлены на то, чтобы удовлетворить этот спрос. Прозорливость. На людей большое впечатление производит явление прозорливости, когда, например, человек, которого они видят впервые в жизни, вдруг начинает рассказывать, что произошло в их жизни, или даже какие мысли у них в голове. Святые отцы описывали, как бесы могут это делать. «Приметил я, – пишет преподобный Иоанн Лествичник , – что бес тщеславия, внушив одному брату помыслы, в то же время открывает их другому, которого подстрекает объявить первому брату, что у него на сердце, и через то ублажает его как прозорливца». Нужно понимать, что диавол не может знать собственных мыслей человека, то есть, «читать» их, но он знает те мысли, которые сам внушает человеку, а также может по некоторым внешним признакам догадываться о том, к чему устремляются мысли человека в данный момент. Однако и этого оказывается достаточно, чтобы в глазах легковерных создать иллюзию «всеведения».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Скачать epub pdf О Сардикийском Поместном соборе Предисловие Святой Поместный 190 собор в иллирийском 191 городе Сардике был созван в 347 г. 192 в правление родных братьев-императоров Констанция и Константа, первый из которых царствовал в Константинополе, а второй в Риме. Собор состоялся через 10 лет после кончины их отца, Константина Великого 193 . На нем присутствовали 300 отцов с Запада и 76 с Востока, согласно Сократу (кн. 2, гл. 20) 194 и Созомену (кн. 3, гл. 12) 195 196 . Первенствующими из них были Осий, епископ Кордубы в Испании, достойный всякого почтения за свою старость и перенесенные им многие труды, пресвитеры Архидам и Филоксен, три представителя папы Юлия, Максим Иерусалимский, Павел Константинопольский и Афанасий Александрийский (которые присутствовали на Соборе, хотя евсевиане лишили их сана), Сардикийский епископ Протоген и др. Между восточными и западными отцами на Соборе произошли раскол и разделение, и к взаимному согласию они не пришли. Восточные, арианствующие, когда отправлялись в Сардику, написали западным, чтобы те не предоставляли места на Соборе св. Павлу, Афанасию Великому , Маркеллу Анкирскому и Асклепе Газскому, как изверженным из сана. Но западные отвечали, что не признают этих отцов ни виновными, ни изверженными, а потому относятся к ним как к участникам Собора и принимают в общение. Восточные же, узнав об этом, вернулись обратно в Филиппополь и вновь извергли Афанасия, Павла, Маркелла, Асклепу, Юлия Римского, Осия Кордубского, Протогена Сардикийского и пр. Совершенно не вспоминая об единосущии (хотя Сократ в кн. 2, гл. 20 говорит, что они открыто анафематствовали единосущие 197 ), они произнесли анафему только на тех, которые говорили о трех Богах; на того, кто учил, что Христос не Бог и что Отец, Сын и Святой Дух – одно и то же Лицо; и на того, кто говорил, что Сын, возможно, не рожден и было когда-то время или век, когда Его не было. Оставшиеся же в Сардике западные отцы, проведя Собор, подтвердили Никейскую веру, ничего к ней не прибавив и ничего от нее не убавив. Афанасия, Павла, Маркелла 198 и Асклепу они оправдали, сняли с них обвинения и через императоров помогли им получить свои кафедры. Собиравшихся же в Филиппополе восточных в ответ лишили сана, впрочем, не всех, а только 11 отцов, поскольку не все восточные были арианами, но лишь некоторые, а прочие остались православными (о чем сардикийские отцы сообщают в послании ко всем Церквам), отчего и анафематствовали многие мнения Ария, а божественный Иларий принял их Символ как православный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf Протоиерей Георгий Флоровский Отец Георгий Флоровский родился в 1893 году в семье ректора Одесской духовной семинарии и настоятеля Преображенского собора Василия Антоновича Флоровского. Будущий о. Георгий окончил историко-филологический факультет Одесского университета. В 1920 году семья Флоровских покинула Россию и поселилась в Софии. В 1921 году Георгий был приглашен преподавать философию права в Прагу. Он был одним из организаторов Православного Богословского Института преподобного Сергия в Париже, где преподавал патристику. В 1932 Георгий Флоровский принял священнический сан и был направлен приходским священником в Константинополь. В 1948 году о. Георгий переехал в Америку и служил профессором Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. В 1950 году он стал деканом семинарии. В 1954–1965 годах он был профессором Истории Православной церкви в Гарвардской духовной школе и преподавал на Славянской кафедре в Богословской школе Св. Креста. С 1965 года и до самой своей смерти в 1979 году о. Георгий преподавал в Принстонском университете на кафедре Славянских исследований. На русском языке вышли в свет ставшие классическими книги о. Георгия «Пути русского богословия», «Восточные отцы IV века», «Византийские отцы V-VIII веков», «Догмат и история». – Я познакомился с отцом Георгием Флоровским очень поверхностно и одновременно глубоко, когда мне было лет семнадцать-восемнадцать. Я пришел в Введенскую церковь , которая тогда была на бульваре Montparnasse 10, когда он служил. Я его до этого не встречал, вовсе не знал. То, что меня поразило, мою мать это тоже поразило – она была тогда с нами – это то, как он служит. Речь здесь идет не об эстетике, а о том, что когда он молился, было ясное чувство, что он лично говорит с Богом. Он говорит с Богом от себя, и поэтому каждое его слово – правда. Но, с другой стороны, он говорит, как член Церкви, и это голос всей Церкви, которая проходит через него. Второе, что нас поразило в тот день – это то, как он ходил по церкви и кадил.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Скачать epub pdf Часть I Оглашение 1 2 О том, что нужно повседневно благоугождать Богу 3 Братия и отцы. Подобает и необходимо мне, насколько это возможно, проявлять свое попечение, усердие и заботу по отношению к вам словом, делом, напоминаниями, увещаниями, наставлениями, одобрениями, собственным примером, образцами добродетели других, чтобы таким путем я мог направить вас к божественному желанию и к нашей цели, то есть к благоугождению Богу. Я слаб, у меня недостает сил даже для самого себя, ибо грех мой пред лицом моим от земли до самого неба 4 . Несмотря на это, я должен носить возложенное на меня бремя руководительства вами в надежде на содействие ваших молитв 5 . Наша цель – благоугождение Богу Смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа да подвигнет ваши души. Ибо Он, будучи бессмертным, пролил кровь; Творец ангельского воинства, Он был связан воинскими руками; Грядущий судить живых и мертвых (см. Деян. 10:42 ; 2Тим. 4:1 ) был веден на суд. Истина, Он сделался предметом лжи. Царь славы (см. 1Кор. 2:8 ), Он был оклеветан, бит, оплеван и повешен на кресте 6 . Все эти поношения и мучения Он перенес не потому, что Он Сам в них нуждался, – Он и как человек был безгрешен, – но чтобы избавить нас от владычества греха, чрез который вошла в мир смерть и обманом увлекла нашего праотца. Жертва Христова – ради нас Посему если нам приходится испытывать что-либо подобное страданиям Христа, то в этом нет ничего странного, ибо мы на это согласились, для этого вступили в монастырь и дали такие обеты при пострижении 7 . И нам нужно терпеть обиды, искушения и огорчения из-за отсечения своей воли 8 . Ибо отцы называют все это пролитием крови. Монах непременно должен быть таким, и, живя таким образом, по примеру Христа, мы получим возможность стяжать Царство Небесное. Ибо спасение принадлежит не падающим, не живущим в удовольствиях и не исполняющим свои желания. Отречемся от мира, ведь у нас с ним нет ничего общего. Мы должны позабыть прежнюю жизнь 9 , отказаться с отвращением от плотской суетности и не услаждаться ничем, что принадлежит к здешней жизни, но в одном только находить для себя веселие и пищу и к одному только прилагать свое усердие и заботу, это – как бы благоугодить Господу. И чем все это завершится! Какую жизнь получат все святые! Каков будет тот неизреченный свет и истинная красота рая! А также и наоборот: каковы будут огонь кромешный, вечное уязвление от червей (см. Мк. 9:47–48 ), беспросветный, отделяющий праведников от грешников мрак, осуждение, ручные и ножные оковы и отвержение от Бога! И как бесконечно много можно еще вспомнить и привести подобных вещей, дабы, погружаясь в них умом, мы отвлекали его от земных помышлений и держали его чистым и свободным. Ибо каким кто порешит иметь его здесь, таким он непременно окажется и в будущей жизни. Монашество – пролитие крови в уподобление Христу

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

составитель Терещенко Т. Н. АД Если бы все скорби, болезни и несчастья со всего света собрать в одну душу и свесить, то адовы муки несравненно тяжелее и лютее, ибо геенны огненной и сам сатана страшится. Но нам немощным здешние муки зело невыносимы, ибо дух наш иногда и бодр, а плоть всегда немощна (прп. Антоний, 20). Слыша о муках вечных, не смущайтесь, ибо они весьма благодетельны для человека; когда бы их вовсе не было, тогда еще хуже и грешнее были бы мы. Ибо как отцы и матери удерживают детей от резвости прутом, так и Бог посредством адских мучений удерживает людей от злодеяний (прп. Антоний, 20). А что будет с теми, которые станут ошуюю 1 своего Спасителя и Бога в последнюю годину. И когда навеки, невозвратно, безнадежно, наша Радость, наш Свет, наша Жизнь – Спас наш, окруженный вечной славой, бесчисленными сонмами Ангелов и святых, пойдет в райские врата в Горний Иерусалим, а те тогда воззрят на лики и красование спасенных, а сами пойдут в бездны и закроют их горы, сквозь которые не проникает никогда ни малейший луч света, ни малейшего звука Сладчайшего Иисуса!.. Размышляй об этом! Если будешь об этом чаще размышлять, то не будешь так раздражительна и так капризна. И милостивее будешь к сестрам (прп. Анатолий, 18). Ад и его пламя так страшны, что ничем нельзя его изобразить, и в него попадут на веки вечные все произвольно грешащие и не кающиеся. Помни это чаще и этим удерживайся от грехов (прп. Иосиф, 19). Мы слишком отвлеченно думаем об адских муках, вследствие чего и забываем о них. В миру совершенно забыли о них. Диавол всем нам внушил, что ни его (т.е. диавола), ни адских мук не существует. А святые отцы учат, что обручение геенне, все равно как и блаженства, начинаются еще на земле, т.е. грешники еще на земле начинают испытывать адские муки, а праведники – блаженство… только с той разницей, что в будущем веке и то, и другое будет несравненно сильнее (прп. Варсонофий, 20). Адские муки несомненно существуют, и эти муки будут вещественны. Души и праведников, и грешников имеют даже одежду. Например, ведь святители явились в святительских одеждах. Там, быть может, будут города и т.п. Все видят адские муки в условиях земного существования. Только будет не это грубое тело, а более тонкое, вроде газообразного (прп. Варсонофий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. КНИГИ Приноси покаяние в исповедуемых тобой согрешениях и полагай начало исправления. Начало же всего добра есть смирение и самоукорение, которому научаться из одних слов нельзя, а надо, во-первых, читать отеческие книги, научающие монашеской жизни и борьбе со страстями и прилогами вражиими, и, читая, подвизаться посильно на делание заповедей Божиих с самоукорением, прося помощи Божией (прп. Макарий, 20). Ты пишешь, что хочешь спастись, но гордостное твое устроение много тебе мешает, а святые отцы пишут, что гордость и совсем лишает спасения; для того-то и книги нам написаны, чтобы мы отвергали гордость и стяжавали смирение, и каким образом это делать – учат нас и вразумляют. Читая книги, внимай более сему: как прогнать гордость и как приобретать смирение. А Бог подаст тебе случай к тому, например: тебя оскорбляют, укоряют, причиняют тебе досаду. Как же они могут сами собой это делать, ежели бы Бог им не попустил сего? И потому они суть орудия, которыми действует Бог в деле твоего спасения (прп. Макарий, 20). Они [святые отцы] не просто от ума писали, но прежде делом прошли многие скорби и болезни и нам оставили – как богатое наследие и как хранилище надежды – богодухновенные свои словеса, а мы, воссылая благодарение Господу, даровавшему нам этот дар, будем поучаться в них и в случае нужды прилагать к язвам нашим как целительный бальзам (прп. Макарий, 20). Книги читать сестрам, смотря по устоению каждой, но более надо давать читать деятельные, а не умозрительные, как то: святых Ефрема, аввы Дорофея , преподобного Иоанна Лествичника , Пролог и жития святых отцов; и смотреть от них плода – познания своей немощи и смирения, а не того, что – все знаю и в случае беседы оспаривать других. А далее Господь Сам даст им разум истинный, который стяжавается от смирения; и сколько оное приносит пользы, столько, напротив, возношение повреждает, что видели сами на опыте многих (прп. Макарий, 20). Книги читать нравственные, то есть деятельные, относящиеся до жизни христианской, можешь столько, сколько время позволит при занятиях общежительных; умозрительные, т.е. созерцательные, нам еще недоступны; созерцательная жизнь бывает по очищении себя заповедями Христовыми, а оной сама благодать научает. В отеческих учениях называется: «деяние и видение». Деяние – заповеди, а видение – созерцание умом Таинств, не подлежащих чувствам; искать сего отнюдь не должно, дабы вместо истины не подпасть прелести (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. СНОВИДЕНИЕ Сну твоему потому только нельзя допустить дать веры, что он тебя смутил; я тебе и так пишу всегда, что смущение твое происходит от козней врага, для чего ж нужно еще сонное подтверждение? Может быть, у врага та метода, дабы, обольстив тебя правильными снами, после ввести в совершенную прелесть. Оставь лучше и не веруй снам, у нас есть Слово Божие и советы – святых отцов учение, а в недоумениях имеешь матушку игуменью, сестру, и я, грешный, по вере твоей, что-нибудь напишу (прп. Макарий, 20). Когда будешь верить снам, то точно немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам нам, страстным и самомнительным (прп. Макарий, 20). Святые отцы запрещают верить снам, а особенно когда те к отчаянию приводят, явно, что от бесов суть (прп. Макарий, 20). О снах не просите, чтобы видеть то или другое, от этого может быть душевный вред; вера больше видения сделает (прп. Макарий, 20). Сновидениям отнюдь не верь и не обращай на них внимания (прп. Макарий, 20). Верующим не должно иметь предрассудков и снам верить; сны могут быть от врагов, для того чтобы смутить человека будущей случайностью. Без Промысла Божия или попущения ничто не может с нами случиться, то и надо утверждаться верой и с покорностью принимать, что случится, а снам не верить (прп. Макарий, 20). Виденный тобою сон хотя и лестен, но ты не должна увлекаться к обольщению, будто ты того уже достойна, но паче смирением себя сохраняй, недостойной себя вменяя таковых видений, то и не повредишься (прп. Макарий, 20). Снам своим отнюдь не верьте; враг будет ими возмущать вас, когда станете верить; весьма назидательно у Святогорца; прочтите, сколь хитры козни вражии, что даже попущением Божиим в мечтах и крест может явиться, но да сохранит вас Господь от всех сетей его, десных и шуиих (прп. Макарий, 20). Виденный вами сон нельзя отвергать истины ради, а и принимать прелести ради опасно. Оставить его в среднем положении. И хотя бы что казалось в событии сходственным, бояться надо приписывать своему достоинству, а дабы впредь не обольститься подобными видениями; остраствованные 101 наши сердца и умы могут ли быть достойны приятия благодатных откровений (прп. Макарий, 20)?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010