Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 32. О преподобном Марке Пещернике, повелений которого мертвые слушались Мы, грешные, подражаем писаниям древних святых, в которых они нам изъясняли и написали о житии и чудесах и делах богоугодных преподобных мужей, которых с великим трудом обрели в пустынях, и в горах, и в ущельях, одних они сами видели, а о других лишь слышали; слыхали мы и о житии, чудесах и деяниях тех, кто жил еще прежде них, о каковых, Патерик сложив, поведали отцы, а мы читаем его, наслаждаясь духовными словами. Я же, недостойный, и разума истины не постиг и ничего такого не видел, а последую слышанному мной; то, что мне рассказал преподобный епископ Симон, то я и написал твоему преподобию. И никогда не обходил я святых мест, не видел ни Иерусалима, ни Синайской горы и не могу приложить чего-нибудь к повести для прикрасы, как это в обычае у хитрословесников. Я не буду хвалиться ничем, кроме этого святого монастыря Печерского, и бывшими в нем черноризцами, их житием и чудесами, их же поминаю я радуясь, и уповаю я, грешный, на молитву тех святых отцов. Отсюда положу начало повести о преподобном Марке Пещернике. Этот святой Марко жил в пещере, при нем перенесен был святой отец наш Феодосии из пещеры во святую и великую церковь. Этот преподобный Марко много могил в пещере своими руками выкопал, вынося землю на своих плечах, и так трудился он днем и ночью для дела божия. Выкопал он много могил на погребение братии и ничего не брал за это, а если же кто сам что-нибудь давал ему, он принимал и раздавал убогим. Однажды копал он, по обычаю, и, много трудившись, изнемог, и оставил могилу узкой и не расширенной. Случилось же, что один больной брат отошел к богу в этот день, и не было другой могилы, кроме той — тесной. Принесли мертвого в пещеру и от тесноты едва уложили его. И стала братия роптать на Марка, потому что нельзя было ни одежд поправить на мертвом, ни даже елея на него возлить, так узка была могила. Пещерник же со смирением кланялся всем, говоря: «Простите меня, отцы, за немощью не докончил». Они же еще больше стали укорять его. Тогда Марко сказал мертвому: «Так как тесна могила эта, брат, окропись сам: возьми елей и возлей на себя». Мертвый же, приподнявшись немного, протянул руку, взял елей и возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, потом отдал сосуд и перед всеми сам оправил на себе одежды, лег и снова умер. И когда произошло это чудо, охватил всех страх и трепет от свершившегося.

http://sedmitza.ru/lib/text/438116/

  Слово в Неделю 4-ю Великого Поста Преподобного Иоанна Лествичника (649) Всенощное бдение 23 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! После Крестопоклонной недели Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника. Жизнь всех святых, всей Церкви связана с тайною Креста Господня. И, прежде всего - жизнь мучеников. Поэтому в течение всего Поста (не только на прошлой неделе, когда Церковь особенно торжественно отмечала память сорока мучеников) мы молимся исключительно мученикам и из этих святых выделяем тех, которые всецело принесли себя Господу, приобщившись Его Кресту. Сегодня память преподобного Иоанна Лествичника, который говорит нам о 33х (по числу лет Христовых) ступенях духовного восхождения: того восхождения, которым человеческая душа должна достигнуть совершенства, войдя в меру возраста Христова. Так совершается восхождение по лествице, и эта лествица есть Крест Христов. Вот тайна этого Креста, вот тайна мученичества и тайна всей святости. Христос говорит о Своем Кресте, что никто не отнимает от Него Его жизнь, но Он Сам отдает ее. Святость и мученичество заключаются в том, чтобы мы оказались способными по благодати Христовой, подобно Ему, вольно принять страдания и самую смерть, которых никому не избежать в этой жизни. Чтобы мы сделались способными сказать, как Он: " Никто не отнимает у нас этой жизни, но мы сами отдаем ее " . О подвиге преподобничества святые отцы говорят тоже, как о мученичестве. Святитель Киприан Карфагенский говорит, что есть мученичество красное и есть мученичество белое. Мученичество красное - когда христианин приносит свою жизнь в гонениях за Христа. Мученичество белое - когда он в жертвенном сострадании и в деятельной любви совершает свой подвиг в дни мира для Церкви. Отцы древней Православной Ирландской Церкви говорили о том, что наряду с мученичеством красным и мученичеством белым есть мученичество зеленое. Мученичество красное - когда христианин принимает во время гонений смерть за Христа. Мученичество белое - когда человек вольно отвергается того, что дороже ему всего на свете, для того чтобы стать странником и вольным изгнанником на земле ради Христа. И мученичество зеленое, говорили эти древние святые, - когда человек подвигами поста, труда и молитвы достигает освобождения от всех греховных страстей. И это есть подвиг преподобничества. Не случайно, в дни памяти преподобных цвет облачений у нас (когда не пост) бывает зеленый. Подвиг преподобничества - это подвиг, который говорит о тайне приобщения Самому Источнику жизни: ко Святой Троице. Все эти виды мученичества едины.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_39...

Архимандрит Флор (Ванько) 20 ноября 2012 г. 01:00 Архимандрит Флор (Ванько) (+04.09.2012) После продолжительной болезни на 86-м году жизни 4 сентября скончался архимандрит Флор (Ванько), старейший священнослужитель Русской Православной Церкви Заграницей, клирик Свято-Троицкого ставропигиального мужского монастыря в Джорданвилле (США). Василий Ванько родился 9 декабря 1926 года в деревне Шеметковцы на Карпатах в Словакии. Подростком в качестве трудника был принят в монастырь преподобного Иова во Владимировой (Ладомировой) на Карпатах, основанный в 1923 году почаевским архимандритом, впоследствии Нью-Джерсийским (Джерсиситским) архиепископом Русской Православной Церкви Заграницей Виталием (Максименко). Перед началом Второй мировой войны в монастыре поселился и другой юноша Василий Шкурла, будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Лавр. 1 августа 1944 года ввиду приближения линии фронта большая часть братии переселилась в Братиславу, где в просторном здании, предоставленном русским эмигрантом, были устроены домовая церковь во имя преподобного Иова и кельи. Архимандрит Серафим (Иванов) решил не брать юных трудников с собой, но братия не согласились с этим, и отец Виталий (Устинов, будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей) поехал за ними в Ладомирову. Так судьба обоих Василиев оказалась навсегда связанной с Братством преподобного Иова Почаевского. На заседании духовного собора братства 15 октября 1944 года было решено облачить обоих Василиев в подрясники. В начале 1945 года они вместе с братией прибывают в Берлин, а в мае того же года в Женеву. В декабре 1946 года они приезжают в Джорданвилль вместе с основной частью выехавшего из Ладомировой братства. Прибывшие в этой группе отцы Киприан (Пыжов), Антоний (Ямщиков), Сергий (Ромберг) и, конечно же, будущие отцы Флор и Лавр стали столпами Свято-Троицкой обители в Джорданвилле. 28 марта 1947 года архиепископом Виталием (Максименко) оба Василия были пострижены в рясу с именами в честь святых мучеников Флора и Лавра. Лавр рассказывал, что на эти имена владыку Виталия навела память о двух монах-иподиаконах киевского митрополита Флавиана (Городецкого). На следующий день, в субботу Акафиста, поставлены во чтецов и иподиаконов. В память о постриге архимандрит Флор всю жизнь благоговейно сохранял свой " ладомировский " молитвослов со следующей надписью: " Благоговейному иподиакону Флору: да не отступит книга сия от уст твоих. Молись и обо мне. + Архиепископ Виталий. 17–30 марта 1947 г. Св.-Троицкий монастырь " .

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

Л.Ф. Шеховцова Глава 2. Преодоление тщеславия и истерии Святые отцы делятся своим опытом, как преодолеть тщеславие, а психотерапевты и психиатры говорят о лечении истерии. 2.1. Святые отцы о преодолении тщеславия Тщеславие любит торжественно являться на седалище многословия; молчание же уст упраздняет тщеславие [ср.: 7, с. 109]. «Если крайнее тщеславие есть, когда человек, не видя при себе никого, кто бы его хвалил, [и наедине] обнаруживает тщеславные поступки, то признак совершенного нетщеславия есть, чтобы и при посещениях других никогда не вкрадываться тщеславной мыслью» с. 245]. Протоиерей Сергий Филимонов подчеркивает, что «падшие духи стремятся увлечь человека горячностью, превышением меры его физических и душевных сил, чтобы сломать его или зажечь стремление к суетной славе, извратив направление подвига. Тогда происходит не служение Христу, не обожение человека, а подмена: служение себе, создание человекобога. Помощь в преодолении этого искушения – желание пребывать безвестным при жизни и после смерти, пренебрежение славой человеческой» с. 31]. «Кто просит у Бога за труды свои дарований, тот положил опасное основание; а кто считает себя должником, тот неожиданно и внезапно обогатится», – пишет преподобный Иоанн Лествичник с. 154]. «Не наряжайся в красивые одежды, чтобы явственнейше не облечься тебе в демона тщеславия; ибо не лепота одежд указывает, что ты носишь одежду добродетелей, но подвижнические труды, как золотые украшения, свидетельствуют о лепоте одеяния души твоей», – говорит преподобный Нил Синайский с. 264]. «Написано: да хвалит тя искренний, а не твоя уста, – чуждый, а не твои устне ( Притч. 27:2 )» с. 420]. «Истинная добродетель не ищет людской похвалы и не услаждается почестью – этою матерью зол» с. 261]. «Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести себе, и обретешь благодать у Господа», – советует преподобный Ефрем Сирин с. 421]. «Втайне, возлюбленный, исполняй заповеди Господни, и Господь воздаст тебе явно. Если видишь, что человек на земле достиг великого достоинства, не дивись сему; но дивись тому, кто возненавидел земную славу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Слово в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского собора " loading="" decoding="" title=""/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день святая Церковь вспоминает Седьмой Вселенский собор семьсот восемьдесят седьмого года. Седьмой Вселенский собор есть последний Вселенский собор, который закрывает собою период Древней Церкви, который был связан со Вселенскими соборами. Отцы Вселенского собора установили, что даже в Писании говорится об этом числе “семь”. Сказано в Библии: “Семь раз прогремели громы”. То есть, каждый Вселенский собор как некий гром, который оглушает всю вселенную истиною православного исповедания, оглашая и наставляя на всякую правду, оглушая еретические догмы. Седьмой Вселенский собор семьсот восемьдесят седьмого года был созван в связи с тем, что появились еретики-иконоборцы, которые отрицали святость святых икон и уничтожали святые иконы повсеместно. Эти еретики имели поддержку в лице византийского императора — нечестивого Льва, который преследовал почитателей святых икон и умерщвлял некоторых из них. Так, известно, преподобный Андрей, отправляясь обличить нечестивого императора Льва, пошел на рынок и купил изображение императора Льва, и в Царь-граде, когда был торжественный выход императора, он вышел перед императором, бросил на землю его изображение и стал топтать ногами. Император закричал: “Достоин смерти попирающий моё изображение!” На что преподобный Андрей сказал: “Ты сам осудил себя на смерть. Ты, попирающий изображения Христа, Божией Матери и святых!” Преподобный Андрей был умерщвлён. И, когда проходил Вселенский собор, Седьмой Вселенский собор, то святые отцы установили истину иконопочитания. Прежде всего надо обратить внимание на то, что иконографичность мира — это очевидный факт. Первая икона была создана Самим Господом Богом. Как сказано в книге Бытия: “И создал Господь Бог человека по образу и подобию Своему”. Слово “образ” — по-гречески “иконас” — означает, что человек был первой и очень достоверной иконой Самого Бога. Иисус Христос был образом — иконас — Бога-Отца. Как Он Сам говорил: “Видевший Меня, видел и Отца”. Взаимоотношение между православным мужем и православной женою — это икона взаимоотношения между Христом-женихом и Его невестою Церковью. Наши дети, которые рождаются от нас, являются образом нашего совместного бытия. Как сказано: “Двое в плоть едину”, то есть от мужчины и женщины зачинается, как отпечаток их образа, новая жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-p...

Скачать epub pdf Сказание о жизни и о некоторых из чудес преподобного отца нашего Саввы, создавшего обитель Пресвятой Богородицы близ Звенигорода на месте, называемом Сторожи 178 Благослови, отче! Как царская утварь, украшенная золотом с драгоценными камнями, веселит глаза глядящих на нее, так же и больше этого праздники, творимые в память святых, духовной красотой веселят верных сердца и души освящают, Все человеколюбец Бог на пользу нам творит, и потому древние имели обычай описывать жизнь выдающихся мужей ради бывающей от этих описаний пользы. Нам же теперь, когда приблизился конец времен, еще более нужно это. И вот ныне настал пресветлый новый праздник предивной и драгоценной памяти преподобного отца нашего Саввы, о жизни которого теперь обязаны написать для славы Сына Божьего, избравшего Своего раба и подарившего ему дар исцеления душевных и телесных страданий. Не о витиеватости слов заботясь, но просто написали, призывая этого святого о молитве к Богу, боголюбивым и благонравным на послушание и пользу, повинуясь повелению великого отца и первосвятителя великой и апостольской Церкви, преосвященного русской митрополии, – говорю о Макарии, митрополите всея Руси 179 . Отцы этой обители умолили его об этом, и он охотно об этом позаботился и меня, убогого, заставил написать, чтобы все знали о святом этом и навсегда памятном муже: как, и откуда, и в какое время такой светильник воссиял нам. О рождении же его и о воспитании мы не нашли ничего, но только о пребывании его в монашестве, поискав, написали кратко, а начало рассказа такое. Этот преподобный отец наш Савва был одним из учеников блаженного Сергия чудотворца 180 . Он пребывал в его обители в совершенном послушании, обучаясь монашеской жизни и ее нраву, воздержанию и бдению, чистоту во всем соблюдая, как украшение всей монашеской жизни, всегда имея работу в руках, неустанно молясь в пении, никогда ни с кем не беседуя, но уединяясь и пребывая в молчании. Перед всеми он вел себя как ничего не знающий простолюдин, но превосходил разумом многих витий, считающих себя пребывающими в мудрости, ибо искал не внешней мудрости, а горней, и ради нее подвизался. Он принял от этого святого старца все благие наставления ради Христа, прежде всех входил в церковь и последним уходил, со страхом Божиим стоял, выполняя предписанное пение. Такое умиление было у него, что он не мог удерживаться от великого плача и рыдания во время божественной службы. Дивились отцы обители той, видя такое умиление и плач, и прославляли за это благодатного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Содержание Предисловие автора Глава 1. Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм Глава 2. Святое непослушание или худое послушание? Глава 3. Священное Писание о послушании Глава 4. Святые отцы о послушании 1) Святитель Афанасий Великий 2) Святитель Василий Великий 3) Святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 4) Преподобный Максим Исповедник 5) Преподобный Феодор Студит 6) Преподобный Симеон Новый Богослов и святитель Марк Евгеник Глава 5. Имеем ли мы право говорить?     Протоиерей Феодор Зисис , профессор богословского факультета Фессалоникского университета имени Аристотеля (ФУА) 1 , родился в 1941 году на острове Tacoc 2 в селении Панагия, в семье священника. В 1965 году он окончил богословский факультет Фессалоникского университета и как лучший выпускник был зачислен на юридический факультет ФУА, но прервал своё обучение в связи с началом преподавательской деятельности на богословском факультете ФУА. Аспирантуру окончил также в Салониках, на кафедре исторического богословия, под руководством известного патролога П. Христу 3 . В 1971 году за диссертацию «Человек и Вселенная в домостроительстве Божием по учению святителя Иоанна Златоуста » ему была присвоена докторская степень, а в 1973 году за исследование «Искусство девства. Святые отцы Церкви в защиту безбрачия» его назначили доцентом богословского факультета ФУИ. В 1972–1973 и 1979–1980 годах отец Феодор находился на повышении квалификации в Западной Германии (г. Бонн). Представив на кафедру вместе с другими публикациями большую монографию «Геннадий II Схоларий. Житие – Писания – Учение» 4 , в 1980 году он был избран штатным преподавателем патрологии. В 1982 году, после разделения богословского факультета ФУА на два отделения, перешёл на отделение пастырского и социального богословия, где в настоящее время и преподаёт. Дважды был деканом этого отделения. Сразу после основания патриаршего Института патриотических исследований при монастыре Влатадов 5 , отец Феодор стал его научным сотрудником, затем выполнял обязанности директора Института (1977–1986), а также редактора и учёного секретаря (1968–1970) журнала Κληρονομι «Наследие», издаваемого патриаршим Институтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/b...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В день памяти преподобного Варлаама Хутынского митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 19 ноября 2020 года, в день памяти преподобного Варлаама Хутынского и священномученика Константина (Любомудрова), пресвитера Московского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики прихода. На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. За богослужением было совершено славление перед иконами преподобного Варлаама и священномученика Константина. По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с днем памяти небесных покровителей нашего святого храма – преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца, и священномученика Константина Любомудрого. Преподобный Варлаам Хутынский всегда был покровителем этого святого храма. Еще до того, как сюда была принесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», на этом месте стоял храм в честь преподобного Варлаама Хутынского, который сейчас превратился в один из приделов этого храма. Чудотворная икона преподобного Варлаама напоминает нам об этом Новгородском чудотворце, который почитался по всей Руси великой, в том числе и в стольном граде Москве. И в память его был сооружен этот храм, который многократно перестраивался, достраивался, расширялся, прибавлялись к нему новые приделы, в том числе придел в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», а уже в XIX веке был пристроен главный придел в честь Преображения Господня.

http://mospat.ru/ru/news/61094/

Глава 7. Таинство Евхаристии § 1. Духовный смысл Таинства Евхаристии Прежде всего следует сказать о том, что предстоящий нам разговор о Евхаристии – самый ответственный и непростой из наших с вами бесед о Церковных Таинствах. Духовный смысл Литургии – крест для человеческого ума; ведь мистическое содержание происходящего с нами в Евхаристии благодатного преображения никогда не может быть изъяснено до конца даже на языке самого возвышенного богословия. Как свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин , «если … ты отыскиваешь способ, которым это происходит, то тебе достаточно услышать, что с помощью Святого Духа, так же как Святым Духом Господь для Себя и в Себе осуществил и плоть от святой Богородицы; и более мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божье истинно, и действенно, и всемогуще, а способ – неисследим». 220 Если человек дерзает утверждать, что уже подлинно постиг совершающуюся в Евхаристии Тайну, то это означает, что он находится в состоянии духовной прелести, бесовского обольщения. Древние Святые Отцы неоднократно предупреждали нас об опасности попытаться вторгнуться в Тайну Евхаристии с помощью самостного и горделивого – но такого несовершенного и ограниченного! – человеческого ума. «Тайны Христовы – бессмертный огонь. Посему не будь пытлив, чтобы не опалиться тебе в причащении Таин», – строго предупреждает нас преподобный Ефрем Сирин . 221 И все же Святые Отцы дерзали писать о Евхаристии, рассуждая о ней в ту меру, в которую, с помощью Божественной благодати, а не по горделивой самости, это доступно для христианского сознания. Так, например, святитель Филарет, давая – пусть и несовершенное (как и всякое человеческое слово о Причащении) – богословское определение духовного содержания этого Таинства, решительно выражает веру Церкви в то, что Евхаристия есть Таинство, в котором христианин подлинно, «под видом хлеба и вина, вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни». 222 По слову же святого Николая Кавасилы , цель этого великого Таинства – «освящение верных, которые получают через Приобщение Святых Даров оставление грехов, наследие Царства Небесного». 223 Попробуем же и мы последовать в этих размышлениях за Святыми Отцами, осторожно ступая по их следам и стремясь не уклониться ни вправо ни влево с проложенного ими пути евхаристическою богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Третья ступень «Лествицы»: странничество как совершенная форма беспристрастия 08.04.2021 676 Время на чтение 5 минут «…Странник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои» (Пс. 38:13), – так говорит псалмопевец, размышляя о скоротечности нашей земной жизни. Было время, когда на земле жили наши прадеды. Каждый из них занимался своей работой, болел, лечился, старился. Они уступили место нашим дедам, деды – нашим отцам, отцы – нам. Пройдет немного времени, и не будет и нас на земле, и другие люди будут обитать на ней. Получается, что все мы на земле странники. Преподобный Иоанн Лествичник считает, что ощущение себя странником рождает самую совершенную форму беспристрастного отношения к людям и вещам: «странник есть тот, кто избегает всякой привязанности, как к родным, так и к чужим». Проявлением странничества «есть не дерзновенный нрав, неведомая премудрость, необъявляемое знание, утаиваемая жизнь, невидимое намерение, необнаруживаемый помысл, хотение уничижения, желание тесноты, путь к Божественному вожделению, обилие любви, отречение от тщеславия, молчание глубины». Лукавый дух пытается вывести подвизающегося из этого состояния искушением справа – под благим предлогом заботы о ближних или с целью проповеди Евангелия: «Многие, покусившись спасать вместе с собою нерадивых и ленивых, и сами вместе с ними погибли, когда огонь ревности их угас со временем. Ощутивши пламень, беги; ибо не знаешь, когда он угаснет и оставит тебя во тьме. О спасении других не все подлежим ответу, ибо божественный апостол говорит: Темже убо кийждо нас, братие, о себе слово даст Богу (Рим. 14:12). И опять: Научая иного, себе ли не учиши (Рим. 2:21). Как бы сказал: Все ли должны мы пещись о других, не знаю; о самих же себе всячески должны мы заботиться». Кого лукавому духу не удается искусить с правой стороны, того он берет в плен другим способом – искушением слева. Под предлогом странничества дух развивает в подвизающемся любовь к безделию и праздношатанию, а потому преподобный предупреждает:

http://ruskline.ru/opp/2021/04/08/tretya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010