Л.Ф. Шеховцова Глава 3. Преодоление страсти уныния и депрессивных состояний Страждущий унынием и депрессией нуждается в четком, систематичном и последовательном руководстве по преодолению своего недуга. Такой опыт накоплен в святоотеческой литературе и в методах секулярной психотерапии. При рассмотрении и сопоставлении целей, задач и способов святоотеческой и светской психотерапии можно выявить как много общего, так и взаимоисключающего в способах помощи, но есть и методы, дополняющие друг друга. 3.1. Аскетические способы преодоления страсти уныния В духовной брани главным оружием христианина в борьбе со страстью святые отцы всегда указывали молитву, а самым действенным способом преодоления страсти – стяжание добродетели, противоположной страсти: «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем Сирин с. 487]. Преподобный Нил Синайский советует два средства против этого духовного недуга – молитву и терпение. Он пишет: «Молитва есть врачевство печали и уныния». Как и во всяком деле, в молитве надо определить меру и точно ее соблюдать: «Молись разумно и усиленно – и дух уныния бежит от тебя». Поскольку охваченная духом уныния душа малодушествует, теряет твердость и бодрость, нужно собрать всю свою волю и противиться этой напасти. «От уныния врачует терпеливость, – пишет святой Нил Синайский , – и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия» с. 258]. Какие же именно молитвы предлагается читать против уныния? Особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова) , который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы: «Слава Богу за все!», «Господи! Предаюсь Твоей святой воле! Буди со мной воля Твоя!», «Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня!», «Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!». Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это несложно.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Преподобный Ефрем Сирин Жизнь Церковь называет преп. Ефрема Сирина «учителем покаяния» за его любовь к плачу, глубокое смирение и непрестанное сокрушение, о котором свидетельствуют вся его жизнь и большинство сочинений. «Непрестанно плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом, – говорит о нем св. Григорий Нисский . – Кто будет читать его писания, тот увидит, что он не тогда только плачет, когда говорит о покаянии, но и в похвальных словах, где другие выражают радость» (Похвальное слово преп. Ефрему Сирину ). Будучи великим молитвенником и аскетом, преп. Ефрем сочетал уединение с литературным творчеством и уже при жизни был известен как выдающийся толкователь Библии и церковный гимнограф. Он писал на сирийском языке, но его произведения сразу же переводились на греческий, так что их знали и св. Афанасий, и великие Каппадокийцы, и все последующие греческие отцы. Современники преп. Ефрема свидетельствуют о его прижизненной славе: св. Григорий Нисский говорит, что св. Ефрем известен «почти всей подсолнечной» и его имя «на устах у всех христиан» (там же), а бл. Иероним пишет, что сочинения преп. Ефрема в некоторых храмах читаются всенародно наряду с книгами Священного Писания (О знам. мужах. 115). В истории сирийской духовной литературы преп. Ефрему принадлежит, безусловно, центральное, никем не оспариваемое место. Преподобный Ефрем родился около 306 г. в Низивине в бедной христианской семье. Родители воспитали мальчика в страхе Божием, однако, по свидетельству самого св. Ефрема, в юности он вел легкомысленную жизнь (Обличение самому себе и исповедь). Однажды, когда он ночевал в лесу вместе с пастухами овец, на стадо напали волки и растерзали овец. Хозяин стада обвинил Ефрема в краже и посадил его в тюрьму. Находясь в темнице, преп. Ефрем глубоко пережил свои прежние грехи и дал обет посвятить оставшуюся жизнь покаянию. После семидесяти дней заключения он предстал на суд, на котором был оправдан. Немедленно по выходе из тюрьмы он удалился в горы и присоединился к живущим там отшельникам, став учеником знаменитого подвижника Иакова Низивинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 4 1 Звезды мысленныя,/просиявшия на тверди Церковней,/иноков Российских основание/песньми, людие, почтим,/радостныя похвалы сим воздающе:/радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние с Феодосием богомудрым,//присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу. Перевод: Духовные звезды, просиявшие на Церковном небе, монашества российского основание песнопениями, люди, почтим, радостные похвалы им воздающе: «Радуйтесь, преблаженные отцы, Антоний с Феодосием богомудрым, всегда молящиеся о последователях и почитающих вашу память». Кондак, глас 8 2 Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне,/Тому от всея души любовию последовал еси;/мира же тленная нивочтоже вменив, в земли пещеру соделал еси,/и в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався,/яко светозарное солнце во вся концы земли возсиял еси,/отонудуже веселяся прешел еси к Небесным Чертогом./И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти://радуйся, Антоние, отче наш. Перевод: Вверив себя Богу, больше всех возлюбленному с юности, преподобный, Ему от всей души с любовью ты последовал, всем тленным в мире пренебрег и, сделав пещеру в земле, в ней прекрасно подвизался против козней невидимого врага, как яркое солнце воссиял во всех концах земли, оттуда же с радостью перешел в Небесные Чертоги. И сейчас с Ангелами предстоя Престолу Владыки, вспоминай нас, почитающих память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, Антоний, отче наш». Молитва 1я, преподобному Антонию Печерскому 2 О, добрый наш пастырю и наставниче, приснопоминаемый иноков российских первоначальниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на Небеси пребываеши, мы низу на земли, удалени суще от Тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею; обаче памятующе отеческую любовь твою к людем, ти сродным, припадаем и молимтися с умилением и верою: помози нам, грешным, покаянием очиститися и достойным быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pre...

Преподобный Лев наставлял: «Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи». Преподобный Антоний отмечал, что сердечному умилению более всего препятствуют превозношение (величание) и многоядение: «Аще не имаши умиления в душе – разумей: яко величание имаши в сердце твоем или многоядением побеждаешися, сии не оставляют душу умилитися». О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так: «Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения. Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной». Иногда старец Амвросий говаривал кратко, но метко: «Объястливые уста – свиное корыто». От излишнего угождения телу предостерегал и преподобный Иосиф: «Будешь удерживать чрево от пресыщения и услаждения, а также и тело от излишнего покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать для души, чем для тела». Пресыщенное чрево требует все большей пищи, но она не идет на пользу. Старец Иосиф пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано. Он отвечал такими словами: «Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!» Преподобный Варсонофий подчеркивал, что чревоугодие ведет к многоспанию. Он советовал не есть до пресыщения: «Сон и чрево связаны между собой. При наполненном желудке монах много спит и просыпает более положенного. Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты – положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест да ест; глаза не сыты – это грех». Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

http://pravoslavie.ru/58484.html

Преподобный никогда не искал славы, власти, и даже игуменство в основанном им монастыре принял лишь после многочисленных просьб братии. 18 июля. ПРАВМИР. 17 июля 2014 года в Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегациями Поместных Православных Церквей, участвующими в праздновании 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со словами приветствия, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, досточтимые и дорогие владыки, отцы и братия – представители Поместных Православных Церквей! Сердечно приветствую всех вас на торжествах, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Радуюсь тому, что представители Поместных Православных Церквей прибыли в Москву для участия в столь значимом для Русской Православной Церкви юбилее. Прошу передать слова благодарности моим собратьям Предстоятелям за направление своих высоких представителей, что является свидетельством их братской любви и нашего единомыслия. Преподобного Сергия называют «игуменом земли Русской». С его именем связано преобразование русского монашества, распространение общежительного устава иноческого жития. Во многом эти изменения были связаны с влиянием горы Афон благодаря духовным отношениям преподобного Сергия с одним из выдающихся её воспитанников и насельников – Константинопольским Патриархом Филофеем Коккиным. Основанная преподобным Сергием обитель – обитель Святой Троицы – не просто одна из крупнейших на Руси: она стала настоящей монашеской школой, которая воспитала не одно поколение боголюбивых иноков, позднее основавших множество монастырей по всей Руси. И сегодня Лавра остается центральным монастырем нашей Церкви, с неё берут пример и другие обители. Значение преподобного Сергия для Русской Православной Церкви и для нашей страны трудно переоценить. В период разделения и междоусобиц он примирял враждующих князей, призывал к миру и единству. Преподобный поистине был собирателем Святой Руси. Пример его жизни особенно важен и актуален для наших дней, когда на земле Украины не прекращается междоусобная брань и проливается кровь православных христиан. Прошу ваших молитв у мощей преподобного об искоренении вражды и воцарении мира на Украине.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-prepod...

50. Сотрудник Братства св. Гурия. 16 октября 1910 года Речь пред открытием Царевококшайского отдела Братства Св. Гурия (20 Сентября 1910 г.). Возлюбленные о Христе преподобные отцы и все боголюбивые братия-христиане! С великой благодарностью к нашему Архипастырю, высокопреосвящ. Архиепископу Никанору, принял я от Его Высокопреосвященства поручение открыть в Царевококшайске местный отдел Казанского Братства свят. Гурия. Мне Господь таким образом благословляет осуществлять мало-по-малу мою заветную мечту, чтобы церковное дело святой миссии православной было не делом одного духовенства, а предметом общецерковного попечения и сыновней любви православных христиан к общей нашей Матери – св. Церкви. Но я счастлив вдвойне, возлюбленные отцы и братия: мне приходится здесь в вашем богохранимом граде не столько насаждать новое дело, сколько продолжать начатое вами уже года два тому назад. Я имею в виду ваш Царевококшайский Миссионерский Кружок. Правда, он был мал, его деятельность была скромна, но он всё-таки был, он осмелился быть тогда, когда в других местах ещё ничего не было. И я счастлив сообщить вам, что скромная деятельность вашего Миссионерского Кружка послужила для меня наиболее убедительным аргументом для тех, кто искренне недоумевал, можно ли в уездном городе организовать что-либо подобное. На такие недоумения я отвечал: «можно», и указывал на ваш миссионерский кружок... Ныне, ввиду полной тождественности задач Миссионерского Кружка и Братства свят. Гурия, а равно и одинакового состава обоих учреждений, – первый должен, очевидно, прекратить своё существование, и это тем более обязывает меня принести вам, инициаторам и участникам этого миссионерского начинания, искреннюю благодарность и пожелать вам успеха в новом вашем деле. Но сейчас вы начинаете своё дело при самых лучших обстоятельствах. И прежде всего вас должно одушевлять сознание, что вы – не одиноки; если вы решились в своё время начать дело своего кружка, так сказать, на свой риск и приняли его на свою нравственную ответственность, то ныне, – вы это уже знаете, – ваш Царевококшайский отдел Братства свят. Гурия открывается пятым 57 и, – это вы ещё лучше знаете, – Высокопреосвящ. Архипастырь наш, Владыка Архиепископ Никанор, и к самому Братству свят. Гурия и к его Уездным Отделам относится с исключительным Архипастырским вниманием и благоволением. Таким образом по милости Божией успех ваш как будто обеспечен: нужно только молиться Богу и просить Его св. помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     В древнем Патерике приводится история. Два инока впали в тяжкий грех. Через некоторое время они раскаялись и сказали: «Какую пользу мы получили, оставив ангельский образ и впав в скверное житие? Не ждет ли нас за это мука вечная? Пойдем опять в пустыню, покаемся. Господь примет наше покаяние ». Рассудив так, они пошли в монастырь, открыли свой грех духовному отцу, и он в качестве епитимии повелел им год пребывать в затворе, питаясь хлебом и водой. Прошел год, и было открыто старцам монастыря, что прощены иноки Богом. Отворив их келлии, отцы вывели их. Что же оказалось? Один монах был весьма худ и бледен, вышел весь в печали, другой же был весел, цветущ лицом и торжествовал. Отцы удивились такой противоположности и спросили скорбящего брата: «Как ты пребывал в своей келлии?» Инок отвечал: «Я помышлял о содеянном мной зле и представлял себе адскую муку, в которую я должен был идти». Затем спросили радовавшегося инока: «Ты о чем размышлял в своей келлии?» Он же сказал: «Я прославлял Бога, исторгшего меня из скверного жития и снова приведшего в ангельский образ, и, хваля Бога, веселился». Тогда старцы сказали: «Покаяние обоих было приятно Богу, ибо Он обоих простил». Покаяние нельзя отождествлять с унынием Как важно понять: покаяние нельзя отождествлять с унынием. Покаяние – не нагнетение мрачных чувств, не самоистязание, что вот, мол, я ни к чему не гожусь, – а, напротив, освобождение души от мрака уныния. Это выявление в себе того доброго, что еще можно принести в дар Христу. Покаяние – это духовное, внутреннее соприкосновение с той евангельской истиной, что на Небесах бывает радость об одном грешнике кающемся (см.: Лк. 15: 3–10). И разве не радость – расстаться с грехом, который губил твою душу, лежал тяжким бременем, не давал чисто смотреть на Божий мир, изъедал тебя внутри и выплескивался наружу в виде негодования на ближних? Вот раскаялась душа, исповедалась в Церкви – и засиял свет в душе, словно взошло пасхальное солнышко! Преподобный Силуан Афонский объяснял это так: «Тем, кто борется с грехом, Господь дает не только прощение, но и благодать Святого Духа, Который радует душу и дает ей глубокий и сладкий мир».

http://pravoslavie.ru/78497.html

Беседа 31. Почему Бог прощает. Второе крещение. Нам не нужны перевыборы. Как сделать замечание и не осудить. Главный замысел бытия. Псы. Чародеи. Любодеи. Убийцы. Идолослужители. Крайняя форма неправды. Приди! Не хватает денег – бери даром. Аминь. Сегодня у нас последнее занятие по Книге Откровение Иоанна Богослова, потому что мы будем изучать последнюю, 22 главу. Откр.22:1 . «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца». Андрей Кесарийский поясняет: «Рекой, исходящей из Церкви называется иносказательно крещение пакибытия, потому что омываемые в нем действием Духа Святого делаются чистейшими снега и кристалла». Итак, река воды жизни – воды Таинства святого Крещения, омывающие наши грехи, исходят от престола Бога и Агнца. Не в том смысле, что благодать Крещения – это дождик с неба, а в том смысле, что благодать Крещения, равно как и Таинство исповеди, – это проявление Божьего милосердия. Такого обильного Божьего милосердия, которое можно сравнить с потоком реки, светлой, чистой, как кристалл. И светлось благодати отнюдь не мутнеет от нашей греховности, остается светлой «как кристалл» . То есть Божье милосердие не предполагает никаких предварительных условий со стороны Бога. Если кому-то может показаться, что Бог нас прощает ради того, чтобы мы потом начали вести хорошую жизнь и таким образом отблагодарили бы Бога – это неправильное представление. В Писании сказано: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили» ( Тит.3:5 ). То есть сотворили бы после прощения. Господь отлично понимает, что мы до конца не сможем исправить свою природу. Преподобный Макарий Великий говорил, что нельзя доверять своему телу, пока оно не ляжет во гроб. Святые Отцы не испытывали никаких иллюзий относительно себя, тем более относительно других людей. У некоторых людей неправильное представление о святости, – об этом мы часто говорим. Им кажется: да, святые грешили, но до обращения к Богу. Потом их жизнь радикально поменялась, и они уже были как земные Ангелы, небесные человеки. Но писания самих святых этого не подтверждают… Августин Блаженный пишет о себе в настоящем времени как о грешнике. И многие другие святые Отцы, описывая свое прошлое и настоящее, сознаются в своем недостоинстве принятия дара благодати. Но благодать она и есть благодать, потому что получается даром – «благая дать», то есть это нельзя заработать. Сказано: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» ( Рим.11:6 ). Святой праведный Иоанн Кронштадский писал: «Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу, так как свойство греха – омрачать нас, связывать по рукам и ногам. Но время и место для действия благодати – только здесь: после смерти только молитва».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженные святые Отцы наши, которые в русской земле просияли, Антоний и Феодосий Печерские, и Сергий, и Кирилл, и Димитрий, и Дионисий, и Авраамий, и Павел, и другие ученики их, имели крепкий смысл и совершенную любовь к Богу и к ближнему. И как блаженный Антоний и Пахомий и прочие, которые в прежние годы были иноками, сохранившими все заповеди Божии, так и в нашей стране блаженные Антоний и Феодосий, и Сергий, и Варлаам, и Кирилл, и другие, о которых уже упомянули, святые Отцы все заповеди Божии соблюдали и Святого Духа благодати сподобились и показывают чудеса и исцеления, которые сотворили и ныне еще творят, потому что добродетельно и богоугодно пожили и живших с ними тому же учили и наставляли. Тот, кто хочет узнать о них верное и справедливое, да прочтет и решит разумно, как они бедственно и многотрудно жили и какую благодать от Владыки Христа сподобились принять, потому что узнал я от Божественных Писаний, от книги, называемой Патерик Печерский, о святом Антонии и Феодосии и о других святых, которые были в Печерском монастыре, что в одно время было тридцать чудотворцев и настоящих святых, которые могли бесов изгонять и болезни исцелять, и многие чудеса и знамения творить. Даже если прочитаем и все Божественные Писания, то не найдем ни в каком монастыре в одно и то же время столько чудотворцев, столько и таких удивительных чудес и знамений, как в этой Божественной церкви, и о тех святых и преподобных отцах, которые в монастыре этом были, и как постились, и мучения, и подвиги, и христоподобные страдания имели. Но не только тогда и в то время, но и прежде того и потом видели, как проходила их подвижническая и тяжкая, и трудная жизнь; а какое они имели попечение о монастырском благочинии и благочестии и силе, что они тогда творили, — никто ныне не может показать словом или делом. Никогда монастырь не был открыт, но всегда закрыт, и сторожа всегда стояли у ворот, так что самому державному и христолюбивому великому князю Изяславу, сыну Ярославову, внуку блаженного и издавна знаменитого и славного Владимира, не давали войти без благословения настоятеля.

http://pravmir.ru/otvet-nedoverchivyim/

«Божиею Милостию, мы смиренные Платон, Митрополит Киевский и Галицкий, Сергий, Архиепископ Кишиневский и Хотинский, Тихон, Архиепископ Волынский и Житомирский, Феодосий, Епископ Екатеринославский и Таганрогский, Никанор, Епископ Херсонский и Одесский, Иустин, Епископ Подольский и Брацлавский, Вениамин, Епископ Черниговский и Нежинский, Виталий, Епископ Могилевский и Мстиславский, викарии Киевской митрополии: Виталий, Епископ Чигиринский и Поликарп, Епископ Ямайский и викарий Полтавской епархии Иларион, Епископ Прилукский возлюбленным о Христе братиям и духовным чадам, сущим в наших паствах, желаем радоваться о Господе. По соизволению Святейшаго Правительствующаго Синода, собравшись в священном граде Киеве, в нем же древле возсияла благодать православия для отечества нашего и из него же изыде слово Господне во всю землю Российскую, имели мы разсуждение о пребывании духовном и преуспеянии в вере наших пасомых и соутешились взаимно тем, что в градах и весях многочисленныя по духу чада наши благочестиво по Бозе живут и добрыми делами богатятся, святую Церковь почитают, яко матерь свою, хранят отеческия предания и благие обычаи предков своих, усердствуют благолепию храмов Божиих, между собою соблюдают единогласие и мир, а в числе приходских пресвитеров есть не мало таких, которые в своей пастырской деятельности руководятся разумною, твердою и безкорыстною ревностию о спасении вверенных им душ. Да будет хвала, честь и слава всем ревнителям и хранителям веры православной и благочестия истиннаго. «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Сию веру возлюбила блаженная княгиня Российская Ольга, сию веру принял равноапостольный великий князь Владимир и ею просветил наш край и весь народ русский, сию веру содержали и ею спаслись святые страстотерпцы, благоверные князи Борис, Глеб и Игорь, преподобные отцы нации Антоний и Феодосий и все в России спросиявшие угодники Божии. В сей вере твердо пребывали, за сию веру боролись, страдали и умирали наши праотцы, деды и отцы, молясь за своих князей и царей и спасая от врагов свое отечество. Их пример достохвален и достоподражаем; их честь не постыдна и память досточтима во всех концах России: им слава от Христа Бога, иже и призвал их, как благословенных в наследие нетленное, неувядаемое на небесах ( 1Пет.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010