Закрыть itemscope itemtype="" > Чтобы восстановить Россию, нужен дух, нужна крепкая вера Слово к участникам научной конференции «Исторические основы возрождения Российской Империи» 02.06.2023 5081 Фото: vladivostok-eparhia.ru Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Приветствую Вас с берегов Тихого океана и поздравляю с Праздником Святой Троицы и началом Вашей замечательной конференции! Вы любите Россию и не напрасно собрались в этот Троицын день, чтобы обсудить исторические основы возрождения нашей Православной Российской Державы. Святая Троица – есть основа жизни России. Русь с Купели Днепра восприняла великую Тайну Святой Троицы. По образцу Святой Троицы наши великие цари и князья строили Русь, собирали ее из разрозненных земель и княжеств, преодолевая христианской любовью всяческие междоусобицы. Глубину сегодняшнего Праздника выразил знаменитый русский иконописец Андрей Рублев. Посмотрите на Икону Троицы Рублева! Скорбно смотрят своим взором Три Божественных Лика с Небесной высоты на мир, утопающий в грехах, на это звероподобное человечество и на нашу Россию. С Любовью Крестной Они взывают к нам. Преподобный Сергий Радонежский, Игумен и Собиратель Русской земли, прозревая духовные основы строительства России, Святой Руси, не напрасно назвал построенный своими руками храм в честь Святой Троицы. Он желал, чтобы по образцу Святой Троицы мы собирались, мирились, любили братской любовью друг друга и созидали свою Отчизну. Как Любовь Бога-Отца и Сына и Духа Святаго, должна быть любовь среди нашего народа и его правителей. По образцу Святой Троицы должны быть в любви и единстве Россия, Белоруссия, Украина и все народы, живущие на исторической территории Руси Великой. В тысячелетней истории Руси мы видим много основ, на которых зиждилось наше великое государство. Но о снова всех основ – это вера в Святую Троицу. Этим Россия жила, живет и будет жить. Все основы должны стоять на фундаменте Православной веры. Без Православия любые основы будут непрочными, рассыплются. Чтобы восстановить Россию, нужен дух, нужна крепкая вера. Отцы наши всегда шли на бой, на защиту Родины, жертвуя собой за Святую Русь и веру Православную, за Дом Пресвятой Богородицы. Этим духом Христовым была сильна Россия.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/02/ch...

Канон всем русским святым Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 24 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Тропарь. Глас 4: Яко звьзды многосвьтлыя на тверди церковньй восиявше, освьтили есте сердца вьрных добродьтелми подвиг и чюдес ваших, во плоти яко ангели на земли показастеся пощением, насаждени бысте яко древо при водах воздержания, напоени струями слез ваших, и скверну омысте, сего ради явистеся приятелище Божия Духа, отцы преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим. Канон всьм святым иже в Велицьи Росии в пость просиявшым. Глас 8. Пьснь 1. Ирмос: Поим пьснь Богу, иже от горкия работы фараоновы свобоже Израиля, и огненным столпом и свьтлым облаком наставльшему, яко прославися. Житием богодухновенны воистинну рай явистеся Церкви Христовь, блаженнии отцы вси по имени, о нас молитву Господеви творите непрестанно. Радуйся, мнихом в Руси первый наставниче Антоние преславне. Никоне богоносе, печерская слава, Исаакие — Яьствт, держава безмолвию, и Иларион духоносный. Красуйся воистину сосуде Божий Феодосие священнодушьне, Феодор и Василие, цвьти пустыньнии, Алимпие, Спиридон, Арефа, Герасим 1 , свьтлии бисерие. телем свртлии бисери)/ Сияет яко звьзда на небеси в постницьх Евстратие, и божественый Дамиан, озаряет же ся с сими великий Матфей, и Агапит чюдный, аще кто ин, с сими облистает. Гора жития высока явися Григорие, страдалец же чистоть Иоанн многотерпеливый, с ними Кукша священный мученик 2 с Пимином постником 2 , столп же церкви и терпьния с Никоном Сухим 3 явися. Моисия и Варлама величаю//иже о чистоть течения же и страдания, благодьяние же Прохорово хвалю, почитаю и Лаврентиевы добродьтели. Слава: Триединого естества пою лица составна: нерождена Отца, Сына рожденаго и Духа Святаго, безначално царство и божество едино. И ныне: Радуйся, пресвятый храме, руно богоносное, запечатльнный источниче безсмертныя струя, стадо свое, Владычице, сохрани от всьх борющих невоевано. Пьснь 3. Ирмос: Небесному кругу верхотворче Господи, церкви Зиждителю,

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Л.Ф. Шеховцова Глава 1. Страсть печали, состояние тревоги и тревожность Страсть печали, многопечалование, по описанию очень похожа на то, что в психологии называют состоянием тревоги. Святые отцы говорили о многих видах печали, в нашей работе особенно хочется обратить внимание на такой вид печали, как многопечалование, беспокойство. 1.1. Святоотеческое понимание печали В святоотеческом наследии печаль относится к восьми главным греховным страстям, ведущим к смерти души. Страсти потому являются греховными, что дают ложное, превратное направление жизнедеятельности человека, С.М. Зарин называет их болезнями души [см.: 5, с. 215, 306]. Казалось бы, что тут такого смертельно опасного, почему святые отцы говорят о смертном грехе, если человек немножко погрустит и попечалится?! Но… «Печаль бывает болезнью души и тела, – говорит преподобный Нил Синайский , – душу берет она пленницею, а плоть иссушает, оставляя на месте». «Кто часто печалится и приписывает себе бесстрастие, тот подобен больному, притворяющемуся здоровым; ибо как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль» с. 256, 255]. Святой Иоанн Кассиан Римлянин объясняет, почему надо бороться со страстью печали, ссылаясь на метафору, приведенную в Книге Притч: Ибо якоже молие в ризе и червие в древе, тако печаль мужу вредит сердце ( Притч. 25:21 ). Душа, изъеденная печалью, как одежда, изъеденная молью, не годится к употреблению. «Есть еще и иной род печали – непотребнейший, когда она в душу согрешившую влагает не намерение исправить жизнь и очиститься от страстей, – пишет далее святой Иоанн Кассиан , – а пагубнейшее отчаяние. Она-то и Каину не дала покаяться после братоубийства, ни Иуде не попустила после предательства взыскивать средств удовлетворения, а увлекла его чрез внушенное ею отчаяние к удавлению» с. 64, 65]. Все симптомы печали, выраженные в более резкой форме и интенсивности, захватывающие все душевные силы, называют унынием. Для уныния характерно изнеможение души, слабость, подавленное состояние, потеря разумом всякой власти над ходом душевной жизни, расслабленность. Такое малодушие сопровождается полной потерей надежды на Бога, ослаблением всякого подвижничества, леностью.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Л.Ф. Шеховцова Глава 1. Тщеславие и истерия Тщеславие – искание земных почестей, искание славы при занятии наукой и искусством; «любление красивых одежд», стыд исповедовать свои грехи, самооправдание, лукавство, человекоугодие, зависть. Тщеславие – это лицемерие человеческого духа. Многие мирские профессии дают возможности для расцвета тщеславия, для превозношения одних людей над другими. В мире часто правит дух превосходства, гордости житейской. «Многие успехи в делах и жизни люди приписывают не Богу, а себе. Желание добиться славы, стать известным, выделиться среди других тесно связано, – пишет отец Сергий Филимонов, – с житейским благополучием и получением разного рода временных благ. Мерой успешности, результата в этой жизни для многих людей служит мера их известности и высота занимаемой должности» с. 26]. 1.1. Святые отцы о тщеславии Святые отцы предупреждали, что тщеславие – очень опасная страсть. «Седьмая брань предлежит нам с духом тщеславия – разновидным, изменчивым и тонким, так что с самыми острозоркими глазами едва можно не только предостеречься от него, но его рассмотреть и узнать, – говорит святой Иоанн Кассиан . – Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна и отовсюду и со всех сторон встречает воина, и когда он еще борется, и когда уже является победителем. Ибо она покушается уязвить воина Христова и одеждою, и статностью, и походкою, и голосом, и работою, и бдениями, и постами, и молитвою, и уединением, и чтением, и познаниями, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием, – и, как некий опаснейший камень подводный, покрытый вздымающимися волнами, в то время как не опасаются, причинять внезапно бедственное кораблекрушение плывущим при благоприятном ветре» с. 74]. «Тщеславие радуется о всех добродетелях: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу – и опять им же побед ил ся. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх», – пишет преподобный Иоанн Лествичник с. 150–151].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Надсловие на книгу блаженного отца Нила, сочиненное учеником его иноком Иннокентием Святые отцы, что едиными заповедями Христовыми учат обуздывать страсти и очищать сердце от злых помыслов, две эти рекомендуют как крепчайшее оружие иметь делателям, а именно – страх Божий и память о Боге, здесь сущем, следуя говорящему: «Страхом Господним всякий уклоняется от зла» (ср.: Притч. 16, 6 ) и «Видел я Господа пред собою всегда, да не поколеблюсь» (ср.: Пс. 15, 8 ). И прибавляют, что до этого надо иметь память о смерти и геенне. А третье – чтение святых Писаний. Все ведь это хорошо для хороших и благоговейных мужей; бесчувственным же и окаменелым, хоть и сама та геенна или Сам Бог чувствам их откроется, никакого не наведут на них страха. К тому же и самый ум у новоначальных монахов скоро притупляется для памяти о таковых и она бежит от них, как пчела от воскурения дыма. Хотя память о таковых хороша и полезна в час рати, но прежде этого добра явили духовнейшие и искуснейшие отцы и еще большее и несравненное добро, могущее даже очень немощным помочь. Если первого подобие и образ – мелющие в жерновах своими собственными руками и силой, то второго – мелющие в мельнице с помощью воды и искусства: ибо как вода сама собой движет колесо и камень, так и пресладкое имя Иисусово с памятью о Боге, тут сущем, во всей полноте живущем в Иисусе, подвигает ум на молитву, на что указывая, великий в богословии Исихий говорит: «Душа, благодетельствуемая и услаждаемая Иисусом, с радостью некоею и любовию и со исповеданием Благодателю хвалу воссылает, благодаря и призывая Его с веселием»; и еще: «Как невозможно в этой жизни жить без еды и не пия, так же невозможно для души без хранения ума и чистоты сердечной, что и является и называется трезвением, достичь чего-либо достигнути души, или свободитися по уму сотвореннаго 1 греха, аще и нудит кто себе страха ради мук еже не согрешати»; и: «Аще помыслом вшедшим в сердце, нам не хотящым, и укрепляющимся и стоящим, прогонити весть Исусова молитва из глубины сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Не бойся, малое стадо, яко блогоизволи Отец ваш дати вам царство. (Ев. Лук.12:32 ). ...В нынешняя же времена отнюдь не повелевают се Отцы от себе кому братию поучати, но от Писания святого и от учения Преподобных Отец. (Из письма блаженного старца архимандрита Паисия Величковского) . На вопрос: зачем ты пришел в монастырь? многие отвечают: за тем, чтобы душу спасти. А в чем состоит это дело «спасения души», как за него приняться, и как проходить его с успехом, объяснить не могут, по неведению. Это и дало мысль составить предлагаемый сборник изречений св. Отцов, подвижников и учителей Церкви, из которого было бы видно, как они понимали этот подвиг «спасения души» в монашеском звании: как св. Отцы советуют проходить его, по внутреннему и внешнему человеку; чего держаться в жизни, как руководящей нити; чем поддерживать себя в трудах и недоумениях, в порывах и приливах борьбы, неизбежных при подвиге; к какой духовной цели стремиться здесь на земле; как избавиться от рабства страстям и достигнуть чистоты сердца, составляющей истинную свободу славы чад Божиих и искомый конец монашеского подвига, или как, по крайней мере, получить несомненную уверенность в своем вечном спасении и потому небоязненно смотреть на переход в вечность. Имея в виду большинство читателей, которые говорят: «книги так надобно писать, чтобы и малограмотным было понятно», и приводят в пример бессмертные творения святит. Тихона Задонского , мы старались достигнуть наибольшей простоты изложения. Поставили себе за правило предлагать изречения святых Отцов в том самом виде, как они содержатся в русских переводах их творений; те же изречения, которые заимствованы нами из славянских переводов, приводим здесь на русском наречии, после должного сличения их с греческим подлинником. Ювеналий, Архиепископ Литовский и Виленский Вильна 1904 года. Вступление в монастырь Общий, необходимый для каждого христианина путь ко спасению вечному есть исполнение заповедей Божиих, как Сам Господь сказал богатому юноше: аще хочеши внити в живот, соблюди заповеди, но вслед за тем, в ответ на слова его: вся сия сохраних от юности моея, прибавил: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене ( Мф.19:17, 21 ). Эти последние слова Спасителя повлекли за собою многих, желавших духовного совершенства и первые из них, после мира Церкви от гонений: Антоний Великий , Макарий Египетский , Пахомий Великий и их подражатели, стремясь к очищению своего сердца исполнением заповедей Христовых, поняли, как пишет св. авва Дорофей , что находясь в мире, они не могут удобно совершать добродетели, измыслили свой особенный образ жизни, особенный образ действования, – я говорю о монашеской жизни, и начали убегать от мира и жить в пустынях 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Да исправится молитва моя. По творениям преподобных Оптинских старцев. Данная работа представляет собой сборник изречений преподобных Оптинских старцев о молитве, взятых из их творений. В своих творениях преподобные отцы оптинские учат нас важность молитвы для спасения человека, отмечают те условия, при которых она совершается наиболее благоприятно, а также показывают духовные уровни молитвенного пути к Богу. Те советы, поучения, наставления, которые они давали своим современникам, важны и актуальны и в наши дни. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Да исправится молитва моя. По творениям преподобных Оптинских старцев Составитель: Сергей Милов Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС14-322-2766) Предисловие Оптина пустынь, будучи одним из центров церковной жизни России и расположенная недалеко от города Козельск Калужской области, явила в XIX–XX веках целый сонм преподобных старцев, оказавшим большое влияние на возрождение духовности в российском обществе того времени. Наследие оптинских старцев является одним из духовных кладезей русского Православия. И кладезь этот важен для верующего человека в двух значениях. С одной стороны, преподобные старцы Оптиной пустыни явили собой продолжение того духовного опыта, который накапливала Русская Православная Церковь, начиная с первых святых отцов, в первую очередь, преподобного Сергия Радонежского. С другой стороны, то время, когда подвизались преподобные, гораздо ближе к нам, чем эпоха святых XIII, XIV, XV веков. Временная близость оптинских старцев к дням сегодняшним отразилась в том, что те советы, поучения, наставления, которые они давали своим современникам, важны и актуальны и в наши дни. Одной из тем, которой уделяли внимание в своих поучениях преподобные отцы Оптинские, стала молитва. Важность молитвы для человека и, в частности, для его спасения, условия, при которых она совершается наиболее благоприятно, а также духовные уровни молитвенного пути – все эти темы, так или иначе, оказались отражены в их наследии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Нам оставлено покаяние «Нам оставлено покаяние» — собрание писем игумена Никона (Воробьева). Игумен Никон продолжал традицию Игнатия (Брянчанинова): акцент на трезвении, покаянии, борьбе со страстями. В частности, он писал: «Большинство не понимает христианства. Некоторые поняли; поняли, что самое главное — понуждать себя и делать заповеди Христовы, и каяться в своих недостатках и нарушениях заповедей, каяться всегда, считать себя негодными для царствия Божия, умолять Господа о милости, как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешному». Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга». Покаянием жива Церковь. О книге писем игумена Никона (Воробьева) Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный (Пс.11; 2) " Большинство не понимает христианства. Некоторые поняли; поняли, что самое главное – понуждать себя и делать заповеди Христовы, и каяться в своих недостатках и нарушениях заповедей, каяться всегда, считать себя негодным для царствия Божия, умолять Господа о милости, как мытарь: " Боже, будь милостив мне, грешному " . Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга " . Во все века христианства самым важным вопросом для любого православного человека был вопрос о спасении: " Как жить, что делать для того, чтобы спастись? " В первые века на этот вопрос вслед за апостолами отвечали живые носители благодати: богодохновенные Отцы и учителя, духоносные старцы-подвижники. По мере оскудения духовности среди христианских народов, оскудевали среди них и столпы благодати. По мысли свт. Игнатия Ставропольского, Отцы первых веков, предвидя это оскудение, для того, чтобы не оставить без назидания нас, христиан последних времен, написали свои богодохновенные творения, руководствующие на пути ко спасению. Но каждая эпоха ставит свои вопросы. Духовная жизнь, вечная по существу, в разные века принимает различные формы. На эти изменения указывает в своих творениях св. Игнатий (Брянчанинов): " изменения не в сущности, а в обстановке, имеющей на сущность существенное влияние " . Святитель пишет о том, что " писаниями древних должно пользоваться, применяя их к современности, избегая того ложного положения с его последствиями, в которое поставляется всякий непонявший и неприметивший необходимости применения " (T.V, " Приношение современному монашеству " , Предисловие, стр. 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

Писатели сей Богомудрой и душеполезнейшей книги были поистине Богоносные, Христоносные и Духоносные Отцы Варсануфий и Иоанн - образцы подвижничества, ведцы безмолвия, светильники рассуждения, неусыпающие очи прозорливости, сокровищницы добродетелей, вместилища Духа Святаго. Но время, которое все сокрушает и доброе покрывает мглою забвения, не оставило нам повествования о жизни сих Богоносных светил, Варсануфия и Иоанна; а потому я немощный постарался выбрать из предлагаемой здесь собственной их книги некоторые частные свидетельства (о их жизни) и представить оные тем, которые пожелают узнать, какими добродетелями сии Богоносные Отцы достигли крайнего, доступного смертным, совершенства. Великий и Божественный Отец Варсануфий родился в Египте, как свидетельствует Евагрий схоластик в 32-й главе 4-й книги своей Церковной истории. И из 55-го ответа самого Старца видно, что он был обучен египетскому и еллино-греческому языкам. Приснопамятный муж сей с юного возраста желал вести подвижническую жизнь. Проходя однажды мимо конского ристалища, где люди вместе с бессловесными животными пускаются в бег, и видя, как там один старается предупредить и обогнать другого, сказал себе мысленно: " Видишь ли, как усердно подвизаются слуги дьявола? Не тем ли более должны подвизаться мы, - наследники Царствия Небесного " . И сделавшись через это зрелище еще более усердным, Св. Варсануфий удалился на духовный подвиг, как пишет о нем другой Старец Иоанн (в ответе 450). Пришедши в окрестности Газы Палестинской и найдя там общежительную обитель Аввы Серида, он устроил себе малую келлию сначала вне обители и, затворившись в ней, наслаждался сладчайшим медом безмолвия (как это видно из 221-го ответа). Кажется, что он устроил себе и другую затворническую келлию и безмолвствовал в ней, но где устроил ее, неизвестно; можно только предполагать, что вблизи той же обители. В начале его безмолвия ему приносили из обители только три хлеба в неделю, которыми он питался (отв. 72), но в то же время предавался плачу и такую сладость почерпал от слез, что от ощущения сей неизреченной сладости, довольствовался только одним малым хлебом, а многократно забывал вкушать и его, по словам Давида: забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей (Пс.101:6). Так вкушал он пищу иногда два раза в неделю, иногда один раз, а иногда, приходя в трапезу, подходил к пище как бы насыщенный и, принимая ее, осуждал самого себя, говоря: " отчего я не всегда в таком состоянии " , ибо от сладости духовной пищи он забывал чувственную (отв. 96). И что еще более удивительно, - он мог пробыть даже и всю жизнь, не вкушая пищи и питья и не облекаясь в одежды, ибо пища, питье и одеяние его был Дух Святый (отв. 78).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/69/f...

Подвиг Христовой нищеты 24 марта 2014 г. 16:06 21 марта 2014 года в Риме прошла конференция «Окраины жизни в свете Евангелия. Православные и католики на пути милосердия», организованная католической общиной святого Эгидия. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в конференции принял участие председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , который выступил с докладом «Подвиг Христовой нищеты». Христианская Церковь утверждается подвигом святых мучеников, исповедников, бессребреников, преподобных. В своем вольном страдании, проливая кровь, пот и слезы, они очистились от греховных страстей и вошли в вечный покой Небесного Царства. Они стали солью земли и светом для нас, блуждающих во тьме. Но в этом мире есть и невольные подвижники. В каком-то смысле жертвы терактов и преступлений уподобляются мученикам и страстотерпцам; немощные, ограниченные в движении, зрении, слухе — инокам и монахам-схимникам; бедные и нищие — бессребреникам. Они могут стать святыми, если страдают благодушно, без ропота. Пример такого больного и нищего, ставшего святым, дан нам в Евангелии. Это Лазарь, который, мучаясь от своих болезней, лежал у ворот богача (Лк. 16:19-31). Лазарь не знал Христова благовестия, не участвовал в церковных Таинствах, его добродетелью было благодушное перенесение страданий. Святые отцы говорили, что после великих подвижников первых веков подвиги следующих поколений будут в два раза меньше. После них будут подвижники, чьи подвиги еще более уменьшатся, а в конце времен христиане уже не будут совершать видимых подвигов, спасаясь благодушным перенесением скорбей. Но эта добродетель превзойдет добродетели великих подвижников. Святитель Игнатий Брянчанинов приводит такой рассказ: «Некогда святые Отцы Египетского Скита пророчески беседовали о последнем роде. «Что сделали мы?» — говорили они. Один из них, авва Исхирион, отвечал: «Мы исполнили заповеди Божии». Спросили его: «Что сделают те, которые будут после нас?» — «Они, — сказал авва, — примут (совершат) делание вполовину против нас». Еще спросили его: «А что сделают те, которые будут после них?» Авва Исхирион отвечал: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших». Мне кажется, что сегодня жертвы преступлений, больные и нищие, без ропота терпящие страдания — это и есть своего рода подвижники последнего времени.

http://patriarchia.ru/db/text/3611694.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010