Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Церковь Евфросинии Полоцкой. Теплая церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В период восстановления Спасо-Евфросиниевской обители, в 1841 году, в ней был единственный храм в честь Всемилостивого Спаса. С возрождением монашеской жизни возникла необходимость в постройке еще одной церкви для совершения богослужений. Уже в 1842 году в жилом монастырском доме была устроена домовая церковь и освящена в честь основательницы обители преподобной Евфросинии Полоцкой. О том, как выглядел Свято-Евфросиниевский храм в 1845 году, мы узнаем из книги Д. С. Леонардова «Памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович)», в которой говорится: «Церковь преп. Евфросинии была простою домовою церковью; только крест отличал ее от обыкновенных жилых помещений. Тесная и бедная церковь представляла из себя только большую комнату, отделявшуюся коридором от монашеских келий». В 1847 году домовую церковь перестроили в теплый каменный храм. В 1886 году она была значительно расширена: надстроены стены, поднят потолок, устроены хоры, пристроены алтарь, притвор и ризница, сооружены новые престол и жертвенник. После окончания строительных работ 12 декабря 1886 года церковь вновь освятили. Каменная достройка 1886 года, предназначавшаяся в прошлом для ризницы, сейчас служит отдельной молельной для сестер во время богослужений, а деревянная достройка, сделанная в 1990-е годы, используется в качестве ризницы. Богослужения в Свято-Евфросиниевском храме совершались вплоть до закрытия обители. Следует сказать, что для Спасо-Евфросиниевского монастыря XX век стал периодом запустения и разрухи. Из исторических документов мы узнаем, что, когда в 1925 (1924?) году по распоряжению советских властей обитель закрыли и все здания, принадлежавшие ей, передали военному ведомству и другим государственным структурам. Храмы обители были повреждены как снаружи, так и внутри. В Великую Отечественную войну Евфросиниевская церковь сильно пострадала. Об этом свидетельствуют сохранившиеся фотографии 1950-х годов. Храм оставался в полуразрушенном состоянии до 1987 года. В течение 1987–1989 годов городскими властями в церкви был произведен капитальный ремонт, устроены деревянные хоры с лестницей. В Спасо-Преображенском храме совершались богослужения в воскресные и праздничные дни, а в Евфросиниевской церкви – крещение, венчание, отпевание и другие требы. С 1991 года, когда монастырь уже был возрожден, Свято-Евфросиниевский храм временно служил в качестве монашеской трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=04902

Полоцкий Спасо-Ефросиниевский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Полоцкий Спасо-Ефросиниевский женский монастырь - православная женская обитель, основанная в 1128 году. Монастырь был закрыт советской властью в 1928 году, возвращен Церкви в 1989 году. При монастыре действует гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Первоначально на месте нынешнего монастыря находилось архиерейское поместье с храмом-усыпальницей Полоцких епископов и деревянным Спасским храмом. В 1125 году сюда вселилась преподобная Евфросиния Полоцкая и около 1128 года здесь зародилась монашеская обитель благодаря ее подвижнической жизни. В середине XII века на месте деревянной церкви преподобной был воздвигнут каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся до нашего времени. Также, по заказу святой в 1161 году был изготовлен Воздвизальный крест - крест-ковчег со множеством святынь: частицами Древа Креста Господня, камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, мощей первомученика архидиакона Стефана и великомученика и целителя Пантелеимона. Православная обитель продолжала существовать вплоть до 1580 года, когда Полоцк вошел в состав Речи Посполитой и монастырь был передан римо-католикам. Его заняли монахи-иезуиты. В 1656 году, когда войска русского царя Алексея Михайловича вступили в Полоцк, монастырь был возвращен православным, но уже в 1667 году по Андрусовскому миру Полотчина была возвращена в состав Речи Посполитой, и Спасская церковь вновь отошла к иезуитам. Лишь трудами епископа Могилевского и Витебского святителя Гавриила в 1832 году Спасская церковь была снова передана православным. Полоцкий епископ Василий (Лужинский), взошедший на кафедру в 1840 году, видел одной из главных своих задач восстановление древних Полоцких святынь, почему ему удалось собрать пожертвований на 30.000 рублей ассигнациями, и добиться издания в октябре 1841 года Высочайшего указа о возрождении Полоцкого женского монастыря. Через полгода в день памяти преподобной, 23 мая 1842 года, в Спасо-Преображенскую церковь из Софийского собора был «для вечного хранения перенесен достопамятный Крест преподобной Евфросинии». На пожертвованные в Москве и Петербурге средства до 1848 года удалось отремонтировать или вновь построить здания для всех монастырских служб, возвести дом для размещения женского духовного училища, ставшего при монастыре преемником школы, основанной святой Евфросинией.

http://azbyka.ru/palomnik/Полоцкий_Спасо...

За полгода мощам преподобномучениц Елисаветы и Варвары поклонились более четырех миллионов человек В ходе путешествия по России святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары святыня побывала более чем в пятидесяти городах. За полгода пребывания ее в канонических пределах Русской Православной Церкви честным останкам мучениц поклонились более четырех миллионов человек, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП. Принесение в Россию святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары состоялось по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра, при участии Фонда святого апостола Андрея Первозванного. В декабре 2004 года перед святыней получили возможность помолиться жители Ставрополья, Ростовской области (к мощам приложились воины, получившие боевые ранения на Северном Кавказе и находящиеся на излечении в Ростовском окружном военном госпитале), а также Курской, Воронежской, Орловской и Брянской областей. Вечером 23 декабря ковчег с мощами преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары прибыл в Полоцк, который считается духовным центром Белоруссии. Ковчег изготовлен из досок гробов, в которых останки алапаевских мучениц в 1920-х годах были перевезены из Китая во Святую Землю. Всю ночь перед святыней молились сестры Свято-Евфросиниевского монастыря, основанного в XII веке княгиней Евфросинией Полоцкой. Эту святую при жизни очень почитала Великая княгиня Елисавета Феодоровна, которая лично присутствовала на торжествах в честь ее прославления в 1910 году. Из Белоруссии в ночь на 25 декабря в храме-вагоне ковчег с мощами был доставлен в Смоленск. На железнодорожном вокзале святыню встретил викарий Смоленской епархии епископ Балтийский Серафим и более тысячи верующих смолян. Мощи крестным ходом были перенесены в кафедральный Свято-Успенский собор, где жители города встречали их, стоя на коленях. Был отслужен молебен преподобномученицам. В течение нескольких дней верующие во множестве стекались к кафедральному храму, чтобы помолиться перед святыней, которая находилась там до 27 декабря.

http://pravoslavie.ru/12304.html

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества в честь 840-летия преставления преподобной Евфросинии Полоцкой 5 июня 2013 г. 18:20 5 июня 2013 года Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет возглавил в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре торжества в честь 840-летия преставления его святой основательницы — преподобной Евфросинии Полоцкой. Накануне вечером всенощное бдение в Кресто-Воздвиженском соборе монастыря совершил управляющий делами Белорусской Православной Церкви архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий . В соборе была положена для поклонения деталь облачения мощей преподобной Евфросинии 1910 года — часть скуфии, выполненная из бархата и расшитая золотой нитью. 5 июня раннюю Литургию в Кресто-Воздвиженском соборе совершил клирик монастыря священник Александр Макаров; Литургию в трапезном храме преподобной Евфросинии Полоцкой совершил епископ Борисовский Вениамин . В Софийском соборе г. Полоцка Литургию возглавил епископ Туровский и Мозырский Леонид . Митрополит Филарет возглавил служение поздней Литургии в в Кресто-Воздвиженском соборе обители. У святых врат владыку Филарета приветствовали архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий и настоятельница монастыря игумения Евдокия (Левшук) с сестрами. За богослужением Его Высокопреосвященству сослужили архиепископы  Витебский и Оршанский Димитрий , Новогрудский и Лидский Гурий, Полоцкий и Глубокский Феодосий, а также секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич, секретарь Полоцкого епархиального управления священник Александр Петлицкий и многочисленное духовенство. Пел хор сестер обители. Проповедь перед Причастием произнес старший священнослужитель монастыря протоиерей Иоанн Гаврильчик. По окончании богослужения из  Кресто-Воздвиженского собора вышел крестный ход к Спасо-Преображенскому храму. По пути шествие объединилось с крестным ходом из Софийского собора. У стен самого древнего храма обители Патриарший экзарх всея Беларуси обратился к молящимся с архипастырским словом .

http://patriarchia.ru/db/text/3022027.ht...

Архив Пн Преподобная Евфросиния Полоцкая — княжна, игумения, просветительница 27 декабря 2023 г. 15:03 В этом году исполнилось 850 лет со дня преставления преподобной Евфросинии Полоцкой, просветительницы Белорусской земли, основательницы женского монашества на Руси, «матушке Русской земли», как ее с любовью именуют. О том, как знатная княжна выбрала монашеский путь, как основала одну из первых женских обителей на Руси, ставшую центром просвещения, как спустя семь веков были возвращены мощи святой игумении из Киева в ее родной Полоцк, как одна за другой возрождались полоцкие святыни, и прежде всего Спасский монастырь, основанный преподобной Евфросинией в XII веке, рассказывает настоятельница Спасо-Евфросиниевской обители игумения Евдокия (Левшук). Интервью опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» 11, 2023,  PDF-bepcuя ). — Известно, что преподобная Евфросиния была родственницей святого равноапостольного князя Владимира, его праправнучкой.  — Преподобная Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, родилась в начале XII века, предположительно в 1102 году, в семье полоцкого князя Георгия и происходила из древнего княжеского рода, который корнями восходил к святому равноапостольному князю Владимиру. В 988 году князь Владимир принял святое крещение и разделил земли между своими сыновьями. Полоцкие земли достались его сыну Изяславу, который стал родоначальником династии полоцких князей. Во время правления князя Изяслава в Полоцке была учреждена первая епископская кафедра (до этого кафедры были только в Киеве и в Новгороде). С образованием Полоцкой епархии христианская вера стала распространяться по всей Полоцкой земле. При внуке князя Изяслава Всеславе в Полоцке был возведен грандиозный собор Святой Софии. Строительство третьего на Руси (после Киева и Новгорода) Софийского собора явилось свидетельством экономического и духовного роста Полоцкого княжества XI века. — Княжна Предслава с юных лет была книжницей, и слава о ее мудрости и красоте распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие достославные князья искали ее руки, но она отказалась от брака и тайно ушла из дома в монастырь. Было ей тогда 12 лет...

http://patriarchia.ru/db/text/6088038.ht...

Архив Пн В столице Казахстана прошли торжества, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского 29 сентября 2014 г. 17:16 27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Астаны возглавили митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и митрополит Минский и Слуцкий Павел . Главе Митрополичьего округа в Республике Казахстан и Патриаршему экзарху всея Беларуси сослужили: митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин , митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл , митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин , митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх , епископ Гурий (Шалимов) , епископ Елецкий и Лебедянский Максим , епископ Рыбинский и Угличский Вениамин , епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Анадырский и Чукотский Серафим , епископ Магаданский и Синегорский Иоанн , епископ Барнаульский и Алтайский Сергий , епископ Городецкий и Ветлужский Августин , епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий , благочинный церковного округа города Астаны, настоятель Успенского кафедрального собора архимандрит Сергий (Карамышев). По окончании богослужения митрополит Минский и Слуцкий Павел огласил приветственный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю 25-летия архиерейской хиротонии митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. Патриарший экзарх всея Беларуси от лица иерархов, духовенства, монашествующих и мирян поздравил владыку Александра с юбилеем архиерейского служения и вручил высшую награду Белорусской Православной Церкви — орден Креста преподобной Евфросинии Полоцкой. В этот же день в Посольстве Республики Беларусь в Астане состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра и митрополита Минского и Слуцкого Павла с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Республике Казахстан Анатолием Ничкасовым. 28 сентября, в неделю 16-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, в столице Казахстана прошли торжества, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/3766677.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евфросиния Полоцкая, прп. - житие Преподобная благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая (память 23 мая по старому стилю) Преподобная Евфросиния Полоцкая, до пострига носившая имя Предслава, была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и дочерью Полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича. С детских лет она овладела грамотой, читала Псалтирь, Священное Писание и другие духовные книги. Любовь к книжному чтению сочеталась у нее с усердной молитвой, и уже тогда Предслава стяжала «плод молитвы». Мудрости ее «чудился» не только отец и близкие: слава о ней разошлась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала, желая стать монахиней, несмотря на несогласие родителей. Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из князей, она тайно ушла из дома в женский монастырь к игуменье Романе (вдове ее дяди Романа Всеславича) и начала просить пострига. Возраст Предславы (ей было тогда 12 лет) и необыкновенная красота казались игуменье несовместимыми с монашеством. Однако глубокий разум княгини, ее молитвенная настроенность скоро переубедили игуменью. Несмотря на возможный гнев отца Предславы, игуменья благословила племянницу на постриг. При постриге Предслава получила имя Евфросиния. Некоторое время новопостриженная была на послушании в обители. Но даже строгая монастырская жизнь не удовлетворяла ее стремления к духовному подвигу. По благословению Полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор, поселившись в «голубце» — особой келье при Софийском соборе города Полоцка. Здесь она проводила время в молитве, бдении и переписывании духовных книг, насыщаясь премудростью из книг соборной библиотеки. «Евфросиния сердце свое напояла Божией Премудростью»,— пишет автор жития преподобной. Труды и подвиги ради собственного духовного возрастания были неотделимы для Евфросинии от деятельной любви к людям. Переписанные книги она дарила тем, кто жаждал духовного просвещения.

http://pravicon.com/info-2284

Митрополит Минский Вениамин возглавил торжества по случаю 435-летия со дня рождения праведной Софии Слуцкой 5 апреля 2021 г. 11:24 4 апреля 2021 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в городе Слуцке Минской области состоялись торжества по случаю 435-летия со дня рождения праведной Софии, княгини Слуцкой. Празднование возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Вениамин . Начался день с крестного хода с честной стопой праведной Софии, частицей мощей мученика младенца Гавриила Белостокского и Слуцкого, копией Креста преподобной Евфросинии Полоцкой. Шествие прошло от кафедрального собора Архангела Михаила к храму преподобного Паисия Святогорца г. Слуцка, в котором по завершении крестного хода была совершена Литургия святителя Василия Великого. Богослужение совершил митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении епископа Слуцкого и Солигорского Антония , епископа Лидского и Сморгонского Порфирия , настоятеля храма иеромонаха Арсения (Канышко), клириков  Слуцкой епархии и приглашенных гостей в священном сане. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Литургические песнопения исполнил хор Михайловского кафедрального собора г. Слуцка под управлением Павла Штепы. На богослужении присутствовали заместитель председателя Слуцкого районного исполнительного комитета Наталья Чернушевич и другие высокие гости. После сугубой ектении Патриарший экзарх вознес молитву о прекращении распространения вредоносного поветрия. По заамвонной молитве архиереи и сослужащие им священнослужители совершили славление празднику.  По окончании богослужения епископ Слуцкий Антоний обратился к Патриаршему экзарху с приветственным словом. Его Преосвященство поблагодарил Предстоятеля Белорусской Православной Церкви за визит на Слуцкую землю и рассказал о планах благоустройства территории, прилегающей к храму преподобного Паисия Святогорца. Здесь строятся богадельня и приходской дом имени первого Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) , где разместятся благотворительная столовая для неимущих, а также пункт выдачи одежды и необходимых предметов быта нуждающимся. Строительство дома даст новый импульс церковной просветительской работе с молодежью: тут будут проходить курсы краеведения и истории Белоруссии, а также разместится музей, в число экспонатов которого войдут иконы из утраченных храмов Слуцкого края. Сердцем приходского дома станет храм Святой Живоначальной Троицы (в память о Слуцком Свято-Троицком мужском монастыре, который во времена Речи Посполитой был оплотом Православия, а в богоборческие годы ХХ века был насильственно закрыт и уничтожен). Открытие дома запланировано на 2022 год.

http://patriarchia.ru/db/text/5794830.ht...

Монахиня Кассиана (Купаленко) С белорусской монахиней Кассианой (Купаленко) мы познакомились в социальной сети, что с нашей стороны не оригинально, но это тот случай, когда странички Фейсбука стали площадкой для самого серьезного разговора. Потому и возникла у меня идея беседы с матушкой Кассианой… о монашестве? Да, но не только. И не столько даже о монашестве, сколько о выборе, об определении человеком своего духовного пути. Монашество, монастырь – это один из вариантов; и для каждого из нас, монаха ли, мирянина, важно бывает иногда увидеть, как выбирал другой человек. Но, прежде чем перейти к вопросам и ответам, сообщу, что матушка Кассиана – настоятельница Архиерейского подворья, строящегося монастыря во имя Преподобного Паисия Святогорца в деревне Ольжево Лидской епархии. Родом она из-под Витебска, иноческий постриг приняла в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре, а монашеский – уже на подворье. Жила в Греции, изучая теологию в Афинском университете. Монастырь во имя Преподобного Паисия – первый, единственный не только в Белоруссии, но и на всем пространстве Московского Патриархата – настоятельница с небольшой общиной сестер строит с нуля. И, благодаря Фейсбуку, мы всегда в курсе этого многотрудного строительства. На фотографиях матушка – то в фартуке, с малярным валиком, то в респираторе над штабелем досок – обрабатывает их огнезащитным составом; а еще нередко – в окружении друзей и гостей монастыря (благо их много!) или с монастырскими собаками – своими любимцами Ипой и Найдом. Сестрам и паломникам рождающейся на наших глазах обители приходится пока жить в спартанских условиях… зато в настоящей любви. – Матушка Кассиана, все-таки – почему именно монастырь? Разве нельзя жить с Богом в миру? А может быть, это совершенно иррационально приходит и ни в каких аргументах не нуждается? – Решение пойти по монашескому пути я принимала, будучи совсем юной годами. Но это было абсолютно мое решение, осмысленное и осознанное, насколько это возможно в таком возрасте, принятое не под влиянием чьих-то мнений. Сравнивать мои тогдашние взгляды на многие вещи с сегодняшними мне бывает очень забавно и даже весело. Это нормально, никто из нас не стоит на месте, мы все куда-то движемся. Но для меня самой остается загадкой и тайной, как так случилось, что в 17 лет я приняла жизненно важное решение, о котором ни разу впоследствии не пожалела.

http://pravoslavie.ru/133786.html

Свято-Покровский кафедральный собор в Витебске 27 вересня 2009 р. 09:00 Здание нынешнего Свято-Покровского собора построено в 1821 году. В 1858 году храм был перестроен. Реконструкция завершена в 1865 году. Произведенная перестройка принципиально не изменила архитектуру храма. Второй раз храм был перестроен в начале XX века к юбилею 300-летия дома Романовых в 1913 году. Был сооружен третий купол над центральной частью храма, надстроены башни, треугольный фронтон заменен округлым, лучковым. В 30-е годы ХХ века храм постигла участь большинства православных святынь: его закрыли. Вновь, на краткое время, Свято-Покровский собор был открыт во время Великой Отечественной войны — в 1941 году. Вот как описывал это событие его участник, ныне канонизированный на Архиерейском Соборе 2000 года новомученик, архимандрит Серафим (Шахмуть): «...Народ радуется открытию церквей, и в Витебске при открытии Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что весь зарыдал, и священники не могли служить, и был временный перерыв...». В августе 1941 года из местного антирелигиозного музея в храм перенесена святыня — мощи преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. В храме они находились до 22 октября 1943 года, откуда после торжественно совершенной Божественной литургии с молебном преподобной Евфросинии были поездом доставлены в Свято-Софийский собор Полоцка, а затем перенесены в Спасо-Преображенский храм Спасо-Евфросиниевского женского монастыря . Во время войны здание Свято-Покровского собора значительно пострадало: был уничтожен второй ярус башен, разрушена крыша. Не ремонтировавшееся здание постепенно приходило в упадок, разрушаясь от воздействия погодных условий. Находясь в центре города, оно являлось немым укором горожанам, забывшим о своих духовных корнях. В конце 80-х годов храм готовили к сносу, но начавшаяся оттепель перестройки дала возможность общественному движению интеллигенции города «Узгор’е» спасти храм. В 1986 году было принято решение о реконструкции Свято-Покровской церкви. 20 ноября 1989 года Совет по делам религий при Совмине СССР постановил зарегистрировать в Витебске «второе религиозное общество» Русской Православной Церкви. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1990 года состоялось первое богослужение в Свято-Покровском кафедральном соборе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209642...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010