В день памяти преподобной Евфросинии, покровительницы Белоруссии, в Полоцке прошли торжественные богослужения 7 июня 2012 г. 16:10 5 июня 2012 года, в день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, по благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси  митрополита Минского и Слуцкого Филарета  в Полоцке — родном городе святой покровительницы Белоруссии — прошли торжественные богослужения. Божественную литургию в Кресто-Воздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского монастыря возглавил епископ Речицкий Леонид , викарий Гомельской епархии . По окончании богослужения состоялся крестный ход с Крестом преподобной Евфросинии и иконой с частицей ее мощей. В Софийском соборе г. Полоцка Литургию возглавил архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий в сослужении епископа Борисовского Вениамина , викария Минской епархии , и духовенства Полоцкой епархии . После Литургии был совершен крестный ход к Спасо-Евфросиниевскому монастырю. На соборной площади владыка Вениамин огласил обращение митрополита Филарета в день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, и 1150-летия града Полоцка. В нем, в частности, говорится: «Будучи древнейшим городом на территории Беларуси, Полоцк стал одним из центров развития восточнославянской цивилизации наряду с Новгородом и Киевом. В истории Полоцкого княжества, которое было носителем активной самостоятельной политики, обнаруживаются истоки белорусского государственного суверенитета. Выгодное положение на пути " из варяг в греки " , развитие торговли и ремесел в здешних пределах делали этот регион привлекательным для представителей многих племен и народов, которые приходили сюда, увы, не только торговать, но и воевать. Однако вклад Полоцка в мировую культуру имеет не одно лишь материальное измерение. Слава этого великого города проецируется на вечность. Полоцк вошел в историю средних веков не только как княжеская столица, но и как столица духовная, кафедральный град, зримый символ того, что Русь была уловлена в апостольские сети. Епископия была учреждена здесь в 992 году — 1020 лет тому назад. В Полоцке воистину " Премудрость построила себе дом " (Притч. 9:1): здесь возрос храм святой Софии, созданный по образу и подобию Софии Константинопольской, — главного храма древней христианской Византии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Архив Пн В Полоцке прошли торжества, посвященные 850-летию преставления преподобной Евфросинии Полоцкой 5 июня 2023 г. 20:11 5 июня 2023 года Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин возглавил в Спасо-Евфросиниевском монастыре города Полоцка торжества, посвященные 850-летию преставления основательницы обители преподобной Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой.  За поздней Божественной литургией в Крестовоздвиженском соборе обители Предстоятелю Белорусской Православной Церкви сослужили архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий , архиепископ Феодосий (Бильченко) , архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Молодечненский и Столбцовский Павел , епископ Светлогорский Амвросий , прибывшие на праздник гости в священном сане, духовенство Полоцкой епархии и клирики Спасо-Евфросиниевского монастыря. Богослужебные песнопения исполнил хор сестер обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой). Трансляция богослужения велась на телеканале «Беларусь 3».  За богослужением молились настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря игумения Евдокия (Левшук), настоятельница подмосковного Бывалинского Никитского монастыря игумения Капитолина (Филиппенко), настоятельница Пантелеимоновского монастыря в городе Браславе игумения Ника (Бурак), настоятельница Вознесенского женского монастыря в деревне Барколабово игумения Ангелина (Ерш), настоятельница Иоанно-Богословского монастыря в деревне Домашаны игумения Саломия (Овчинникова), настоятельница монастыря святых Жен-мироносиц в городе Бобруйске игумения Параскева (Ельская), настоятельница Спасского женского монастыря в городе Кобрине игумения Евфросиния (Куракевич), а также насельницы женских монастырей.  На богослужении присутствовали уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Александр Румак, председатель Витебского областного исполнительного комитета Александр Субботин, представители власти.

http://patriarchia.ru/db/text/6033974.ht...

Представители Белорусской Православной Церкви приняли участие в круглом столе «Религиозный фактор национальной безопасности Республики Беларусь» 19 марта 2012 г. 13:03 15 марта 2012 года в Центральной научной библиотеке Национальной академии наук Беларуси состоялся круглый стол «Религиозный фактор национальной безопасности Республики Беларусь». По благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси , президиум круглого стола возглавил викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин . Модератором мероприятия выступил академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси доктор исторических наук А.А. Коваленя. В президиум церковно-общественного форума вошел также председатель правления международного благотворительного фонда «Семья — единение — Отечество», исполнительный директор Издательства Белорусского экзархата (ИБЭ) В.В. Грозов. Открывая форум, владыка Вениамин преподнес в дар А.А. Ковалене образ благоверного князя Александра Невского и передал в Центральную научную библиотеку НАН подборку книг ИБЭ. В.В. Грозов представил недавно выпущенную в ИБЭ факсимильную копию памятника средневековой белорусской письменности «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой». Академик Международной инженерной академии, главный советник и председатель совета директоров ЗАО «Голографическая индустрия» Л.В. Танин рассказал о текущей работе над голограммами икон и иных святынь. К настоящему времени выполнена голограмма креста преподобной Евфросинии, переданная в минский храм Покрова Пресвятой Богородицы. Белорусские физики также намереваются создать голограммы святынь Афона. Руководитель Центра защиты материнства и семейных ценностей Минской епархии иерей Димитрий Гриценко выступил с критикой принятого в 2012 году закона о вспомогательных репродуктивных технологиях, легализующего коммерческое суррогатное материнство, и выразил тревогу по поводу возможного правового оформления однополых связей. С докладами также выступили ведущий научный сотрудник Института истории НАН Беларуси, доктор политических наук Л.Е. Земляков; директор Института социологии НАН Беларуси, доктор социологических наук И.В. Котляров; референт Минской епархии по вопросам новых религиозных движений, доктор теологии Венского университета В.А. Мартинович; заведующий юридической службой Белорусской Православной Церкви А.И. Алешко; заместитель генерального директора по науке РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию», доктор сельскохозяйственных наук М.А. Кадыров; настоятель костела святых Симеона и Елены в Минске, кандидат исторических наук ксендз Владислав Завальнюк.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Преподобная Евфросиния Суздальская, преподобная Евфросиния Полоцкая, игумения Арсения (Себрякова), монахиня Людмила (Ольга Николаевна Пряшникова), – это лишь небольшой список монахинь, причисленных к лику святых. Если же перечислять всех, кто шел по монашескому пути и был прославлен Церковью, эта статья займет слишком много страниц. Художники в разные времена пытались запечатлеть образы монахинь – известных или тех, чьи имена нам еще только предстоит узнать. Попробуем посмотреть на несколько картин – от XVIII до ХХ века.      Портрет схимонахини Нектарии (Натальи Борисовны Долгорукой, урожденной графини Шереметевой), выполненный неизвестным художником XVIII века. Точнее, не портрет, а «парсуна» – так принято называть портреты XVII – начала XVIII века. Парсуна не предполагает передачи психологического образа изображаемого человека, глубины пространства и так далее. Это не икона и одновременно – не реалистическая картина в современном понимании. Перед нами – схимница, в прошлом – блистательная светская красавица, которая не отказалась от опального жениха, и, став его женой, попала в тяжелые бытовые условия Сибири, пережила казнь мужа, смерть одного из сыновей. С достоинством и смирением принимая все, что происходило с ней в жизни, она шла по духовному пути, этапы которого – сознательное принятие монашества, а потом и великой схимы. У схимонахини Нектарии – лицо молодой девушки, но, когда она приняла великую схиму ей было уже за 50. Художник-реалист XIX века написал бы ее непременно с лицом взрослой женщины, на котором не могли не отразиться все тяготы, с которыми ей пришлось столкнуться. Но веком раньше художник поступает иначе, в итоге показывая не внешний возраст изображаемой, а ее юную душу, которой надлежит предстать перед Господом. Но она уже здесь, в этой жизни, со Христом, неслучайно ее рука указывает на свиток со словами псалма: «Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя...» (Пс. 26:10) У Ильи Репина есть два портрета под названием «Монахиня» – 1878 года и 1887 года. Только вот про первый портрет мы подробно говорить не будем, поскольку рассказ о нем – совсем не по теме статьи: в образе монахини Илья Ефимович изобразил сестру жены. По воспоминаниям племянницы Л. А. Шевцовой-Споре, она позировала ему в светском одеянии. Во время работы над портретом модель и художник поссорились, в итоге – картина была переписана. Исследования Третьяковской галереи, рентгенограмма картины, показали, что за монашеским одеянием – девушка с прической, в платье с кружевами и веером в руках. Но все-таки, когда смотришь на мастерски выполненный портрет, немного чувствуешь этот момент «игры» – например, кажется, что «монахиня» специально демонстрирует зрителям четки на руке…

http://pravoslavie.ru/135147.html

Икона Божей Матери Корсунской «Икона же Корсунская, аки Купина вторая, огнем опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сиянием благодати блистающее», – так ярко и огненно говорят об одном из русских Богородичных образов, почитаемого как «от неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше». Икона Божей Матери Корсунской , одна из общерусских святынь, подобно и другим нашим святыням, соединяющая Русский мир, от Херсонеса и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы, почитается праздником в день 22 октября (9 по ст. ст.). В малоазийском городе Ефесе пребывала икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. Считается, что в 988 году список с этой иконы был принесен в Киев из Корсуни святым равноапостольным князем Владимиром. Этот список получил название Корсунской иконы Божией Матери. Корсунский образ Богоматери относится к иконописному типу «Умиление» («Елеуса»). Известный православный писатель Егор Поселянин (Евгений Николаевич Погожев, 1870–1931) в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» рассказывает о том, что чудотворный образ из Киева затем был перенесен в Новгород, а позже – в Москву, где и находился в алтаре Успенского собора (пропал в 1812 году во время Наполеоновского нашествия ). Другой список Корсунской иконы был принесен на Русь дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая Есть предание, что другой список этой иконы был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Приняв постриг, княжна основала в Полоцке женскую обитель и построила в ней каменную церковь во имя Спаса Всемилостивого. Позднее преподобная Евфросиния возвела новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Преподобная направила к византийскому императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с богатыми дарами и с просьбой прислать список с образа Пречистой. Просьба Евфросинии была исполнена, и Михаилу был вручен список с чудотворной Ефесской иконы.

http://pravoslavie.ru/74500.html

Идеал и историческая реальность в семейной жизни русской православной Церкви. 14 июня, 2007. Протоиерей Георгий Митрофанов Мы будем говорить не столько об идеалах, сколько об исторической реальности, в которой, как правило, идеалы не реализуются даже в малой степени. Биографии, на которых воспитывались поколения русских православных христиан, не дают нам идеала семьи.       Круглый стол на тему «Семья в современной Церкви» состоялся 26 апреля в Доме наместника Московского Данилова монастыря. По  благословению Патриарха Алексия II мероприятие было организовано Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи    (ЦДРМ). Дискуссия о семье продолжила целый ряд пастырских семинаров, посвященных актуальным вопросам современной церковной жизни и пастырской практики.      Мы будем говорить не столько об идеалах, сколько об исторической реальности, в которой, как правило, идеалы не реализуются даже в малой степени. Биографии, на которых воспитывались поколения русских православных христиан, не дают нам идеала семьи. Понятно, что большая часть наших святых – это Святейшие, Преподобные, Мученики, канонизация которых связана отнюдь не с семейной жизнью, а с мученической смертью. Обратимся к нашим святым женам.         Святые христианки      Прежде всего, нужно констатировать, что святых христианок в Святцах ничтожно мало и это не случайно. Когда-то канонизировали очень много, но в синодальный период за два века канонизировали только пять святых. Места святым женам практически не отводилось. При этом обнаружились тенденции, свидетельствующие, что даже при прославлении Святых Христианок тема семьи для женщины была более значима, чем для мужчины, просто потому что в традиционной патриархальной семье вплоть до ХХ века женщина играла определяющую роль — для нее жизнь сводилась прежде всего к семейной, если она не была монахиней. Выяснилось, что женщин, которые посвятили себя семейной жизни, в Святцах мало. Стоит вспомнить имена святых Евфросинии Полоцкой и Евфросинии Суздальской. Это немногочисленная плеяда святых монахинь, которые не желали вступать в брак, отторгали себя от семьи.

http://pravmir.ru/ideal-i-istoricheskaya...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранную Христову невесту песньми восхвалим днесь, вернии, Евфросинию; сия бо княжна, дом отчий оставльши и во иночестве поживши добре, многая управила есть ко спасению; во Иерусалиме плотию преставльшися, во Иерусалим горний духом преселися и тамо присно за ны молится. Ейже тако возопиим: Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная. Икос 1 Ангельски поживши, преподобная, постническим житием угодила еси Христу и небесныя радости причаститися сподобилася еси по скончании. Темже с горних высот призри на ны, тако тя величающия: Радуйся, Российския земли похвало; Радуйся, отрасль славная от рода Владимира равноапостольнаго. Радуйся, именитых родителей чадо богоизбранное; Радуйся, голубице непорочная. Радуйся, девственнице чистая; Радуйся, инокиням утешение. Радуйся, ко Иерусалиму небесному путеводительнице; Радуйся, благочестия звездо. Радуйся, заступнице к тебе притекающих; Радуйся, целительнице недугов незримая. Радуйся, ходатаице за ны теплая; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная. Кондак 2 Видение бе радостное, егда по рождении твоем принесоста тя, преславная, родителя твоя во храм Господень: тамо бо в купели крещения от первороднаго греха омылася еси погружением, и мира священным помазанием тя, яко отрасль младую, иерей привил есть ко Христу, да поеши Ему выну со избранными Его: Аллилуиа. Икос 2 Разумом, свыше просвещенным, и чистым сердцем Христови от юности вручила еси себе, Предиславо; почасту во храм притекающи, в горнице во трудех присно пребывала еси. Темже тя ублажаем: Радуйся, Христови обрученная от купели крещения; Радуйся, миром благодатным запечатленная. Радуйся, Духа Свята вместилище чистое; Радуйся, тем умудренная во спасение. Радуйся, во благое свыше укрепленная; Радуйся, разум просветившая молитвою. Радуйся, совесть стяжавшая крепкую во благом; Радуйся, от младости уведевшая пути благочестия. Радуйся, уклонилася бо еси пути гибельнаго; Радуйся, трудолюбивая отроковице. Радуйся, юных дев российских красото;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Свято-Ольгинская община сестер просвещения и женская диакония в России рубежа XIX-XX веков. Часть 1 Радуйся, первоучительнице и просветительнице наша! Обложка книги с изображением Ольгинского креста общины сестер просвещения Подвиг женщины на поприще просвещения народа верой христианской имеет столь же долгую историю, как и сама христианская вера. Первоначальницы его – равноапостольная Мария Магдалина, равноапостольная Апфия Колосская, супруга святого апостола от 70-ти Филимона, первомученица равноапостольная Фекла. Святые жены просвещали светом веры страны, будучи в них и безвестными пришелицами, как святая равноапостольная Нина в Иверии, и правительницами, как равноапостольная царица Елена в Византии и равноапостольная княгиня Ольга на Руси. Приходилось им принимать и мученический венец за свой равноапостольный подвиг, как святой мученице Людмиле, княгине Чешской. И Запад знал такой же подвиг равноапостольной жены: святая Клотильда, королева Франции († 545), воспитавшая своего внука в христианской вере и обратившая в нее и своего супруга, знаменитого франкского короля-воителя Хлодвига, «для Франции… имеет то же значение, что для Руси святая Ольга и для Чехии святая Людмила, для Римской империи святая Елена» . Были на Руси, еще до монгольского ига, высокообразованные жены, прославившиеся в том числе и подвигом на поприще просвещения. Преподобная Евфросиния Полоцкая с юности, по благословению Полоцкого епископа Илии, стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. Житие отмечает образованность и другой преподобной Евфросинии – Суздальской, которая проявлялась в глубоком знании не только Священного Писания, но античной литературы: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых, и Омировых, и Платоновых…». В этом списке – философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении.

http://pravoslavie.ru/31255.html

Юбилей суздальской обители В этом году в октябре месяце празднуется 800-летний юбилей суздальского Ризоположенского женского монастыря – одного из древнейших монастырей на Святой Руси. Время основания монастыря – 1207 год – указано в историческом описании г. Суздаля соборного ключаря Анания Федорова. Монастырь был назван в честь положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, куда святыня была перенесена из Назарета 2 июля 458 года. Суздаль, Ризоположенский монастырь Широкая известность суздальского Ризоположенского монастыря связана с именем преподобной Евфросинии, в миру Феодулии, княжны черниговской, дочери благоверного князя Михаила Всеволодовича, в орде татарской вместе с боярином Феодором пострадавшего.   «Возсияла, яко утро светозарное земли Суздальстей…» Святые жены составляют особую славу Русской земли. Они сияют светом, исходящим от Божией Матери, отражая его и им светя нам, грешным, дабы мы видели путь к Богу и меньше спотыкались на этом пути. Пример их жизни, любовь, которую они распространяют вокруг себя, не могут не повлиять на человека с душой и совестью. В отличие от многих выдающихся святых мужей, действия которых способствовали историческому выбору русского народа и нередко оказывали определяющее влияние на чисто прагматическую сторону исторических событий, святые жены, как правило, не принимали вообще никакого участия в политической жизни страны. Но роль их в нашей истории от этого не становится менее значимой. Являясь ученицами Христа, наследницами Марии Магдалины и других первых учениц Господа, они несли народу русскому Христов свет женственно, с особой тонкостью душевной, свойственной чистой женской натуре, оставаясь сестрами и матерями для окружавших их людей. Княжна Феодулия родом была из князей черниговских. Прабабка ее, полоцкая княгиня Мария Васильковна, приходилась племянницей одной из самых замечательных женщин своего времени – святой Евфросинии Полоцкой. А прадед, черниговский князь Святослав Всеволодович, сидевший на киевском столе в 1177–1194 годах, заслужил славу князя мудрого, пекущегося о благе Русской земли. Таким рисует его летописец: «Князь же Святослав мудр, в заповедех Божиих ходя… и черноризьскый чин иерейский любя, и нищая милуя». И таким же предстает он в «Слове о полку Игореве», автор которого вложил в уста Святослава «золотое слово, со слезами смешанное», – призыв к русским князьям оставить междоусобия.

http://pravoslavie.ru/3673.html

9-е Св. Апостола Иакова Алфеева Иакова Алфеева некоторые признают за одно лицо с Ап. Иаковом меньшим, – братом Господним по плоти. Но Церковь , на основании Писания ( Мф.10:3 ; Мк.3:18 ; Лк.6:15 ), ясно отличает Иакова Алфеева от Иакова, брата Господня по плоти, назначая сему последнему празднование 23-го октября и 4-го января и причисляя его к лику 70 Апостолов. Святого же Апост. Иакова Алфеева Церковь причисляет к славным и всехвальным Апостолам и называет братом Евангелиста Матфея. По сошествии Святого Духа, свои Апостольские труды Иаков Алфеев совершал вместе с прочими Апостолами ( Деян.6:2 ) в Иудее, Эдесе, где был он с Апостолом Андреем Первозванным, во время третьего его путешествия, и также странствовал для проповеди, по сказанию Никифора Каллиста, в Газу, Елевферополь и в сопредельные места. Отсюда св. Апостол для благовестия Евангелия удалился в Египет и в городе Острацыне, после немалого в нём пребывания, запечатлел свои Апостольские подвиги мученическою смертью на кресте. В IX веке Феофан Никейский написал канон св. Апост. Иакову Алфееву, поемый ныне Православной Церковью в день его памяти. В этот день Церковь между прочим взывает нам: «твёрдо мудрости догматы в души благочестивых вложившего похвалами да ублажаем, яко Боговещателя». Празднование Ефесской или Корсунской иконе Богородицы Эфесская или Корсунская икона Богородицы, по преданию, писана св. Лукой. В 988 году в 9-й день октября она принесена великим князем Владимиром из Херсона в Киев; а по другому сказанию, из Греции в Россию – Предиславой или Предславой, – в монашестве Евфросинией, – дочерью Полоцкого князя Георгия. Предислава, одарённая высокими совершенствами души и тела, в летах цветущей юности отвергнув блестящие увеселения не только княжеского двора, но и всего мира, тайно оставила отеческий дом и облеклась в одежду иноческую. Евфросиния, так названа. Предислава по её пострижении, подвизалась сперва, по дозволению Полоцкого епископа Илии, в кельи, пристроенной к Софийскому Полоцкому собору. Спустя несколько времени, она, по любви к безмолвию, избрала себе для жительства принадлежавшее к архиерейскому дому подворье или сельцо, где находилась деревянная церковь во имя Спаса. Испросив себе это место, Евфросиния основала здесь девичью обитель, воздвигла около 1162 года каменный храм всемилостивому Спасу, и в этом монастыре была первой начальницей. Слыша о писанных св. Лукой ещё при жизни Богоматери иконах, из коих одна находилась в Иерусалиме, другая в Царьграде, а третья в Ефесе, преподобная желала иметь одну из них в своей обители и, помолившись Богу со слезами об исполнении своего желания, отправила нарочного к Греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хрисовергию с дарами и просьбой доставить ей икону Богоматери. Император и патриарх приняли прошение благосклонно и, взяв икону из Ефеса в Царьград, отпустили к преподобной с нарочным, присланным от неё. Сию знаменитую икону поставила она в Спасской церкви монастыря и украсила золотом и дорогими камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010