Полоцкие заметки Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 Посещение древнего Полоцка, Спасской обители, где полагала начало своим подвигам преподобная Евфросиния (†1173; пам. 23 мая), весьма спасительно для верующего человека. Это прикосновение к древним истокам христианства на Руси. В Полоцке, как в Киеве и Великом Новгороде, был воздвигнут Софийский собор. В XII веке сооружается Спасский монастырский храм и устраивается женский монастырь. “В храме на хорах, по желанию Преподобной, были устроены две небольшие крестообразные кельи. В одной из них подвизалась сама Полоцкая игумения, а в другой, вероятно, — духовно близкая ей родная сестра, монахиня Евдокия” 1 . Стены древнего собора сохранили до нас замечательные фрески. В XIX веке был изменён внешний вид храма, записаны были и древние фрески, которые сейчас раскрываются реставраторами. По своей древности и сохранившемуся ансамблю они представляют значительный интерес для искусствоведов и ценителей старины. Но стены храма исписаны различными надписями — граффити. Это целая книга, писавшаяся на протяжении веков разными людьми и на разных языках. В алтарном переходе в диаконник имеется монограмма Польского короля Стефана Батория: SBR. Приведём две записи: “В лето 7085 месяца декабря во 10 преставися раба Божья инока Окулина, игуменья святаго Спаса…”; “Месяца августа в 23 на памя оца Каленика преставися раба Божия Соломонида” (см. илл. 1). Таким образом, Соломонида почила в день памяти Константинопольского Патриарха Калинника (†705). Интересна следующая запись: “В лето седмотисячное преставися король, а сын его Олександръ на княженье селъ того же лета месяца июля 31 день, а у Полтеску был на 5-е лето” (см. илл. 2). После кончины короля Казимира Ягеллончика его сын Александр вступил на престол Великого княжества Литовского, а в 1497 году он был в Полоцке. Князь Александр был женат на Елене, дочери Московского князя Иоанна III. Очевидно, можно говорить о поминальном характере следующей записи, выполненной в виде колонки: “Ивана, Марию, Варвру, Демтрья, Пафноть, Гергя, Григорья”. Вне всякого сомнения, изучение и публикация спасских граффити откроет много интересного из истории не только Спасской обители и храма.

http://pravmir.ru/polotskie-zametki/

Православная Европа. Статья 6 Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 1 В свое время я ездил в Бельгию каждое воскресенье. В церковь. В голландском городе Маастрихте (где я учился в магистратуре местного университета) богослужения в православном приходе во имя святителей Иоанна Златоуста и Серватия совершались всего один раз в месяц. Да и то по субботам. Поэтому воскресным утром, когда на улицах было тихо и безлюдно, я спешил на железнодорожный вокзал. Оттуда начинался мой привычный путь до бельгийского города Льежа, расположенного недалеко от голландской границы. Неказистая с виду электричка, гордо именуемая «международной», добегала до пункта назначения всего за полчаса. А с льежского вокзала Гимэ можно было выбирать дальнейший путь, следуя в одну из русских церквей города. Да, был такой незабываемый период в моей жизни, когда приходилось ездить на литургии из одной европейской страны в другую. Но было это совсем не тягостно. Скорее наоборот: радостно и легко. И как-то по-особенному благодатно. Справка . Королевство Бельгия – небольшое европейское государство у побережья Северного моря. Площадь – 30,5 тыс. км 2 , население – 10,5 млн человек. Столица – Брюссель. Официальные языки – нидерландский (фламандский), французский и немецкий. Большинство верующих – католики. Бельгия по-своему уникальная страна. Вроде бы одно небольшое государство, но две его главные части – Валлония и Фландрия – имеют между собой мало общего. Фламандский (язык Фландрии) и французский (язык Валлонии) совсем не похожи друг на друга. Флегматичные фламандцы контрастируют с более живыми, открытыми валлонами. Меняется даже облик городов – от более аккуратных и строгих во фламандском регионе страны до менее презентабельных в ее валлонской части. Православное присутствие в Бельгии восходит к I веку от Рождества Христова, когда христианские миссионеры, исполняя свое высокое призвание, просвещали местных жителей истинами евангельской веры. В период неразделенной Церкви бельгийские земли подарили миру целую плеяду святых. Имена святителя Ламберта Льежского, святой Гертруды Нивельской, святого Ремакля, апостола Арденнского, и многих других близки и дороги сердцу православного христианина. И эти святые (подобно преподобному Сергию Радонежскому, преподобной Евфросинии Полоцкой, преподобному Антонию Печерскому, молящимся за славянские земли) предстоят пред Престолом Всевышнего, ходатайствуя за израненную, измученную грехом Европу.

http://pravoslavie.ru/30181.html

С. Девятова Скачать epub pdf Псковские старицы «Милостыней купи себе помилование от Бога, смирением – вечную славу, чистотою и целомудрием – венец, кротостью – в рай вхождение, молитвой – с ангелами житие. Купи себе трудом покой, молитвенным бдением – общение с Богом, постом и жаждою – наслаждение вечными благами. Имей рассуждение духовное, возноси ум твой к Богу, но низводи и долу, размышляя, что рано или поздно все в землю возвратимся. Внимай чтению книг Божественных, сокрушайся о грехах, говори одну правду, уста чаще открывай для молитвы, руки отверзай на подаяние нуждающимся, сердце удержи от гнева, в теле сохрани чистоту, в пище – воздержание, колена преклоняй на поклонение Богу. Если сохранишь сие, то будешь чадом света и сыном Царствия Небесного; спасешь душу свою…» (Преподобный Симеон (Желнин)) Краткие упоминания о Псковских старицах мы нашли в книгах «Милость Божия над Псковской Землей» (Игумен Роман (Загребнев) и ««В руце Твои, Господи…» О тех, кто всегда идет впереди нас» (Игорь Изборцев) Блаженная монахиня Екатерина (Булынина) Известно, что монахиня Екатерина родилась в конце 19 века в посёлке Славковичи, Псковской области. По рассказам современников будущая подвижница с малых лет отличалась скромностью, добротой и милосердием. Состоятельные родители дали дочери хорошее образование. Они часто выделяли ей деньги на личные расходы, однако она сразу же всё отдавала в монастыри. В двадцатилетнем возрасте она ушла в женский монастырь преподобной Евфросинии Полоцкой, где первое время проходила различные послушания. Со временем она была пострижена в монашество с именем Екатерина. Ей часто приходилось помогать казначее монастыря, позже она была келейницей прозорливой старицы монахини Евлампии. Следует отметить, что прозорливая старица Евлампия перед революцией предсказала свержение самодержавия, гражданскую войну, предстоящие гонения на веруюших. Вскоре после революции монастырь закрыли, монахиня Екатерина вернулась в родное село. Когда семью раскулачили, монахиня Екатерина с сестрой поехала в Псков, где поселились в маленьком домике на Первомайской улице. Известно, что незадолго до войны дом сгорел, в 1941 году сестры были эвакуированы в Старый Изборск, в 1944 году – вернулась из эвакуации. Монахине Екатерине удалось снять комнату в доме номер четыре в Завеличенском переулке, вероятно именно в те годы она и начала принимать страждущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой благоверный князь Александр Невский Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор († 1246), " князь кроткий, милостивый и человеколюбивый " , был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо († 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича († 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор († 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая) один из составителей Киево-Печерского Материка. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли. В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; память 25 сентября). С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, " посадив " своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским († 1276), и перенесена в Кострому.

http://patriarchia.ru/db/text/912753.htm...

Тайны Богоявленского собора в Полоцке – Вера Федоровна, расскажите, что Вы знаете о кресте Евфросинии Полоцкой? Вы же долгое время находились рядом с матушкой Ольгой. Что она говорила Вам о месте, где может быть спрятана реликвия? – Матушка всегда говорила, что крест преподобной Евфросинии Полоцкой здесь, в Полоцке, – начала свой рассказ Вера Федоровна. – В те времена матушка Ольга была певчей на хорах в Спасо-Преображенской церкви. В храм приходили люди и с собой приносили крест. Это были пожилые монахини. Они всем давали прикладываться к кресту. Прикладывалась и Ольга. Тогда никто не знал, что это за крест. Потом уже стали говорить, что это крест Евфросинии. Он очень был похож на настоящий. – Значит, матушка Ольга видела крест и даже прикладывалась к нему? – Да, не только видела, но и прикладывалась к кресту. А когда узнали, что святыня хранится за Полотой (река в Полоцке), то стали ходить туда – поклонялись и исцелялись. Было это где-то в 70-х годах прошлого столетия, – продолжала Вера Федоровна свой рассказ. – В те годы было большое гонение верующих, и крест прятали. Слушая рассказ, я вспомнил, как лично спрашивал матушку Ольгу о месте, где может находиться крест Евфросинии. И она мне ответила: «Алексей, крест здесь, в Полоцке! Я знаю это точно!». По версии инокини Ольги (Дорожко), послушницам полоцкого монастыря в 1929 году удалось обменять привезённое с собой из Полоцка в Могилев золото и простой крест на реликвию, и затем доставить крест Евфросинии обратно в Полоцк. Во время Великой Отечественной войны одна из монахинь матушка Валентина хранила крест Евфросинии Полоцкой на территории монастыря, а после войны, забрав крест с собой, ушла жить за реку Полоту (ул. Слободская). Со слов инокини Ольги, крест монахини собирались закопать, «чтобы он не достался мирским властям и НКВД». Ещё в начале 70-х годов прошлого столетия монахини, хранительницы креста, предлагали матушке Ольге прийти и приложится к реликвии, но она не смогла этого сделать из-за тяжелой болезни. Меня неоднократно спрашивали: «Почему же крест в те времена не вернули назад, в монастырь?». Всё очень просто. В те годы были очень сильные гонения на верующих. И поэтому инокини старались спрятать святыню от мирских властей. Территория монастыря, его храмы и сооружения находились в очень плачевном состоянии. Крестовоздвиженский собор, Свято-Евфросиниевский храм были почти полностью разрушены. Спасо-Преображенская церковь требовала капитального ремонта. Возвращать святыню – крест Евфросинии – в то время было просто некуда!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/21/ta...

Троице-Сергиева лавра Православная Русская Церковь вместе со св. Верою заимствовала от Церкви Апостольской древние священные обычаи, в том числе посещение св. мест; этот благочестивый обычай, ведущий свое начало из глубокой Христианской древности, освященный примером Святителей и Царей, поставляется наряду с подвигами Христианского благочестия. 1 Св. Григорий Нисский от посещения мест, освященных воспоминанием Святых, ожидает «спасительных действий на душу и тело». Вера в помощь небесную возбуждает желание идти к св. месту; любовь, возбужденная верою, привлекает к нему. Собственно святыми называются места, освященные на земле пребыванием Господа Святости, потом уже и те, где хранятся останки великих угодников Божиих и чудотворные иконы. Первый, известный нам в XII веке паломник, или странник во св. землю Даниил, игумен Русской земли, свидетельствует нам, что ещё прежде его многие Русские путешественники ходили на поклонение в Иерусалим; современная ему Полоцкая Княжна св. Евфросиния также оставила нам описание своего странствования в Палестину, совершенного в духе Христианского благочестия. За ними следовали многие Русские люди. Отечеству нашему Бог даровал многие сокровищницы благодати в нетленных, чудодейственных останках Святых в Русской земле. Из благочестивого усердия, по обещанию и с ожиданием помощи в нуждах и утешения в скорбях, особенно направляются стопы богомольцев к трем обителям Святынь: на юге Киево-Печерской, в сердце России к Троицко-Сергиевой лавре, а на севере к Соловецкому монастырю. Начало Христианского обычая в России ходить на богомолье к св. угодникам Божиим, сближается с началом Киево-Печерской лавры. Еще при жизни св. основателей Киево-Печерского монастыря Антония и Феодосия, к ним в пещеры притекали многие благочестивые люди и даже Князья Русские для принятия от них благословения и духовных наставлений. Князь Изяслав часто приходил к Преподобному Феодосию «наслаждаться медоточных его словес». Обличенный Феодосием Печерским в похищении братнего престола, Святослав посылал спросить его, позволит ли он ему прийти в монастырь. Преподобный принял его и беседовал с ним. 2 После блаженной кончины преподобных отцев Антония и Феодосия, не только простые люди, но и сами Великие Князья приходили к святым их останкам на поклонение и по обещанию. Пред гробницами святых основателей Киево-Печерской обители приносил благодарность Великий Князь Святополк Изяславич за победу, одержанную им над врагами, по молитвам его к Божьей Матери и преподобным Антонию и Феодосию. Так было и в последующие времена. Так и теперь тысячи богомольцев из разных концов России стекаются в Киево-Печерскую лавру, помолиться Святым печерским и, по мере веры своей, получают исполнение своих прошений и молитв. Многие с усердием и верою предпринимаюсь трудный путь в Соловецкий монастырь на поклоненье св. мощам Зосимы и Савватия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Фото Даугавпилсско-Резекненской епархии 23 апреля 2018 г. 16:45 Архимандрит Виктор (Мамонтов) Архимандрит Виктор (Мамонтов) 10.09.1938–08.11.2016  8 ноября 2016 года, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, остановилось сердце бывшего настоятеля храма Преподобной Евфросинии Полоцкой в латвийском городе Карсаве архимандрита Виктора (Мамонтова).  У многих православных христиан отец Виктор ассоциировался с образом «настоящего» батюшки. Он был добр, приветлив, внимателен к людям. На его богослужениях царила всегда благожелательная атмосфера. Все присутствовавшие в храме ощущали себя вовлеченными в великое таинство общения с Господом, и небо, к которому все так тянулись, словно само опускалось на прихожан, позволяя прикоснуться к себе и сердцем, и мысленным взором. Небольшой храм в маленькой Карсаве на границе с Россией стал точкой притяжения для огромной массы людей, которые приезжали сюда поодиночке, небольшими группами и целыми автобусами. Новоначальные ценили в отце Викторе простоту и приветливость, интеллектуалы — глубокого собеседника, унывающие просили об утешении. Кто-то приезжал в поисках истины, а кто-то — из обыкновенного любопытства, наслушавшись удивительных рассказов и поучительных историй о замечательном батюшке. Весь его облик: худощавое тело, облаченное в старенький подрясник, длинная борода и волосы, ниспадающие на плечи, приветливый взор, тихий голос, лучистая радость, окутывающая каждого вновь прибывшего, — всё это роднило его с теми первыми подвижниками, о которых можно прочесть в египетских или афонских патериках и житиях. Каждый ощущал себя дорогим и желанным гостем. Умеешь петь на клиросе — пой, умеешь читать по-церковнославянски — читай. Не умеешь, но хочешь научиться — подпевай, читай как умеешь или только смотри — тебе всё покажут и объяснят. После богослужения — общая трапеза и беседа, в центре которой — отец Виктор: он спрашивает, слушает, объясняет и рассказывает. Могло показаться, что вся жизнь отца Виктора с рождения и до смерти — непрерывное служение Господу. Однако он пришел в Православие уже в зрелом возрасте.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь, которая может согреть всех Образы монахинь в картинах художников Оксана Головко   03:59 09.11.2020 582 Время на чтение 7 минут Преподобная Евфросиния Суздальская, преподобная Евфросиния Полоцкая, игумения Арсения (Себрякова), монахиня Людмила (Ольга Николаевна Пряшникова), – это лишь небольшой список монахинь, причисленных к лику святых. Если же перечислять всех, кто шел по монашескому пути и был прославлен Церковью, эта статья займет слишком много страниц. Художники в разные времена пытались запечатлеть образы монахинь – известных или тех, чьи имена нам еще только предстоит узнать. Попробуем посмотреть на несколько картин – от XVIII до ХХ века. Портрет схимонахини Нектарии (Натальи Борисовны Долгорукой, урожденной графини Шереметевой), выполненный неизвестным художником XVIII века.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/09/lyubov...

  разделы   рассылка  распечатать Елена Жосул Белорусский урок. Познается в сравнении Источник:  Интерфакс-Религия Белоруссия, вторая страна ближнего зарубежья, которую посещает патриарх Кирилл, – страна контрастов. Современная белорусская политическая культура уникальна тем, что совмещает в себе оттенки непродолжительного советского прошлого и попытку вернуться к многовековым истокам национальной культуры, рекультивировать имена преподобной Евфросинии и Симеона Полоцкого не просто как народных просветителей, книгопереписчиков и печатников, творцов белорусского самосознания, но как подвижников Церкви, образцов духовного спасения. Представители политической элиты Белоруссии старательно говорят о православии как о приоритетной для их страны идеологической нише, рапортуют о важности Церкви в жизни общества с теми же нотами, что и на партсобрании четверть века назад. Духовенство, собравшееся на приеме после концерта в честь патриарха в минском Дворце республики, вынуждено петь " Царю Небесный " под огромным государственным гербом – другой символики на стене банкетного зала, привыкшего вмещать в себя парткомовских чинов, не обретается. И в то же время в силу существующей системы соглашений между государственными структурами и Белорусским экзархатом здесь нет необходимости заводить дискуссию об уместности присутствия религии в школе – что средней, что высшей. Ректор Белорусского госуниверситета, как это можно было заметить при посещении патриархом Кириллом Института теологии при БГУ, гордится, что ему есть что предъявить предстоятелю Русской церкви при личной встрече: Институт, выполняющий функции богословского факультета при университете, официально функционирует уже шестой год. Ни у кого не возникает вопросов по поводу нарушения принципа светскости в системе высшего образования. По поводу противоречия богословской модели знания и научного метода. Можно ли представить себе ту же ситуацию в московских условиях, чтобы ректор главного российского вуза таким же образом презентовал патриарху свою внутреннюю богословскую школу? С учетом того, что робкие голоса сторонников появления в системе МГУ какой-то богословской научной структуры, по традиции, перекрываются хором идеологизированных оппонентов.

http://religare.ru/2_68628.html

Влияние западной художественной традиции на русскую церковную культуру Воссозданный в 1997 году воздвизальный крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Говоря о церковном искусстве  в целом, необходимо помнить, что оно включает в себя два, во многом различных, художественных направления:  православное восточное и католическое западное. Основы церковного искусства Востока и Запада тождественны, но в ходе своего исторического развития они приобретают принципиальные отличия. Если восточное искусство смогло сохранить и, во многом, преумножить древние христианские традиции, основанные на символизме и глубокой одухотворенности, то западное искусство постепенно попадает под влияние различных светских течений, быстро растворяясь в которых, переходит в плоскость чувственно-эстетического восприятия. Однако в течение многих столетий два этих направления не развивались обособленно и часто, особенно в Синодальный период Русской Церковной истории, проникновение идей и образов с Запада ощутимо влияло на русское творческое наследие. Наша задача — в краткой конспективной форме проследить влияние западной художественной традиции на русское церковное искусство, определить его характер и значение. За свое тысячелетнее существование Византия сыграла огромную роль в истории мировой культуры. Православие свой сложившийся и завершенный вид, свой исторический «канон» переняло от Византии. В свою очередь, «искусство Ромеев» напрямую было связано с обветшавшим языческим имперским Римом, однако, благодаря живительному влиянию христианства, оно приобретает обновленное идейное значение. Необходимо также отметить, что, распространяясь на новых территориях, христианство не стремилось поглотить и подчинить существовавшие там ранее культурные наследия покоренных народов. Но даже наоборот, очень часто лучшие художественные образцы воцерковлялись и по-новому осмыслялись в контексте Священного Предания. В традиции же Западной Церкви, практически, с первых веков практиковался достаточно жесткий способ культивирования идей «великого» Рима. Здесь можно говорить как о вероучительных и богослужебных, так и о культурологических вопросах.

http://pravoslavie.ru/468.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010