Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Оглавление Молодежное братство при Минских Духовных Школах в честь преподобной Евфросинии Полоцкой (По книге А. Лопатиной и М. Скребцовой «Вершины мудрости») Поиск смысла жизни Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной – начните служить другим людям и помогать им. И тогда вам откроется настоящий смысл жизни. Уолли Эймос Творческое задание «Ищем смысл жизни» Прочитайте отрывок: «Что подумают о человеке, который деловито шагает своей дорогой, а на вопрос о том, куда и зачем он идет, ответит: да я и сам не знаю. Подобным же образом ведут себя люди по отношению к самому важному пути, по которому может идти человек: жизненному пути. Они, несомненно, видят смысл в отдельных шагах и действиях: приобретении знаний, служении полезной профессии, создании художественных произведений, несении социальной ответственности, строительстве дома, заботе о своей семье или же знакомстве с миром — все это по отдельности, конечно, имеет смысл. Но в чем же состоит смысл всего вместе, смысл Целого?»… (Урсула Намдар). Поделите детей на группы и попросите их сформулировать смысл жизненного пути человека. Обсудите с детьми, когда человек должен начинать искать смысл своей жизни и что для этого необходимо. Вопросы и задания для беседы: Прочитайте притчу: Философия жизни Автор неизвестен Профессор философии взял большую жестяную банку, заполнил ее доверху большими осколками камней до пяти сантиметров в диаметре, и спросил у студентов, полная ли банка. «Конечно, полная», — ответили студенты. Тогда профессор взял ящик с мелкой галькой, насыпал ее сверху на камни и слегка потряс банку. Галька провалилась в свободное пространство между камнями. Студенты засмеялись. После этого профессор взял пакет с песком и высыпал песок в банку. Несомненно, песок тоже просочился в те щели, которые еще остались между камнями и галькой. — Эта банка, как жизнь человека, — сказал профессор, — сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями, — это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька — это менее важные цели, но необходимые для комфорта. Например, свой дом, машина, дача. Песок — это наши повседневные заботы. Если мы сначала насыпаем в банку песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, но мы не достигнем самого важного и нужного. Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл, например, воспитание детей. Иногда мы уделяем много времени зарабатыванию денег, уборке, стирке, готовке, общению с соседями, но при этом у нас не хватает времени на наших детей, это; значит, мы заполняем свою банку песком, забыв о крупных камнях. |
Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Борисовских благочиний под управлением регента Аллы Керко. Во время богослужения были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира. Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Григорий Целков. По окончании Литургии архипастырь возглавил крестный ход к площади 900-летия основания города Борисова. Священнослужители, многочисленные богомольцы и горожане прошли к памятнику Полоцкому князю Борису Всеславичу, где молитвенно почтили память основателя города Борисова. Затем Патриарший экзарх обратился к собравшимся со словом назидания. Он отметил, что исторические факты свидетельствуют: князь Борис, который был дядей преподобной Евфросинии Полоцкой, отличался благочестием и богобоязненностью, искал мира и согласия, возводил храмы. «Год исторической памяти побуждает нас вспомнить о своих истоках, взглянуть в глубину веков, осмыслить, как жили предыдущие поколения, что было сделано за прошедшие века, чем стоит наш город и в чем залог успеха в будущем, — сказал митрополит Вениамин. — Несомненно, что память историческая, память духовная, молитвенное поминовение, почитание основателя города привлекает Божию благодать на наш город». Патриарший экзарх пояснил, что заповедь о почитании родителей распространяется и на почитание основателя города, а также людей, которые многое сделали для Борисова в годы различных войн и лихолетий, тех, кто самоотверженно трудился в мирное время, принося добрые плоды своих трудов и являя пример ближнему и Отечеству. В завершение архипастырь напутствовал: «Пусть память о князе Борисе живет в нашем городе, в наших людях, распространяется и передается из поколения в поколения. И память о нем хранится в род и род!» Далее к горожанам обратился председатель Борисовского районного Совета депутатов Петр Навицкий. Представители депутатского корпуса и исполнительной власти, почетные гости торжественного мероприятия возложили к памятнику цветы. Вслед за ними цветы к памятнику возложили руководители борисовских предприятий и организаций, горожане. |
Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь 26 вересня 2009 р. 19:10 Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь основан около 1128 года. Его возникновение связано с именем белорусской подвижницы — святой преподобной Евфросинии. Первоначально на месте нынешнего монастыря находилось архиерейское поместье с храмом-усыпальницей полоцких епископов и деревянным Спасским храмом. В середине XII века преподобной Евфросинией на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся до нашего времени. По заказу преподобной в 1161 году был изготовлен Воздвизальный крест. Крест-ковчег содержал в себе множество православных святынь: частицу Древа Креста Господня, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана и великомученика и целителя Пантелеимона. С 1580 года, когда Полоцк вошел в состав Речи Посполитой, монастырь был передан иезуитам. В 1656 году, когда войска царя Алексея Михайловича вступили в Полоцк, он был возвращен православным. В 1667 году по Андрусовскому миру Полотчина была возвращена в состав Речи Посполитой, и Спасская церковь вновь отошла к иезуитам. Трудами епископа Могилевского и Витебского Гавриила в 1832 году Спасская церковь вновь передана православным. В 1840 году управление Полоцкой епархией принял Преосвященный епископ Василий (Лужинский). Одной из главных своих задач он видел восстановление древних Полоцких святынь, и в первую очередь Спасо-Преображенского монастыря. Владыке удалось собрать большое количество пожертвований, составивших сумму в 30 тыс. рублей ассигнациями, и добиться издания в октябре 1841 года Высочайшего указа о возрождении Полоцкого женского монастыря. Через полгода в день памяти преподобной, 23 мая 1842 года, в Спасо-Преображенскую церковь из Софийского собора был «для вечного хранения перенесен достопамятный Крест преподобной Евфросинии». На пожертвованные в Москве и Петербурге средства до 1848 года удалось отремонтировать или вновь построить здания для всех монастырских служб, возвести дом для размещения женского духовного училища, ставшего при монастыре преемником школы, основанной святой Евфросинией. |
В мире Предслава, внука владетельного князя Полоцкого Всеслава Брячиславича. Родители воспитали Предславу в страхе Божием, и она оказывала такую любовь к книжному учению, что изумляла тем родителей. Красота ее стала привлекать князей, но сердце чистой девы было занято любовью к Небесному Жениху и она тайно удалилась в девичий монастырь, где игуменствовала тетка ее, вдова князя Романа Всеславича, и по неотступной просьбе пострижена под именем Евфросинии. В последствии она испросила себе повзоление жить в пристроенной к Софийскому собору келлии и голубце. Здесь она пребывала в молитве, занималась списыванием книг и плату, какую получала за то, раздавала нищим. Потом, по особенному видению, решилась она основать свой монастырь на загородном месте, отданном ей местным князем, с ветхою Спасскою церковью. Там к благочестивой Евфросинии скоро собрались сестры. В числе их была младшая родная сестра ее Градислава, нареченная в иночестве Евдокиею; потом двоюродная сестра ее, Звенислава принесла к преподобной все дорогие вещи, приготовленные ей в приданое и навсегда отреклась от мира с именем Евпраксии. Ревнуя о благолепии дома Божия, блаженная Евфросиния, вместо ветхого деревянного храма, построила (около 1160 года) каменный храм Спасителя в своем монастыре, сохранившийся до нашего времени и приготовила для нового храма драгоценный напрестольный крест. Крест преп. Евфросинии шестиконечный. Длина его 11 3/8 вершка; верхняя поперечина или титло в 3 вершка, нижняя 4 5/8 вершка. Весь крест обложен золотыми и серебряными вызолоченными листами, на которых множество украшений, искусно сделанных из медкой муссии (мозаики) и 19 маленьких образов (один утрачен). Внутри креста вложены: часть животворящего древа, камни от гроба Господня и Богородицына и несколько частиц св. мощей. Из боковой надписи, начертанной вокруг всего креста, видно, что крест приложен в Спасскую церковь от преп. Нвфросинии в 6669 (1161) году и стоимость креста, кроме заключенной в нем святыни, составляет 140 гривен, т.е. около 1400 нынешних серебряных рублей. |
В Белоруссии прошел республиканский семинар, посвященный сотрудничеству учреждений образования с Белорусской Православной Церковью 24 июня 2008 г. 12:19 С 20 по 22 июня в Жировичах проходил республиканский научно-теоретический семинар, посвященный духовно-нравственному воспитанию учащихся и сотрудничеству учреждений образования с Белорусской Православной Церковью . Организаторами семинара выступили Министерство образования РБ, Духовно-просветительский центр преподобной Евфросинии Полоцкой (Минск), Управление образования Слонимского райисполкома и Минские духовные академия и семинария . Всего в семинаре приняло участие около 100 человек, и были представлены более 50 республиканских инновационных площадок, работающих в рамках проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и школьников на традициях белорусского народа». Открытие семинара состоялось 21 июня в Жировичской средней школе и проходило под председательством Александра Бройко, директора Духовно-просветительского центра преподобной Евфросинии Полоцкой. На открытии семинара с докладами выступили Людмила Финькевич, декан факультета психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (тема доклада: «Психолого-педагогическое содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников и школьников на православных традициях белорусского народа»), Татьяна Казакевич, начальник управления образования Слонимского райисполкома (тема доклада: «Духовно-нравственное воспитание учащихся и сотрудничество органов управления и учреждений образования Слонимского района с православными приходами и Минскими Духовными Академией и Семинарией») и другие докладчики. Вторая часть семинара проходила в Актовом зале Минских духовных школ. С приветственным словом к участникам семинара обратился доцент протоиерей Александр Болонников, секретарь Ученого совета Минских духовных школ. В своем слове отец Александр подчеркнул особую важность того, что семинар проходит на Жировицкой земле, где все — древнейшая православная обитель, чудотворный образ Богородицы, святой источник — способствует укреплению духовных сил участников мероприятия, что особенно важно в их нелегкой работе по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. |
Антоний, епископ Корсунь-Шевченковский, викарий Черкасской епархии (Пухкан Дмитрий Ильич) Дата рождения: 27 августа 1974 г. Дата хиротонии: 6 июня 2021 г. Дата пострига: 3 апреля 2008 г. День ангела: 23 июля Страна: Украина Биография: Родился 27 августа 1974 г. в Риге (Латвийская ССР) в семье военнослужащего. По окончании средней школы 75 г. Николаева в 1991 г. поступил в Николаевское медицинское училище, которое окончил с отличием в 1994 г.. В 1994 г. поступил в Калужское духовное училище, 20 января 1997 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II преобразованное в семинарию. В 1998 г. окончил Калужскую духовную семинарию. В 1998-2002 гг. обучался на очном отделении Московской духовной академии , по окончании которой был направлен в распоряжение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . 22 июля 2002 г. назначен штатным псаломщиком на приход прп. Евфросинии Полоцкой г. Киева. 4 ноября 2007 г. по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира в Трапезном храме Успенской Киево-Печерской лавры викарием Киевской митрополии архиепископом Вышгородским Павлом рукоположен в сан диакона и направлен для служения в храм прп. Евфросинии Полоцкой г. Киева. 13 ноября 2007 г. назначен пресс-секретарем Синодального отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви , в апреле 2008 г. — пресс-секретарем Сектора духовно-просветительских проектов Украинской Православной Церкви. 3 апреля 2008 г. по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира в храме прп. Антония Печерского в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры пострижен в мантию с наречением имени Антоний в честь преподобного Антония Киево-Печерского. К празднику Святой Пасхи 2010 г. возведен в сан архидиакона. С февраля 2011 г. исполнял послушание старшего архиерейского диакона при викарии Киевской митрополии епископе Броварском Феодосии . 28 августа 2011 г. по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира в Воскресенском храме г. Киева епископом Броварским Феодосием рукоположен в сан пресвитера с возложением золотого наперсного креста. |
Глава Белорусской Церкви возглавил торжества в честь 840-летия преставления Евфросинии Полоцкой 6 июня, 2013. Новостная служба По окончании богослужения из Кресто-Воздвиженского собора к Спасо-Преображенскому храму состоялся крестный ход. По пути шествие объединилось с крестным ходом из Софийского собора. 6 июня. ПРАВМИР. Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Филарет 5 июня возглавил в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре торжества в честь 840-летия преставления его святой основательницы — преподобной Евфросинии Полоцкой, сообщает сайт Белорусской Церкви . Накануне вечером в Кресто-Воздвиженском соборе монастыря было совершено всенощное бдение, которое возглавил Управляющий делами Белорусской Православной Церкви архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий. В соборе была положена для поклонения деталь облачения мощей преподобной Евфросинии 1910 года — часть скуфии, выполненная из бархата и расшитая золотой нитью. Непосредственно 5 июня было совершено 4 Божественные литургии. По окончании богослужения из Кресто-Воздвиженского собора к Спасо-Преображенскому храму состоялся крестный ход. По пути шествие объединилось с крестным ходом из Софийского собора. У стен самого древнего храма обители Патриарший Экзарх обратился к молящимся с Архипастырским словом. «Святая по праву именуется в народе Игуменией земли нашей. Уподобившись Самой Пречистой Деве жизнью в отрочестве при храме, в келье Софийского собора, с юных лет Евфросиния была научена Духом Святым той самой Премудрости Божией, которую, как свидетельствует святой апостол Павел, предназначил Бог прежде веков к славе нашей (1 Кор. 2: 7). И всю свою жизнь несла преподобная эту Премудрость — Христову истину людям: и мудрыми словами игуменских наставлений, и трудом переписи церковных книг, и, конечно же, примером искренней веры, укрепляемой духовными силами молитвы и заповеданной Богом любви. Она — подлинная наставница веры отцов и матерей наших, добрый пример иноческого жития и достойная собеседница ангелов в Царствии Божием!» — сказал Предстоятель Белорусской Церкви. |
Полоцк. Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшем кадетском корпусе. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует. Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1868 и 1913. Адрес: Беларусь, Витебская область, Полоцкий район, Стрелецкая улица, д. 4. Координаты: 55.486191, 28.764239 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Выбор Полоцка в качестве места расположения кадетского корпуса не был случайным. Главная причина такого выбора - наличие в городе большого здания иезуитского коллегиума. Кроме того, Полоцк находился в центре северо-западных российских губерний и был историческим и православным центром. 1 февраля 1830 года Николай утвердил «Положение о губернских кадетских корпусах», которое предписывало открыть кадетский корпус на 400 кадет и в городе Полоцке. Тем же «Положением» составлялась «Комиссия о устроении Полоцкого кадетского корпуса» под руководством генерал-губернатора, князя Николая Николаевича Хованского. Новому военно-учебному заведению были переданы бывший Полоцкий иезуитский монастырь, а также десять прилегающих зданий и шесть казенных домов. В результате ревизии библиотеки (более 23550 томов) и музея, оставшихся от иезуитов, было принято решение передать для будущего кадетского корпуса 2080 книг и все научные приборы. Архитектором по приспособлению зданий иезуитского коллегиума под кадетский корпус был выбран Антоний Порто. На перестройку зданий выделили 579247 рублей 28 ½ копеек. Планировалось снести некоторые поперечные стены для увеличения кадетских камер, вставить зимние рамы, нарастить толщину стен под окнами, возвести дом для директора корпуса и пять деревянных строений для хозяйственных помещений корпусных чиновников. Все строительные работы были завершены в 1834 году, и уже 1 февраля 1835 года был подписан указ об открытии в Полоцке кадетского корпуса. В начале 1863 года при Главном управлении военно-учебных заведений была учреждена комиссия, по решению которой Полоцкий кадетский корпус подлежал упразднению. Но выяснилось, что военных гимназий для пополнения училищ недостаточно, и с 1 сентября 1865 года Полоцкий корпус переформировали в военную гимназию. При первом директоре гимназии, Григории Павловиче Кузьмине-Короваеве, положено начало учреждения при церкви Полоцкой военной гимназии церковного братства во имя Святителя Николая Чудотворца и Преподобной Евфросинии Княжны Полоцкой. Братство имело своей целью способствование к «охранению и утверждению спасительных истин и правил Православной христианской веры в Православном народе Белорусского края». |
По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. 5 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобной Евфросинии Полоцкой. Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, дочь князя Георгия Всеславича, с детских лет отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, — место будущей обители, — подвижница взяла только святые книги — «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени. Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Незадолго до смерти преподобная Евфросиния с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину 24 мая 1173 года. Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь. Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 декабря, 2021 |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая (+ 1173) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 23 мая в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых Прп. Евфросиния, в миру княжна Предислава, была дочерью полоцкого князя Георгия Всеславича. Рано полюбила она божественные книги и из них научилась устремлять мысли свои к Единому Богу, пребывая всегда в страхе Божием. Когда ей было 12 лет и она узнала, что родители хотят выдать ее замуж, пошла она к сроднице своей, игуменье Романе, и молила ее постричь ее. Не сразу согласилась Романа, потому что боялась князя, но потом, видя неотступность Предиславы, постригла ее и нарекла Евфросинией. Узнав о сем, родители ее пришли в монастырь и много плакали над ней. Но она утешала их, увещевая лучше с ней радоваться. Оставшись в монастыре, стала преподобная трудиться с сестрами, служа им и всем повинуясь. Преуспевая в смирении и прочих добродетелях, она по благословению епископа Полоцкого Илии поселилась в каменной палатке у церкви Святой Софии в подражание Самой Пресвятой Богородице и стала ревновать о подвигах молитвы и поста. В свободное от молитвы время она переписывала книги, продавала их и творила милостыню. Через малое время явился ей во сне ангел и привел ее к месту, именуемому Сельцом, которое принадлежало епископам Полоцким, и сказал ей: «Подобает тебе пребывать здесь, потому что Бог через тебя многих приведет к спасению!» Евфросиния ответила: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!» Трижды являлся ей ангел. Когда же он явился и епископу и возгласил ему волю Божию о том, чтобы на месте сем был девичий монастырь, то епископ в присутствии князей и множества народа передал это место во владение Евфросинии, и был там воздвигнут девичий монастырь, и собралось туда множество девиц. Преподобная игуменья стала руководить ими ко спасению. Руководила она и многими мирянами, особенно семейством брата своего Вячеслава. Они же подражали ее подвижнической жизни. Взяла она к себе младшую свою сестру Градиславу и постригла ее с наречением ей имени Евдокия. Потом пришла к ней двоюродная ее сестра Звенислава, отдала ей свои богатства и постриглась с именем Евпраксия. Со слезами молилась преподобная, чтобы не погибла ни одна овца ее стада, — сохранилось ее завещание сестрам. |
| |