Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Оглавление Молодежное братство при Минских Духовных Школах в честь преподобной Евфросинии Полоцкой (По книге А. Лопатиной и М. Скребцовой «Вершины мудрости») Поиск смысла жизни Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной – начните служить другим людям и помогать им. И тогда вам откроется настоящий смысл жизни. Уолли Эймос Творческое задание «Ищем смысл жизни» Прочитайте отрывок: «Что подумают о человеке, который деловито шагает своей дорогой, а на вопрос о том, куда и зачем он идет, ответит: да я и сам не знаю. Подобным же образом ведут себя люди по отношению к самому важному пути, по которому может идти человек: жизненному пути. Они, несомненно, видят смысл в отдельных шагах и действиях: приобретении знаний, служении полезной профессии, создании художественных произведений, несении социальной ответственности, строительстве дома, заботе о своей семье или же знакомстве с миром — все это по отдельности, конечно, имеет смысл. Но в чем же состоит смысл всего вместе, смысл Целого?»… (Урсула Намдар). Поделите детей на группы и попросите их сформулировать смысл жизненного пути человека. Обсудите с детьми, когда человек должен начинать искать смысл своей жизни и что для этого необходимо. Вопросы и задания для беседы: Прочитайте притчу: Философия жизни Автор неизвестен Профессор философии взял большую жестяную банку, заполнил ее доверху большими осколками камней до пяти сантиметров в диаметре, и спросил у студентов, полная ли банка. «Конечно, полная», — ответили студенты. Тогда профессор взял ящик с мелкой галькой, насыпал ее сверху на камни и слегка потряс банку. Галька провалилась в свободное пространство между камнями. Студенты засмеялись. После этого профессор взял пакет с песком и высыпал песок в банку. Несомненно, песок тоже просочился в те щели, которые еще остались между камнями и галькой. — Эта банка, как жизнь человека, — сказал профессор, — сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями, — это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька — это менее важные цели, но необходимые для комфорта. Например, свой дом, машина, дача. Песок — это наши повседневные заботы. Если мы сначала насыпаем в банку песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, но мы не достигнем самого важного и нужного. Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл, например, воспитание детей. Иногда мы уделяем много времени зарабатыванию денег, уборке, стирке, готовке, общению с соседями, но при этом у нас не хватает времени на наших детей, это; значит, мы заполняем свою банку песком, забыв о крупных камнях.

http://azbyka.ru/katehizacija/sbornik-ur...

Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Борисовских благочиний под управлением регента Аллы Керко. Во время богослужения были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира. Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Григорий Целков. По окончании Литургии архипастырь возглавил крестный ход к площади 900-летия основания города Борисова. Священнослужители, многочисленные богомольцы и горожане прошли к памятнику Полоцкому князю Борису Всеславичу, где молитвенно почтили память основателя города Борисова. Затем Патриарший экзарх обратился к собравшимся со словом назидания. Он отметил, что исторические факты свидетельствуют: князь Борис, который был дядей преподобной Евфросинии Полоцкой, отличался  благочестием и богобоязненностью, искал мира и согласия, возводил храмы. «Год исторической памяти побуждает нас вспомнить о своих истоках, взглянуть в глубину веков, осмыслить, как жили предыдущие поколения, что было сделано за прошедшие века, чем стоит наш город и в чем залог успеха в будущем, — сказал митрополит Вениамин. — Несомненно, что память историческая, память духовная, молитвенное поминовение, почитание основателя города привлекает Божию благодать на наш город». Патриарший экзарх пояснил, что заповедь о почитании родителей распространяется и на почитание основателя города, а также людей, которые многое сделали для Борисова в годы различных войн и лихолетий, тех, кто самоотверженно трудился в мирное время, принося добрые плоды своих трудов и являя пример ближнему и Отечеству. В завершение архипастырь напутствовал: «Пусть память о князе Борисе живет в нашем городе, в наших людях, распространяется и передается из поколения в поколения. И память о нем хранится в род и род!» Далее к горожанам обратился председатель Борисовского районного Совета депутатов Петр Навицкий. Представители депутатского корпуса и исполнительной власти, почетные гости торжественного мероприятия возложили к памятнику цветы. Вслед за ними цветы к памятнику возложили руководители борисовских предприятий и организаций, горожане.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5925738...

Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь 26 вересня 2009 р. 19:10 Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь основан около 1128 года. Его возникновение связано с именем белорусской подвижницы — святой преподобной Евфросинии. Первоначально на месте нынешнего монастыря находилось архиерейское поместье с храмом-усыпальницей полоцких епископов и деревянным Спасским храмом. В середине XII века преподобной Евфросинией на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся до нашего времени. По заказу преподобной в 1161 году был изготовлен Воздвизальный крест. Крест-ковчег содержал в себе множество православных святынь: частицу Древа Креста Господня, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана и великомученика и целителя Пантелеимона. С 1580 года, когда Полоцк вошел в состав Речи Посполитой, монастырь был передан иезуитам. В 1656 году, когда войска царя Алексея Михайловича вступили в Полоцк, он был возвращен православным. В 1667 году по Андрусовскому миру Полотчина была возвращена в состав Речи Посполитой, и Спасская церковь вновь отошла к иезуитам. Трудами епископа Могилевского и Витебского Гавриила в 1832 году Спасская церковь вновь передана православным. В 1840 году управление Полоцкой епархией принял Преосвященный епископ Василий (Лужинский). Одной из главных своих задач он видел восстановление древних Полоцких святынь, и в первую очередь Спасо-Преображенского монастыря. Владыке удалось собрать большое количество пожертвований, составивших сумму в 30 тыс. рублей ассигнациями, и добиться издания в октябре 1841 года Высочайшего указа о возрождении Полоцкого женского монастыря. Через полгода в день памяти преподобной, 23 мая 1842 года, в Спасо-Преображенскую церковь из Софийского собора был «для вечного хранения перенесен достопамятный Крест преподобной Евфросинии». На пожертвованные в Москве и Петербурге средства до 1848 года удалось отремонтировать или вновь построить здания для всех монастырских служб, возвести дом для размещения женского духовного училища, ставшего при монастыре преемником школы, основанной святой Евфросинией.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209652...

В мире Предслава, внука владетельного князя Полоцкого Всеслава Брячиславича. Родители воспитали Предславу в страхе Божием, и она оказывала такую любовь к книжному учению, что изумляла тем родителей. Красота ее стала привлекать князей, но сердце чистой девы было занято любовью к Небесному Жениху и она тайно удалилась в девичий монастырь, где игуменствовала тетка ее, вдова князя Романа Всеславича, и по неотступной просьбе пострижена под именем Евфросинии. В последствии она испросила себе повзоление жить в пристроенной к Софийскому собору келлии и голубце. Здесь она пребывала в молитве, занималась списыванием книг и плату, какую получала за то, раздавала нищим. Потом, по особенному видению, решилась она основать свой монастырь на загородном месте, отданном ей местным князем, с ветхою Спасскою церковью. Там к благочестивой Евфросинии скоро собрались сестры. В числе их была младшая родная сестра ее Градислава, нареченная в иночестве Евдокиею; потом двоюродная сестра ее, Звенислава принесла к преподобной все дорогие вещи, приготовленные ей в приданое и навсегда отреклась от мира с именем Евпраксии. Ревнуя о благолепии дома Божия, блаженная Евфросиния, вместо ветхого деревянного храма, построила (около 1160 года) каменный храм Спасителя в своем монастыре, сохранившийся до нашего времени и приготовила для нового храма драгоценный напрестольный крест. Крест преп. Евфросинии шестиконечный. Длина его 11 3/8 вершка; верхняя поперечина или титло в 3 вершка, нижняя 4 5/8 вершка. Весь крест обложен золотыми и серебряными вызолоченными листами, на которых множество украшений, искусно сделанных из медкой муссии (мозаики) и 19 маленьких образов (один утрачен). Внутри креста вложены: часть животворящего древа, камни от гроба Господня и Богородицына и несколько частиц св. мощей. Из боковой надписи, начертанной вокруг всего креста, видно, что крест приложен в Спасскую церковь от преп. Нвфросинии в 6669 (1161) году и стоимость креста, кроме заключенной в нем святыни, составляет 140 гривен, т.е. около 1400 нынешних серебряных рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В Белоруссии прошел республиканский семинар, посвященный сотрудничеству учреждений образования с Белорусской Православной Церковью 24 июня 2008 г. 12:19 С 20 по 22 июня в Жировичах проходил республиканский научно-теоретический семинар, посвященный духовно-нравственному воспитанию учащихся и сотрудничеству учреждений образования с Белорусской Православной Церковью . Организаторами семинара выступили Министерство образования РБ, Духовно-просветительский центр преподобной Евфросинии Полоцкой (Минск), Управление образования Слонимского райисполкома и Минские духовные академия и семинария . Всего в семинаре приняло участие около 100 человек, и были представлены более 50 республиканских инновационных площадок, работающих в рамках проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и школьников на традициях белорусского народа». Открытие семинара состоялось 21 июня в Жировичской средней школе и проходило под председательством Александра Бройко, директора Духовно-просветительского центра преподобной Евфросинии Полоцкой. На открытии семинара с докладами выступили Людмила Финькевич, декан факультета психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (тема доклада: «Психолого-педагогическое содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников и школьников на православных традициях белорусского народа»), Татьяна Казакевич, начальник управления образования Слонимского райисполкома (тема доклада: «Духовно-нравственное воспитание учащихся и сотрудничество органов управления и учреждений образования Слонимского района с православными приходами и Минскими Духовными Академией и Семинарией») и другие докладчики. Вторая часть семинара проходила в Актовом зале Минских духовных школ. С приветственным словом к участникам семинара обратился доцент протоиерей Александр Болонников, секретарь Ученого совета Минских духовных школ. В своем слове отец Александр подчеркнул особую важность того, что семинар проходит на Жировицкой земле, где все — древнейшая православная обитель, чудотворный образ Богородицы, святой источник — способствует укреплению духовных сил участников мероприятия, что особенно важно в их нелегкой работе по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков.

http://patriarchia.ru/db/text/222675.htm...

Антоний, епископ Корсунь-Шевченковский, викарий Черкасской епархии (Пухкан Дмитрий Ильич) Дата рождения: 27 августа 1974 г. Дата хиротонии: 6 июня 2021 г. Дата пострига: 3 апреля 2008 г. День ангела: 23 июля Страна: Украина Биография: Родился 27 августа 1974 г. в Риге (Латвийская ССР) в семье военнослужащего. По окончании средней школы 75 г. Николаева в 1991 г. поступил в Николаевское медицинское училище, которое окончил с отличием в 1994 г.. В 1994 г. поступил в Калужское духовное училище, 20 января 1997 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II  преобразованное в семинарию. В 1998 г. окончил Калужскую духовную семинарию. В 1998-2002 гг. обучался на очном отделении Московской духовной академии , по окончании которой был направлен в распоряжение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . 22 июля 2002 г. назначен штатным псаломщиком на приход прп. Евфросинии Полоцкой г. Киева. 4 ноября 2007 г. по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира в Трапезном храме Успенской Киево-Печерской лавры викарием Киевской митрополии архиепископом Вышгородским Павлом рукоположен в сан диакона и направлен для служения в храм прп. Евфросинии Полоцкой г. Киева. 13 ноября 2007 г. назначен пресс-секретарем Синодального отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви , в апреле 2008 г. — пресс-секретарем Сектора духовно-просветительских проектов Украинской Православной Церкви. 3 апреля 2008 г. по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира в храме прп. Антония Печерского в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры пострижен в мантию с наречением имени Антоний в честь преподобного Антония Киево-Печерского. К празднику Святой Пасхи 2010 г. возведен в сан архидиакона. С февраля 2011 г. исполнял послушание старшего архиерейского диакона при викарии Киевской митрополии епископе Броварском Феодосии . 28 августа 2011 г. по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира в Воскресенском храме г. Киева епископом Броварским Феодосием рукоположен в сан пресвитера с возложением золотого наперсного креста.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5808933...

Глава Белорусской Церкви возглавил торжества в честь 840-летия преставления Евфросинии Полоцкой 6 июня, 2013. Новостная служба По окончании богослужения из Кресто-Воздвиженского собора к Спасо-Преображенскому храму состоялся крестный ход. По пути шествие объединилось с крестным ходом из Софийского собора. 6 июня. ПРАВМИР. Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Филарет 5 июня возглавил в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре торжества в честь 840-летия преставления его святой основательницы — преподобной Евфросинии Полоцкой, сообщает сайт Белорусской Церкви . Накануне вечером в Кресто-Воздвиженском соборе монастыря было совершено всенощное бдение, которое возглавил Управляющий делами Белорусской Православной Церкви архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий. В соборе была положена для поклонения деталь облачения мощей преподобной Евфросинии 1910 года — часть скуфии, выполненная из бархата и расшитая золотой нитью. Непосредственно 5 июня было совершено 4 Божественные литургии. По окончании богослужения из Кресто-Воздвиженского собора к Спасо-Преображенскому храму состоялся крестный ход. По пути шествие объединилось с крестным ходом из Софийского собора. У стен самого древнего храма обители Патриарший Экзарх обратился к молящимся с Архипастырским словом. «Святая по праву именуется в народе Игуменией земли нашей. Уподобившись Самой Пречистой Деве жизнью в отрочестве при храме, в келье Софийского собора, с юных лет Евфросиния была научена Духом Святым той самой Премудрости Божией, которую, как свидетельствует святой апостол Павел, предназначил Бог прежде веков к славе нашей (1 Кор. 2: 7). И всю свою жизнь несла преподобная эту Премудрость — Христову истину людям: и мудрыми словами игуменских наставлений, и трудом переписи церковных книг, и, конечно же, примером искренней веры, укрепляемой духовными силами молитвы и заповеданной Богом любви. Она — подлинная наставница веры отцов и матерей наших, добрый пример иноческого жития и достойная собеседница ангелов в Царствии Божием!» — сказал Предстоятель Белорусской Церкви.

http://pravmir.ru/glava-belorusskoj-cerk...

Полоцк. Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшем кадетском корпусе. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1868 и 1913. Адрес: Беларусь, Витебская область, Полоцкий район, Стрелецкая улица, д. 4. Координаты: 55.486191, 28.764239 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Выбор Полоцка в качестве места расположения кадетского корпуса не был случайным. Главная причина такого выбора - наличие в городе большого здания иезуитского коллегиума. Кроме того, Полоцк находился в центре северо-западных российских губерний и был историческим и православным центром. 1 февраля 1830 года Николай утвердил «Положение о губернских кадетских корпусах», которое предписывало открыть кадетский корпус на 400 кадет и в городе Полоцке. Тем же «Положением» составлялась «Комиссия о устроении Полоцкого кадетского корпуса» под руководством генерал-губернатора, князя Николая Николаевича Хованского. Новому военно-учебному заведению были переданы бывший Полоцкий иезуитский монастырь, а также десять прилегающих зданий и шесть казенных домов. В результате ревизии библиотеки (более 23550 томов) и музея, оставшихся от иезуитов, было принято решение передать для будущего кадетского корпуса 2080 книг и все научные приборы. Архитектором по приспособлению зданий иезуитского коллегиума под кадетский корпус был выбран Антоний Порто. На перестройку зданий выделили 579247 рублей 28 ½ копеек. Планировалось снести некоторые поперечные стены для увеличения кадетских камер, вставить зимние рамы, нарастить толщину стен под окнами, возвести дом для директора корпуса и пять деревянных строений для хозяйственных помещений корпусных чиновников. Все строительные работы были завершены в 1834 году, и уже 1 февраля 1835 года был подписан указ об открытии в Полоцке кадетского корпуса. В начале 1863 года при Главном управлении военно-учебных заведений была учреждена комиссия, по решению которой Полоцкий кадетский корпус подлежал упразднению. Но выяснилось, что военных гимназий для пополнения училищ недостаточно, и с 1 сентября 1865 года Полоцкий корпус переформировали в военную гимназию. При первом директоре гимназии, Григории Павловиче Кузьмине-Короваеве, положено начало учреждения при церкви Полоцкой военной гимназии церковного братства во имя Святителя Николая Чудотворца и Преподобной Евфросинии Княжны Полоцкой. Братство имело своей целью способствование к «охранению и утверждению спасительных истин и правил Православной христианской веры в Православном народе Белорусского края».

http://sobory.ru/article/?object=38222

По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. 5 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобной Евфросинии Полоцкой. Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, дочь князя Георгия Всеславича, с детских лет отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, — место будущей обители, — подвижница взяла только святые книги — «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени. Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Незадолго до смерти преподобная Евфросиния с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину 24 мая 1173 года. Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь. Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 декабря, 2021

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая (+ 1173) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 23 мая в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых Прп. Евфросиния, в миру княжна Предислава, была дочерью полоцкого князя Георгия Всеславича. Рано полюбила она божественные книги и из них научилась устремлять мысли свои к Единому Богу, пребывая всегда в страхе Божием. Когда ей было 12 лет и она узнала, что родители хотят выдать ее замуж, пошла она к сроднице своей, игуменье Романе, и молила ее постричь ее. Не сразу согласилась Романа, потому что боялась князя, но потом, видя неотступность Предиславы, постригла ее и нарекла Евфросинией. Узнав о сем, родители ее пришли в монастырь и много плакали над ней. Но она утешала их, увещевая лучше с ней радоваться. Оставшись в монастыре, стала преподобная трудиться с сестрами, служа им и всем повинуясь. Преуспевая в смирении и прочих добродетелях, она по благословению епископа Полоцкого Илии поселилась в каменной палатке у церкви Святой Софии в подражание Самой Пресвятой Богородице и стала ревновать о подвигах молитвы и поста. В свободное от молитвы время она переписывала книги, продавала их и творила милостыню. Через малое время явился ей во сне ангел и привел ее к месту, именуемому Сельцом, которое принадлежало епископам Полоцким, и сказал ей: «Подобает тебе пребывать здесь, потому что Бог через тебя многих приведет к спасению!» Евфросиния ответила: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!» Трижды являлся ей ангел. Когда же он явился и епископу и возгласил ему волю Божию о том, чтобы на месте сем был девичий монастырь, то епископ в присутствии князей и множества народа передал это место во владение Евфросинии, и был там воздвигнут девичий монастырь, и собралось туда множество девиц. Преподобная игуменья стала руководить ими ко спасению. Руководила она и многими мирянами, особенно семейством брата своего Вячеслава. Они же подражали ее подвижнической жизни. Взяла она к себе младшую свою сестру Градиславу и постригла ее с наречением ей имени Евдокия. Потом пришла к ней двоюродная ее сестра Звенислава, отдала ей свои богатства и постриглась с именем Евпраксия. Со слезами молилась преподобная, чтобы не погибла ни одна овца ее стада, — сохранилось ее завещание сестрам.

http://sedmitza.ru/lib/text/437246/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010