Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1125. Ссылки:   Адрес: Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89 Координаты: 55.503881, 28.779049 Проезд: Попасть в Спасо-Евфросиниевскую обитель из Москвы можно, сев на поезд «Москва — Полоцк», ежедневно отправляющийся с Белорусского вокзала. В Полоцке от авто- и ж/д вокзалов на автобусе или маршрутном такси с тем же номером следует ехать до остановки «Лесной техникум». По вопросам проживания и тра ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Попасть в Спасо-Евфросиниевскую обитель из Москвы можно, сев на поезд «Москва — Полоцк», ежедневно отправляющийся с Белорусского вокзала. В Полоцке от авто- и ж/д вокзалов на автобусе или маршрутном такси с тем же номером следует ехать до остановки «Лесной техникум». По вопросам проживания и трапезы необходимо обратиться к дежурной сестре монастыря (в корпусе слева от колокольни). При себе необходимо иметь паспорт. В экскурсионном бюро (находится под колокольней) помогут с проведением экскурсий. О приезде группы паломников заранее предупреждайте по телефону, предоставляя сведения о количестве человек, необходимости ночлега, трапезы, экскурсии. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасо-Евфросиниевский монастырь, 1 класса, в 3 верстах от города Полоцка. Основан в XII веке святой княжною Евфросиниею (см. 23 мая); в 1579 году был отдан иезуитам после взятия Полоцка Стефаном Баторием; в 1654 году возвращен в православие; в 1667 году снова попал в руки иезуитов; в 1820 году, когда иезуиты были изгнаны из Полоцка, перешел в казну; в 1832 году передан был духовному ведомству; в 1840 году восстановлен. Монастырский Спасо-Преображенский храм построен до 1160 года преподобной Евфросинией. Здесь в великолепной раке, между колоннами, параллельно иконостасу, покоятся мощи преподобной Евфросинии, торжественно перенесенные сюда из Киево-Печерской лавры, по Высочайшему соизволению, с разрешения Священного Синода, в 1910 году. Это торжество перенесения святых мощей, совершенное по особому Высочайше одобренному порядку, с остановками в заранее указанных этим порядком городах и селах, длилось месяц, с 22 апреля по 22 мая. От Киева до города Орши (Могилевской губернии) святые мощи следовали по Днепру на пароходе, а затем до города Полоцка и Спасо-Евфросиневской обители сухим путем, несомые на руках богомольцев. В монастыре также хранятся: келья преподобной Евфросинии на правой стороне хор, и устроенный ею в 1611 году драгоценный шестиконечный крест, длиною в 11 3/4 вершка с частицами святых угодников. На нем вырезана надпись на славянском языке, что крест этот должен пребывать в основанной преподобной Евфросинией обители. В 1897 году в монастыре освящен новый храм Воздвижения Креста Господня с тремя престолами. При монастыре училище и образовательная церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=00287

1871 г. На это отвечал я Его Превосходительству от 7-го Января 1871 г.: «Приношу Вашему Превосходительству искреннюю благодарность за Ваше приветственное послание, которое тем приятнее для меня, что оно собственноручное. Правда, что, давно не упражняясь в чтении Ваших автографов, я не без затруднения мог прочитать Ваше послание. В доказательство того, что мною верно прочитано и понято Ваше письмо, буду отвечать на каждый пункт его особо. Взаимно и Вас приветствую с новым годом и желаю Вам от Господа на новое лето жизни новых и великих милостей, наипаче же здравия и во всем благопоспешения. И у нас довольно глубокие снега и сильные морозы, но здесь это явление обычное. Не то ли знаменуют эти зимние физические явления, наблюдаемые ныне не только в Киеве, но и во Франции и в других теплых странах, что некогда усматривал в Летней засухе Св. Василий Великий , когда доказывал своим слушателям, что оттого и иссохла земля, что иссякла любовь. Не оттого ли и сильные морозы там, где прежде их не существовало, что сердца сделались слишком холодны и суровы? Впрочем, этого объяснения прошу не относить к себе, так как Ваше сердце слишком горячо и проникнуто пламенною ревностно о всем добром и справедливом. Без сомнения для православных чад Полоцкой церкви приятнее было бы присутствие среди них Преподобной их соотечественницы и покровительницы Евфросинии в цельном составе ее нетленных мощей, нежели в малой части, но и за это священное сокровище нельзя не возблагодарить Господа, даровавшего нам в нем великое духовное утешение. Из препровождаемого при сем Описания торжественной встречи Киевской святыни изволите усмотреть, с каким восторгом принята она была Витебскими гражданами. На стр. 21 этого Описания Вы усмотрите, что за всенощным бдением в день встречи части мощей препод. Евфросинии мною прочитано было житие Преподобной, выслушанное присутствовавшими с большим вниманием и умилением. Действительно, это житие произвело такое сильное впечатление в особенности на лиц женского пола, что некоторые из них обращались ко мне с просьбою дать им еще раз перечитать его, а некоторые желали бы даже иметь его у себя. Это прекрасное житие – произведение Вашего красноречивого пера, напечатанное в Майской книжке Житий Русских святых. Ради прославления Угодницы Божией Евфросинии и ради душевного назидания чтущих ее святую память и притекающих к святыне ее мощей, не изволите ли Вы, благороднейший и благодушнейший Андрей Николаевич, оказать нам милость, чтобы составленное Вами житие Препод. Евфросинии извлечено было из Вашего обширного издания и напечатано в Витебской Типографии отдельною книжкой, для распространения оного в среде Белорусского населения? – Такая жертва с Вашей стороны будет принята нами с глубокою признательностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Преподобная Ефросиния, княжна Полоцкая Святая, великая Русь! Сколько храмов высится в ее городах и селах! Сколько славных обителей – этих стражей Православия – украшают ее! Сколько великих подвижников и подвижниц почивают нетленными останками своими под сводами этих храмов и этих обителей! И лишь только свет веры Христовой осиял Русскую землю, как на духовном небе ее засияли яркие небесные звездочки. Загляните в наши лавры и обители – в них всюду чувствуется присутствие великих духовных богатырей, которые боролись с своими страстями и своею подвижнической жизнью оставили и нам пример того, как нужно беречь святыню веры. В сонме этих подвижников светло сияет и духовный образ княжны Полоцкой, преподобной Евфросинии. Эта невеста Христова родилась в самом начале XII столетия в городе Полоцке. Полоцк–это один из первых городов, куда еще при святом Владимире проник свет веры Христовой. Здесь очень рано появляются православные храмы. Здесь были и православные епископы и князья. В Полоцке княжили потомки Владимира святого. И отец преподобной Евфросинии князь полоцкий Георгий был родственником князя Владимира – этого красного солнышка земли Русской. Строил храмы на земле Русской святой Владимир. Строили их и сородичи Владимира – князья полоцкие. Так, известно, что один из старших братьев Георгия – отца преподобной Евфросинии – Борис построил в Полоцке Софийский кафедральный собор, а жена другого брата Георгия, Романа, овдовев, ушли в полоцкий монастырь. Таким образом, благочестие было отличительною родовой чертой князей полоцких. Преподобная Евфросиния имела, следовательно, пред собою добрые примеры своих дядей и тетки – жены Романа, оставившей ради Господа княжеский дом и поселившейся в обители. Преподобная Евфросиния была названа Предславой. Богобоязненные и благочестивые родители Предславы воспитывали детей своих в страхе Божием, учили их грамоте, чтобы они сами могли читать Св. Писание, богослужебные и душеспасительные книги. И княжна Предслава, подрастая, стала также учиться книжной мудрости. И она с самых ранних лет поражала своих родителей и учителей блестящими способностями, усердием к учению и списыванию священных книг. Последнее было дело нелегкое. Сколько нужно было усидчивости, чтобы списать хотя одну священную или богослужебную книгу! Но Предслава не тяготилась этим трудом. Она списывала священные и богослужебные книги. А это было очень важно для того времени, когда у нас на Руси еще не было печатных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коренное русское население Витебской губернии сохранило весьма мало воспоминаний из своего прошедшего. Без сомнения, и в самое первоначальное время, – когда только еще слагалось и благоустраивалось Полоцкое княжество, когда возникали его города и созидались в них первые христианские храмы, – а тем более потом, – когда необходимо было, борясь с врагами внутренними и внешними, отстаивать свою независимость, народность и чистоту религиозных убеждений, – Полочане и Витебляне имели своих местных героев и целые сонмы мучеников. Но имена этих доблестных и святых мужей большею частью забыты; преобладание и гнет польских начал жизни церковной и гражданской частью затмило, частью совсем истребило или извратило значение их. Память народная сохранила в неизменном благоговении и уважении чрез весь ряд веков только одно имя, – имя княжны-отшельницы, преподобной Евфросинии. В тяжкие для Полочан и Витеблян времена 2 , когда их вере и народности грозила великая опасность, приверженность местного русского населения к имени Преподобной служила решительным доказательством того, что в народе еще неокончательно подавлено его самосознание. Кто помнит и свято чтит память местной княжны, – русской по происхождению, по житию преподобной, православия ревнительницы, – тот этим самым заявлял и о своем родстве с остальным русским народом и о своей приверженности к православной церкви. Поэтому-то враги православия в свое время и усиливались доказать 3 , что преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая, была, если не католичка, то, по крайней мере, униатка. Значит, по сознанию самих врагов православия, имя преподобной Евфросинии имело великое значение для местного русского населения. Между тем, по неизреченным судьбам Божиим, Полочане лишены были утешения – видеть у себя нетленные останки, столь благоговейно и высоко чтимой ими, княжны. Скончавшись в Иерусалиме в русском монастыре Пресвятой Богородицы 24 мая 1173 года, благоверная княжна была погребена в обители Феодосия 4 . При завоевании святого града Султаном Саладином (1187), нетленные мощи ее вынесены были русскими иноками из Палестины и привезены в Киев, где доселе почивают в дальних пещерах. Неоднократно, с 1839 г., были возносимы полоцкими иерархами и гражданами ходатайства о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киевских пещер в Спасскую церковь , построенную преподобною вблизи г. Полоцка: но Промыслу Божию не угодно было увенчать успехом таковые ходатайства в прежнее время. Таким образом, только на чреду наших дней пал счастливый жребий – быть свидетелями вожделеннейшего для местных жителей события. II. Ходатайство об уделении для полоцкой епархии части св. мощей преподобной Евфросии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вороничи. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты История прихода в честь Святого Архангела Михаила в деревне Вороничи насчитывает почти 300 лет. Сохранившиеся в архивах сведения повествуют о том, что первый храм был построен в 1716 году, в 1768 году в нем находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая «Вороничской», в серебряной ризе с золотой короной (местные жители и сейчас еще помнят об этой иконе). Второй храм был возведен в 1838 году на правительственные и церковные средства, деревянный, очень красивый, ему принадлежало 120 десятин земли. К Вороничскому приходу относились село Вороничи и деревни Боровая Слобода, Кристамполье, Песчанка (ныне не существует?), Руденск, Шелеги. Прихожанами, числом более одной тысячи человек, были, в основном, крестьяне. Но в конце 19 века храмовое здание обветшало, в связи с чем приходской священник Петр Плышевский стал изыскивать средства на постройку нового. В 1899 году самоотверженными трудами батюшки новый храм был построен, и отец Петр служил в нем настоятелем. Его преемником с 1910 года стал священник Иоанн Бруякин. После октябрьской революции храм был закрыт, а чудотворная икона Богородицы пропала. Затем в здании бывшего храма долгое время была школа, склад, потом оно разрушилось, а место со временем превратилось в свалку. Возрождение прихода началось в 2011 году. По поддержанной местными жителями инициативе потомка священников Плышевских, издревле служивших в вороничском храме, Анатолия Николаевича Плышевского, место бывшего Свято-Михайловского храма было расчищено, и на нем, в апреле на Страстной седмице, был установлен Крест, изготовленный силами верующих людей на их собственные средства. 9 июля того же года Крест был освящен отцом Михаилом, настоятелем прихода Святой преподобной Евфросинии Полоцкой в г.п. Руденск. 13 января 2012 года по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, была зарегистрирована община и подписан Устав прихода Святого Архангела Михаила в деревне Вороничи. 6 декабря 2012 года, в день памяти Благоверного князя Александра Невского, иереем Михаилом Романенковым, настоятелем прихода Святой преподобной Евфросинии Полоцкой в г.п. Руденск, была совершена первая литургия в домовом храме (он размещается в частном доме, пожертвованном приходской общине благочестивой верующей семьей), а 18 января 2013 года, в день Навечерия Богоявления, также отцом Михаилом был отслужен праздничный водосвятный молебен.

http://sobory.ru/article/?object=39148

Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Карта и ближайшие объекты Собор Спасо-Евфросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. — небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера. Наиболее характерные черты Спасо-Евфросиньевского собора (до его перестройки при ремонте в XIX в.) — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество. Влияние его особенно заметно в решении подкупольного постамента, состоящего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче деревянные бочки, которые нарубались над покрытиями каменных зданий. Этот прием впоследствии стал излюбленным мотивом русской архитектуры XV—XVI вв. — многоярусные декоративные кокошники. Источник: Сайт " Глобус Беларуси " Кресто-Воздвиженский собор – крестообразный в плане, белокаменный, увенчанный пятью шлемообразными куполами с позолоченными крестами – был заложен 23 мая 1893 года Преосвященным Антонином (Державиным), епископом Полоцким и Витебским. Собор построен в 1897 году по проекту витебского губернского архитектора В.Ф. Коршикова при настоятельнице монастыря игумении Евгении (Говорович) на добровольные пожертвования, собиравшиеся в течение десятилетий. В Спасо-Евфросиниевской обители давно ощущалась нужда в обширном вместительном храме не только в большие праздники, но и в обычные воскресные дни. Особенно такой храм был необходим в день памяти преподобной Евфросинии, когда в монастырь прибывали тысячи богомольцев из самых отдаленных уголков России. Игумения Евгения не щадила своих сил для достижения святой цели храмоздательства: ее усердием был построен самый большой храм обители в честь Воздвижения Креста Господня. Величественный собор, ставший венцом строительной деятельности игумении Евгении, «вырос, можно сказать, из ничего, так как к сбору пожертвований приступили в такое время, когда никаких заранее заготовленных средств монастырь не имел». В благодарное воспоминание будущим поколениям о трудах игумении Евгении в 2000 году в соборе был помещен барельеф с памятной надписью к столетию со дня ее блаженной кончины, последовавшей 24 марта 1900 года.

http://sobory.ru/article/?object=04903

Скачать epub pdf Беседа декана Свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школы И. Я. Грица и старшего катехизатора Огласительного училища при Свято-Филаретовской школе С. Д, Каринского с архимандритом Виктором (Мамонтовым) , настоятелем храма прп. Евфросинии Полоцкой в Карсаве (Латвия), И. Гриц: Отец Виктор, мы рады возможности беседовать с Вами здесь, в Карсаве, маленьком городе, который находится недалеко от границы Латвии с Россией. В городе живет около трех тысяч человек, но в нем имеется известный многим храм преподобной Евфросинии Полоцкой, настоятелем которого Вы являетесь. Мы знаем, удивляемся и радуемся тому, как плодотворно развивается общинная жизнь в Вашем приходе. Вы – монах. Как совмещается монашеское призвание с общинной жизнью в миру? О. Виктор: В монашестве возможны разные пути: кто-то призван к отшельническому образу жизни, а кто-то к киновийной (общежительной) жизни. Я был послушником большого общежительного знаменитого монастыря – Почаевской Лавры, где, казалось, я мог бы познать истинную жизнь во Христе в единении с братией. Но, к сожалению, евхаристическая жизнь, без которой не может быть настоящего единения, настоящей духовной семьи, здесь, как и в других монастырях страны, была нарушена: в день Господень все братья были на молитве в храме, но не все причащались. Чаша была для паломников, но не для монахов. Монахи причащались по большим праздникам, в день ангела. А для христианина Евхаристия – это центр жизни, она создает общину, питает ее. В монастыре я не обрел настоящей общины. Радость общинной жизни я познал в миру. В 1980 году я приехал в Латвию, где началось мое служение. Меня рукоположил во пресвитера митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков), и я получил приход недалеко от Риги, в г. Тукумсе. Вскоре владыка постриг меня в монашество. Я стал монахом в миру. Исполняя свои монашеские обеты, я не мог затвориться только в своей келье, но должен был, как пастырь, служить на приходе, имея попечение о душах прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Евфросиниевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1128 и 1156. Архитектор:Иоанн Адрес: Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89 Координаты: 55.504099, 28.7808 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенская церковь, возведенная в XII веке, – единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X – первой трети XIII века. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени. Как повествует древнее житие преподобной Евфросинии, на строительство каменного храма в честь Всемилостивого Спаса Господом был призван талантливый зодчий Иоанн. Не раз на рассвете он слышал голос, повелевавший ему: «О Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». Рассказав преподобной Евфросинии об откровении Божием, Иоанн получил от нее благословение на постройку Спасской церкви. Храм был воздвигнут в короткий срок – всего за тридцать недель. Как начало, так и окончание строительства церкви ознаменовалось чудом. По молитве преподобной в одну ночь был восполнен недостаток в кирпичах, необходимых для завершения постройки храма: «поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы. И в тот же день завершили строительство церкви и крест воздвигли». Точная дата возведения храма и создания его росписи неизвестна. Она определяется лишь по косвенным данным. Судя по надписи на древнем Евфросиниевском Кресте, он был положен в Спасо-Преображенской церкви в 1161 году, следовательно к тому времени храм уже был построен и освящен. Относительно времени возведения Спасского храма существуют разные мнения. По одной из наиболее распространенных версий, высказанной историком архитектуры И.М. Хозеровым, это произошло между 1143 и 1161 годами. Архитектура Спасского храма соединяет в себе несколько направлений, в которых можно увидеть влияние различных архитектурных школ. Церковь представляет собой шестистолпный трехнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс и расположенные во втором этаже хоры, куда ведет узкая внутристенная лестница. По обе стороны хор находятся две тесные крестообразные келии. В одной из них (юго-западной) пребывала в молитвенном подвиге преподобная Евфросиния, в другой (северо-западной) молилась одна из родственниц святой – монахиня Евдокия (родная сестра) или монахиня Евпраксия (двоюродная сестра). Келии представляют собой крошечные придельные крестово-купольные храмы, один из которых (юго-западный) перекрыт небольшим куполом, а другой (северо-западный) – цилиндрическим сводом.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Прошло всего сто лет со времени принятия христианства Русью от Византии, – в 988 году, как Господу Богу угодно было даровать нашей родине целый ряд истинных праведников, защитников и ревнителей веры Христовой, как принявших мученический венец, так и подвижников, служивших примером для своих современников при жизни и оставивших по смерти о себе память, которая сохранится на Руси Великой, пока будет жить наша земля. Таковы были Антоний, Феодосий и прочие печорские чудотворцы, такова была преподобная княжна Евфросиния, жившая в 12-м веке (1102–1173 г.г.) Русь того времени вся состояла из небольших княжеств или уделов, как называли их тогда, управлявшихся каждое своим князем. Христианство , принятое князем Владимиром в Киеве, распространилось оттуда и по всей нашей земле. Княжество Полоцкое, родина преподобной Евфросинии, было одним из первых, просвещенных светом истинной веры Христовой. Оно занимало в то время большую часть нынешних губерний Витебской, Минской, Могилевской и окраины Курляндской, Лифляндской, Ковенской и составляло удел потомков Изяслава, сына князя Владимира от Рогнеды, княжны полоцкой. Сам Изяслав был христианин и крестил своих половчан. Уже в конце 10-го века жили здесь епископы, следовательно, были уже церкви и монастыри. В двенадцатом веке владетельным князем полоцким был Борис, княживший вместе с своими братьями, младшим из них был Святослав –Георгий или Юрий, отец преподобной Евфросинии. Князья того времени проводили жизнь в охоте, пирах, а чаще всего – в войне с другими удельными князьями: нападали на их владения, разоряли и сжигали их города и села, но и сами подвергались постоянным набегам своих соседей. В то же время семья эта была глубоко благочестивая, она отличалась усердием к храмам Божиим, ревниво заботилась об их строении и украшении. Так Борис Всеславич основал кафедральный Софийский каменный собор, а жена князя Романа, овдовев, удалилась в монастырь, игуменьей которого вскоре сделалась и жила там, спасая свою душу от грехов и соблазнов мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Православная семья: агиография и реальность К сожалению, наша агиография, на которой воспитывались поколения русских православных христиан, не дает нам идеала семьи. Понятно, что большая часть наших святых - это святители, преподобные, мученики, канонизация которых связана отнюдь не с их семейной жизнью. Протоиерей Георгий Митрофанов магистр богословия, профессор СПбПДА, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при АППО Ищите женщину Если обратиться к нашим святым женам, то здесь мы обнаруживаем очень выразительные особенности. Прежде всего, можно констатировать, что святых христианок в наших святцах ничтожно мало, и это не случайно. В определенные эпохи канонизовали очень много, в другие - мало (как в синодальный период, когда почти за два века произошло всего лишь пять канонизаций до царствования Императора Николая II), и, тем не менее, святым женам места практически не находилось. А когда их все-таки канонизовали, то мы обнаруживаем тенденции, свидетельствующие, что даже среди прославленных святых христианок, женщин, которые посвятили себя семейной жизни, у нас в святцах нет. И это притом, что тема семьи для женщины более значима, чем для мужчины, поскольку в традиционной патриархальной семье вплоть до XX века женщина играла определяющую роль. Для нее жизнь сводилась, прежде всего, к семейной жизни, если она не была монахиней. Услышав имена Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, мы сразу вспомним святых монахинь. В их житиях подчеркивается их нежелание вступать в брак, их отторжение от семьи. Что касается блаженной Ксении Петербургской, то ее святость, вроде бы отчасти связанная с браком, начинается только со смертью мужа. Кончина супруга стимулирует ее духовное служение. Складывается впечатление, что в семье она не могла проявить себя должным образом.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010