встречается 45 примеров религ. З. б. (по МТ: Втор 33. 29; 3 Цар 10. 8 (дважды); Ис 30. 18; 32. 20; 56. 2; Пс 1. 1; 2. 12; 32. 1-2; 33. 12; 34. 9; 40. 5; 41. 2; 65. 5; 84. 5-6, 13; 89. 16; 94. 12; 106. 3; 112. 1; 119. 1-2; 127. 5; 128. 1-2; 137. 8-9; 144. 15 (дважды); 146. 5; Иов 5. 17; Притч 3. 13; 8. 32, 34; 14. 21; 16. 20; 20. 7; 28. 14; 29. 18; Еккл 10. 17; Дан 12. 12; 2 Пар 9. 7 (дважды)). В LXX помимо этих случаев имеется еще 15 мест с З. б. (Сир 14. 1-2, 20; 25. 8-9; 26. 1; 28. 19; 31. 8; 34. 15; 48. 11; 50. 28; Тов 13. 14 (дважды); Прем 3. 13; Ис 31. 9). Только во Втор 33. 29; в Пс 127. 2; в Еккл 10. 17 используется форма 2-го лица ед. ч., а в Ис 32. 20 - 2-го лица мн. ч. Во всех остальных случаях используется форма 3-го лица. Хотя все эти З. б. отличаются друг от друга, их общий смысл сводится к тому, что «поистине счастливыми» можно назвать тех, кто действуют в согласии с волей Божией: для кого Бог - Господь (Пс 143. 15), кто боится Бога (Пс 111. 1-3; 127. 1-4; Притч 8. 4-12), кто уповает на Бога (Пс 83. 13), кто мудро повинуется Богу, исполняя Его закон (Пс 118. 1-2; Притч 8. 32-34; Ис 56. 2), и т. п. Такие люди достойны восхваления, потому что Бог их обязательно наградит благополучием в этом мире: у них будут сыновья-наследники (Пс 126. 3-5; 111. 1-3), хорошая жена (Пс 127. 1-4; Сир 26. 1), процветание, слава и честь (Пс 83. 11-12; Иов 29. 10-11), жизнь под защитой Бога (Пс 40. 2-3; Сир 34. 15). З. б. в эсхатологических текстах ВЗ встречаются редко (дословно только в Ис 30. 18) и только в поздних сочинениях (Дан 12. 12; Тов 13. 14-16). Обычно З. б. соседствуют с возглашением «горя» или противопоставляются этому возглашению «горя» тем, кто ведут себя иначе (Пс 1. 1, 4; Тов 13. 12, 14; Еккл 10. 16-17). Часто З. б. начинаются или заканчиваются произведения или отдельные их части (Пс 1; Сир 25. 12). Происхождение ветхозаветных З. б. усматривают либо в культовой сфере (прежде всего на том основании, что они встречаются в составе ранних псалмов, к-рые содержат коллективные прошения (напр., в Пс 33. 12) - Lipinski. 1968), либо в литературе премудрости (самый яркий пример сочетания З. б. с речением премудрости - Иов 5. 17). В апокрифической литературе

http://pravenc.ru/text/182595.html

Святость противоположна злу, она есть полнота совершенства.  Основными составляющими совершенства являются правда и любовь. “Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен”, — утверждает Ветхий Завет (Втор. 32. 4). По внушению Святого Духа в Новом Завете апостол Иоанн Богослов провозглашает: “Бог есть любовь” (1 Ин. 4. 16). Итак, согласно Слову Божию Правда и Любовь суть определения того, что есть Бог. Бог есть Дух, Абсолютная Святость, Любовь и Правда. В другом библейском тексте, Книге Исхода, Бог говорит о Себе: “Я есмь Сущий” (Исх. 3. 14). В Библии также содержится древнееврейское имя Бога — Яхве, в другом произношении — Иегова, что и означает “Сущий”. Итак, каков же смысл этого удивительного выражения: “Я есмь Сущий”? Не тот ли, что Бог есть Абсолютное Бытие в его полноте, а все, что вне Бога, имеет ограниченное бытие или ограниченную жизнь? “Я есмь Сущий”, — то есть “Я Тот, Кто Существует”. Это означает, что все остальное существует постольку, поскольку Бог дает ему возможность существовать. Из Библии мы узнаем и о том, что Бог — в начале всего. Если сравнивать Библию с другими религиозными книгами Востока, то разница между ними в первую очередь в том, что в Библии не содержится теогонии, то есть ничего не говорится о происхождении Бога. В мифических представлениях человека о божествах нередко содержатся сведения об их рождении и происхождении. В Библии же ничего не говорится о происхождении Бога. Бог существует всегда, Бог существует до начала мира, Он вне времени. А если Бог вне времени, значит — Он вечен (Ис. 40. 28; Рим. 14. 25). Вечный Бог является Творцом мира. Если Бог — Творец мира и материи, то Он и Творец пространства. Ибо пространство есть категория, связанная с существованием материального мира: пространства вне материи быть не может. Но что значит — Бог вне пространства? Это значит, что Бог везде, что Он Вездесущий (Пс. 139. 7). Слово Божие дает нам представление о Боге как о Вездесущем Духе, обладающем способностью творить мир. И поскольку Он этот мир создал, то обладает по отношению к нему абсолютной властью. Исходя из Слова Божия, мы можем утверждать, что Бог есть Дух не только Вездесущий, но и Всемогущий (Быт. 17. 1; 28. 3; 35. 11; 43. 14; 48. 3; 49. 25. Исх. 6. 3. Числ. 24. 4, 16. 1 Цар. 1. 11. Пс. 67. 15; 90. 1. Прем. 11. 18; 18. 15. Сир. 46. 8, 19. Ис. 10. 34; 13. 6. Иез. 1. 24; 10. 5. Иоил. 1. 15. 2 Мак. 1. 25; 5. 20; 6. 26; 7. 35, 38; 8. 11, 18, 24; 11. 13. 3 Мак. 5. 4, 8. 3 Езд. 13, 23; 16. 63).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

6 . Гди, покрый (сохрани, защити) м человкъ нкоторыхъ, и бсвъ, и страстей, и ины неподобны вещи. мо цъ, прибжище мо снъ, покровъ мой дхъ стый: трце ста, слава теб. 7 . рекъ (сказав это), плюн (Он плюнул) на землю [ Ин.9:6 ]. Тогда заплеваша лиц [ Мф.26:67 ]. 2. Прочитайте, поставьте подчёркнутые слова в форму именительного падежа единственного числа: Др же , даждь (дай) м взаимъ (взаймы) тр хлбы [ Лк.11:5 ]. Человче , ставлюттис 11 грс тво [ Лк.5:20 ]. Сетни (суетны) убо вс человцы [ Прем.13:1 ]. Глголаше бо (ибо он говорил) изыди, д ше нечистый, человка [ Мк.5:8 ]. Се бо въ зачатъ и во грсхъ роди (родила) м мати мо [ Пс.50:7 ]. И собертс пред нимъ вс зыцы (народы): и разлчитъ ихъ дргъ дрга, коже пастырь разлчаетъ вцы козлищъ [ Мф.25:32 ]. И сотвориша (сделали) у чницы , коже повел (велел) имъ и уготоваша пасх [ Мф.26:19 ]. Да возвраттс враз мо вспть, воньже аще день (в тот день, когда) призов т [ Пс.55:10 ]. Помилй м, бже, помил й м: к на т упова (надеялась) дша мо, и на снь крил (покров Твоих крыльев) надюса [ Пс.56:1 ]. И дадите перстень на рк и сапог на ноз [ Лк.15:22 ]. Видите р ц мо и ноз мо, к самъ азъ [ Лк.24:39 ]. Ты же, человче сихъ бгай [ 1Тим.6:11 ]. 3. Переведите, запомните окончание формы 2-го лица единственного числа настоящего времени: И ты даеши имъ пищ. Что м Кам идеши; Спиши ли; Жено (женщина!), что плачеши, кого ищеши; [ Ин.20:15 ]. Любиши ли м; Что м вопрошаеши; верзаеши ты щедрю рк твою. 4. Прочитайте и переведите следующие предложения, найдите глаголы в настоящем времени, определите их форму: Ты глаголеши, к црь азъ [ Ин.18:37 ]. Врета ли, к мог сотворити; [ Мф.9:28 ]. Врю, гди, и исповдю, к ты воистинн хртосъ, снъ бга живаг. Смотрите вранъ (на воронов), к не сютъ, ни жнтъ: имже (у которых) нсть сокровища, ни житницы, и бгъ питаетъ ихъ [ Лк.12:24 ]. Оучтлю (учитель!), хощева, да аще (что если) просива, сотвориши нама. нъ же реч (сказал) има: что хощета, да сотворю (чтобы я сделал) вама; [ Мк.10:35–36 ]. коже убо собираютъ плевелы, и гнемъ сожигаютъ: так бдетъ въ вка сег [ Мф.13:40 ]. Паки аминь глголю вамъ: к аще (что если) два васъ совщаета (приходят в согласие) на земл всцй вещи, (которую) аще просита, бдетъ има ца моег, иже (который) на нбсхъ [ Мф.18:19 ]. Желаете, и не имате (не имеете): убиваете и завидите (завидуете), и не можете улчити (достигнуть) [ Иак.4:2 ]. С убо нын, стый црю (святой царь), многихъ ради (из-за многих) и великихъ нашихъ грхвъ страждемъ (страдаем), и повинемс врагмъ нашымъ, и въ немощехъ [ 3Мак.2:11 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Дух есть Создатель (Пс 18:2; 101:26; 103:29–30; 32:6; Иов  10:8; 33:4; Прем 1:7, 9:1–2), и в отношении премирного тела Христова святитель Василий говорит, что оно от Духа, как тварь Его, а не действование, поскольку в простом и бестелесном естестве действование, в отношении сущности, подлежит тому же закону. Говоря об отпущении грехов, мы знаем, что это никому не принадлежит, кроме единого Бога, а Дух отпускает грехи через Апостолов (Ин 20:22–23), поэтому Дух Святой есть Бог и имеет одно действование со Отцом и Сыном 8 . Так же и власть одна — Отца и Сына и Святого Духа, и ни видение, ни пророчество, ни какое-либо другое действование не бывает отдельно от Отца, или Сына, или Святого Духа, а сотворенные по образу Божию именно через Духа, который есть истинный и естественный образ Бога, бывают причастниками Создателя. Так Святым Духом окончательно совершаются Божии дела 9 . Святой Дух имеет такое же отношение к Сыну, как Сын к Отцу (но Он не Сын Сыну, “чтобы Троицу не почли бесконечным множеством, остановись на той мысли, что Она имеет сынов от сынов, как бывает у людей” 10 ), поэтому кто не признает, что Дух от Бога, пытаясь превратно истолковать Писание (Ин 1:3–5) и превращая Троицу в двоицу, или ставя Дух наряду с водой (Ин 3:5) или огнем (Мф 3:11) как одну из тварей, тот не признает, что и Слово от Бога (Пс 32:6; Быт 2:7; 2 Кор 3:18). Когда же Апостолы говорят “изволися бо Святому Духу и нам” (Деян 15:28), то подчиняют себя власти Духа, а не ставят себя наряду с Ним 11 . “Да утешается всякая душа, ищущая ведения о божественном с сей целью будем в вере искать познания об естестве Святого Духа, ища ведения у Самого Искомого. Он есть Тот самый, Кто творил святыми, и Он же подает божественную жизнь взыскующим у Него Бога. Но необходимо, чтобы Он был досточестнее приемлющих Его; потому что приемлющие делаются святыми, когда Он снизойдет на них, и погибают, когда Он оставит их. Дух всегда есть; Он источник вечной жизни” 12 . В своих “таинственных песнопениях” святитель Григорий Богослов, богословствуя подобно Василию о Святом Духе, поэтически взывает к душе: “Воспой и славу Духа; не отделяй в слове Того, Кто не исключен по естеству. С трепетом чтим великого Духа: Он мой Бог, им познал я Бога, Он Сам есть Бог, и меня в той жизни творит богом. Он всемогущ; Он раздаятель даров, предмет песнопений чистого лика небесных и земных; Он Жизнеподателъ, сидит на превознесенном престоле, исходит от Отца. Он Божия сила, Самовластитель, Он не Сын (потому что один есть благий Сын единого Всеблагого), но Он и не вне невидимого Божества, а равночестен” 13 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-svyatit...

Солом. 5:1). Видящии смятутся страхом тяжким, и ужаснутся о преславном спасении его. И рекут в себе кающеся, и в тесноте духа воздыхающе: сей бе, егоже имехом некогда в посмех, и в притчу поношения. Безумнии житие его вмени- хом неистово, и кончину его безчестну. Како вменися в сынех Божиих, и в святых жребий его есть? Убо заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам, и солнце не возсия нам, – говорит таже Премудрость (Прем. Соломой. 5:2–6). Хотя бы и подлинно тот, кого ты осуждаешь, был грешен: ты кто еси судяй чуждему рабу? своему Господеви стоит, или падает: станет же, силен бо есть Бог поставити его, – так обличает тебя Апостол ( Римл. 14:4 ). А твоя правда – откуда? В беззакониях зачат еси, и во гресех роди тя мати твоя ( Псал. 50:7 ). Если же имеешь что доброе, то – Божие, а не твое: ибо человек не только сделать, но и помыслить от себя ничего доброго не может. Наконец, сии судьи неправедные судом своим восхищают сан Христа Сына Божия, Который един будет судить всему миру, и воздаст комуждо по делом его: всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, говорит Апостол ( 2Кор. 5:10 ); и сих неправедных судей обличает слово Божие, говоря: не судите, да не судими будете ( Матф. 7:1 ). – У многих вошло в злой обычай при всяком слове примешивать великое и страшное имя Божие: „Бог-де знает», „Бог весть»! Иные по тому же злому обычаю, говоря что-нибудь, клянутся тем же страшным именем, хотя бы самое дело и не требовало того, как-то: „ей Богу“, „Бог – свидетель“, „Бог видит“ и прочее, и в том своего порока не чувствуют; а как откроют свои внутренние очи, то увидят, что они тем являют великое непочтение имени Божию. Но таковых Писание обличает, говоря: не приемли имене Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе ( Исх. 20:7 ). – У многих в порок не вменяется празднословить и бесчинно смеяться; но Христос говорит: глаголю вам: яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем ответ в день судный ( Матф. 12:36 ); горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете ( Лук. 6:25 )! – У многих ум занят тем, как бы сыскать похвалу у людей, и в том не признают своего порока; но Христос говорит к ним: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищите ( Ин. 5:44 ), поставляя их между неверными? Некоторые ни во что вменяют насыщаться, объедаться; но Христос говорит: горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете ( Лук. 6:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И было слово Господне ко Илии: «иди отсюда на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить» ( 3Цар. 17:3, 5 ). После хлеба на Вечери спешит Христос Спаситель наш к воде, к потоку: «От потока на пути будет пить» ( Пс. 109:7 ). Учителя церковные, объясняя слова Давидовы: «Поток перешла душа наша» ( Пс. 123:4 ), – называют потоком гонения, скорби и беды. Вот через какой поток идет наш Господь – через гонения, через скорби: «Начал скорбеть и тосковать» ( Мф. 26:37 ), – через беды. Вот от какого «потока на пути будет пить, потому вознесет главу» ( Пс. 109:7 ), когда будет вознесен на Крест. Идет через поток скорбей, чтобы и нам оставить в нем Свои следы. «Стези в глубоких водах» ( Пс. 76:20 ) – во многих скорбях, чтобы и мы путем многих скорбей шли за Ним к небесному царствию, чтобы поток бед прошла душа наша, то есть воду стремительную ( Пс. 123:4 ) гонений, преследований, нападений от мира, плоти и дьявола (2). Господь, желая исцелить и очистить нашу душу от греха, много раз попускает скорбям и печалям постигать нас, чтобы, очистившись, «как золото в горниле» ( Прем. 3:6 ), мы явились светлыми и чтобы, будучи утеснены здесь скорбями, всегда усердно притекали к Нему, ища Его помощи. «Ко Господу в скорби моей я воззвал, и Он услышал меня» ( Пс. 119:1 ). «Умножились немощи их, – говорит пророк, – но потом скоро миновали» ( Пс. 15:4 ). Ибо в скорби прибегаем к Богу, в радости же забываем Его, а Бог, подобно премудрому врачу, исцеляя нас различными путями, посылает нам и то и другое. Если в радости и не благодарим Его, то скорби попускает на нас, чтобы и в том и в другом мы пребыли благоразумными и искусными (3). Бог, различными путями минующий и щадящий Свое создание, «предусмотревший о нас лучшее» ( Евр. 11:40 ), не хочет здесь на земле давать людям никакого прочного и постоянного положения, покоя и утешения, но больше посылает им тесноту и скорбь. " Ибо в мире, – говорит Господь, – будете иметь не радость, но скорбь» ( Ин. 16:33 ). Господь хочет, чтобы мы в мире сем всегда пребывали в утеснении и скорби, а не в просторе и благоденствии, чтобы мы не предавались слишком обманчивым земным наслаждениям, чтобы от здешнего утеснения и скорби мы усерднее и поспешнее восходили к горнему и вечному благоденствию в Господе, и там, в вечном утешении, всегда пребывали, радуясь и веселясь о Нем во веки бесконечные (3).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Штундист. Но от Самого же Бога есть указание, что оно и проклято. Вот в книге Второзакония читаем: «Проклят есть от Бога всяк висяй на древе» ( Втор. 21:23 ). Потом ещё у Премудрого Соломона говорится: «осудим Его на безчестную смерть» ( Прем. 2:20 ). Миссионер. Попрошу вас дозволить мне сказать всё, что имею в пользу Креста, а потом объясню эти места и покажу, что они не противоречат моим доводам и решу, если имеете, ещё и другие относительно Креста возражения. Значит, если о Кресте был прообраз и если этот прообраз был свят потому лишь, что чудодействовал, то тем более должен быть свят и чудодействен тот самый предмет, которого прообраз был лишь тенью, т. е. Крест. Я выше сказал, что, не почитая, а похуляя Крест, вы оскорбляете Бога – Троицу Святую. Так, через Крест прославилось имя Бога Отца: «Отче! – молился Иисус Христос перед крестною смертью Своею, – пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» ( Ин. 17:1 ). Значит, по слову сему, Крест – слава для Отца и Сына, а если для них – слава, то и для Духа Святого тоже (он слава), так как «Сии три – едино суть», по слову же Божию. Да это орудие – Крест и смерть на нём была уготована Иисусу Христу ещё в предвечном совете, как о сем говорится в Евр. 10:5–7 и в Пс. 39:7–9 . Благоразумно ли называть человеку то бессмысленным, что у Самого Бога славно, и не безумно ли отвергать и поносить то, что Сам Бог избрал для нас, для нашей славы, спасения и прославления? Эту же самую мысль, т. е. что Крест прославил Отца и Сына Его, ещё яснее представляет ап. Павел в послании к Филиппийцам ( Фил. 2:6–11 ), где показывается, что страдание и смерть Иисуса Христа на Кресте прославили имя как Отца, так и Сына. Итак, хотя Крест до страдания на нём Сына Божия, действительно, был презреннейшим и страшнейшим орудием, но совсем не таков он теперь; теперь он свят и благословен во веки ( Пс. 98:5 ), Итак, ввиду всего этого – стыдиться ли нам Креста Господня, на котором явлено нам столько неизреченных благ, на котором нам дарована новая жизнь, очищение, освящение и спасение? Не устыдимся! Не устыдимся его, потому что не стыдился его Сам Страдавший на нём, а даже желал его, как о сем ясно повествует св. евангелист Лука: «и как Я томлюсь, пока сие совершится» ( Лк. 12:50 )! Сие, т. е. страдание и смерть на Кресте. Не стыдился его и Бог Отец, как сие было выше указано, не стыдился его и Дух Святый, Который и сошёл на землю, благодаря крестным страданиям на нём Сына Божия ( Ин. 12:32 ), Не стыдились Креста и св. Апостолы, напротив даже хвалились им ( Гал. 6:14 и 1Кор. 1:17–24 ). И христиане времён апостольских следовали своему учителю Павлу и Господу Иисусу Христу, – они не уничижали Креста ( 1Кор. 2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

III. Д. ед., Зв. ед. Бгородице дво, радйс. Къ бц прилжн нын притецемъ. Преста трце, помилй насъ. Слава стй трц. Благодарю т, ста трце. Не стпимъ, влчце, тебе. Влчц помолимс. Мол, бце. Поемъ прилжн теб пснь нын, всептой бц, радостн. IV. И. мн., В. мн. Пастырю дверникъ верзаетъ, и вцы гласъ слышатъ, и сво вцы глашаетъ (зовет) по имени, и изгонитъ ихъ. вцы по немъ идтъ. ставлетъ вцы. Лиси звины (норы) имтъ, и птицы нбны гнзда. Воззрите на птицы нбны. Вс покорилъ под ноз вцы и волы вс, же и скоты (полевых зверей), птицы и рыбы преходщы [ Пс.8:7–9 ]. 4. Обратите внимание на ударение в формах слова рка . Определите формы этого слова: Длъ рк не презри. Дла рк сть нбса. Въ рк почахс. рк Въ рк мо. Даждь имъ, гди, по длмъ рк ихъ. (взяв) на рк к чи рабъ въ рк своихъ... так чи наши ко гд бг нашем [ Пс.122:2 ] . Оутвердилъ на мн рк твою. тъ (взял) ю за рк. Простеръ рк. Возлож на ню рк твою и живетъ. Лопата въ рц Првныхъ же дши въ рц [ Прем.3:1 ]. Смерть и животъ въ рц зыка [ Притч.18:21 ]. въ рц гдни власть земл. Воздхъ къ теб рц мо. Въ рц тво предлож дхъ мой. Снъ преданъ бдетъ въ рц человчест (людей). б рц. 5. Найдите существительные второго склонения и укажите их форму: Никтоже бо приставлетъ плата неблена (заплаты из небелёной ткани) риз ветс (ветхой) [ Мф.9:16 ]. Глголаше же и притч къ нимъ, к никтоже ризы новы приставлетъ на риз ветх [ Лк.5:36 ]. же, растерзавъ ризы сво, глагола [ Мк.14:63 ]. вщавъ (отвечавший) же глгола имъ: имй дв риз, да подастъ неимщем [ Лк.3:11 ]. Радйс, трапезо, носща радйс, невсто неневстна. Глгола гдь гдви моем: сд десню дондеже полож враг тво ногама твоима [ Мк.12:36 ]. Тогда глгола учникмъ своимъ: жатва уб многа, длателей же мал: молитес убо гдин жатвы, к да изведетъ (чтобы он вывел) длатели на жатв свою [ Мф.9:37–38 ]. И реч бгъ: сотворимъ человка по браз нашем и по и да бладаетъ рыбами морскими, и птицами небесными [ Быт.1:26 ]. И гладъ бше на лицы все земл (по всей земле) [ Быт.41:56 ]. Бце дво, радйс: блгодатна гдь съ тобою. Рече же фаранъ с поставлю т днесь над всею землею [ Быт.41:41 ]. Бдите убо мдри к и цли (просты) к [ Мф.10:16 ]. Гласъ въ пстыни: уготовайте пть гдень, правы творите [ Мк.1:3 ]. Милостынми и врою чищаютс неправды. нъ же, изгнавъ вс (всех), потъ тца троковицы и матерь, и иже бх съ нимъ (и тех, которые были с Ним), и вниде, идже б троковица лежащи [ Мк.5:40 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Скончався вмале, исполни лета долга, угодна бо бе Господу душа его, сего ради потщася от среды лукавствия. Людие же видевше и не разумевше, ниже положше в помышлении таковое, яко благодать и милость в преподобных Его и посещение во избранных Его. Прем 4:7–15 4 СЕПТЕМВРИА. СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА, ЕПИСКОПА БЕЛГОРОДСКАГО. Паримии святителю. 5 СЕПТЕМВРИА. СВЯТЫХ ПРОРОКА ЗАХАРИИ И ПРАВЕДНЫЯ ЕЛИСАВЕТЫ. 1. Бытия чтение. Явися Бог Аврааму у дуба Мамвриа, седящему пред дверьми сени своея в полудне. Воззрев же очима своима, и узре, и се Трие Мужи стояху прямо ему. И видев Я притече в сретение Им от дверей сени своея, и поклонися до земли, и рече: Господи, аще обретох благодать пред Лицем Твоим, не мини раба Твоего, да принесется вода, и омыются ноги Ваша, и прохладитеся под дубом, и принесу хлебы да ясте, и посем минете на путь Свой, егоже ради совратистеся семо к рабу Своему. И реша: тако сотвори, якоже глаголала. И потщався Авраам в сень к Сарре, и рече ей: ускори взяти три спуды муки чисты, и сотвори потребники. И тече Авраам в кравы, и поя телец млад и добр, и даде и рабу, и ускори приготовити е. И взя масло и млеко и тельца, егоже приготова, и постави пред Ними и ядоша. Сам же стояше пред Ними под древом, и рекоста к нему: где Сарра жена твоя? Он же отвещав рече: се в сени. И рече: се обращся прииду к тебе, о времени сем в часе, и родит сына Сарра, жена твоя. Сарра же услыша пред дверьми сени сущи за ним. Авраам же и Сарра стара беста, живши дни многи, и минула бяше Сарры женская немощь. И посмеяся Сарра, глаголющи в себе: не убо было ми доселе, се муж мой стар. И рече Господь ко Аврааму: что яко посмеяся Сарра к себе глаголющи: и аще право рожду, аз бо состарехся? Еда немощно есть от Бога всяко слово? В сие время возвращуся к тебе, и будет Сарре сын. Быт 18:1–14 2. Судей Израилевых чтение. Бяше муж во Апсаре от племене Данова, имя же ему Маное: и жена ему бяше неплоды, и не раждаше. И явися Ангел Господень к жене, и рече к ней: се убо ты неплоды и не родиши, се бо зачнеши, и родиши сына.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

4) Предел полагать, или ограничивать; и отсюда-то происходит оное предопределение, о коем в ( Деян.4:28 ) и ( 1Кор.2:7 ) пишется. И оное не что иное есть, как управление дела к спасительному концу, и уничтожение развращённых советов мира сего. Подобно как златарь очищает злато от нечистот, и из него делает сосуд в честь; и как пчела из горьких трав делает сладкий мёд: так Бог из зла производит добро, как пишет Павел: Вемы же, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое, сущим по предуведению званным ( Рим.8:28 ). Иосифа братья продали в Египет, совещали на него злая: Бог же приложил злая на благая, как сам говорит к братии своей: не бойтеся, Божий бо есмь аз. Вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая ( Быт.50:19–20 ). Позорною смертью умертвили Сына Божия иудеи; но Отец небесный учинил, что смерть Его есть спасительна всему миру, и есть заплата за грехи наши. 5) Рассматривать и всё управлять, как говорит премудрый царь: Ты же Владычествуяй силою в кротости судиши и с великим щадением разсмотряеши нас ( Прем.12:18 ). Многоразлично Бог присутствует в мире сем. Как царь земной, по существу своему, сидит на престоле своём, и славою своею его исполняет; по присутствию есть во всем доме своём, ибо всё в нём видит; по власти и могуществу есть во всём царстве своём, поскольку: наказует, прощает, управляет; так и Бог зане бесконечен есть, – везде есть по сущности, и все вещи исполняет благостью Своею, по присутствию: ибо всё видит, и по могуществу: ибо вся тварь Его содействием действует; но особенно есть во святых – благодать Свою им сообщая. 6) Производить α) в тварях движение, как пишется: о нем бо живем и движемся и есмы ( Деян.17:28 ). ß) Действовать: Отец мой доселе делает, и аз делаю ( Ин.5:17 ). γ) Носить вся глаголом силы своей: Иже (Сын Божий) сый сияние славы и образ ипостаси его, нося же всяческая глаголом силы своея ( Евр.1:3 ). δ) Воспитывать: Возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает: не даст в век молвы праведнику ( Пс.54:23 ). ε) Оживлять всю тварь: и рече Ездра: ты еси сам Господь един, ты сотворил еси небо и небо небесе и вся вои их, землю и вся, елика на ней суть, моря и вся, яже в них, и ты оживляеши вся, и вои небеснии покланяются тебе ( Неем.9:6 ). ζ) Веселиться о делах своих: Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех своих ( Пс.103:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010