1) которые отдают детей своих в обучение танцам и прочим играм, так как эти танцы и прочие игры христианству неприличны, потому что дети сими танцами могут развратиться, особенно когда отроки с женским полом будут танцевать; 2) которые детей своих без научения и без наказания оставляют в детстве, потому что человек, склонный ко злу с юности своей, как Писание говорит ( Быт.6:5–6 ), удобно может развратиться без надлежащего наставления и наказания, а родители за это Богом строго спрошены будут, как небрежные и душегубцы. IV. Наставление это в таком порядке может быть: 1) обучать их тому, что Бог есть и Он Един; 2) тому, что Христос в мир пришел и для чего пришел; 3) всегда поучать хранить заповеди Божии и говорить точно, чтобы не делали другим того, чего себе не хотят, ибо в этом и сила закона состоит; 4) в храм Божий почаще на молитву ходить, а особенно в дни праздничные к святой Литургии; 5) вечером, ложась спать, и утром, встав от сна, Богу молиться и благодарить Его за все Его благодеяния; 6) напоминать о том, что при Крещении обещали Господу Богу, о чем вкратце изъяснено на листе, изданном в трех пунктах; 7) напоминать часто, что жизнь эта коротка, и всякому придется умереть, а когда неизвестно; 8) после смерти всем будет Страшный Суд Христов, на котором и слово, и дело, и помышление злое будут судиться; 9) после того Суда добрым – вечная радость на небесах со Христом и со всеми святыми, злым – вечная мука в аду с диаволом и ангелами его злыми. V. Детям накрепко возбранять водиться, общаться и дружить со злыми, так как «злоба изменит» и добрый «разум» ( Прем.4:11 ). «Тот, кто прикасается к смоле, очернится; и тот, кто общается с гордым, будет подобен ему», – говорит Сирах ( Сир 13:1 ). И еще: «Со строптивым развратишься», – говорит Псаломник ( Пс 17:27 ). Да и самим родителям крайне беречься должно, чтобы соблазна детям не подавать, потому что дети житие родителей своих так, как образец или правило имеют и так, что в родителях видят, то и сами делать стараются. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит», – говорит Христос Господь ( Мф 18:7 ). Родители же не только не научающие, но и соблазняющие детей своих, – окаяннейшие убийцы, поскольку убийцы тело тленное, а они душу бессмертную убивают, когда детей своих соблазняют и показывают путь ко греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Имеющиеся по указанной теме сочинения православных исследователей нередко грешат некритичным восприятием выводов библейской критики, которые бездумно воспринимаются как аксиомы, и роль православного исследователя в таком случае сводится лишь к роли переводчика и компилятора расхожих мнений западных светских ученых. В результате вместо добросовестного исследования учения о Духе, содержащегося в реальных текстах, мы получаем занятия баснями и родословиями бесконечными (1 Тим 1:4) о том, как " Ягвист " повлиял на " Элогиста " , а " Второисайя " на " Третьеисайю " и т.п., что в итоге выливается в секулярно-атеистическое восприятие библейского текста. С точки зрения Святых Отцов, Ветхий Завет соответствовал одному и тому же этапу в истории Божественного домостроительства, и степень откровения о Духе авторам писаний, составляющих его, была в целом одинакова. Хотя он обладает своей историей и составлен разными лицами в разные эпохи, Ветхий Завет - единый памятник, и именно как единое произведение его и продуктивно исследовать, в том числе и на предмет представлений о Духе Божием. Слово ruah имеет основные значения " дыхание, ветер, дух " ; в то время как на арамейском это слово исключительно женского рода, на древнееврейском оно иногда может быть мужского рода. Однако из 84 случаев использования в Ветхом Завете слова " дух " , в контекстах, традиционно понимаемых как указания на Святого Духа, 75 раз оно является или явно женским, или неопределенным (из-за недостатка глагола или прилагательного). Только девять раз это слово употребляется как существительное мужского рода. В тексте Библии оно встречается около 394 раз, но лишь приблизительно 25% из них представляют упоминания Духа Божия, на чем и формируются основы ветхозаветной пневматологии. В Писании Ветхого Завета Духу усвояются преимущественно следующие имена: Особенно обратим внимание на третье именование. Святость в Ветхом Завете - исключительный атрибут Бога: нет святого как Господь (1Цар 2:2); люди или сакральные предметы могут называться святыми лишь в силу их соотнесенности, посвященности Богу. Изначально слово kadosh (святой, священный), означало " отделенный " ; использование этого слова как характеристики Бога имело целью подчеркнуть Его внемирность, трансцендентность. То же свойство переносится и на представление о Духе Божием. Равно как и некоторые другие Божественные свойства, например: вездеприсутствие и всезнание: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? (Пс 138:7); Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово (Прем 1:7); непостижимость: кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него? (Ис 40:13), но более обращают внимание Его нетварность и соучастие в творении мира, как мы увидим ниже.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/pn...

Миссионер. Я говорю совершенно не о том, а лишь уподобительно. Я говорю о духовном отце твоем, пастыре духовном, в которого ты в духовном отношении, в духовной жизни также должен усердно для своей пользы слушаться и любить, как плотского отца во внешней жизни. Как о послушании родителю есть пятая заповедь, так и о послушании духовному отцу есть несколько или много заповедей. Непослушный родителю – недостойный сын и много теряет за непослушание, а послушание сберегает для него благо внешнее, призывает на него и благословение Божье. От родителя любящего послушный сын научается и во многом благом утверждается. Подобно и здесь. Вот Писанье говорит, что в то время, когда ты заботишься о своем спасении, о нем же заботятся наставники духовные и бдят о душах ваших, чтобы спастись вам ( Евр.13:17 ). Этих пастырей велено слушать ( Лк.10:16 ), и утверждаться во всем благом под их руководством ( Евр.2:1 ; Еф.4:11–13 ), слушать их как самые уста Божьи ( Гал.4:14–15 ; Мал.2:7 ) и под их руководством и заботой ревновать и преуспевать в спасении, а то многие не утвержденные и не наученные души погибли ( Евр.2:1 ; 2Пет.2:14 ). Можно ли кормчего ненаученного хорошо управлять рулем корабля пускать в море? Не можно. Таковый не только не спасет многих, но и себя погубит. То же бывает и относительно Слова Божья, ибо оно есть тоже море глубокое, безбрежное и неизмеримое: сколько в нем сокровищ, столько же и верная одному или многим погибель. Можно ли неумеющему хорошо владеть мечом давать свободно меч? Не можно. Слово Божье тот же меч: как может спасать от сильнейших разного рода и вида врагов нашего спасения – мира, плоти и дьявола, так может и погублять самого чтеца Слова Божья, так и многих – послушающих его. Можно ли ничему ненаученному сыну давать во всем полную свободу жизни? Не можно. Жизнь со своими разными запросами такая трудная вещь, что для преодоления её трудностей требуются многие знания, мудрость и опытность, без чего может быть сломлена, смущена и наказана смелость и сила всякого юноши: ему должна во всем сопутствовать, его должна руководить старческая воля и рука отчая. Так и здесь в духовной жизни относительно служения нашего Богу и спасения нашего. Все мы на этом пути, что немощные, что малосмыслящие младенцы. Нашим ли рукам вручать меч духовный или ветрило корабля жизни нашей? Нашему ли уму необлагодатственному и не отшлифованному наукой браться за Слово Божье, эту Божественную Премудрость, которая не может и войти в злохудожную душу, не может обитать в теле, порабощенном греху ( Прем.1:3–5 ), а в этом отношении – толковании Слова Божья такова всякая душа, не получившая сугубой благодати Святого Духа, т.е. благодати Священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

В “Толкова­нии на Евангелие от Матфея”, как и во многих других произведениях Оригена, особое внимание в данном плане обращается на разоблачение антицерковной сути “псевдо-гносиса”. Здесь экзегет особенно отмечает, что эта ересь, выступающая в якобы христианском обличьи, представляет особую опасность для простых верующих, далеко не всегда способных различить волка под овечьей шкурой 9 . В рассматриваемом произведении отчётливо прослеживается и ряд важнейших богословских интуиций, весьма характерных для миросозерцания Оригена. Прежде всего здесь многоразличным образом оттеняется идея Домостроительства спасения рода человеческого, высшим выражением и средоточием которого является Воплощение Бога Слова. Сын и Спаситель, будучи Образом Бога невидимого (см. Кол 1:15) и Образом благости Его (см. Прем 7:26), стал источником благости для всего мира и главным образом для людей (XV,10). Ибо Он “снизошёл” к ним ( sugka­ta­ba…nein to‹j и принял смерть за них (XII,40); дело Его Человеколюбия состояло в том, что Он “покинул Свой Дом” и пришёл к тем, которые сами не могли прийти к Нему (X,1). При этом Господь, став Человеком, не перестал быть Богом, хотя Божественная природа Его постигалась и постигается далеко не всеми 10 , причём это неведение началось с общественного служения Иисуса, когда Его соотечественники, изумлённые, вопрошали: откуда у Него такая премудрость? и соблазнялись о Нем (Мф 13:54–57). Толкуя это место, Ориген замечает, что слова и сестры Его не все ли между нами? означают, что “родственники” Господа, по мнению иудеев, “мудрствуют по-нашему, а не как Иисус” ( t¦ fronoasin оЩ t¦ тоа ‘Ihsoa), и в их мудрости нет ничего чуждого и непонятного для иудеев, в отличие от мудрости Иисусовой. В этом выражалась неспособность иудеев понять, что Иисус был не просто человек, но и Существо Божественное ( ti qeiTmeron; X,17). О сём было предречено пророком Исаией (Ис 53:2–4) и об этом же говорит святой Павел, изрекая, что Господь стал сообразен ( sЪmmorfoj) уничиженному телу нашему (см. Флп 3:21) и уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп 2:7), но принял для того, чтобы этот образ восстановился ( как образ Божий (XII,29). Причём Бог Слово, истощивший Себя до “образа раба”, действовал домостроительно и “педагогически”, соизмеряя Свою силу с тем, что в мире ( kaq’ У ™curei t¦ ™n kTsmJ XI,17). Такой “кенозис” Слова даровал новую жизнь падшей твари, ибо Господь есть Хлеб живый, сошедший с небес (Ин 6:51), тогда как Его супротивник (диавол или смерть) есть “хлеб мёртвый” 11 . Поэтому всякая разумная душа смогла (и может) выбирать, какой “хлеб” вкушать ей: согрешающие вкушают “хлеб смерти”, а подъявшие труд добродетелей не вкушают смерти (см. Мф 16:28), ибо питаются “Хлебом живым” (XII,33). И как говорит Ориген, есть различные разряды нуждающихся в пище Иисусовой ( ™sti топ mБj ‘Ihsoa mrofБj), ибо не все питаются равными научениями ( to‹j ‡soij lTgoij; XI,3).

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

4, 7), из-под которой исходят сияющие лучи. Вокруг фигуры Девы Марии изображены ветхозаветные символические прообразы с поясняющими текстами на латыни. Справа от Девы сверху вниз представлены солнце и персонифицированная луна (Песн. 6, 10), надписанные «Electa ut sol» («Светлая, как солнце») и «Pulchra ut luna» («Прекрасная, как луна») соответственно. Два символических изображения на рассматриваемой нами гравюре связаны в католической культуре с видением лестницы Иаковом. Первое — «Рогта coeli» («Небесные врата») (Быт. 28, 12–17) — представлено на гравюре в виде прекрасных врат с башнями. Второе — «Scala Iacob» («Лествица Иаковля») — традиционно имевшее вид широкой сияющей лестницы, уходящей в небо, отсутствует на данной гравюре. Прообраз «Plantatio rosae in Jericho» («Роза Иерихонская») (Сир. 24, 15) представлен как куст роз , а «Cedrus exaltata sum in Libano» («Возвышенный кедр (ливанский)») (Сир. 24, 14) — в виде мощного кедра. «Puteus aquarum viventium» («Колодезь (Кладезь) живых вод») (Песн. 4, 15) представляли в виде круглого колодца с желобом для воды. «V irga Iesse floruit» («Процветший жезл (ветвь) Иессея») (Ис. 11, 1) — изображался в качестве символа Девы Марии как высокая ветвь с цветами . Нижнюю часть композиции завершает образ «Hortus conclusus» («Запертый сад» , «Вертоград заключенный») (Песн. 4, 12) в виде огороженного красивой изгородью участка с клумбами-грядками. Слева от Девы изображена «Lilium inter spinas» («Лилия между тернами») (Песн. 2, 2) в виде ветки белых лилий, ставшая к этому времени атрибутом Богоматери в иконографии «Благовещения». «Oliva speciosa in campis» («Олива красивая») (Сир. 24, 16) — в виде прекрасного оливкового дерева. «Turris David» («Столп Давидов») (Песн. 4, 4) представлен как неприступный средневековый замок с башнями. «Speculum sine macula» («Чистое зеркало, зерцало») (Прем. 7, 26) изображено в виде типичного для культуры Северной Европы круглого «фламандского» выпуклого зеркала. «Fons hortorum» («Садовый источник») (Песн.

http://bogoslov.ru/article/6193332

благочестием: «в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие» ( 2Пет.1:6 ). кротостью и радостью: «укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью» ( Кол.1:11 ). Т е р п е н и е необходимо для наследования обетования: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» ( Евр.10:36 ). Похвала за т е р п е н и е: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» ( Притч.16:32 ). – «Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного» ( Еккл.7:8 ). – «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» ( Откр.2:2, 3 ). Приближение пришествия Господа всех – побудительная причина к т е р п е н и ю: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» ( Евр.10:36, 37 ). Упования к т е р п е н и ю и упованию на Бога: «Сын мой! если хочешь служить Господу Богу, то приготовь свою душу к искушению. Устрой свое сердце, будь мужествен и не унывай во время посещения. Твердо держись Бога и не отступай от Него, и ты впоследствии будешь велик. Все, что ни будет послано на тебя, принимай, и будь великодушен, когда удар за ударом поражает тебя, ибо золото искушается в огне, а возлюбленные Божии в пещи скорбей. Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него. Боящиеся Господа! ждите Его милости и не колеблитесь, чтобы не пасть. Боящиеся Господа! веруйте Ему, и ваша награда не погибнет. Боящиеся Господа! ожидайте благ, вечной радости и милости. Воззрите на прежние роды и посмотрите: кто уповал на Господа – и был посрамлен? или кто пребывал в Его страхе – и был оставлен? или кто призвал Его – и был отвергнут? Ибо благ и милостив Господь! Он прощает грехи и помогает во время скорби. Горе сердцам робким и рукам ослабевшим, и грешнику, который ходит двумя путями! Горе сердцу унылому! поскольку оно не уповает, то и не найдет защиты. Горе вам, потерявшим терпение! Что станете делать, когда Господь посетит вас? Боящиеся Господа верят Его словам, и любящие Его хранят пути Его. Боящиеся Господа стараются благоугождать Ему, и любящие Его исполняют закон Его. Боящиеся Господа уготовляют сердца свои (к страданию) и смиряют пред Ним души свои» (Из кн. «Прем. Иисуса сына Сирахова», Сир.2 ). (Сост. при пособии «Богосл. библ. словаря» прот. Михайловского).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В настоящее время мы представляем на суд православных русских читателей опыт перевода двух “Слов” преподобного Неофита. Оценка значимости этого святого Отца как церковного писателя, — дело будущего. Теперь можно только отметить, что экзегеза занимала в его творчестве важнейшее место; по самым первым и предварительным впечатлениям, эта экзегеза носила преимущественно нравственно-аске­ти­ческий характер , что вполне понятно, учитывая обстоятельства жизни и творчества преподобного Неофита 5 . Таким образом, его изъяснения Священного Писания можно рассматривать как одно из звеньев монашеской (или аскетической ) экзегезы , восходящей к самым истокам православного иночества, главным исходным началом которой было то положение, что Священное Писание содержит в себе одновременно и принципиальные жизненные установки для человека и определяет пути к достижению главной цели его бытия — спасения 6 . Слово второе. О покаянии 7 Благослови, отче! 1. …превышающих ум зрелищ тех; ширину и длину и величие сего Божественного луга являет река, орошающая его. Ибо [Священное Писание] гласит: Река же исходит из Едема напаяти рай (Быт 2:10). Почему же орошение реки указывает на величие [рая]? Ибо мы знаем, что нет сада без источника воды, орошающей его (Ис 1:30). А поэтому из обилия орошающих вод нам необходимо познавать и величие орошаемого [места]. Отуду , — как глаголет [Писание], — разлучается в четыри начала, то есть на реки Фисон, Геон, Тигр и Евфрат (Быт 2:10–14) , каждой из которых достаточно для орошения беспредельнейшей ширины земли 8 . Почему же одновременно четыре реки текли по Божиему раю, орошая его? — Чтобы нам благовременно доставлять чистое наслаждение и удовольствие 9 . 2. Итак, сравнив сады с раем, как об этом речь шла выше, и насладившись немногим из многого в Писании, мы теперь удостоились уже перейти [к рассмотрению] царствований и увидеть горнее как бы [отраженным] в дольних образах и отпечатлениях 10 . Посмотри на царя земного, славу его, блистающую царицу его, сияющее облачение, белоснежнейшие палаты, полководцев, воинскую свиту, сыновей, друзей, рабов, врагов, царскую власть его, суд, [пышный] чин [дворцовых приемов], советников, приближенных, стоящих поодаль, должностных и частных лиц, наследников и диадему, о которой упоминает Соломон, желая показать бессмертное посредством преходящего: Сего ради приимут царствие благолепия и венец добр оты от руки Господни (Прем 5:16) 11 .

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

Бог дал древним ветхозаветным праотцам обетование, что Он пошлет людям Своим Пастыря, Мессию Христа, о Котором сказал Вифлеему: «Из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля» ( Мих. 5:2 ; Мф. 2:6 ). Пророчески описывая пришествие сего Пастыря, пророк Исайя называет Его жезлом, ибо пастырство ходит с жезлом, и жезлом цветущим, дающим надежду на плод в пропитание овец духовных. На этом жезле, говорит он, почиет Дух Святой с дарованиями Своими: «Почиет на Нем Дух премудрости и смысла, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, и исполнит его Дух страха Божия» ( Ис. 11:2–3 ). Внемлем: в числе дарований Духа Святого, почивающих на жезле пастырства, на первом месте поставлены премудрость и смысл: «Дух премудрости и смысла». Да ведомо будет нам, что всякий пастырствующий над людьми Божиими, хотя должен быть украшен многими добрыми делами и духовными дарованиями, однако прежде всего должен приобрести духовную премудрость, мысль, учительский разум, который и Бог желает видеть в устах иерейских, ибо Он говорит в пророческом писании: «Уста священника сохраняют разум, и закона ищут от уст его» ( Мал. 2:7 ). Дарование учительского смысла и разума должно быть хранимо в пастырских устах, как некое пребогатое сокровище, чтобы ему быть премудрым в учении, в наставлении, в увещании и в обличении непокорных, как говорит о епископе, а следовательно, и о всяком иерее апостол: «Чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» ( Тит. 1:9 ). Не имеющий же духа премудрости и смысла и не сохраняющий в устах своих разума недостоин пастырского сана. В пророчестве Осиином Бог говорит: «Ты умение отвергл, отвергну и Я тебя, чтобы не священнодействовал предо Мною» ( Ос. 4:6 ), – то есть не хочу иметь тебя в чине священства, потому что ты не искал разума, премудрости и учения. Подобным образом и Златоуст в беседах на послания Павловы пишет: «Не знающий Писания и не могущий ратовать с еретиками будет далек от епископского сана; недостоин быть в чине священных служителей Божиих, пекущихся о душах человеческих, недостоин сана пастыря тот, кто неискусен в Божественном Писании и отвергает умение» (Беседа 2 на Послание к Титу, гл. 1). Если же так говорится о неученых пастырях, то что же сказать о тех, которые не только не знают разума духовного, но и не обращаются с любовью к вразумленным и порицают и хулят учение? Послушаем, что говорит о них Писание: «Презирающий премудрость и наставление несчастен, надежда его суетна, и труды бесплодны, и дела его непотребны» ( Прем. 3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В «Песни Песней» решается тот же самый вопрос, но только здесь это решение представляется в его идеально-нормальном, должном виде; и в первом явлении первого действия рисуется исторический момент религиозного состояния общества верующих из язычников и отношения их к народу Божию в том фазисе, в который вступили они во время Соломона. Возлюбленная изображает пред «дщерями Иерусалимскими» свое состояние и положение на родине, т.е. религиозно-нравственное состояние ищущих Бога истинного среди язычников, в таком виде: имея добрые стремления и неодолимое влечение к истине, она была очернена в своем заблуждающемся знании, ослеплена была духовно, именно испытательным исследованием природы, которая своею ослепительною красотою и подавляющим влиянием стихийных сил приводила лишь к неразрешимым естественным умом религиозным вопросам, – и вот, «солнце опалило ее» (Песн. 1:4-5; ср. Прем. 13:3-7). Ее вопросами и беспокойными требованиями недовольны были ее старшие братья от другого отца и, желая отучить ее от идеальничания, назначили чуждую для ее духа работу – стеречь их виноградники, причем она оказалась, конечно, плохим сторожем (Песн. 1:5): старшие братья от другого отца суть язычники, которые спокойно уже жили «по веку мира сего, по князю власти воздушные» (Еф. 2:2), совершенно подчинившись отцу своему диаволу (Ин. 8:44), и которые с неудовольствием и враждебно смотрели на тех в своей среде, которые не могли и не хотели удовлетвориться их религиозными миросозерцанием. Виноградники у этих братьев суть языческие религиозно-богослужебные культы, а поставление ими своей беспокойной сестры стражем в этих виноградниках изображает посвящение в тайны разных религиозных мистерий и языческих богословских систем. Но души с истинным религиозным чувством и с энергическою жаждою истинного боговедения не могли удовлетвориться мистериями и богословскими системами, часто безнравственными и прямо нелепыми, – и вот они продолжают искать истину и взывать с мольбою о помощи к неведомому Богу (Песн.

http://sedmitza.ru/lib/text/431621/

Обидчики же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его; и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить: это тот самый, который был у нас в посмеянии и поругании… Как же он причислен к сынам Божиим и жребий его — со святыми» ( Прем.5:2, 3, 5 ) 5 . Слово Божие решительно говорит, что место мучения для грешников будет самое ужасное, — и в таком-то месте они будут находиться в сообществе со злыми духами. Как Св. Писание изображает места мучений, куда будут удалены грешники? Оно дает им разные наименования, места эти называются в Писании тьмой внешней ( Мф.8:12, 22:13, 25:30 ), геенною огненною ( Мф.5:22 ); печью огненною, где будет скрежет зубов ( Мф.13:50 ); озером огненным и серным ( Откр.19:20, 20:14, 21:8 ); адом ( Лк.16:23 ); землей вечной тьмы, где нет света ( Иов.10:22 ); бездною, страшною и для самых демонов ( Лк.8:31 ); темницею ( Мф.5:25 ); вечными узами и мраком вечной тьмы ( Иуд.1:6, 13 ); червем неусыпающим и огнем неугасающим ( Мк.9:44 ); вечным огнем ( Иуд.1:7 ); дном адовым ( Притч.9:18 ); преисподнею ( Флп.2:10 ). Чтобы приблизить этот предмет к нашему пониманию, Св. Писание употребляет для изображения мучений в аду разные сравнения, заимствуя их от того, что есть в нашей видимой природе ужасного и мучительного. И во-первых, оно представляет состояние мучимых в аду под видом тьмы самой непроницаемой, или внешней, внушая сим ту мысль, что в аду решительно нет света, столь необходимого для жизни, столь отрадного для всего живущего. Во-вторых, адские мучения всего более и часто изображаются в слове Божием под видом пребывания в огне вечном, или озере огненном, так что ад и вечный огонь на языке Писания понятия почти равнозначные. Но что должно разуметь под именем неугасаюшего огня, в котором грешники будут вечно будут мучиться, гореть и не сгорать? Слово Божие сего не определяет. Некоторые из учителей Церкви 6 под именем вечного огня разумели не в собственном смысле огонь, а только символ жесточайших адских мучений. Но лучше, правильнее и полезнее понимать огонь в собственном смысле: потому что такой образ понимания сильнее и благотворнее действует на душу, удерживая ее от всего греховного и окрыляя к небесному и божественному. Впрочем, это будет и не наш нынешний огонь; ибо нынешний огонь сам, можно сказать, сгорит в последний день мира, когда, по свидетельству Св. Писания, стихии, разгоревшись, разрушатся ( 2Пет.3:10 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/navechno-vo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010