Вторая и третья части книги посвящены собственно истории и проблематике имяславских споров. Эти споры, на наш взгляд, являются одним из витков никогда не умолкающей внутри Православной Церкви полемики о природе церковного Предания. Мы убеждены в том, что все основные догматические споры, имевшие место внутри восточного Православия, вращались вокруг темы Предания, будь то спор об именах Божиих между Каппадокийцами и Евномием в IV веке, спор о почитании икон в VIII-IX веках, паламитские споры XIV века. Речь всегда шла об осмыслении церковного опыта, о наиболее правильном, православном его выражении. При этом защитниками Предания считали себя обе стороны в споре: и та и другая апеллировали к Библии , к авторитету Отцов, к церковной практике. В конечном итоге, однако, оказывалось, что лишь одна сторона защищает истинное и исконное Предание Церкви, тогда как другая экспонирует некий искаженный или извращенный его вариант. Именно в этом ключе имяславские споры будут рассматриваться во второй и третьих частях настоящей работы. Нас, следовательно, будет интересовать только богословская и церковно-историческая сторона дела. Философская проблематика будет затрагиваться нами лишь в той мере, в какой это абсолютно необходимо для понимания православного учения об имени Божием. Что же касается философии имени вообще, философии языка, слова, мифа, символа и т. д., то об этом мы специально говорить не будем. Настоящая книга написана на основе имеющихся документов, как опубликованных в печати, так и хранящихся в архивах и еще ожидающих публикации. Нами просмотрены десятки книг по имяславской проблематике, сотни статей из периодической печати, многочисленные архивные документы. Безусловно, многие детали ускользнули от нашего внимания. Некоторые публикации и архивные документы оказались нам недоступны. Кроме того, ввиду обширности материала нам приходилось оставлять за рамками некоторые источники, имеющие прямое отношение к теме 2 . Надеемся, что указанные пробелы будут восполнены другими исследователями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Два года пребывания в высшем отделении для Грибановского были временем еще более быстрого духовного роста и интеллектуального развития. Этому способствовало руководство такого дельного и опытного смотрителя, каким был Николай Яковлевич Виноградов. Николай Яковлевич избрал для преподавания русский язык в старших классах училища. Влияние его на учащихся было огромное. Не ограничиваясь пределами урока, он старался развить своих учеников, приохотить их к чтению, сам читал книги, совместно с учениками разбирал содержание прочитанной книги и давал руководственные указания к разумению его. Вместе с тем самое серьезное внимание было обращено им на письменные упражнения. Внимательный просмотр их наставником, обстоятельный разбор их в классе совместно с учащимися, а также и составление рецензий незаметным образом вводили учащихся в понимание главнейших технических приемов написания сочинений, развивали в его подопечных любовь к литературному творчеству. К этому надобно прибавить еще и умелый выбор тем. «Мы, – говорит в своих воспоминаниях о школьной жизни преосвященного Михаила один из его товарищей, П. А. Смирнов , – имели целые объемистые тетради письменных работ. Под руководством опытного наставника класс настолько развился, что к концу курса мог писать целые сочинения. Хорошо помню следующие темы тогдашнего высшего класса (ныне IV): 1) «Какие книги я читал, и что мне в них нравилось?» 2) «Содержание и мои впечатления от чтения повести Гоголя «Старосветские помещики " ». 3) «Какое воспитание лучше – школьное или домашнее?» Влияние Николая Яковлевича сказалось, главным образом, в том, что лучшие из нас положительно пристрастились к чтению книг и писательству. И между нами, кажется, больше всех Грибановский. Повестью Гоголя «Старосветские помещики» он увлекся настолько, что по разбору ее написал сочинение в целых шесть листов. Об этом много тогда говорили в училище». В годы обучения Михаила Грибановского во Втором Тамбовском духовном училище не было пансиона для своекоштных воспитанников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

соборное послание святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова " пишет: " Если сущность христианской жизни заключается в общении с Богом, то естественно возникает вопрос: как достигнуть этого общения? В отношении к читателям, которые находятся в общении и имеют радость, проистекающую из сознания этого общения, это требует решения, как пребыть в общении укрепиться в нем, чтобы радость достигла полного совершенства? В том и другом случае необходимо прежде знать, в чем состоит общение с Богом и, главным образом, какие средства ведут к его осуществлению и возрастанию в нем. " и далее пишет то же что и проф. Зарин что для общения с Богом нужна святость, чистота души: " Существо Бога определяет существо общения с Ним и жизни в Нем. Поэтому и благовестие что " Бог есть свет, и тьмы в Нем нет не единыя " , Апостол и полагает в основу дальнейшей речи о существе христианской жизни, как живого Богообщения. Если Бог по Своему существу есть свет, то христианин, что бы устоять во внутреннейшем общении с Ним, должен ходить во свете истины и чистоты, признавать и исповедывать свои грехи, и очищаться от них кровию Искупителя, соблюдать божественные заповеди, в особенности заповеди о любви. " или вот еще: " Как в Боге, который есть свет, нет никакой тьмы, так и в тех, которые хотят быть в общении с Ним, не должно быть никакого греха: всякий грех в них должен быть уничтожен, совершенно удален. Достигнуть совершенного очищения от грехов собственными силами человек не может, так как не имеет в себе достаточных сил. " Это я к тому что все эти темы есть и подымались у нас, и понимание того как прийти к единению с Богом, ни чем не хуже чем у заграничных теологов. Там так или иначе истина будет искажена. Александр 04 мая 2017г. 17:16 Зачем черпать знания там где истина искажена? Ложные верования порождают ложный духовный опыт, говорит Владимир Лосский, тогда глупо искать подлинный мистический опыт там где его не может быть. В Католической Церкви истина искажена, в протестантизме еще больше, надо черпать ее там где она находиться в неповрежденном состоянии а это Восточная Церковь. Простите батюшка просто меня всегда удивляет интерес людей ко всему заграничному и полное отсутствие интереса к своему близкому и родному. Неужели по таким важным вопросам как достижение единения с Богом лютеранский теолог может знать больше и лучше чем это знают наши святители и отцы православные? Вся эта тема у наших отцов разработана ни чем не хуже, поэтому я не вижу смысла обращаться к опыту людей других конфессий пребывающих вне истины. Когда у человека есть возможность созерцать какую нибудь картину шедевр в оригинале то глупо при этом перевести свой взор к просмотру дешевых копий репродукций.

http://bogoslov.ru/article/5340652

Разделы портала «Азбука веры» 28 Дек 2022 Фото: jmp.ru Вышел в свет первый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год, пишет «Патриархия.ru» . В обращении редакции «Журнала Московской Патриархии» к читателям говорится: «Дорогие читатели, мы вступаем в новый, 2023 год! Редакция “Журнала Московской Патриархии” продолжит публикации на актуальные темы церковной жизни. Как и в прошедшем году, главной темой журнала будет пастырское служение в разных аспектах. Почувствовать, к чему призывает Господь, — важнейшая задача каждого священника. Святитель Феофан Затворник , рассуждая о призвании христианина, отмечал, что “ни один член тела Церкви не может за собою одним удерживать дар (и свои труды), но действенность его предает всем братьям о Христе — всей Церкви”. О выдающемся исследователе трудов епископа Феофана архимандрите Георгии (Тертышникове) в связи с 25-летием его кончины читайте в статье “Путешествие к будущему веку”. Размышлениями над главным и второстепенным в пастырском служении делятся опытные священнослужители в материале о том, что есть самое важное в их многочисленных делах и попечениях. Однако выбор призвания начинается задолго до начала пастырской деятельности, еще во время обучения в духовных школах. В Русской Церкви формируется уникальный опыт устройства церковной жизни на Африканском континенте. Будущие пастыри из нескольких стран Африки, проходящие обучение в Москве, уже сейчас задумываются над тем, как им предстоит осуществлять свою миссию катехизации и проповеди Евангелия. Те знания и традиции, которые они открывают для себя в Русской Церкви, несомненно, потребуют правильного исполнения в африканских православных общинах, ставших частью Русской Православной Церкви. Не менее важным, чем служение на далеком Африканском континенте, остается и дело миссии для соотечественников за рубежом. Окормление прихожан в солнечной Гаване — далеко не простая задача, о которой читателям номера рассказывает настоятель храма Казанской иконы Божией Матери на Кубе иерей Савва Гаглоев. Мы все узнали о трагической кончине протоиерея Михаила Васильева, погибшего при исполнении своих пастырских обязанностей в зоне СВО. О жизненном выборе и о понимании им своего священнического призвания рассказывают собратья и друзья отца Михаила в материале, посвященном его памяти». Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-perv...

— Когда под руководством отца Павла Великанова делался  первый сезон  (это были 2012-2015 годы), половина профессорской корпорации академии обиделась, что с ними не поговорили. Тем не менее, тогда мы сделали 23 выпуска и охватили почти всё наше старшее поколение, в том числе людей, которых сейчас уже нет в живых. Это и Константин Ефимович Скурат, и Алексей Иванович Сидоров, и отец Андроник (Трубачев), и Николай Константинович Гаврюшин. Но было понятно, что этого недостаточно. В академии есть множество преподавателей, которые заслуживают не меньшего внимания, при этом они совершенно непубличные люди. Мы привыкли к ограниченному набору лиц, присутствующих в медиапространстве со стороны Церкви. Хорошо, что они есть, но в МДА — огромный интеллектуальный и духовный потенциал, который совершенно неизвестен даже студентам и некоторым сотрудникам других учебных заведений Русской Церкви. И это очень печально. Основу бюджета второго сезона составил грант конкурса «Православная инициатива», который мы выиграли в этом году. Но, конечно, приходилось находить дополнительные средства, потому что создать цикл из 22-х передач такого хронометража и такого качества всего за один миллион рублей — это из разряда фантастики. — Как вы выбирали героев для второго сезона, ведь в МДА несколько сотен преподавателей? — Выбирать всегда сложно. С одной стороны, есть люди, которые много лет связаны с академией, с другой — те, кто занимают ключевые должности в администрации и влияют на принимаемые решения, с третьей — просто очень яркие преподаватели, которые могут многое рассказать, в том числе такого, чего сегодняшние студенты уже не знают. Поэтому у нас в планах третий сезон. Съёмки выпуска «Лиц Академии» с игуменом Иоанном (Самойловым). Фото: Богослов.Ru — Какие темы интересовали вас в первую очередь? С каждым из ваших героев можно было разговаривать не один час. — В 2015 году формат интервью в YouTube только развивался, набирал обороты, и наши тогдашние выпуски теперь выглядят как первые детские шаги. В нынешнем сезоне мы пересмотрели подход к передаче, использовали новые технические приёмы, чередовали разные локации съёмки. И в том числе разделили программу на три тематических блока: «О делах церковных», «Об академии» и «О личном», а в конце добавили блиц. В первом сезоне у очень немногих героев присутствовал рассказ об их личном опыте веры, приходе в Церковь, жизненном пути. А сейчас пришло понимание, что это очень ценная информация, что, кстати, подтверждается позитивными комментариями, которые поступают от зрителей.

http://bogoslov.ru/article/6176340

Специальным призом дирекции фестиваля «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» был награжден художник-мультипликатор, художник-оформитель игровых кукол, заслуженный работник культуры Российской Федерации Павел Гусев.  Гран-при фестиваля жюри под руководством Николая Досталя вручило картине «Наш отец» (Италия, режиссер Клаудио Ноче). Фильм рассказывает о дружбе двух мальчиков из разных социальных слоев, картина основана на реальных событиях, произошедших в жизни режиссера в 1976 году. Ранее фильм получил кубок Вольпи 77-го Венецианского международного кинофестиваля за лучшую мужскую роль (Пьерфранческо Фавино). Вторая премия вручена фильму «Папье-маше» (Россия, режиссер Виталий Суслин). В номинации «Лучший фильм для детей и юношества» победителем стал фильм «Про Лёлю и Миньку» (Россия, режиссер Анна Чернакова). В номинации «Лучший полнометражный дебютный фильм» награда была вручена картине «Анимация» (Россия, режиссер Сергей Серёгин). По итогам зрительского голосования победил фильм «Маленький воин» (Россия, режиссер Илья Ермолов). Специального диплома «Моя Родина — моя Россия» удостоена кинолента «Архипелаг» (Россия, режиссеры Алексей Тельнов и Михаил Малахов-мл.). Специальный диплом «За бережное отношение к семейным ценностям и традиции» вручен фильму «Детство Чика» (Россия, режиссер Аслан Галазов). Специальный диплом «За освещение темы подростковых отношений, за их чистоту и понимание» вручен фильму «Новенький» (Россия, режиссер Александр Кулямин). Специальный диплом «За яркое воплощение на экране целеустремленности юного героя» вручен фильму «Маленький воин» (Россия, режиссер Илья Ермолов). Специальный приз Духовного экспертного совета присужден картине «Ласточки Христовы» (Россия, режиссер Юлия Бочарова). Полный список победителей опубликован на сайте кинофестиваля. Для дополнительного освещения работы кинофестиваля использовалась цифровая платформа, созданная для просмотра из любой точки мира прямых трансляций с мероприятий, проводимых Фондом социально-культурных инициатив. Удобный сервис объединил на одной площадке всю актуальную видеоинформацию в сопровождении текстового контента и познавательной графики. После завершения кинофестиваля платформа доступна для ретроспективных просмотров видеоматериалов. Переход к сервисам возможен также по ссылке с официальных сайтов Фонда и фестиваля .

http://patriarchia.ru/db/text/5868629.ht...

Разделы портала «Азбука веры» 13 Окт 2022 Фото: pstgu.ru В Издательстве ПСТГУ вышло новое учебное пособие кандидата философских наук, профессора кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Петра Борисовича Михайлова «Богословская герменевтика великих каппадокийцев», сообщает «Cедмица.RU» . Учебное пособие составлено на основе посвящённого святоотеческим толкованиям Священного Писания спецкурса, который автор читает студентам богословского факультета. «Богословская герменевтика …» тематически развивает темы вышедшего в 2019 году предыдущего учебного пособия «Экзегетика Священного Писания. Каппадокийские отцы». Хотя «Богословская герменевтика…» заявлена как учебное пособие, издание является по сути научным исследованием. Своим учебным пособием П. Б. Михайлов заполняет лакуну в такой области современных теологических исследований, как богословская герменевтика. Данная область, активно разрабатываемая западными учёными, находится на стыке патрологии — науки, изучающей наследие святых отцов, и библеистики — науки, изучающей Слово Божие. Основные герои книги — это великие каппадокийцы: святители Василий Великий , Григорий Богослов и Григорий Нисский . Пособие содержит святоотеческие тексты на языке оригинала и их переводы на русский язык (часть переводов сделана самим Петром Борисовичем). На основе фрагментов сочинений этих святителей автор раскрывает особенности толкования ими священного текста и знакомит с основными положениями их богословия: пониманием происхождения мира, места человека в мире, учением о Святой Троице и о Христе. Одна из актуальных богословских тем, нашедших отражение в «Богословской герменевтике…», — история отношения к письменному слову, в особенности к священному слову, от античности до современности. Пётр Борисович критически рассматривает протестантский подход к Откровению, отвергающий необходимость святоотеческих толкований для верного раскрытия смыслов Слова Божия, а также защищает святых отцов от обвинения в герменевтическом произволе, в чём обвинят их некоторые представители современного религиоведения. Новое учебное пособие позволит студентам-теологам войти в проблематику богословской герменевтики и библейской экзегезы в патристике с учётом современного состояния мировой науки. Это введение в проблематику обеспечено предваряющими комментариями автора, опирающимися на исследования современных отечественных и зарубежных патрологов. Новое учебное пособие будет полезно всем, кто желает глубже вникнуть в святоотеческое наследие и понять принципы толкования Слова Божия святыми отцами. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/izdatelstvo-pstgu-...

Разделы портала «Азбука веры» игумен Никон (Воробьев) 14.01.2022 11.09.2023 ( 4  голоса:  4.0 из  5) Игумен Никон (Воробьев, 1894–1963) – человек святой жизни, истинный духовный наставник, монах-подвижник, тщательно изучавший наследие святых отцов Церкви и всеми силами стремившийся осуществить их опыт на деле. Лучшим руководством для христианина о. Никон считал труды свт. Игнатия (Брянчанинова, 1867), который переложил творения святых отцов, трудные для понимания современного человека, на близкий нашему времени язык XIX века. В свою очередь, отец Никон излагает святоотеческое учение в своих письмах уже совершенно понятным, современным русским языком. Эти письма, пронизанные искренней любовью к обращающимся за советом, глубоко и доступно раскрывают важнейшие для спасения души темы, учат правильному, христианскому отношению к житейским невзгодам, скорбям и болезням. Читать подробнее: Игумен Никон (Воробьев). Болезни и скорби Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Ещё статьи о здоровье Самое популярное Сейчас в разделе 188  чел. Всего просмотров 58 млн. Всего записей 1519 Подписка на рассылку ©2024 Азбука здоровья к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/zdorovie/bolezni-i-skor...

Разделы портала «Азбука веры» Льдов Константин Льдов Константин (1862–1937) – литературное имя поэта Витольда-Константина Николаевича Розенблюма.  Окончил петербургскую гимназию. На литературное поприще Льдов вступил в конце 70х годов. Он выпустил несколько сборников своих произведений, в которые вошли стихи на библейские темы.  Льдов приобрел известность как талантливый лирик, склонный к символизму тютчевского характера.  У Льдова прекрасная форма, богатые рифмы, красивые образы, живое и чуткое понимание природы.  В 1915г. уехал из России и не вернулся, жил во Франции и Бельгии. Опубликовал в Брюсселе книги о русских поэтах XIXb. Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1057  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/1/poeziya/ldov-...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» митрополит Сурожский Антоний Мысли о религиозном воспитании детей " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" data-ll-status="" sizes="" srcset="" > ( 4  голоса:  5.0 из  5) Я совершенно уверен, что заниматься детьми может всякий человек, который их понимает и может им передать свою веру, — не только головные, умственные знания на религиозные темы, но горение собственного сердца и понимание путей Божиих. Мне кажется, что в идеале этим должны заниматься родители на дому или те люди при церкви, которые на это способны. Есть семьи, где дети хорошо образованы православно, но в среднем, родителям труднее научить своего ребенка, чем священнику, потому что священника ребенок слушает иначе. Правда, священнику обычно трудно этим заниматься: у него и богослужение, и требы, и различные другие обязанности. У себя мы 38 лет тому назад создали приходскую школу, и она с тех пор растет. Два раза в месяц после литургии бывает урок; потом детей водят играть в соседний парк, чтобы они друг с другом ближе знакомились. Очень важно, чтобы они составили семью, которая в будущем будет приходской общиной… Читать далее “Мысли о религиозном воспитании детей” митр. Сурожского Антония Ещё статьи о воспитании Духовное развитие Душевное развитие Физическое развитие Насущное Сейчас в разделе 194  чел. Всего просмотров 32 млн. Всего записей 1758 Подписка на рассылку Copyright ©2024 Азбука воспитания Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/deti/mysli-o-religiozno...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010