Быстров Борис Дмитриевич Бывший эмигрант, проживал в Харбине, по возвращении был арестован, возможно заключенный Дубравлага. 23 апреля 1957 г. Воистину Воскресе! Воистину Воскресе! Воистину Воскресе! Святый Отец и Владыко! Сколь неожиданно было Ваше письмо, столь и радостно! Благодарю Вас за тропари и особенно благодарю за образ-фотографию Воскресения Христова. У меня до сих пор не было Св[ятого] Образа, и теперь я молюсь перед полученным от Вас. По мере сил своих постараюсь прилично окантовать его. Ваши слова относительно празднования Введения во храм Пресвятыя Богородицы удовлетворили меня. Спасибо. Сообщаю некоторые сведения о себе, как Вы просили. Отец мой священник – отец Димитрий; я окончил 4 кл[асса] Самарской Духовной Семинарии в 1912 г.; затем учился в Варшавском Политехнич[еском] институте, три года; в военном училище и школах, не миновал фронта, 25 лет прожил в Харбине, занимаясь разными делами; жил не блестяще, но и не плохо – средне. В основном все годы работал как золотых дел мастер (много поработал и по церковной утвари), занимался и торговыми делами. С сентября 45 г. по февраль 56 г. в лагере. В 55 г. сюда приехали мои жена и дочь. Дочь учится в медицинском институте, жена на черной работе, уборщицей, где-то в конторе. Живут неважно, так как не имеют так называемой «жилплощади» и потому ночуют там, где жена имеет работу. Это, по-моему, и оттого, что они здесь впервые, не приспособлены к местным условиям и не бойкие характером. Простите, к Вам у меня еще просьба-вопрос: 1) какими правилами надлежит руководствоваться в определении времени празднования Св[ятой] Пасхи? Мне помнится, Св[ятая] Пасха должна быть в первое Воскресение после первого весеннего полнолуния, и, если совпадает с еврейской пасхой, то переносится на следующее Воскресение. Так ли это?! и 2) Новый год на Руси праздновался 1-го марта до какого года? Мне помнится, что до флорентийского собора (уния), а когда был этот собор, забыл. В древнем способе нахождения дня Св[ятой] Пасхи, по пальцам («рука Иоанна Дамаскина ») или же – «Вручелето». Новый Год как раз относится на 1-е марта. Молитесь, Владыко, о нас, грешных. Ваш сын во Христе Б. Быстров. Д. 23. Л. 45–45 об. Подлинник. Автограф. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Васильев Борис Александрович Родился в 1899 г. Окончил физико-математический факультет Московского университета. Был прихожанином храма свт. Николая в Кленниках, духовным сыном о. Сергия Мечёва . После окончания университета Борис Александрович поступил в этнографический отдел Румянцевского музея, который в 1925 г. был преобразован в Центральный музей народоведения. В 1929 г. арестован и выслан в Северный край на 3 года. В 1940-е гг. тайно рукоположен во иерея. После ссылки работал в музее антропологии. В 1941 г. сослан в Кировскую область. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Медвежий праздник у орочей». С 1953 г. заведующий антропологическим музеем МГУ. Автор книги «Духовный путь А. С. Пушкина». Скончался в 1976 г. 1. Около 7 января 1962 г. [?] Дорогой Владыка! Благословите! Поздравляю Вас от души с светлым праздником Рождества Христова. Всегда от глубины души молю Начальника мира о даровании Вам духовного мира, радости и здоровья на радость и утешение всем нам. По состоянию здоровья все не решался ехать к Вам, а уже давно соскучился. После праздников надеюсь Вас навестить. Глубокий поклон и привет всему Вашему дому. Ваш богомолец Б[орис] А[лександрович]. Д. 52. Л. 50. Подлинник. Автограф. 2. Около 18 апреля 1962 г. 189 Дорогой Владыка! Поздравляю Вас с светлым Праздником Воскресения Христова и от души желаю Вам от воскресшего Господа всех благ духовных, а также здоровья и долгоденствия. Всегда с любовию и благодарностию поминаю Ваше святое имя. Посылаю Вам в подарок превосходную книгу Н. Н. Воронина, в которой много говорится о храмах и искусстве Владимира и Северо-Восточной Руси 190 . Прошу Вас поздравить от меня Нину Сергеевну и все Ваше сообитание. Христос Воскресе! Прошу Вашего разрешения приехать к Вам на Фоминой неделе, или когда благословите, с Катей. Катя работает в моей семье 12 лет. Это девушка целомудренная, верная, уважаемая, которую все члены моей семьи и я любим и ценим. Мне бы хотелось, чтобы Вы Сами с ней поговорили и разъяснили все, что касается до моих обязанностей, поведения и образа жизни. Еще раз благодарю Вас за Все. Любящий вас богомолец Б[орис] А[лександрович] В[асильев] Пасха Христова 1962 г. Д. 54. Л. 40. Подлинник. Автограф. 190 Возможно, имеется в виду монография «Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV вв.» в двух томах (М., 1961–1962). О Н. Н. Воронине см.: наст. сб., кн. 1. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Васнецова Татьяна Викторовна Портрет дочери художника В. Васнецова Татьяны Викторовны Васнецовой, 1897 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Родилась в 1876 г. в семье известного художника В. М. Васнецова. Выпускница Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Художница. После смерти отца в 1926 г. к Татьяне Викторовне перешли его дом и художественные собрания. Благодаря ее стараниям в 1953 г. в этом здании открылся мемориальный музей В. М. Васнецова. Скончалась в 1961 г. 18 мая 1961 г. Глубокоуважаемый Владыка, отец Афанасий. Поздравляю Вас с праздником Вознесения Христова и желаю всякого, всякого блага. Вчера получила Ваше письмо, прошедшее, кажется, через третьи руки. Простите, что вчера не сумела Вам ответить. Простите также, что так долго не могу послать Вам желаемую Вами статью моего брата. Я никак не могу ее найти. Вы пишете, что она была напечатана в Пражском журнале, а я по своей беспамятности (памяти у меня совсем нет) думала, что она была в одной из книжек журнала нашего епархиального, который у меня есть за несколько лет, но я не помнила, в котором году и в котором номере. Много их пересмотрела и не нашла ее. Пересмотрю еще весь завал моих книг, может быть, там и есть книжка Пражского журнала, о которой я забыла. У меня нет и памяти, и силы, очень я постарела. Если у Вас есть связь какая-нибудь с моим братом, он Вам обещал послать книги, то Вы могли бы с кем-нибудь послать ему и деньги, а отсюда очень трудно их послать по почте, а случаи приезда очень редки. Придется подождать такого. Простите, еще раз прошу, за мою медлительность, оправдание только в моей слабости физической. Переверну, обещаю, весь мой книжный завал и надеюсь, что найду искомое. Сердечно благодарю Вас за Ваши пожелания и благословение. Вам желаю здоровья, сил на Ваше служение и всего, всего доброго. Искренне, сердечно уважающая Вас Т. Васнецова. Д. 48. Л. 8–8 об. Подлинник. Автограф. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Газем Николай (Габаци) Тасавич Соузник епископа Афанасия. 1. 28 января 1955 г. Преосвященнейший Владыко, дорогой Отец! С чувством приятного волнения и великой радостью воспринял я весть о том, что Вы меня не забыли и так трогательно выразили это! Сегодня, 28 января с/г, я получил Вашу посылку. Получил ее в полной исправности и без каких-либо недоумений... Я совершенно этого не ожидал и во век свой не забуду Вашей душевности и доброты, которые памятны всем, кто видел и, так или иначе, знал Вас. Дай Бог встретить Вам отзвуки Ваших благодеяний на путях своей архипастырской жизни. Желаю Вам в этом направлении всякого благоприятствования от Пастыреначальника Христа. О себе скажу, что я, слава Богу, жив и здоровьем креплюсь. Дошел я до той полосы, когда нужно ждать возвращения к родным. Все процедуры и суд пройдены мною. Состояние понятное – кандидат вольных людей. Но пока все на том же месте и нахожусь в первой секции нашего большого общежития. За радость и помощь мне к своим постоянным чувствам признательности и благодарности я присоединяю новую благодарность, которая льется от сердца, полного сыновней любви и преданности к Вам благодарного Николая-Габаци Тасавича Газема. Д. 5. Л. 45–46 об. Подлинник. Автограф. 2. 12 мая 1956 г. Здравствуйте, Владыко Е[пископ] А[фанасий]. Получил я Вашу открытку, за что благодарю Вас. Все мои родственники поздравляют Вас с праздником. Я был очень рад тем, что Вы меня не забыли и прославляете. Я поправляюсь, с каждым днем все лучше и лучше становится семья моя, которая получила открытку Вашу, очень Вас поздравляют с праздником. Я знаю и не могу забыть Ваши душевные подарки во время пребывания в лагере. Я тоже не могу забыть Ваше внимание. Когда я получил Вашу открытку, то болезнь у меня на несколько процентов улучшилась, я уже убедился в том, что Вы меня уважали и не забываете и сейчас. Это для меня большое счастье. Передают Вам приветы моя семья и все родственники за Ваше хорошее внимание ко мне. Я считаю Вас самым близким человеком и тебя, и нашего друга Бориса Борисовича 239 . Я и ему написал письмо. А пока всего хорошего, с приветом к вам Ваш друг Габаци Тасавич. I2/V56 г. Буду ждать ответа. Д. 14. Л. 91–91 об. Подлинник. Автограф. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Дремин Иван, Евлампия Сведений нет. 22 мая 1955 г. Х[ристос] п[осреде] нас. Здравствуйте, уважаемый нами и близкий по сердцу Вл[адыка] Афанасий. Приветствуют Вас с любовию Иван и Евлампия. Получили мы ваше пасхальное письмо, наполненное духовной радостью Вашего поздравления нас с праздником светлого Христова Воскресения. Что близкое и родное сердцу дошло, утешило и порадовало нас. Спаси Вас Господь за сочувствие к нам. Христианской любви давно уже стало, не слышно голоса нашего канонического вл[адыки] Нектария 397 , который утешал нас, находясь на острове Гурьев в Казахстане и еще таких же, находящихся в других местах, быть может, их уже нет в живых. Вл[адыка] Афанасий, мы не дождались ответа на свое письмо в Мордовию. Сестра поспешила Вам туда послать к Пасхе посылочку. Конечно, нам и нужно было послать. Посылочка после вернулась обратно, ну все это ничего, все хорошо. Еще спрошу Вас. И желаем вам послать что более подходящее продуктами или деньгами, есть здесь рис, манная, пшено, мед, вермишель, мука белая. Вы простите нас за беспокойство, но мы что более для вас лучше – деньгами или продуктами – пошлем Вам. Господь щедр и милостив и всем богато [?] нам во всем помогает. Письмо ваше получили в Преполовение. А как же мы останемся без внимания к своим близким, уделить хотя как две лепты уделила Евангельская вдовица. Хотя мы далеко друг от друга, но сердцем близко. С любовию к Вам Иван и Евлампия. 22 мая 1955 г. Д. 7. Л. 57–58. Подлинник. Автограф. 397 Нектарий (Трезвинский Нестор Константинович; 1889–1937), епископ Яранский, викарий Вятской епархии. Принадлежал к «иосифлянскому» течению. В 1932 г. арестован и заключен в Соловецкий лагерь. Во второй половине 1930-х гг. переведен в лагерь в Казахстане. Осужден в лагере и расстрелян на о. Гурьев. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Ермогена (Телицына), монахиня Анна (Нюша) Монахиня Ермогена (в миру Иулиания Телицына) – бывшая насельница Воскресенского Горицкого женского монастыря. Была келейницей епископа Тихона (Тихомирова), с которым тайно проживала в г. Загорске, затем в Ярославле. Собирала милостыню для пропитания Владыки. Епископ Тихон скончался 26 марта 1955 г. 2 марта 1957 г. умерла и мать Ермогена. Похоронены они на Туговой горе, близ алтарной апсиды кладбищенского храма 439 . Анна (Нюша) – неустановленное лицо. Не позднее 31 мая 1956 г. Дорогой Владыко. Воистину Христос воскресе! Все мы вам кланяемся и желаем Вам здоровья и всякого благополучия. Большое спасибо Вам за Ваше дорогое внимание, которого мы не заслужили. Мы поручали написать Вам дедушке Егору, он, видимо, заболел, потому мы не пишем, чтобы Вас не беспокоить. М[ать] Ермогена писать сама не может, сейчас она постельно больна, упала в огороде и очень ушибла левый бок, сама вставать не может, станешь ее поднимать – на крик кричит, такие резкие боли. Очень за нее скорблю и плачу. Дорогой Вл[адыка], не оставьте, вспомните в Ваших св[ятых] молитвах нас, бедных сироток. На дорогую могилку хожу каждый день, стою и плачу над ней и Вас вспоминаю, и праздничное приветствие Ваше передала. На могилку поставили памятник мраморный хороший, а теперь еще похоронен недалеко от нашего Арх[иепископа] Димитрия, в схиме схиархиепископ Лазарь 440 . Мы очень рады, что Вам хороши валенки, а Вы не беспокойтесь, и благодарить нас не за что, это не от нас, а от самого Владыки. Будьте здоровы и Богом хранимы, остаемся всегда помнящие Вас м. Ермогена и Нюша. Наш адрес: г. Ярославль, Базарная ул., дом. 41, Телицыной. Д. 15. Л. 48–48 об. Рукопись. Автограф лица, писавшего за монахиню Ермогену (Нюши). Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Зиновий (Мажуга), епископ Будущий епископ Зиновий (в миру Захар Акимович Мажуга), впоследствии схимитрополит Серафим) родился в 1896 г. С 1912 г. подвизался в Глинской Рождество-Богородичной пустыни Курской епархии, здесь же пострижен в мантию. В 1922 г. после закрытия Глинской Рождество-Богородичной пустыни поступил в число братии Драндского Успенского монастыря Сухумской епархии. В 1925 г. рукоположен во иеромонаха. С 1936 по 1942 г. в заключении на Урале. В 1956 г. хиротонисан во епископа Степанаванского, викария архиепископа Мцхетского и Тбилисского, Католикоса-Патриарха всей Грузии. С 1960 г. епископ Тетрицкаройский. В 1972 г. возведен в сан митрополита. Пострижен в великую схиму с именем Серафим. О епископе Афанасии он отзывался так: «Да, дети, с каким вы человеком живете! Бойтесь его обидеть не только словом, но даже и взглядом. Таких людей на земле больше нет. Это один из великих» 504 . Скончался в 1985 г. 31 июля 1958 г. Ваше Высокопреосвященство, благословите. Дорогой Владыко Афанасий! Я вчера приехал домой из командировки и увидал на столе письмо, присланное с Москвы, от отца Сергия Орлова. Отец Сергий пишет от Вашего имени и просит прислать Вашему Преосвященству тропари и кондаки Грузинских Святых на Русском языке. Рад Вам в этом помочь и с любовию постараюсь, как только найду переводчика, то сейчас же приступлю к этому делу; что у меня нашлось, я Вам высылаю в этом письме, конечно, это мало, но в основном постараюсь Вам выслать, как только переведем. Мне вчера один профессор пообещал помочь, и я думаю, нам Господь в этом поможет. С глубоким уважением Вас целую, Епископ Зиновий. 31 июля 1958 г. гор. Тбилиси Д. 34. Л. 71. Подлинник. Машинопись. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Иванова Параскева Ивановна Насельница Зубово-Полянского дома инвалидов в Потьме. Не позднее 11 апреля 1956 г. Господи благослови написать письмо. Отче Афанасий. Ныне время благопотребное, Великого поста. Я Вас поздравляю с Великим постом и с наступающими праздниками высоко-торжественного Благовещения. Отче, я духовно приступаю к Вам и будто бы я Вас вижу на высокой Кафедре. И, дай Господи, в полном облачении. Прошу благословения. Отче, благословите, и лобзаю духовно Вашу десницу. И покорно наклоняю свою выю. И кланяюся в Ваши отеческие ноги. Я убогая телесно и убогая душевно. Мы, грешные, не имеем покаяния и причащения Святых Таин. Я со слезами и воплем несколько слов заочно в покаянии приношу. Воссмердеши и согниша раны мои от лица безумия моего. Пострадах и сляковся до конца. Весь день сетуя хождах 513 . Владыко, прими и разреши ото всех сих рабу Параскеву. Отец Афанасий. Простите, что я дерзнула Вас побеспокоить. Теперь немного соидеши ниже, получила я от Вас письмо и посылку, из посылки Ваши гостинцы, за которые бесконечно благодарю Вас за Отеческую духовную любовь. Я не достойна сей милости, но я, убогая, по милосердию Божию, сподобилась видеть дни благия. Душевнотелесно Вы меня снабдили, убогую, я осталась очень довольна, отец Афанасий, Вашим благодеянием. Прошу Вашего прошения, что задержалась с ответом. Приболела немного. Отец Афанасий, заканчиваю писать. Мое Вам пожелание – все дни – живота благоденствия, закончить течение. Архипастырские дни сить лукавии. Помоги Вам Господи, Царица Небесная до конца сохранить Хитон и ризы Царицы Небесной. Еще раз прошу прошения за сие дерзновение, ибо я не знаю, как писать. Но что Господь подавал нам на мысли, то и писали. Извиняемся Вашей святыни. Если Вам нетрудно и возможно, то не погнушайтесь, напишите ответ. Конец. Богу слава! Письмо от Ивановой Параскевы Ивановны, из дома Инвалидов. Станция Потьма. Д. 12. Л. 25–26. Подлинник. Автограф. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Иконы Христовы Христос Пантократор. VI в. Монастырь Св. Екатерины. Синай. «Неописанное Слово Отчее из Тебе, Богородице, описася воплощаем, и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси; но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем». Этот кондак Недели Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста), когда Церковь празднует победу святых икон и окончательное торжество Боговоплощения, вкратце содержит все учение об образе в высшем смысле этого слова. Как образ Бога невидимаго, как перворожден всея твари ( Кол.1:15 ), Ипостась Логоса есть «краткое и ясное возвещение природы Отца» 149 . Божественное Слово есть тот Первообраз, по которому человек создан по образу и подобию Божию 150 . Поэтому вочеловечение Сына Божия обновляет образ, через грехопадение человека утерявший подобие 151 ; оно не только совершенное Богоявление, но и осуществление совершенного человека, то, чего не смог совершить «первый Адам» (ср.: 1Кор.15:45 ). Икона Богочеловека Христа есть образная передача халкидонского догмата: она изображает воплотившуюся Божественную Личность, Сына Божия, ставшего Сыном человеческим, по Божественной Своей природе «единосущного Отцу», по человеческой «единосущного нам». Если Христос, последний Адам ( 1Кор.15:45 ), являет собой Первообраз первого человека, то, с другой стороны, будучи Осуществителем домостроительства спасения, Он воспринимает подобие падшей человеческой природы, то, что является «неподобием», свойственным «образу раба» (ср.: Флп.2:7 ), «человеку в язве» (ср.: Ис.53:3 ). Так в течение Своей земной жизни Христос, не переставая быть «подлинным образом», соединяет в Себе два аспекта: славного подобия Отча и кенотического неподобия – образ Божий и «рабий зрак» (ср.: Флп.2:6–7 ), причем для внешнего взгляда первый заслоняется вторым. Даже ближайшие ученики только один раз, на Фаворе, увидели Христа перед Его страданиями в прославленном виде Его обоженного человечества. Церковь , видящая Христа глазами непоколебимой веры, всегда в своей иконографии и гимнографии показывает Его как Богочеловека во всей Его славе, даже в крайнем Его уничижении. Читать далее Источник: Смысл икон/В.Н. Лосский, Л.А. Успенский ; [пер. с фр. В.А. Рещиковой, Л.А. Успенской]. - Москва : Эксмо : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2014. – 336 с. : ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

К.А. Максимович VIII. Южнославянская рецепция через русское посредство Австрийский славист проф. Х. Миклас обнаружил два правила из состава ЗСО 2 и 45) в среднесербском Берлинском сборнике XIV в. (Miklas 1988, 444–445). По Микласу, эти правила (и ряд других) попали в сборник из древнерусских рукописных источников. В самом деле, орфография правил не сербская и не болгарская, хотя сборник списан с болгарского протографа. Ср. сравнительную таблицу двух версий данного правила (слова с русским правописанием подчеркнуты): Правило ЗСО Текст по Берлинскому сборнику (Berl. Sbornik, 1.80: л. 2 об.) (=U, SinEuch) Текст по ЗСО (бол.) Иже рабои створить не хот .г. лта да покаетс хлб и вод. ЗСО (болг.) 39 (mm): Иже рабои створить не хотж .г. лта да покаетсе хлбе и вод. Другое правило, ЗСО 45 демонстрирует смешение болгарских и русских орфографических черт, ср. таблицу (болгарские черты выделены курсивом, русские подчеркнуты): Правило ЗСО Текст по U, SinEuch Текст по ПР ПСО Вас. Вел. (серб.) Текст по Берлинскому сборнику (Berl. Sbornik, 1.95: л. 3 об.) Аще кто оудавлениноу или кръвь скотью невдыи [U, om. SinEuch] ко оумьрло сть или требно что сть бебды [сть add. SinEuch] не да постить с аще ли вдыи лъ сть .в. лта да постить с. ПР ПСО Вас. Вел. 13: Аще кто давлно или кръвь скотию не вдеще ли трбно что сть, пость .в. неделе, аще ли вдеще, .в. лт. Аще давленинж не ве ль бжде то нетоу а то епитомие иж млтвж вьметь жже твореть ськврьншемоус. Сравнение с исходным текстом ЗСО и его сербской редакцией показывает, что в Берлинском сборнике представлена совершенно особая (сильно упрощенная) версия ЗСО 45. Следы русской орфографии позволяют отнести возникновение этой версии к Древней Руси. Итак, обнаруживаются следы ЗСО в южнославянской традиции, испытавшей русское посредство. Учитывая известный феномен восточнославянского влияния на южнославянскую книжность в XIII–XIV вв. (Максимович 20046, 58 (литература)), ЗСО в Берлинском сборнике можно с уверенностью поставить в контекст этого процесса. Читать далее Источник: Заповеди святых отец : латинский пенитенциал VIII века в церковнославянском переводе : исследование и текст : [монография]/К. А. Максимович ; Российская акад. наук, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2008. - 206, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010