В 1986 г. О. становится приглашенным профессором в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке; в том же году избран профессором новосозданной кафедры правосл. иконологии в Свято-Сергиевском ин-те. После кончины ректора прот. Алексия Князева О. поручают также преподавание пастырского богословия и гомилетики. В 1991 г. назначен священником и ключарем храма прп. Сергия в Свято-Сергиевском ин-те при еп. Михаиле (Стороженко), ставшем для О. наставником и другом. В 1995 г. архиеп. Сергий (Коновалов) назначил О. инспектором Свято-Сергиевского ин-та; он оставался в этой должности вплоть до избрания деканом в 2012 г. С 1992 по 2002 г. преподавал как приглашенный профессор в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном ун-те в Москве на фак-те церковного искусства, где участвовал в выработке программы и методов иконоведения. В 1998 г. в бухарестском изд-ве «Анастасия» опубликован сборник 12 статей О. «Лицо Бога, лицо человека» (на румын. языке); впосл он регулярно посещал Румынию, читал лекции в церковных и светских учебных заведениях, дважды получил степень почетного доктора (honoris causa): в июне 2006 г. в Академии изящных искусств в Клуже-Напоке (Трансильвания) и в мае 2012 г. на фак-те правосл. богословия в Университете имени Овидия (Констанца). В 1994 г. во время Международной конференции правосл. богословских школ патриарх всея Румынии Феоктист наградил О. нагрудным патриаршим крестом за деятельность по обучению румын. студентов в Свято-Сергиевском ин-те. В 2008 г. Великим постом в связи с сорокалетием рукоположения архиеп. Гавриил (де Вильдер) удостоил О. права ношения митры. В 2012 г. совет преподавателей Свято-Сергиевского ин-та избрал О. деканом сроком на 2 года. В 2004 г. по представлению Президента Французской Республики О. становится кавалером национального ордена «За заслуги» (l " Ordre national du Mérite) по совокупности научной и педагогической деятельности. В 2005 г. О. удостоен Ордена Искусств и литературы (l " Ordre des Arts et des lettres) за деятельность на франц. телевидении (с 1985). За 33 года под его руководством в эфир вышло ок. 500 передач о Православии не только во Франции, но в Бельгии, Греции, России, Румынии, Швейцарии и др. странах.

http://pravenc.ru/text/2578235.html

Случилось чудо: наш новоявленный «институтишко», придуманный несколькими «неуемными» молодыми (по хиротонии) священниками, не имевший никаких шансов на скорое признание в Церкви, теперь не только признан, но и явным образом во всеуслышание благословлен самим Святейшим Патриархом Алексием и отцом Иоанном Мейендорфом . С тех пор отца Иоанна мы стали называть «крестным отцом» нашего института. Так явно и чудесно действует Промысел Божий. Тогда стало ясно, почему отец Всеволод считал столь важным мое знакомство с отцом Иоанном. В следующее воскресенье отец Иоанн возглавил Божественную литургию в храме Святителя Николая в Кузнецах, а потом вместе с матушкой Марией Алексеевной приехал к нам домой на обед в узком кругу священников-друзей. Он говорил нам, что собирается отказаться от должности декана в Свято-Владимирской семинарии и осенью, в сентябре обязательно приедет в Россию преподавать в Московской Духовной академии и у нас в Богословском институте. Говорил, что хочет всемерно участвовать в возрождении церковной жизни и духовного образования в России, будет издавать здесь все свои труды на русском языке. Мы слушали, задавали вопросы. После кончины отца Всеволода и нашего старца иеромонаха Павла (Троицкого) мы чувствовали себя осиротевшими, а в тот момент казалось, что в лице отца Иоанна нам снова послан пастырь с богословским взглядом вселенского масштаба. Весь его облик являл духовное трезвение и удивительное благородство, в нем была та особенная простота, которая отличает настоящего аристократа: любой собеседник воспринимался им «на равных». В словах его не было ни малейшей фальши, превозношения, неискренности. Мы выросли в обстановке всеобщего страха, подозрительности, и, даже преодолев страх перед людьми, нам трудно избавиться от ощущения агрессии мирового зла, грозящей откуда-то опасности. Отсюда – труднопреодолимый пессимизм, депрессивное восприятие мира, какая-то «вселенская» тоска. На лице отца Иоанна, напротив, был виден свет внутренней духовной свободы, чуждой греховного страха, ему было присуще радостное спокойствие человека, обретшего Бога, Который есть Любовь, Истина и Жизнь. Мы прощались ненадолго, до осени, а оказалось, что в этот раз у нас, в России, отец Иоанн прочитал свои последние лекции, преподал нам свое духовное напутствие и вернулся в Канаду, чтобы совсем скоро завершить свой земной путь. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ Читать далее Источник: Пасхальная тайна : Статьи по богословию/Протопресвитер Иоанн Мейендорф. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т : Эксмо, 2013. - XXV, 797, с. (Религия. Сокровища православной мысли). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

289-290 290-292 292-293 ВОЛЯ сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого 293-319 319-320 ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) 320-321 321-323 ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича 323-325 «ВОНМЕМ» литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения 325-326 ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу 326-362 362-363 ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ договор, заключенный 23 сент. 1122 г. в г. Вормс (Германия) между герм. имп. Генрихом V и герм. князьями, с одной стороны, и легатами папы Римского Каллиста II - с другой 363-364 364-365 ВОРОБКЕВИЧ Исидор Иоаннович (1836 - 1903), прот., укр. писатель, композитор, педагог, фольклорист, дирижер 365-366 Владимир Николаевич (род. 1941, Москва), прот., ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та (ПСТГУ) 366-367 367-368 ВОРОНАЕВ Иван Ефимович [наст. фам. Черкасов Никита Петрович] (1895-193(?)), основатель первой общины христиан евангельской веры («воронаевцев»), одного из направлений пятидесятничества на территории СНГ 368-393 393-399 «ВОРОНЕЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, выходивший с 1 янв. 1866 по дек. 1909 г. 2 раза в месяц, с 1910 по 1917 г. еженедельно 399-400 400-401 ВОРОНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Воронеж на месте совр. Успенского Адмиралтейского храма в Воронеже 401-403 403-404 405-406 404-405 406-407 407-408 408-410 410-411 411-412 ВОСК вырабатываемое пчелами вещество, используемое как основной материал при изготовлении свечей, в т. ч. церковных 412-413 413-414 ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха

http://pravenc.ru/vol/ix.html

В 2006 г. З. освятил Спасский храм на территории воинской части в Тикси, самый сев. храм России. В исправительных колониях открыты молельные комнаты, в Табагинской колонии строгого режима построен и освящен храм во имя свт. Николая, заложен храм в Ленской колонии. С благословения З. в г. Нерюнгри действует братство свт. Иннокентия Московского, которое ведет катехизаторскую работу, огласительные беседы, издает приходский листок. Социальную направленность имеет деятельность сестричества прмц. Елисаветы в г. Мирном. С 2004 г. по благословению З. в епархии проводятся Якутские ежегодные Рождественские чтения. 30 дек. 2004 г. было организовано изд-во «Якутский благовестник», к-рое с авг. 2005 г. ежемесячно выпускает новостной листок «Православный вестник», распространяемый в приходах епархии, и богослужебную лит-ру на рус. и якут. языках. С 2006 г. по инициативе З. и с благословения Святейшего Патриарха Алексия II выходит в эфир еженедельная телевизионная программа «Простые истины». В епархии получили развитие новые формы миссионерского служения, действует миссионерский отдел. В авг. 2006 г. под рук. З. группа епархиальных миссионеров вместе с учащимися Калужской ДС и представителями власти Якутии совершила миссионерский сплав по р. Лене до пос. Тикси с частицей мощей свт. Николая Чудотворца. В 2007 г. З. возглавил 2-й миссионерский сплав с верховьев р. Лены с частицей мощей Московского и Коломенского митр. свт. Иннокентия (Вениаминова) , в к-ром приняли участие якут. духовенство, учащиеся и преподаватели Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та и Ярославской ДС. В рамках работы Военного отдела епархии осуществляется окормление военнослужащих в воинских частях в Якутске и пос. Тикси. 19 июля 2006 г. решением Свящ. Синода в епархии вновь открыто Якутское ДУ, образовательная деятельность к-рого направлена на подготовку священнических кадров из местного населения. При всех храмах Якутии действуют воскресные школы. В сент. 2005 г. в Мирном была открыта 1-я в республике правосл.

http://pravenc.ru/text/200035.html

В 2010 г. продолжилась практика перенесения святынь из одних частей Московского Патриархата в другие для поклонения. Так, с 18 июля по 19 авг. 2010 г. в Москве находилась чудотворная икона Божией Матери « Призри на смирение » из Введенского монастыря Киева, а в период с 22 нояб. по 6 дек. 2010 г. на Украине пребывала Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление», которая хранится в крестовом храме рабочей Патриаршей резиденции в Москве. Переходя к характеристике внутренней жизни епархий и приходов РПЦ, Патриарх Кирилл напомнил, что Архиерейское Совещание 2010 г. распространило на все епархии инициативу епархиального собрания г. Москвы о введении на всех приходах штатных должностей педагога (катехизатора), социального и молодежного работников. Однако это решение, по мнению Патриарха, реализовывалось недостаточно успешно, в особенности в сельских приходах. Докладчик предложил постепенное решение проблемы. На первом этапе следовало обратить внимание на введение упомянутых штатных должностей, в первую очередь, в крупных приходах, особенно в городских, а также в благочиниях. Лица, занимающие эти должности, должны иметь доход, который позволял бы им полностью посвятить себя возложенному на них служению. Для подготовки необходимых кадров профильными Синодальными отделами организовывались специальные курсы. В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном ун-те было создано отделение молодежной и социальной работы, куда епархии могут направлять своих представителей для получения полного высшего образования по соответствующим специальностям. Патриарх Кирилл указал на необходимость отдавать приоритет не монументальному храмостроительству, а созиданию простых, быстровозводимых и недорогостоящих храмов, в первую очередь в тех местностях, где трудно собрать необходимые для строительства средства. Это вызвано соотношением численности населения и количеством приходящихся на него храмов: в среднем по России на один храм приходится 11 600 чел. населения, исторически относящегося к Православию; лучший показатель по России – 3 000 чел.

http://pravenc.ru/text/2069582.html

образования и катехизации Московского Патриархата. Был одним из основателей и первым ректором (в февр.-мае 1991) православных курсов катехизаторов (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ). В авг. 1991 г. К. был переведен на служение в храм во имя прп. Сергия Радонежского в Крапивенском пер., а с окт. 1992 г. служил в Высокопетровском во имя свт. Петра, митр. Московского, муж. монастыре (здесь с 1991 размещался Отдел религ. образования и катехизации). Был назначен ключарем трапезного монастырского храма во имя прп. Сергия Радонежского. По его благословению начался сбор материалов по истории Высокопетровского мон-ря в ХХ в., были установлены связи с последними прихожанами и тайными монахинями высокопетровской общины 1923-1935 гг., в т. ч. с схим. Игнатией (Пузик) . Результатом этой деятельности стало прославление в 2000-х гг. высокопетровских преподобномучеников Игнатия (Лебедева) , Германа (Полянского) и Феодора (Богоявленского) . Одним из первых среди священников К. начал работать в тюрьмах. 6 окт. 1993 г. он был назначен настоятелем возрожденного по его инициативе храма в честь Покрова Пресв. Богородицы при Бутырской тюрьме. 8 июня 1994 г. К. был возведен в сан протоиерея. Скончался после тяжелой болезни в московской Боткинской больнице. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Важнейшей составляющей христ. служения К. было его церковно-лит. творчество, разнообразное по тематике и жанровому составу; ему принадлежат проповеди и проповеди-эссе, работы по правосл. апологетике в естественнонаучном аспекте, по христ. семейной педагогике, по миссионерской деятельности среди заключенных, церковно-исторические размышления, мемуары. В СССР работы К. получили распространение в правосл. самиздате и были опубликованы после 1991 г. Апологетика Главным апологетическим произведением К. является «Библия и наука о сотворении мира: Опыт естественно-научного толкования книги Бытия», работа над к-рой началась еще в 1961 г. (опубл. в 1996-1997 в ж. «Альфа и Омега»).

http://pravenc.ru/text/1319945.html

Приятно была поражена и весьма обрадована, когда увидела дорогой образ святых, в земле Русской просиявших. Он поставлен в Трапезном Храме в правом приделе (в честь пр[еподобного] Серафима Саровского ]) около амвона. Слава Богу – краски сохранились и все в целости. Слава Богу – все дела нужные успела сделать, посетила своих больных, немощных. К сожалению, одна из них скоропостижно скончалась еще 21/IV с. г., о чем никто меня не известил вовремя. Приятельница моих студенческих годов, Параскева, человек очень добрый, любящий, но решение вопросов веры все откладывала. Сожжена в крематории... В понедельник вечером была за всенощной в храме св. Ильи Пророка, где очень светло, торжественно праздновали Образ Божией Матери «Нечаянная Радость», где служил сам Патриарх Алексий, владыко Пимен и много еще священнослужителей. Несмотря на то то я пришла за 1 ч[ас] до службы, местечко пришлось обрести только в пр[авом] приделе, а приложиться к образу так и не удалось. Служба кончилась в 10 ч[асов], очередь к образу была часа на 2 плюс к этому жар, давка, так что я приложилась только после Литургии, во вторник, которая кончилась половина второго, приложилась в 3 часа, а народ все еще шел и шел. Божест[венную] литургию служил митроп[олит] Николай. Патриарх подарил ризу на Образ «Нечаянной Радости» – золотую, очень изящно сделаную. Дома все живы и по-старчески здоровы. Сестра обрадовалась и пока мирная. Таня еще не приехала, все путешествует по родным и друзьям. (...) Многогрешная М. P.S. Прошу прощения и за помарки, ошибки письма. Переписывать – значит задержать отправку на несколько дней. Простите, простите. Д. 40. Л. 159–159б об. Подлинник. Автограф. 918 См.: Ильинская А. Жены-мироносицы XX века. М.: Паломник, 2005. С. 297 – 338). У Бога все живы: Воспоминания о Даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове). М.: Даниловский благовестник, 1996. С. 100, 129; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-40232. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 2: О - Ю. - 2014. - 791 с. : ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

С 2011 года профессор и заведующий кафедрой «Философии» Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Профессор кафедры теологии и религиоведения Курского государственного университета. В 2003—2005 годах — участник Темплтоновского Семинара в Оксфорде по науке и религии. С 2010 года был председателем диссертационного совета ПСТГУ по защите докторских и кандидатских диссертаций. Автор более 150 научных и научно-методических работ, в том числе 6 монографий. Неоднократно руководил Секцией на ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. Библиография работ автора: Диссертации - Катасонов В. Н. Философские предпосылки историко — научной концепции А.Койре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. — М., 1986. - Катасонов В. Н. Философские предпосылки новоевропейской математики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. — М., 1995. - Катасонов В. Н. Концепция актуальной бесконечности как место встречи богословия, философии и науки. Автореферат на соискание степени доктора богословия. — М., 2012   Монографии - Катасонов В. Н. Боровшийся с бесконечным. Философско-религиозные аспекты генезиса теории множеств Г.Кантора. — М., 1999. - Катасонов В. Н. Хождение по водам. Религиозно-нравственный смысл повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». — Калуга, 1999. - Катасонов В. Н. Философско – религиозные проблемы науки Нового времени. Учебное пособие. — М., 2005. - Катасонов В. Н. Метафизическая математика XVII века. — М., 2010 (1993). - Катасонов В. Н. Христианство, наука, культура. — М., 2011 (2009). - Катасонов В. Н. Введение в философскую феноменологию. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2012. — 52, с. ISBN 978-5-7429-0712-1   Основные статьи - Катасонов В. Н. Критика интерпретации А.Койре позднесхоластических представлений о бесконечном пространстве//Методологические проблемы историко – научных исследований. — М., 1985. Деп. В   ИНИОН 24.06.85,

http://bogoslov.ru/person/461591

О      всех событиях, происшедших в нашей жизни в прошлом году, думаю, что Вашему Преосвященству известно от Д[митрия] П[етровича] О[гицкого]. Для меня лично все происшедшее было особенно чревато последствиями, так как если бы не доброта Владыки Иркутского 427 , то я бы остался вообще без прихода и без возможности служить. В настоящее время один из бывших наших учеников священник о. Николай Швед за близость ко мне и к моей семье Владыкой Антонием 428 уволен из епархии. Ввиду того что у Владыки Иркутского мест свободных нет, осмеливаюсь обратиться к Вашему Преосвященству с покорнейшей просьбой, если Вас, Владыко, это не затруднит, посодействовать устроению священника Николая Шведа в любой епархии, где есть свободные приходы. Простите великодушно, что осмеливаюсь беспокоить Ваше Преосвященство этой моей просьбой. Поручаю себя Вашим святительским молитвам и остаюсь Вашего Преосвященства смиреннейший послушник – протоиерей Михаил Рудецкий. 1 января 1961 г. г. Чита обл. П. Ул. Бабушкина, 63 а Д. 45. Л. 5–5 об. Подлинник. Автограф. 3. 7 января 1962 г. Ваше Преосвященство, дорогой Владыко! Сердечно приветствую Вас с великим праздником Рождества Христова, а также прошу принять мои новогодние пожелания мира, всякого благополучия, душевного спасения и доброго здоровия. Весьма признателен Вашему Преосвященству за присланное поздравление. Д[митрий] П[етрович] тоже коротенько меня поздравил, а письма от него давно уже не было; может быть, теперь напишет. Виделся вчера (26/XII) с моим Владыкой, проезжавшим из Благовещенска домой. Он, слава Богу, чувствует себя хорошо. Прошу Ваших святых молитв. Вашего Преосвященства смиренный послушник прот[оиерей] Михаил Рудецкий. Рождество Христово 25/XII–61 г. 7/I–62 г. Д. 52. Л. 8. Подлинник. Автограф. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 2: О - Ю. - 2014. - 791 с. : ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Шлю Вам всем сердечный привет и здоровья всем желаю. За ваши молитвы жива и здорова греш[ная] Агриппина. Золотовым всем привет, особенно Вале. 17 нояб[ря]. Д. 18. Л. 111–111 об. Подлинник. Автограф. 2. Не позднее 3 мая 1957 г. Воистину Воскресе! Премногоуважаемый и дорогой Владыко святый, низко кланяюсь Вам и прошу Вашего Благословения и целую Вашу благословляющую ручку и поздравляю Вас с прошедшим Высокоторжественным праздником Светлого Христова Воскресения – Святой Пасхи. Дорогой Владыко святый, получила я от Вас иконочку Воскресения Христова, за что душевно благодарю. Спаси Вас Господи на многия лета за Ваши святые молитвы и Ваше благословение. Светлый день встретили хорошо, народу было много, спокойно и тихо, и певчие были хорошие, ученики Владимира Васильевича 868 , и голоса тоже хорошие первый дискант очень голос хороший, так всех и покрывал, а праздник Державной Царицы Небесной тоже справляли одни, с вечера была празднику всенощная, а в пятницу в праздник в триоди постной и празднику справляли, приглашали из ближайших приходов священников и не поехали: один захворал, а другой отказался, и пришлось справлять одним. Я к встрече священника готовилась, ходила к председателю, просила лошадки, и он не против, самую хорошую лошадь выезжали, а они и не поехали, и покушать все сготовила, и все готовились причаститься, старые и малые, и все ждали, и много маленьких детей крестить, младенцев 16, очень мы ждали и готовились к приезду священника – и нет. Дорогой Владыко святый, простите меня Христа ради, и прошу Вашего благословения и Ваших святых молитв. Писала многогрешная и недостойная Агриппина. Д. 23. Л. 105–106 об. Подлинник. Автограф. 863 Гос. архив Владимирской обл. Ф. 568. On. 1. Ед. хр. 495. Л. 27 («Ведомости о лицах монашеству­ющих Успенского монастыря»). Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010