Октябрьское. Архиерейское подворье. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Каменная Свято-Троицкая церковь в посёлке Октябрьское - один из немногих сохранившихся образцов каменного культурного зодчества в Западной Сибири. Появление этого храма, как впрочем, и всех других Православных церквей на территории Обского Севера, населенной хантами, ненцами, манси, было вызвано процессом христианизации. Свято-Троицкая церковь является памятником архитектуры начала XVIII века с многовековой историей и бесценной культурой Кодского княжества. Приняв крещение в Москве, княгиня Анастасия, из правящей семьи кодских князей Алачевых, просит царя основать в своих владениях Православный храм. 19 февраля 1600 года Березовским воеводам была послана царская грамота о строительстве в Коде церкви во имя Живоначальной Троицы. В 1608 году по распоряжению из центра Троицкий храм закрыли ввиду малого числа прихожан. При Михаиле Алычеве Троицкая Церковь была восстановлена. Новый князь не жалел средств на содержание церкви. 20 октября 1653 года в Кодском городке грамотой царя Алексея Михайловича был учрежден Кодский Троицкий монастырь. Главным монастырским храмом являлась холодная деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с шатровым покрытием, двумя приделами и небольшой бревенчатой оградой со святыми воротами. Здесь находилось большое количество икон, книг и монастырский архив. Просуществовала церковь в таком виде около ста лет. После того как церковь обветшала, рядом с ней был заложен в 1731 году каменный пятиглавый Троицкий храм с колокольней и двумя приделами - во имя Казанской иконы Божией Матери и святого Николая Мирликийского Чудотворца. 22 февраля 1758 года Троицкая холодная церковь была освящена, 8 и 9 июля 1765 года освятили и теплые приделы. Почти сразу же подвальные помещения под храмом были отданы под склад для продуктов. В результате свод и стены из-за сырости стали портиться, на потолке в Казанском приделе образовалась трещина. В течении XIX века храм неоднократно перестраивался и обновлялся. К 1862 году все трещины были заделаны, стены здания и шатровой колокольни оштукатурены и побелены, кресты и четыре малых купола вызолочены. Большой центральный купол выкрасили в зеленый цвет и расписали серафимами с золочеными крыльями. Кроме того, к церкви и колокольне пристроили два новых крыльца, сделали в приделах новые печи, а вокруг монастыря поставили новую бревенчатую ограду.

http://sobory.ru/article/?object=24835

Патакино. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Классицизм доминировал в усадебной архитектуре XIX века во Владимирской губернии. По проекту неизвестного архитектора первой половины XIX века строилась и усадьба Безобразова в селе Патакино под Камешково. Из усадьбы на сегодняшний день сохранилось лишь несколько построек, все в аварийном состоянии: главный усадебный дом, Троицкая церковь, несколько служебных строений. В советское время усадьба использовалась как санаторий. Троицкая церковь непосредственно использовалась по всей видимости и как столовая и как актовый зал. После строительства нового корпуса неподалеку, тоже на территории бывшей усадьбы, был размещен областной противотуберкулезный диспансер, старые постройки пришли в запустение. Троицкая церковь оказалась бесхозным, опасным в санитарном отношении (микробактерии туберкулеза) строением без окон и дверей, с множеством повреждений конструкций. Опорные исторические сведения:  Село Ковалево (Патокино тож) при р. Клязьме находится в 37 верстах от г. Владимира. Двойное название села получилось оттого, что здесь соединены два прихода - Воскресенской и Троицкой церквей: часть села, принадлежавшая Воскресенской церкви, называлась Патокино, другая же при Троицкой церкви - Ковалёвым. Сельцо Патокино в XVII столетии принадлежало помещику Ивану Федоровичу Акинфову. В половине XVII столетия им же построена была здесь церковь и освящена во имя Воскресения Христова. В 164 (1656) году патриаршим приказом положено было с этой церкви " дани рубль семь алтын 2 деньги, заезда гривна " . Ковалёво же во второй половине XVII столетия было в вотчине князей Ромодановских и состояло в приходе Николо-Пестьянского погоста. В 181 (1673) году по многочисленности прихода в Ковалеве была построена особая церковь и освящена во имя Живоначальной Троицы; на эту новую церковь было положено дани 20 алтын, заезда гривна. В 1696 году дань была увеличена.  В XVII столетии Ковалёво принадлежало окольничему Н. И. Акинфову. Как долго существовала здесь деревянная церковь, построенная в 1673 году, неизвестно. Но в 1824 году на средства помещика Д. А. Безобразова начата была постройкой каменная церковь; один придел освящён в том же году, а другой только в 1854 году; главный же холодный храм оставался не отделанным и не освящённым до 1863 года.

http://sobory.ru/article/?object=02470

Протоиерей Владислав Цыпин: «Не надо стремиться навстречу духу века сего» О патриархе Варфоломее, расколе на Украине, Малюте Скуратове и эпохе Сталина Николай Бульчук Сегодня наш гость – протоиерей Владислав Цыпин, доктор богословия и церковной истории, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, преподаватель Московской и Сретенской духовных академий. Как складываются взаимоотношения Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом? Каковы перспективы Православной Церкви Украины (ПЦУ)? Как наша Церковь продолжает свое служение в сложившихся условиях? А также, почему наша Церковь до сих пор не может высказать согласованное мнение об эпохе Иоанна Грозного и «вожде всех народов»? На эти вопросы мы попросили ответить отца Владислава. – Отец Владислав, почему наша Церковь по-прежнему находится в разрыве с Константинопольским Патриархатом и, соответственно, с теми Церквями, которые поддержали новоявленную ПЦУ? Большое количество Церквей уже признало ПЦУ и ее «предстоятеля» митрополита Епифания. Получается, что Русская Православная Церковь сегодня несет главную «нагрузку» по противостоянию этой раскольничьей структуре и незаконным действиям патриарха Варфоломея в целом? – Я полагаю, что не признавших раскольников за законную каноническую Церковь и, соответственно, отвергающих акт патриарха Варфоломея о даровании автокефалии раскольникам не меньшинство, а все-таки значительное большинство. Мне известно, что грекоязычные Церкви (Александрийский Патриархат, Элладская Церковь) признали ПЦУ. Конечно, Александрийский или Константинопольский престолы в диптихе занимают (или занимали до этого) первенствующие места, хотя, если иметь в виду численность православных епископов (тем более священников и еще больше – паству), то это все равно ничтожное меньшинство. Собственно говоря, признала ПЦУ только одна национальная Поместная Церковь – это Элладская Церковь. А пока (надеюсь, впрочем, что так будет и впредь) ни Румынская, ни Болгарская, ни Сербская Православные Церкви раскольников за каноническую Церковь по-прежнему не считают. Поэтому если оценить православный мир, православную паству (самым скромным образом) в 250 миллионов человек (речь идет, разумеется, не о тех людях, которые живут благочестиво и соблюдают все церковные нормы и правила, но так статистику не ведут, так можно попытаться считать лишь святых людей), – итак, если говорить в общем о числе всех православных, то такая статистическая оценка будет более или менее верной. Но мне кажется, что сегодня все-таки около 15 миллионов из этой многочисленной паствы принадлежат к Церквям, которые признали раскольников за каноническую Церковь.

http://pravoslavie.ru/142463.html

Санкт-Петербург. Домовая церковь Рождества Иоанна Предтечи при бывшем Первом кадетском корпусе. Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:1744. Архитектор:Дж. Трезини Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, Университетская наб., 15 Координаты: 59.938733, 30.295942 Проезд:метро " Василеостровская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ при 1-м кадетском корпусе (упраздненные церкви ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА и БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при дворце кн. А. Д. Меншикова) В 1703 Петр I подарил Васильевский остров своему любимцу – кн. Александру Даниловичу Меншикову (1673–1729). Уже через два года в усадьбе князя отмечена Воскресенская „полотняная церковь“, перенесенная с Преображенского острова. Вернувшись в 1710 после пятилетнего отсутствия в столицу, генерал-губернатор Ингерманландии начал по проекту итальянца Дж. М. Фонтана возведение пышного четырехэтажного дворца, законченного девять лет спустя. В западном крыле дворца, в бельэтаже, на половине жены князя Дарьи Михайловны, урожд. Арсеньевой, до 1725 действовала небольшая домовая церковь Благовещения, которую затем перенесли в Воскресенский храм. В 1732 иконостас из нее передали в Андреевскую церковь (собор ап. АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО), а позже – в соседнюю Трехсвятительскую (приходскую церковь ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ Грузинского православного прихода). Рядом с дворцом 23 ноября 1713, в именины князя, в присутствии Петра I с супругой, была освящена мазанковая церковь Воскресения Словущего, стройная колокольня которой с курантами „о четырех кругах“ заметно выделялась среди немногих тогдашних строений Васильевского острова. По словам Берхгольца, церковь была „внутри хорошо расписанной и позолоченной“ и считалась, наряду с Троицким собором, одной из красивейших в новой столице. По словам другого путешественника, „внутри имеется несколько вырезанных из дерева скульптур и кафедра“. Церковь простояла до 1729, когда была закрыта. В следующем году ее разобрали.

http://sobory.ru/article/?object=11217

Святица. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Успенская церковь каменная, построена в 1813 г. расстоянием от г. Вятки в 130 верстах, от уездного города в 70 верстах. Кладбищенская Трехсвятительская церковь деревянная, построена в 1853 г. Причта по штату положено: 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщика; все три священника имеют свои дома, диакон Попов проживает в наемной квартире, получая пособие 5 руб. в месяц; диакон Яхонтов и псаломщики живут в казенных квартирах. Земли: усадебной 15 десятин, пахотной 125 десятин, сенокосной 40 десятин, неудобной 15 десятин 766 сажень. Братский денежный доход по общей кружке: священника 500 руб., диакона 370 руб., псаломщика 170 руб.; по частной кружке: священника 200 руб., диакона 140 руб., псаломщика 70 руб. Руги собирается на весь причт до 235 пуд. ржи и 400 п.уд овса. Прихожан: православных русских 3992 муж. пола, 4206 жен. пола, приход состоит из 73 селений расстоянием до 12 верст. Село расположено на правом возвышенном берегу реки Святицы; местность безлесная. В приходе школы: церковно-приходская в селе, четыре земские начальные в деревнях в расстоянии от села от 5 до 12 верст и одно министерское одноклассное училище в деревне в 9 верстах. Главное и исключительное занятие прихожан землепашество. Из древних книг, принадлежащих церкви, следующие: евангелие в пол-листа издание 1701 г. в Москве; служебник с киноварью издано в Москве 1657 г. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». Село Святица (Святицкое, Светица) – первое село на территории/Фаленского/района. Название получило по названию реки. Первая деревянная церковь построена в год основания села – в 1651 г. и названа в Честь и память Всех Святых (Всехсвятская). О. Н. Виноградов называет точную дату основания села 19.08.1651. Храмозданная грамота на первую церковь не сохранилась. В 1675 г. вместо нее построена новая деревянная церковь того же наименования. В 1710 году на «Погосте у речки Святицы» проживали одни священники. В 1760 – 63 гг. построена вновь деревянная церковь того же наименования с приделом в честь Святых Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев (освящена в ноябре 1763г.). А в следующем, 1764 г. старую церковь разобрали.

http://sobory.ru/article/?object=30249

Симферополь. Церковь Константина и Елены. Церковь Святых равноапостольных Константина и Елены Карта и ближайшие объекты В 1785г. командир полка Б.А. Тищев купил небольшой татарский дом и устроил в нём полковую церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены, которая по праву считается первым православным храмом Симферополя.ьВо время своего путешествия по Крыму императрица Екатерина II в мае 1787г. посетила Симферополь и молилась в Константино-Еленинской церкви. С середины XIX в.церковь становится домовой, а с 1914г. снова полковой. В 20-е годы XX в. церковь закрыли.  В 2001г. здесь отслужили первое за долгие годы Богослужение. Первый памятник, установленный в Симферополе в честь екатерининского военачальника князя Василия Михайловича Долгорукого (1722—1782), армия которого в 1771 году овладела Крымом. В 1783 году Крым окончательно был присоединен к России. Главный город будущей Таврической области решили строить рядом с татарским поселением Ак-Мечеть, где расквартировались русские войска. Православных храмов в Ак-Мечети не было, поэтому в 1785 году командир полка Б.А. Тищев купил небольшой татарский дом, хозяин которого уехал в Турцию, и устроил в нем полковую церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены. Она находилась на границе средневекового поселения Ак-Мечеть и нового города Симферополя. После ухода из Ак-Мечети русских войск церковь на некоторое время опустела. В 1786 году правитель Таврической области В. В. Каховский распорядился установить в церкви иконостас и возобновить богослужение. Но город рос, число христиан увеличивалось, они уже не могли уместиться в маленьком храме. Во время своего путешествия по Крыму императрица Екатерина II 26 мая 1787 года посетила Симферополь и молилась в Константино-Еленинской церкви. Пораженная ее бедностью и простотой, императрица выразила желание видеть в губернском городе «приличный храм соборный» и пообещала подарить церковную утварь и ризницу. Однако еще почти двадцать лет православные жители Симферополя приходили в маленькую старую церковь. Они обращались к Новороссийскому архиепископу Афанасию с просьбой разрешить строительство нового храма в их городе. Но новая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла появилась только в 1806 году.

http://sobory.ru/article/?object=08803

Строительство храмов Псковскими архиепископами и Санкт-Петербургской консисторией проявлялась забота о постройке новых православных храмов и об устройстве приходов, из казны для этой цели отпускались значительные средства. Так, почти заново была построена одна из первых церквей в присоединившейся к России Эстляндии, в Пернове. Еще в 1710 г. русским отдали принадлежавшую ранее эстам Иоанновскую кирку. Ив. Шахов писал, что видел в этом храме серебряный позолоченый потир с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова с надписью в нижней части по-немецки: «Роллоф Шверц приносит в дар Иоанновской церкви во славу Божию в Пернове в лето 1688». «По-видимому,— писал Шахов,— сосуд этот перешел к православным вместе со зданием церкви» . Вскоре построили еще одну, которую освятили в честь Успения Божией Матери с приделом благоверного князя Гавриила . К 1758 г. она была уже так ветха, что комендант города ходатайствовал о фундаментальной ее перестройке или даже о строительстве новой. Церковь эту видела императрица Екатерина II, проезжавшая в 1763 г. через Пернов. Она и повелела построить новую церковь, утвердив смету строительных работ. Через шесть лет постройка была закончена за счет казны. По-прежнему церковь называлась Успенской, но в том же году «неизвестно по какому распоряжению переименована в Екатерининскую» . Впоследствии к ней пристроена была придельная церковь в честь Покрова Божией Матери. Кроме этой приходской церкви в самом городе находилась еще гарнизонная церковь во имя благоверного князя Александра Невского, построенная, по-видимому, также сразу после вступления в Пернов русских войск, потому что уже в 1744 г. Псковский епископ Стефан (Калиновский) разрешил вместо этой обветшавшей построить новую деревянную церковь. В 1791 г. по ветхости и ее разобрали, а памятником ее существования осталась храмовая икона святого Александра Невского, в XIX в. оказавшаяся в Екатерининской церкви . В Дерпте вскоре после войны была построена небольшая деревянная церковь, упоминавшаяся в архивных документах 1730 г. как храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, но к 1749 г. она требовала серьезного ремонта и рядом поставили полковую походную церковь, где и происходило богослужение. Еще И. Шахов писал о найденных им в дерптском магистрате планах строительства двух православных церквей. Он предположил, что именно по этим планам возводились храмы в городе после 1710 г. и в 50-х гг. за счет российской казны . Эта новая церковь Успения сгорела во время большого пожара в 1775 г. По повелению Екатерины II в 1783 г. в Дерпте была построена новая Успенская церковь, ныне Успенский собор.

http://sedmitza.ru/lib/text/430208/

Теребени. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты Погост и церковь в Теребени упоминаются с конца 16 века. Существующая церковь построена во второй половине 18 века местным помещиком Карауловым. Погост располагался вблизи старой дороги Опочка – Новоржев (бывший Новоржевский военный тракт). Церковь деревянная, обшита тесом. Позднее пристроили колокольню по проекту И. Пузырева. В церкви похоронен отец полководца М.И. Кутузова. Действует. Псковские власти в 2013 году приступят к реставрации уникального памятника деревянного зодчества XVIII века — храма Воскресения — усыпальницы родителей героя Отечественной войны 1812 года, фельдмаршала Михаила Кутузова. Храм Воскресения Словущего в деревне Теребени Опочецкого района — один из немногих сохранившихся памятников деревянного зодчества XVIII века. В его подвале находится склеп, где похоронены родители фельдмаршала Кутузова — генерал-поручик Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов и его жена Анна Илларионовна (урожденная Бедринская). Церковь является объектом культурного наследия регионального значения. Источник: сайт  " Историческая правда. Россия. Беларусь "    Храм Воскресения Словущего на погосте села Теребени — в сущности, последний источник жизни этого постепенно умирающего села. Ради него в псковскую глушь едут историки, любителей тайн и просто православные люди, которых привлекает личность настоятеля Воскресенской церкви, отца Георгия (Мицова). Погост и церковь находятся на отшибе, дальше только овраг и лес. К воротам ведет узкая дорожка. Рассмотреть церковь издали можно разве что поздней осенью и ранней весной. В остальное время ее закрывают кроны буйно разросшихся деревьев, выглядывает лишь самый высокий купол да шпиль колокольни. Зато перезвон колоколов слышно по всей округе. В абсолютной тишине, которая здесь царит, этот звук пробирает до мурашек. Деревянный храм, сохранившийся с XVIII века — огромная редкость для Псковской области. По поводу года его постройки у историков нет единого мнения: одни называют 1757-й, другие 1778-й, третьи 1889-й. Точность датировки важна даже не сама по себе — от нее зависит имя заказчика. Если церковь заложена в 1757 или 1778 году, то заказчиком был Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов, генерал-поручик, выдающийся военный инженер, сенатор. Ему принадлежали окрестные земли и имение Ступино, в километре от Теребеней. Если же Воскресенскую церковь возвели в 1789 году, через пять лет после смерти Иллариона Матвеевича, то храм построен по воле его сына — светлейшего князя Михаила Илларионовича, генерал-фельдмаршала, «спасителя Отечества».

http://sobory.ru/article/?object=08143

Требуховцы. Церковь Иоанна Богослова. Иоанно-Богословская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:Между 1812 и 1818. Адрес: Украина, Хмельницкая область, Летичевский район, с.Требуховцы Координаты: 49.431762, 27.415076 Проезд:Церковь расположена недалеко от трассы Винница-Хмельницкий, рядом с замком в с.Меджибож. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм существует уже около 200 лет. Предполагаемая дата строительства – между 1812 и 1818 годами. Церковь возвели на месте более раннего деревянного храма. Отдельная 3-ярусная колокольня была построена в 1840-х годах. За всю свою историю церковь всегда была действующей, только в советские времена была закрыта. Сегодня храм открыт для всех прихожан православного вероисповедания. Небольшое село Требуховцы, которое давно бы слилось с Меджибожем, если бы не небольшая пойма Южного Буга - оба населённых пункта всю историю сосуществования шли рядом, хотя последний и выступал в качестве доминирующего, предоставляя крестьянам первого в случае опасности кров и защиту в стенах могучей крепости. Здесь порознь сосуществовали свои администрации, свой жизненный уклад, свои святыни. Видимо, изначально в Требуховцах существовала собственная православная церковь (скорее всего униатская), так как подавляющее большинство их полуторатысячного населения всегда составляли крестьяне. Хотя с какого именно времени существовал в селе храм и сколько реинкарнаций пережил - о том информация теряется где-то в глубинах времён. Известно лишь, что уже в XVIII столетии местная церковь, освящённая в честь Иоанна Богослова была деревянной, а уже к концу века настолько обветшала, что требовала немедленного ремонта. На сходе православной общины решено было, что вместо ремонта старого храма, нужно выстроить на том самом месте церковь из кирпича, что в то время было дорогим удовольствием. Именно поэтому работы по возведению святыни (начало было положено в 1812 г.) продолжались до 1818 года, а первоначальный проект этого храма не предусматривал возведение колокольни, что ещё больше бы повысило бы его стоимость.

http://sobory.ru/article/?object=38440

Церковь § 1. Православие есть Церковь Христова на земле. Церковь Христова есть не учреждение, но новая жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым. Христос, Сын Божий, пришедший на землю и вочеловечившийся, соединил Свою божественную жизнь с человеческой жизнью, Бог сделался человеком и эту Свою богочеловеческую жизнь Он дал и братьям Своим, «верующим во Имя Его». Иисус жил среди людей и умер крестной смертью , но воскрес и вознесся на небо. И, вознесшись на небо, Он не отлучился от Своего человечества, но пребывает с ним всегда, ныне и присно и во веки веков. Свет воскресения Христова осиявает Церковь , и радость Воскресения, победы над смертью , ее исполняет. Господь Воскресший живет с нами, и наша жизнь в Церкви есть сокровенная жизнь во Христе. «Христиане» потому и носят это имя, что они суть Христовы, они во Христе, и Христос в них. Боговоплощение не есть только идея или учение, но прежде всего событие, совершившееся единожды во времени, но имеющее всю силу вечности, и это пребывающее боговоплощение как совершенное соединение, нераздельное, хотя и неслиянное, обоих естеств, божеского и человеческого, и есть Церковь . Церковь есть человечество Христово, Христос в человечестве Своем. Так как Господь не просто приблизился к человеку, но и отождествился с ним, сам став человеком, то Церковь есть Тело Христово, как единство жизни с Ним, Ему послушной и Ему подвластной. Тело принадлежит, его жизнь не есть его собственная, но воодушевляющего его духа, а вместе с тем оно от него отличается: согласно с ним и самобытно в одно и то же время, и здесь не единство безразличия, но двуединство. Эта же самая мысль выражается и тогда, когда Церковь именуется Невеста Христова, или Жена Логоса: отношение между женихом и невестой, мужем и женой, взятое в их предельной полноте, есть совершенное единство жизни при сохранении всей реальности их различия: двуединство, не расторгаемое двойством и не поглощаемое единством. Церковь как Тело Христово не есть Христос, Богочеловек, ибо она есть человечество Его, но она есть жизнь во Христе и со Христом, жизнь Христа в нас: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010